Jump to content

Жан-Пьер Ольно

Жан-Пьер Ольно де ла Туш (21 апреля 1705, Мутье-сюр-ле-Ле , Вандея , Королевство Франция — 8 июня 1736 , Остров Резни , Лесное озеро , Новая Франция , ныне Онтарио , Канада ) — -иезуит -миссионер священник . из Вандеи новатор и лингвист- языков ассинибойн и кри .

Вскоре после прибытия в Новую Францию ​​после 80-дневного путешествия из Ла-Рошели и последующего рукоположения в сан римско-католического священника о. Ольно был назначен военным капелланом у легендарного «Вояджера» исследователя Пьера Готье де Варенна, сьера де Ла Верендри в форте Сент-Чарльз , на северо-западном углу территории нынешней Миннесоты .

Всего через два года после прибытия в Северную Америку о. Ольно настоял на поездке в форт Мичилимакинак , расположенный на месте нынешнего Макино-Сити на Нижнем полуострове Мичигана , с миссией по пополнению запасов перед зимой, которую возглавил сын командира Жан-Батист де ла Верендри . о. Ольно надеялся в последний раз посетить Таинство исповеди в форте Мичилимакинак перед тем, как отправиться в многолетнюю экспедицию на запад в поисках народа мандан и сухопутного пути к Тихому океану . Вместо этого он и все остальные, путешествовавшие с ним, были убиты военным отрядом народа Дакота на месте, до сих пор известном как Остров Резни на Лесном озере .

Его останки были обнаружены во время раскопок руин форта Сент-Чарльз в 1908 году, а в 1961 году отец Олно . о назван был Эммет А. Шанахан. [ 1 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Жан-Пьер Ольно родился во французской дворянской семье в родовом замке, принадлежащем его семье, недалеко от Мутье-сюр-ле-Ле , Вандея , Королевство Франции . Его отец был потомственным сеньором , или лордом поместья Ла Туш. Жан Пьер учился в малой епархиальной семинарии Люсона , прежде чем поступить в иезуитский послушник в По в 1720 году. Он провел несколько лет в качестве инструктора в Ла-Рошели и Пуатье . До своего рукоположения в священники он отплыл в Канаду- Новую Францию ​​в 1734 году.

Его переход на Ле-Руби был бурным, и, как обычно, пассажиры и команда корабля заболели в тесноте. На борту также находилась группа контрабандистов, которых в качестве пленных перевозили в Новую Францию.

Согласно письму его попутчика о. Люк-Франсуа Нау : «Эти несчастные существа заставили бы сердце турка растаять от жалости. Они были полуголые и покрыты язвами; некоторых заживо съели черви. Мы собрались вместе и собрали коллекцию, чтобы купить им рубашки у матросы, имевшие их в запасе, не смогли предотвратить вспышку среди них какой-то чумы, которая распространилась по всему кораблю, нападая на всех без разбора и унесшая одним ударом двадцать наших людей. болезнь предоставила прекрасное поле для нашего рвения. Отец Ольно отличился своим усердием в служении больным». [ 2 ]

По приказу генерального настоятеля иезуитов Новой Франции о. Пьер де Лозон , о. Ольно покинул Ле-Руби в пятнадцати лигах от Квебека в Новой Франции и завершил свое путешествие частично на катере, а частично на берестяном каноэ . [ 3 ] Ле Руби прибыл в тот же порт после восьмидесяти дней плавания и одного из самых длительных плаваний из Франции в Новый Свет , когда-либо зарегистрированных, 12 августа 1734 года. Однако отец Нау писал об отце Онло: «Бог сохранил его в здравии во время перехода. переправился на благо корабля, но едва он ступил на берег, как, в свою очередь, был сбит и двумя разными атаками доведен до двери смерти. Никто не мог сказать, как он заболел». [ 4 ]

После выздоровления он поселился в иезуитском колледже в Квебеке, готовясь к выпускному экзамену, который сдал во время Великого поста , и в апреле 1735 года был рукоположен в сан священника. [ 5 ]

Черный халат на Северо-Западе

[ редактировать ]

Получив назначение капелланом, миссионер (которого индейцы называли «Черными мантиями») в июне 1735 года отправился в форт Сент-Чарльз .

Его письма матери во Францию ​​показывают, что он боялся оказаться вдали от своего духовника и поддержки церкви. Он должен был присоединиться к местным ассинибойнам и отправиться с ними в Мандан. [ 6 ]

Он отплыл через Великие озера в форт Сен-Чарльз вместе с Пьером Готье де ла Верендри , командующим западным округом. В то время Ольно находился дальше на запад, чем любой другой миссионер в Северной Америке.

В письме к сосвященнику о. Бонен из форта Сент-Чарльз 30 апреля 1736 г. [ 7 ] о. Ольно рассказал о своих попытках по приказу своего начальства составить первый в истории словарь языка кри . о. Ольно, однако, с сожалением признался: «Я не очень опытен в этом. За зиму я собрал очень мало, так как все они участвовали в военной экспедиции против Маскутепоэлей или прерий-сиу. Они разрушили несколько домиков, а некоторые вернулись с несколькими скальпами , которые ценятся как самые ценные трофеи их побед. Эта война доставила нам много страданий зимой, так как у нас не было другой пищи, кроме испорченной щуки , вареной или сушеной на огне. " [ 8 ]

Мученичество

[ редактировать ]

5 июня 1736 г. о. Ольно, Жан Батист де ла Верендри и 19 франко-канадских путешественников были отправлены из форта Сен-Чарльз в форт Мичилимакинак . Они должны были забрать припасы для экспедиции к народу мандан на территории нынешней Северной и Южной Дакоты . [ 6 ] Кроме того, поездка позволит Ольно в последний раз посетить Таинство исповеди перед тем, как сопровождать исследователей в их долгом путешествии. В его письмах семье было показано, что молодой человек был полон энтузиазма по поводу своей миссии среди манданов, которым он стремился проповедовать римско-католическую веру.

В письме 1735 г. коллеге-священнику о. Бонин, о. Ольно пророчески написал: «Несомненно, мне придется пережить много трудностей... Пусть Бог примет жертву, которую я приношу в своей жизни... Я не могу отказать Ему ни в чем... Я буду считать себя счастливым, если меня сочтут достойным отдать мою жизнь за Того, от кого я ее получил... Вы можете услышать известие о моей смерти. Я расположен с легким сердцем принести Ему жертву своей жизни». [ 9 ]

Однако в нескольких километрах от форта все члены экспедиции пополнения запасов были убиты военным отрядом « Прейри-сиу », состоявшим примерно из 90 каноэ, которые плыли по реке Уорроуд на острове Резня на Лесном озере . Дата была 8 июня 1736 года. [ 10 ]

Считается, что резня на Лесном озере была организована вождем Священным Борном и недовольным меньшинством жителей Миннесоты и Дакоты в отместку за практику сьера де ла Верендри, как и многих других французов той же эпохи, поставлять оружие врагам сиу. , особенно ассинибойны и народы кри , как часть североамериканской торговли мехом . Однако для этого были вполне понятные причины, поскольку у Ла Верендри не было другого способа следовать приказам своего короля, не столкнувшись с финансовым крахом.

В Версальском дворце король Людовик XV и де Морепа граф морской министр становились все более нетерпеливыми и быстро наращивали свои требования о расположении Северо-Западного прохода без каких-либо дальнейших задержек, но они неизменно отказывались покрыть какие-либо расходы. . Между тем, многие кредиторы Ла Верендри в Квебеке и Монреале угрожали ужасными последствиями, если Ла Верендри немедленно не выплатит свои существующие долги. Более того, по словам натуралиста Пера Кальма из Шведской королевской академии наук , Ла Верендри, как и экспедиция Льюиса и Кларка более позднего столетия, находилась под строгим приказом губернатора Новой Франции маркиза де Богарнуа продолжать исследования. на запад, пока не достигнет Тихого океана . [ 11 ]

В дополнение к его торговым отношениям и периодическим военным союзам с некоторыми врагами сиу, Ла Верендри также сильно подозревается некоторыми историками в том, что он тайно поощрял Железную Конфедерацию ассинибойнов и кри в браконьерстве североамериканских бобровых шкурок гораздо дальше на юг, в Миннесоте, особенно во время сезонной западной миграции местного населения Дакоты для охоты на американских бизонов на Великих равнинах . Ла Верендри, который затем отправил ценные бобровые шкуры на восток, чтобы покрыть свои долги и расходы, позже написал, однако, что потеря его сына, капеллана и 19 путешественников в месте, которое сейчас называется Лесным озером, Резня была величайшим горем за всю его жизнь, от которого он так и не исцелился полностью.

Когда люди кри сообщили о резне Ла Верендри, он написал в дневниковой записи от 17 сентября 1736 года: «Я отправил сержанта с шестью людьми поднять тела преподобного отца Олно и моего сына, а восемнадцатого числа я похоронил их в часовню вместе с головами всех убитых французов они также принесли по моему приказанию». [ 12 ]

Тела о. Ольно и юную Ла Верендри поместили в грубо отесанный гроб и похоронили под алтарем крепостной часовни. о. Ольно четки К его ногам были положены . Отрубленные головы 19 путешественников были похоронены вместе в близлежащей траншеи.

На данный момент резня положила конец планам немедленной экспедиции к манданам и другим народам Великих равнин . Железная Конфедерация Ассинибойнов и кри также собралась в форте Сент-Чарльз и потребовала, чтобы Ла Верендри немедленно возглавил их военный отряд, чтобы отомстить за убийство своего сына, который был усыновлен семьей кри. Однако Ла Верендри отказалась сделать это, предварительно не спросив и не получив разрешения Версаля. Французский командующий также считал самоубийством возглавить военный отряд в столь конце года, поскольку обильный урожай дикого риса был бы крайне необходим, чтобы пережить предстоящую зиму без припасов из форта Мичилимакинак .

жителей Дакоты Вместо этого король объявил торговое эмбарго против , что привело к временному закрытию всех пунктов торговли мехом. После нескольких лет получения поставок только от coureurs des bois , которые продолжали торговать с Дакотой вопреки французской короне, вождь Священный Борн подал иск о мире. Его решение было принято после масштабного ответного рейда Железной Конфедерации на Прерийную Дакоту во время их ежегодной охоты на бизонов. Рейд возглавил Ла Верендри, который к тому времени уже получил предварительное разрешение от короля Людовика XV и его министров. Извинения вождя Священного Борна были приняты без дальнейших происшествий, и торговля мехом на земле Дакоты была возобновлена.

Однако только в 1741 году другой католический священник, о. Клод-Годефруа Кокар начал свое путешествие на запад, чтобы присоединиться к Ла Верендри. о. перебрался в форт Ла-Рейн (ныне Портидж-ла-Прери, Манитоба Коквар провел некоторое время в форте Сент-Чарльз, а затем в 1743 году ). Коквар — первый зарегистрированный римско-католический священник, посетивший современную Манитобу , и первый, кто путешествовал как на север, так и на запад от Лесного озера .

Почитание

[ редактировать ]

Католическая церковь считает Ольно мучеником в попытке обратить коренные народы в христианство.

Письма Ольно к своей семье, которая почти чудесным образом пережила Вандейское восстание 1793 года , были переданы Ордену иезуитов потомками Ольно в Вандее , Франция, в 1889 году. Впервые они были опубликованы в английском переводе в 1893 году под названием «Сборник Ольно». [ 13 ] Преподаватели колледжа Св. Бонифация в Виннипеге прочитали «Коллекцию Ольно» , которая вдохновила на серию экспедиций, поощряемых архиепископом Аделардом Ланжевеном , с целью заново открыть старые места. Форт Сент-Чарльз оставался призрачным, но, основываясь на устных традициях местных коренных народов, иезуиты легко обнаружили остров Резни , [ 14 ] который остается, по словам о. Эммет Шанахан, «остров, на который ни один индеец-язычник даже не взглянет и который, если ему придется пересечь его, обязательно бросит в воду пригоршню табака, чтобы успокоить гнев маниту » . [ 15 ]

В 1908 году следующая иезуитская экспедиция из колледжа Святого Бонифация обнаружила форт Сент-Чарльз , расположенный прямо в территориальных водах Соединенных Штатов. Они раскопали и исследовали останки замученного священника и его спутников. о. Ольно можно было узнать по крючку на верхней части его рясы и четкам , которые лежали у его ног. Группа перевезла все человеческие останки и артефакты, найденные в форте Сент-Чарльз через канадско-американскую границу, в колледж Святого Бонифация, где они трагически погибли во время пожара в ноябре 1921 года, уничтожившего колледж. [ 16 ] Все, что удалось восстановить, было собрано и перезахоронено в мемориале Ольно-Верендри на кладбище собора Святого Бонифация в Сен-Бонифасе, Манитоба . [ 6 ]

четвертой степени В честь своего золотого юбилея в Миннесоте в 1949 году Рыцари Колумба в Миннесоте собрали деньги на покупку участка форта Сент-Чарльз и строительство там точной копии форта и его католической часовни, которую освятил епископ Фрэнсис Джозеф Шенк. 5 июля 1951 года. Затем собственность была передана Римско-католической епархии Крукстона , штат Миннесота , и с 1961 года оставалась местом ежегодного христианского паломничества на открытом воздухе в середине июля и мессы в честь отца Олно. [ 17 ]

Каменная статуя о. Ольно с вытянутыми руками в знак жертвоприношения и самопожертвования был вырезан Энтони Капони из колледжа Макалестер в Сент-Поле, штат Миннесота . По состоянию на 1961 год статуя располагалась у основания башни римско-католической церкви Святой Марии, Королевы мучеников в Уорроуде, штат Миннесота . [ 18 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Под редакцией преподобного Винсента А. Айзерманса (1961), «Католическое происхождение Миннесоты» , опубликовано Миннесотскими рыцарями Колумба четвертой степени . Страницы 28-29.
  2. ^ Под редакцией преподобного Артура Э. Джонса, SJ (1893), Редкие или неопубликованные документы II: Коллекция Ольно: 1734-1745 , Архивы колледжа Святой Марии, Монреаль. Страница 23.
  3. ^ Под редакцией преподобного Артура Э. Джонса, SJ (1893), Редкие или неопубликованные документы II: Коллекция Ольно: 1734-1745 , Архивы колледжа Святой Марии, Монреаль. Страница 19.
  4. ^ Под редакцией преподобного Артура Э. Джонса, SJ (1893), Редкие или неопубликованные документы II: Коллекция Ольно: 1734-1745 , Архивы колледжа Святой Марии, Монреаль. Страница 23.
  5. ^ Под редакцией преподобного Винсента А. Айзерманса (1961), «Католическое происхождение Миннесоты» , опубликовано Миннесотскими рыцарями Колумба четвертой степени . Страница 30.
  6. ^ Jump up to: а б с Кампо, Люсьен (1979) [1969]. «Ольно, Жан-Пьер» . В Хейн, Дэвид (ред.). Словарь канадской биографии . Том. II (1701–1740) (онлайн-изд.). Университет Торонто Пресс .
  7. ^ Под редакцией преподобного Артура Э. Джонса, SJ (1893), Редкие или неопубликованные документы II: Коллекция Ольно: 1734-1745 , Архивы колледжа Святой Марии, Монреаль. Страница 70.
  8. ^ Под редакцией преподобного Артура Э. Джонса, SJ (1893), Редкие или неопубликованные документы II: Коллекция Ольно: 1734-1745 , Архивы колледжа Святой Марии, Монреаль. Страница 76.
  9. ^ Под редакцией преподобного Винсента А. Айзерманса (1961), «Католическое происхождение Миннесоты» , опубликовано Миннесотскими рыцарями Колумба четвертой степени . Страница 37.
  10. ^ Зольтвани, Ив Ф. (1974). «Готье де Варенн и де Ла Верендри, Пьер» . В Халпенни, Фрэнсис Дж. (ред.). Словарь канадской биографии . Том. III (1741–1770) (онлайн-изд.). Университет Торонто Пресс .
  11. ^ Кальм, Пер (1716-1779). «Путешествие в Северную Америку», Форстер, Джон Рейнхольд (переводчик), с. 278, август 1749 г., Историческое общество Висконсина, 2003 г.
  12. ^ Под редакцией преподобного Винсента А. Айзерманса (1961), «Католическое происхождение Миннесоты» , опубликовано Миннесотскими рыцарями Колумба четвертой степени . Страница 33.
  13. ^ Коллекция Ольно , Ред. о. Артур Джонс, SJ, Монреаль: Ste. Колледж Марии, 1893 г.
  14. ^ Грэм А. Макдональд, Обзор Роберта М. Тегедера, Повторное открытие и восстановление форта Сент-Чарльз , История Манитобы , № 3, 1982; Историческое общество Манитобы. Проверено 12 февраля 2010 г.
  15. ^ Под редакцией преподобного Винсента А. Айзерманса (1961), «Католическое происхождение Миннесоты» , опубликовано Миннесотскими рыцарями Колумба четвертой степени . Страница 37.
  16. ^ Под редакцией преподобного Винсента А. Айзерманса (1961), «Католическое происхождение Миннесоты» , опубликовано Миннесотскими рыцарями Колумба четвертой степени . Страница 33.
  17. ^ Под редакцией преподобного Винсента А. Айзерманса (1961), «Католическое происхождение Миннесоты» , опубликовано Миннесотскими рыцарями Колумба четвертой степени . Страница 33.
  18. ^ Под редакцией преподобного Винсента А. Айзерманса (1961), «Католическое происхождение Миннесоты» , опубликовано Миннесотскими рыцарями Колумба четвертой степени . Страница 29.
  • Лунд, Дуэйн Р. Лесное озеро: самые ранние сведения . Nordell Graphic Communications, Стейплс, Миннесота, 1984 г.
  • Энциклопедия Канады , Vol. IV, Торонто: Ассоциация университетов Канады, 1948 г.
  • Коллекция Ольно под редакцией отца Артура Джонса, SJ, Монреаль: Колледж Святой Марии, 1893 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • «Письма отца Ольно», APQ Rapport , 1926–27, 259–330.
  • Младший, Словарь , I, 98ф.; II, 112–16.
  • Рошмонте, Иезуиты и Н.-Ф. в XVIII веке , I, 212–25.
  • Поль Дежарден, «Миссионский проект отца Ольно среди манданцев», SCHEC Rapport , 1948–49, 55–69.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0f46a74f8563a26113fcedba930711c3__1716069480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/c3/0f46a74f8563a26113fcedba930711c3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jean-Pierre Aulneau - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)