Иосиф Анчиетский
Иосиф Анчиетский | |
---|---|
Апостол Бразилии Священник, Миссионер, Религиозный | |
Рожденный | 19 марта 1534 г. Сан-Кристобаль-де-ла-Лагуна , Тенерифе , Канарские острова, Испанская империя |
Умер | 9 июня 1597 г. Реритиба , Эспириту-Санту, генерал-губернаторство Бразилии , Пиренейский союз | (63 года)
Почитается в | Католическая церковь (Бразилия, Канарские острова и Общество Иисуса ) |
Беатифицированный | 22 июня 1980 года, площадь Святого Петра , Ватикан , Папа Иоанн Павел II. |
канонизирован | 3 апреля 2014 г. (эквивалентная канонизация), Ватикан, Папой Франциском. |
Главный храм | Собор Сан-Кристобаль-де-ла-Лагуна (на Канарских островах) и Национальная святыня Святого Хосе де Антьета (в Бразилии) |
Праздник | 9 июня |
Атрибуты | Евангелие, распятие и трость |
Покровительство | Катехизаторы против нападений животных на тех, кто страдает сколиозом и компатроно Бразилии. |
Подпись | |
Часть серии о |
Общество Иисуса |
---|
История |
Иерархия |
Духовность |
Работает |
Известные иезуиты |
Портал католицизма |
Хосе де Антьета и Диас де Клавихо , SJ ( Жозеф Анчиета ; 19 марта 1534 — 9 июня 1597) был канарским -иезуитом миссионером в португальской колонии Бразилии во второй половине 16 века. Очень влиятельная фигура в истории Бразилии первого столетия после ее открытия в Европе . Анчиета был одним из основателей Сан-Паулу в 1554 году и Рио-де-Жанейро в 1565 году. Он является первым драматургом, первым грамматистом и первым поэтом, родившимся в Бразилии. на Канарских островах и считается отцом бразильской литературы .
Анчиета принимал участие в религиозном обучении, евангелизации и обращении в католическую веру населения Индии . Его усилия вместе с усилиями другого миссионера-иезуита, Мануэля да Нобреги , по умиротворению Индии имели решающее значение для создания стабильных колониальных поселений в колонии.
В своей книге Arte de gramática da língua mais usada na Costa do Brasil (1595) Анчиета стал первым человеком, который предоставил орфографию старого тупи , языка, на котором чаще всего говорят на побережье Бразилии.
Анчиета широко известен как «Апостол Бразилии». Он был канонизирован Папой Франциском 3 апреля 2014 года. Он был вторым уроженцем Канарских островов после Петра Святого Иосифа де Бетанкура. [1] – также миссионер в Латинской Америке – будет объявлен католической церковью святым, оба канонизированы в 21 веке. Анчиета также считается третьим святым Бразилии. [2]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Анчиета родился 19 марта 1534 года в Сан-Кристобаль-де-ла-Лагуна на Тенерифе на Канарских островах , Испания, в богатой семье. [3] Он был крещен 7 апреля 1534 года в приходе Богоматери Лемедиес (ныне собор Ла-Лагуна ). [4] Он жил в своем семейном доме, здании, ныне известном как Casa Anchieta , в Ла-Лагуне, пока ему не исполнилось 14 лет. [5]
Его отец, Хуан Лопес де Анчиета-и-Селаяран, был землевладельцем из Уррестильи, в Стране Басков . Он бежал на Тенерифе в 1525 году после участия в неудачном восстании против императора Карла V. Через него Анчиета была связана с Игнатием Лойолой , основателем Общества Иисуса . [3] Его матерью была Менсия Диас де Клавихо-и-Лларена, потомок кастильских завоевателей Тенерифе. Менсия была дочерью Себастьяна де Лларены, еврея, принявшего христианство , из королевства Кастилия , и его жены.
В 14 лет Анчиета уехала учиться в Португалию, в Королевский колледж искусств в Коимбре . Он был чрезвычайно религиозен и чувствовал, что у него есть призвание к священству. Он добивался поступления в иезуитский колледж Университета Коимбры и был принят в ряды иезуитов 1 мая 1551 года в возрасте 17 лет. [3] Будучи послушником, он чуть не погубил свое здоровье чрезмерной строгостью. У него была травма позвоночника, из-за которой он превратился почти в горбуна. [6] он научился писать на португальском и латыни Помимо испанского, .
Миссионер в Бразилии
[ редактировать ]В 1553 году иезуиты включили Анчиету в третью группу своих членов, отправленных в португальскую колонию Бразилия, полагая, что климат улучшит его здоровье. [3] [6] После опасного путешествия и кораблекрушения Анчиета и его небольшая группа выживших прибыли в Сан-Висенте . Это была первая деревня, основанная португальцами в Бразилии. Там он впервые познакомился с индейцами тапуйа , живущими в этом регионе.
В конце 1553 года Мануэль да Нобрега , первый провинциал иезуитов в Бразилии, послал 13 иезуитов, включая Анчиету, подняться на Серра-ду-Мар на плато вдоль реки Тиете , которое индейцы называли пиратининга (от Tupi pira «рыба» + тининга »). можно было найти более 12 000 рыб, высыхающих в пойме реки Тиете высыхание» – по данным Анчиеты, в поймах реки Тиете после одного из обычных наводнений ).
Там иезуиты основали небольшое миссионерское поселение и впервые отслужили мессу 25 января 1554 года, в день обращения святого Павла , согласно традиции. Эта дата теперь отмечается как основание Сан-Паулу. [7] Анчиета и его коллеги-иезуиты начали свои усилия по обучению местных жителей основам христианства и их обращению, а также вводили базовое образование по другим предметам. Он преподавал индейцам латынь, начал изучать их язык, старый тупи , и занялся составлением словаря и грамматики . Их миссионерское поселение, Иезуитский колледж Сан-Паулу в Пиратининга , вскоре превратилось в небольшой населенный пункт.
Анчьета и Нобрега долгое время выступали против того, как португальские колонисты обращались с индейцами, и у них был серьезный конфликт по этому поводу с Дуарте да Коштой . Он служил вторым генерал-губернатором Бразилии с 1553 по 1558 год. Тем не менее иезуиты поддерживали португальцев против их французских соперников в предъявлении претензий на Бразилию. Они приветствовали поддержку португальских властей против протестантов- гугенотов , которых французы иногда приветствовали в своих поселениях.
Два иезуита воспринимали французскую колонию как в целом протестантское предприятие, игнорируя ее католические компоненты и не делая различий между лютеранами и кальвинистами. [8] Анчиета признала, что насилие может быть необходимо для создания условий для евангелизации коренных жителей. Позже он похвалил третьего генерал-губернатора колонии Мем де Са (1500–1572) за достижения в искоренении каннибализма, хотя это было сделано путем убийства большого количества американских индейцев. [9]
Из-за систематических убийств и разграблений их деревень португальскими колонистами, а также попыток поработить их, индейские племена вдоль побережья современных штатов Сан-Паулу , Рио-де-Жанейро и Эспириту-Санту восстали и заключили союз. Конфедерация Тамойо . Они вступили в союз с французскими колонистами, обосновавшимися в заливе Гуанабара в 1555 году под командованием вице-адмирала Николя Дюрана де Вильгеньона .
Конфликт был жестоким и одновременно международным и межрелигиозным. В одном случае португальцы повесили десять французов, пытаясь запугать своих врагов и заставить их подчиниться. В другом, в 1557 году, был казнен протестант по имени Жак ле Баллер. По некоторым сведениям, Анчиета помогла палачу привести приговор в исполнение. [10] хотя факты весьма спорны. [11]
Конфедерация Тамойо несколько раз безуспешно атаковала Сан-Паулу в период с 1562 по 1564 год. Анчиета и Нобрега инициировали мирные переговоры с тамойо в деревне Иперойг в современной Убатубе на северном побережье штата Сан-Паулу. Владение Анчиеты языком тупи сыграло решающую роль в этих усилиях. После многих инцидентов и едва не резни индейцами Анчиеты и Нобреги им наконец удалось завоевать доверие индейцев. Между народами тамойо и тупиниким и португальцами был установлен мир.
Португальско-французские военные действия возобновились в 1565 году, когда Эстасиу де Са , племяннику нового генерал-губернатора Бразилии Мем де Са, было приказано изгнать французских колонистов. При поддержке Анчьеты и Нобреги он выступил с армией из Сан-Висенте и основал валы Рио-де-Жанейро у подножия Пан-де-Асукар . Анчиета был с ним и участвовал в ряде сражений между португальцами и французами, причем каждую сторону поддерживали их индийские союзники. Он выступал в роли хирурга и переводчика . Он также отчитался в штаб-квартире генерал-губернатора в Сальвадоре , штат Баия. Анчиета участвовала в финальной победоносной битве против французов в 1567 году.
После мирного урегулирования в Рио был основан иезуитский колледж под руководством Нобреги. Анчиета был приглашен остаться и стал его преемником после его смерти в 1570 году. Несмотря на свою слабость и плохое здоровье, а также трудности медленного путешествия пешком и на корабле, в течение следующих десяти лет Анчиета много путешествовал по Рио-де-Жанейро, Баии, Эспириту-Санту и Сан-Паулу, консолидация миссии иезуитов в Бразилии. В 1577 году четвертый настоятель ордена иезуитов Эверард Меркуриан назначил Анчиету провинциальным настоятелем членов ордена в Бразилии.
Когда его здоровье ухудшилось, Анчиета попросил об освобождении от своих обязанностей в 1591 году. Он умер в Бразилии 9 июня 1597 года, в Реритибе , Эспириту-Санту.
Работает
[ редактировать ]В традициях иезуитов Анчиета был плодовитым докладчиком, общаясь письмами со своим начальством. В его отчетах он упоминается как этнограф, хотя он сосредоточил свое внимание на поведении индейцев, которое не соответствовало европейским нормам, например, на выборе ими брачных партнеров, каннибализме и роли колдунов. [12] Его подробные показания о каннибализме часто цитируются антропологами. Он объяснил, например, что американские индейцы «считают, что истинное родство исходит со стороны отцов, которые являются агентами, и... что матери — не что иное, как мешки, в которых растут дети», и поэтому относятся к детям относятся к пойманной самке и члену своего племени с уважением, но иногда едят детей пойманного самца и самки из своего племени. [13] Он подробно описал практику многоженства и, поскольку она привела к созданию плотной сети взаимоотношений, выступал за смягчение церковных правил кровного родства , позволяющих вступать в брак всем, кроме братьев и сестер. [9]
Анчиета был пионером в транскрипции языка древнего тупи и автором первой опубликованной работы по этому языку, «новаторской» грамматики Arte de gramática da língua mais usada na costa do Brasil , написанной в 1555 году и опубликованной в 1589 году. [14] Согласно одной из оценок, «его грамматика и словарь до сих пор считаются одними из лучших, когда-либо созданных на бразильском языке, почти 500 лет спустя... Анчиета был преданным лингвистом, чьи работы можно считать началом амазонской лингвистики (на самом деле это не так). Я буду слишком преувеличивать, чтобы назвать его работу началом лингвистики в Америке)». [15] Его письменные произведения на языке коренных народов охватывают теологию, религиозное обучение, театр и поэзию.
Он также был историком, автором биографии Мем де Са. Состоящий из гекзаметров « De Gestis Mendi de Saa» — первый эпос об Америке. В нем де Са представлен как «христианин Улисс, решивший изгнать сатану», который «правит… ордами демонических индейцев, существ, посвятивших себя расчленению тел». С приходом иезуитов «Крест изгоняет демонов», а «шаманы теряют сверхъестественную силу, переходя из дикой местности в цивилизованные миссии». [16] Его другое главное стихотворение было De Beata Virgine Dei Matre , стихотворение Деве Марии . Традиция гласит, что Анчиета сочинил его, находясь в плену в Иперойге в 1563 году, записывая стихи на мокром песке пляжа и запоминая строки каждого дня, чтобы после освобождения он мог полностью написать на бумаге 4900 стихов. [17]
Его драмы, написанные на сочетании языков тупи, португальского, испанского и латыни, предназначались не для сцены, а для исполнения местными любителями на деревенских площадях и погостах. Они были традиционными по форме, написанными в стихах с пятистрочными строфами, литературной формой, известной как авто , португальской религиозной драмой, следующей традиции, разработанной иезуитами, использования театра сначала в классах, а затем для народного обучения. В актерском составе были все мужчины, как местные, так и европейцы, и обе группы должны были учиться на уроках христианской морали из драм. Их писали для особых случаев, например, в честь праздника святого или по случаю прибытия реликвий в колонию. Ученые отметили, что они содержат значительный объем «контекстной информации», то есть отсылок к местным событиям, таким как деревенское соперничество. Например, индейский каннибализм соседствует с поджариванием Лаврентия Римского . [12] Лишь немногие из его пьес сохранились, но те, что все же, получили высокую оценку, несмотря на то, что они были созданы для местной публики с дидактической целью, за их «замечательное чувство зрелища, призывающее к использованию раскраски тела, национальных костюмов, песен и танцев, драк». , факелы и шествия». [17] Спектакль мог даже потребовать артиллерийского огня с ближайшего корабля, хотя в пьесах обычно «мало действия и много объяснений доктрины», а персонажи четко делятся на положительные и отрицательные типы. [12] «Auto da pregação Universel» Анчиеты 1567 года, опубликованный в 1672 году, является первым драматическим текстом, написанным бразильскими буквами. [17]
Как заядлый натуралист , он описал несколько новых растений и животных среди новинок дикой природы и географии Бразилии . [18]
Его ясные и подробные отчеты до сих пор важны для понимания верований, нравов и обычаев коренных народов и европейских поселенцев шестнадцатого века.
Он также был прекрасным хирургом и врачом.
Его рукописи были собраны из архивов Португалии и Бразилии в 1730-х годах в рамках процесса его беатификации и переданы на хранение в Рим. [12] Его работы опубликованы в виде писем, отчетов, исторических фрагментов и проповедей .
Наследие
[ редактировать ]Хосе де Антьета известен как основатель бразильской письменности и, вместе с Нобрегой, апостол Бразилии. [6] Он дал свое имя двум городам, Анчиете в штате Эспириту-Санту (ранее называвшемуся Реритиба, место, где он умер), и Анчиете в штате Санта-Катарина , а также многим другим местам, дорогам, учреждениям, больницы и школы. Французский ботаник А.Ст.-Хиль. , исследовавший Бразилию в 19 веке, назвал вьющуюся лозу семейства фиалковых в честь покойного иезуита: Anchietea . [18]
В 1965 году испанская почтовая служба выпустила марку с изображением Анчиеты из серии «Los Forjadores de América». [19]
Ней Латоррака снялась в бразильском биографическом фильме « Анчиета, Жозе ду Бразил» , вышедшем на экраны в 1977 году. [20] [21]
Почитание
[ редактировать ]Дело Анчиеты было официально открыто 22 июня 1624 года, и ему был присвоен титул Слуги Божьего . Его духовные сочинения были одобрены богословами 11 декабря 1734 года, а Папа Бенедикт XI провозгласил его достопочтенным . 10 августа 1736 года [22]
После беатификации Папой Иоанном Павлом II в 1980 году Анчиета получила титул «Блаженный Хосе де Антьета». Папа Франциск объявил о своей канонизации в лике святых 3 апреля 2014 года. Впервые об этом объявлении сообщили трем священникам с Канарских островов. [23] (родной город Анчьета), который присутствовал на мессе Папы в его резиденции в Санта-Марте , который сообщил об этом епископу Тенерифе Бернардо Альваресу Афонсо . [24]
Он использовал процесс, известный как эквивалентная канонизация , который обходится без стандартных судебных процедур и церемоний в случае с кем-то, кого давно почитали. [25] Анчиета был первым испанцем, канонизированным Папой Франциском. [26]
Во время и после своей жизни Хосе де Антьета считался чуть ли не сверхъестественным существом. Вокруг него сложилось множество легенд, например, о том, что однажды он проповедовал и успокаивал нападающего ягуара . По сей день популярно мнение, что молитва Анчиете защищает от нападений животных.
Хосе де Антьета высоко почитается на Канарских островах . Бронзовая статуя бразильского художника Бруно Джорджи в городе Сан-Кристобаль-де-ла-Лагуна изображает Хосе де Антьету, отправляющегося в Португалию. Это был подарок правительства Бразилии родному городу Анчиеты, где его деревянное изображение также почитается в соборе Ла-Лагуна и проносится процессией по улицам каждый 9 июня. В базилике Богоматери Канделарии (покровительницы Канарских островов) находится картина, изображающая Хосе де Антьета, основавшего город Сан-Паулу. В 1997 году вышел биографический комикс.
Покровительство
[ редактировать ]Хосе де Антьета — покровитель и образец катехизаторов. Он также был объявлен Папой Бенедиктом XVI одним из тринадцати ходатаев Всемирного дня молодежи 2013 года , проходившего в Рио-де-Жанейро . [27]
объявила его В апреле 2015 года Национальная конференция епископов Бразилии сопатроном Бразилии. [28] покровительницей которого является Богоматерь Апаресида .
Святыни в его честь
[ редактировать ]Основными святынями, посвященными святому Хосе де Антьете в Бразилии и на Канарских островах, являются те, которые напрямую связаны с его жизнью:
- Испания ( Канарские острова ): В городе Сан-Кристобаль-де-ла-Лагуна , месте его рождения, главной епархиальной святыней является собор Сан-Кристобаль-де-ла-Лагуна , где он был крещен в 1534 году и где почитается его образ. [29] Каждый год 9 июня в этом городе цветы усыпают большую бронзовую статую святого. [30] и в соборе проводится торжественная месса под председательством епископа Тенерифе , за которой следует процессия с его изображением по улицам к месту его рождения, где снова усыпают цветы. [30]
- Бразилия : Национальная святыня Сан-Хосе-де-Антьета расположена в городе Реритиба (ныне Анчиета ) в штате Эспириту-Санту . Святилище имеет важный музей сакрального искусства и построено на месте, где он прожил последние годы своей жизни и умер. [31] Здесь отмечается национальный праздник, посвященный святому, паломничеством верующих со всей Бразилии. После провозглашения Анчиеты сопокровителем Бразилии в 2015 году церковь была объявлена Национальной святыней . [32]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гиновес, Патрисия (2 апреля 2014 г.). «Папа сегодня делает отца Анчиету святым» . La Opinión de Tenerife (на испанском языке). Архивировано из оригинала 18 декабря 2015 года . Проверено 27 октября 2023 г.
- ↑ Хосе де Антьета станет третьим святым Бразилии.
- ^ Jump up to: а б с д Сладкий, Джозеф FX (10 июня 2013 г.). «Хосе де Анчиета, SJ: Апостол Бразилии» . Журнал «Кризис» . Проверено 8 апреля 2014 г.
- ^ Барбузано, воскресенье (10 марта 2014 г.). «Собор хранит реликвию Анчиеты» . День . Проверено 27 октября 2023 г.
- ^ «Работы по восстановлению Casa Anchieta начинаются после 13 лет заброшенности» . День (на испанском языке). 29 декабря 2020 г. Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Кэмпбелл, Томас. «Джозеф Анчиета», Католическая энциклопедия , Том. 1 (Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1907). Проверено 6 февраля 2013 г.
- ^ «Пиратининга превратился в Сан-Паулу: старый колледж сегодня стал мегаполисом» . Город Сан-Паулу. Архивировано из оригинала 11 марта 2014 года . Проверено 8 апреля 2014 г.
- ^ Ноуэлл, Чарльз Э. (апрель 1949 г.). «Французы в Бразилии шестнадцатого века». Америки . 5 (4): 381–393. дои : 10.2307/978082 . JSTOR 978082 . S2CID 143457886 .
- ^ Jump up to: а б Меткалф, Алида К. (2014). «Общество Иисуса и первые Алдейас Бразилии» . В Лангфуре, Хэл (ред.). Родная Бразилия: помимо новообращенного и каннибала, 1500–1900 гг . Издательство Университета Нью-Мексико. стр. 35–7, 44. ISBN. 9780826338426 .
- ^ Прин, Ханс-Юрген (2013). Христианство в Латинской Америке: переработанное и расширенное издание . Конинклийке Брилл Н.В. п. 147. ИСБН 9789004242074 .
- ^ «Откройте для себя жизнь блаженного Хосе де Анчиеты, основателя городов, грамматика-миссионера, поэта, драматурга и историка» . C3 Нажмите . 18 декабря 2013 года. Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года . Проверено 8 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Вассерман, Рената (лето 1999 г.). «Театр Хосе де Антьета и определение бразильской литературы». Лузо-бразильский обзор . 36 (1): 71–85. JSTOR 3513990 .
- ^ Форсайт, Дональд В. (зима 1985 г.). «Три приветствия Гансу Штадену: аргументы в пользу бразильского каннибализма». Этноистория . 3 (1): 18. дои : 10.2307/482091 . JSTOR 482091 .
- ^ Дербишир, Десмонд К. (1998). Справочник амазонских языков, том. 4 . Мутон де Грюйтер. стр. 4–5. ISBN 9783110822120 .
- ^ Сакель, Жанетт; Эверетт, Дэниел Л. (2012). Лингвистические полевые работы: Руководство для студентов . Издательство Кембриджского университета. п. 153. дои : 10.1017/CBO9781139016254 . ISBN 9781107377028 .
- ^ Канисарес-Эсгерра, Хорхе (2006). Пуританские завоеватели: иберизация Атлантики, 1550–1700 гг . Издательство Стэнфордского университета. п. 40. ИСБН 9780804742801 .
- ^ Jump up to: а б с Кастро-Кларен, Сара, изд. (2013). Спутник латиноамериканской литературы и культуры . Уайли-Блэквелл. п. 168. ИСБН 9781118661352 .
- ^ Jump up to: а б Кватрокки, Умберто (2000). Всемирный словарь названий растений CRC: общие названия, научные названия, эпонимы, синонимы и этимология, том. 1 . ЦРК Пресс. п. 131. ИСБН 9780849326738 .
- ^ «Марка: 1683 г. — Фальсификаторы Америки. Отец Хосе де Анчиета. 2,50 балла, сиреневый и синий, Испания, Европа» .
- ^ Анчиета, Жозе ду Бразил на IMDb
- ↑ Мария Игнес Карлос Маньо, «История и литература через кино», в «Видеографии» , доступно онлайн , по состоянию на 9 апреля 2014 г.
- ^ Указатель и состояние причин беатификации рабов Божиих и канонизации блаженных (на латыни). Напечатано полиглотами Ватикана. Январь 1953 г. с. 123.
- ^ «Отец Лагунеро Анчиета будет канонизирован в апреле» . elDiario.es (на испанском языке). 28 февраля 2014 года . Проверено 27 октября 2023 г.
- ^ Барбузано, Д. (1 марта 2014 г.). «Канонизация Анчиеты in primia» (на испанском языке). Архивировано из оригинала 15 февраля 2017 года.
- ^ Скарамуцци, Якопо (3 апреля 2014 г.). « Летающий священник» становится святым» . Ватиканский инсайдер . Проверено 3 апреля 2014 г.
- ^ «Santos españoles canonizados por el Papa Francisco. Conferencia Episcopal Española» . Испанская епископальная конференция (на испанском языке). Архивировано из оригинала 18 октября 2016 года . Проверено 9 июня 2016 г.
- ^ «Покровители и посредники Всемирного дня молодежи 2013» . Всемирный день молодежи 2013 . Архивировано из оригинала 18 июня 2012 года.
- ^ «53-я ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ CNBB - Архиепископия Форталезы» . Архиепископия Форталезы . Архивировано из оригинала 18 мая 2015 года . Проверено 6 мая 2015 г.
- ^ Барбузано, Доминго (10 марта 2014 г.). «La Catedral custodia una reliquia de Anchieta» (на испанском языке). Архивировано из оригинала 9 января 2016 года.
- ^ Jump up to: а б «Праздник святого Иосифа Анчиетского» . Римско-католическая епархия Сан-Кристобаль-де-ла-Лагуна (на испанском языке). 8 июня 2016 г. Архивировано из оригинала 4 августа 2016 г.
- ^ «Национальный музей Сан-Хосе-де-Антьета в Национальном заповеднике Сан-Жозе-де-Антьета» . Архивировано из оригинала 27 июля 2016 года . Проверено 9 июня 2016 г.
- ^ Скальцер, Патрисия (26 апреля 2015 г.). «Сан-Жозе де Антьета объявлен покровителем Бразилии» . Глобус . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 9 июня 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Доминиан, Хелен Г. (1958). Апостол Бразилии: Биография падре Хосе де Анчиета, SJ (1534–1597) . Экспозиционная пресса.
- де Лима, Хорхе (1934). Анчиета (на испанском языке). Рио-де-Жанейро: бразильская цивилизация.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография Сан-Хосе де Антьета, епархия Тенерифе (на испанском языке)
- Хосе де Антьета, Санто (на испанском языке)
- Сан-Хосе де Антьета (на испанском языке)
- Каталог работ Анчиеты : Фонд национальной библиотеки, Бразилия (на португальском языке)
- Факсимильные репродукции стихов Анчиеты и некоторых его источников по контрафактам (на португальском языке)
- Письма, информация, исторические фрагменты и проповеди : факсимильное воспроизведение основного собрания опубликованных работ Анчиеты (на португальском языке).
- Ассоциация канонизации Анчиеты
- Изображения Анчиеты на марках, печатях и монетах.
- Работы Хосе де Антьета в Project Gutenberg
- Работы Иосифа Анчиетского или о нем в Интернет-архиве
- Работы Джозефа Анчиетского в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- 1534 рождения
- 1597 смертей
- Бразильский народ еврейского происхождения
- Канарские жители еврейского происхождения
- Жители Сан-Кристобаль-де-ла-Лагуна
- Испанцы баскского происхождения
- Испанцы еврейского происхождения
- Святые Канарских островов
- Выпускники Университета Коимбры
- Иезуиты с Канарских островов
- Испанские иезуиты XVI века
- Римско-католические миссионеры с Канарских островов
- Испанские писатели-мужчины
- Писатели Канарских островов
- Бразильские писатели-мужчины
- Иезуитские миссионеры в Бразилии
- Грамматики из Испании
- Испанские писатели XVI века.
- Писатели-мужчины XVI века
- Бразильцы XVI века
- Грамматики из Бразилии
- Похороны в Бразилии
- Беатификации Папы Иоанна Павла II
- Канонизации Папы Франциска
- Святые-иезуиты
- Испанские римско-католические святые
- Португальские римско-католические святые
- Бразильские римско-католические святые
- Лингвисты тупианских языков
- Франция Антарктида
- Иезуитские провинциальные начальники
- Испанские лингвисты-миссионеры
- Люди из Коимбры
- Выбросьте язык
- Покровители Всемирного дня молодежи