Иезуитские миссии в Северной Америке

Миссии иезуитов в Северной Америке были предприняты в конце 16 века, созданы в начале 17 века, потерпели неудачу в начале 18 века, исчезли во время подавления Общества Иисуса около 1763 года и вернулись примерно в 1830 году после восстановления Общества. . Миссии были созданы в рамках колониального движения Франции и Испании в тот период, а «спасение душ» сопровождало конституцию Новой Франции и ранней колониальной Мексики . Усилия иезуитов в Северной Америке сопровождались их китайскими миссиями на другом конце света и в Южной Америке . Они оставили письменную документацию о своих усилиях в виде « Отношений иезуитов» .
Основание Новой Франции и первые миссии
[ редактировать ]Ближе к концу своего правления Генрих IV из Франции начал рассматривать возможность предприятий за рубежом, среди которых были как Северная Америка, так и Левант . [1] : 43
В 1570 году испанские иезуиты двинулись на север из Сан-Агустина во Флориде, чтобы основать небольшую миссию в Вирджинии: Миссию Ахакан . 19 февраля 1571 года восемь миссионеров были убиты местными коренными народами. [2] Мученики стали Слугами Божьими . [3]
В 1604 году французский исследователь Самюэль де Шамплен инициировал первое важное вмешательство французов в Северную Америку. Он основал Порт-Рояль как первое постоянное европейское поселение в Северной Америке к северу от Флориды в 1605 году и первое постоянное французское поселение в Квебеке в 1608 году. [1] : 71
Первая миссия (1609 г.)
[ редактировать ]
основали В 1609 году иезуиты миссию в заливе Пенобскот , который был частью французской колонии Акадия .
Вторая миссия (1611 г.)
[ редактировать ]Иезуиты хотели участвовать в этих набегах на новые земли. [1] : 43 25 октября 1604 года отец-иезуит Пьер Котон попросил своего генерального настоятеля Клаудио Аквавиву прислать в Терр-Нев двух миссионеров . [1] : 43 В результате в 1611 году два первых иезуита, Пьер Биар и Энемон Массе , смогли отправиться в Порт-Рояль в Акадии . [1] : 44 Миссия провалилась в 1613 году из-за набега виргинцев . [1] : 2
Третья миссия (1613 г.)
[ редактировать ]Третья миссия была построена на острове Маунт-Дезерт в 1613 году.
Четвертая миссия (1625 г.)
[ редактировать ]Иезуиты задумали перенести свои усилия на берега реки Сен-Лоран . Четвертая миссия была основана в 1625 году отцами Шарлем Лалеманом (как настоятелем), Энемоном Массе, Жаном де Бребефом и помощниками Франсуа Шартоном и Жильбером Бюре . [1] : 44 Эта миссия провалилась после оккупации Квебека английскими войсками в 1629 году. [1] : 2
Иезуитское заведение
[ редактировать ]
Хотя иезуиты пытались основать миссии от современной Флориды в 1566 году до современной Вирджинии в 1571 году, миссии иезуитов не смогли закрепиться в Северной Америке до 1632 года, с прибытием иезуита Поля Ле Жена . Между 1632 и 1650 годами 46 французских иезуитов прибыли в Северную Америку, чтобы проповедовать среди индейцев. [1] : 2
Миссии
[ редактировать ]
Основано в 1692 году в пустыне Сонора , вице-королевство Новая Испания .


Вице-королевство Новой Испании
[ редактировать ]В испанском колониальном вице-королевстве Новая Испания (колониальная Мексика) с 1683 по 1767 год иезуиты основали первые двадцать миссий в Нижней Калифорнии , на полуострове Нижняя Калифорния в современной Мексике .
Кроме того, с 1687 по 1704 год иезуиты основали двадцать три миссии в пустыне Сонора , во внутренних провинциях Новой Испании, на территории современной северо-западной Мексики и южной Аризоны .
Подавление Общества Иисуса в 1767 году в Испанской империи привело к их изгнанию из вице-королевства Новой Испании. Францисканцы заменили их в поддержке существующих и создании новых миссий с 1768 по 1822 год в испанской Северной Америке. В 1774 году только на полуострове Нижняя Калифорния доминиканцы заменили францисканцев в учреждении миссий.
Новая Франция
[ редактировать ]В 1634 году иезуиты основали на территории Гуронов миссию под руководством Жана де Бребефа. [1] : 72 Миссия Сент-Мари была весьма успешной и считалась «жемчужиной миссии иезуитов в Новой Франции». Более десяти лет спустя он был разрушен традиционными врагами гуронов, ирокезами . [1] : 2 сначала в 1648 году, а затем в 1649 году. [1] : 73 Иезуиты были убиты вместе с Гуронами. Восемь иезуитов, убитых между 1642 и 1649 годами, стали известны как североамериканские мученики .
В 1654 году иезуиты начали открывать миссии среди ирокезов. В 1656 году Святая Мария среди ирокезов (первоначально известная как Сент-Мари-де-Ганентаа или Святая Мария Ганантаа) была первой из этих новых миссий, основанных среди онондага под руководством отца Симона Ле Мойна . В течение тринадцати лет иезуиты имели миссии во всех пяти ирокезских странах, отчасти вызванные нападениями Франции на их деревни в современном штате Нью-Йорк . Однако, поскольку отношения между французами и ирокезами были напряженными, к 1708 году все миссии были прекращены. [1] : 73 Некоторые обращенные ирокезы и представители других наций мигрировали в Канаду, где к 1718 году они присоединились к миссионерской деревне иезуитов Канаваке .
Миссия иезуитов в Детройте была перенесена на остров Буа-Блан в 1742 году. Позже миссия была восстановлена в окрестностях современного Виндзора , ближе к оборонительным сооружениям Детройта. Миссия Гуронов обслуживала как коренных жителей, так и европейцев, после прибытия в этот район французских поселенцев. В 1767 году миссия стала Успенским приходом, первым римско-католическим приходом в современном Онтарио . [4]
В конце 1750-х годов лидеры Канаваке повели 30 семей вверх по реке, чтобы создать новое поселение в Аквесасне , сегодня крупнейшее поселение могавков в Канаде.
семинарии
[ редактировать ]Для обучения молодых индейцев католической вере в 1636 году недалеко от Квебека, в Нотр-Дам-де-Анж, последовали дюжина молодых монтанье и алгонкинов. была открыта семинария. Первыми учениками стали пять молодых гуронов, за которыми в 1638–1638 годах 1639. [1] : 80 После первых успехов семинария потерпела неудачу, поскольку молодые индейцы не хотели получать образование и в большом количестве умирали из-за инфекций, принесенных с Запада. Вторая семинария была открыта в Труа-Ривьере, но через год обанкротилась. [1] : 83
Скидки
[ редактировать ]Более успешным начинанием было создание « редукций », деревень, в которых местные жители селились под контролем иезуитов. Сокращения в Северной Америке были вдохновлены сокращениями иезуитов в Южной Америке , особенно в Парагвае . Редукции были впервые установлены для кочевников долины реки Св. Лаврентия, в Силлери близ Квебека и Концепции близ Труа-Ривьера, а позднее среди оседлых народов, таких как гурон-вендат в Нотр-Дам-де-Фуа и позже Лоретт , и Ирокезы . в Прери де ла Мадлен [1] : 88
Одним из самых известных сокращений было строительство Силлери недалеко от Квебека, основанное при финансовой помощи Ноэля Брюлара де Силлери в 1637 году. [1] : 88 В 1645 году в Силлери проживало 167 коренных жителей. [1] : 105 В 1646 году на редукцию совершили набег ирокезы. В 1670 году Силлери поразила эпидемия кори , и монтанье и алгонкины покинули территорию. В 1698 году иезуиты оставили здесь свой пост миссионеров и передали землю приходу Нотр-Дам-де-Сент-Фуа. [1] : 108
Конфликт с ирокезами
[ редактировать ]Усилиям иезуитов в Северной Америке постоянно мешал конфликт французов с ирокезами. Нация гуронов была практически уничтожена в результате войны с ирокезами, вызванной эпидемией инфекционных заболеваний с 1634 по 1640 год. Наконец, в 1701 году « Большой мир Монреаля » положил конец конфликту. [1] : 2
Иезуиты потребовали, чтобы ирокезы, принявшие христианскую веру, также приняли новый подход к политике, тем самым заставив ирокезов прекратить идти на компромисс с теми, кто не обратился. Они рассматривали противодействие ритуалам, связывающим ирокезов разных кланов и наций, как необходимость, поскольку эти ритуалы казались безнадежно пропитанными грехом и суевериями. Эти различия между ирокезами, принявшими христианство, и теми, кто придерживался традиционалистских верований, создали конфликты между двумя группами. Это привело к жестоким нападениям ирокезов-традиционалистов на новообращенных христиан. Когда духовная ценность ирокезов, казалось, возрастала благодаря военным победам, именно это заставляло шаманов-традиционалистов и вождей возвращать учеников точно так же, как их сначала завоевали священники. В конце 1670-х годов войны с саскуэханноками и махиканами закончились, в результате чего ирокезы вернулись к восприятию своей собственной духовной силы. Поэтому иезуитам не нравилось, когда они выигрывали эти битвы, а некий отец-иезуит Этьен де Карейль писал, что нет ничего более вредного для этих миссий, чем победы туземцев над своими врагами. [5]
Дальнейшее расширение
[ редактировать ]
К 1667 году иезуиты основали станцию недалеко от современного Грин-Бей, штат Висконсин . французов прислать Сообщается, что Иллинивек, с которым они там встретились, попросили к ним миссионера в их родную страну. В 1668 году отец Жак Маркетт был переведен своим начальством-иезуитом на миссию дальше по реке Святого Лаврентия, в западный район Великих озер . Он помог основать миссии в Sault Ste. Мария в современном Мичигане в 1668 году, Сент-Игнас в 1671 году, [6] и в Ла-Пуэнте на озере Верхнее недалеко от современного города Эшленд, штат Висконсин . В 1673 году Маркетт и франко-канадский исследователь Луи Жолье предприняли дополнительное путешествие, чтобы исследовать реку Миссисипи вплоть до устья реки Арканзас .
В конце 1690-х годов иезуиты расширились вдоль середины реки Миссисипи, конкурируя с Семинарией иностранных миссий Квебека (филиалом Парижского общества иностранных миссий ). [7] : 54 В 1700 году иезуиты обосновались в устье реки Де Перес . [7] : 55 С 1703 года большое учреждение иезуитов базировалось в Каскаскии в штате Иллинойс , когда Жак Гравье был назначен генеральным викарием Иллинойской миссии . [7] : 64 [8] Он располагался в Форт-де-Шартр . [9] : 158
Многие миссионеры составили исследования или словари языков коренных народов и коренных американцев , которые они выучили. Например, Жак Гравье перед своей смертью в 1708 году составил самый обширный французско-французский словарь Каскаския Иллинойс среди произведений миссионеров. [8] [10] Он не редактировался и не публиковался до 2002 года, но эта работа внесла свой вклад в племени Майами в Оклахоме проект возрождения языка совместно с Университетом Майами в Оксфорде, штат Огайо . [10]
В июне 1735 года отец Жан-Пьер Ольно де ла Туш получил назначение капелланом и отправился в форт Сент-Чарльз на Лесном озере, на территории ныне Онтарио, Канада, и Миннесоты, США. Он отплыл через Великие озера в форт Сен-Шарль вместе с Пьером Готье де ла Верендри , командующим западным округом. В то время отец Олно находился дальше на запад, чем любой другой миссионер в Северной Америке. В следующем году отец Ольно, Жан Батист де ла Верендри и 19 французско-канадских путешественников были отправлены из форта Сент-Чарльз в форт Мичилимакинак, чтобы забрать припасы для экспедиции к народу мандан на территории нынешней Северной и Южной Дакоты. 8 июня 1736 года, в свою первую ночь в нескольких километрах от форта, все члены экспедиции были убиты воинами «прерийных сиу » на соседнем острове на Лесном озере. Резня якобы была совершена в отместку за практику командира Ла Верендри поставлять оружие врагам сиу. [11]
Великобритания взяла на себя колониальное господство над Канадой и землями к востоку от реки Миссисипи в 1763 году после Семилетней войны . В Квебеке иезуитам разрешили продолжать служить деревням коренных народов.
Иезуиты сохраняли свое присутствие до тех пор, пока их орден не был подавлен во Франции. Они были официально изгнаны из Луизианы в 1763 году. В то время двадцать семь из них служили из Квебека в Луизиану. [9] : 158 После того, как Орден был восстановлен Папой Пием VII в 1814 году, иезуиты возобновили миссионерскую работу в Луизиане примерно с 1830 года. [9] : 160
Несколько бельгийцев приехали учиться в Уайтмарш, недалеко от Боуи, штат Мэриленд , в начале 1820-х годов. Все они вызвались быть миссионерами среди коренных американцев. Отец Пьер-Жан Де Смет , который начал работать в Миссури в 1830 году, в конечном итоге построил прочные отношения с лидерами многочисленных племен Запада, включая Сидящего Быка , военного вождя сиу . На протяжении девятнадцатого века священники-иезуиты основывали миссии и школы среди коренных племен в современных Монтане и Айдахо .
Канадские школы-интернаты, которые нанесли ущерб нескольким поколениям детей и молодежи коренных народов, которых заставляли замолчать и подвергались жестокому обращению в их стенах, состояли из школ, которыми управляли иезуиты. Школы-интернаты, в которых принимали участие иезуиты, действовали таким образом, чтобы вызвать ассимиляцию коренных народов и получить их земли. Канадский писатель-оджибве Бэзил Джонстон представляет это угнетение иезуитов, написав юмористические темы о выживании учащихся в своей собственной школе-интернате, управляемой иезуитами Онтарио, в 1930-х годах, а также рассказывая о более общей стратегии сопротивления со стороны студентов и их семей. [12]
До Гражданской войны иезуитские плантации в США владели афроамериканскими рабами и участвовали в трансатлантической работорговле . В 1838 году для сбора средств Джорджтаунский университет в Вашингтоне продал 272 афроамериканских раба владельцам плантаций в Луизиане за современную сумму, эквивалентную трем миллионам долларов. Иезуиты также владели рабами в других штатах. В 2017 году иезуиты извинились за свое участие и объявили о мерах по признанию и искуплению участия университета в работорговле. [13] [14] После Гражданской войны иезуиты начали свою деятельность в афроамериканском сообществе, приглашая их на богослужения в их церкви Св. Игнатия в Балтиморе в 1850-х годах и открывая приходы и школы для черных во Флориде (включая католическую школу Св. Петра Клавера в Тампе ). несколько десятилетий спустя. Позже община отошла от служения чернокожих в ответ на различные факторы, включая расистскую оппозицию и угрозы насилия. [15]
Методы
[ редактировать ]Иезуиты в Америке использовали методы, которые сравнительно почтительно относились к традиционному образу жизни индейцев, особенно по сравнению с подходом пуритан в Новой Англии , которые требовали соответствия их кодексу одежды и поведения. Упрощая, протестантский историк XIX века Фрэнсис Паркман писал: «Испанская цивилизация разгромила индейца; английская цивилизация презирала и пренебрегала им; французская цивилизация принимала и лелеяла его». [16] : 42
Миссионеры-иезуиты изучали индийские языки и принимали индийские обычаи до такой степени, что соответствовали им, особенно когда жили среди них. По мнению Жерома Лалемана , миссионер должен сначала «проникнуть в их мысли... приспособиться к их образу жизни и, когда необходимо, стать с ними варваром». [16] : 42–43 Чтобы завоевать доверие индейцев, иезуиты проводили параллели между католицизмом и индийскими обычаями, связывая их с мистическим измерением и символикой католицизма (изображения, колокольчики, благовония, свечи), раздавая религиозные медали в качестве амулетов и пропагандируя преимущества культ реликвий . [16] : 43
Иезуиты были удивлены и даже возмущены отказом туземцев приспособиться к тому, что они считали законом Бога, и, тем не менее, их постоянным соблюдением того, что они считали освященными веками обычаями. Кроме того, пытаясь продемонстрировать общность между их католической верой и обычаями коренных американцев, они испытывали некоторое внутреннее разочарование по поводу отказа коренных жителей быстро ассимилироваться с верой. Видный французский иезуит отец Бребеф был одним из священников, который пытался найти сходство между культурами, но в конечном итоге решил вернуться к католическим теистическим практикам, когда он не мог понять поведение коренных жителей. Что касается отца-иезуита Франсуа Ле Мерсье, он настоятельно предположил, что именно «обращение» туземцев к святому Иосифу и их клятва провести новену мессы побудили Бога спасти его жизнь и жизнь Бребефа и их миссию. Таким образом, Ле Мерсье не смог найти естественное объяснение, составляющее большую часть сочинений иезуитов, спасению его и Бребефа от опасности. Эта неспособность является одним из примеров, показывающих, как иезуиты выходили за рамки естественных объяснений и теистически объясняли события, столкнувшись с непостижимостью чужой культуры. [17]
Идея попасть в ад, если человек не обратился в католицизм, и идея о том, что обычаи коренных жителей являются злом, были методом, который иезуиты использовали, чтобы заставить туземцев обратиться. Французский отец-иезуит Поль Ле Жен, прибывший на землю ирокезов в 1632 году, был одним из таких священников, применивших эту тактику запугивания. Он считал, что мало-помалу туземцы откажутся от своих «злых обычаев». Когда в 1565 году испанский иезуит Хуан Рогель проповедовал касику или королю коренной Флориды, он сказал касику, что вера туземцев в то, что их предки видели Бога во время захоронений, недействительна и что их предки на самом деле видели Дьявола. [18] В 1600 году на территории Акакси в Синолоа, Мексика, отец-иезуит Алонсо Сантарен вместе с капитаном Диего де Авила применил физическое наказание и, по крайней мере, в одном случае, казнь, чтобы искоренить практики, которые, по их мнению, позволяли сатане удерживать власть над людьми. индийский ум. 7 декабря, пытаясь найти спрятанных идолов или груды костей, Диего и Сантарен обнаружили останки скелетов в домах, а затем сложили их в кучу в центре деревни. Прежде чем сжечь идолов и заставить туземцев смотреть на это, Сантарен приказал охраннику нанести четыре удара плетьми старому туземцу, который отказался отдать кости своих предков. [19]
Испанские миссионеры-иезуиты в Нью-Мексико не подготовились к работе в миссионерских группах, говорящих на разных языках. Туземцы также были обязаны развлекать миссионеров-иезуитов в своих деревнях. Кроме того, туземцам не был предоставлен период запроса миссионеров, в течение которого их лидеры могли подготовить их к приему миссионеров. Существовала программа принудительного труда, которую испанское правительство и миссионеры-иезуиты навязали туземцам. Это заставило коренное население ассимилироваться не только с обычаями иезуитов, но и с испанской жизнью в целом, включая семейные уклады и мораль испанских колонистов. [20] В Мексике иезуиты были соучастниками жестокого обращения с афро-мексиканцами или людьми смешанной африканской и индейской мексиканской крови, которое совершали чистые коренные мексиканцы. Хотя чистые коренные мексиканцы, вероятно, также подвергались угнетению со стороны этих и/или других колониальных сил, коренные мексиканцы, в которых также была примешана африканская кровь, пострадали сильнее. Расположенные в Ксалмолонге в регионе Толука, иезуиты держали здесь самую заметную концентрацию рабов в Мексике. Иезуиты относились к ним с той же репутацией незаконнорожденных, что и к чистокровным коренным мексиканцам, поскольку они были рождены вне брака или в результате незаконных союзов. [21]
Испанские иезуитские миссии в Северной Америке
[ редактировать ]- Испанские миссии в Аризоне
- Испанские миссии в Нижней Калифорнии
- Испанские миссии в пустыне Сонора
- Подавление Общества Иисуса - изгнано и заменено программой францисканской миссии.
См. также
[ редактировать ]- История иезуитов в Центральной и Южной Америке
- Франко-индийский союз
- Список иезуитских сайтов
- Список испанских миссий
- Иезуитские миссии Китая
- Эусебио Кино
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Ли, Шэньвэнь (2001). Миссионерская стратегия французских иезуитов в Новой Франции и Китае в XVIII веке (Печать). Сент-Фуа, Квебек, Париж: Les Presses de l’Université Laval L’Harmattan. ISBN 2-7475-1123-5 .
- ^ Мученики-иезуиты Вирджинии
- ^ Национальный католический реестр
- ↑ Иезуитская миссия Фонда наследия Онтарио к гуронам. Архивировано 20 марта 2012 г., в Wayback Machine.
- ^ Рихтер, Дэниел К. (1985). «Ирокезы против ирокезов: иезуитские миссии и христианство в деревенской политике, 1642–1686» . Этноистория . 32 (1): 1–16. дои : 10.2307/482090 . ISSN 0014-1801 . JSTOR 482090 .
- ^ « Жак Маркетт», Биография» . биография.com .
- ^ Jump up to: а б с Экберг, Карл Дж. (2000). Французские корни в стране Иллинойс: граница Миссисипи в колониальные времена . Издательство Университета Иллинойса . ISBN 978-0-252-06924-6 .
- ^ Jump up to: а б Мастай, Карл (2004). «Обзор: Каскаския, Иллинойс-французский словарь». Международный журнал лексикографии . 17 (3). Оксфордские журналы: 325–327. дои : 10.1093/ijl/17.3.325 .
- ^ Jump up to: а б с Кэллоуэй, Колин Гордон (2006). Царапина пера: 1763 год и трансформация Северной Америки . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-530071-0 .
- ^ Jump up to: а б Коста, Дэвид Дж.; Вольфарт, ХК, изд. (2005). «Словарь Сен-Жерома Майами-Иллинойс» (PDF) . Материалы 36-й Алгонкинской конференции . Виннипег: Университет Манитобы . стр. 107–133. Архивировано из оригинала (PDF) 27 июля 2011 года . Проверено 7 марта 2012 г.
{{cite web}}
:|first2=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Биография - ОЛНО, ЖАН-ПЬЕР - Том II (1701-1740) - Канадский биографический словарь» .
- ^ Ребенок, Бренда. «Интернат как метафора» . Университет Орегона .
- ^ Ротман, Адам (2021). «Иезуиты и рабство» . Журнал иезуитских исследований . 8 :1, 5–9. дои : 10.1163/22141332-0801P001 . Проверено 25 августа 2023 г.
- ^ Свормс, Рэйчел Л. (16 апреля 2017 г.). «Чтобы спасти Джорджтаун, было продано 272 раба» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 августа 2023 г.
- ^ Компания, Тампа Паблишинг. «Святой Петр Клавер празднует 125-летие с инклюзивной общиной» . Тампа Бэй Таймс .
- ^ Jump up to: а б с Кейв, Альфред А. (2004). Французско-индийская война . Гринвуд Пресс. ISBN 0-313-32168-Х .
- ^ Дорси, Питер А. (1998). «Ходим в школу с дикарями: авторство и авторитет среди иезуитов Новой Франции» . Ежеквартальный журнал Уильяма и Мэри . 55 (3): 399–420. дои : 10.2307/2674530 . ISSN 0043-5597 . JSTOR 2674530 .
- ^ Смит, Тереза С. (1996). «Церковь Непорочного Зачатия: инкультурация и идентичность среди Анишнабегов острова Манитулин» . Ежеквартальный журнал американских индейцев . 20 (3/4): 515–526. дои : 10.2307/1185790 . ISSN 0095-182X . JSTOR 1185790 .
- ^ КУШНЕР, НИКОЛАС (2002). ИЕСУИТЫ В КОЛОНИАЛЬНОЙ АМЕРИКЕ: 1565-1767 гг . Буффало, штат Нью-Йорк: Языковые коммуникации.
- ^ Спайсер, Эдвард Х.; Фонтана, Хейзел (1962). «Восточные пуэбло». Циклы завоеваний . Издательство Университета Аризоны. стр. 152–186. ISBN 9780816500222 . JSTOR j.ctv1220r6w.12 .
- ^ Кантер, Дебора Э. (2006). « Их волосы были вьющимися » . Пересекая воды, пересекая миры . Издательство Университета Дьюка. стр. 164–180. дои : 10.2307/j.ctv11smnsm.15 . ISBN 9780822338123 . JSTOR j.ctv11smnsm.15 . Проверено 9 декабря 2021 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Коллинз, Дэвид (2023), Иезуиты в Соединенных Штатах: краткая история , издательство Джорджтаунского университета, ISBN 978-1-6471-2348-2
- Грир, Аллан (2000), Отношения иезуитов: туземцы и миссионеры в Северной Америке семнадцатого века , Бедфорд / Сент-Луис. Мартинс, ISBN 0-312-16707-5
- Хьюз, Томас (1917). История Общества Иисуса в Северной Америке . Том. 2. Бедфорд, Массачусетс: Applewood Books. ISBN 978-1-4290-1833-3 . Проверено 29 августа 2012 г.
- Кип, Уильям Ингрэм (1846 г.), Ранние миссии иезуитов в Северной Америке , Нью-Йорк: Wiley & Putnam , получено 29 августа 2012 г.
- Мастай, Карл, изд. (2002). Каскаския Иллинойс-французский словарь . Сент-Луис, Миссури: Карл Мастай. п. 757. ИСБН 0-9719113-0-4 .
- Паркман, Фрэнсис (1867), Иезуиты в Северной Америке в семнадцатом веке , ISBN 9781606800171
- Рустан, Франсуа (2006), Иезуитские миссионеры в Северной Америке: духовные сочинения и биографические очерки , Ignatius Press, ISBN 9781586170837
- Шрот, Раймонд А. (2007), Американские иезуиты: история , Нью-Йоркский университет, ISBN 978-0-8147-4025-5