Арлекин

Арлекин ( / ˈ h ɑːr l ə k w ɪ n / , итал. : Arlecchino , Итальянский: [arlekˈkiːno] ; Ломбард : Арлекин , Ломбард: [арлеки] ) — самый известный из комических персонажей-слуг ( Дзанни ) из итальянской комедии дель арте , связанный с городом Бергамо . Традиционно считается, что эту роль представил итальянский актер и менеджер Зан Ганасса в конце 16 века. [2] был окончательно популяризирован итальянским актером Тристано Мартинелли в Париже в 1584–1585 годах. [3] и стал стандартным персонажем после смерти Мартинелли в 1630 году.
Арлекин отличается клетчатым костюмом. Его роль - беззаботный, ловкий и проницательный слуга , часто действующий, чтобы помешать планам своего хозяина, и преследующий свой собственный любовный интерес, Коломбина , с остроумием и находчивостью, часто конкурируя с более суровым и меланхоличным Пьеро . Позже он превращается в прототип романтического героя . Арлекин унаследовал свою физическую ловкость и ловкость , а также свое имя от озорного « дьявольского » персонажа из средневековых «Страстей » .
Персонаж Арлекина впервые появился в Бергамо, Италия, в начале 17 века и занял центральное место в производном жанре Арлекинады , разработанном в начале 18 века Джоном Ричем . [4] По мере развития арлекинады в английской драматической жанровой пантомиме Арлекин обычно выступал в паре с персонажем Клоуном . Разработанный Джозефом Гримальди около 1800 года, Клоун стал озорным и жестоким контрастом для более утонченного Арлекина, который стал более романтическим персонажем. Самыми влиятельными образами персонажа Арлекина в викторианской Англии были Уильям Пейн и его сыновья , братья Пейн , последние действовали в 1860-х и 1870-х годах.
Происхождение имени
[ редактировать ]Имя Арлекин взято от имени озорного «дьявола» или «демона» в популярных французских пьесах «Страсти» . Оно происходит от старофранцузского термина herlequin , hellequin , впервые засвидетельствованного в XI веке летописцем Ордериком Виталисом , который рассказывает историю о монахе, которого преследовал отряд демонов, когда он бродил по побережью Нормандии (Франция) в ночь. [5] [6] Этих демонов возглавлял гигант в маске с дубинкой, и они были известны как семья герлекина (var. familia herlethingi ). Эта средневековая французская версия германской Дикой Охоты , Mesnée d'Hellequin , была связана с английской фигурой Herla cyning («король-хозяин»; немецкий: Erlkönig ). [7] Хеллекин изображался как чернолицый посланник дьявола, бродящий по сельской местности с группой демонов, преследующий проклятые души злых людей в Ад. Внешний вид Хеллекина объясняет традиционные цвета красно-черной маски Арлекина. [8] [9] Происхождение имени также можно отнести к рыцарю 9-го века, Эллекину Булонскому, который погиб в борьбе с норманнами и создал легенду о дьяволах. [10] В песнях XXI и XXII « Данте » Ада есть дьявол по имени Аличино. [5] [11] Сходство между дьяволом в «Аде» Данте и Арлекино более чем косметическое. Шуточные выходки чертей в вышеупомянутых выходках отражают некоторые карнавальные аспекты. [11]
Первое известное появление на сцене «Эллекина» датировано 1262 годом, это персонаж дьявола в маске и капюшоне в «Же да ла Фейльер» Адама де ла Галля , и он стал стандартным персонажем во французских страстных пьесах. [12]
История
[ редактировать ]
Переосмысление стандартного персонажа «дьявола» как персонажа Занни из комедии дель арте произошло в 16 веке во Франции. [15] Зан Ганасса , чья труппа впервые упоминается в Мантуе в конце 1560-х годов, является одним из первых известных актеров, исполнявших эту роль. [4] хотя существует «мало веских доказательств, подтверждающих [это]». [16] Ганасса выступал во Франции в 1571 году, и если он действительно играл там роль, он оставил поле открытым для другого актера, который мог бы взять на себя эту роль, когда в 1574 году он навсегда увез свою труппу в Испанию. [17]
Среди самых ранних изображений персонажа — фламандская картина ( ок. 1571–1572 ) в музее Байе. [13] [14] и несколько гравюр на дереве, вероятно, датируемых 1580-ми годами в коллекции Фоссар, обнаруженных Агне Бейер в 1920-х годах среди некаталогизированных предметов в Национальном музее в Стокгольме . [18]

Тристано Мартинелли - первый актер, о котором точно известно, что он использовал имя «Арлекин» (или «Арлекин») из французского фольклора и адаптировал его для комической роли Secondo Занни, и он, вероятно, впервые исполнил эту роль во Франции в (или незадолго до этого) 1584 г., и только позже он привез персонажа в Италию, где он стал известен как Арлекино. [19] Пестрый костюм иногда приписывают Мартинелли, который носил льняной костюм с разноцветными заплатками и заячьим хвостом на кепке, указывающим на трусость. Арлекин Мартинелли также имел черную кожаную полумаску , усы и острую бороду. Он добился большого успеха, даже играл при дворе и стал фаворитом французского Генриха IV , к которому обращался с дерзкими монологами ( Compositions de Rhetorique de Mr. Don Arlequin , 1601). [20] Большой успех Мартинелли способствовал увековечиванию его интерпретации роли Дзанни вместе с именем его персонажа после его смерти в 1630 году, среди прочего, Николо Зекка , действовавшим ок. 1630 г. в Болонье, а также в Турине и Мантуе . [21]
Этот персонаж также исполнялся в Париже в « Итальянской комедии» на итальянском языке Джамбаттиста Андреини и Анджело Костантини ( ок. 1654–1729 ) и на французском языке в роли Арлекина в 1660-х годах Домиником Бьянколелли. [ это ] (1636–1688), который объединил типы Занни, «сделав свой Арлекино остроумным, аккуратным и беглым с каркающим голосом, который стал таким же традиционным, как пронзительный крик Панча ». [4] Итальянцы были изгнаны из Франции в 1697 году за высмеивание короля Людовика XIV второй жены , мадам де Ментенон . [22] но вернулся в 1716 году (после его смерти), когда Томмазо Антонио Вичентини («Томасин», 1682–1739). в этой роли прославился [23] Ромбовидная форма нашивок возникла путем адаптации Бьянколелли к парижской моде 17 века.
Характеристики и драматическая функция
[ редактировать ]
Физическость
[ редактировать ]Основным аспектом Арлекино была его физическая ловкость. [5] [8] [24] Он был очень ловок и исполнял акробатические трюки, которые зрители ожидали увидеть. Персонаж никогда не будет выполнять простое действие, если добавление колеса , сальто или переворота оживит движение. [10]
В отличие от «первого» Занни Арлекин практически не принимает участия в развитии сюжета. Перед ним стоит более трудная задача — поддерживать ровный ритм комедии в целом. Поэтому он всегда в движении, очень подвижен и более акробатичен, чем любой другой Маск.
— Орелия, Джакомо [25]
Ранние характеристики Арлекино изображают персонажа как «второго» слугу Занни из северной Италии с парадоксальными качествами тупого дурака и умного обманщика. [5] [11] Арлекино иногда называют демонстрацией глупости в метатеатральной попытке создать хаос в пьесе. [11] Физически Арлекино описывается как одетый в костюм, покрытый неровными заплатками, шляпу с кроличьим или лисьим хвостом и красно-черную маску. [5] Саму маску можно отличить по карбункулам на лбу, маленьким глазам, курносому носу, впалым щекам и иногда густым бровям с растительностью на лице. [5] Арлекино часто изображают с деревянным мечом, висящим на кожаном поясе. [5] а иногда держит маротт (скипетр дурака). [26] Помимо акробатики, Арлекино также известен несколькими специфическими чертами, такими как:
- Выглядеть горбатым без искусственной подкладки
- Умение быстро съедать большое количество пищи
- Используя свой деревянный меч как веер
- Пародия на бельканто
и ряд других техник. [5]
Речь
[ редактировать ]Одним из главных отличий комедии дель арте является использование региональных языков. [11] Речь Арлекино развивалась вместе с персонажем. Первоначально говорящий на бергамском диалекте ломбардского языка , персонаж принял смесь французского, ломбардского и итальянского диалектов, когда персонаж стал более привычным во Франции, чтобы помочь исполнителям соединиться с простыми массами. [5] [11]
Драматическая функция
[ редактировать ]Различные труппы и актеры меняли его поведение в соответствии со стилем, личными предпочтениями или даже конкретным сценарием . Обычно его изображают слугой иннаморато или старца , что сильно вредит планам его хозяина. Арлекин часто испытывал любовный интерес к Коломбине или в старых пьесах к любой из субреток , и его жажда к ней заменялась только его желанием еды и страхом перед своим хозяином. Время от времени Арлекин преследовал иннаморату, хотя и редко с успехом, как в «Рекейле Фоссаре » 16 века, где он показан пытающимся добиться расположения Донны Люсии для себя, маскируясь под иностранного дворянина. Он также известен тем, что пытается завоевать для себя любую женщину, если случайно сталкивается с кем-то еще, пытающимся добиться ее, перебивая или высмеивая нового конкурента. Его сексуальный аппетит по существу немедленен и может быть применен к любой проходящей мимо женщине. [27]
Между 16 и 17 веками Арлекин приобрел некоторую функцию политически осведомленного персонажа. В «Итальянской комедии» Арлекин пародировал французские трагедии, а также комментировал текущие события. [5]
Варианты
[ редактировать ]
Дюшартр перечисляет следующие варианты роли Арлекина:
Тривелино или Тривелин . Говорят, что имя означает «Таттердемалион». Одна из старейших версий Арлекина, датируемая 15 веком. Костюм почти идентичен костюму Арлекина, но имел вариацию 17 века, где треугольные нашивки были заменены лунами, звездами, кругами и треугольниками. Во Франции XVIII века Тривелино отличался от Арлекина. Они появились вместе в ряде комедий Пьера де Мариво, в том числе в «Иль де эклавов» . [28]
Труффа, Труффальдин или Труффальдино . Популярные персонажи у Гоцци и Гольдони, но, как говорят, лучше всего их использовать для импровизации. К 18 веку Бергамаск представлял собой карикатуру. [28]
Гуаццетто . В семнадцатом веке на множестве анонимных гравюр изображен Гуаццетто бесшабашный, похожий на Арлекина. Он носит лисью кисть, большой трехъярусный воротник, широкие бриджи и свободную куртку, туго завязанную ремнем. Он также носит шейный платок, накинутый на плечи, как небольшой плащ. Маска Гуаццетто отличается крючковатым носом и усами. Его бита имеет форму меча, напоминающего ятаган. [28] [29]
Закканьино . Персонаж, датируемый 15 веком.
Багатино . Жонглер.
Педролино или Пьеротто . Слуга или камердинер, одетый преимущественно в белое, работа Джованни Пеллезини. [28]
Знаменитые Арлекины
[ редактировать ]
16 век [25]
- Альберто Населли ( Зан Ганасса )
17 век [31]
- Тристано Мартинелли
- Доменико Бьянколелли
- Эваристо Герарди
18 век [31]
- Пьер Франческо Бьянколелли
- Томмазо Визентини
- Карло Бертинацци
19 век
20 век [31]
- Марчелло Моретти
21 век [31]
- Бен-Джамин Ньюэм «Виртуоз Занни» (Театральная труппа «Дураки в прогрессе»)

Английская арлекинада и пантомима
[ редактировать ]Персонаж Арлекина приехал в Англию в начале 17 века и занял центральное место в производном жанре Арлекинады , разработанном в начале 18 века актером-менеджером театра Линкольн Филдс Джоном Ричем , сыгравшим эту роль под именем Лун. [4] Он превратил Арлекина в озорного волшебника, которому легко удалось уклониться от Панталона и его слуг, чтобы добиться расположения Колумбины. Арлекин использовал свою волшебную биту или «фарс», чтобы превратить сцену из пантомимы в арлекинаду и волшебным образом изменить настройки в различных местах во время сцены погони. [32] [33] По мере развития части английской пантомимы «Арлекинада» Арлекина обычно использовали в паре с персонажем Клоуном .
Два события 1800 года, оба с участием Джозефа Гримальди , сильно изменили персонажей пантомимы. [34] Гримальди сыграл Клоуна в Чарльза Дибдина пантомиме 1800 года «Питер Уилкинс: или Арлекин в летающем мире» в театре Сэдлерс-Уэллс . [35] [36] Для этой сложной постановки Дибдин и Гримальди представили новый дизайн костюмов. Костюм клоуна был «ярко красочным… украшенным крупными ромбами и кругами, бахромой с кистями и рюшами» вместо невзрачного наряда слуги, который использовался на протяжении столетия. Спектакль имел успех, а новый дизайн костюмов был скопирован другими в Лондоне. [36] Позже в том же году в Королевском театре на Друри-Лейн в «Амулете Арлекина»; или «Магия Моны». Арлекин был модифицирован, чтобы стать «романтичным и подвижным, а не озорным», оставив озорного и жестокого Клоуна Гримальди «бесспорным агентом» хаоса и фоном для более утонченного Арлекина, который сохранил и развил стилизованные танцевальные позы в 19 веке. . [37] Самой влиятельной парой, игравшей Арлекина и Клоуна в викторианской Англии, были братья Пейн , действовавшие в 1860-х и 1870-х годах. [38] который внес свой вклад в развитие фарса 20-го века. [ нужна ссылка ]
Популярная культура
[ редактировать ]Репрезентации или персонажи, основанные на Арлекино в современной популярной культуре, включают Харли Куинн , персонажа американских комиксов, первоначально служившего помощником Джокера , и Арлекина, марионетку из театра Карабаса Барабаса в советском детском фильме и романе, который был основан на нем. далее, Приключения Буратино . Изображения персонажа в видеоиграх включают Валета из Genshin Impact , Четвертого из одиннадцати Предвестников Фатуи и Отца Дома Очага, Арлекино , Короля Загадок из Lies of P и Арлекино из Call of Duty: Modern Warfare III , Солдат французской армии из комедии делла морте .
См. также
[ редактировать ]- Арлекин (опера)
- Клоун
- Арлекин (DC Comics)
- Харли Куинн
- Шут
- Джокер (персонаж)
- мистер Харли Квин
- Панч и Джуди
- «Покайся, Арлекин!» Сказал Тиктокман
- хитрый раб
Примечания
[ редактировать ]- ^ Александр Мансо, гравер. Песок 1860, по с. 80. Архивировано 21 мая 2024 года в Wayback Machine .
- ^ Дюшартр 1929, с. 82; Лоуренс Сенелик в Banham 1995, «Арлекин», с. 472; Рудлин и Крик 2001, стр. 12–13.
- ^ Эндрюс 2008, с. liv, примечания 32, со ссылкой на Ферроне, Хенке и Гамбелли.
- ^ Jump up to: а б с д Лоуренс Сенелик в Banham 1995, «Арлекин», с. 472.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Ореглия, 1968, стр. 56–70.
- ^ Книга церковной истории VIII, глава 17
- ^ Мартин Рюлеманн, Etymologie des wortes harlequin und verwandter wörter (1912).См. также Норманд Р. Картье, «Разочарованный горбун: исследование игры в фелье» , Librairie Droz, 1971, с. 132. Архивировано 21 мая 2024 года в Wayback Machine .
- ^ Jump up to: а б Грэнтэм, Б., Игра в комедию, Учебное пособие по техникам работы в комедии , (Nick Hern Books), Лондон, 2000 г.
- ^ Жан-Клод Шмитт (1999). Призраки в средние века: живые и мертвые в средневековом обществе . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-73888-8 .
- ^ Jump up to: а б Орегия 1968, с. 56.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Скудери, Антонио (2000). «Возвращение к Арлекино: следы демона от карнавала до Крамера и мистера Бина». Исследования истории театра . 20 : 143–155.
- ^ Леа 1934, с. 75.
- ^ Jump up to: а б Стерлинг 1943, с. 20; Дюшартр 1929, с. 84.
- ^ Jump up to: а б Katritzky 2006, стр. 140–143. Архивировано 21 мая 2024 года в Wayback Machine , подтверждает, что датировка картины общепринята; п. 236. Архивировано 21 мая 2024 года в Wayback Machine : «...эта фигура до сих пор широко распространена как изображение Арлекина или Зана Ганассы , хотя часто с оговорками».
- ^ Рудлин 1994, с. 76.
- ^ Рудлин и Крик 2001, с. 12.
- ^ Рудлин и Крик 2001, стр. 7–13. Эти авторы предполагают, что Ганасса, возможно, отказался от роли в Испании, поскольку, очевидно, он набрал слишком большой вес, чтобы выполнять необходимые акробатические трюки.
- ^ Катрицкий 2006, стр. 107–108; Бейер и Дюшартр 1928.
- ^ Леа 1934, стр. 79–84; Катрицкий 2006, стр. 102–104; Эндрюс 2008, стр. xxvi–xxvii.
- ^ Морис Чарни (редактор), Комедия: географический и исторический путеводитель , Greenwood Publishing Group, 2005, стр. 239. Архивировано 21 мая 2024 года в Wayback Machine .
- ^ Бони, Филиппо де' (1852). Биографии художников или словарь жизни и творчества живописцев, скульпторов, резчиков, типографов и музыкантов всех народов, процветавших с самых отдаленных времен до наших дней. Второе издание . Венеция; Googlebooks: у Андреа Сантини и Фиглио. п. п. 1103 .
- ^ Дональд Рой в Banham 1995, "Итальянская комедия", стр. 233–234.
- ^ Лоуренс Сенелик в Banham 1995, "Вичентини", с. 867.
- ^ Рудлин 1994, с. 78.
- ^ Jump up to: а б Орегия 1968, с. 58.
- ^ «Маротт» . Всемирная энциклопедия кукольного искусства . 30 августа 2016 года . Проверено 10 мая 2023 г.
- ^ Рудлин 1994, с. 79.
- ^ Jump up to: а б с д Орегия 1968, с. 65.
- ^ Дюшартр 1929, стр. 159–160.
- ^ Орелия 1968, с. 139.
- ^ Jump up to: а б с д Орегия 1968, с. 59.
- ^ Майер, Дэвид . «Британская пантомима». Архивировано 21 мая 2024 г. в Wayback Machine , Оксфордская энциклопедия театра и перформанса , Oxford University Press, 2003 г., по состоянию на 21 октября 2011 г. (требуется подписка).
- ^ Диркс, Филлис Т. «Рич, Джон (1692–1761)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004; онлайн-издание, май 2011 г., по состоянию на 21 октября 2011 г.
- ^ Майер III, Дэвид (1969). Арлекин в своей стихии . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 3.
- ^ Невилл, стр. 6–7.
- ^ Jump up to: а б МакКоннелл Стотт, стр. 95–100.
- ^ МакКоннелл Стотт, с. 109
- ^ Рис, Теренс (1964). Теспис – Загадка Гилберта и Салливана . Лондон: Книжный магазин Университета Диллона. п. 16. ОСЛК 650490931 .
Библиография
[ редактировать ]- Эндрюс, Ричард (2008). Комедия дель арте Фламино Скала: перевод и анализ 30 сценариев . Лэнхэм, Мэриленд: The Scarecrow Press. ISBN 9780810862074 .
- Бэнхэм, Мартин, редактор (1995). Кембриджский путеводитель по театру (новое издание). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521434379 .
- Бейер, Агне; Дюшартр, Пьер-Луи (1928). Сборник нескольких фрагментов первых итальянских комедий, поставленных во Франции во времена правления Генриха III. Коллекция, предположительно принадлежащая Фоссарду, хранится в Национальном музее в Стокгольме . Париж: Дюшартр и Ван Бюггенхудт. OCLC 963462417 .
- Дюшартр, Пьер-Луи (1929; Дуврское переиздание 1966). Итальянская комедия . Лондон: Джордж Г. Харрап и компания, Ltd. ISBN 0486216799 .
- Ферроне, Сиро (2006). Арлекин. Жизнь и приключения актера Тристано Мартинелли . Бари: Латерац. ISBN 9788842078685 .
- Гамбелли, Делия (1993). Арлекин в Париже . Рим: Бульцони. ISBN 9788871195803 .
- Хенке, Роберт (2002). Перформанс и литература в комедии дель арте . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521172387 .
- Катрицкий, Массачусетс (2006). Искусство комедии: исследование комедии дель арте, 1560-1620 гг., с особым упором на визуальные записи . Амстердам и Нью-Йорк: Родопи Б.В. ISBN 9789042017986 .
- Леа, К.М. (1934). Итальянская популярная комедия: исследование Commedia dell'arte, 1560–1620, с особым упором на английскую сцену . 2 тома. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- МакКоннелл Стотт, Эндрю (2009). Пантомима из жизни Джозефа Гримальди . Эдинбург:Canongate Books Ltd. ISBN 9781847677617 .
- Невилл, Джайлз (1980). Происшествия из жизни Джозефа Гримальди . Лондон: Джонатан Кейп Лтд. ISBN 0224018698 .
- Ореглия, Джакомо (1968). Комедия дель арте . Нью-Йорк: Хилл и Ван. стр. 55–70. ISBN 9780809005451 .
- Рудлин, Джон (1994). Комедия дель Арте, Справочник актера . Лондон: Рутледж. ISBN 9780415047708 .
- Рудлин, Джон; Крик, Олли (2001). Комедия дель арте: Справочник для трупп . Лондон: Рутледж. ISBN 9780415204088 .
- Санд, Морис (1860). Маски и шуты. Итальянская комедия , т. 1. Париж: Мишель Леви Фрер. Копия заархивирована 21 мая 2024 года в Wayback Machine в Google Книгах.
- Скудери, Антонио. «Возвращение к Арлекино: следы демона от карнавала до Крамера и мистера Бина». Исследования по истории театра , вып. 20, 2000 г., стр. 143–155.
- Стерлинг, Чарльз (1943). «Ранние картины комедии дель арте во Франции». Бюллетень Метрополитен-музея , Новая сер., т. 2, вып. 1 (лето 1943 г.). JSTOR 3257039 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911. .