Скоморох
![]() | В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( сентябрь 2021 г. ) |



A skomorokh ( скоморох in Russian , скоморохъ in Old East Slavic , скоморахъ in Church Slavonic . Compare with the Old Polish skomrośny , skomroszny [1] ) был средневековым восточнославянским арлекином или актером, который также умел петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и сочинять устные/музыкальные и драматические представления.
Этимология
[ редактировать ]Этимология . слова до конца не ясна [2] Существуют гипотезы, что слово произошло от греческого σκώμμαρχος (ср. σκῶμμα , «шутка»); от итальянского Scaramuccia («джокер», ср. англ. Scaramouch ); от арабского масара ; и многие другие. [3]
История
[ редактировать ]Скоморохи появились в Киевской Руси не позднее середины XI века, а фресковые изображения скоморохов-музыкантов в Софийском соборе в Киеве (Украина) относятся к XI веку. [3]
» . С этим периодом согласуется «Первая летопись о скоморохах Монах-летописец объявил их слугами дьявола. Более того, Восточная Православная Церковь часто критиковала их и другие элементы популярной культуры как непочтительные, отвлекающие от поклонения Богу или откровенно дьявольские. Например, Феодосий Киевский , один из сооснователей Печерского монастыря в XI веке, называл скоморохов «злом, которого следует остерегаться добрым христианам». [4] Их искусство было связано и адресовано простым людям и обычно выступало против правящих групп. И феодалы, и духовенство считали их не просто бесполезными, но даже идеологически вредными и опасными.
Они подвергались гонениям в годы монгольского ига , когда церковь усиленно пропагандировала аскетический образ жизни. Их искусство достигло своего расцвета в 15-17 веках. В их репертуар входили пародийные песни, драматические и сатирические сценки, называемые по-русски «глумы » ( глуми по-украински), исполнявшиеся в масках и платьях-скоморохах под звуки домры , балалайки , гудка , волынки или бубена (разновидность бубна ). Появление русского кукольного театра было напрямую связано со спектаклями скомороха. [3]
Скоморохи выступали на улицах и площадях города, вовлекая зрителей в свою игру. Обычно главным героем спектакля скомороха был веселый и дерзкий мужик комической простоты. В XVI-XVII веках скоморохи иногда объединяли свои усилия и выступали в ватаге (ватага по-украински - большая толпа), численностью от 70 до 100 человек. Скоморохи часто подвергались преследованиям со стороны Русской Православной Церкви и гражданских властей.
В 1648 и 1657 годах царь Алексей Михайлович издал указы о запрещении скоморохского искусства как кощунственного, инвентарь их уничтожался, скоморохи попадали в плен, подвергались преследованиям, но актеры все равно изредка выступали во время народных гуляний. [5] [6] [7] В XVIII веке искусство скомороха постепенно угасло; передавая некоторые свои традиции балаганам [ балаган по -украински) и райокам ( райок по-украински). [3]
Роль скоморохов в сохранении и распространении фольклора была тесно связана с их важным вкладом в развитие светской музыки сначала в Киевской Руси, а затем и в Московской Руси. До принятия христианства в конце X века киевская музыка характеризовалась прежде всего ритуальными песнями богослужения, церемониальными (т. е. свадебными, похоронными) песнями и сезонными песнями, такими как колядки и гаивки . Вместе с византийским христианством пришли византийские песнопения и энергичные попытки подавить местную музыку из-за ее тесного отождествления с язычеством. Эта попытка подавления была лишь частично успешной, поскольку она была направлена в основном на более густонаселенные городские центры и оставила относительно нетронутыми отдаленные сельские районы с их процветающей народной музыкой. [8]
В популярной культуре
[ редактировать ]Скоморох присутствует в первой серии Андрея Тарковского фильма «Андрей Рублёв» (1966). В поисках укрытия от дождя главные герои проникают в сарай, где группу жителей деревни развлекает скоморох (роль Ролана Быкова ). Скоморох зарабатывает на жизнь своими язвительными и непристойными социальными комментариями, высмеивая бояр и церковь. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ https://en.wiktionary.org/wiki/скоморох [ источник, созданный пользователем ]
- ^ «без названия» . starling.rinet.ru .
- ^ Jump up to: а б с д Курочкин О. В. (2012). Скоморохи. Энциклопедия истории Украины: в 10 т. (in Russian). Vol. 9. Киев: Киев: Научная мысль. pp. 610–611.
- ^ Feodosii Pecherskii, Sochinenia , I. I. (Izmail Ivanovich) Sreznevskii, ed., in Ucheniia zapiski vtorogo otdelenie Imperatorskoi Akademii Nauk , Vol. 2, no. 2, (St. Petersburg: Tipografii Imperatorskoi Akademii Nauk, 1856), 195; See Russell Zguta, "Skomorokhi: The Russian Minstrel-Entertainers", Slavic Review 31 No. 2 (June 1972), 297–298; Idem, Russian Minstrels: A History of the Skomorokhi (Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1978).
- ^ "Интерфакты. Часть 6. Балалайка" [Interfacts. Part 6. Balalaika] (in Russian). Tomsk Regional State Philarmony . Archived from the original on 9 May 2018 . Retrieved 6 June 2019 .
- ^ «Почему приказал Алексей Михайлович сжечь все балалайки» . Кириллица.ру. декабря 7 Получено 7 июня.
Об охоте на ведьм времен инквизиции знают все , но мало кто знает, что в России 17 века с той же целью сжигали балалайки.
- ^ "Чем исполнители-баяны отличались от скоморохов на Руси?" [How did performers-bayans differ from skomorokhs in Russia?]. detskiychas.ru (in Russian). Children's Hour . Retrieved 6 December 2020 .
- ^ Згута, Р. «Скоморохи: русские менестрели-артисты» https://doi.org/10.2307/2494335
Внешние ссылки
[ редактировать ]медиафайлы по теме: Скоморохи. Викискладе есть
- Скоморохи – трубадуры Древней Руси.