«Покайся, Арлекин!» Сказал Тиктокман
![]() | статьи первый раздел Возможно, придется переписать . ( Октябрь 2021 г. ) |
«Покайся, Арлекин!» Сказал Тиктокман" | |
---|---|
Рассказ Харлана Эллисона | |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Жанр (ы) | научная фантастика |
Публикация | |
Опубликовано в | Галактическая научная фантастика |
Тип публикации | журнал |
Дата публикации | декабрь 1965 г. |
« Покайся , Арлекин!» Саид Тиктокмен » — научно-фантастический рассказ- антиутопия американского писателя Харлана Эллисона , опубликованный в 1965 году. Он нелинейен в том смысле, что повествование начинается с середины, затем движется к началу, затем к концу, без использования флэшбеков . Стилистически рассказ намеренно игнорирует многие общепринятые «правила хорошего письма». [ нужна ссылка ] включая абзац о мармеладках, который почти полностью представляет собой одно предложение . Впервые появившись в научно-фантастическом журнале Galaxy в декабре 1965 года, он получил премию Хьюго 1966 года , премию «Небьюла» 1965 года и премию Зала славы «Прометей» 2015 года .
«Покайся, Арлекин!» «Саид Тиктокмен» был написан в 1965 году за один шестичасовой сеанс и был представлен в Милфордской писательской мастерской . на следующий день [ 1 ] Версия истории, прочитанная Эллисоном, была записана и выпущена на виниле, но уже давно распродана . Аудиозапись с тех пор была переиздана Blackstone Audio вместе с другими историями под названием «Голос с края, Том 1». Эллисона Впервые он был собран в «Paingod and Other Delusions» , а также появился в нескольких ретроспективных томах работ Эллисона, включая «Alone Against Tomorrow» , «Fantasies of Harlan Ellison» , «The Essential Ellison» , «Troublemakers» и «The Top of the Volcano» . Рассказ переведен на множество иностранных языков.
Сюжет
[ редактировать ]История открывается отрывком из Гражданское неповиновение» « книги Генри Дэвида Торо . История представляет собой сатирический взгляд на антиутопическое будущее, в котором время строго регламентировано и каждый должен делать все по предельно точному графику. В этом будущем опоздание станет не просто неудобством, но и преступлением, а виновные будут наказаны сокращением жизни на время, равное вызванной ими задержке. Эти наказания осуществляет главный хронометрист по прозвищу «Тиктокмен», который использует устройство под названием «кардиопластика», чтобы остановить сердце любого нарушителя, потерявшего все оставшееся время своей жизни из-за неоднократных нарушений.
История сосредоточена на человеке по имени Эверетт К. Марм, который, замаскированный под анархического Арлекина , участвует в причудливом восстании против Тиктокмана. Эверетт состоит в отношениях с девушкой по имени Красотка Элис, которую раздражает тот факт, что он никогда не приходит вовремя. Арлекин нарушает тщательно соблюдаемый график своего общества такими методами, как отвлечение фабричных рабочих от их задач, осыпая их тысячами разноцветных мармеладных конфет или просто используя мегафон, чтобы публично побудить людей игнорировать свои графики, вынуждая Тиктокмена отвлекать людей. их обычная работа - охотиться за ним.
В конце концов, Арлекин пойман. Тиктокмен говорит ему, что Красотка Алиса предала его, желая вернуться в пунктуальное общество, в котором живут все остальные. Арлекин насмехается над приказом Тиктокмена покаяться.
Тиктокмен решает не останавливать сердце Арлекина, а вместо этого отправляет его в место под названием Ковентри , где тот обращается способом, подобным тому, как обращается Уинстон Смит в «Девятнадцать восемьдесят четыре» Джорджа Оруэлла . Арлекин с промытыми мозгами снова появляется на публике и заявляет, что раньше он ошибался и что всегда хорошо приходить вовремя.
В конце истории Тиктокман недоверчиво насмехается над новостью, сообщенной одним из его подчиненных, о том, что он отстает от графика на три минуты.
Прием
[ редактировать ]Дональд А. Уоллхейм и Терри Карр выбрали этот рассказ для премии « Лучшая в мире научная фантастика: 1966» . Рецензируя сборник, Альгис Будрис назвал эту историю «примитивным утверждением ... о [] абсолютно приемлемой идее, [что] регламентация - это плохо». [ 2 ]
Авторский иск
[ редактировать ]15 сентября 2011 года Эллисон подал иск в федеральный суд Калифорнии, утверждая, что сюжет фильма 2011 года « Время » основан на фильме «Покайся…». Иск, в котором упоминаются «Новое Регентство» и режиссер Эндрю Никкол , а также ряд анонимных Джонов Доу , по-видимому, основывается на сходстве того, что и законченный фильм, и история Эллисона касаются антиутопического будущего, в котором у людей есть определенное количество времени, чтобы live, который может быть отозван при определенных обстоятельствах признанным авторитетом, известным как Хронометрист. Первоначально иск требовал запрета на выпуск фильма. [ 3 ] хотя позже Эллисон изменил свой костюм, чтобы вместо этого попросить экранный титр [ 4 ] прежде чем в конечном итоге отказаться от иска, при этом обе стороны опубликовали следующее совместное заявление: «После просмотра фильма « Время » Харлан Эллисон решил добровольно прекратить действие. Харлану Эллисону не было обещано и не предоставлено никаких выплат или кредитов на экран. ну, и никаких дальнейших комментариев по этому поводу». [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Введение в книгу «Покайся, Арлекин!» Сказал Тиктокмен », «Большая книга научной фантастики» под редакцией Энн и Джеффа Вандермеер, Knopf Doubleday Publishing Group, 2016, стр. 491.
- ^ Будрис, Альгис (октябрь 1966 г.). «Книжная полка Галактика» . Галактическая научная фантастика . стр. 152–161.
- ^ Гарднер, Эрик. «Харлан Эллисон подает в суд, утверждая, что фильм Fox «In Time» копирует научно-фантастический рассказ (эксклюзив)» . Голливудский репортер . 15 сентября 2011 г.
- ^ «Эллисон хочет уступок «во времени» — он просит только кредит?» . Архивировано из оригинала 13 февраля 2013 г.
- ^ «Эллисон отказывается от иска после просмотра In Time» . scifistorm.org. 1 декабря 2011 г.