Двери лица Его, светильники уст Его
«Двери лица Его, светильники уст Его» | |
---|---|
Рассказ Роджера Желязны | |
Страна | олень |
Язык | Английский |
Жанр (ы) | научная фантастика |
Публикация | |
Опубликовано в | Журнал фэнтези и научной фантастики |
Тип публикации | Периодическое издание |
Издатель | Публикации Меркурия |
Тип носителя | Журнал |
Дата публикации | Март 1965 г. |
« Двери его лица, светильники его уст » — научно-фантастический роман Роджера Желязны . Первоначально опубликованный в мартовском номере журнала «Журнал фэнтези и научной фантастики» за 1965 год , он получил в 1966 году премию «Небьюла» за лучшую новеллу. [ 1 ] и был номинирован на премию Хьюго 1966 года за лучший короткометражный художественный фильм . [ 2 ]
В своей статье в «Энциклопедии научной фантастики » Джон Клют обнаружил, что история Желязны «опьяняюще объединяет воедино миф и литературные ассонансы — в данном случае Мелвилла » Германа «Моби Дика — и секс. [ 3 ] Гарднер Дозуа высказал мнение, что «Двери его лица» были вдохновлены «любящей ностальгией по эпохе криминальных приключенческих историй, которая тогда, как многие считали, должна была закончиться». [ 4 ]
Во введении к новелле в журнале Nebula Award Stories 1965 редактор Дэймон Найт отметил, что эта история не только получила больше голосов, чем другие номинанты в своей категории, но и получила больше голосов, чем все остальные вместе взятые. [ 5 ]
Эта история была воспринята как воплощение стилистики Новой волны благодаря ее ономастике , метафорам и сравнениям. [ 6 ] Название основано на стихах из Книги Иова в версии Библии короля Иакова , глава 41, стихи 14 и 19, которые являются частью описания Левиафана: «Кто может открыть двери лица своего?» и «Из уст Его выходят горящие светильники». [ 7 ]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Действие истории разворачивается на Венере в то время, когда человечество совершало обычные путешествия к различным планетам Солнечной системы. В отличие от реальной планеты, Венера Желязны похожа на Землю, предлагая пригодный для дыхания воздух, заполненные водой океаны и местную фауну, одной из которых является вымышленный ихтиформный левиозавр Левиантус , обитатель венерианских океанов длиной 300 футов, обычно называемый «Икки». . Его так и не поймали, несмотря на многочисленные попытки это сделать.
Двумя главными героями истории являются Джин Лухарич и Карлтон Дэвитс. Лухарич — успешная бизнес-леди и знаменитость средств массовой информации, которая финансирует и возглавляет экспедицию по поимке Икки. Используемый корабль известен как Tensquare, платформа с ядерной установкой, спроектированная богатым предпринимателем, который разорился в поисках Икки. Дэвитс — наемный моряк, который участвовал в нескольких предыдущих попытках и когда-то был на месте Лухарича: спортсмен-плейбой, который нанял Tensquare, чтобы поймать Икки, пока не получил травму в результате катастрофической попытки, чья в неудачах он винит себя. Ранее у Давитса и Лухарича были короткие романтические отношения, которые закончились за годы до начала истории. Оба являются очень конкурентоспособными и отличными пловцами. Дэвитса нанимают с условием, что он останется трезвым.
Дэвитса наняли в качестве «наживщика» — члена экипажа, которому поручено нырнуть до конца подводного кабеля, чтобы прикрепить и активировать электронную приманку. Поскольку приманка разворачивается только тогда, когда Икки обнаружен в непосредственной близости от корабля, наживщик может оказаться в опасной близости от Икки. Это случается с Дэвитсом. Ему удается благополучно вернуться на корабль, где он помогает Лухарич в успешном захвате, для чего ей приходится преодолеть те же первобытные страхи, которые заставили Давитса потерпеть неудачу в его попытке, когда он увидел лицо Левиафана.
Представление Желязны о Венере
[ редактировать ]Джон Клют описал Венеру Желязны как «фантастическую, подробно описанную» и «почти полностью «ненаучную»». [ 3 ] Гарднер Дозуа считал, что Желязны наверняка знал, что Венера из «Дверей его лица» не была настоящей Венерой. Вместо этого Дозуа рассматривал Венеру Желязны как «дань уважения, преднамеренный акт ретро-ностальгии» по «пышно-романтической версии бульвара… которая была популяризирована в сказках из « Планетных историй» и «Захватывающих чудесных историй» десятилетия назад». [ 4 ]
Сам Желязны объяснил свою концепцию Венеры как нечто, намеренно написанное до того, как такая история стала невозможной благодаря научным открытиям. «К концу 1961 года у нас уже были фотографии, сделанные с пролетов, которые показывали, как на самом деле была поверхность Марса и Венеры. ... Вот и все. Я никогда больше не смогу написать еще одну подобную историю. Они [Двери Его лица, Лампы Его уст и Роза для Экклезиаста ] были моей данью тому этапу в истории жанра, который был. закрыт навсегда». [ 8 ]
История публикаций
[ редактировать ]Помимо своего первоначального появления в «Журнале фэнтези и научной фантастики» лучших за год , «Двери его лица…» появились в двух антологиях — «Лучшее из фэнтези» и «Научная фантастика» (15-я серия, 1966). и Истории премии «Небьюла» 1965 (1966).
С тех пор он составлял антологию как минимум двенадцать раз, включая переводы на французский, немецкий и итальянский языки. Рассказ также появляется в восьми сборниках, посвященных творчеству Желязны, включая переводы на голландский и литовский языки. В 1991 году он был опубликован в виде сборника издательством Pulphouse Publishing .
См. также
[ редактировать ]- Двери лица Его, Светильники уст Его и другие рассказы , сборник рассказов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Награды Небулы 1966 года» . Локус . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 г. Проверено 6 декабря 2011 г.
- ^ «Премия Хьюго 1966 года» . Всемирное научно-фантастическое общество. Архивировано из оригинала 7 мая 2011 г. Проверено 19 апреля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Клют, Джон (14 мая 2015 г.). «Роджер Желязны» . sf-энциклопедия.com . Проверено 8 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гарднер Дозуа, изд. (1998). Старые добрые вещи: приключенческая фантастика в великой традиции . Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина. п. 376. ИСБН 0-312-19275-4 .
- ^ Дэймон Найт, изд. (1966). Истории премии «Небьюла» 1965 года . Гарден-Сити (Нью-Йорк): Даблдей. п. 1.
- ^ Тейлор, Джон В. (1990). «От криминального стиля к внутреннему пространству: стилистика американской научной фантастики новой волны» . Стиль . 24 (4): 611–627. ISSN 0039-4238 . JSTOR 42946165 .
- ^ «Иов Глава 41, KJV» . Библейский хаб .
- ^ Крулик, Теодор. «Несколько слов Роджера Желязны, часть пятая: космические путешествия, кибернетика и тайна научной фантастики» . тор.com . ТОР . Проверено 20 марта 2023 г.