Создатель звезд
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
![]() Обложка первого издания | |
Автор | Олаф Стэплдон |
---|---|
Художник обложки | Бип Парес |
Язык | Английский |
Жанр | научная фантастика |
Опубликовано | 1937 ( Метуэн ) |
Место публикации | Великобритания |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
Страницы | 339 |
ISBN | 1-85798-807-8 |
«Создатель звезд» — научно-фантастический роман британского писателя Олафа Стэплдона , опубликованный в 1937 году. Продолжая тему предыдущей книги автора « Последние и первые люди » (1930), в которой рассказывается история человеческого вида на протяжении двух миллиардов лет, он описывает история жизни во Вселенной, затмевая масштаб более ранних работ. Star Maker затрагивает такие философские темы, как сущность жизни, рождения, распада и смерти, а также отношения между творением и создателем. Проникающей темой является прогрессивное единство внутри различных цивилизаций и между ними.
Некоторые элементы и темы, кратко обсуждаемые, являются прообразами более поздних художественных произведений, касающихся генной инженерии и инопланетных форм жизни. Артур Кларк считал « Создателя звезд» «вероятно, самым мощным произведением воображения, когда-либо написанным», а Брайан В. Олдисс назвал его «единственной великой серой священной книгой научной фантастики». [1]
Сюжет
[ редактировать ]Человек-рассказчик из Англии выносится из своего тела необъяснимым образом . Он понимает, что способен исследовать космос и другие планеты. После детального изучения цивилизации на другой планете в нашей галактике , находящейся на уровне развития, аналогичном нашему, существовавшему миллионы лет назад, в тысячах световых лет от Земли («Другая Земля»), его разум сливается с разумом один из его обитателей. Когда они путешествуют вместе, к ним присоединяются еще больше разумов или групповых разумов. Этот лавинообразный процесс сопровождается расширением масштаба книги, описывающей все больше и больше планет со все меньшими и меньшими подробностями.
Бестелесные путешественники сталкиваются со многими идеями, интересными как с научно-фантастической, так и с философской точки зрения. Они включают в себя множество творческих описаний видов, цивилизаций и методов ведения войны, описания мультивселенной и идею о том, что звезды и догалактические туманности являются разумными существами, действующими в огромных временных масштабах. Ключевая идея — формирование коллективного разума из множества телепатически связанных личностей на уровне планет, галактик и, в конечном итоге, космоса самого .
Подробно обсуждается симбиотический вид, каждая особь которого состоит из двух видов, оба негуманоидных. Обычно отстраненные от галактических беспорядков, они вмешиваются в deus ex machina, чтобы положить конец угрозе цивилизации, стремящейся навязать свой менталитет одной звездной цивилизации за другой.
Кульминацией . книги является «высший момент космоса», когда космический разум (включая рассказчика) достигает мгновенного контакта с титулованным «Создателем звезд» Создатель Звезд — творец вселенной, но стоит к ней в таком же отношении, как художник к своей работе, и спокойно оценивает ее качество, не сочувствуя страданиям ее обитателей. Этот элемент делает роман одной из попыток Стэплдона написать «эссе по мифотворчеству ».
После встречи с Создателем Звезд путешественнику дается «фантастический миф или сон», в котором он наблюдает за работой Создателя Звезд. Он обнаруживает, что его собственный космос — лишь один из огромного числа , и ни в коем случае не самый значительный. Он видит ранние работы Создателя Звезд и узнает, что Создатель Звезд был удивлен и сильно заинтересован, когда некоторые из его ранних «игрушечных» вселенных (например, вселенная, полностью состоящая из музыки без пространственных измерений) демонстрировали «способы поведения, которые не соответствовали канону, который он для них установил». Он видит, как Создатель Звезд экспериментирует с более сложными вселенными, включая собственную вселенную путешественника; триединая вселенная, которая очень напоминает «христианскую ортодоксальность» (три вселенные соответственно представляют собой ад , рай и реальность с присутствием спасителя ) ; и разветвляющаяся вселенная, подобная той, что содержится в многомировой интерпретации квантовой механики. Создатель Звезд продолжает создавать «зрелые» вселенные необычайной сложности, кульминацией которых является «совершенный космос», посредством которого Создатель Звезд выполняет свое вечное предназначение как «основа и венец всего сущего». Наконец, путешественник возвращается на Землю в то место и время, где он покинул, чтобы возобновить там свою жизнь.
Прием
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Ноябрь 2023 г. ) |
Роман является одним из самых популярных романов в научной фантастике. Поклонники на момент первой публикации считали ее одной из самых блестящих, изобретательных и смелых научно-фантастических книг. Среди его наиболее известных поклонников были Герберт Уэллс , Вирджиния Вульф , Хорхе Луис Борхес , Брайан Олдисс , Дорис Лессинг и Станислав Лем . Борхес написал пролог к изданию 1965 года и назвал его «потрясающим романом». Лессинг написал послесловие для британского издания. Фримен Дайсон также был фанатом, признавшись, что основал свою концепцию сфер Дайсона на отрывке из книги, и даже назвал «сферу Стэплдона» лучшим названием для этой идеи. [2] Среди писателей-фантастов Артура Кларка . наибольшее влияние Стэплдон оказал на [ нужна ссылка ]
Некоторые современники Стэплдона были потрясены философией книги: в письме Артуру Кларку в 1943 году К.С. Льюис описал финал как «чистое поклонение дьяволу». [3]
В популярной культуре
[ редактировать ]) упоминает его Нэнси Белличек ( Вероника Картрайт как «обязательное к прочтению» в 1978 года версии « Вторжения похитителей тел» . [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Олдисс, Брайан (1973). Веселье на миллиард лет: подлинная история научной фантастики . Даблдэй . п. 208. ИСБН 978-0385088879 .
- ^ Райт, Роберт. «Стенограмма интервью с Фрименом Дайсоном» . смысл жизни.тв . Архивировано из оригинала 9 января 2014 года.
- ^ Эдвардс, Брюс Л. (2007). К.С. Льюис: жизнь, творчество и наследие . Том. 2. Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood . п. 54. ИСБН 978-0275991166 .
- ^ Розенбаум, Джонатан (6 октября 2023 г.). «Олаф Стэплдон: отец современной научной фантастики» . jonathanrosenbaum.net . Проверено 17 ноября 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Британские романы 1937 года
- Научно-фантастические романы 1937 года
- Астральная проекция в популярной культуре
- Британские философские романы
- Художественная литература, действие которой происходит в 7-м тысячелетии или позже.
- Фантастика о Боге
- Коллективный разум в художественной литературе
- Книги издательства Метуэн
- Будущая история
- Романы о внеземной жизни
- Романы о генной инженерии
- Романы о параллельных вселенных
- Романы о телепатии
- Романы о конце вселенной
- Романы о путешествиях во времени
- Романы о виртуальной реальности
- Романы Олафа Стэплдона
- Религия в научной фантастике