Jump to content

Новая волна (научная фантастика)

« Новая волна» стиль научной фантастики 1960-х и 1970-х годов, характеризующийся большой степенью экспериментирования с формой и содержанием рассказов, большим подражанием стилям ненаучно-фантастической литературы и упором на психологические и социальные науки. в отличие от физических наук . Авторы «Новой волны» часто считали себя частью модернистской традиции художественной литературы, а «Новая волна» была задумана как преднамеренное отклонение от традиций научной фантастики, характерных для бульварных журналов , которые многие из писателей считали неуместными или неамбициозными.

Самым известным источником научной фантастики «Новой волны» был британский журнал « Новые миры» , редактируемый Майклом Муркоком , который стал редактором в 1964 году. В Соединенных Штатах антология Харлана Эллисона 1967 года «Опасные видения» часто рассматривается как лучшее раннее представление жанр. Урсула К. Ле Гуин , Дж. Г. Баллард , Сэмюэл Р. Делани , Роджер Желязны , Джоанна Расс , Джеймс Типтри-младший (псевдоним Элис Брэдли Шелдон), Томас М. Диш и Брайан Олдисс также были крупными писателями, связанными с этим стилем.

«Новая волна» находилась под влиянием постмодернизма , сюрреализма , политики 1960-х годов, такой как полемика вокруг войны во Вьетнаме , а также социальных тенденций, таких как субкультура наркотиков , сексуальное освобождение и защита окружающей среды . Хотя «Новую волну» критиковали за эгоцентричность некоторых ее писателей, она оказала влияние на развитие последующих жанров, в первую очередь киберпанка и слипстрима . [ нужна ссылка ]

Происхождение и использование термина [ править ]

Происхождение [ править ]

Фраза «Новая волна» обычно использовалась для обозначения новой художественной моды 1960-х годов , имитируя термин «новая волна» , используемый для некоторых французских кинематографических стилей. [1] П. Шайлер Миллер , постоянный обозреватель журналов Analog Science Fiction and Fact , впервые использовала его в ноябрьском номере 1961 года для описания нового поколения британских авторов: «Это спорный вопрос, открыл ли Карнелл «громкие имена» британской научной фантастики. — Уиндэм , Кларк , Рассел , Кристофер — или же они его обнаружили. Каким бы ни был ответ, нет никаких сомнений в отношении «новой волны»: Табба , Олдиса и, если уж говорить точнее, Кеннета Балмера и Джона Бруннера ». [2] [1] [3]

Последующее использование [ править ]

Термин «новая волна» был включен в концепцию фабулизма новой волны, формы магического реализма , «которая часто сочетает в себе реалистическую или постмодернистскую эстетику с нереалистичными перерывами, в которых альтернативные технологии, онтологии, социальные структуры или биологические формы создают свое влияние». путь к реалистичным сюжетам». [4] :76 Фабулизм новой волны сам по себе относится к литературному жанру «слипстрим» , являющемуся промежуточным звеном между господствующей или постмодернистской фантастикой и научной фантастикой. [5]

Концепция «новой волны» применялась к научной фантастике в других странах, в том числе к некоторой арабской научной фантастике, Ахмеда Халеда Тауфика бестселлер «Утопия ». ярким примером которой считается [6] и китайская научная фантастика , где она была применена к некоторым произведениям Ван Цзинкана и Лю Цысиня , включая трилогию Лю «Воспоминание о прошлом Земли» (2006–2010), [7] работы, в которых подчеркивается рост могущества Китая, миф о развитии и постчеловечество . [8]

Описание [ править ]

Первые сторонники «Новой волны» считали ее серьезным изменением по сравнению с прошлым жанра, и многие читатели испытали ее в конце 1960-х - начале 1970-х годов. [9] Писатели «новой волны» часто считали себя частью модернистских , а затем постмодернистских традиций и иногда высмеивали традиции старой научной фантастики, которую многие из них считали скучной, юношеской и плохо написанной. [10] [11] Многие также отвергли содержание Золотого века научной фантастики , делая упор не на космос, а на психологию человека, то есть на субъективность, сны и бессознательное. [11] Тем не менее, в период «Новой волны» традиционные виды научной фантастики продолжали появляться, и, по мнению Роба Лэтэма , более широкий жанр поглотил повестку дня «Новой волны» и в основном нейтрализовал ее к концу 1970-х годов. [9]

Формат [ править ]

Новая волна совпала с серьезными изменениями в производстве и распространении научной фантастики, поскольку на смену эпохе бульварных журналов пришел книжный рынок; [9] в каком-то смысле это была также реакция на типичный стиль журналов. [12]

Темы [ править ]

«Новая волна» взаимодействовала с рядом тем в 1960-х и 1970-х годах, включая сексуальность ; [13] наркокультура , особенно творчество Уильяма С. Берроуза и употребление психоделических наркотиков ; [11] и популярность энвайронментализма. [14] Темы Дж. Г. Балларда включали отчуждение , социальную изоляцию , классовую дискриминацию и конец цивилизации в различных условиях - от одного многоквартирного дома ( Высотное здание ) до целых миров. [15] [16] Роб Лэтэм отметил, что некоторые работы Дж. Г. Балларда 1960-х годов (например, квартет, начатый «Ветром из ниоткуда» [1960]), связаны с концепцией экологической катастрофы, как и «Геноциды» Диша и короткий роман Урсулы К. Ле Гуин. Слово «Мир – лес» . Последний, с его описанием использования напалма против коренного населения, также находился под влиянием восприятий Ле Гуином войны во Вьетнаме , и оба подчеркивали антитехнократический фатализм вместо имперской гегемонии посредством технологий, причем Новая волна позже взаимодействовала с феминизмом. экологический активизм и постколониальная риторика. [14] [ нужны разъяснения ] Главной заботой Новой волны было увлечение энтропией , то есть тем, что мир (и Вселенная) должен иметь тенденцию к беспорядку, что в конечном итоге приводит к « тепловой смерти ». [11] «Новая волна» также занималась утопией , распространенной темой научной фантастики, предлагая более тонкие интерпретации. [11] :74-80

Стиль [ править ]

Трансформация стиля легла в основу моды «Новой волны». [17] :286 В сочетании с противоречивыми темами он представил инновации в форме, стиле и эстетике, предполагающие больше литературных амбиций и экспериментальное использование языка, со значительно меньшим упором на физико-научные или технологические темы в его содержании. [18] Например, в рассказе « Роза для Экклезиаста » (1963) Роджер Желязны вводит многочисленные литературные аллюзии , сложные ономастические узоры, многозначность и новаторские темы, а также другие произведения Желязны, такие как « Двери его лица, лампы Его уст » (1965) и «Тот, кто формирует » (1966) включают в себя литературную саморефлексию, игривые словосочетания и неологизмы. В рассказах типа «Покайся, Арлекин!» Как сказал Ticktockman , Харлан Эллисон считается использующим синтаксис в стиле гонзо . Многие авторы «Новой волны» интенсивно или часто использовали непристойность и пошлость. [19] Что касается визуальных аспектов, некоторые сцены романов Дж. Г. Балларда отсылают к сюрреалистическим картинам Макса Эрнста и Сальвадора Дали . [11]

британскими новыми Различия между американскими и волнами

Тенденции британской и американской новой волны пересекались, но были несколько разными. Джудит Меррил отметила, что научную фантастику «Новую волну» называли «новой вещью». В статье 1967 года для журнала «Журнал фэнтези и научной фантастики» она противопоставила Новую волну научной фантастики Англии и США, написав:

Они называют это Новой Вещью. Людям, которые называют это так, по большей части это не нравится, и единственное общее согласие, которое они, кажется, имеют, состоит в том, что Баллард - его Демон, а я - его пророчица - и что это то, что не так с Томом Дишем и с британской научной фантастикой. в целом... Американский аналог менее сплочен как «школа» или «движение»: у него не было ни одного издания, на котором можно было бы сконцентрировать свое развитие, и фактически до недавнего времени он был практически исключен из обычных научно-фантастических журналов. . Но по тем же причинам оно более расплывчато и, возможно, более широко распространено. [20] :105

научной фантастики Академик-фантаст Эдвард Джеймс также обсудил различия между британской и американской новой волной . Он считал, что первый из-за Дж. Г. Балларда и Майкла Муркока был связан главным образом с конкретным журналом с установленной программой, который в дальнейшем не имел большого влияния. Джеймс дополнительно отметил, что даже у американских писателей того времени, живших в Лондоне, таких как Сэмюэл Р. Делани, Томас М. Диш и Джон Сладек, были свои собственные планы. Джеймс утверждал, что американская «Новая волна» не достигла статуса «движения», а скорее была собранием талантов, которое привнесло новые идеи и более высокие стандарты в создание научной фантастики, в том числе в течение первых трех сезонов « Звездного пути» . По его мнению, «...американская Новая волна положила начало значительному расширению этой области и ее читательской аудитории... очевидно, что рост литературных и творческих стандартов, связанный с концом 1960-х годов, во многом способствовал развитию некоторых из них. наиболее оригинальные писатели 1970-х годов, в том числе Джон Кроули , Джо Холдеман , Урсула К. Ле Гуин , Джеймс Типтри-младший и Джон Варли ». [21] : 176 

История [ править ]

и Влияния предшественники

Хотя «Новая волна» началась в 1960-е годы, некоторые из ее принципов можно найти в », написанной Х.Л. Голдом редакционной статье « Галактики , которая начала публиковаться в 1950 году. Джеймс Ганн описал акцент Голда как «не на авантюристе, изобретателе, инженере, или ученый, а обычный гражданин», [22] и, по словам историка научной фантастики Дэвида Кайла, работа Голда приведет к Новой волне. [23] :119-120

«Новая волна» была отчасти отказом от Золотого века научной фантастики . Альгис Будрис в 1965 году писал о «повторяющемся напряжении в научной фантастике «Золотого века» 1940-х годов — подразумевая, что одни только технологические достижения решат все проблемы, ура, и что все проблемы были такими, какими они казались на первый взгляд. ". [24] «Новая волна» не определялась как развитие предшествовавшей ей научной фантастики, а первоначально реагировала против нее. Писатели «Новой волны» не действовали как организованная группа, но некоторые из них считали, что стереотипы периодов бульварных журналов и Золотого века стали чрезмерно использоваться и от них следует отказаться: Дж. Г. Баллард заявил в 1962 году, что «научная фантастика должна отвернуться от о космосе, о межзвездных путешествиях, внеземных формах жизни, (и) галактических войнах», [25] и Брайан Олдисс сказал в книге «Триллион лет веселья: история научной фантастики» , что «реквизит научной фантастики невелик: ракетные корабли, телепатия, роботы, путешествия во времени… как и монеты, они обесцениваются из-за чрезмерного обращения». [26] Гарри Харрисон резюмировал этот период, сказав, что «старые барьеры рушились, табу на целлюлозу забывались, исследовались новые темы и новые манеры письма». [27]

Писатели «Новой волны» начали использовать литературные темы, не относящиеся к научной фантастике, как, например, пример писателя-битника Уильяма С. Берроуза — авторы «Новой волны» Филип Хосе Фармер и Баррингтон Дж. Бэйли писали стилизации его произведений ( «The Jungle Rot Kid on the Nod and The Four Color Issue соответственно), а Дж. Баллард опубликовал восхитительное эссе в выпуске New Worlds . [28] Использование Берроузом экспериментов, таких как техника нарезки , и использование им научно-фантастических приемов в новой манере доказало, насколько проза может казаться революционной, и некоторые писатели Новой волны стремились подражать этому стилю.

Урсула К. Ле Гуин , одна из новых писательниц, публиковавшихся в 1960-е годы, так описывает переход к эпохе Новой волны:

Ни в малейшей степени не отвергая и не принижая более ранних писателей и произведения, я думаю, будет справедливо сказать, что научная фантастика изменилась примерно в 1960 году, и что эти изменения имели тенденцию к увеличению числа писателей и читателей, широты темы, глубины трактовка, сложность языка и техники, а также политическая и литературная сознательность письма. Шестидесятые годы в научной фантастике были захватывающим периодом как для признанных, так и для новых писателей и читателей. Казалось, все двери открываются. [29] : 18 

Другие писатели и произведения, рассматриваемые как прелюдия или переход к Новой волне, включают Рэя Брэдбери » «Марсианские хроники , Уолтера М. Миллера 1959 года «Песнь Лейбовицу» , Сирила М. Корнблута и Фредерика Пола антигиперконсьюмеристскую книгу «Космос». «Купцы » (1952), Курта Воннегута насмешливые «Пианино» (1952) и «Сирены Титана» (1959), Теодора Стерджена гуманист «Больше, чем человек» (1953) и общество гермафродитов Венера Плюс X (1960) и Филип Хосе Сексуальные контакты Фармера между человеком и инопланетянами в фильмах «Любовники» (1952) и «Странные отношения» (1960). [11]

Начало [ править ]

Нет единого мнения относительно точного начала «Новой волны»: британский писатель Адам Робертс называет Альфреда Бестера единоличным изобретателем этого жанра. [16] а во введении к сборнику рассказов Ли Брэкетт Майкл Муркок назвал ее одной из «настоящих крестных матерей» жанра. [30] Альгис Будрис сказал, что в писателях «Новой волны» «есть отголоски... Филипа К. Дика , Уолтера Миллера-младшего и, судя по всему, Фрица Лейбера ». [31] Однако многие критики признают, что Новая волна началась в Англии с журнала New Worlds и Майкла Муркока . назначенный редактором в 1964 году (первый номер № 142, май и июнь). [12] [32] : 251  ); [примечание 1] Муркок был редактором до 1973 года. [11] В то время как американские журналы «Удивительные истории» и «Журнал фэнтези и научной фантастики» с самого начала печатали необычно литературные рассказы, Муркок превратил это в более определенную политику и стремился использовать журнал, чтобы «определить новую авангардную роль» для научная фантастика [33] путем использования «новых литературных приемов и способов выражения». [34] :251-252 Ни один другой научно-фантастический журнал не отличался так сильно от традиционной научной фантастики, как « Новые миры» . К тому времени, когда он прекратил регулярные публикации, он отказался от идентификации с жанром научной фантастики, назвав себя экспериментальным литературным журналом . В Соединенных Штатах самым известным представителем этого жанра, вероятно, является антология «Опасные видения » 1967 года под редакцией Харлана Эллисона . [35] [36] [11]

Во время работы Муркока в качестве редактора « Новых миров » «галактические войны прекратились; пришли наркотики; стало меньше встреч с инопланетянами, больше в спальне. Эксперименты со стилями прозы стали одним из порядков дня, и пагубное влияние Уильяма Берроуза часто угрожал одержать верх». [37] : 27  Джудит Меррил заметила: «...этот журнал [Новые миры] был издательским термометром тенденции, получившей название «Новая волна». В Соединенных Штатах эта тенденция вызвала интенсивную, невероятную полемику. В Британии люди либо они находили это интересным, либо нет, но в Штатах это было ересью, с одной стороны, и чудесной революцией, с другой». [38] : 162–163 

Брукс Лэндон, профессор английского языка в Университете Айовы, говорит об «Опасных видениях» , что это

был новаторским и влиятельным еще до того, как у него появились читатели, просто потому, что это была первая большая оригинальная антология научной фантастики, предлагающая своим авторам цены, конкурентоспособные с журналами. Однако вскоре за ними последовали и читатели, привлеченные 33 рассказами писателей-фантастов, как хорошо известных, так и относительно неслыханных. Эти писатели откликнулись на призыв редактора Харлана Эллисона писать истории, которые не могли быть опубликованы где-либо еще или никогда не были написаны перед лицом почти определенной цензуры со стороны редакторов научной фантастики... [Для читателей научной фантастики, особенно в Соединенных Штатах, «Опасные видения» определенно казалось революцией... «Опасные видения» знаменуют собой знаковый поворотный момент для американской научной фантастики. [39] : 157 

Как антолог и оратор Меррил вместе с другими авторами выступал за восстановление научной фантастики в рамках литературного мейнстрима и улучшение литературных стандартов. Ее «невероятное противоречие» охарактеризовано Дэвидом Хартвеллом в первом предложении главы книги, озаглавленной «Новая волна: Великая война 1960-х годов»: «Конфликты и споры — постоянное присутствие в мире научной фантастики, но литературная политика уступила место открытая война в самом крупном масштабе только один раз». [40] : 141  Изменения были чем-то большим, чем просто экспериментальным и явно провокационным, как вдохновил Берроуз; В соответствии с литературной новой волной , хотя и не в тесной связи с ней, и обращаясь к менее ограниченному кругу читателей, «Новая волна» меняла стандартное отношение героя к действию и науке. Это иллюстрировало эгоизм — часто лишая сюжет мотивации к рациональному объяснению. [41] :87

В 1962 году Баллард писал:

Я часто задавался вопросом, почему в научной фантастике так мало проявлено экспериментального энтузиазма, который характеризовал живопись, музыку и кино в течение последних четырех или пяти десятилетий, особенно когда они стали чисто спекулятивными, все больше и больше озабоченными созданием новых состояний искусства. разум, создавая новые символы и языки, где старые перестают быть действительными... Крупнейшие события ближайшего будущего будут происходить не на Луне или Марсе, а на Земле, и именно внутреннее пространство , а не внешнее, нуждается в быть исследованным. Единственная по-настоящему чужая планета — Земля. В прошлом научный уклон научной фантастики был в сторону физических наук — ракетостроения, электроники, кибернетики — и акцент должен переключиться на биологические науки. Точность, это последнее прибежище для людей, лишенных воображения, не имеет никакого значения... Это тот внутренний скафандр, который все еще нужен, и его создание - дело научной фантастики! [42] : 197 

В 1963 году Муркок писал:

«Давайте кратко рассмотрим, чего не хватает многим произведениям научной фантастики. Вкратце, это некоторые из качеств, которых мне вообще не хватает: страсть, тонкость, ирония, оригинальные характеристики, оригинальный и хороший стиль, чувство причастности к человеческим делам. , цвет, плотность, глубина и в целом настоящее чувство от писателя...» [10]

Роджер Лакхерст отметил, что эссе Дж. Г. Балларда 1962 года « Какой путь во внутреннее пространство?» [42] «показал влияние теоретика СМИ Маршалла Маклюэна и «антипсихиатрии» Р.Д. Лэнга ». [43] : 148  Лакхерст прослеживает влияние обоих этих мыслителей в произведениях Балларда, в частности в «Выставке злодеяний» (1970). [43] : 152 

» Эллисона После «Опасных видений Джудит Меррил внесла свой вклад в создание этой художественной литературы в Соединенных Штатах, отредактировав антологию England Swings SF: Stories of Speculative Fiction (Doubleday, 1968).

У «Новой волны» были и политические объединения:

Большинство «классических» писателей начали писать еще до Второй мировой войны и к началу 1960-х годов достигли среднего возраста; писатели так называемой «Новой волны» в большинстве своем родились во время или после войны и не только выступили против писателей-фантастов прошлого, но и сыграли свою роль во всеобщей молодежной революции 1960-х годов, которая оказала такое глубокое влияние на Запад. культура. Не случайно «Новая волна» началась в Британии во времена «Битлз» и взлетела в Соединенных Штатах во времена хиппи — следовательно, и то, и другое — в период культурных инноваций и встряски поколений… [21] : 167 

Эрик С. Рэймонд заметил:

США отвергли индивидуализм, линейное изложение, счастливый конец, научную строгость и культурную гегемонию Изобретатели «Новой волны» (особенно Майкл Муркок, Дж. Баллард и Брайан Олдисс) были британскими социалистами и марксистами, которые одним махом в области научной фантастики. Более поздние американские представители «Новой волны» были тесно связаны с «Новыми левыми» и оппозицией войне во Вьетнаме, что привело к некоторым ожесточенным общественным спорам, в которых политика переплеталась с определяющими вопросами о природе научной фантастики и направлении этой области. [44]

Например, Джудит Меррил, «одна из самых заметных и говорливых апостолов Новой волны в научной фантастике 1960-х». [45] :251 вспоминает свое возвращение из Англии в Соединенные Штаты: «Итак, я вернулась домой, страстно ожидая революции. Я продолжала поиски до Чикагского съезда Демократической партии в 1968 году . Я поехала в Чикаго отчасти для того, чтобы искать революцию, если она произошла, и отчасти потому, что моя семнадцатилетняя дочь... хотела поехать». [38] : 167  Позже Меррил сказал: «В конце недели конгресса вкус Америки был кислым у всех нас во рту»; [38] : 169  вскоре она стала политической беженкой, живущей в Канаде. [40] : 142 

Роджер Лакхерст не согласился с критиками, которые воспринимали «Новую волну» главным образом с точки зрения различий (он приводит пример Томаса Клерсона), предполагая, что такая модель «не совсем соответствует американской сцене, хотя более широкие конфликты Либерализация университетов 1960-х годов, движение за гражданские права и культурные противоречия, присущие обществу потребления, были более резкими и, конечно, более жестокими, чем в Великобритании». [43] : 160  [46] В частности, он отметил:

Молодым туркам в Сан-Франциско также предстояло свергнуть закостеневший «древний режим»: Джона Кэмпбелла нетерпимые правые редакционные статьи в журнале «Поразительная научная фантастика» (который он переименовал в «Аналог» в 1960 году) балансировали на самопародии. В 1970 году, когда восстание в университетском городке против американского участия во Вьетнаме достигло своего апогея и привело к тому, что Национальная гвардия застрелила четырех студентов в Кентском государственном университете , Кэмпбелл написал в редакционной статье, что «наказание наступило», и мятежникам следует ожидать, что их встретит смертоносная сила. . Вьетнам, как известно, разделил сообщество научной фантастики до такой степени, что в 1968 году в журнале «Галактика» было опубликовано две рекламы: одна подписана писателями, выступающими за войну, а другая — теми, кто против войны. [43] : 160  [46] Необходима осторожность при оценке любого литературного движения, особенно в отношении переходов. Писатель-фантаст Брюс Стерлинг , реагируя на свою связь с другим научно-фантастическим движением в 1980-х годах, заметил: «Когда закончилась научная фантастика «Новой волны»? Кто был последним писателем научной фантастики «Новой волны»? Сегодня вы не можете быть писателем новой научной фантастики. Вы можете назвать их номера: Баллард, Эллисон, Спинрад, Делани, бла, бла, бла. А как насчет переходной фигуры, такой как Желязны? Литературное движение - это не армия. Вы не носите форму и не присягаете на верность. Это просто группа людей, пытающихся развить чувствительность». [47]

Точно так же Роб Лэтэм заметил:

...действительно, одним из основных способов восприятия «Новой волны» в США и Британии был «освобожденный» взрыв эротического самовыражения, часто противопоставляемый сторонниками «Новых вещей» (как это называл Меррил). , с чопорным пуританством Золотого века. Тем не менее, этот резкий контраст, хотя и не является необоснованным, в конечном итоге имеет тенденцию, как и большинство исторических различий, проведенных между Новой волной и ее предшественниками, к чрезмерному подчеркиванию разрыва в ущерб преемственности, фактически «исчезая» некоторые из новаторских тенденций в научной фантастике 1950-х годов, которые проложило путь нововведениям «Новой волны». [45] : 252 

Однако Даррен Харрис-Фейн из Государственного университета Шони подчеркнул отличие «Новой волны»:

Раскол между «Новой волной» и всеми остальными в американской научной фантастике в конце 1960-х годов был почти столь же драматичным, как и раскол в то же время между молодыми протестующими и тем, что они называли «истеблишментом», и, по сути, политическими взглядами молодых писателей. , часто занимающие видное место в своих работах, отражают многие современные проблемы. «Новая волна» обвиняла то, что де-факто стало старой волной, в старомодности, патриархальности, империализме и одержимости технологиями; многие из наиболее авторитетных писателей считали «Новую волну» поверхностной, говорили, что ее литературные инновации вообще не были инновациями (что на самом деле за пределами научной фантастики таковыми не было), и обвиняли ее в предательстве великого взгляда научной фантастики на роль человечества во Вселенной. . Оба утверждения, конечно, во многом были преувеличениями, и в следующем десятилетии обе тенденции сольются в синтез стилей и проблем. Однако в 1970 году этот вопрос был далек от разрешения и оставался источником разногласий в течение следующих нескольких лет. [48] : 13–14 

Отклонить [ править ]

В августовском выпуске SFWA Forum 1970 года , публикации для членов американских писателей-фантастов , Харлан Эллисон заявил, что фурор «Новой волны», который процветал в конце 1960-х годов, похоже, «блаженно утих». Он также утверждал, что настоящего конфликта между писателями не было:

Все это было сфабрикованным спором, устроенным фанатами, чтобы раскрутить свое участие в этом жанре. Их полное непонимание происходящего (что не является чем-то необычным для фанатов, как показывает история...) сумело разжечь огромную бессмысленную враждебность, и если это и имело какой-то реальный эффект, я подозреваю, что это было в той неудачной области, которая вызвала у некоторых писателей чувствовать, что они не могут идти в ногу со временем и, как следствие, замедляют скорость письма. [49]

Лэтэм, однако, отмечает, что анализ Эллисона «затеняет выдающуюся роль самого Эллисона – и других профессиональных авторов и редакторов, таких как Джудит Меррил, Майкл Муркок, Лестер Дель Рей, Фредерик Пол и Дональд А. Уоллхейм – в разжигании конфликта…» [50] : 296 

Для Роджера Лакхерста закрытие журнала «Новый мир» в 1970 году (один из многих лет его закрытия) «ознаменовало сдерживание эксперимента «Новой волны» от остальной контркультуры. Различные хромающие проявления «Нового мира» в 1970-е годы… продемонстрировал посмертный характер своего авангардизма». [43] : 168 

К началу 1970-х годов ряд писателей и читателей отмечали различия между победителями премии Nebula Awards , которая была создана в 1965 году SFWA и вручалась профессиональными писателями, и победителями премии Hugo Awards , присуждаемой фанатами. на ежегодном Всемирном съезде научной фантастики , причем некоторые утверждали, что это указывает на то, что многие авторы были отчуждены от чувств своих читателей: «В то время как некоторые писатели и поклонники продолжали спорить о Новой волне до конца 1970-х годов - в « Мире «Научная фантастика, 1926–1976: История субкультуры» , например, Лестер Дель Рэй посвящает несколько страниц критике этого движения — по большей части споры утихли по мере того, как шло десятилетие». [48] : 20 

Влияние [ править ]

В эссе 1979 года профессор Патрик Парриндер , комментируя природу научной фантастики, отмечал, что «любой значимый акт остранения может быть только относительным, поскольку человек не может представить себе то, что ему совершенно чуждо; совершенно чужое было бы также быть бессмысленным». [51] : 48  Он также заявляет: «Однако в научной фантастике нет необходимости нарушать более широкие условности прозаического повествования, чтобы создать произведение, которое является действительно экспериментальным. «Новая волна» 1960-х годов с ее фрагментированными и сюрреалистическими формами, не оказало длительного влияния, потому что забросило слишком широкую сеть. Чтобы реформировать НФ, нужно бросить вызов условностям жанра на их собственных условиях». [51] : 55–56 

Другие приписывают более важный, хотя и ограниченный, эффект. Ветеран научной фантастики Джек Уильямсон (1908–2006), когда в 1991 году его спросили: «Оказали ли акцент [Новой] волны на экспериментализме и ее сознательные усилия сделать НФ более «литературной» каким-либо постоянным эффектом в этой области?» ответил:

После того, как оно утихло – теперь это старая шляпа – оно, вероятно, оставило у нас обостренное понимание языка и более острый интерес к литературному эксперименту. Время от времени это действительно теряло кусочки красоты и силы. Например, это помогло начать карьеру таким писателям, как [Сэмюэл Р.] Чип Делани, Брайан Олдисс и Харлан Эллисон, каждый из которых, похоже, пошел своим собственным, в высшей степени индивидуалистическим направлением. Но ключевым моментом здесь является то, что НФ «Новая волна» не смогла тронуть людей. Я не уверен, связана ли эта неудача с пессимистической тематикой или с тем, что люди считали материал слишком претенциозным. Но это никогда по-настоящему не захватывало воображение людей . [52]

Хартвелл заметил, что «есть что-то действенное в маргинальности научной фантастики и всегда незначительной самоидентификации — ее двусмысленном родовом отличии от других литературных категорий — и, что, возможно, более важно, в ее отличии от того, что по-разному называли реалистической, мейнстримной или обыденной художественной литературой. " [53] : 289  Хартвелл утверждал, что после Новой волны научной фантастике все же удалось сохранить эту «маргинальность и слабую самоидентичность»:

Британская и американская «Новая волна» в совокупности полностью отрицали бы жанровый статус научной фантастики и положили бы конец постоянному развитию новых специализированных слов и фраз, общих для всей научной фантастики, без которых научная фантастика была бы неотличима от обыденной художественной литературы во всей ее полноте (а не от повседневной фантастики). только на границах экспериментальной НФ, которая по сути неотличима от любой другой экспериментальной литературы). Отрицание особого или жанрового статуса в конечном итоге является причиной неспособности «Новой волны» добиться популярности, которая, если бы она стала по-настоящему доминирующей, уничтожила бы НФ как отдельное направление. [54] : 153 

Научно-технические темы были для Кэмпбелла более важными, чем литературные направления, а некоторые крупные «Поразительные» авторы книги Исаак Азимов , Роберт А. Хайнлайн и Л. Спраг де Камп имели научное или инженерное образование. [55] В 1967 году Азимов сказал: «Я надеюсь, что, когда «Новая волна» отложит свою пену и отступит, обширный и прочный берег научной фантастики появится снова». [56] [57] : 388  Тем не менее, сам Азимов должен был проиллюстрировать, как этот «берег научной фантастики» действительно возник вновь, но изменился. Биограф отметил, что в 1960-е годы:

...рассказы и романы, которые Азимову, должно быть, не нравились и которые он, должно быть, чувствовал, не были частью научной фантастики, которую он помогал формировать, завоевывали признание и награды. Он также, должно быть, чувствовал, что научная фантастика больше не нуждается в нем. Его научная фантастика... стала еще более бессвязной и случайной.

Возвращение Азимова к серьезному писательскому труду в 1972 году с книгой «Сами боги» (когда большая часть дебатов о «Новой волне» утихла) было актом мужества… [58] : 105 

Даррен Харрис-Фейн заметил, что Азимов возобновил написание научной фантастики, что

...роман [ Сами боги ] примечателен тем, что он одновременно показывает, что Азимов действительно был тем же писателем в 1970-х годах, каким он был в 1950-х, и что на него, тем не менее, повлияла Новая волна, даже если он никогда не был часть этого. Его изображение инопланетного ménage a trois, дополненное гомоэротическими сценами между двумя мужчинами, знаменует собой интересный отход от его более ранних произведений, в которых секс любого рода явно отсутствует. Также есть небольшие эксперименты со структурой. [48] : 43 

Другие темы, затронутые в романе, - это забота об окружающей среде, а также «человеческая глупость и бредовая вера в человеческое превосходство» - частые темы в научной фантастике «Новая волна». [48] : 44 

Третьи комментаторы приписывают «Новой волне» гораздо больший эффект. Комментируя в 2002 году публикацию антологии «Опасные видения» Эллисона, посвященной 35-летию , критик Грег Л. Джонсон заметил, что

...если «Новая волна» не произвела полную революцию в написании научной фантастики (исследование выдуманного мира с помощью приключенческого сюжета остается прототипом сюжета научной фантастики), ей удалось раздвинуть границы того, что могло бы быть. считались научной фантастикой, и использование ими стилистических новшеств за пределами научной фантастики помогло поднять стандарты. Писателям стало все труднее обходиться без стандартных персонажей, извергающих деревянные диалоги, пропитанные техническим жаргоном. Такие истории все еще существуют и публикуются, но они больше не являются типичными для этой области. [35]

Азимов согласился, что «в целом «Новая волна» - это хорошо». [59] : 137  Он описал несколько «интересных побочных эффектов» «Новой волны». Неамериканская научная фантастика стала более известной, и этот жанр стал международным явлением. Другие отмеченные изменения заключались в том, что «Новая волна побуждала все больше и больше женщин начинать читать и писать научную фантастику… Расширение научной фантастики означало, что она приближалась к «мейнстриму»… по стилю и содержанию. Это также означало, что все большее число ведущих романистов осознавали важность изменения технологий и популярность научной фантастики и включали мотивы научной фантастики в свои собственные романы». [59] : 138–139 

Критик Роб Лэтэм выделяет три тенденции, которые связали «Новую волну» с появлением киберпанка в 1980-х годах. Он сказал, что изменения в технологиях, а также экономический спад сузили рынок научной фантастики, породив «широко распространенное» недомогание среди фанатов, в то время как признанные писатели были вынуждены сократить свою продукцию (или, как Айзек Азимов , сместили акцент на другие темы). ); наконец, редакторы поощряли новые методы, которые прежние не поощряли. [60]

Критика [ править ]

Муркок, Баллард и другие вызвали некоторую неприязнь к своим произведениям. В рецензии на фильм «2001: Космическая одиссея » Лестер дель Рей описал его как «первый из фильмов о Новой волне с обычным пустым символизмом». [61] В рецензии на «Лучшую научную фантастику в мире: 1966 » Альгис Будрис высмеял фразу Эллисона «Покайся, Арлекин!» Саид Тиктокмен» и еще два рассказа названы «зачаточным социальным сознанием... глубоким материалом», недостаточным для «выдающегося научно-фантастического рассказа». [62] Хартвелл отметил «звучное презрение и праведное негодование» Будриса в том году в «одной из классических диатриб против Балларда и нового стиля научной фантастики, возникшего тогда»: [40] : 146 

История Дж. Балларда, как вы знаете, призывает людей, которые не думают. Первый начинается с персонажей, которые считают физическую вселенную загадочным и произвольным местом и даже не мечтают попытаться понять ее действительные законы. Более того, чтобы стать главным героем романа Дж. Дж. Балларда или чем-то большим, чем второстепенным персонажем в нем, вы должны отрезать себя от всего научного образования. Таким образом, когда мировая катастрофа – будь то ветер или вода – обрушивается на вас, вы не обязаны ничего с этим делать, а только сидеть и поклоняться ей. Более того, какая-то сила действовала, чтобы убрать с лица мира всех людей, которые могли бы навязать вам здравый смысл или рациональное поведение... [63]

Будрис в «Галактике» , рецензируя сборник недавних рассказов из журнала, сказал в 1965 году, что «в этой книге есть такое ощущение... что современная научная фантастика отражает недовольство вещами такими, какие они есть, иногда доходящие до негодования, но также сохраняет оптимизм по поводу конечного результата». [24] Несмотря на критику Балларда и Олдиса («наименее талантливых» из четырех), Будрис назвал их, Роджера Желязны и Сэмюэля Р. Делани «потрясающим новым типом писателей». [31] В 1967 году в «Новой волне» Азимов сказал: «Мне нужна научная фантастика. Я думаю, что научная фантастика на самом деле не является научной фантастикой, если в ней отсутствует наука. И я думаю, что чем лучше и правдивее наука, тем лучше и правдивее научная фантастика». [56] но Будрис в том же году предупредил, что эти четверо вскоре покинут тех, кто «все еще читает все с точки зрения «Поразительного» 1944 года ... ничего, кроме полной коллекции пожелтевшего, осыпающегося недоумения». [31]

Признавая «энергию, высокий талант и преданность Новой волны» «Новой волне» и заявляя, что она «фактически может быть формой завтрашней научной фантастики в целом - черт возьми, это может быть формой сегодняшней научной фантастики», в качестве примера моды Будрис гораздо предпочитал «Этот бессмертный » Желязного Диша Томаса » «Геноцидам . Предсказывая, что карьера Желязны будет более важной и продолжительной, чем карьера Диша, он описал книгу последнего как «неослабевающую производную от Новой волны» и наполненную «тупыми, смирившимися жертвами», которые «бегут, прячутся, скользят, нащупывают и умирают», как Балларда «Затонувший мир» , но в отличие от «Луны» — «Суровая хозяйка» («о людях, которые что-то делают со своими проблемами»). [63] В книге « Мечты, из которых сделаны наши вещи » Диш заметил, что «литературные движения, как правило, состоят в различных пропорциях из гениальности двух или трех действительно оригинальных талантов, нескольких других способных или признанных писателей, которые были привлечены или Пройдя путь, подмастерье эпигонов и подражателей, а также много шумихи. Оглядываясь назад на двадцать пять лет, я думаю, что ее несокрушимым ядром была диада Дж. Г. Балларда и Майкла Муркока. ..." [64] : 105 

Авторы и произведения [ править ]

«Новая волна» не была формальной организацией с фиксированным членством. Томас М. Диш , например, отверг свою связь с некоторыми другими авторами Новой волны. [65] :425 Тем не менее, с модой можно ассоциировать конкретных авторов и произведения, особенно антологии. Майкл Муркок , Дж. Баллард и Брайан Олдисс считаются основными авторами «Новой волны». [11] Джудит Меррил (1957–1968 гг.) Ежегодные антологии [66] ) «были первыми провозвестниками прихода культа [Новой волны]», [20] :105 а в сериалах Дэймона Найта « Орбита » и Харлана Эллисона » «Опасные видения американские писатели вдохновлялись британскими писателями, а также британскими авторами. [39] Среди рассказов, напечатанных Эллисоном в «Опасных видениях» , были » Филипа Хосе Фармера , «Всадники пурпурной зарплаты « Нормана Спинарада Ангелы карциномы» » Сэмюэля Р. Делани, , « Да и Гоморра а также рассказы Брайана Олдисса, Дж. Балларда, Джон Бруннер , Дэвид Р. Банч , Филип К. Дик , Соня Дорман , Кэрол Эмшвиллер , Джон Сладек , Теодор Стерджен и Роджер Желязны . [39]

Альфреда Бестера поддерживали писатели «Новой волны», и он оказал большое влияние. [16] [67] Работы Томаса М. Диша связаны с «Новой волной», а «Геноциды» считаются символами этого жанра, как и антология рассказов Диша 1971 года об экокатастрофах «Руины Земли» . [14] Критик Джон Клют писал о ранних произведениях М. Джона Харрисона , что они «... раскрывают свое происхождение в стиле Новой волны в разрывах повествования и подзаголовках в стиле Дж. Г. Балларда». [68]

Брайана Олдисса «Босиком по голове» (1969) и Нормана Спинрада » «Нет направления домой (1971) рассматриваются как иллюстрации влияния культуры наркотиков , особенно психоделиков, на «Новую волну». [11] По теме энтропии Баллард представил «явно космологическое видение энтропийного упадка Вселенной» в «Голосах времени» , в котором представлена ​​типология идей, которые последующие авторы Новой волны развивали в различных контекстах, с одним из лучших примеров это Памелы Золин . «Тепловая смерть Вселенной» [42] : 158  Как и другие авторы « Новых миров» , Золин использовал «научно-фантастический и научный язык и образы, чтобы описать совершенно «обычные» сцены жизни», и тем самым произвел «измененное восприятие реальности у читателя». [21] Работы Новой волны, посвященные утопии, гендеру и сексуальности, включают « Левую руку тьмы» Джоанны Расс Урсулы К. Ле Гуин (1969), «Женщина-мужчина» (1975) и Мардж Пирси » «Женщина на краю времени (1976). [11] :82-85 В Роберта Сильверберга рассказе «Человек в лабиринте » в типичной для «Новой волны» развороте Сильверберг изображает человека с ограниченными возможностями, использующего инопланетный город-лабиринт, чтобы отвергнуть общество инвалидов. [69] Книга Сэмюэля Р. Делани «Вавилон-17» (1966) представляет собой пример работы Новой волны, связанной с лингвистической относительностью Сепира-Уорфиана , как и » Яна Уотсона ( «Вложение 1973). [11] :86-87

Двумя примерами писателей Новой волны, использующих утопию в качестве темы, являются «Обделенные: двусмысленная утопия» Сэмюэля Р. Делани Урсулы К. Ле Гуин (1974) и «Проблемы на Тритоне: двусмысленная гетеротопия» (1976). [11] :74-80 в то время как Джон Бруннер является основным представителем антиутопической научной фантастики Новой волны. [70]

Примеры модернизма Филипа Хосе Фармера в «Новой волне» включают «Джойсовские всадники пурпурной заработной платы» (1967), «Стойкость Джона Бруннера на Занзибаре» (1968), написанную в стиле Джона Дона Пассоса « США» трилогии (1930–1936) и Томаса Диша «Концентрация лагеря» , которая включает в себя поток литературных ссылок, в том числе на Томаса Манна . [11] :61-62 Влияние постмодернизма в «Новой волне» можно увидеть в « Отчете о вероятности А» Филипа К. Дика Брайана Олдисса, «Убике» , сборнике Дж. Г. Балларда «Выставка злодеяний» » Сэмюэля Р. Делани и «Далгрене и Тритоне . [11] :66-67

Большинство рассказов в Бена Бовы книге «Лучшие из туманностей » Роджера Желязны », такие как « Роза для Экклезиаста , считаются написанными авторами Новой волны или использующими методы Новой волны. [19] «Марсианский сдвиг времени» (1964) и другие работы Филипа К. Дика рассматриваются как «Новая волна». [11]

Брайан Олдисс, Харлан Эллисон, Роберт Сильверберг, Норман Спинрад и Роджер Желязны — писатели, чьи работы, хотя и не обязательно считались «новой волной» на момент публикации, позже стали ассоциироваться с этим термином. [71] [ нужна страница ] Считается, что из более поздних авторов некоторые работы Джоанны Расс имеют стилистическое сходство с «Новой волной». [72] [73]

См. также [ править ]

Пояснительные примечания [ править ]

  1. ^ Например:1) Лакхерст, Роджер. Научная фантастика (Кембридж: Polity Press, 2005)«То, что стало известно как «Новая волна» в научной фантастике, было сосредоточено в Англии в журнале « Новые миры» , который с миссионерским рвением редактировал Майкл Муркок в период с 1964 по 1970 год...» : 141  2) Джеймс, Эдвард. Научная фантастика в 20 веке (Oxford University Press, 1994)«В апреле 1963 года Майкл Муркок публикует гостевую редакционную статью в журнале Джона Карнелла « Новые миры» , ведущем британском научно-фантастическом журнале, который фактически объявил о начале Новой волны». : 167  3) Робертс, Адам. История научной фантастики (Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2005)«Она [Новая волна] изначально была связана с лондонским журналом New Worlds ... который был преобразован в площадку для экспериментальной и нетрадиционной художественной литературы в 1960-х годах, особенно под редакцией Майкла Муркока с 1964 года» : 231 

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Новая волна» , Оксфордский словарь английского языка , сентябрь 2003 г.
  2. ^ «Новая волна» , Энциклопедия научной фантастики , 2 апреля 2015 г.
  3. ^ "Справочная библиотека", аналоговые научные факты и фантастика (167/1), ноябрь 1961 г.
  4. ^ Маршалл, Кейт (2017), «Новая волна баснословия и гибридная научная фантастика», Американская литература в переходный период, 2000–2010 , Cambridge University Press, стр. 76–87, doi : 10.1017/9781316569290.006 , ISBN  978-1-316-56929-0
  5. ^ Павел Фрелик (2011). «О Slipstream и других: научная фантастика и дискурсы о границах жанров». Научно-фантастические исследования . 38 (1): 20. doi : 10.5621/sciefictstud.38.1.0020 . ISSN   0091-7729 .
  6. ^ Хайрутдинов, Д. (1975). Роман Ахмада Халеда Тауфика «Утопия» как важный пример новой волны научной фантастики в арабской литературе . OCLC   1077166716 .
  7. ^ Сун, Минвэй (01 марта 2015 г.). «После 1989 года: новая волна китайской научной фантастики» . Перспективы Китая . 2015 (1): 7–13. doi : 10.4000/chinaperspectives.6618 . ISSN   2070-3449 .
  8. ^ Минвэй Сон (2013). «Вариации на тему утопии в современной китайской научной фантастике». Научно-фантастические исследования . 40 (1): 86. doi : 10.5621/sciefictstud.40.1.0086 . ISSN   0091-7729 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Роб Лэтэм (2012). «Из космоса во внутреннее: научная фантастика новой волны и сингулярность». Научно-фантастические исследования . 39 (1): 28. doi : 10.5621/sciefictstud.39.1.0028 . ISSN   0091-7729 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Муркок, Майкл. «Играйте с чувством». New Worlds 129 (апрель 1963 г.), стр. 123–27, http://galacticjourney.org/stories/NW_1963_04.pdf.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Стебл, Джон (2014). Новая волна в фантастике или взрыв жанра Новая волна в фантастике или взрыв жанра: докторская диссертация . Дж. Стемс. OCLC   898669235 .
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гренландия, Колин (1983). Выставка энтропии: Майкл Муркок и британская «новая волна» в научной фантастике . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. ISBN  0-7100-9310-1 . OCLC   8728389 . В Интернет-архиве ( требуется регистрация ) .
  13. ^ Лэтэм, Роб (2011), Пирсон, Венди Гей; Холлингер, Вероника; Гордон, Джоан (ред.), «Секстраполяция в научной фантастике новой волны», Queer Universes , Ливерпуль: Liverpool University Press, стр. 52–71, doi : 10.5949/upo9781846313882.004 , ISBN  978-1-84631-388-2
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Лэтэм, Роб (2007). «Биотические вторжения: экологический империализм в научной фантастике новой волны» . Ежегодник изучения английского языка . 37 (2): 103–119. дои : 10.2307/20479304 . ISSN   0306-2473 . JSTOR   20479304 .
  15. ^ Туна Ултав, Зейнеп; Север, Мюге (14 марта 2020 г.). «Междисциплинарный характер архитектурного дискурса в треугольнике архитектуры, социологии и художественной литературы». Пространство и культура . 26 : 57–73. дои : 10.1177/1206331220905260 . ISSN   1206-3312 . S2CID   216192486 .
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Робертс, Адам (Адам Чарльз) (2006). История научной фантастики . Бейзингсток [Англия]: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-0-333-97022-5 . OCLC   61756719 .
  17. ^ Олдисс, Брайан В. (2004). Веселье на триллион лет: история научной фантастики . Королевский национальный институт слепых. OCLC   939659718 .
  18. ^ Робертс, Адам (2006), «Влияние научной фантастики новой волны 1960–1970-х годов», История научной фантастики , Лондон: Palgrave Macmillan UK, стр. 230–263, doi : 10.1057/9780230554658_11 , ISBN  978-0-230-54691-2
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тейлор, Джон В. (1990). «От криминального стиля к внутреннему пространству: стилистика американской научной фантастики новой волны». Стиль . 24 (4): 611–627. ISSN   0039-4238 . JSTOR   42946165 .
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Воллхейм, Дональд А. (1972). Создатели вселенной: научная фантастика сегодня . Лондон: Голланц. ISBN  0-575-01338-9 . ОСЛК   16202154 .
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джеймс, Эдвард (1994). Научная фантастика двадцатого века . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-219263-9 . OCLC   29668769 .
  22. ^ Ганн, Джеймс Э. (1975). «Альтернативные миры: 1949–1965». Альтернативные миры: иллюстрированная история научной фантастики . Нью-Джерси: Прентис-Холл. ISBN  978-1-4766-7353-0 . OCLC   1045641028 .
  23. ^ Кайл, Дэвид А. (1986) [1976]. Яркая история научной фантастики . Тайгер Букс Интернэшнл. ISBN  0-600-50294-5 . ОСЛК   15522165 .
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Будрис, Альгис (август 1965 г.). «Книжная полка Галактика» . Галактическая научная фантастика . стр. 186–194.
  25. ^ Баллард, Дж. Г. (1996) [1962]. «Какой путь во внутренний космос?». Руководство пользователя по миллениуму: очерки и обзоры . Лондон: ХарперКоллинз. ISBN  978-0-00-748420-1 . OCLC   604713425 .
  26. ^ Олдисс, Брайан; Вингров, Дэвид (1986). Веселье на триллион лет: История научной фантастики . Литтл, Браун Бук Груп Лимитед. ISBN  9780722133019 . OCLC   812942029 .
  27. ^ Олдисс, Брайан В.; Харрисон, Гарри (1980). Десятилетие 1950-х годов . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN  978-0-312-18987-7 . OCLC   5564828 .
  28. ^ «Название: Мифотворец ХХ века» . isfdb.org . Проверено 29 декабря 2022 г.
  29. ^ Ле Гуин, Урсула К. «Введение». В Урсуле К. Ле Гуин и Брайане Аттебери (ред.), Книга научной фантастики Нортона (Нью-Йорк: WW Norton, 1993).
  30. ^ Брэкетт, Ли (2002). «Марсианский квест». Марсианский квест: ранний Брэкетт . Муркок, Майкл, 1939- (1-е изд.). Ройал-Оук, Мичиган: Haffner Press. ISBN  1-893887-11-1 . OCLC   54378410 .
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Будрис, Альгис (октябрь 1967 г.). «Книжная полка Галактика» . Галактическая научная фантастика . стр. 188–194.
  32. ^ Ганн, Джеймс Э; Канделария, Мэтью (2005). «Поле» и «Волна»: история новых миров». Спекуляции на домыслах: теории научной фантастики . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN  978-0-8108-4902-0 . OCLC   318276608 .
  33. ^ Стейблфорд, Брайан (1996). «Третье поколение жанра научной фантастики». Sciefictstud Исследования научной фантастики . 23 (3): 321–330. ISBN  9780722133019 . ISSN   0091-7729 . OCLC   5544150298 .
  34. ^ Эшли, Майкл (2005). Трансформации: истории научно-фантастических журналов с 1950 по 1970 годы . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. ISBN  978-1-84631-427-8 . OCLC   276235554 .
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Обзор сайта научной фантастики: Опасные видения, издание, посвященное 35-летию» . sfsite.com . Проверено 29 декабря 2022 г.
  36. ^ Опасные видения Харлана Эллисона: Официальный обзор SFWorld.com. Архивировано 6 сентября 2015 г. в Wayback Machine . Проверено 10 мая 2012 г.
  37. ^ Олдисс, Брайан В. (1995). Отслоенная сетчатка: аспекты научной фантастики и фэнтези (1-е изд.). Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета. ISBN  0-8156-2681-9 . OCLC   32167428 .
  38. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Меррил, Джудит (2009) [2002]. Лучше бы я любил жизнь Джудит Меррил . Между строк. OCLC   757036408 .
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Лэндон, Брукс. Научная фантастика после 1900 года. От парового человека до звезд (Нью-Йорк: Twayne Publishers, 1997).
  40. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хартвелл, Дэвид Дж. (1984). Эпоха чудес: знакомство с миром научной фантастики . Нью-Йорк: Уокер. ISBN  0-8027-0808-0 . ОСЛК   11029522 .
  41. ^ Ганн, Джеймс Э; Канделария, Мэтью (2005). «Читатели тяжелой научной фантастики». Спекуляции на домыслах: теории научной фантастики . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN  978-0-8108-4902-0 . OCLC   318276608 .
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Баллард, Дж. Г. «Какой путь во внутреннее пространство?», New Worlds , 118 (май 1962 г.), 117. Перепечатано в: Ballard, JG A User's Guide to the Millennium (Лондон: Harper-Collins, стр. 197, 1996 г.)
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Лакхерст, Роджер (2005). Научная фантастика . Кембридж; Молден, Массачусетс: Политика. ISBN  978-0-7456-2892-9 . OCLC   58843750 .
  44. ^ «Политическая история Сан-Франциско» . catb.org . Проверено 29 декабря 2022 г.
  45. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лэтэм, Р. (2006). «Секстраполяция в научной фантастике новой волны». Научно-фантастические исследования . 33 : 251–274. ISSN   0091-7729 . ОСЛК   109022231 .
  46. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Платная реклама». Галактическая научная фантастика . Июнь 1968. стр. 4–11.
  47. ^ «Отчет о съезде в Сан-Франциско: беседа с Брюсом Стерлингом» . sfsite.com . Проверено 29 декабря 2022 г.
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Харрис-Фейн, Даррен. (2005). Понимание современной американской научной фантастики: возраст зрелости, 1970-2000 гг . Издательство Университета Южной Каролины. ISBN  1-57003-585-7 . OCLC   803950614 .
  49. ^ Эллисон, Харлан. «Письмо в редакцию» SFWA Forum 15 (август 1970 г.): 27–28. Цитируется по Лэтэму, Роб. «Новые миры и новая волна в фэндоме: фанатская культура и изменение научной фантастики шестидесятых» в экстраполяции . (Кентский государственный университет, Кент, Огайо) (47:2) [лето 2006 г.], стр. 296–315.
  50. ^ Лэтэм, Роб. «Новые миры и новая волна в фэндоме: фанатская культура и изменение научной фантастики шестидесятых» в «Экстраполяции». (Кентский государственный университет, Кент, Огайо) (47:2) [лето 2006 г.], стр. 296–315: стр. 296
  51. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Парриндер, Патрик (1979). «Встреча с инопланетянами: Или г-жа Браун и миссис Ле Гуин (la Rencontre de l'extraterrestre)». Sciefictstud Исследования научной фантастики . 6 (1): 46–58. ISSN   0091-7729 . OCLC   5544072660 .
  52. ^ Ларри Маккаффери и Джек Уильямсон. «Интервью с Джеком Уильямсоном» в журнале Science Fiction Studies , Vol. 18, № 2 (июль 1991 г.), стр. 230–252: стр. 234.
  53. ^ Хьюитт, Элизабет. «Общее истощение и «тепловая смерть» научной фантастики» в научно-фантастических исследованиях , Vol. 21, № 3 (ноябрь 1994 г.), стр. 289–301.
  54. ^ Хартвелл, Дэвид Дж. (1985). Эпоха чудес: знакомство с миром научной фантастики . МакГроу-Хилл. ISBN  978-0-07-026963-7 . OCLC   12216587 .
  55. ^ Лэтэм, Роб (2009). «Художественная литература, 1950-1963» . В Боулде, Марк; Батлер, Эндрю М.; Робертс, Адам; Винт, Шерил (ред.). Routledge Companion к научной фантастике . Рутледж. стр. 80–89. ISBN  9781135228361 .
  56. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Азимов, Исаак (август 1967 г.). «НФ как ступенька». Редакция. Галактическая научная фантастика . стр. 4, 6.
  57. ^ цитируется по Олдиссу, Брайану и Вингроуву Дэвиду. Веселье на триллион лет. История научной фантастики (Лондон: Паладин Графтон, 1988)
  58. ^ Ганн, Джеймс. Айзек Азимов. Фонд научной фантастики (издательство Оксфордского университета, 1982 г.).
  59. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Азимов, Исаак (1983). Азимов о научной фантастике . Лондон ua: Гранада. ISBN  978-0-246-12044-1 . OCLC   239974687 .
  60. ^ «Название: Киберпанк и новая волна: разрывы и непрерывность» . isfdb.org . Проверено 29 декабря 2022 г.
  61. ^ дель Рей, Лестер (июль 1968 г.). «2001: Космическая одиссея» . Галактическая научная фантастика . стр. 193–194.
  62. ^ Будрис, Альгис (октябрь 1966 г.). «Книжная полка Галактика» . Галактическая научная фантастика . стр. 152–161.
  63. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Будрис, Альгис (декабрь 1966 г.). «Книжная полка Галактика» . Галактическая научная фантастика . стр. 125–133.
  64. ^ Диш, Томас М. Мечты, из которых сделаны наши вещи (Нью-Йорк: The Free Press, 1998)
  65. ^ Николлс, Питер (1979). Энциклопедия научной фантастики . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. ISBN  978-0-385-13000-4 . OCLC   1069138048 .
  66. ^ «Меррил | Лучшая фантастика» . 28 февраля 2004 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
  67. ^ Смит, Джад (15 ноября 2016 г.). Альфред Бестер . Издательство Университета Иллинойса. doi : 10.5406/illinois/9780252040634.001.0001 . ISBN  978-0-252-04063-4 .
  68. Из ранних работ «... раскрывает свое происхождение в стиле Новой волны в разрывах повествования и подзаголовках в стиле Дж. Г. Балларда»: запись Джона Клюта о Харрисоне в Clute & Nicholls, 1999.
  69. ^ Кейп, Роберт В. (2013), «Герой-инвалид, больное общество», Инвалидность в научной фантастике , Нью-Йорк: Palgrave Macmillan US, стр. 143–151, doi : 10.1057/9781137343437_11 , ISBN  978-1-349-46568-2
  70. ^ «Элемент антиутопии в произведениях Новой волны был особенно драматичным в случае Джона Бруннера»: запись Питера Николлса о «Новой волне» в Clute & Nicholls, 1999.
  71. ^ «чья работа позже была отнесена к лейблу New Wave» (глава: «Новая волна) в Clute & Nicholls 1999».
  72. ^ «... написал в стиле, который всего годом раньше назывался «Новая волна»: запись Питера Николлса о «Новой волне» в Clute & Nicholls, 1999.
  73. ^ Ньюэлл, Д.; Таллентайр, Дж. (2009). «Изучение« бизнеса пророков »: пересечение Меррила и Расса». В Мендлесоне, Фара (ред.). О Джоанне Расс . Издательство Уэслианского университета. ISBN  978-0-8195-6968-4 . OCLC   662452558 .
  • Клют, Джон; Николлс, Питер (1999). Энциклопедия научной фантастики (2-е изд.). Орбита. ISBN  1-85723-897-4 .

Дальнейшее чтение [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ae570146eccef94bac73f4c12f359b1e__1716628680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/1e/ae570146eccef94bac73f4c12f359b1e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
New Wave (science fiction) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)