Научный роман
Научный роман — архаичный, в основном британский термин для обозначения жанра художественной литературы, ныне широко известного как научная фантастика . Этот термин возник в 1850-х годах для описания как художественной литературы, так и элементов научного письма, но с тех пор он стал относиться к научной фантастике конца девятнадцатого и начала двадцатого веков, в первую очередь Жюля Верна , Герберта Уэллса и Артура Конан Дойля . В последние годы этот термин стал применяться к научной фантастике, написанной в намеренно анахроничном стиле как дань уважения или стилизация оригинальных научных романов.
История
[ редактировать ]Раннее использование
[ редактировать ]Считается, что самое раннее использование термина «научный роман» имело место в 1845 году, когда критики применили его к книге Роберта Чемберса « Остатки естественной истории творения» , спекулятивному естествознанию, опубликованному в 1844 году. Он был снова использован в 1851 году Эдинбургским журналом. Церковный журнал и литературный обзор в отношении «Пантеи» Томана Ханта , или Духа природы . [1] В 1859 году « Южный литературный вестник» назвал Бальзака «Урсулу Мируэ» «научным романом месмеризма». [2] Кроме того, этот термин иногда использовался для отклонения научного принципа, который автор считал причудливым, как, например, в «Принципах метафизической и этической науки» (1855 г.), где говорилось, что «концепция Мильтона о неорганической материи, предоставленной самой себе, без постоянного Душа не просто более поэтична, но более философична и справедлива, чем научный роман, ныне вообще отвергаемый всеми разумными исследователями, который представляет ее как неизбежно пропитанную основополагающими принципами организации и жизни и пробуждающуюся благодаря своей собственной силе от вечное спокойствие к вечному движению». [3] Затем, в 1884 году, Чарльз Говард Хинтон опубликовал серию научно-философских эссе под названием «Научные романы» . [4]
20 век
[ редактировать ]«Научный роман» теперь обычно используется для обозначения научной фантастики конца девятнадцатого и начала двадцатого веков, как, например, в антологиях « Под лунами Марса: история и антология «научного романа»» в журналах «Манси», 1912–1920 гг. [5] и научный роман в Великобритании: 1890–1950 . [6] Одним из первых писателей, которых описали таким образом, был французский астроном и писатель Камилла Фламмарион , чьи «Recits de l'infini» и «La fin du monde» были описаны как научные романы. [7] Этот термин наиболее широко применяется к Жюлю Верну, как в издании Американской циклопедии 1879 года . [8] и Герберт Уэллс , чье историческое общество продолжает называть его работы сегодня «научными романами». [9] Эдгара Райса Берроуза » «Принцессу Марса (1912) также иногда считают крупным научным романтическим произведением. [10] а Сэм Московиц в 1958 году назвал его «признанным мастером научного романа». [11] хотя ученый Э. Ф. Блейлер рассматривает Берроуза как писателя, участвовавшего в «новом развитии» криминальной научной фантастики, возникшей в начале 20 века. [12] В том же году, что и «Принцесса Марса» , сэр Артур Конан Дойл опубликовал «Затерянный мир» . [13] который также часто называют научным романом. [14]
В 1902 году вышел в прокат Жоржа Мельеса фильм » « Путешествие на Луну ; Период времени и тот факт, что он частично основан на работах Верна и Уэллса, привели к тому, что его также назвали научным романом. [15]
Современное возрождение
[ редактировать ]В последние годы термин «научный роман» возродился, будучи самоприменённым в произведениях научной фантастики, намеренно подражающих предыдущим стилям. Примеры включают Кристофера Приста «Космическую машину: научный роман» , [16] опубликованная в 1976 году, Рональда Райта стилизация Уэллса «Научный роман: роман» , опубликованная в 1998 году, и настольная ролевая игра 1993 года «Забытое будущее» . [17] Хотя этот термин используется Денниса Овербай в романе «Влюбленный Эйнштейн: научный роман». [18] не имитирует научную фантастику прошлого, как другие упомянутые романы.
Определения
[ редактировать ]Брайан Стейблфорд утверждал в своей книге «Научный роман в Британии: 1890–1950» : [6] что ранние британские писатели-фантасты, использовавшие термин «научный роман», во многом существенно отличались от американских писателей-фантастов того времени. В частности, британские писатели были склонны сводить к минимуму роль отдельных «героев», придерживались «эволюционной точки зрения», придерживались мрачного взгляда на будущее и мало интересовались космосом как новым рубежом. Что касается «героев», то в нескольких романах Герберта Уэллса главный герой является безымянным и часто бессильным перед лицом сил природы. Эволюционную перспективу можно увидеть в сказках, охватывающих длительные периоды времени, таких как «Война миров» и «Машина времени» Уэллса или «Создатель звезд» Олафа Стэплдона . Даже в научных романах, которые не охватывали обширных периодов времени, часто возникал вопрос о том, является ли человечество просто еще одним видом, подверженным эволюционному давлению, как это можно увидеть в отрывках из «Гэмпденширского чуда» Дж . Д. Бересфорда и в нескольких работах С. Фаулера Райта. . Что касается космоса, К.С. Льюис Космическая трилогия придерживалась позиции, что «пока человечество остается несовершенным и греховным, наше исследование других планет будет приносить им больше вреда, чем пользы»; и большинство авторов научных романов не проявляли даже особого интереса к этой теме. Что касается мрачности, то ее можно увидеть во многих работах всех уже цитированных авторов, которые считали человечество ущербным — либо первородным грехом , либо, что гораздо чаще, биологическими факторами, унаследованными от наших предков-обезьян. Стейблфорд также отмечает, что некоторые британские научные романы были спасены от «совершенно мрачных» философскими рассуждениями (называя их произведениями «скромного кабинетного философствования»). он приводит » Э.В. Одла , «Заводной человек « Джона Глоуга и Вчера» « Мюррея Константина . Гордый человек» В качестве примеров такого рода научной романтики [19]
Тем не менее, не вся британская научная фантастика того периода соответствует тезису Стейблфорда. Некоторые, например, наслаждались приключениями в космосе и с оптимизмом смотрели в будущее. К 1930-м годам были британские авторы, такие как Эрик Фрэнк Рассел, которые намеренно писали «научную фантастику» для американских изданий. В тот момент британские писатели, использовавшие термин «научный роман», сделали это либо потому, что не знали о научной фантастике, либо потому, что решили не ассоциироваться с ней. [ нужны разъяснения ] [ нужна ссылка ]
После Второй мировой войны влияние американской научной фантастики привело к потере популярности термина «научный роман». довелось писать научные романы. Несмотря на это, влияние эпохи научной романтики сохранилось в британской научной фантастике. Работа Джона Уиндема была названа «мостом между традиционным британским научным романом и более разнообразной научной фантастикой, пришедшей ему на смену». [20] Некоторые комментаторы полагают, что научная романтика оказала некоторое влияние на американскую разновидность.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ До научной фантастики: Романы о науке и научные романы , io9, по состоянию на 22 марта 2012 г.
- ↑ Southern Literary Messenger: журнал, посвященный литературе, науке и искусству , «Бальзак», HT Tuckerman , Making of America, по состоянию на 22 марта 2012 г.
- ↑ Боуэн, Фрэнсис (1855), Принципы метафизической и этической науки: в применении к доказательствам религии , Брюэр и Тайлстон, стр. 150 , Google Книги, по состоянию на 23 марта 2012 г.
- ^ Хинтон, Чарльз (1884), Научные романы , W. Swan Sonnenschein & Co. OpenLibrary.org, по состоянию на 24 марта 2012 г.
- ^ Московиц, Сэм (1970) Под лунами Марса: история и антология «Научного романа» в журналах Munsey, 1912–1920 , Холт Райнхарт Уинстон, 978-0030818585
- ^ Jump up to: а б Стейблфорд, Брайан (1985), Научный роман в Великобритании, 1890–1950 Пэлгрейв Макмиллан, 978-0312703059
- ↑ Энциклопедия науки, Фламмарион, (Николас) Камилла (1842–1925) , по состоянию на 24 марта 2012 г.
- ^ Американская Циклопедия (Том VII, 2-е изд.). Нью-Йорк: Д. Эпплтон и компания. 1879. с. 407 . Проверено 25 января 2013 г.
- ↑ Общество Герберта Уэллса , по состоянию на 23 марта 2012 г.
- ↑ Voyages Extraordinaire , «1912: Зенит научных романов» , по состоянию на 22 марта 2012 г.
- ↑ EdgarRiceBurroughs.ca, «Дань уважения Эдгару Райсу Берроузу» , по состоянию на 22 марта 2012 г.
- ^ Э. Ф. Блейлер, Научная фантастика: Ранние годы (1990). Издательство Кентского государственного университета: Кент, Огайо. Стр. XXII.
- ^ Дойл, Артур Конан, (1912), Затерянный мир , Ходдер и Стоутон
- ^ 100-летие The Lost World , по состоянию на 24 марта 2012 г.
- ↑ Захватывающие достопримечательности — путешествие на Луну / Le Voyage dans la Lune , по состоянию на 24 марта 2012 г.
- ^ Священник, Кристофер (1976), Космическая машина: научный роман , Харпер и Роу
- ↑ Forgotten Futures: The Scientific Romance Roleplaying Game , по состоянию на 24 марта 2012 г.
- ^ Овербай, Деннис (2000), Влюбленный Эйнштейн: научный роман , Взрослый викинг
- ^ Брайан Стейблфорд, Создатели научной фантастики , Wildside Press LLC, 2009. ISBN 1434457591 (стр. 57–58)
- ^ Ян Оусби, Кембриджский путеводитель по литературе на английском языке , Cambridge University Press, 1993 (стр. 1046)
Библиография
[ редактировать ]- «Флатландия» ( Эдвина Эбботта Эбботта скорее фэнтези, но см. подзаголовок)
- «Чудо Хэмпденшира» Бересфорд , Дж. Д.
- Затерянный мир сэра Артура Конан Дойля
- «Земля ночи», Уильям Хоуп Ходжсон
- «Пурпурное облако» , М.П. Шил
- Последние и первые люди автора Олаф Стэплдон
- Последние люди в Лондоне автора Олаф Стэплдон
- Странный Джон автора Олаф Стэплдон
- Создатель звезд Олафа Стэплдона
- Путешествие к центру Земли Жюль Верн
- С Земли на Луну Жюль Верн
- Двадцать тысяч лье под водой автора Жюль Верн
- «Таинственный остров» Жюля Верна
- «Машина времени» Герберта Уэллса
- Война миров Герберта Уэллса
- Остров доктора Моро, Герберт Уэллс
- Человек-невидимка Герберта Уэллса
- Франкенштейн; или «Современный Прометей» Мэри Шелли