Диего Лайнес
- Используются несколько вариантов написания его имени (Джеймс, Джейкоб; Лейнс, Лайнес, Лайнес), некоторые из них можно найти в других статьях Википедии.
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2023 г. ) |

Диего Лайнес , SJ (иногда пишется Laínez ) ( испанский : Diego Laynez ), родился в 1512 году (Альмазан, Испания) и умер 19 января 1565 года (Рим), был испанским священником -иезуитом и богословом , новым христианином (обращенного еврейского происхождения) . ), и второй настоятель Общества Иисуса после основателя Игнатия Лойолы .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Диего Лайнес родился в Альмазане в Кастилии . Он окончил университет Алькалы , а затем продолжил обучение в Париже , где попал под влияние Игнатия Лойолы . Он был одним из семи человек, которые, [1] вместе с Игнатием образовали первоначальную группу Друзей в Господе , позднее Общество Иисуса , приняв в церкви Монмартра обет личной бедности и целомудрия по стопам Христа и пообещав отправиться в Иерусалим .
Из-за неблагоприятных обстоятельств (не было корабля, идущего в Святую Землю ) паломничество в Иерусалим сорвалось, и Лайнес с Игнатием Лойолой и другими Друзьями в Господе (к тому времени их было десять) предложили свои услуги Папе. После окончательного учреждения Ордена в 1540 году Лайнес в числе других миссий посетил Германию . [2] Лайнес был папским богословом в течение каждого из трех периодов Тридентского собора . В какой-то момент он также был профессором схоластического богословия в Ла Сапиенца .
Участие в Совете Трента
[ редактировать ]Первый период
[ редактировать ]Папа Павел III отправил Лайнеса в Трент, чтобы он выступил в качестве богослова Папы на Вселенском соборе . Лайнес прибыл в Трент 18 мая 1546 года, через пять месяцев после открытия Совета, вместе с Альфонсо Салмероном . Вскоре Лайнес был признан исключительным человеком - одним из первых практических последствий было то, что ему было разрешено проповедовать в Тренте, когда не по делам Совета, тогда как общее правило запрещало проповедовать соборным богословам. Другим исключением был трехчасовой лимит времени, предоставленный Лайнезу на дебатах в совете, тогда как стандартное время составляло час.
Знаменитая речь Лайнеса о вмененном и неотъемлемом оправдании ( теория «двойного правосудия» Джироламо Серипандо ) 26 октября 1546 года была впоследствии записана и включена в Акты Собора под названием «Disputatio de justitia imputata». К моменту выступления Лайнеза по этому вопросу высказались 37 богословов, а 28 отвергли дуплексную справедливость . [ нужны разъяснения ] В своей трехчасовой речи, которую многие считали наиболее подробной по этой теме, Лайнес привел 12 причин, по которым предлагаемое «двойное правосудие» должно быть отвергнуто Церковью, включая его относительно недавнее происхождение и подразумеваемое отрицание заслуг. . Его аргументы соответствовали Указу Собора об оправдании от 13 января 1547 года, который учил в главе 16: «Мы должны верить, что для оправданных нет ничего более необходимого, чтобы помешать им считаться имеющими, благодаря тем самым делам, которые были совершены в Бог полностью удовлетворил божественный закон в соответствии с состоянием этой жизни и действительно заслужил вечную жизнь».
Лайнес не принимал непосредственного участия в нескольких месяцах дискуссий между его речью и изданием Указа, потому что сразу после его речи об оправдании кардинал Дель Монте поручил ему – вместе с Сальмероном – подготовить список протестантских ошибок относительно таинств, как а также краткое изложение соответствующих церковных документов и святоотеческих сочинений о таинствах. Первая часть этого исследования была представлена собору 17 января 1547 года кардиналом Червини под заголовками «таинства вообще», «крещение» и «конфирмация». Это исследование определило условия дискуссии, которая была несколько менее спорной, чем дискуссия по поводу оправдания. Седьмое заседание Собора обнародовало свои правила о таинствах вообще, крещении и миропомазании 3 марта 1547 года.
Лайнес переехал с советом в Болонью после седьмой сессии, где продолжил подготовительную работу над таинствами Евхаристии и покаяния. Его разочаровал медленный темп работы, проделанной в Болонье, и он уехал в июне 1547 года. Время между первым и вторым периодом Собора он провел, способствуя реформированию проституток, монастырей и епархий, проповедуя во Флоренции, Венеции и епархиях. затем на Сицилии. Оттуда он сопровождал флот Джона де Ваги в успешном рейде на Триполи, который был базой мусульманских пиратов; он все еще находился в Африке 5 октября 1550 года, когда его вызвали в Рим.
Второй период
[ редактировать ]К 22 ноября 1550 года Лайнес прибыл в Рим, чтобы подготовиться ко второму периоду Тридентского собора, который в конечном итоге открылся 1 мая 1551 года. По пути из Рима в Трент он принял участие в ряде проектов и, наконец, прибыл 27 июля. почти через три месяца после открытия, но у него было достаточно времени, чтобы представить 8 сентября свои аргументы по поводу Евхаристии перед важной 13-й сессией 11 октября, на которой был обнародован Указ о Таинстве Евхаристии. Сразу после своей речи он начал предварительную работу по рассмотрению собором покаяния и крайнего соборования, которую он вместе с Салмероном представил 20 октября. В этот период Лайнес часто болел, но после периода выздоровления он смог 7 декабря в течение трех часов выступать на мессе в качестве жертвоприношения. Совет был приостановлен во второй раз в апреле 1552 года, и Лайнес отправился в Бассано, чтобы поправить свое здоровье, а затем в Падую. Однако перед тем, как покинуть Трента, он встретился с Мельхиором Кано. , влиятельного испанского доминиканца, которого смущала потертая ряса своего соотечественника и с подозрением относилась к новому религиозному порядку. Встреча прошла не очень хорошо.
Когда в 1556 году умер Игнатий Лойола, Диего Лайнес стал генеральным викарием Общества. Из-за внутреннего кризиса и сложных отношений с Папой Павлом IV Общества проведение Генеральной конгрегации было отложено на два года. Когда оно было наконец созвано и открыто 2 июля 1558 года, Лайнес был избран в первом туре голосования и стал вторым генеральным настоятелем Общества Иисуса .
Третий период
[ редактировать ]В 1560 году Диего Лайнес, ныне генерал-иезуит, сыграл важную роль в доводах в пользу того, что собор должен продолжать закрываться, против Фердинанда I , который хотел, чтобы новый собор был открыт, а предыдущие декреты Трентского собора были забыты. Впоследствии Папа Пий IV приказал собору собраться снова в соответствии с тщательно сформулированным режимом Ad ecclesiae. [ нужны разъяснения ] от 29 ноября 1560 г.; В конце концов совет был открыт 18 января 1562 года.
По прибытии Лайнеса в Трент в августе 1562 года он защищал практику распространения Причастия только под одним видом. Среди других речей Лайнеса во время третьего периода собора: (1) против галликанской теории о том, что генеральные соборы превосходят Папу, против епископов, которые хотели расширить епископскую власть за счет власти Папы, в которой он утверждал, что власть епископа была получена при посредничестве папы, а не напрямую от Бога (20 октября 1562 г.), и (2) речь, в которой он допустил редкую богословскую ошибку – он усомнился в способности Церкви признать недействительными тайные браки. (23 августа 1563 г.), позиция, отклоненная 24-й сессией Собора в главе 1 его Декрета о реформировании брака.
После смерти папы Павла IV многие кардиналы желали избрать Лайнеса папой , но он бежал от них, чтобы избежать этой участи.
Смерть и наследие
[ редактировать ]Лайнес умер в Риме 19 января 1565 года. Он был похоронен в римской церкви Мадонны Делла Страда , вскоре перестроенной в церковь Джезу . Его останки были репатриированы в Мадрид в 1667 году и хранились в церкви колледжа иезуитов, ныне Коллегиата-де-Сан-Исидро . 31 июля 1916 года они были переведены в церковь Святого Сердца и Святого Франциска Борджиа на улице Калле де ла Флор Баха. [3] Эта церковь была полностью разрушена в результате поджога в 1931 году. Пепел, идентифицированный как мощи Лайнеса, был обнаружен в руинах и повторно захоронен в новой церкви иезуитов Мальдонадо на Калле де Серрано . [4] [5] [6]
Он сыграл важную роль в закреплении центральной роли образования в идентичности Ордена иезуитов:
Преемнику [Игнатия], Диего Лайнесу (1512–1565), пришлось столкнуться с острой нехваткой учителей, которую Игнатий завещал Обществу. Лаинес нашел решение: он возвел школы в самое важное служение и постановил, что каждый иезуит на определенном этапе своей карьеры должен преподавать. 10 августа 1560 года Поланко , писавший для Лаинеса, разослал письмо всем руководителям Общества. Он начал с похвалы преподаванию. Затем он написал: «Есть два способа помочь нашим соседям: первый – это обучение молодежи в колледжах грамоте, обучению и христианской жизни. Другой — помочь всем повсеместно через проповедь, [слушание] исповеди и все другие средства в соответствии с нашим обычным способом действий». Это было необычно и беспрецедентно. Лаинес сказал членам Общества, что школьное служение так же важно, как и все остальные служения вместе взятые. Затем Лаинес объяснил, как будет осуществляться его директива: каждый иезуит обычно должен «нести часть бремени школ», то есть каждый иезуит в какой-то момент своей карьеры, за некоторыми исключениями, будет преподавать. Большинство иезуитов преподавали до начала философских исследований, некоторые преподавали после завершения философских исследований, а третьи - после завершения богословских исследований. Указ Лайнеса определил карьеру почти всех будущих иезуитов.
- Пол Ф. Грендлер, Иезуитские школы в Европе. Историографический очерк, Журнал иезуитских исследований (январь 2014 г.)
Сочинения
[ редактировать ]- ЛАЙНЕС, Диего, Lainii Monumenta: Epistolae et Acta (8 томов), IHSI, Мадрид, 1912–17.
- Эти Disputationes Tridentinae были опубликованы в двух томах в 1886 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Исследования Майкла Серветуса , заархивированные 11 октября 2014 г. на веб-сайте Wayback Machine , который включает графические документы из Парижского университета: Игнаций Лойолы, Фрэнсиса Ксавьера, Альфонсо Сальмерона, Николаса Бобадилья, Питера Фабера и Симао Родригеса, а также Майкла де Вильянуэва («Серветус»)
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Лайнез, Диего ». Британская энциклопедия . Том. 16 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 312. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Мартин Корраль Эстрада (2018), «Дом Мадридского общества Иисуса. Пример разрушения наследия» (PDF) , Мадридский университет Комплутенсе , стр. 349
- ^ Хосе Франсиско Серрано Осеха (30 декабря 2017 г.). «Сан-Франциско де Борха: приход с универсальным призванием» . АВС Мадрид .
- ^ Мартин Коррал Эстрада (17 июня 2019 г.). «Второй исповедующий дом Мадрида» . Иезуиты Мадрида .
- ^ Хосе Висенте де Фриас Бальса; Хуан Карлос Серверо Вадильо, Памяти Мануэля Гарсиа Торре (PDF)
- Мюллер, Герман, Les Origines de la Compagnie de Иисуса: Ignace et Lainez , 1898.
- Фихтер, Джозеф Х., Джеймс Лайнез, иезуит , Сент-Луис (США), Б. Гердер и компания, 1946, стр. 299.
- Скадуто, Марио, L'Epoca di G.Lainez (2 тома), Рим, 1964 и 1974 годы.
- Макси, Карл, «Двойное правосудие, Диего Лайнес и Тридентский совет», История Церкви , Том. 48, № 3 (сентябрь 1979 г.), стр. 269–278.
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1512 рождений
- 1565 смертей
- Жители провинции Сория
- Генеральные настоятели Общества Иисуса
- Выпускники Парижского университета
- Испанские иезуиты XVI века
- Участники Тридентского собора
- Академический состав Римского университета Сапиенца
- Испанцы еврейского происхождения
- Испанские римско-католические богословы XVI века