Искупитель (христианство)
Часть серии о |
христология |
---|
Христианское богословие называет Иисуса Искупителем иногда или Спасителем . Это отсылка к совершенному им спасению и основано на метафоре искупления или «выкупа». В Завете Новом искупление может означать как избавление от греха, так и свободу от плена. [1]
Хотя в Евангелиях не используется титул «Искупитель», идея искупления встречается в нескольких посланиях Павла . Леон Моррис говорит, что «Павел использует концепцию искупления прежде всего для того, чтобы говорить о спасительном значении смерти Христа». [2]
Универсальность
[ редактировать ]Новый Завет говорит о Христе как о единственном Спасителе для всех людей. [3] В Первом послании Иоанна говорится, что Иисус есть « умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи мира» ( 1 Иоанна 2:2 ). Приверженцы неограниченного искупления интерпретируют это как означающее, что искупительная роль Иисуса предназначена для всех людей без исключения, в то время как сторонники ограниченного искупления интерпретируют ее как доступную всем, но проявляющуюся только в избранных .
Первые христиане также признавали искупительную роль Иисуса уникальной (не имеющей аналогов), полной (как человека, передающего полноту спасения) и окончательной (вне всякой возможности сравняться с ним, не говоря уже о том, чтобы превзойти его в спасительной функции). В частности, его универсальная роль означает, что через него смертоносные силы зла преодолеваются, грехи прощаются, их скверна очищается и становится доступным новое существование в качестве любимых, усыновленных детей Бога. [4] Это новозаветное понимание незаменимой и необходимой роли Христа в спасении человечества можно резюмировать новой аксиомой : extra Christum nulla salus («вне Христа нет спасения»). [ нужна ссылка ] Ощущение его всеопределяющей роли во всей искупительной драме подсказывает тот факт: в отличие от Ветхого Завета , где «спасителем» могли быть названы различные человеческие существа (например, Суд. 3:9 , 15 и 31 ), Новый Завет Завет дает титул «Спаситель» только Богу (восемь раз) и Христу (шестнадцать раз). [4]
См. также
[ редактировать ]- христология
- Иисус как Логос
- Иисус в христианстве
- Имена и титулы Иисуса в Новом Завете
- Мессия § христианство
- Второй Адам
- Гоэль (иудаизм)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Демарест, Крест и спасение , 177.
- ^ «Искупления» Леон Моррис, Оксфордский словарь и его письма (Downers Grove: InterVarsity Press, 1993): 784.
- ^ О роли Христа как универсального Спасителя, ср. Джеральд О'Коллинз , Спасение для всех: Другие народы Бога , OUP (2008).
- ^ Перейти обратно: а б Что касается этого раздела, а также соответствующих тем и позиций, сравните Джеральда О'Коллинза , «Христология: библейское, историческое и систематическое исследование Иисуса» , OUP (2009), стр. 297–333. См. также О'Коллинз, Спасение для всех: Другие народы Бога, цит. ; там же, Иисус: Портрет , Дартон, Лонгман и Тодд (2008), главы 11–12; там же , Воплощение , Континуум (2002), стр. 36–42; Дж. А. Фицмайер, Евангелие от Луки I–IX , Doubleday (1981), стр. 79–82; Карл Ранер , Основы христианской веры , пер. В. В. Дых, Дартон, Лонгман и Тодд (1978), стр. 193–195, 204–206, 279–280, 316–321.
Библиография
[ редактировать ]- Борген, Педер. Раннее христианство и эллинистический иудаизм . Эдинбург : Издательство T&T Clark. 1996.
- Браун, Рэймонд. Введение в Новый Завет . Нью-Йорк : Даблдэй. 1997.
- Данн, JDG «Христология в процессе становления» . Лондон: СКМ Пресс. 1989.
- Фергюсон, Эверетт. Предыстория раннего христианства . Гранд-Рапидс: Издательство Eerdmans. 1993.
- Грин, Колин Дж. Д. Кристология в культурной перспективе: обозначение горизонтов . Гранд-Рапидс: InterVarsity Press. Издательство Эрдманс. 2003.
- Холт, Брэдли П. Жажда Бога: Краткая история христианской духовности . Миннеаполис: Фортресс Пресс. 2005.
- Летэм, Роберт. Дело Христа . Даунерс Гроув: InterVarsity Press. 1993.
- Маклауд, Дональд . Личность Христа . Даунерс Гроув: InterVarsity Press. 1998.
- МакГрат, Алистер . Историческое богословие: введение в историю христианской мысли . Оксфорд: Издательство Блэквелл. 1998.
- Маккуорри, Дж. Иисус Христос в современной мысли . Лондон : СКМ Пресс. 1990.
- Нойснер, Джейкоб . От политики к благочестию: возникновение фарисейского иудаизма . Провиденс, Род-Айленд: Университет Брауна. 1973.
- Норрис, Ричард А. младший . Христологический спор . Филадельфия : Фортресс Пресс. 1980.
- О'Коллинз, Джеральд . Христология: библейское, историческое и систематическое исследование Иисуса . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . 2009.
- О'Коллинз, Джеральд . Иисус: Портрет . Лондон: Дартон, Лонгман и Тодд. 2008.
- О'Коллинз, Джеральд . Спасение для всех: другие народы Бога . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . 2008.
- Пеликан, Ярослав. Развитие христианского учения: некоторые исторические пролегомены . Лондон: Издательство Йельского университета. 1969.
- Пеликан, Ярослав. Возникновение католической традиции (100–600) . Чикаго : Издательство Чикагского университета. 1971.
- Ранер, Карл . Основы христианской веры , пер. В.В. Дых. Лондон: Дартон, Лонгман и Тодд. 1978.
- Тайсон, Джон Р. Приглашение к христианской духовности: экуменическая антология . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 1999.