Его город
Ганс Стаден (ок. 1525 – ок. 1576) был немецким солдатом и исследователем, совершившим путешествие в Южную Америку в середине шестнадцатого века, где он был захвачен народом тупинамба в Бразилии . Ему удалось выжить и благополучно вернуться в Европу. В своей широко читаемой книге « Правдивая история: рассказ о пленении каннибалов в Бразилии » он утверждал, что местные жители, удерживавшие его в плену, практиковали каннибализм . [1]
Поездки в Южную Америку
[ редактировать ]Стаден родился в Хомберге в ландграфстве Гессен . Он получил хорошее образование и находился в умеренном положении, когда желание путешествовать заставило его в 1547 году записаться на службу на корабль, направлявшийся в Бразилию . Он вернулся из этой первой поездки 8 октября 1548 года и, отправившись в Севилью , записался во вторую поездку в качестве добровольца в экспедицию в Рио-де-ла-Плата, которая отплыла в марте 1549 года. Достигнув устья реки, два корабля затонули. в шторм. После тщетных попыток построить барк , часть команды потерпевшего кораблекрушение отправилась по суше в Асунсьон . Остальная часть команды, включая Стадена (знающего стрелка), отплыла на третьем судне к острову Сан-Висенте , но также потерпела крушение. Стаден с несколькими выжившими достиг континента в 1552 году. [2] где его наняли португальцы благодаря его знанию пушечного дела. [3]
Несколько недель спустя, во время охотничьей экспедиции, Стаден был захвачен группой, принадлежащей народу тупинамба в Бразилии, вражеской группе народа тупикин и их португальских союзников. [4] : 49 [5] Поскольку Стаден входил в состав португальской команды, его считали врагом Тупинамбы, и они отвезли его в свою деревню (предшественницу сегодняшнего Убатубы ), где, как он утверждал, его должны были сожрать на следующем празднике. [6] : 40 Однако Стаден якобы завоевал расположение вождя Тупинамба Кунхамбебе, осуществляя перевод между Тупинамба и европейскими торговцами, а также предсказывая нападение Тупиникина на племя, таким образом, его жизнь была сохранена. [6] : 38 Более того, когда Стаден позже заявил, что вылечил короля племени и его семью от болезней силой молитвы и христианства, Тупинамба обнял его и назвал «Шераайре», что означает «Сын, не дай мне умереть». [7] : 88–89 Португальцы несколько раз пытались договориться о выкупе за Стадена, но индейцы отклоняли все предложения. Наконец он сбежал на французском корабле и 22 февраля 1555 года прибыл в Онфлер в Нормандии , а оттуда сразу же отправился в свой родной город. [2] [8]
Рассказ о его плену
[ редактировать ]После его возвращения в Европу поддержка доктора Иоганна Дряндера в Марбурге позволила Штадену опубликовать отчет о своем пленении под названием Warhaftige Historia und beschreibung eyner Landtschafft der Wilden Nacketen, Grimmigen Menschfresser-Leuthen in der Newenwelt America gelegen ( «Правдивая история и описание») . о стране диких, нагих, мрачных, людоедов в Новом Свете, Америке ) (1557); книгу напечатал Андреас Кольбе . [4] : 123 [9]
В Warhaftige Historia представлены подробные описания жизни и обычаев Тупинамба, иллюстрированные гравюрами на дереве . Книга стала международным бестселлером и была переведена на латынь и многие другие европейские языки, выдержав в общей сложности 76 изданий. Теодор де Бри создал иллюстративные гравюры по истории Стадена для своей книги «Великие путешествия в Америку » (1593 г.), том 3. [10]
Работать «посредником»
[ редактировать ]Хотя о Стадене мало что известно, за исключением его письменных отчетов о путешествиях, его труды доказали, что один из способов добиться расположения во враждебной обстановке - это утвердиться в качестве посредника между группами в позиции, известной как посредник. [7] : 1 Посредники могут выступать посредниками в деловых или торговых сделках между коренными и европейскими группами или переводить язык и культуру. [11] В плену Стаден использовал свои обширные знания культуры Тупинамба, религиозного почитания и преданности французам, чтобы взять на себя роль посредника в сделках. Поскольку он узнал о культуре и политике коренных народов Южной Америки во время предыдущей экспедиции, Стаден сначала стремился манипулировать Тупинамба, чтобы они предоставили ему свободу. [4] : 49 Сначала он попытался убедить тупинамба, что он действительно француз и союзник; Однако когда французский торговец посетил группу и опроверг историю Стадена, этот метод потерпел неудачу, и Стаден был вынужден думать о новых способах выживания. [12] Он начал рассматривать себя в более националистических терминах как немца, который не мог полагаться на португальцев и французов как на европейцев-христиан, чтобы спасти его. [13] Стаден быстро изменил курс и стал важным посредником в деловых отношениях, который делился информацией об ожидаемом нападении врагов Тупинамба, Тупиникинов. Когда произошло нападение, доверие Тупинамба к Стадену выросло. [4] : 60 Стаден также стал религиозным посредником. Стаден пытался обмануть племя Тупинамба, убеждая их, что он обладает способностью предвидеть будущие события и связывать их с эмоциями своего христианского Бога. Стаден неоднократно связывал негативные или опасные обстоятельства, такие как смерть и болезнь, с гневом Бога, говоря Тупинамба, что Бог был разгневан их угрозами убить и съесть его. [4] : 61 Более того, когда умер еще один заключенный, который поддерживал идею убийства Стадена, Стаден использовал это как пример гнева Бога на тех, кто лжет о его национальности. Таким образом, Стаден снова ложно попытался заявить, что он француз, пытаясь убедить Тупинамба освободить его. Когда тупинамба начали связывать свои удачи со счастьем Стадена, что, по-видимому, умилостивило Бога, а свое несчастье - с враждебностью к Стадену, которая, очевидно, разозлила Бога, они начали доверять его рассказам и ценить его внутри племени. [7] : 101 Будучи пленником Тупинамба, Стаден во многом полагался на свою позицию посредника, чтобы завоевать расположение и добрую волю с ними. Преуспев в этой роли, он стал важным активом для группы, и, несмотря на постоянные угрозы смертью, его жизнь была сохранена. В 1555 году Стадену наконец удалось бежать и вернуться в Европу.
Каннибализм
[ редактировать ]Аспектом книги, которому с момента публикации до настоящего времени уделялось наибольшее внимание, был каннибализм . Стаден утверждал, что тупинамба были каннибалами, и привел яркие свидетельства очевидцев об убийстве, приготовлении и поедании военнопленных . Согласно одному анекдоту, Тупинамба однажды накормил его вкусным супом; Закончив ужин, он нашел на дне котла несколько маленьких черепов, которые, как позже выяснилось, принадлежали мальчикам из его хора.
Некоторые ученые, такие как антрополог Уильям Аренс, поставили под сомнение достоверность книги, утверждая, что Стаден изобрел сенсационные рассказы о каннибализме. [14] [15] Другие ученые защищают книгу как важный и надежный этноисторический источник о коренном населении Бразилии. [4] [13] [16] [17] Другие отмечают значение Стадена в изучении истории Атлантики . [4] [13]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Стаден умер либо в Вольфхагене , либо в Корбахе , вероятно, в 1579 году. Точная дата его смерти неизвестна.
Город в фильме
[ редактировать ]- Hans Staden — Lá Vem Nossa Comida Pulando ( Ганс Стаден — Вот он приходит, наша еда прыгает ), фильм 1999 года , режиссёр Луис Альберто Перейра , на языке коренных народов тупи (с субтитрами на португальском , английском , французском и испанском языках ), исследует свои приключения, находясь в плену у Тупинамбы. [18]
- Como Era Gostoso o meu Francês» ( «Как вкусен был мой маленький француз ») Фильм 1970 года « был основан на рассказах Стадена (но не включал его в качестве персонажа) и добавляет сюжет о любовной связи главного героя с молодой туземкой.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стаден, Ганс (2008). Подлинная история Ганса Стадена: рассказ о плене каннибалов в Бразилии . Дюк УП. п. 17. ISBN 9780822342311 .
- ^ Jump up to: а б Уилсон, Дж. Г .; Фиск, Дж. , ред. (1900). . Циклопедия американской биографии Эпплтона . Нью-Йорк: Д. Эпплтон.
- ^ Лейн, Мэтью Ресталл, Крис (2011). Латинская Америка в колониальные времена . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-13260-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г Даффи, Ева М.; Меткалф, Алида К. (2011). Возвращение Ганса Штадена: посредник в атлантическом мире . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-1-4214-0421-9 .
- ^ СТАДЕН, Ганс. Две поездки в Бразилию: первые записи о Бразилии. Порту-Алегри: L&PM, 2011, стр.51–52.
- ^ Jump up to: а б Хемминг, Джон (1978). Красное золото: завоевание бразильских индейцев . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
- ^ Jump up to: а б с Стаден, Ганс (21 октября 2004 г.). Ганс Штаден: правдивая история его плена, 1557 год . Рутледж. ISBN 978-1-134-28543-3 .
- ^ Ганс Стаден, Правдивая история его пленения в переводе Малкольма Леттса, Бродвейских путешественников, 1928, под редакцией сэра Э. Денисона Росс и Эйлин Пауэр. Подлинная история Ганса Стадена: рассказ о плене каннибалов в Бразилии , пер. Нил Л. Уайтхед и Мишель Харбсмайер (Duke University Press, 2008).
- ^ Уэйд, Мара Р. (2005). Зарубежные встречи: тематические исследования немецкой литературы до 1700 года . Родопи. п. 188. ИСБН 978-90-420-1686-6 . Проверено 27 октября 2012 г.
- ↑ Нил Л. Уайтхед , «Введение», « Правдивая история Ганса Стадена: рассказ о плене каннибалов в Бразилии» , пер. Нил Л. Уайтхед и Мишель Харбсмайер (Duke University Press, 2008).
- ^ Алида К. Меткалф, «Доминго Фернандес Нобре: «Томакауна», посредник в Бразилии шестнадцатого века», в книге « Человеческие традиции в колониальной Латинской Америке » , изд. Кеннет Дж. Андриен. (Оксфорд: SR Books, 2002), 51.
- ^ Ганс Стаден, Правдивая история его плена, 1557 г. (Лондон: Routledge, 2004). По состоянию на 12 февраля 2013 г., http://0lib.mylibrary.com.mercury. [ постоянная мертвая ссылка ] concordia.ca/Open.Aspx?id=17813# стр. 76
- ^ Jump up to: а б с Такер, Джин Рея (2011). «Открытие Германии в Америке: Ганс Штаден, Ульрих Шмидель и становление немецкой идентичности» . Траверси: Журнал трансатлантической истории . 1 : 26–45. Архивировано из оригинала 16 октября 2013 г. Проверено 16 октября 2013 г.
- ^ Аренс, Уильям (1979). Миф о людоеде: антропология и антропофагия . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 22–31. ISBN 978-0-19-976344-3 .
- ^ Шмольц-Хаберляйн, Микаэла; Марк Хаберлейн (2001). «Ханс Стаден, Нил Л. Уайтхед и культурная политика научных публикаций». Историческое обозрение латиноамериканцев . 81 (3–4): 745–751. дои : 10.1215/00182168-81-3-4-745 .
- ^ Форсайт, Дональд В.; Марк Хаберлейн (1985). «Три приветствия Гансу Штадену: аргументы в пользу бразильского каннибализма». Этноистория . 32 (1): 17–36. дои : 10.2307/482091 . JSTOR 482091 .
- ^ Уайтхед, Нил Л.; Марк Хаберлейн (2000). «Ганс Штаден и культурная политика каннибализма». Историческое обозрение латиноамериканцев . 80 (40): 721–751. дои : 10.1215/00182168-80-4-721 . S2CID 145167648 .
- ^ "DVD Ганс Штаден" . 14 сентября 2006 г.
Библиография
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Стаден, Ганс (1557). Всесторонняя история и описание ландшафта диких обнаженных людей, мрачных людей-людоедов, расположенных в Новом Свете Америки . Марпург: Колб. Оригинальное немецкое издание 1557 года.
- Стаден, Ганс (1874). Пленение Ганса Стаде Гессенского в 1547–1555 годах нашей эры среди диких племен Восточной Бразилии . Перевод Альберта Тутала. с аннотациями Ричарда Ф. Бертона . Общество Хаклюйт. Английский перевод Общества Хаклюйта , 1874 г.
- Стаден, Ганс (2008). Подлинная история Ганса Стадена: рассказ о плене каннибалов в Бразилии . Перевод Нила Л. Уайтхеда; Михаэль Харбсмайер. Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-4231-1 . Новый английский перевод, 2008 г.
Вторичные источники
[ редактировать ]- Аренс, Уильям (1979). Миф о людоеде: антропология и антропофагия . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-976344-3 .
- Форсайт, Дональд В.; Марк Хаберлейн (1985). «Три приветствия Гансу Штадену: аргументы в пользу бразильского каннибализма». Этноистория . 32 (1): 17–36. дои : 10.2307/482091 . JSTOR 482091 .
- Даффи, Ева М.; Меткалф, Алида К. (2011). Возвращение Ганса Штадена: посредник в атлантическом мире . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-1-4214-0421-9 .
- Уайтхед, Нил Л.; Марк Хаберлейн (2000). «Ганс Штаден и культурная политика каннибализма». Историческое обозрение латиноамериканцев . 80 (40): 721–751. дои : 10.1215/00182168-80-4-721 . S2CID 145167648 .
- Хемминг, Джон (1978). Красное золото: завоевание бразильских индейцев . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
- Меткалф, Алида К. (2005). Посредники и колонизация Бразилии, 1500–1600 гг . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-71276-8 .
- Шмольц-Хаберляйн, Микаэла; Марк Хаберлейн (2001). «Ханс Стаден, Нил Л. Уайтхед и культурная политика научных публикаций». Историческое обозрение латиноамериканцев . 81 (3–4): 745–751. дои : 10.1215/00182168-81-3-4-745 .
- Такер, Джин Рея (2011). «Открытие Германии в Америке: Ганс Штаден, Ульрих Шмидель и становление немецкой идентичности» . Траверси: Журнал трансатлантической истории . 1 : 26–45. Архивировано из оригинала 16 октября 2013 г.
- Уайтхед, Нил Л.; Марк Хаберлейн (2000). «Ганс Штаден и культурная политика каннибализма». Историческое обозрение латиноамериканцев . 80 (40): 721–751. дои : 10.1215/00182168-80-4-721 . S2CID 145167648 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Ганса Штадена или о нем в Интернет-архиве
- Работы Ханса Стадена в Faded Page (Канада)
- Всесторонняя история и описание ландшафта диких обнаженных людей, мрачных людей-людоедов, расположенных в Новом Свете Америки , оригинальное немецкое издание, 1557 г.
- As aventuras de Hans Staden , с полным факсимиле немецкого издания 1557 года.
- Пленение Ганса Стаде Гессенского, 1547–1555 гг. Н. Э., Среди диких племен Восточной Бразилии , английский перевод, 1874 г., с аннотациями Ричарда Фрэнсиса Бертона.
- (на немецком языке) Ганс Штаден в Вольфхагене ; Программа конференции 2007 года
- «Ганс Штаден среди тупинамбов» Гарри Дж. Брауна
- Краткая рецензия на книгу Стадена с гравюрами на дереве.
- 1525 рождений
- 1579 смертей
- Немецкие писатели XVI века.
- Немецкие писатели-мужчины XVI века
- Эпоха открытий
- Каннибализм в Южной Америке
- Немецкие автобиографы
- Немецкие конкистадоры
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Историография Бразилии
- Люди из Хомберга (Эфзе)
- Выжившие после кораблекрушения
- Авторы рассказов о плене