Медленная скульптура
« Медленная скульптура » — научно-фантастический рассказ американского писателя Теодора Стерджена . Впервые опубликовано в номере журнала Galaxy Science Fiction за февраль 1970 года. [ 1 ] [ 2 ] он выиграл премию «Небьюла» 1970 года за лучшую повесть. [ 3 ] и премия Хьюго 1971 года за лучший рассказ . [ 2 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Молодая женщина встречает одинокого пожилого мужчину, проводящего научные эксперименты в своем саду. Она попала туда случайно, обнаружив у себя уплотнение в груди и в панике совершая бесцельную прогулку. Он говорит ей, что может ее починить, и она следует за ним к его дому, минуя большое дерево бонсай . Она спрашивает об этом, и мужчина приятно удивляется вежливости ее вопроса, в то время как женщина замечает, что некоторые из самых сильных и интересных бонсай — это те, которые остались незамеченными из-за того, что они имели странную форму или имели другие проблемы.
Придя в свою лабораторию, мужчина объясняет свою теорию о том, что электрический дисбаланс в отдельных клетках может привести к их неправильному функционированию, что приведет к раку. Он разработал вещество, которое распределяет избыточный электрический заряд между многими клетками, так что каждая из них имеет лишь небольшой дисбаланс и может нормально функционировать. Одним из побочных эффектов является то, что субъект накапливает большой статический заряд . Он вводит вещество и ставит женщину на стеклянную чашу, чтобы изолировать ее от окружающей среды, пока она накапливает заряд в 80 000 вольт. Мужчина констатирует наличие злокачественной опухоли, и женщина, не в силах справиться с этим подтверждением своих худших опасений, теряет сознание. Мужчина ловит ее, чтобы уберечь от травм, но получает ожоги рук, когда она стреляет в него.
Когда женщина приходит в сознание, мужчина говорит ей, что она излечилась от рака. Она начинает благодарить его, но он внезапно злится, говоря, что не хочет слышать речей о том, что он обязан перед миром поделиться своим лекарством, и предостерегает ее не рассказывать никому, иначе он подаст в суд, чтобы спасти себя от обвинений в врачебная халатность. Он просит женщину уйти, при этом ни один из них не знает имени другого. На следующее утро она, похоже, ушла, и мужчина пошел ухаживать за своим бонсай. Он понимает дерево и то, что ему нельзя приказать расти определенным образом, а можно только мягко направлять его как часть долгого и медленного процесса скульптуры, который может вылепить человека так же, как и дерево.
Женщина, тайно наблюдавшая за мужчиной, обвиняет его в гневе и страхе. Он объясняет, что несколькими годами ранее он разработал новую автомобильную выхлопную систему, которая снизила загрязнение окружающей среды и увеличила пробег. В результате он разбогател не из-за успеха своей идеи, а потому, что производители автомобилей и нефтеперерабатывающие компании заплатили ему за то, чтобы он похоронил ее. Он злится, что общество не желает принять это и многие другие решения мировых проблем, которые он разработал. Он также признается, что боится близких отношений. Женщина предлагает, чтобы он относился к человечеству как к бонсай, направляя их к своим идеям, а не приказав им принять их, и что к отношениям следует относиться аналогичным образом, если они хотят заставить их работать. История заканчивается тем, что мужчина спрашивает женщину, как ее зовут.
Темы
[ редактировать ]Общая тема всех работ Стерджена — способность или неспособность человека общаться с другими. Лана Дискин написала в своей биографии Стерджен, что эта тема звучит в «Медленной скульптуре», где молодая женщина сравнивает налаживание отношений с обращением с живым существом, таким как бонсай. [ 4 ] Хотя это история о силе любви, [ 4 ] это также предполагает, что промышленники и политики будут подавлять технологические достижения, если они служат их собственным интересам, сохраняя статус-кво. [ 5 ]
Награды и номинации
[ редактировать ]«Медленная скульптура» получила премию «Небьюла» 1970 года как лучшая повесть. [ 3 ] и премия Хьюго 1971 года за лучший рассказ . [ 2 ] Он также был номинирован на премию Locus Award 1970 года за лучший короткометражный художественный фильм, заняв в итоге шестое место. [ 1 ] [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Медленная скульптура» Список названий в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
- ^ Jump up to: а б с «Премия Хьюго 1971 года» . Всемирное общество научной фантастики . Проверено 26 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Награды Nebula: предыдущие победители» . Американские писатели-фантасты и фэнтези. Архивировано из оригинала 7 января 2009 года . Проверено 28 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Дискин 1981, с. 12-13
- ^ Дискин 1981, с. 52
- ^ «Награды Локуса 1971 года» . Публикации Локуса . Проверено 28 июля 2010 г.
Источники
[ редактировать ]- Дискин, Лана Ф. (1981). Теодор Стерджен . Уайлдсайд Пресс . ISBN 0-916732-18-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Медленная скульптура» Список названий в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
- Стерджен, Теодор (2009). Медленная скульптура: Том XII Полного собрания рассказов Теодора Стерджена . Североатлантические книги . ISBN 978-1-55643-834-9 .
- Структурная басня: эссе Роберта Э. Скоулза о фантастике будущего
- Три резервации на структурной дороге, Ти Джей Ремингтон - исследования научной фантастики, 1 977
- Гвоздь и оракул Теодор Стерджен, Пол Уильямс, Харлан Эллисон