Лубок

Лубок заимствованным из литературы (множественное число лубки ; русский язык : лубо́к, лубо́чная картинка ) — русский лубок , характеризующийся простой графикой и повествованием, , религиозных рассказов и народных сказок. Лубковые оттиски использовались в качестве украшения домов и постоялых дворов. Ранними примерами конца 17-го и начала 18-го веков были гравюры на дереве , за которыми следовали гравюры или офорты середины 19-го века , а также литография . Иногда они появлялись в сериалах, которые можно рассматривать как предшественников современных комиксов . Дешевые и простые книги, похожие на буклеты . [1] состояли из картинок, называются литературой лубочной в . которые основном И картины, и литературу обычно называют просто лубками . Русское слово лубок происходит от слова луб – особого вида доски (вторичной флоэмы), на которой печатались картинки.
Фон
[ редактировать ]
Русские лубки стали популярным жанром во второй половине 17 века. [2] На русский лубок в первую очередь повлияли «гравюры на дереве и гравюры, выполненные в Германии, Италии и Франции в начале XV века». [3] Его популярность в России была обусловлена тем, насколько недорого и довольно просто было дублировать отпечаток с помощью этой новой техники. [3] Лубоки обычно продавались на различных рынках представителям низшего и среднего классов. Производство лубков было сосредоточено в Москве в районе Никольской улицы. [4] Этот вид искусства был очень популярен среди этих двух социальных слоев, потому что они предоставляли им недорогую возможность выставлять произведения искусства в своих домах. [5] Религиозные темы были заметными до 1890 года, когда светские темы стали более распространенными. В 1914 году было выпущено 32 000 наименований лубков , тираж составил 130 миллионов. [6]

Оригинальные лубки представляли собой гравюры на дереве. [7] « Коренская библия-картинка» (1692–1696) установила наиболее выдающийся стиль — «древнерусскую» передачу интернациональной иконографии и сюжетов, наиболее тесно связанных с фресками Верхней Волги. [8] Однако к середине 18 века гравюры на дереве в основном были заменены техниками гравировки или травления , что позволило сделать гравюры более подробными и сложными. [9] После печати на бумаге изображение раскрашивалось вручную разбавленными темперными красками. [10] Хотя сами отпечатки обычно были очень простыми и без украшений, конечный продукт с добавлением темперной краски был на удивление ярким, с яркими цветами и линиями. Драматический колорит ранних гравюр на дереве был в некоторой степени утрачен при переходе к более детальным гравюрам. [7]
Помимо изображений, эти народные гравюры включали также рассказ или урок, соответствующий представленной картине. Русский ученый Александр Богуславский утверждает, что стиль лубка «представляет собой сочетание традиций русской иконописи и рукописной живописи с идеями и сюжетами западноевропейской гравюры на дереве». [7] Обычно художник-лубок включал минимальный текст, дополняющий большую иллюстрацию, занимающую большую часть гравюры.
Жанры лубка
[ редактировать ]Фольклорист Дмитрий Ровинский известен своей работой по классификации лубков. Его система очень подробная и обширная, а его основные категории таковы: «иконы и иллюстрации к Евангелию ; добродетели и пороки женщин; учение, алфавиты и числа; календари и альманахи; легкое чтение; романы, народные сказки и героические легенды; рассказы». о Страстях Христовых , Страшном суде и страданиях мучеников ; народные развлечения, включающие масленичные гулянья, кукольные комедии, пьянство, музыку, танцы и театральные ; представления на тему Ивана Грозного и Петра I , заимствованные из зарубежных сатир источники; народные молитвы ; и спонсируемые правительством иллюстрированные информационные листы, включая прокламации и новости». [7] Существуют также еврейские примеры, в основном из Украины. Многие лубки можно разделить на несколько категорий.
- Русские «лубки»
- Джокер и его жена . Этот лубок XVIII века представляет собой переработку немецкой гравюры.
- Изображение зодиака
- Коза и Медведь (конец 19 века).
- Монстр из ада . Русский лубок XIX века, раскрашенный вручную.
- Современный сельский сарай с отделкой лубком
Лубок войны
[ редактировать ]

Сатирическая версия играла важную роль в лубках русского военного времени. Он используется для сатирического изображения Наполеона , изображая русских крестьян героями войны. Это также вдохновило других россиян помочь в войне, попытавшись «...переопределить русскую национальную идентичность в наполеоновскую эпоху » (Норрис 2). Лубоки давали русским возможность высмеивать французского врага, и в то же время демонстрировать «русскость» России. «Эти военные лубки высмеивали Наполеона и изображали французскую культуру как выродившуюся» (Норрис 4). Лубок был средством Чтобы укрепить идею победы над французскими захватчиками и продемонстрировать ужасные разрушения, которые Наполеон и его армия причинили России. Чтобы помочь возродить русский дух, лубки продемонстрировали: «Опыт вторжения и последующей русской зимы сделал Наполеона и его войска бессильными, а лубки. проиллюстрировал эту точку зрения, изображая французского лидера и солдат бессильными перед лицом крестьян, женщин и крестьян. Казаки » (Норрис 9). Все разнообразие изображений русских героев помогло определить и распространить веру в русскую идентичность.
Лубок о Русско-японской войне
[ редактировать ]Русско -японская война 1904–1905 годов началась 8 февраля 1904 года под Порт-Артуром внезапным нападением Императорского флота Японии . В то время «Россия была признанной европейской державой с крупной промышленной базой и регулярной армией в 1,1 миллиона солдат. Япония, располагавшая небольшими природными ресурсами и тяжелой промышленностью, имела армию численностью всего 200 000 человек». [11] Из-за ошеломляющей разницы в военной обороне Россия предполагала, что одержит верх еще до начала войны. Лубоки, изображающие самоуверенность русской армии, были созданы потому, что законы о цензуре того времени не позволяли существовать сатирическим журналам.
С использованием сатирических , часто расистских карикатур в лубках демонстрировались такие картинки, как «казачий солдат избивает японского офицера, а русский матрос бьет японского матроса кулаком по лицу». [12] Эти лубки, выпущенные в Москве и Санкт-Петербурге, были созданы анонимно и зафиксировали большую часть Русско-японской войны.
Возможно, из-за чрезмерной самоуверенности русских: «Во время битвы японские генералы смогли оценить своего противника и предсказать, как он отреагирует при определенных обстоятельствах. Это знание позволило им устроить ловушку и победить численно превосходящего врага». [13] Поэтому российское правительство в конечном итоге вмешалось в действие своих законов о цензуре и прекратило создание новых сатирических лубков. Всего за 1904–05 было создано около 300 лубков.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лайонс, Мартин. Книги: Живая история. Издательство Гетти, 2011, 158.
- ^ Фаррелл, Дайан Эклунд . «Средневековый народный юмор в русском лубке XVIII века». стр. 552
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фаррелл, Дайан Эклунд. «Происхождение русских лубков и их социальная среда в начале XVIII века». п. 1
- ^ Лайонс, Мартин (2011). Книги: живая история . Лос-Анджелес, Калифорния: Публикации Getty. п. 158. ИСБН 9781606060834 .
- ^ Ян, Хубертус Ф. «Патриотическая культура в России во время Первой мировой войны». Издательство Корнельского университета: Итака и Лондон. стр.12
- ^ Лайонс, Мартин (2011). Книги: Живая история . Лос-Анджелес: Публикации Гетти. стр. 158–159. ISBN 9781606060834 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Богуславский, Александр (29 января 2007 г.). «Русский лубок» . Проверено 1 октября 2012 г.
- ^ A.G. Sakovich, Russkaia gravirovannia kniga Vasiliia Korenia, 1692-1696, Moscow, Izdatelstvo "iskusstvo", 1983.
- ^ Ян, Хубертус Ф. «Патриотическая культура в России в годы Первой мировой войны». Издательство Корнельского университета: Итака и Лондон. стр.12
- ^ «Русский лубок – русский проект» . 29 января 2007 года . Проверено 1 октября 2012 г.
- ^ Альбро, Уок . «Величайшее сухопутное сражение Русско-японской войны». Военная история 21.6 (2005): 58-65.
- ^ Брайант, Марк . «Плавающий мир в состоянии войны». История сегодня 56.6 (2006): 58-59.
- ^ Альбро, Уок. «Величайшее сухопутное сражение Русско-японской войны». Военная история 21.6 (2005): 58-65.
Библиография
[ редактировать ]- Адела Роаткап, «Лубки. Гравюры древней России», в скобках ; 10 (ноябрь 2004 г.), с. 22-23
- Норрис, Стивен. «Образы 1812 года: Иван Теребенев и русский военный лубок», в журнале «Национальные идентичности» ; 7 (2005): стр. 1–15. дои : 10.1080/14608940500072909
- Фаррелл, Дайан, «Шаманские элементы в некоторых русских гравюрах на дереве начала восемнадцатого века», в журнале «Славянский обзор» ; 54 (1993): стр. 725–744.
Внешние ссылки
[ редактировать ]