Jump to content

Лубок

Лубок 1760-х годов «Мыши хоронят кота » обычно считают карикатурой на захоронение Петра Великого , автором которой являются его оппоненты. Подпись над котом гласит: «Кот Казанский, Ум Астраханский, Мудрость Сибири» (пародия на титул русских царей ). Современные исследователи говорят, что это изображение карнавальной инверсии, «переворачивающей мир с ног на голову».

Лубок заимствованным из литературы (множественное число лубки ; русский язык : лубо́к, лубо́чная картинка ) — русский лубок , характеризующийся простой графикой и повествованием, , религиозных рассказов и народных сказок. Лубковые оттиски использовались в качестве украшения домов и постоялых дворов. Ранними примерами конца 17-го и начала 18-го веков были гравюры на дереве , за которыми следовали гравюры или офорты середины 19-го века , а также литография . Иногда они появлялись в сериалах, которые можно рассматривать как предшественников современных комиксов . Дешевые и простые книги, похожие на буклеты . [1] состояли из картинок, называются литературой лубочной в . которые основном И картины, и литературу обычно называют просто лубками . Русское слово лубок происходит от слова луб – особого вида доски (вторичной флоэмы), на которой печатались картинки.

Корен Картинка-Библия (1692–1696) , Сотворение Адама , стр.6

Русские лубки стали популярным жанром во второй половине 17 века. [2] На русский лубок в первую очередь повлияли «гравюры на дереве и гравюры, выполненные в Германии, Италии и Франции в начале XV века». [3] Его популярность в России была обусловлена ​​тем, насколько недорого и довольно просто было дублировать отпечаток с помощью этой новой техники. [3] Лубоки обычно продавались на различных рынках представителям низшего и среднего классов. Производство лубков было сосредоточено в Москве в районе Никольской улицы. [4] Этот вид искусства был очень популярен среди этих двух социальных слоев, потому что они предоставляли им недорогую возможность выставлять произведения искусства в своих домах. [5] Религиозные темы были заметными до 1890 года, когда светские темы стали более распространенными. В 1914 году было выпущено 32 000 наименований лубков , тираж составил 130 миллионов. [6]

«Доблестный богатырь Еруслан, спасающий царевну Анастасию» , лубок XVIII века.

Оригинальные лубки представляли собой гравюры на дереве. [7] « Коренская библия-картинка» (1692–1696) установила наиболее выдающийся стиль — «древнерусскую» передачу интернациональной иконографии и сюжетов, наиболее тесно связанных с фресками Верхней Волги. [8] Однако к середине 18 века гравюры на дереве в основном были заменены техниками гравировки или травления , что позволило сделать гравюры более подробными и сложными. [9] После печати на бумаге изображение раскрашивалось вручную разбавленными темперными красками. [10] Хотя сами отпечатки обычно были очень простыми и без украшений, конечный продукт с добавлением темперной краски был на удивление ярким, с яркими цветами и линиями. Драматический колорит ранних гравюр на дереве был в некоторой степени утрачен при переходе к более детальным гравюрам. [7]

Помимо изображений, эти народные гравюры включали также рассказ или урок, соответствующий представленной картине. Русский ученый Александр Богуславский утверждает, что стиль лубка «представляет собой сочетание традиций русской иконописи и рукописной живописи с идеями и сюжетами западноевропейской гравюры на дереве». [7] Обычно художник-лубок включал минимальный текст, дополняющий большую иллюстрацию, занимающую большую часть гравюры.

Жанры лубка

[ редактировать ]

Фольклорист Дмитрий Ровинский известен своей работой по классификации лубков. Его система очень подробная и обширная, а его основные категории таковы: «иконы и иллюстрации к Евангелию ; добродетели и пороки женщин; учение, алфавиты и числа; календари и альманахи; легкое чтение; романы, народные сказки и героические легенды; рассказы». о Страстях Христовых , Страшном суде и страданиях мучеников ; народные развлечения, включающие масленичные гулянья, кукольные комедии, пьянство, музыку, танцы и театральные ; представления на тему Ивана Грозного и Петра I , заимствованные из зарубежных сатир источники; народные молитвы ; и спонсируемые правительством иллюстрированные информационные листы, включая прокламации и новости». [7] Существуют также еврейские примеры, в основном из Украины. Многие лубки можно разделить на несколько категорий.

Лубок войны

[ редактировать ]
битва Куликовская . Крупный лубок, раскрашенный вручную И. Г. Блинова (тушь, темпера, золото).
Alexander Apsit (1880-1943): Обманутым братьям (To the deceived brethren). 103 x 68 cm 1918

Сатирическая версия играла важную роль в лубках русского военного времени. Он используется для сатирического изображения Наполеона , изображая русских крестьян героями войны. Это также вдохновило других россиян помочь в войне, попытавшись «...переопределить русскую национальную идентичность в наполеоновскую эпоху » (Норрис 2). Лубоки давали русским возможность высмеивать французского врага, и в то же время демонстрировать «русскость» России. «Эти военные лубки высмеивали Наполеона и изображали французскую культуру как выродившуюся» (Норрис 4). Лубок был средством Чтобы укрепить идею победы над французскими захватчиками и продемонстрировать ужасные разрушения, которые Наполеон и его армия причинили России. Чтобы помочь возродить русский дух, лубки продемонстрировали: «Опыт вторжения и последующей русской зимы сделал Наполеона и его войска бессильными, а лубки. проиллюстрировал эту точку зрения, изображая французского лидера и солдат бессильными перед лицом крестьян, женщин и крестьян. Казаки » (Норрис 9). Все разнообразие изображений русских героев помогло определить и распространить веру в русскую идентичность.

Лубок о Русско-японской войне

[ редактировать ]

Русско -японская война 1904–1905 годов началась 8 февраля 1904 года под Порт-Артуром внезапным нападением Императорского флота Японии . В то время «Россия была признанной европейской державой с крупной промышленной базой и регулярной армией в 1,1 миллиона солдат. Япония, располагавшая небольшими природными ресурсами и тяжелой промышленностью, имела армию численностью всего 200 000 человек». [11] Из-за ошеломляющей разницы в военной обороне Россия предполагала, что одержит верх еще до начала войны. Лубоки, изображающие самоуверенность русской армии, были созданы потому, что законы о цензуре того времени не позволяли существовать сатирическим журналам.

С использованием сатирических , часто расистских карикатур в лубках демонстрировались такие картинки, как «казачий солдат избивает японского офицера, а русский матрос бьет японского матроса кулаком по лицу». [12] Эти лубки, выпущенные в Москве и Санкт-Петербурге, были созданы анонимно и зафиксировали большую часть Русско-японской войны.

Возможно, из-за чрезмерной самоуверенности русских: «Во время битвы японские генералы смогли оценить своего противника и предсказать, как он отреагирует при определенных обстоятельствах. Это знание позволило им устроить ловушку и победить численно превосходящего врага». [13] Поэтому российское правительство в конечном итоге вмешалось в действие своих законов о цензуре и прекратило создание новых сатирических лубков. Всего за 1904–05 было создано около 300 лубков.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Лайонс, Мартин. Книги: Живая история. Издательство Гетти, 2011, 158.
  2. ^ Фаррелл, Дайан Эклунд . «Средневековый народный юмор в русском лубке XVIII века». стр. 552
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фаррелл, Дайан Эклунд. «Происхождение русских лубков и их социальная среда в начале XVIII века». п. 1
  4. ^ Лайонс, Мартин (2011). Книги: живая история . Лос-Анджелес, Калифорния: Публикации Getty. п. 158. ИСБН  9781606060834 .
  5. ^ Ян, Хубертус Ф. «Патриотическая культура в России во время Первой мировой войны». Издательство Корнельского университета: Итака и Лондон. стр.12
  6. ^ Лайонс, Мартин (2011). Книги: Живая история . Лос-Анджелес: Публикации Гетти. стр. 158–159. ISBN  9781606060834 .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Богуславский, Александр (29 января 2007 г.). «Русский лубок» . Проверено 1 октября 2012 г.
  8. ^ A.G. Sakovich, Russkaia gravirovannia kniga Vasiliia Korenia, 1692-1696, Moscow, Izdatelstvo "iskusstvo", 1983.
  9. ^ Ян, Хубертус Ф. «Патриотическая культура в России в годы Первой мировой войны». Издательство Корнельского университета: Итака и Лондон. стр.12
  10. ^ «Русский лубок – русский проект» . 29 января 2007 года . Проверено 1 октября 2012 г.
  11. ^ Альбро, Уок . «Величайшее сухопутное сражение Русско-японской войны». Военная история 21.6 (2005): 58-65.
  12. ^ Брайант, Марк . «Плавающий мир в состоянии войны». История сегодня 56.6 (2006): 58-59.
  13. ^ Альбро, Уок. «Величайшее сухопутное сражение Русско-японской войны». Военная история 21.6 (2005): 58-65.

Библиография

[ редактировать ]
  • Адела Роаткап, «Лубки. Гравюры древней России», в скобках ; 10 (ноябрь 2004 г.), с. 22-23
  • Норрис, Стивен. «Образы 1812 года: Иван Теребенев и русский военный лубок», в журнале «Национальные идентичности» ; 7 (2005): стр. 1–15. дои : 10.1080/14608940500072909
  • Фаррелл, Дайан, «Шаманские элементы в некоторых русских гравюрах на дереве начала восемнадцатого века», в журнале «Славянский обзор» ; 54 (1993): стр. 725–744.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9b623ecbf64002d0f577bb56e80e426b__1713951780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/6b/9b623ecbf64002d0f577bb56e80e426b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lubok - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)