О тумане, траве и песке
«О тумане, траве и песке» | |
---|---|
Рассказ Вонды Н. Макинтайр | |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Жанр (ы) | научная фантастика |
Публикация | |
Опубликовано в | Аналоговая научная фантастика и факты |
Тип публикации | Периодическое издание |
Тип носителя | Распечатать |
Дата публикации | Октябрь 1973 г. |
« О тумане, траве и песке » — научно-фантастический рассказ американской писательницы Вонды Н. Макинтайр . Впервые опубликованный в журнале Analog Science Fiction and Fact в октябре 1973 года, он несколько раз составлял антологию, а также стал первой главой романа Макинтайра 1978 года «Змея снов» . Действие фильма действие которого происходит после ядерной катастрофы «О тумане, траве и песке», , рассказывает о Снейке, целительнице, которая использует яд трех генетически модифицированных змей для лечения, и рассказывает о ее попытках вылечить мальчика- кочевника от опухоли . В 1974 году рассказ получил премию «Небьюла» за лучшую повесть. Он также был номинирован на премию «Хьюго» в той же категории и на премию «Локус» за лучший короткометражный художественный фильм . Ученый Энн Хадсон Джонс назвала эту историю мощной и заявила, что ее темы «мифические и универсальные». [ 1 ]
Предыстория и обстановка
[ редактировать ]В 1971 году Макинтайр, тогда жившая в Сиэтле , основала писательскую мастерскую Clarion West, которую она затем помогала проводить до 1973 года. Одним из инструкторов семинара была Урсула К. Ле Гуин . [ 2 ] Во время семинара 1972 года одним из письменных заданий было создание истории из двух случайно выбранных слов: одного пасторального и одного, связанного с технологиями. Работа Макинтайр стала «О тумане, траве и песке», а позже переросла в ее роман 1978 года « Змея снов ». [ 2 ]
Действие «Тумана, травы и песка» происходит после ядерной катастрофы , которая «уничтожила всех, кто знал или заботился о причинах, которые это произошло». [ 2 ] [ 3 ] Человеческое общество изображается как «низкотехнологичный трайбализм», за исключением одного города. [ 2 ] Подробности о мире, в котором разворачивается история, раскрываются в Dreamsnake ; «О тумане, траве и песке» не дает читателю прямой информации о том, когда происходит действие. [ 4 ]
Главный герой «Тумана, травы и песка» — Снейк, целительница, использующая в своем ремесле змеиный яд . Она путешествует с тремя генетически модифицированными змеями; по гремучая змея имени Сэнд, кобра по имени Мист и «змея снов» по имени Грасс, которая описана как обитательница инопланетного мира. [ 3 ] В «Тумане, траве и песке» ее просят вылечить Ставина, мальчика, у которого опухоль . [ 3 ] Ставин — сын от брака трех человек трех кочевников. [ 5 ] с участием двух мужчин и женщины, которая находится между своими партнерами по возрасту; [ 6 ] такие триадные браки считаются нормальными. [ 7 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]История начинается с того, что Снейк среди племени кочевников осматривает Ставина, мальчика, которого ее призвали исцелить. Семья Ставина в ужасе от змей, которых использует Снейк, но в отчаянии вызвала ее. [ 8 ] Она позволяет Мист взаимодействовать со Ставином, но семья Ставина реагирует со страхом, пугая Мист и заставляя Снейка попросить их уйти. [ 9 ] Она говорит Ставину, что утром Туману придется его укусить. Он просит ее позволить Грассу, змее ее снов, остаться с ним, пока он спит, и он соглашается. Пока он спит, она просит семью Ставина присмотреть за ним и говорит им, что надеется его исцелить. [ 10 ]
Змея накачивает наркотиками тело только что убитого животного и скармливает его Мист, выдавливая при этом весь яд Мист. С помощью одного из мужчин племени она подавляет змею, реагирующую на наркотик. [ 11 ] Позже, разговаривая с ним, она говорит ему, что невосприимчива к змеиному яду. Она спрашивает его имя, и ей говорят, что в его племени имена разглашаются только близким друзьям. Она просит его называть ее Змеей. [ 11 ]
Ночью у Мист начинаются судороги, вызванные наркотиками; В поисках полого стебля, чтобы обеспечить себе искусственное дыхание, Снейк укусила дикая рогатая гадюка. Боль ненадолго выводит ее из строя, но ее быстрое восстановление после обычно смертельного укуса впечатляет молодого человека, и он называет Снейку свое имя, Аревин. [ 12 ] Он снова помогает ей подчинить Туман, не теряя целебного содержимого ее ядовитых мешочков, и Снейк благодарит его за помощь, несмотря на его очевидный страх перед змеями. [ 12 ] Аревин сообщает Снейку, что его сестра была убита укусом гадюки. Они вдвоем пережидают ночь, прислонившись друг к другу. [ 13 ]
Снейк возвращается к Ставину утром и обнаруживает, что Грасса больше нет с ним. Родители Ставина рассказывают ей, что младший из них, увидев, как Трава ползает по Ставину, смертельно ранил Грасса. [ 14 ] Сильно расстроенный, Снейк кусает Грасса в позвоночник, чтобы мгновенно убить его и положить конец его боли, и упрекает жителей пустыни за то, что они причинили вред такому маленькому и безобидному существу, как Грасс. [ 15 ] Боясь, что она причинит вред Ставину, они предлагают ей все, что она захочет, если она оставит его в покое; она злится на них за то, что они думают, что из мести причинят вред ребенку. Она заставляет Туман укусить Ставина, начиная процесс исцеления. [ 16 ]
После ночного отдыха Снейк обнаруживает, что Ставин выздоравливает. Она говорит ему, что он выздоравливает и что ей нужно уйти. Лидер племени приносит извинения за смерть Грасса. Аревин говорит ей, что надеялся, что она останется ненадолго; она говорит ему, что смерть Грасса была ее ошибкой, поскольку она не понимала страха племени, и что без Травы ее способности искалечены. Он предлагает пойти с ней, но она отказывается, говоря ему, что другие целители могут изгнать ее за потерю змеи снов. Вместо этого она говорит ему подождать ее следующей весной, и он соглашается. [ 17 ]
Темы
[ редактировать ]
Основная тема рассказа — роль целителя в обществе и отношения между врачом и пациентом. В нем исследуется, несут ли целители ответственность за «невежество, страх и глупость» со стороны своих пациентов. [ 1 ] По мнению ученой Энн Джонс, имя Снейк и змеи, которых она использует, также имеют символическое значение, взятое из религии и мифологии; современные врачи используют посох с переплетающимися змеями . в качестве эмблемы [ 18 ] Макинтайр исследует, как Снейк пытается завоевать доверие Ставина и его семьи. Она добивается успеха с мальчиком до такой степени, что он просит ее оставить Грасса с ним, пока он спит, но в меньшей степени с его родителями. [ 19 ]
После смерти Грасса родители Ставина боятся, что Снейк причинит ему боль, и просят ее оставить мальчика в покое; она все равно идет в его палатку, чтобы исцелить его, и заставляет Санда охранять вход, чтобы родители Ставина не могли последовать за ним. [ 19 ] Снейк полностью честен с мальчиком в отношении его лечения, говоря ему, что он почувствует боль, но позже лжет ему о смерти Грасса, чтобы не повлиять на процесс его исцеления. Таким образом, она действует, чтобы спасти жизнь Ставина, хотя для этого ей приходится лгать ему и лечить его без согласия его родителей. [ 19 ] По словам Джонса, для Снейка исцеление — это почти религиозное призвание; она берет на себя моральную ответственность за благополучие Ставина, даже после смерти Грасса, спрашивая: «Должен ли я убить Ставина из-за твоей глупости?» [ 20 ]
В рассказе также рассматриваются темы пола и сексуальности. Лорен Лейси написала в « Кембриджской истории научной фантастики» , что эта история бросает вызов представлениям о гендерных ролях. Это было достигнуто благодаря характеру Снейка как влиятельной главной героини-женщины, а также благодаря изображению браков трех человек как культурной нормы. Dreamsnake рассказывает историю о стремлении Снейка заменить Грасса, тем самым подрывая традиционно мужской образ героя-искателя. [ 7 ]
Публикация и прием
[ редактировать ]Впервые опубликовано в журнале Analog Science Fiction and Fact в октябре 1973 года. [ 21 ] «О тумане, траве и песке» была опубликована без изменений как первая глава романа Макинтайра 1978 года « Змея снов » . [ 2 ] Он также неоднократно входил в антологию, в том числе в «Женщины чудес» , томе 1975 года, опубликованном Random House и составленном Памелой Сарджент , который включал 12 научно-фантастических рассказов, написанных женщинами. [ 22 ] и в «Потопе и других историях» , сборнике рассказов Макинтайра 1979 года. [ 2 ] [ 23 ] В 1974 году эта история принесла Макинтайр ее первую премию «Небьюла» за лучший роман . [ 24 ] [ 25 ] Также в 1974 году он был номинирован на премию Хьюго в той же категории. [ 26 ] а также премию Locus за лучший короткометражный фильм . [ 27 ] Dreamsnake также выиграл премию Nebula Award за лучший роман . [ 28 ] в дополнение к премии Хьюго 1979 года за лучший роман. [ 29 ] и премия Locus Poll 1979 года за лучший роман . [ 30 ]
Ученый Гэри Уэсфаль положительно сравнил изображение змей Макинтайра с изображениями в других произведениях спекулятивной фантастики, описав эту историю и другие произведения, собранные в Dreamsnake, как «кульминацию» в изображении вымышленных отношений между змеями и людьми. Сравнивая эту историю с романом Фрэнка Герберта » 1965 года « Дюна , в котором фигурируют гигантские «песчаные черви», как еще один пример новаторского описания рептилий, Вестфаль описал «О тумане, траве и песке» как «более тихий и проникновенный». [ 31 ] Исследователь спекулятивной фантастики Майк Эшли похвалил произведения Макинтайр как «лирические», написав, что она «создает яркие инопланетные миры, населенные думающими и заботливыми людьми». [ 24 ] Эшли также отметила, что эта история оказала значительное влияние, когда была опубликована, принеся признание как феминисткам-фантастам , так и женщинам-писателям научной фантастики. [ 24 ] Ученый Энн Хадсон Джонс похвалила эту историю как яркую историю и заявила, что ее темы «мифические и универсальные». [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Джонс 1983 , с. 274.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Холланд, Стив (4 апреля 2019 г.). «Некролог Вонды Н. Макинтайра» . Хранитель . Архивировано из оригинала 29 марта 2020 года . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Сандомир, Ричард (5 апреля 2019 г.). «Умерла Вонда Н. Макинтайр, 70 лет, чемпионка среди женщин в научной фантастике» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 11 апреля 2019 года . Проверено 8 мая 2020 г.
- ^ Джонс 1983 , с. 285.
- ^ Джонс 1983 , с. 275.
- ^ Макинтайр 1978 , стр. 4–5.
- ^ Jump up to: а б Лейси, 2018 , стр. 374–375.
- ^ Макинтайр 1978 , стр. 1–3.
- ^ Макинтайр 1978 , стр. 3–5.
- ^ Макинтайр 1978 , стр. 4–6.
- ^ Jump up to: а б Макинтайр 1978 , стр. 8–10.
- ^ Jump up to: а б Макинтайр 1978 , стр. 12–15.
- ^ Макинтайр 1978 , с. 16.
- ^ Макинтайр 1978 , с. 17.
- ^ Макинтайр 1978 , с. 18.
- ^ Макинтайр 1978 , стр. 18–19.
- ^ Макинтайр 1978 , стр. 20–22.
- ^ Джонс 1983 , с. 277.
- ^ Jump up to: а б с Джонс 1983 , стр. 276–278.
- ^ Джонс 1983 , с. 278.
- ^ Батлер, Эндрю М. (2012). Солнечные вспышки: научная фантастика 1970-х годов . Издательство Оксфордского университета. стр. 140–141. ISBN 978-1-78138-798-6 .
- ^ Эшли 2007 , стр. 181–182.
- ^ Макинтайр, Вонда (1974). «О тумане, траве и песке» . В Вильгельме, Кейт (ред.). Истории о премии «Небьюла» 9 . Харпер и Роу. стр. 157–184. ISBN 978-0-575-01899-0 .
- ^ Jump up to: а б с Эшли 2007 , стр. 23–26.
- ^ «Награды Небула 1974» . База данных наград в области научной фантастики . Локус . Архивировано из оригинала 25 октября 2015 года . Проверено 6 декабря 2011 г.
- ^ «Премия Хьюго 1974 года» . Всемирное научно-фантастическое общество. Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 19 апреля 2010 г.
- ^ «Награды Локуса 1974» . База данных наград в области научной фантастики . Архивировано из оригинала 23 апреля 2020 года . Проверено 6 мая 2020 г.
- ^ «Кит Стоукс и Вонда Н. Макинтайр удостоены награды SFWA Service Award» . СВФА . 11 марта 2010. Архивировано из оригинала 16 июля 2012 года . Проверено 17 июня 2010 г.
- ^ «Премия Хьюго 1979 года» . Премия Хьюго . Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 17 июня 2010 г.
- ^ «Награды Локуса 1979 года» . Журнал Локус . 1979. Архивировано из оригинала 6 августа 2010 года . Проверено 17 июня 2010 г.
- ^ Вестфаль, Гэри (2005). Энциклопедия научной фантастики и фэнтези Гринвуда: темы, произведения и чудеса . Издательская группа Гринвуд. п. 730. ИСБН 978-0-313-32952-4 .
Источники
[ редактировать ]- Эшли, Майк (2007). Ворота в вечность: история научно-фантастических журналов с 1970 по 1980 годы . Издательство Ливерпульского университета. ISBN 978-1-84631-003-4 .
- Джонс, Энн Хадсон (зима 1983 г.). «Отношения целитель-пациент/семья в книге Вонды Н. Макинтайр «О тумане, траве и песке»» . Перспективы биологии и медицины . 26 (2): 274–280. дои : 10.1353/pbm.1983.0037 . ПМИД 6844117 . S2CID 40178782 .
- Лейси, Лорен Дж. (2018). «Научная фантастика, гендер и сексуальность в новой волне» . В Канаване, Джерри; Линк, Эрик Карл (ред.). Кембриджская история научной фантастики . Издательство Кембриджского университета. стр. 367–379. ISBN 978-1-316-73301-1 .
- Макинтайр, Вонда Н. (1978). Змея снов . Хоутон Миффлин. ISBN 978-0-395-26470-6 .