Открытие Бразилии

Первое прибытие европейских исследователей на территорию современной Бразилии часто понимается как наблюдение земли, позже названной островом Вера-Крус , недалеко от Монте-Паскоаля флотом под командованием португальского мореплавателя Педру Альвареша Кабрала 22 апреля 1500 года . Путешествие Кабрала является частью так называемых португальских открытий . [1] [2]
Хотя термин «открытие Бразилии» используется почти исключительно в отношении путешествия Педро Альвареса Кабрала , он также может относиться к прибытию экспедиции под руководством испанского мореплавателя и исследователя Висенте Яньеса Пинсона . Он достиг мыса Санту-Агостиньо , мыса, расположенного на территории нынешнего штата Пернамбуку , 26 января 1500 года. Это самая старая подтвержденная высадка европейцев на территории Бразилии. [3] [4]
Использование термина «открытие» для этого исторического события учитывает точку зрения народов Европы. Они записали это в форме письменной истории , и эта запись выражает европоцентристскую концепцию истории. [5]
Открытие Висенте Яньеса Пинсона
[ редактировать ]Многие учёные утверждают, что настоящим первооткрывателем Бразилии был испанский мореплаватель Висенте Яньес Пинсон , который 26 января 1500 года высадился на мысе Санто-Агостиньо , на южном побережье Пернамбуку . Это считается самым ранним задокументированным путешествием европейцев на территорию нынешней Бразилии. [1] [2] [3] [4]
Флот, состоящий из четырех каравелл, отплыл из Палос-де-ла-Фронтера 19 ноября 1499 года. Пересекнув экватор , Пинсон попал в сильный шторм. 26 января 1500 года он увидел мыс и поставил свои корабли на якорь в защищенном порту, легко доступном для небольших лодок, глубиной 16 футов, как показало зондирование. Упомянутым портом была бухта Суапе , расположенная на южном склоне мыса, который испанская экспедиция назвала мысом Санта-Мария-де-ла-Консоласьон. Испания не претендовала на это открытие, хотя оно было тщательно записано Пинсоном и задокументировано важными летописцами того времени, такими как Петр Мученик д'Ангиера и Бартоломе де лас Касас . Испания и Португалия подписали Тордесильясский договор о разделе своих территорий влияния в Новом Свете, и эта территория должна была контролироваться Португалией. [1] [3] [6] [7]
Ночью после высадки испанцы заметили большие пожары, горящие вдалеке вдоль северо-западного побережья. На следующее утро они плыли в этом направлении, пока не достигли реки, которую Пинсон назвал « Рио-Формосо ». На пляже, вдоль берегов реки, их команда столкнулась с жестоким столкновением с местными коренными жителями (теперь известно, что они принадлежали к племени Потигуара ), событие, зафиксированное испанским летописцем.
Направляясь на север, Пинсон обогнул мыс Сан-Роке и в феврале достиг реки Амазонки , которую он назвал Санта-Мария-де-ла-Мар-Дульсе. Оттуда он продолжил путь в Гвиану , а затем в Карибское море и через Атлантику. Он достиг Испании 30 сентября 1500 года.
Двоюродный брат Пинсона, Диего де Лепе , предпринял параллельное путешествие, отправившись из Палоса в 1499 году, через двадцать дней после флота Пинсона. Лепе прибыл на мыс Санто-Агостиньо в феврале 1500 года, но проплыл несколько миль на юг, отметив, что берег заметно наклонен к юго-западу. Оттуда он следовал тем же маршрутом на север и в Карибское море, что и Пинсон. [1] [3]
На карте Хуана де ла Косы , созданной в 1500 году по просьбе первых королей Испании , известных как католические монархи , показано побережье Южной Америки, украшенное испанскими флагами, с мыса де ла Вела (на территории современной Колумбии). ) до самой восточной точки континента. Сопроводительный текст гласит: « Este cavo se descubrio en año de mily IIII XC IX por Castilla sendo descubridor vicentians » ( букв. « Этот мыс был открыт в 1499 году Кастилией, первооткрывателем был Висенте Яньес » ). Скорее всего, это относится к прибытию Пинсона на мыс Санту-Агостиньо в конце января 1500 года. [8]
На карте показано, что дальше на восток, отделенный от материка, находится остров, отмеченный как открытый Португалией и окрашенный в синий цвет. Де ла Коса, вероятно, намеревался показать землю, открытую Педро Альваресом Кабралем в 1500 году и названную им « Терра де Вера Крус » или « де Санта Крус ». Португальцы полагали, что это остров (остров Вера-Крус), лежащий в Атлантике, отделяющий Европу от Индии. [8]

30 октября 1500 года король Португалии Мануэль I женился на Марии Арагонской и Кастилийской , дочери католических монархов и сестре своей первой жены Изабеллы (умершей во время тяжелых родов). Этот союз положил начало глубокой династической связи между католическими народами Португалии и Испании.
В следующем году из Лиссабона отправилась первая португальская экспедиция по исследованию побережья Бразилии, порученная Америго Веспуччи и возглавляемая Гонсалу Коэльо . 17 августа 1501 года флот заметил мыс Сан-Роке на территории современного Риу-Гранди-ду-Норти , уже открытый Пинсоном (вычисления широты в то время были относительно точными, хотя долгота была весьма ошибочной). Португальцы поплыли на юг, обогнув все восточное побережье Бразилии. Около Санта-Крус-Кабралии они встретили двух изгнанников из флота Кабрала, которых спасли. Тогда они поняли, что Кабрал открыл не остров, а участок береговой линии нового континента. Флот подошел к мысу Санта-Мария на территории современного Уругвая .
Позже испанская корона отправила мореплавателя Хуана Диаса де Солиса в экспедицию для исследования земель, отведенных Испании по Тордесильясскому договору , воображаемая линия которого проходила вдоль побережья современного штата Сан-Паулу , недалеко от Кананеи . [9] [10] [11] За открытие Бразилии Висенте Яньес Пинсон был удостоен чести короля Арагона Фердинанда II 5 сентября 1501 года. [12]
Флот Педро Альвареса Кабрала
[ редактировать ]Чтобы закрепить успех Васко да Гамы путешествия в открытии морского пути в Индию , который позволил обойти Средиземное море , находившееся тогда под контролем мавров и итальянских народов , король Мануэль I поспешил снарядить новый флот для Индии. . Поскольку небольшой флот Васко да Гамы изо всех сил пытался утвердиться и заняться торговлей, это будет самый крупный флот, собранный Западом на тот момент. В его состав входило тринадцать судов и более тысячи человек. За исключением названий двух кораблей и каравеллы, имена остальных кораблей под командованием Кабрала неизвестны. По оценкам, флот вез провизию примерно на восемнадцать месяцев.
Это была самая крупная эскадра, когда-либо отправлявшаяся в плавание по Атлантике: десять кораблей, три каравеллы и корабль снабжения. Хотя название флагмана неизвестно, корабль вице-командующего флота, Санчо де Товара корабль , получил название «Эль-Рей» . Другим кораблем был « Анунсиада» , которым командовал Нуно Лейтан да Кунья . Этот корабль принадлежал Альваро де Браганса , сыну герцога Браганса , и был оснащен ресурсами Бартоломео Маркионни и Джироламо Серниджи , флорентийских банкиров, проживающих в Лиссабоне, которые инвестировали в торговлю пряностями . В письмах банкиров, которыми они обменялись со своими итальянскими партнерами и акционерами, название корабля было сохранено. Каравелла, которой командовал Перо де Атаиде , называлась Сан-Педро . Имя другой каравеллы, которой командовал Бартоломеу Диаш , утеряно. Флот пополнился кораблем снабжения под командованием Гаспара де Лемоса . На ней лежала обязанность вернуться в Португалию с новостями об открытии Бразилии.

На основании неполного документа, найденного в Торре -ду-Томбо в Лиссабоне, Франсиско Адольфо де Варнхаген идентифицировал пять из десяти кораблей, составлявших флот Кабрала. Это были Санта-Крус , Витория , Флор-де-ла-Мар , Эспириту-Санто и Эспера . Поскольку источник, цитируемый Варнхагеном, больше никогда не был найден, большинство историков предпочитают не использовать перечисленные им имена. Флот остается в значительной степени анонимным.
Некоторые историки XIX века утверждали, что флагманом Кабрала был легендарный «Сан-Габриэль» , тот самый корабль, которым командовал Васко да Гама тремя годами ранее, когда он открыл морской путь в Индию. Но не было обнаружено никаких документов, подтверждающих эту теорию.
Незадолго до отбытия флота король приказал мессу отслужить в монастыре Белен под председательством епископа Сеуты Ортиса Диого де . Он лично благословил флаг с гербом Королевства и вручил его Кабралу, попрощавшись с дворянином и остальными капитанами.
Сообщается, что Васко да Гама дал рекомендации относительно предстоящего долгого путешествия: подчеркнув координацию между кораблями, чтобы они не потеряли друг друга из виду. Он рекомендовал генерал-капитану дважды выстрелить из пушек и дождаться такого же ответа от всех остальных кораблей, прежде чем менять курс или скорость (метод подсчета, который до сих пор используется на наземных полях сражений), среди других подобных кодов связи.
Прибытие в Вера Круз
[ редактировать ]24 апреля Кабрал в сопровождении Санчо де Товара , Симау де Миранды , Николау Коэльо , Айреса Коррейи и Перо Вас де Каминья принял на своем корабле группу коренных жителей. Было описано, что они узнали золото и серебро, изображенные на сосуде , в частности золотую нить и серебряный подсвечник. Португальцы пришли к выводу, что они знакомы с золотом, поскольку его большая часть находится на их земле. Но в письме Каминья писал, что не может выяснить, говорили ли туземцы, что там есть золото, или же желание моряков получить его было настолько велико, что они предполагали положительный ответ туземцев. Позже было доказано, что экипаж имел в виду положительную интерпретацию; туземцы не претендовали на золото. [13]
Каминья также записал в письме более позднюю жестокую стычку между португальцами и коренными жителями на пляже. Культурный шок для каждой стороны был очевиден. Коренные жители не узнали привезенных моряками животных, кроме попугая, который был с собой у капитана. Моряки предложили туземцам еду и вино, которые они не узнали и отвергли. Им были любопытны незнакомые предметы , например четки . Португальцы были удивлены тем, что туземцы признали драгоценные металлы. Кабрал оделся во всю одежду и украшения, подобающие капитану, чтобы произвести впечатление на коренное население, и тем не менее они прошли мимо него, не отличив его от других членов команды.
Коренные жители заинтересовались вновь прибывшими и посетили Первую мессу , которую служил монах Энрике де Коимбра , в воскресенье, 26 апреля 1500 года. Португальцам нравилось думать, что они познакомили туземцев со своей верой. Вскоре после мессы флот Кабрала отправился в Индию , свою конечную цель. Он отправил один из кораблей обратно в Португалию с письмом Каминьи.
Позже, когда прибыл португальский флот с миссионерами и колонистами, стало очевидно, что им нужны другие методы для серьезной евангелизации коренного населения. Коренные жители просто интересовались ритуальными жестами и словами мессы, не проявляя реального интереса к католической вере. У них была своя религия. [ нужна ссылка ]
- Вид земли и первая месса в Бразилии.
- Кабрал впервые видит материковую часть Бразилии 22 апреля 1500 года, картина Аурелио де Фигейредо, 1900 год.
- Воздвижение креста в Порто-Сегуру, картина Педро Переса, 1879 г.
- Первая месса в Бразилии , картина Виктора Мейреллеша , 1860 г.
Коренные народы
[ редактировать ]
Народы, населявшие Бразилию на момент прибытия Кабрала, относят к жившим в каменном веке по технологиям , переходящим от палеолита к неолиту . Они практиковали зарождающуюся форму сельского хозяйства (выращивание кукурузы и маниоки ) и приручение животных. (Они разводили диких свиней и капибар .) Но они накопили обширные знания в области производства ферментированных алкогольных напитков (более 80 видов), используя в качестве сырья, среди прочего, корни, клубни, кору и фрукты. [14]
Когда португальцы прибыли в Бразилию, побережье Баии было оккупировано двумя коренными народами, каждый из которых говорил на языках тупи : тупинамба , занимавшие участок между Камаму и устьем реки Сан-Франциско ; и Тупиникин , территория которых простиралась от Камаму до границы с нынешним бразильским штатом Эспириту-Санту . Дальше вглубь страны, занимая полосу, параллельную полосе, присвоенной Тупиникуином, жили айморе .
В начале колонизации Бразилии тупиникины поддерживали португальцев. Их соперники, Тупинамба, поддержали французов. В течение 16 и 17 веков французы проводили различные наступления на португальскую Америку . Присутствие европейцев и создание новых союзов подогревали враждебную напряженность между двумя племенами. Ганс Штаден , немецкий путешественник, задокументировал то, что он наблюдал во время плена среди тупинамба. Оба племени практиковали ритуальный каннибализм против своих соперников, как способ почтить своих врагов и приобрести власть. Европейцы были возмущены и потрясены этой практикой преследования местных жителей за их культуру.
Дата открытия в португальско-бразильской историографии
[ редактировать ]С историографической точки зрения дата открытия Бразилии менялась на протяжении веков: [15]
- До 1817 г. — 3 мая (по Гаспару Коррейе )
- 1817 — 22 апреля (согласно письму Перо Вас де Каминья , которое было опубликовано отцом Мануэлем Айресом де Касалем нашедшим его среди документов, привезённых в Бразилию королевской семьёй в 1808 году )
- 1823 г. - Хосе Бонифасио предложил совместить дату открытия Учредительного собрания (3 мая) с датой открытия (предположительно не зная о письме Каминьи, опубликованном в 1817 году).
- Со второй половины XIX века до 1889 года образованные граждане Бразилии знали, что дата открытия — 22 апреля, хотя это не было частью праздников Империи .
- 1890 г. - республиканским указом 3 мая объявлено праздником в честь открытия. Однако тогдашняя пресса уже считала правильной датой 22 апреля.
- 1930 г. - указом Жетулио Варгаса праздник 3 мая отменен. С тех пор датой было утверждено 22 апреля.
Теории относительно открытия Бразилии
[ редактировать ]Существует несколько предположений и гипотез по поводу открытия Бразилии. Самый известный из них вращается вокруг возможной секретной экспедиции португальского мореплавателя Дуарте Пачеко Перейры в 1498 году, направленной на определение территорий, принадлежащих Португалии или Кастилии согласно Тордесильясскому договору 1494 года. Перейра участвовал в переговорах по договору. [16] [17] Гипотетическое путешествие основано исключительно на рассказе исследователя в книге «Эсмеральдо де Ситу Орбис » (1505 г.), автором которой он является. Однако текст неоднозначен: Пачеко Перейра прямо заявляет, что король Португалии «приказал открыть западную часть», предполагая, что он говорил не о своих собственных исследованиях, а скорее обо всем, что уже исследовано различными мореплавателями и известно к 1505 году. Представление подтверждается предоставленными широтой и долготой, от Гренландии до нынешнего южного региона Бразилии . Более того, возможность политики секретности португальских монархов, предложенная в первой половине 20-го века историком Дамианом Пересом , не является устойчивой, поскольку в отсутствие договора было обычной практикой требовать суверенитета. над землей, опубликовав ее открытие. [17] [18]

Существует также подозрение, что открытие Бразилии португальцами в 1500 году могло быть преднамеренным, основанным на предварительном знании этой территории. Как предполагает Пачеко Перейра в «Эсмеральдо де Ситу Орбис» , португальские мореплаватели в 1498 году получили указание от короля Мануэля I исследовать Атлантику в поисках земель. Прежде чем отправиться в Индию в составе экспедиции 1500 года, Педро Альварес Кабрал отклонился на запад сверх необходимости, чтобы проверить существование территорий, как того хотел король. Увидев Бразилию, Кабрал решил, что обнаружил остров, тем самым опровергнув теорию о том, что он знал о континентальных землях в этих регионах. Изображение тогдашнего острова Вера-Крус на карте Хуана де ла Косы , сделанной в том же году, опровергает другую теорию о том, что открытия португальцев были секретами, которыми не поделились с испанцами. Несмотря на это открытие, путешествие Кабрала в Индию было признано неудачным. Кабрал получал ежегодную пенсию в размере 30 тысяч реалов, За свои деяния что намного меньше 400 тысяч реалов, полученных Васко да Гама в 1498 году был забыт королем и умер в безвестности около 1520 года. Его могилу игнорировали в течение трехсот лет, пока ее не обнаружил в 1839 году историк Франсиско Адольфо де Варнхаген . [8] [18] [19]
Существуют также теории, оспаривающие места, которые видели Висенте Яньес Пинсон и Педро Альварес Кабрал. Первым бразильским историком, поставившим под сомнение высадку испанского мореплавателя на мысе Санту-Агостиньо был виконт Порту-Сегуро Франсиско Варнхаген в середине XIX века. [20] Хотя Варнхаген признал, что Пинсон был в Бразилии до Кабрала, он полагал, что мыс Санта-Мария-де-ла-Консоласьон является оконечностью Мукурипе в городе Форталеза . Этот тезис был принят адмиралом Максом Хусто Гедесом но оспаривался многими историками. [21] Для португальцев, таких как Дуарте Лейте , испанцы высадились бы к северу от мыса Оранж , на территории современной Французской Гвианы . [22] Что касается места, замеченного Педру Альварешем Кабралом, существует тезис, в котором утверждается, что Пико-ду-Кабужи в Риу-Гранди-ду-Норти является горой, описанной Перо Вас Каминьей, а Прайя-ду-Марку - местом прибытия флота Кабрала. Однако, согласно планисфере Кантино (1502 г.), составленной через год после исследовательской экспедиции, спасшей двух каторжников, оставленных в Бразилии Кабралом, место высадки португальского мореплавателя находится южнее залива Всех Святых . [23]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Анри Беша (3 февраля 2024 г.). «Справочник по американской археологии» (на испанском языке). п. 77. Архивировано из оригинала 28 января 2024 года . Проверено 23 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Пинсон или Кабрал: кто первым прибыл в Бразилию?» . Г1. 14 октября 2011. Архивировано из оригинала 15 октября 2011 года . Проверено 5 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Антонио де Эррера-и-Тордесильяс (3 февраля 2024 г.). «Всеобщая история событий Кастельянос на островах и материке Океанского моря, Том 2» (на испанском языке). п. 348. Архивировано из оригинала 28 января 2024 года . Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Мартин Алонсо Финч и Висенте Янес Финч » энциклопедия Британская Архивировано 5 сентября. из оригинала Получено 3 февраля.
- ^ МАИА, Фернандо Хоаким Феррейра; Фариас, Майара Хеленна Вериссимо де (16 сентября 2020 г.). «Колониальность власти: формирование европоцентризма как образца мировой власти посредством колонизации Америки» . Interações (Кампо-Гранде) (на португальском языке): 588. doi : 10.20435/inter.v21i3.2300 . ISSN 1984-042X .
- ^ «История побережья Пернамбуку и порта извилистых троп» (PDF) . Юникап. Архивировано (PDF) из оригинала 14 апреля 2019 г. Проверено 14 апреля 2019 .
- ^ «Геопарк южного побережья Пернамбуку – ЦПРМ» . Геологическая служба Бразилии. Архивировано из оригинала 14 апреля 2019 года . Проверено 14 апреля 2019 .
- ^ Jump up to: а б с ДЭВИС, Артур (1976). «Дата карты мира Хуана де ла Косы и ее значение для американских открытий» . Географический журнал . 142 (1): 111–116. Бибкод : 1976GeogJ.142..111D . дои : 10.2307/1796030 . JSTOR 1796030 . страницы. 111–116. Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ «Д. Мануэль I» (PDF) . КМ Мирандела. Архивировано (PDF) из оригинала 1 мая 2019 года . Проверено 1 мая 2019 г.
- ^ Сёдзо Мотояма (3 февраля 2024 г.). Прелюдия к рассказу: наука и технологии в Бразилии . ЭдУСП. ISBN 978-85-314-0797-0 . Архивировано из оригинала 28 января 2024 года . Проверено 1 мая 2019 г.
- ^ «Объекты недвижимости, перечисленные в Паранагуа» (PDF) . Государственный секретарь по культуре штата Парана. Архивировано из оригинала (PDF) 7 января 2019 года . Проверено 1 мая 2019 года .
- ^ «Капитуляция предоставлена Висенте Яньесу Пинсону» (на испанском языке). Историк. Архивировано из оригинала 23 апреля 2019 года . Проверено 23 апреля 2019 г.
- ^ Перейра, Пауло Роберто (орг.). Единственные три свидетельства открытия Бразилии . В: КАМИНЬЯ, Перо Вас де. Письмо Перо Вас де Каминьи . Рио-де-Жанейро: Нова Агилар, 1999. стр. 31–59.
- ^ Кавальканте, Мессиас Соарес. Реальная история кашасы. Сан-Паулу: Sá Editora, 2011. 608 стр. ISBN 9788588193628
- ^ Мендонса, Александр Рибейру де. 22 апреля 1500 г. «Открытие Бразилии». в Jornal do Império , № 662, октябрь 2016 г., стр. 38–43.
- ^ Мота, Авелино Тейшейра да. Дуарте Пачеко Перейра, капитан и губернатор Сан-Хорхе-да-Мина . Mare Liberum, I (1990), стр. 1–27.
- ^ Jump up to: а б «Дело Пачеко Перейры» . ПУБЛИЧНЫЙ. 13 октября 2012 года. Архивировано из оригинала 6 апреля 2017 года . Проверено 5 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Дуарте Пачеко Перейра (3 февраля 2024 г.). «Изумруд с места орбиса» . Архивировано из оригинала 28 января 2024 года . Проверено 29 апреля 2019 г.
- ^ «Варнхаген (1816–1878)» (PDF) . Фунаг. Архивировано (PDF) из оригинала 13 декабря 2019 года . Проверено 29 апреля 2019 г.
- ^ Франсиско Адольфо де Варнхаген (1858 г.). «Исследование некоторых моментов географической истории Бразилии, включая новые разъяснения по поводу второго тентрионалесского путешествия Ходжиды и Пинсона по Бразилии, о работах Наваррете, об истинной демаркационной линии Тордесильяса, об Ояпоке или Винсенте Пинсоне, о истинная точка зрения, с которой должен стоять любой историк Бразилии, и т. д., или критический анализ доклада г-на Д'Авезака о недавней общей истории Бразилии . Цифровая библиотека Федерального Сената (BDSF). Архивировано из оригинала 25 апреля 2019 года . Проверено 24 апреля 2019 г.
- ^ «Хронология Форталезы» . Архив Ниреса. Архивировано из оригинала 21 августа 2018 года . Проверено 24 апреля 2019 г.
- ^ «История открытий: Сборник редких, Том 1» . Космические издания. 3 февраля 2024 года. Архивировано из оригинала 28 января 2024 года . Проверено 24 апреля 2019 г.
- ^ «Союз должен доказать, что Кабрал первым прибыл в Риу-Гранди-ду-Норти» . Глобус. 21 апреля 2017 года. Архивировано из оригинала 25 апреля 2019 года . Проверено 24 апреля 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аб'Сабер, Азиз Н. и др. Общая история бразильской цивилизации. Том I: Колониальная эпоха - Управление, экономика, общество. (1-й том 4-го издания). Сан-Паулу: Распространение книг в Европе, 1972. 399 стр.
- Боксер, Чарльз Р. Португальская морская империя, 1415–1825 гг ., «Золото Гвинеи и пресвитера Иоанна (1415–99)». Сан-Паулу: Companhia das Letras, 2002. стр. 31–53.
- ОЛАНДА, Сержио Буарк де . Видение рая , «Португальская Америка и Индия Кастилии». Сан-Паулу: Editora Nacional, 1958.
- Лери, Жан де . Путешествие по земле Бразилии , «Глава XV – Как американцы обращаются с военнопленными и церемонии, соблюдаемые при их убийстве и пожирании». Сан-Паулу: Editora Edusp, 1980. стр. 193–204.
- Стаден, Ганс . Ганс Стаден: первые письменные и иллюстрированные записи о Бразилии и ее жителях : «Правдивая история и описание страны дикарей, обнаженных и жестоких пожирателей людей...». Сан-Паулу: Editora Third Nome, 1999. стр. 53–84.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с открытием Бразилии, на Викискладе?
Работы, связанные с письмом Перо Вас де Каминья , в Wikisource
- 1500 в Бразилии
- 1500 в Португалии
- 1500 в Испании
- Эпоха открытий
- христианизация
- История Бразилии
- История европейского колониализма
- История коренных народов Америки
- История Португалии
- История Испании
- Португальская колонизация Америки
- Португальские исследования в эпоху Великих географических открытий
- Испанская колонизация Америки
- Испанские исследования в эпоху Великих географических открытий
- Западная культура