Карл Ранер
Карл Ранер | |
---|---|
![]() Портрет Ранера работы Л. М. Кремера | |
Рожденный | |
Умер | 30 марта 1984 г. | ( 80 лет
Альма-матер | |
Эра | Философия 20-го века |
Область | Западная философия |
Школа | Трансцендентальный томизм |
Основные интересы | |
Известные идеи | Анонимный христианин , Экономическая Троица и Имманентная Троица, Сверхъестественный Экзистенциал, Повседневный мистицизм, общение Бога с самим собой |
Карл Ранер SJ (5 марта 1904 - 30 марта 1984) был немецким священником -иезуитом и богословом , который, наряду с Анри де Любаком , Гансом Урсом фон Бальтазаром и Ивом Конгаром , считается одним из самых влиятельных католических богословов 20-го века. . Он был братом Хьюго Ранера , также ученого-иезуита.
Перед Вторым Ватиканским собором Ранер работал вместе с Ивом Конгаром , Анри де Любаком и Мари-Доминик Шеню , богословами, связанными с зарождающейся школой богословской мысли, известной как Nouvelle theologie . На Совет повлияла теология Ранера и его понимание католической веры. [2]
Биография
[ редактировать ]У родителей Карла Ранера, Карла и Луизы (урожденной Трешер) Ранер, было семеро детей, из которых Карл был четвертым. Его отец был профессором местного колледжа, а мать была глубоко религиозной личностью, что повлияло на домашнюю атмосферу. Карл посещал начальную и среднюю школу во Фрайбурге, а после окончания школы вступил в Общество Иисуса ; он начал свое иезуитское формирование в Северогерманской провинции иезуитов в 1922 году, через четыре года после того, как его старший брат Гуго вступил в тот же орден. Глубоко затронутый духовностью Игнатия Лойолы на начальном этапе своего становления (1922–24), он сосредоточил следующий этап своего становления (1924–1927) на католической схоластической философии и современных немецких философах. особенно интересовался Иммануилом Кантом и двумя современными томистами , бельгийским иезуитом Жозефом Марешалем и французским иезуитом Пьером Руссело , которые должны были повлиять на понимание Ранером Фомы Аквинского в его более поздних произведениях. [а]
В рамках своего иезуитского обучения Ранер преподавал латынь новичкам в Фельдкирхе (1927–29), а затем в 1929 году начал свои богословские исследования в иезуитском теологате в Валкенбурге-ан-де-Гёле. Это позволило ему развить глубокое понимание святоотеческого богословия . также развивается интерес к духовному богословию, мистицизму и истории благочестия. Ранер был рукоположен в священники 26 июля 1932 года, а затем провел свой последний год трехлетнего обучения , изучения и выполнения духовных упражнений Игнатия , в церкви Св. Андрея в австрийской долине Лавантталь . [4]
Поскольку начальство Ранера хотело, чтобы он преподавал философию в Пуллахе , он вернулся домой во Фрайбург в 1934 году, чтобы получить докторскую степень по философии , более глубоко вникая в философию Канта и Марешаля, и посещал семинары Мартина Хайдеггера . [5] Его философская диссертация Geist in Welt , интерпретация эпистемологии Фомы Аквинского под влиянием трансцендентального томизма Марешаля и экзистенциализма Хайдеггера. [б] была в конечном итоге отвергнута его наставником Мартином Хонеккером якобы за предвзятость к философии Хайдеггера и недостаточное выражение католической нео-схоластической традиции . [с] В 1936 году Ранер был отправлен в Инсбрук для продолжения богословских исследований, где он получил абилитацию . [д] Вскоре после этого, в июле 1937 года, он был назначен приват-доцентом (преподавателем) богословского факультета Инсбрукского университета. В 1939 году нацисты университет захватили , и Ранер, находясь в Австрии, был приглашен в Вену для работы в пастырском ведомстве. Институт, где он преподавал и активно занимался пастырской деятельностью до 1949 года. Затем он вернулся на богословский факультет в Инсбруке и преподавал по различным темам, которые позже стали эссе, опубликованными в Schriften zur Theologie (Schriften zur Theologie). [7] ) : сборник представляет собой не систематическое изложение взглядов Ранера, а скорее разнообразную серию эссе по теологическим вопросам, характеризующимся его исследовательским, вопрошающим поиском истины. [8]

В начале 1962 года, без предварительного предупреждения, начальство Ранера в Обществе Иисуса сообщило ему, что он находится под предварительной цензурой Рима, а это означало, что он не может публиковаться или читать лекции без предварительного разрешения. Возражения римских властей касались главным образом взглядов Ранера на Евхаристию и Мариологию ; [ нужна ссылка ] однако практическое значение решения о предварительной цензуре было аннулировано в ноябре 1962 года, когда Иоанн XXIII без каких-либо возражений назначил Ранера перитусом (экспертным советником) Второго Ватиканского собора : Ранер имел полный доступ к совету и многочисленные возможности поделиться свои мысли с участниками. Таким образом, влияние Ранера во Втором Ватиканском соборе было широко распространено, и впоследствии он был выбран в качестве одного из семи богословов, которые разработают Lumen gentium , догматическое объяснение учения Церкви. [и] [10] Восприимчивость совета к другим религиозным традициям может быть связана с идеями Ранера об обновлении церкви, всеобщим спасительным откровением Бога и его желанием поддерживать и поощрять экуменическое движение . [ф]
Во время совета Ранер принял кафедру христианства и философии религии в Мюнхенском университете и преподавал там с 1964 по 1967 год. Впоследствии он был назначен заведующим кафедрой догматического богословия на католическом богословском факультете Мюнстерского университета . где он оставался до выхода на пенсию в 1971 году. [12] Затем Ранер переехал в Мюнхен , а в 1981 году в Инсбрук , где оставался в течение следующих 3 лет в качестве активного писателя и лектора, продолжая также свое активное пастырское служение. Он опубликовал несколько томов (всего 23 на английском языке ) сборника эссе для Schriften zur Theologie (Богословские исследования) , расширил Kleines theologisches Wörterbuch (Богословский словарь) , стал соавтором других текстов, таких как «Единство церквей: реальная возможность с Генрихом». Фрайса, а в 1976 году завершил давно обещанную систематическую работу «Основы христианской веры» . [13] [г]

Ранер заболел от истощения и умер 30 марта 1984 года в возрасте 80 лет после празднования дня рождения, в рамках которого также была отмечена его стипендия. Он был похоронен в иезуитской церкви в Инсбруке. [14] За годы философских и теологических исследований и преподавания Ранер написал около 4000 письменных работ. [15]
Работа
[ редактировать ]
Работы Ранера чрезвычайно обширны. Помимо вышеупомянутых сочинений, его другие крупные работы включают: десятитомную энциклопедию Lexicon für Theologie und Kirche ; шеститомная богословская энциклопедия Sacramentum Mundi и многие другие книги, эссе и статьи. [час] Помимо его собственных работ, справочные тексты, которые редактировал Ранер, также значительно усилили общее влияние его собственных богословских взглядов.
В основе теологии Ранера лежит то, что все люди обладают скрытым («нетематическим») опытом Бога в любом восприятии смысла или «трансцендентальном опыте». Только благодаря этому протооткровению становится возможным признание совершенно особого откровения (такого, как христианское Евангелие ). [16] Его теология оказала влияние на Второй Ватиканский собор и стала новаторской для развития того, что обычно считается современным пониманием католицизма . До начала 2000-х годов его идеи также формировали католическое богословие в Соединенных Штатах. [17] Популярный анекдот, который находит отклик у тех, кому некоторые произведения Карла Ранера трудно читать, исходит от его брата Гюго, который пошутил, что на пенсии он попытается «перевести произведения своего брата... на немецкий язык!» [18]
Основы христианской веры
[ редактировать ]Ранера Написанные ближе к концу его жизни, «Основы христианской веры» ( Grundkurs des Glaubens ) являются наиболее развитыми и систематическими из его работ, большинство из которых были опубликованы в форме эссе.
Экономическая и имманентная Троица
[ редактировать ]Среди наиболее важных его эссе была «Троица », в которой он утверждает, что «экономическая Троица — это имманентная Троица, а имманентная Троица — это экономическая Троица» (иногда называемое «правилом Ранера»). Иными словами, Бог сообщает Себя человечеству («экономическая» Троица) таким, каким Он действительно является в божественной Жизни («имманентная» Троица).
Ранер подчеркивал, что тождество между «экономической» Троицей и «имманентной» Троицей не ведет к модализму , потому что Бог не мог бы сообщить Себя человечеству как тройственный ( dreifaltig ), если бы Он не был тройственным в реальности. Тем не менее, некоторые теологи и христианские философы (например, Юрген Мольтманн ) обнаружили, что его учение имеет сильную модалистскую направленность. [19]
Божье самообщение
[ редактировать ]Ранер утверждал, что осуществление человеческого существования состоит в получении божественного самосообщения и что человеческое существо фактически конституируется этим божественным самосообщением. Он отождествляет благодать с самосообщением Бога. В этом духе он пишет:
Бог желает сообщить Себя, излить любовь, которой Он Сам является. Это первый и последний из его реальных планов, а значит, и его реального мира. Все остальное существует для того, чтобы было одно: вечное чудо бесконечной Любви. И вот Бог создает существо, которое Он может любить: он создает человека. Он создает его таким, чтобы он мог получить эту Любовь, которая есть сам Бог, и что он мог и должен в то же время принять ее такой, какая она есть: вечно поразительное чудо, неожиданный, неопределенный дар [...] Таким образом, в этом втором отношении Бог должен создать человека так, чтобы любовь не только изливалась свободно и нетребовательно, но также чтобы человек как реальный партнер, как тот, кто может принять или отвергнуть ее, мог пережить и принять ее как невыполненное событие и изумиться. не в долгу перед ним, настоящим мужчиной. [20]
Трансфинализация
[ редактировать ]Ранер был критиком теории вещества и был обеспокоен завершенностью литургии . Вместо этого он предложил переименовать пресуществление в трансфинализацию . [ нужна ссылка ] Джон Халдон определил «трансфинализацию» как:
Представление о присутствии Христа в Евхаристии состоит в том, что цель или окончательность хлеба и вина изменяются словами посвящения. Говорят, что они выполняют новую функцию — священных элементов, пробуждающих веру людей в тайну искупительной любви Христа. [21]
Папа Павел VI в энциклике Mysterium fidei , упомянув однажды термин «трансфинализация», не приводя имени Ранера, заявил:
[...] недопустимо [...] обсуждать тайну пресуществления без упоминания того, что Тридентский собор должен был сказать о чудесном преобразовании всей субстанции [...], как будто они включают в себя не что иное, как « трансигнификация » или «трансфинализация», как они это называют… [22]
Хэлдон заявляет, что в Mysterium fidei Папа Павел VI «осудил» идею «трансфинализации», которая была одной из «принципиальных ошибок относительно Реального Присутствия , которые уже были распространены в его время». [21]
Осознание Бога
[ редактировать ]В основе теологии Ранера лежит то, что все люди обладают скрытым («нетематическим») осознанием Бога в любом опыте ограничения знаний или свободы как конечных субъектов. Поскольку такой опыт является «условием возможности» познания и свободы как таковой, Ранер заимствует язык Канта , чтобы описать этот опыт как «трансцендентальный». [4] [8] Этот трансцендентальный эмпирический фактор обнаруживает его близость к трансцендентальному томизму Марешаля. [23]
Идея Ранера о «естественном познании Бога» (то, что может быть познано разумом до появления «особого» откровения) такова, что к Богу можно приближаться только асимптотически, в режиме того, что Ранер называет «абсолютной тайной». . Хотя можно попытаться предоставить доказательства существования Бога, эти явные доказательства в конечном итоге относятся к неизбежной ориентации на тайну, которая составляет — в силу трансцендентальной необходимости — саму природу человеческого существа.
Бог как абсолютная тайна
[ редактировать ]Ранер часто предпочитает термин «тайна» термину «Бог». [24] Он идентифицирует Бога Абсолютного Бытия как Абсолютную Тайну. [25] В лучшем случае философия приближается к Богу лишь асимптотически , вызывая вопрос, тщетны ли попытки познать Бога. Может ли линия между человеческой асимптотой и асимптотой Мистерии соединиться? [26] [ нужны разъяснения ]
В теологии Ранера Абсолютная Тайна раскрывается в самосообщении. [27] Однако Откровение не раскрывает Тайну; оно увеличивает осознание непостижимости Бога. [28] Переживание тайны самого себя указывает людям на Абсолютную Тайну, «всегда большую Тайну». [29] Даже на небесах Бог по-прежнему будет непостижимой тайной. [28]
Очеловечивание и воплощение
[ редактировать ]Ранер исследует эволюцию в своей работе «Очеловечивание» (1958, ред. 1965). Название представляет собой термин, который он придумал, заимствовав его из «гоминизации», теории эволюционного происхождения человека. В предисловии к книге описываются пределы католического богословия в отношении эволюции, а также дается краткое изложение официального церковного учения по этой теории. Затем в следующих разделах он продолжает излагать «фундаментальное богословие», чтобы пролить свет на основу или основу церковного учения. В третьем разделе он поднимает некоторые философские и теологические вопросы, касающиеся концепции становления, концепции причины, различия между духом и материей, единства духа и материи, концепции действия и создания духовной души. [23] В своих работах Ранер занимается не просто происхождением человека, но и его существованием и будущим, вопросами, которые могут представлять некоторую озабоченность для эволюционной теории. Центральным для Ранера является теологическая доктрина благодати , которая для Ранера является составным элементом человеческого существования, так что благодать — это постоянная модификация человеческой природы в сверхъестественном «экзистенциале», если использовать термин Хайдеггера . Соответственно, Ранер сомневается в реальной возможности состояния чистой природы ( natura pura ), которое представляет собой человеческое существование без причастности к благодати. Рассматривая нынешнее существование человека и его будущее как человеческое, Ранер утверждает, что «осуществление человеческого существования происходит в получении дара Самого Бога, не только в блаженном видении конца времен, но и присутствующего сейчас как семя в благодати. " [30]
Множественные воплощения
[ редактировать ]Ранер был открыт для перспективы внеземного разума , идеи о том, что космическая эволюция привела к появлению разумных форм жизни в других галактиках . Логически это поднимает перед Ранером некоторые важные вопросы философского , этического и теологического значения: он выступает против любого теологического запрета понятия внеземной жизни, отделяя при этом экзистенциальное значение таких форм жизни от значения ангелов . Более того, Ранер выдвигает идею о возможности множественных воплощений, но не вникает в нее: учитывая сильную христологическую направленность его богословия, маловероятно, что он стал бы склоняться к повторению воплощения Христа . [30]
Воплощение-благодать
[ редактировать ]Для Ранера в основе христианской доктрины лежит со-реальность благодати воплощения. Воплощение и благодать появляются как технические термины, описывающие центральное послание Евангелия: Бог открыл Себя. С этой точки зрения решающее значение имеет самосообщение Бога: благодать — это не что-то иное, кроме Бога, не какая-то небесная «субстанция», но Сам Бог. Событие Иисуса Христа, по Ранеру, является центральной точкой самосообщения Бога. Бог, настаивает Ранер, не только сообщает Себя извне ; скорее, благодать является составным элементом как объективной реальности откровения (воплощенного Слова), так и субъективного принципа нашего слуха (внутреннего Слова и Святого Духа). Чтобы уловить связь между этими аспектами благодати, Ранер использует хайдеггеровскую терминологию «тематизации»: объективное опосредование — это явная «тематизация» того, что всегда уже субъективно предложено, — история категорического выражения благодати вовне, достигающая кульминации в случае Иисус Христос – это проявление того, что есть всегда уже предлагается через сверхъестественное экзистенциальное, которое входит в трансцендентальный горизонт внутри . [31]
Режим благодати
[ редактировать ]Особая интерпретация Ранером способа проявления благодати состоит в том, что благодать — это постоянная модификация человеческой природы в сверхъестественном экзистенциале (фраза, заимствованная у Хайдеггера ). Благодать воспринимается в свете христианства как составляющий элемент человеческого существования. По этой причине Ранер отрицает возможность состояния чистой природы ( natura pura , человеческое существование без участия благодати), что, по его мнению, является контрфактом.
Язык о Боге: однозначность и двусмысленность
[ редактировать ]Как и другие представители его поколения, Ранер был очень озабочен опровержением пропозиционального подхода к теологии, типичного для Контрреформации . Альтернатива, которую он предлагает, заключается в том, что утверждения о Боге всегда отсылают к первоначальному опыту Бога в тайне. В этом смысле язык относительно бытия аналогичен тайне, поскольку тайна всегда присутствует, но не так, как любой определенный возможный объект сознания. [32] [33] Ранер утверждал, что Фома Аквинский оказал наибольшее влияние на его мысли, но также высоко отзывался о Хайдеггере как о «моем учителе», а в старшие годы Хайдеггер регулярно навещал Ранера во Фрайбурге. [34]
Некоторые отмечают, что аналогия бытия в мысли Ранера значительно умалена. Вместо этого, утверждают они, в большей части высказываний Ранера о Боге доминируют двусмысленные утверждения. В этом отношении сходство между ним и другими богословами, вдохновленными томизмом, рассматривается как проблематичное. Другие, однако, идентифицируют основное влияние Ранера не на Хайдеггера, а на неотомистов начала 20 века, особенно на труды Жозефа Марешаля . [16]
Критика иисусизма
[ редактировать ]Ранер раскритиковал иезуизм , несмотря на заявленное уважение к этой позиции. Иисусизм имеет тенденцию сосредотачиваться исключительно на жизни Иисуса для подражания, отдельно от христианского Бога или Церкви . [35]
христология
[ редактировать ]Если задача христологии состоит в том, чтобы сделать понятной христианскую веру в то, что Иисус из Назарета , историческая личность, есть Христос как центр всей человеческой истории и окончательное и полное откровение Бога человечеству, то Ранер чувствует, что в «современном менталитете который видит мир с эволюционной точки зрения» [36] Не следует подчеркивать личность Христа в его уникальной индивидуальности, игнорируя при этом любую возможность соединения события Христа с процессом человеческой истории в целом. Фактически, оказывается, что существуют некоторые ограничения классической христологической формулы, предложенной Халкидонским собором (451 г. н.э.), которая утверждает «одного идентичного Сына, Господа нашего Иисуса Христа… совершенного как в Своей божественности, так и в Своей человечности… [ с] двумя природами без какого-либо смешения, изменения, разделения или разделения... объединенными в одной личности». [37] Более того, халкидонская формула принимает философские концепции, такие как природа и ипостасный союз , которые больше не используются для объяснения и интерпретации религиозного опыта. [38]
Таким образом, Ранер вводит трансцендентальную христологию , которая интерпретирует событие и личность Христа по отношению к сущностной структуре человеческой личности, размышляя о существенных условиях всего человеческого опыта, условиях, которые превосходят любой конкретный вид опыта. [39] Однако сначала следует взглянуть на основные идеи Ранера о христологии в рамках эволюционного взгляда на мир, который утверждает, что христианская вера считает, что все вещи в мире происходят из одного и того же источника - Бога. Это значит, что, несмотря на их различия, между вещами существует «внутреннее сходство и общность», образующее единый мир. Наиболее ярко эта общность раскрывается в человеке как форме единства духа и материи: только в человеческой личности дух и материя могут переживаться в их реальной сущности и в их единстве. Ранер утверждает, что дух представляет собой уникальный способ существования отдельного человека, когда этот человек становится самосознательным и всегда ориентирован на непостижимую Тайну, называемую Богом. Однако только в свободном принятии субъектом этой тайны и в его непредсказуемом распоряжении субъектом человек может по-настоящему осуществить этот процесс возвращения к себе. И наоборот, материя — это состояние, которое отчуждает человека от себя по отношению к другим объектам мира и делает возможным непосредственное общение с другими духовными существами во времени и пространстве. Даже если между духом и материей существует существенное различие, это не понимается как существенное противостояние: отношения между ними можно назвать «внутренней природой материи, развивающейся по направлению к духу». [40] Этот вид становления от материи к духу можно назвать самопревосхождением , которое «можно понять только как происходящее силой абсолютной полноты бытия»: [41] эволюционный взгляд на мир позволяет нам считать, что человечество есть не что иное, как новейшая стадия самопревосхождения материи. [42]
Христианская вера и Божье самосообщение
[ редактировать ]По Ранеру, христианская вера утверждает, что космос достигает своего окончательного завершения, когда он получает непосредственное самосообщение своей собственной основы в духовных созданиях, которые являются его целью и его высшей точкой. [43] Ранер далее утверждает, что самосообщение Бога миру является конечной целью мира и что процесс самопревосхождения делает мир уже направленным на это самосообщение и его принятие миром. [44] Вследствие этого, объясняя место Христа во всем этом процессе самопревосхождения мира, Ранер говорит, что оно имеет дело с процессом взаимодействия духовных субъектов, потому что иначе невозможно сохранить единство мира. сам процесс. Самосообщение Бога дано космическим субъектам, которые имеют свободу принимать или отвергать его и имеют общение с другими существующими. Это происходит только в том случае, если субъекты свободно принимают это, и только тогда формируется общая история в том смысле, что «она адресована всем людям в их общении», а затем «адресована другим как призыв к их свободе». [45] В этом смысле Ранер утверждает, что «божье самосообщение должно иметь постоянное начало и в этом начале гарантию того, что оно имело место, гарантию, посредством которой оно может справедливо требовать свободного решения принять это божественное самосообщение». [45] В этой схеме спаситель обращается к историческому лицу, «которое обозначает начало абсолютного самосообщения Бога, идущего к своей цели, то начало, которое указывает на то, что это самосообщение для каждого произошло бесповоротно и победоносно». открылся». [45] Ипостасное соединение , следовательно, происходит в внутренний момент, когда встречается самосообщение Божие и принятие его тем человеком, и соединение это открыто всем духовным созданиям по дарованию благодати . Чтобы это событие осуществилось, оно должно иметь «конкретную осязаемость в истории». [46]
Трансцендентальная христология и посредничество
[ редактировать ]Ранера Если затем изучить трансцендентальную христологию , то можно увидеть, что она «предполагает понимание отношений взаимной обусловленности и опосредования в человеческом существовании между тем, что трансцендентально необходимо, и тем, что является конкретно и случайно историческим». [47] Это своего рода отношения между двумя элементами, при которых «трансцендентальный элемент всегда является внутренним условием исторического элемента в исторической самости», в то время как «несмотря на то, что он свободно постулируется, исторический элемент со-определяет существование». в абсолютном смысле». [47] Трансцендентальная христология — это «опыт, который человек всегда и неизбежно имеет». [47] Человеческие существа были созданы, чтобы свободно превосходить себя и объекты мира, направляясь к непостижимой Тайне, называемой Богом; Ограниченность человеческого положения заставляет человека надеяться, что полный смысл человечества и единство всего в мире будут реализованы самоотдачей Бога. Более того, самосообщение Бога и человеческая надежда на него должны быть «опосредствованы исторически» ввиду «единства трансцендентальности и историчности в человеческом существовании»: человеческая надежда ищет в истории своего спасения от Бога, которое «становится окончательным и необратимым и конец в «эсхатологическом» смысле». [48] Здесь Ранер предлагает две возможности человеческого спасения: либо как «исполнение в абсолютном смысле», что означает установление Царства Божия на земле, либо как «историческое событие внутри истории». [49] Событием спасения человека самоотдающей любовью Божией должно быть событие человеческой личности, ибо спасительная любовь Божия может иметь действие в истории только тогда, когда человек свободно принимает свою любовь, в смерти отдает все Богу и в смерти принимается. Богом. [49] Ранер существенно утверждает, что характер спасителя образцовый и абсолютный: при единстве мира и истории с точки зрения Бога и мира такая «индивидуальная» судьба имеет «образцовое» значение для мира как весь. Такой человек с такой судьбой и есть то, что подразумевается под «абсолютным спасителем». [49]
Союз Спасителя и ипостаси
[ редактировать ]Ранер считает, что спаситель, описанный его трансцендентальной христологией, не отличается от спасителя, представленного классическими христологическими формулировками Халкидона , которые использовали концепцию ипостасного союза , чтобы провозгласить Иисуса Христом. Соответственно, затем он переходит к формулированию значения ипостасного союза . [50] Вопрос в том, как понять смысл слова «человек»: Ранер понимает фразу «стал человеком» как принятие индивидуальной человеческой природы как собственной Бога и подчеркивает «самопустошение Бога, его становление, кенозис и генезис Бога». Сам Бог». [51] Бог «предполагает, создавая», а также «творит, предполагая», т. е. он творит, опустошая себя, и поэтому, конечно, он сам находится в опустошении. Он творит человеческую реальность уже тем фактом, что принимает ее как свою собственную. [51] Божий акт творения через опустошение принадлежит Божьей силе и свободе как абсолютной и самоотверженной любви Бога, выраженной в Писании . [51] Поэтому для Ранера правомерно утверждать, что Бог, «который не подвержен изменению в себе самом, может сам быть подвержен изменению в чем-то другом». Вот чему учит нас учение о Воплощении : «при своей неизменности и несмотря на нее он действительно может стать чем-то: он сам, он во времени». [52]
По Ранеру, люди созданы для того, чтобы быть ориентированными на непостижимую Тайну, называемую Богом. Однако эта человеческая ориентация на Тайну может быть полностью постигнута только в том случае, если мы, как люди, свободно выберем быть постигнутыми непостижимым: если Бог примет человеческую природу как собственную реальность Бога с неотвратимым предложением Бога самосообщения Бога, а человека свободно принимает его, человек соединяется с Богом, достигая той самой точки, к которой всегда движется человечество в силу своей сущности, Богочеловека, который полностью реализуется в личности Иисуса из Назарета, востребованной христианской верой. В этом смысле Ранер рассматривает воплощение Бога как «уникальный и высший случай реализации сущности человеческой реальности». [53]
Богочеловек в истории
[ редактировать ]Чтобы ответить на вопрос, как мы находим Богочеловека в истории, Ранер использует исторический подход к христологии, исследуя историю жизни и смерти Иисуса из Назарета, и заранее выдвигает два тезиса: 1) христианская вера требует исторической основы; и 2) учитывая возможность существенной разницы между тем, кем является человек, и степенью, в которой этот человек вербализует или выражает свою идентичность, можно одновременно сказать, что «самопонимание Иисуса до воскресения не может противоречить в историческом ощутить христианское понимание своей личности и своего спасительного значения», и констатировать, что его самопонимание может не совпадать с содержанием христологической веры. [54]
Чтобы обосновать основы христианской веры, Ранер утверждает, что два момента должны быть доказаны как исторически достоверные: во-первых, что Иисус считал себя «эсхатологическим пророком, абсолютным и окончательным спасителем», и, во-вторых, что воскресение Иисуса является абсолютное самосообщение Бога. [55] Есть несколько исторических элементов, касающихся личности Иисуса как еврея и «радикального реформатора»: его радикальное поведение в знак солидарности с социальными и религиозными изгоями, основанное на его вере в Бога, его основная проповедь «как призыв к обращению», его сбор учеников, его надежда на обращение других, его принятие смерти на кресте «как неизбежное следствие верности своей миссии». [56]
Смерть и воскресение
[ редактировать ]Ранер утверждает, что смерть и воскресение Иисуса - это два аспекта одного события, которые нельзя разделять. [57] хотя воскресение не является историческим событием во времени и месте, как смерть Иисуса. Писание предлагает мощные встречи, в которых ученики ощущают среди себя дух воскресшего Господа Иисуса, вызывая у учеников веру в воскресение как «уникальный факт». [58] Воскресение – это не возвращение к жизни во временной сфере, но печать Бога Отца на всем, что Иисус отстаивал и проповедовал в своей предпасхальной жизни. «Через воскресение... Бог подтверждает Иисуса как абсолютного Спасителя»: [59] значит, «эта смерть, как заключенная в свободном послушании и как всецело предавшая жизнь Богу, достигает исполнения и становится исторически осязаемой для нас только в воскресении». [60] Таким образом, в воскресении жизнь и смерть Иисуса понимаются как «дело спасительной воли Божией» и открывают дверь к нашему спасению : «мы спасаемся, потому что этот человек, который есть один из нас, спасен Богом, и Тем самым Бог сделал Свою спасительную волю исторически, реальной и бесповоротной в мире». [60] В этом смысле Иисус из Назарета становится Богочеловеком, абсолютным спасителем.
Анонимное христианство
[ редактировать ]Анонимное христианство – это богословская концепция, утверждающая, что люди, никогда не слышавшие христианского Евангелия, могут быть спасены через Христа .
Второго Ватиканского Собора Вдохновение для этой идеи иногда исходит от Lumen gentium , который учит, что те, «кто не по своей вине не знает Евангелия Христа или Его Церкви, но, тем не менее, ищет Бога с искренним сердцем и движимый благодать, старайтесь в своих действиях творить Его волю, как они знают ее по велению своей совести, — и они тоже могут достичь вечного спасения». [61]
Разработка идеи Ранером предшествовала собору и стала более настойчивой после того, как она получила соборную формулировку. Нехристиане могли «в [своих] основных взглядах и фундаментальных решениях», писал Ранер, «принять спасительную благодать Божию через Христа, хотя [они], возможно, никогда не слышали о христианском откровении». [62] Его сочинения на эту тему были в некоторой степени связаны с его взглядами на гуну благодати. [63]
Нехристианские религии
[ редактировать ]Ранера Трансцендентальная христология открывает другой горизонт, охватывающий нехристианские религии, поскольку универсальная спасительная воля Бога во Христе распространяется и на нехристиан: поскольку Христос является спасителем всех людей, спасение для нехристиан приходит только через Христа ( анонимных христиан ). Не менее важно и то, что христиане могут учиться у других религий или атеистического гуманизма, потому что Божья благодать . в них действует и может действовать [64] Присутствие Христа в других религиях действует в Его Духе и через него. [65] а нехристиане отвечают на благодать Божию через «нерефлексивную и «ищущую христологию » » (ищущую «память» об абсолютном спасителе), присутствующую в сердцах всех людей. [66] Здесь задействованы три конкретных отношения: 1) абсолютная любовь к ближнему; 2) установка готовности к смерти; и 3) отношение надежды на будущее. [67] Практикуя это, человек действует исходя из благодати Божией, которая полностью проявилась в жизни Иисуса, и реагирует на нее. [4]
Избранная библиография
[ редактировать ]Полная библиография доступна по адресу [2] .
- 1954–1984. Сочинения по богословию . 16 томов. Айнзидельн: Бензигер Верлаг.
- 1965. Очеловечивание . Перевод У. Дж. О'Хара. Западная Германия: Гердер К.Г.
- 1968. Дух в мире . Пересмотренное издание Дж. Б. Меца. Перевод Уильяма В. Дыха. (Перевод « Дух в мире: О метафизике конечного знания» у Фомы Аквинского . Инсбрук: Verlag Felizian Rauch, 1939; 2-е изд. Под редакцией JB Metz. Мюнхен: Kösel-Verlag, 1957) Нью-Йорк: Гердер и Гердер.
- 1969. Слушатели Слова . Пересмотренное издание Дж. Б. Меца. Перевод Майкла Ричардса. (Перевод « Слушателя слова: Об основании философии религии» . Мюнхен: Verlag Kösel-Pustet, 1941) Нью-Йорк: Гердер и Гердер.
- 1970. Троица . Перевод Джозефа Донселя. Нью-Йорк: Гердер и Гердер.
- 1978, 1987. Основы христианской веры: введение в идею христианства . Перевод Уильяма В. Дыха. (Перевод « Базового курса веры: введение в концепцию христианства» . Фрайбург: Verlag Herder, 1976) Нью-Йорк: The Seabury Press; Нью-Йорк: Перекресток.
- 1985. Я помню . Нью-Йорк: Перекресток.
- 1990. Вера в зимнее время года: беседы и интервью с Карлом Ранером в последние годы его жизни , с Полом Имхофом и Хьюбертом Биллоуонсом, ред. Нью-Йорк: Перекресток.
- 1993. Содержание веры: лучшее из богословских сочинений Карла Ранера . Нью-Йорк: Перекресток.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Марешаль и Руссело не только предложили Ранеру способ разобраться с трансцендентальным методом Канта в отношении томистской эпистемологии , но, как позже упомянул сам Ранер, глубоко повлияли на его собственные философские и теологические работы. Марешаль прославился своими исследованиями Канта и томизма, особенно применением трансцендентального метода Канта к томистической эпистемологии. [3]
- ^ То есть связь между понятием динамического разума Фомы Аквинского и хайдеггеровским анализом Dasein , или «бытия в мире».
- ↑ По мнению Герберта Форгримлера , отказ Хонеккера от диссертации Ранера отражал неприязнь первого к философии Хайдеггера. Тридцать четыре года спустя философский факультет Инсбрукского университета присвоил Ранеру звание почетного доктора за его философские работы, особенно за неудавшуюся диссертацию, опубликованную в 1939 году под названием Geist in Welt ( «Дух в мире »). Во всяком случае, именно в начале 1930-х годов Ранер разъяснил свою убежденность в том, что человеческий поиск смысла коренится в безграничном горизонте бытия Бога в мире. [6]
- ^ Вторая диссертация, дающая право преподавать на университетском уровне. Английское название этой диссертации было « Со стороны Христа: Происхождение Церкви как Второй Евы со стороны Христа, Второго Адама». Исследование типологического значения Иоанна 19:34 .
- ^ Ранер также внес свой вклад во многие другие соборные презентации. [9]
- ↑ По мнению Герберта Форгримлера , нетрудно проследить влияние Ранера на работу совета (не считая четырёх текстов: Декрета о средствах социальной коммуникации , Декрета о католических восточных церквях , Декларации о христианском образовании и Декларация о религиозной свободе ). [11]
- ^ Конкретную биографическую информацию см. в Michelud nd.
- ^ Полную библиографию см. в списке [1] .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карабин и Костер 2015 , с. XXIX.
- ^ Мармион, Деклан (март 2017 г.). «Карл Ранер, Второй Ватиканский собор и форма церкви». Богословские исследования . 78 (1): 25–48. дои : 10.1177/0040563916681992 .
- ^ Форгримлер 1986 , с. 51.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мишо и .
- ^ Вудсон 2018 , стр. 123–141.
- ^ Форгримлер 1986 , с. 62.
- ^ Богословские исследования
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Массон, Роберт (5 января 2013 г.). «Карл Ранер: Краткая биография» . Общество Карла Ранера . Проверено 22 октября 2017 г.
- ^ Форгримлер 1986 , стр. 100–102.
- ^ Второй Ватиканский собор 1964 года .
- ^ Форгримлер 1986 , с. 100.
- ^ «Хронология» . Общество Карла Ранера. 5 января 2013 года . Проверено 22 октября 2017 г.
- ^ Ранер, Карл (июль 1979 г.). «Основы христианской веры: введение в идею христианства». Обзор религиоведения . 5 (3): 190–199. дои : 10.1111/j.1748-0922.1979.tb00215.x .
- ^ Байерс и Бургуэн 2004 .
- ^ Кеннеди 2010 , с. 134.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Карл Ранер (Бостонская совместная энциклопедия западного богословия)» . люди.bu.edu . Проверено 16 декабря 2017 г.
- ^ Дальке, Бенджамин (22 января 2024 г.). Католическое богословие в США (на немецком языке). Издательство Гердер ГмбХ. стр. 69–83. ISBN 978-3-451-83776-0 .
- ^ Марика (19 марта 2010 г.). «Теологии: Карл Ранер о теологии и антропологии» . Теологии . Проверено 16 декабря 2017 г. [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- ^ Мольтманн 1993 , с. 144.
- ^ Богословские исследования, том. 1, стр. 310–311, Карл Ранер, пер. Фергус Керр, 1950 год.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хардон, Джон А. (1998). «На страже веры» . Ломбард, Иллинойс: Ассоциация евхаристического образования и поклонения реального присутствия . Проверено 22 октября 2017 г.
- ^ Павел VI 1965 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Малвихилл 2009 .
- ^ Мохинни 1968 .
- ^ Райан 2010 , с. 44.
- ^ Даффи 2005 , с. 44.
- ^ Даффи 2005 , стр. 44–45.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Даллес 2013 .
- ^ Петти 1996 , с. 88; Штейнмец 2012 , стр. 1, 3.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Малвихилл, 2009 г .; Ранер 1965 .
- ^ См. Карл Ранер, Основы христианской веры (Нью-Йорк: Перекресток, 1978), стр. 24–175.
- ^ Махер, Энтони М. (1 декабря 2017 г.). Забытый иезуит католического модернизма: пророческое богословие Джорджа Тиррелла, глава 9, раздел 1 . Крепость Пресс. ISBN 978-1-5064-3851-1 .
- ^ Спейделл, Тодд (8 ноября 2016 г.). Полностью человек во Христе: воплощение как конец христианской этики . Wipf и Stock Publishers. п. 88. ИСБН 978-1-4982-9637-3 .
- ^ Шихан, Томас (4 февраля 1982 г.). «Сон Карла Ранера» . Нью-Йоркское обозрение .
- ^ Линнейн 2005 , с. 166.
- ^ Ранер 1978 , с. 206.
- ^ Хентц 1991 , с. 110; см. также О'Коллинз, 2009 , стр. 238–248.
- ^ Весь раздел христологии см. у Мишо и др.
- ^ Ранер 1978 , стр. 206–212.
- ^ Ранер 1978 , с. 184.
- ^ Ранер 1978 , с. 185.
- ^ Хентц 1991 ; Мишо и
- ^ Ранер 1978 , с. 190.
- ^ Ранер 1978 , с. 192.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ранер 1978 , с. 193.
- ^ Ранер 1978 , с. 201.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ранер 1978 , с. 208.
- ^ Ранер 1978 , стр. 210–211.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ранер 1978 , с. 211.
- ^ О'Коллинз 2009 , стр. 217, 243.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ранер 1978 , с. 222.
- ^ Ранер 1978 , стр. 220–223.
- ^ Ранер 1978 , с. 218.
- ^ Ранер 1978 , с. 236.
- ^ Ранер 1978 , стр. 245–246.
- ^ Ранер 1978 , стр. 247–264.
- ^ Ранер 1978 , с. 266.
- ^ Ранер 1978 , с. 274.
- ^ Ранер 1978 , с. 279.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ранер 1978 , с. 284.
- ^ «Люмен гентиум, 16» . www.vatican.va . Проверено 16 декабря 2017 г.
- ^ Д'Коста 1985 , с. 132.
- ^ Клинтон 1998 .
- ^ Шинеллер 1991 , с. 102.
- ^ Ранер 1978 , с. 316.
- ^ Ранер 1978 , стр. 295, 318.
- ^ Ранер 1978 , стр. 295–298.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Байерс, Паула К.; Бургуэн, Сюзанна М., ред. (2004). «Карл Ранер» . Энциклопедия мировой биографии . Том. 13 (2-е изд.). Детройт, Мичиган: Гейл. стр. 4–5. ISBN 978-0-7876-2553-5 .
- Карабин, Розмари П.; Костер, Хильда П. (2015). «Введение: Дар богословского воображения Кэтрин Таннер» . В Карабине Розмари П.; Костер, Хильда П. (ред.). Дар богословия: вклад Кэтрин Таннер . 1517 СМИ. стр. xxv – xl. дои : 10.2307/j.ctt155j3hm.6 . ISBN 978-1-4514-8206-5 . JSTOR j.ctt155j3hm.6 . Проект MUSE, глава 1655072 .
- Клинтон, Стивен М. (1998). Петр, Павел и анонимный христианин: ответ на богословие миссии Ранера и II Ватиканского собора (PDF) . Орландо, Флорида: Институт Орландо . Проверено 22 октября 2017 г.
- Д'Коста, Гэвин (1985). «Анонимный христианин Карла Ранера: переоценка». Современная теология . 1 (2): 131–148. дои : 10.1111/j.1468-0025.1985.tb00013.x .
- Даффи, Стивен Дж. (2005). «Опыт благодати». В Мармионе, Деклан; Хайнс, Мэри Э. (ред.). Кембриджский компаньон Карла Ранера . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета.
- Даллес, Эйвери (2013). "Откровение" . Британская энциклопедия . Проверено 23 октября 2017 г.
- Хенц, Отто Х. (1991). «Ожидание Иисуса Христа: отчет о нашей надежде». В О'Донован, Лео Дж. (ред.). Мир благодати: введение в темы и основы богословия Карла Ранера . Нью-Йорк: Перекресток.
- Кеннеди, Филип (2010). Богословы двадцатого века: новое введение в современную христианскую мысль . ИБ Таурис.
- Линнейн, Брайан (2005). "Этика". В Мармионе, Деклан; Хайнс, Мэри Э. (ред.). Кембриджский компаньон Карла Ранера . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. стр. 158–173 . дои : 10.1017/CCOL0521832888.011 . ISBN 978-0-521-54045-2 .
- Мохинни, Джон Дж. (1968). «Концепция тайны в философской теологии Карла Ранера». Ежеквартальный обзор Союзной семинарии . 24 (1): 17–30. ISSN 0362-1545 .
- Мишо, Дерек (н. д.). «Карл Ранер (1904–1984)» . В Уайлдмане, Уэсли (ред.). Бостонская совместная энциклопедия западного богословия . Бостон: Бостонский университет . Проверено 22 октября 2017 г.
- Мольтманн, Юрген (1993) [1980]. Троица и Царство: Учение о Боге . Перевод Коля, Маргарет. Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press. ISBN 978-0-8006-2825-3 .
- Малвихилл, Джон Эдвард (2009). «Неосхоластика в Германии» . Философия эволюции: Обзор литературы . Франклин Парк, Иллинойс . Проверено 22 октября 2017 г. [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- О'Коллинз, Джеральд (2009). Христология: библейское, историческое и систематическое исследование Иисуса . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Павел VI (1965). Mysterium fidei (энциклика). Ватикан: Библиотека Эдитрис Ватикана . Проверено 23 октября 2017 г.
- Петти, Майкл В. (1996). Вера, которая любит Землю: Экологическая теология Карла Ранера . Лэнхэм, Мэриленд: Университетское издательство Америки.
- Ранер, Карл (1965). Гуманизация . Перевод О'Хара, WJ Западная Германия: Гердер К.Г. Архивировано из оригинала 21 июня 2017 года . Проверено 22 октября 2017 г. - через Religion Online.
- ——— (1978). Основы христианской веры: введение в идею христианства . Перевод Дайча, Уильяма В. Нью-Йорк: Seabury Press.
- Райан, Фаинче (2010). «Ранер и Фома Аквинский: непостижимость Бога» . В Конвее, Падрайк; Райан, Фаинче (ред.). Карл Ранер: теолог XXI века . Исследования в области теологии, общества и культуры. Том. 3. Берн: Питер Ланг. стр. 41–60. ISBN 978-3-03-430127-5 .
- Шинеллер, Дж. Питер (1991). «Открытие Иисуса Христа: история, которую мы разделяем». В О'Донован, Лео Дж. (ред.). Мир благодати: введение в темы и основы богословия Карла Ранера . Нью-Йорк: Перекресток.
- Второй Ватиканский собор (1964 г.). Люмен гентиум . Ватикан: Библиотека Эдитрис Ватикана . Проверено 23 октября 2017 г.
- Штайнмец, Мэри (25 июля 2012 г.). «Мысли об опыте Бога в теологии Карла Ранера: дары и последствия» . Люмен и Вита . 2 (1). дои : 10.6017/lv.v2i1.1900 .
- Форгримлер, Герберт (1986). Понимание Карла Ранера: введение в его жизнь и мысли . Нью-Йорк: Перекресток.
- Вудсон, Хюэ (2018). Хайдеггеровские теологии: пути Джона Маккуорри, Рудольфа Бультмана, Пауля Тиллиха и Карла Ранера . Евгений: Випф и Сток.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Берк, Патрик (2002). Переосмысление Ранера: критическое исследование его основных тем . Издательство Фордхэмского университета.
- Карр, Энн (1977). Теологический метод Карла Ранера . Ученые Пресс.
- Конвей, Падрайк; Райан, Файнч, ред. (2010). Карл Ранер: теолог XXI века . Питер Лэнг. ISBN 978-3034301275 .
- Иган, Харви Дж. (1998). Карл Ранер: Мистик повседневной жизни . Перекресток.
- Эндин, Филип (2001). Карл Ранер и игнатианская духовность . Оксфорд.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Фишер, Марк Ф. (2005). Основы Карла Ранера . Перекресток.
- Хасси, М. Эдмунд (2012). Идея христианства: краткое введение в теологию Карла Ранера . АСИН B00A3DMVYM .
- Келли, Джеффри Б., изд. (1992). Карл Ранер: теолог благодатного поиска смысла . Крепость Пресс.
- Килби, Карен (2007). Краткое введение в Карла Ранера . Перекресток.
- Кресс, Роберт (1982). Справочник Ранера . Джон Нокс Пресс. ISBN 9780804206525 .
- Шиэн, Томас (1987). Карл Ранер: Философские основы . Афины, Огайо: Издательство Университета Огайо.
- Тиллих, Пол (1950). Систематическое богословие. Том I: Разум и откровение — бытие и Бог . Издательство Чикагского университета.
- Вудворд, Гай (й). «Карл Ранер (1904–1984)» . Интернет-энциклопедия философии . ISSN 2161-0002 . Проверено 23 октября 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Общество Карла Ранера с биографией и библиографией
- Архив Карла Ранера в Мюнхене
- Библиографические пособия
- 1904 рождения
- 1984 смертей
- Духовенство из Фрайбурга-им-Брайсгау
- Немецкие католические богословы ХХ века
- Немецкие иезуиты 20-го века
- богословы-иезуиты
- Христологи
- Систематические богословы
- Участники Второго Ватиканского Собора.
- Кавалеры ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- Кавалеры ордена «За заслуги перед Баден-Вюртембергом».
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Академический состав Мюнстерского университета
- Академический состав Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Модернизм в католической церкви
- Члены-корреспонденты Британской академии
- Писатели из Фрайбурга-им-Брайсгау
- Немецкие писатели-мужчины XX века