Деревянный бегун
Бегущий по лесу ( Французский: [kuʁœʁ de bwɑ] ; горит. '' бегущий по лесу' ' ) или coureur de bois ( Французский: [kuʁœʁ də bwɑ] ; множественное число: coureurs de(s) bois ) были независимыми предприимчивыми франко-канадскими торговцами, которые путешествовали по Новой Франции и внутренним территориям Северной Америки , обычно для торговли с народами коренных народов , обменивая различные европейские предметы на меха. Некоторые изучили ремесла и обычаи коренных народов.
Эти экспедиции положили начало торговле мехом во внутренних районах Северной Америки . Первоначально они торговали бобровыми шубами и мехами. Однако по мере роста рынка курьеры-де-буа ловили и продавали лучших бобров, шкуры которых нужно было валять в Европе. [1]
Эволюция
[ редактировать ]В то время как французские поселенцы жили и торговали вместе с коренными народами с самых первых дней Новой Франции, coureurs des bois достигли своего апогея во второй половине 17 века. После 1681 года независимый coureur des bois постепенно был заменен спонсируемыми государством путешественниками , которые были работниками лицензированных торговцев мехом. Они много путешествовали на каноэ. К началу XVIII века Coureurs des Bois потеряли свое значение в торговле мехом. Тем не менее, даже несмотря на то, что их численность сокращалась, Coureur des Bois превратился в символ колонии, создав прочный миф, который будет определять Новую Францию на протяжении веков. [2]
1610–1630: первые исследователи и переводчики.
[ редактировать ]Вскоре после основания постоянного поселения в Квебеке в 1608 году Самуэль де Шамплен стремился вступить в союз с местными коренными народами или коренными народами. Он решил послать французских мальчиков жить среди них, чтобы они изучали их языки и работали переводчиками, в надежде убедить туземцев торговать с французами, а не с голландцами, которые действовали вдоль реки Гудзон и атлантического побережья. [3]
Мальчики выучили родные языки, обычаи и навыки и быстро ассимилировались в новой среде. Через год после отъезда из Этьена Брюле в 1610 году вместе с племенем гуронов Шамплен посетил его и был удивлен, обнаружив молодого человека, полностью одетого в местную одежду и способного бегло разговаривать на языке гуронов. [4]
Ранние исследователи, такие как Брюле, рассказывали французским колонистам о сложных торговых сетях туземцев, служили переводчиками и поощряли растущую торговлю мехом. Между 1610 и 1629 годами десятки французов месяцами жили среди туземцев. Со временем эти первые исследователи и переводчики играли все более активную роль в торговле мехом, открыв путь к появлению собственно курьеров леса в середине 17 века.
1649–1681: Взлет
[ редактировать ]Термин «coureur des bois» наиболее прочно ассоциируется с теми, кто занимался торговлей мехом способами, которые считались выходящим за рамки основного направления. [5] В начале эпохи торговли мехом в Северной Америке этот термин применялся к мужчинам, которые в обход обычных каналов углублялись в дикую местность для торговли.
Традиционно правительство Новой Франции предпочитало разрешать туземцам поставлять меха напрямую французским купцам и не рекомендовало французским поселенцам выходить за пределы долины Святого Лаврентия . К середине 17 века Монреаль стал центром торговли мехом, где ежегодно в августе проходила ярмарка, на которой местные жители обменивали свои шкуры на европейские товары. [6] Хотя coureurs des bois так и не исчезли полностью, французские колониальные власти их сильно обескуражили. В 1649 году новый губернатор Луи д'Айбуст разрешил французам, знакомым с дикой природой, посетить страну гуронов, чтобы поощрять и сопровождать гуронов в Монреаль для участия в торговле. [7] Хотя по закону это не давало Coureurs des Bois юридической санкции на независимую торговлю с туземцами, некоторые историки считают, что поощрение д'Айбуста независимых торговцев ознаменовало официальное появление coureurs des bois. [7] [8]
В 1660-х годах несколько факторов привели к внезапному увеличению числа курьеров леса. Во-первых, население Новой Франции заметно увеличилось в конце 17 века, поскольку в период с 1667 по 1684 год в колонии наблюдался бум иммиграции. [9] Из новых энгаже (наемных слуг-мужчин), уволенных солдат и молодых иммигрантов из бедной, классовой Европы, прибывших в колонии в большом количестве, многие выбрали свободу в жизни coureur des bois. Более того, возобновление мирных отношений с ирокезами в 1667 году сделало путешествие во внутренние районы Канады гораздо менее опасным для французских колонистов. [10] Компании, которые монополизировали и регулировали торговлю мехом с 1645 года, Cent Associés и Communautés des Habitants , обанкротились после войны с ирокезами . [11] Пришедшая им на смену Compagnie des Indes Occidentales была гораздо менее ограничительной во внутренней торговле, что позволило независимым купцам стать более многочисленными. Наконец, внезапное падение цен на бобра на европейских рынках в 1664 году заставило больше торговцев отправиться в «pays d'en haut» , или верхнюю страну (район вокруг Великих озер), в поисках более дешевых шкурок. [11] Таким образом, в середине 1660-х годов стать курьером леса стало более осуществимым и прибыльным.
Этот внезапный рост встревожил многих колониальных чиновников. , в 1680 году По оценкам интенданта Дюшено здесь насчитывалось восемьсот курьеров леса, или около 40% взрослого мужского населения. [12] Подобные сообщения были сильно преувеличены: в действительности даже в зените своего развития coureurs des bois оставался очень небольшой процент населения Новой Франции. [ нужна ссылка ]
1681–1715: Упадок
[ редактировать ]В 1681 году, чтобы обуздать нерегулируемый бизнес независимых торговцев и их растущие прибыли, французский министр морского транспорта Жан-Батист Кольбер создал систему лицензий для торговцев мехом, известную как конге . [13] Первоначально эта система предоставляла 25 годовых лицензий торговцам, путешествующим внутри страны. Получатели этих лицензий стали известны как «вояжеры» (путешественники), которые сплавляли на каноэ и перевозили товары для торговли мехом, нанимая лицензированного торговца мехом или компанию по торговле мехом. Таким образом, система конге создала voyageur, легальную и респектабельную копию coureur des bois. При путешественниках торговля мехом стала отдавать предпочтение более организованной бизнес-модели того времени, включая монопольную собственность и наемный труд. Таким образом, с 1681 года путешественники начали затмевать курьеров леса, хотя курьеры леса продолжали торговать без лицензий в течение нескольких десятилетий. [13] После введения системы конге число курьеров леса сократилось, как и их влияние внутри колонии.
Образ жизни
[ редактировать ]Навыки
[ редактировать ]Успешный курьер леса должен был обладать многими навыками, в том числе навыками бизнесмена и опытного каноэ. [14] Чтобы выжить в канадской дикой местности, курьеры-де-буа также должны были быть компетентны в различных видах деятельности, включая рыбалку, хождение на снегоступах и охоту. [15] Как описал их один иезуит , путешествие в пустыню подходило:
Из тех людей, которые ничего не думают о том, чтобы преодолеть пять-шестьсот миль на каноэ с веслом в руке, или жить за счет кукурузы и медвежьего жира в течение двенадцати-восемнадцати месяцев, или спать в хижинах из коры или ветвей. [16]
Жизнь была физически трудной, и добиться успеха в качестве курьера было чрезвычайно сложно. Но надежда на прибыль мотивировала многих, а обещания приключений и свободы было достаточно, чтобы убедить других стать курьерами. [17]
Торговля мехом на большие расстояния и путешествия на каноэ
[ редактировать ]Из-за отсутствия дорог и необходимости перевозить тяжелые товары и меха торговля мехом во внутренних районах континента зависела от людей, которые перевозили на каноэ меховые товары на большие расстояния и возвращались со шкурами. Раннее путешествие было опасным, а у coureurs des bois , торговавших на неизведанной территории, был высокий уровень смертности. Обычно они покидали Монреаль весной, как только реки и озера очищались ото льда (обычно в мае), их каноэ были загружены припасами и товарами для торговли. Путь на запад, к богатейшим бобровым угодьям, обычно пролегал через реки Оттава и Маттава ; это потребовало многочисленных наземных перевозок. Альтернативно, некоторые каноэ следовали по верховьям реки Святого Лаврентия и озер, минуя Детройт по пути в Мичилимакинак или Грин-Бей . На этом маршруте было меньше переправ, но во время войны он был более подвержен нападениям ирокезов. Могущественные Пять Наций Конфедерации владели территориями вдоль Великих озер и стремились контролировать свои охотничьи угодья.
Такие торговые путешествия часто длились месяцами и охватывали тысячи километров, причем курьеры леса гребли иногда по двенадцать часов в день. [15] Упаковать каноэ для такого путешествия часто было трудной задачей, поскольку более тридцати предметов считались необходимыми для выживания и бизнеса coureur des bois. Он мог торговать продуктами питания, охотиться и ловить рыбу, но торговля такими товарами, как «суконные, льняные и шерстяные одеяла, боеприпасы, изделия из металла (ножи, топоры, котлы), огнестрельное оружие, спиртные напитки, порох и иногда даже готовая одежда, занималась торговлей». большую часть места в каноэ». [18] Еда в пути должна была быть легкой, практичной и непортящейся.
Отношения с коренными народами
[ редактировать ]Работа курьера леса требовала тесного контакта с коренными народами. Коренные народы были необходимы, потому что они ловили пушных зверей (особенно бобра) и заготавливали шкуры. Отношения между курьерами и туземцами не всегда были мирными, а иногда могли перерасти в насилие. [19] В целом торговля значительно облегчилась благодаря тому, что две группы поддерживали дружеские отношения. Торговля часто сопровождалась взаимными подарками; среди алгонкинов и других народов обмен подарками был обычной практикой для поддержания союзов. [20] Пьер-Эспри Рэдиссон и его товарищи, например, «установили приятные отношения с местными жителями внутри страны, преподнося в качестве подарков европейские товары». [21]
Более того, отношения между курьером леса и туземцами часто включали сексуальный аспект; Брак à la façon du pays (по местному обычаю) был обычным явлением между местными женщинами и курьерами леса, а позже между местными женщинами и путешественниками. [22] Эти союзы были выгодны обеим сторонам, и в последующие годы зимние партнёры крупных торговых компаний тоже брали местных жён. Будучи женами, женщины из числа коренного населения играли ключевую роль переводчиков, гидов и посредников, становясь «женщинами между собой». [23] Во-первых, в общинах алгонкинов обычно было гораздо больше женщин, чем мужчин, вероятно, из-за войн. [ нужна ссылка ] . Остальные браки между алгонкинами, как правило, были полигамными : один муж женился на двух или более женщинах. Таким образом, сексуальные отношения с coureurs des bois предлагали местным женщинам альтернативу полигамии в обществе, где мужчин было мало. [24]
Французским военачальникам, которые часто также непосредственно занимались торговлей мехом, такие браки были выгодны, поскольку улучшали отношения между французами и туземцами. Лидеры коренных народов также поощряли такие союзы, особенно когда пара формировала прочные, постоянные узы. Иезуиты и некоторые высокопоставленные колониальные чиновники относились к этим отношениям с пренебрежением и отвращением. [25] Французские чиновники предпочитали, чтобы курьеры и путешественники селились в окрестностях Квебека и Монреаля . Они считали длительные отношения с местными женщинами еще одним доказательством беззакония и извращения coureurs des bois. [26]
Мифы
[ редактировать ]Роль и значение coureurs des bois на протяжении истории преувеличивались. Эта фигура приобрела мифологический статус, что привело к появлению множества ложных версий и к ассимиляции coureurs des bois с « Канадиенс » (французскими канадцами).
Мифотворчество шло двумя путями; Первоначально люди во Франции судили о колониях в соответствии со страхами и опасениями, которые они имели по отношению к Ancien Régime . Если порядок и дисциплину было трудно поддерживать в континентальной Европе, казалось невозможным, чтобы колонии жили лучше, и предполагалось, что дела станут еще хуже. [2] Сообщения о молодых людях, выбирающих жизнь, в которой они «ничего не будут делать», «ничего не сдерживать» и жить «без возможности исправления», подыгрывают опасениям французской аристократии по поводу неповиновения. [6] что только подтвердило их невежество; и coureurs des bois стали символом колонии для жителей мегаполиса.
Миф о курьерах леса как представителях канадцев был стимулирован сочинениями священника-иезуита 18-го века Ф.С. Шарлевуа и американский историк XIX века Фрэнсис Паркман ; их исторические отчеты относятся к популярной, а не академической истории. [27] Шарлевуа оказал особенное влияние на свои сочинения, поскольку был надежным источником информации, поскольку был священником-иезуитом, путешествовавшим по Канаде. Но его «историческая» работа подверглась критике со стороны историков за то, что она слишком «легкая» и слишком сильно опирается на материалы других авторов (т.е. плагиат), а не на его собственные рассказы из первых рук. [27] Критики Шарлевуа также отмечают, что в своем отчете он путает разные периоды времени и, следовательно, не делает различия между voyageurs и coureurs des bois, искажая важность последних с точки зрения количества и пропорций с точки зрения влияния на торговлю. [2] Но Шарлевуа имел влияние; его работы часто цитировались другими авторами, что способствовало дальнейшему распространению мифа о канадце как курьере леса.
Наконец, «Romans du terroir» (сельские романы) также дополнили миф о курьерах леса, представив их непропорционально их количеству и влиянию. Coureurs des bois изображались в таких произведениях как чрезвычайно мужественные, свободолюбивые и неукротимые натуры, идеальные главные герои романтизированных романов таких важных писателей XIX века, как Шатобриан , Жюль Верн и Фенимор Купер . [28]
Репутация
[ редактировать ]Coureurs des bois были известны внешним сторонам своими ловушками, но французские канадцы знали, что на этих людей смотрят без благосклонности. [29] Курьеры леса жили за пределами типичных рамок общества и должны были адаптироваться к ожиданиям окружающих их коренных народов. Они сделали это, переняв ритуальные обычаи коренных народов и женившись на женщинах из числа коренного населения. [30] Французские канадцы ассоциировали coureur des bois с неуправляемыми и бесстрашными людьми. [29] Самой большой проблемой с Coureur des Bois было их вмешательство в миссионерскую деятельность французских канадцев. Они осудили французских священников и миссионеров и подорвали их евангелизационные усилия, снабжая коренные народы спиртными напитками . [30] Отказ coureur des bois подчиниться воле миссионеров сделал их врагами. В результате курьер Де Буа был заклеймен как неуправляемый и представляющий угрозу выживанию колонии. [31] Coureurs des Bois были известны своей способностью ловить животных для торговли мехом, но их общая репутация была отрицательной для французских канадцев.
Coureurs des Bois часто путают с путешественниками, однако у этих двух групп очень разная репутация. Coureurs des Bois считались вне закона из-за отсутствия у них лицензий на участие в торговле мехом. [32] Требование лицензий на участие в отлове и торговле мехами ограничивало круг людей, которые могли участвовать в прибыльной торговле. Отлов и торговля без одной из необходимых лицензий были юридически наказуемым правонарушением. [33] Французское правительство и французские граждане считали Coureurs des Bois проблематичными, поскольку они не соблюдали законы о лицензировании. Кроме того, coureurs des bois чаще считались исследователями, чем их коллеги-путешественники. Связи путешественника с меховыми компаниями диктовали, как и где они ловили ловушек, тогда как курьеры леса могли свободно исследовать и ловить ловушки в любом месте, которое они могли найти. [34] Свобода coureur des bois и тесные связи с коренными народами привели к тому, что многие французы считали их лишь на шаг выше индейских мужчин. [33]
Яркие примеры
[ редактировать ]Большинство coureurs des bois были в первую очередь или исключительно предпринимателями, занимавшимися торговлей мехом, и индивидуально не были хорошо известны. Наиболее выдающиеся курьеры леса также были исследователями и получили известность как таковые.
Этьен Брюле был первым европейцем, увидевшим Великие озера . Он отправился в Новую Францию с Самюэлем де Шампленом. [35]
Жан Николе (Николле) де Бельборн (ок. 1598 – 1 ноября 1642) был французским курьером лесов, известным своими исследованиями Грин-Бей на территории нынешнего американского штата Висконсин . Николе родился в Нормандии , Франция, в конце 1590-х годов и переехал в Новую Францию в 1618 году. В том же году он был завербован Самуэлем де Шампленом , который устроил его жить с группой алгонкинцев, обозначенных как «Нация Остров», чтобы выучить родные языки, а затем работать переводчиком. [36] Туземцы быстро приняли Николе как своего, даже разрешив ему посещать советы и вести переговоры по договорам. В 1620 году Николе был отправлен установить контакт с ниписсингами , группой туземцев, сыгравших важную роль в растущей торговле мехом. Заработав себе хорошую репутацию, Николе был отправлен в экспедицию в Грин-Бей, чтобы заключить мирное соглашение с местными жителями. [37]
Медар Шуар де Гросейе (1618–1696) был французским исследователем и торговцем мехом в Канаде . В начале 1640-х годов де Гросейье переехал в Квебек и начал работать в Гуронии с миссиями иезуитов в этом районе. Там он обучился навыкам курьера леса и в 1653 году женился на своей второй жене Маргарите. [38] Ее брат, Пьер-Эспри Рэдиссон , также стал заметной фигурой в торговле мехом и часто упоминается в одном ряду с де Грозелье. Рэдиссон и де Гроссейе также путешествовали и торговали вместе, как они это делали на протяжении 1660-х и 1670-х годов. Вместе они исследовали запад, ранее неизвестные территории в поисках торговли. Столкнувшись с юридическими проблемами в Новой Франции из-за своей торговли, два исследователя отправились во Францию, пытаясь исправить свое юридическое положение. Когда эта попытка не удалась, пара обратилась к англичанам. Благодаря этой связи с англичанами и благодаря их значительным знаниям и опыту в этой области, этой паре приписывают создание компании Гудзонова залива . [39]
Пьер-Эспри Рэдиссон (1636–1710) был франко-канадским торговцем мехом и исследователем. Его жизнь как исследователя и торговца тесно переплетена с жизнью его зятя Медара де Гросейлье . Рэдиссон приехал в Новую Францию в 1651 году и поселился в Труа-Ривьер. [40] В том же году он был схвачен ирокезами во время охоты на уток. Хотя двое его товарищей были убиты во время этого обмена, туземцы сохранили Рэдиссону жизнь и усыновили его. [41] Благодаря этому усыновлению Рэдиссон выучил родные языки, которые впоследствии пригодились ему в качестве переводчика. На протяжении 1660-х и 1670-х годов он работал со своим зятем де Грозелье в различных торговых и исследовательских рейсах на запад континента. Большая часть жизни Рэдиссон в этот период связана с историей де Грозелье. Вместе им приписывают создание и формирование компании Гудзонова залива . [42]
Дэниел Грейсолон, сьер дю Лют (1639–1710) был французским солдатом и исследователем, который стал первым европейцем, который, как известно, посетил район, где сейчас расположен город Дулут, штат Миннесота, и истоки реки Миссисипи недалеко от Гранд-Рапидс. [43] В 1678 году Дю Лют отправился вести мирные переговоры с сиу, чиппева и другими племенами возле озера Верхнее. Его переговоры прошли успешно и были скреплены многочисленными межплеменными браками. [44] Свобода Дю Люта как курьера леса позволила ему исследовать невидимые земли. Дю Лют просил разрешения продолжить исследования, однако французский суд отказал ему. История исследований и ловли Дю Люта могла бы быть столь же успешной, как и история его соперника Рене-Робера Кавелье, сьера де ла Саль, если бы ему было дано разрешение продолжить.
[45] Жак Ла Раме (1784–1821)
Пьер де ла Верендри (1685–1749)
Луи-Жозеф де Ла Верендри и три его брата, сыновья упомянутых выше Верендри (1717–1761).
Франсуа Бэби (1733–1820)
Жак Бэби (1731–1789)
Гораций Беланжер (1836–1892)
Жан-Мари Дюшарм (1723–1807)
Доминик Дюшарм (1765–1853)
Люк Рог (1711–1784)
Жак де Нуайон (1668–1745)
Мартин Шартье (1655–1718) сопровождал Жолье и ЛаСаля, стал преступником и в конечном итоге торговал мехами в Теннесси, Огайо и Пенсильвании.
Питер Бисайон (1662–1742)
Жак Ле Торт (1651–1702)
Джеймс Ле Торт (1675–1742)
В литературе, телевидении и кино
[ редактировать ]1910 года Виктора Герберта В оперетте «Naughty Marietta» была маршевая песня мужского хора Tramp Tramp Tramp (Вдоль шоссе) , которая включала слова: «Сверкающие тропы вдоль дороги / Couriers de Bois are we» [так в оригинале]. (В некоторых более поздних версиях слова Риды Джонсон Янг заменены на «Мы — воины войны».)
В историческом романе Джеймса А. Миченера « » 1974 года Столетие и одноименном телевизионном мини-сериале NBC 1978–1979 годов канадский франко - красочный или французский метис , coureur des bois, из Монреаля , Квебек , Канада, по имени Паскинель, был завезен как один из первых пограничных горцев и охотников в 1795 году в Колорадо , испанская территория Верхняя Луизиана в Мексике , ныне современный штат Колорадо. Паскинель сыграл в мини-сериале американский телеактер Роберт Конрад . Вымышленный персонаж Паскинеля был во многом основан на жизни франкоязычных торговцев мехом Жака Ла Раме и Серана Сен-Врена .
В пародии 1990 года под названием «Ловцы» канадская комедийная труппа « Дети в зале» изображает двух охотников, Жака ( Дэйв Фоли ) и Франсуа ( Кевин Макдональд ), плывущих на каноэ через высотные офисы и кабинки, чтобы поймать бизнесменов в дизайнерских итальянских костюмах, пародия на этот момент канадской колониальной истории. [46]
В фильме «Выживший » (2015) режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту изображена группа нехарактерно жестоких, антииндийских курьеров леса в Северной Дакоте, что противоречило этим охотникам, принявшим культуру и образ жизни коренных американцев.
Телесериал 2016 года «Граница» рассказывает о торговле мехом в Северной Америке в Канаде конца 1700-х годов и рассказывает о Деклане Харпе, преступнике наполовину ирландце, наполовину кри , который ведет кампанию по нарушению монополии компании Гудзонова залива на торговлю мехом в Канаде. В этом реалистичном боевике, снятом в основном в Ньюфаундленде и Лабрадоре , Новой Шотландии и Онтарио , Канада, фигурируют несколько вымышленных курьеров леса. [47]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дащук, Джеймс (2013). Очистка равнин: болезни, политика голода и гибель аборигенов . Университет Реджайны Пресс. п. 15. ISBN 978-0-8897-7296-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Вена, Томас (2005). Мемуары о Новой Франции: От Франции к Новой Франции . Ренн: Press Universitaires de Rennes. стр. 179–186.
- ^ Жакен, П. (1996). Белые индейцы: французы и индейцы в Северной Америке, XVI-XVIII вв . Монреаль: Свобода выражения мнений. стр. 41 . ISBN 9782891116633 .
- ^ Жакен, П. (1996). Белые индейцы: французы и индейцы в Северной Америке, XVI-XVIII вв . Монреаль: Свобода выражения мнений. стр. 38 . ISBN 9782891116633 .
- ^ Экклс, У.Дж. (1983) [1969]. Канадская граница 1534–1760 (переработанная редакция). Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 0-8263-0705-1 . Проверено 5 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Грир, Аллан (1997). Жители Новой Франции . Торонто: Университет Торонто Press. п. 53.
- ^ Перейти обратно: а б Жакен, П. (1996). Белые индейцы: французы и индейцы в Северной Америке, 16-18 века . Монреаль: Свобода выражения мнений. стр. 105 . ISBN 9782891116633 .
- ^ Ланкотот, Гюлен (1997). История Канады . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. стр. 248–249.
- ^ Грир, Аллан (1997). Жители Новой Франции . Торонто: Университет Торонто Press. п. 18.
- ^ Уайт, Ричард (1991). Золотая середина: индейцы, империи и республики в районе Великих озер, 1650–1815 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 29 .
- ^ Перейти обратно: а б Дешен, Луиза (1992). Жители и торговцы в Монреале семнадцатого века . Квебек: Издательство Университета Макгилла-Куина. стр. 74 . ISBN 9780773561724 .
- ^ Колби, Чарльз В. (1908). Канадские типы старого режима: 1608–1698 гг . Нью-Йорк: Х. Холт и Ко, стр. 193 .
- ^ Перейти обратно: а б Подручный, Кэролайн (2006). Создание мира путешественников: путешественники и торговцы мехом в Северной Америке . Линкольн: Издательство Университета Небраски. стр. 22 . ISBN 9780803287907 .
- ^ «Курёр де Буа» . Хроники Америки . Проверено 11 февраля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Курёр де Буа: Мужество и каноэ» . Разведка, торговля мехом и компания Гудзонова залива . Canadiana.org. Архивировано из оригинала 27 февраля 2015 года . Проверено 5 октября 2015 г.
- ^ Дешен, Луиза (1992). Жители и торговцы в Монреале семнадцатого века . Квебек: Издательство Университета Макгилла-Куина. стр. 122 . ISBN 9780773561724 .
- ^ Жакен, П. (1996). Белые индейцы: французы и индейцы в Северной Америке, 16-18 века . Монреаль: Свобода выражения мнений. стр. 136 . ISBN 9782891116633 .
- ^ Воло, Джеймс М.; Воло, Дороти Деннин (2002). Повседневная жизнь на старой колониальной границе . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 176–177 . Проверено 5 октября 2015 г. .
- ^ Уайт, Ричард (1991). Золотая середина: индейцы, империи и республики в районе Великих озер, 1650–1815 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 110 .
- ^ Уайт, Ричард (1991). Золотая середина: индейцы, империи и республики в районе Великих озер, 1650–1815 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 107 .
- ^ Колпиттс, Джордж (2002). « Оживленные, как мы, коммерческими интересами»: коммерческая этнология и описания торговли мехом в Новой Франции, 1660–1760». Канадский исторический обзор . 83 (3). Торонто: Издательство Университета Торонто: 305–337. дои : 10.3138/CHR.83.3.305 . S2CID 162210581 .
- ^ Бержерон, Луи (7 апреля 2011 г.). «Штам туберкулеза, распространяемый в результате торговли мехом, свидетельствует о скрытом приближении эпидемий, говорят исследователи из Стэнфорда» . Новости Стэнфордского университета . Проверено 27 февраля 2012 г.
- ^ Ван Кирк, Сильвия (1977). « Женщины между ними: индийские женщины в обществе торговли мехом в Западной Канаде» . Исторические документы . 12 (1). Канадская историческая ассоциация: 42. doi : 10.7202/030819ar .
- ^ Уайт, Ричард (1991). Золотая середина: индейцы, империи и республики в районе Великих озер, 1650–1815 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 65 .
- ^ Жакен, П. (1996). Белые индейцы: французы и индейцы в Северной Америке, 16-18 века . Монреаль: Свобода выражения мнений. стр. 164 . ISBN 9782891116633 .
- ^ Уайт, Ричард (1991). Золотая середина: индейцы, империи и республики в районе Великих озер, 1650–1815 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 70 .
- ^ Перейти обратно: а б де Шарлевуа, Франсуа-Ксавье (1994). Журнал путешествия, совершенного по приказу короля в Северной Америке . Монреаль: Les Presses de l'Université de Montréal.
- ^ Ганьон, Серж (1982). Квебек и его историки с 1840 по 1920 годы . Монреаль: Дом урожая. стр. 87 . ISBN 9780887722134 .
- ^ Перейти обратно: а б Андрус-Джуно, Исура (1941). «Дэниел Грейсолон Дю Лют: Курёр де Буа» . Исторический журнал Висконсина . 24 (4): 425–429. ISSN 0043-6534 . JSTOR 4631411 .
- ^ Перейти обратно: а б Скальберг, Дэниел (1 апреля 1993 г.). «Вызов миссионерам: религиозные миры Новой Франции» . Журнал Винсентского наследия . 14 (1). ISSN 0277-2205 .
- ^ Гросс, Конрад (1990). «Курёр-де-Буа, путешественники и охотники: торговля мехом и появление игнорируемой канадской литературной традиции» . Канадская литература (127): 75–91. ISSN 0008-4360 .
- ^ «Coureurs des bois | Канадская энциклопедия» . www.thecanadianencyclepedia.ca . Проверено 24 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Слейтер, Сандра. «Торговцы мехом, путешественники, Coureur Des Bois: экономическая мужественность франко-канадского меха» . Журнал мужественности .
- ^ Сесил, Рамона. «Voyageurs and Coureurs de bois ~ Лодочники Старого Северо-Запада» . Проверено 24 марта 2023 г.
- ^ Юргенс, Ольга (1979) [1966]. «Брюле, Этьен» . В Брауне, Джордж Уильямс (ред.). Словарь канадской биографии . Том. Я (10.00–17.00) (онлайн-изд.). Университет Торонто Пресс . Проверено 5 октября 2015 г.
- ^ Баттерфилд, 28 лет. [ нужна ссылка ]
- ^ Хамельн, Жан (1979) [1966]. «Николле де Бельборн, Жан» . В Брауне, Джордж Уильямс (ред.). Словарь канадской биографии . Том. Я (10.00–17.00) (онлайн-ред.). Университет Торонто Пресс . Проверено 5 октября 2015 г.
- ^ Цезарь, 39 [ нужна ссылка ]
- ^ Фурнье 278 [ нужна ссылка ]
- ^ Нуте, [ нужна ссылка ]
- ^ Рэдиссон [ нужна ссылка ]
- ^ Нут, Грейс Ли (1979) [1969]. «Рэдиссон, Пьер-Эспри» . В Хейн, Дэвид (ред.). Словарь канадской биографии . Том. II (1701–1740) (онлайн-изд.). Университет Торонто Пресс . Проверено 5 октября 2015 г.
- ^ Зольтвани, Ив Ф. (1979) [1969]. «Грейсолон Дулхут, Дэниел» . В Хейн, Дэвид (ред.). Словарь канадской биографии . Том. II (1701–1740) (онлайн-изд.). Университет Торонто Пресс . Проверено 5 октября 2015 г.
- ^ «Биография - ГРЕЙСОЛОН ДУЛХАТ, ДЭНИЭЛЬ - Том II (1701-1740) - Канадский биографический словарь» . www.biographi.ca . Проверено 24 марта 2023 г.
- ^ «Биография - ГРЕЙСОЛОН ДУЛХАТ, ДЭНИЭЛЬ - Том II (1701-1740) - Канадский биографический словарь» . www.biographi.ca . Проверено 24 марта 2023 г.
- ^ Nerdist (02 февраля 2013 г.), TRAPPER - Kids in the Hall , заархивировано из оригинала 4 февраля 2013 г. , получено 24 апреля 2018 г.
- ^ «Вот и все! Frontier заканчивает съемки в Ньюфаундленде» . Новости ЦБК . Архивировано из оригинала 01 марта 2017 г. Проверено 01 марта 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Крейг, редактор. Иллюстрированная история Канады . Торонто: Lester & Orpen Dennys Ltd., 1987. ISBN 0-88619-147-5 .
- Дешен, Л. Жители и купцы Монреаля семнадцатого века . Монреаль, Que: Издательство Университета Макгилла-Куина, 1992.
- Жакен, П. Белые индейцы: французы и индейцы в Северной Америке, 16-18 века . Монреаль: Свобода выражения, 1996.
- Подручный, Кэролин. Создание мира путешественника: путешественники и торговцы в североамериканской торговле мехом . Торонто: Университет Торонто Press, 2006. ISBN 9780802094285 .