Баск из Кироги
почтенный Баск из Кироги | |
---|---|
![]() Васко де Кирога, член второй Аудиенсии и первый епископ Мичоакана | |
Рожденный | Баск из Кироги 1470 или 78 год |
Умер | 14 марта 1565 г. (86–94 года) |
Место захоронения | Базилика Богоматери здоровья , Пацкуаро , Мичоакан , Мексика |
Национальность | Корона Кастилии |
Альма-матер | Университет Саламанки [1] |
Род занятий | Епископ, судья, бюрократ |
Заголовок | Епископ Мичоакана |
Церковь | Костел |
Архиепископия | Мичоакан |
Видеть | Мичоакан |
Назначен | 18 августа 1536 г. |
Срок закончился | 14 марта 1565 г. |
Предшественник | Никто |
Преемник | Антонио Руис де Моралес и Молина , OS |
Заказы | |
Посвящение | 5 января 1539 г. Фрай Джон из Сумарраги , OFM |
Классифицировать | Епископ |
Святость | |
Праздник | 14 марта |
Почитается в | Костел |
Титул как Святой | почтенный |
Судья Real Audiencia Мексики | |
В офисе 10 января 1531 г. - 16 апреля 1535 г. | |
Президент | Себастьян Рамирес из Фуэнлеала |
Предшественник | Нуньо де Гусман из первой Audiencia |
Преемник | Антонио де Мендоса , вице-король Новой Испании |
Васко де Кирога (1470/78 – 14 марта 1565) [2] был первым епископом Мичоакана oidores , Мексика , и одним из судей ( . ) во второй Real Audiencia Мексики — высоком суде, который управлял Новой Испанией — с 10 января 1531 года по 16 апреля 1535 года
Имея опыт работы юристом и судьей, он был назначен судьей второй Audiencia после провала первой Audiencia. В качестве ойдора он проявлял большой интерес к восстановлению порядка в районе Мичоакана, разрушенном восстаниями и беспорядками. Он применил стратегию объединения коренного населения в объединенные больничные города под названием Republicas de Indios , организованные по принципам, заимствованным из Томаса Мора утопии . Целью этой политики было научить индейцев ремеслу и привить им христианские ценности и образ жизни. Он основал несколько таких больниц: Санта-Фе-де-Мехико недалеко от города Такубая в долине Мехико и Санта-Фе-де-ла-Лагуна недалеко от Пацкуаро , Мичоакан , и Санта-Фе-дель-Рио недалеко от Ла-Пьедада , Мичоакан .
Благодаря его вкладу в защиту индейцев наследие Васко де Кироги признано в Америке и Испании и даже почитаемо в католической церкви . [3] [4]
Предыстория и жизнь в Европе
[ редактировать ]Васко де Кирога родился в дворянской семье в Мадригал-де-лас-Альтас-Торрес , Кастилия . Его семья имела галицкое происхождение. Его брат Альваро стал отцом Гаспара де Кирога-и-Вела , впоследствии кардинала Толедо. [5] : 11 Традиционно годом его рождения считается 1470, поскольку традиция гласит, что в год смерти ему было 95 лет. Недавние биографы предпочитают более позднюю дату, около 1478 года, из-за свидетельства самого Кироги о том, что в 1538 году ему было 60 лет. [6] [5] : 8
Кирога изучал право, а затем теологию. Он изучал каноническое право , вероятно, в Вальядолиде . [5] : 10–11 или в Саламанке ок. 1520. [1] [7] [ нужен лучший источник ] Он работал летрадо - королевским юристом на юге Испании и судьей в Оране в Алжире с ок. 1520–1526. После возвращения из Африки он некоторое время оставался при королевском дворе, где, по документам, он датирован 1528 годом. У него определенно были сильные связи, такие как дружба с Хуаном Берналем Диасом де Луко, который был членом Совета Индий. и с кардиналом Толедо Хуаном Таверой. Вероятно, именно по этой причине ему предложили должность оидора (судьи) во второй Аудиенсии Новой Испании, когда Индийский совет был вынужден распустить первую в 1530 году. [5] : 18–22 Президентом этой второй Audiencia был епископ Себастьян Рамирес де Фуэнлеаль , а другими членами были Кирога, Хуан де Сальмерон , Алонсо де Мальдонадо и Франсиско Сейнос . Они начали править Мехико в 1531 году.
Как член Audiencia
[ редактировать ]Кирога основал больницу-пуэбло Санта-Фе (Мехико) на свои деньги. Это была его первая попытка построить утопию по модели сэра Томаса Мора . Он обратил многих коренных жителей в христианство. президента первой Audiencia Нуньо Бельтрана де Гусмана Он заседал в трибунале, который приказал вернуть в Испанию в цепях . Кирога и другие ойдоры второй Аудиенсии также провели суд над Хуаном Ортисом де Матьенсо и Диего Дельгадильо , ойдоресами первой Аудиенсии.
Когда недавно завоеванные индейцы чичимек Мичоакана восстали в 1533 году, Кирога был отправлен в эту провинцию в качестве посетителя (инспектора). Хотя ойдор Васко де Кирога находился под влиянием недавно опубликованной «Утопии» Томаса Мора (1516 г.), он, вероятно, читал экземпляр, принадлежащий епископу Хуану де Сумарраге , который сейчас хранится в библиотеке Техасского университета в Остине .
В 1535 году вторая Аудиенсия передала свои правящие полномочия первому наместнику Новой Испании Антонио де Мендосе .
Информация в праве
[ редактировать ]
« Información en Derecho » — самое длинное произведение, написанное рукой Васко де Кироги, о котором нам известно; он датирован июлем 1535 года в Мексике. Частично это было ответом на отмену Короной предыдущего запрета на порабощение коренного населения. Он содержит подробный анализ правовых и этических проблем, касающихся рабства в Америке, и включает рекомендации по новой политике по отношению к индейцам, основанной на модели, изложенной в « » Томаса Мора Утопии .
С 1530 года вторая аудиенсия действовала в соответствии с королевским указом 1530 года, запрещавшим всякое дальнейшее порабощение индейцев, которое ранее разрешалось только во время войны или путем покупки индейцев, которые уже были рабами. В 1534 году Корона отреагировала на призывы колонистов, которые утверждали, что им нужен рабский труд, чтобы продолжать получать прибыль, отменив этот закон и снова легализовав ограниченную форму рабства. Выдвинутый аргумент заключался в том, что индейцы в последнее время стали неуправляемыми, что больше нет причин для « справедливой войны » и что уже порабощенные индейцы выиграют от христианских хозяев, а не от индийских. [5] : 30–31
В журнале Información en Derecho адвокат Васко де Кирога привел сложную юридическую аргументацию, опровергающую обоснование этого королевского указа. Письмо, вероятно, было адресовано его другу Берналю Диасу де Луко, члену Совета Индии. Он утверждал, что у индейцев не было рабства в европейском понимании и что, следовательно, не было класса уже порабощенных индейцев, которого могли бы купить испанцы, и что допускать это было, следовательно, несправедливо.
Он утверждал, что правильный способ избежать проблем с неуправляемыми туземцами - это собрать их в общины, где их можно будет лучше контролировать и администрировать, а также прививать христианской вере и испанскому образу жизни. Он предложил, чтобы эта система общин основывалась на организационных принципах, изложенных в «Утопии» Томаса Мора.
Как и в «Утопии» Мора, основной социальной ячейкой будет семья, возглавляемая « падре семьи » Мора », что соответствует « Отцу семьи . Каждые тридцать семей будут контролироваться « юрадо », соответствующим офису Мора «Сифогрант». Над каждыми десятью хурадо должен был стоять регидор, соответствующий должности Мора « транибор » или « филарх ». На вершине иерархии должны были стоять два alcaldes ordinarios и « tacatecle », соответствующий утопическому принцу. Все эти должности должны были занимать местные жители. Высшую должность в городе — «коррехидора» — будет занимать испанец, назначаемый аудиенцией. [5] : 34–35
Вместе с Informationación en derecho Де Кирога также прислал свой собственный перевод на испанский язык «Утопии Мора» (написанный на латыни), но этот документ утерян.
Как епископ Мичоакана
[ редактировать ]В 1536 году Де Кирога был назначен первым епископом вновь созданной епархии Мичоакана. Он был номинирован президентом Второй Аудиенсии, епископом Санто-Доминго Себастьяном Рамиресом Фуэнлеалом после того, как первый кандидат Фрай Луис де Фуэнсалида отказался от этой чести. Император и Папа одобрили это назначение, и в 1537 году назначение было официально оформлено; в 1538 году он вступил в должность. [5] : 85–87 Он оставался в Мичоакане в качестве пастора и защитника индейцев большую часть оставшейся жизни.
В качестве епископа он перенес резиденцию епископства из Цинцунцана в Пацкуаро . В Пацкуаро он основал собор и семинарию Сан-Николас. Он работал над сбором индейцев в крупных городах возле озера Пацкуаро в центре территории Пурепеча , недавно разоренной Бельтраном де Гусманом. Используя » Томаса Мора , в качестве модели «Утопию здесь индейцев должны были обучать религии, ремеслам и основам самоуправления. Каждый город должен был стать центром промышленности. Каждый человек работал по шесть часов в день и вносил равный вклад в общее благосостояние. Постепенно он осознал необходимость ограничения масштабов своих планов, которые он надеялся применить по всей колонии, меньшей территорией, находящейся под его юрисдикцией, отчасти потому, что его личные средства не были безграничны.
Усилия Кироги оказались очень успешными, и говорили, что члены его паствы очень любили его. Он был известен им как Тата Васко (Отец Васко).
Карл V запретил порабощение побежденных подданных, но в 1534 году он отменил этот запрет, по крайней мере, в той мере, в какой разрешил рабство туземцев, захваченных в «справедливой войне». Когда Кирога узнал об этом, он написал Карлу свою знаменитую «Información en derecho» (1535 г.), в которой решительно осудил энкомендеро , заявив, что они не принимают туземцев как людей, а только как животных.
В 1545 году Кирога отправился в Испанию для участия в Тридентском соборе , но его корабль был поврежден, и он был вынужден вернуться в Новую Испанию. Он снова уехал в 1547 году и присутствовал на некоторых заседаниях совета. Он взял с собой несколько индейцев и представил их суду. Находясь в Испании, император и Индийский совет часто обращались к нему за советом по колониальным вопросам.
Он вернулся в Новую Испанию в 1554 году. Во время остановки в Санто-Доминго он получил саженцы бананов, которые завез в Мичоакан. [ нужна ссылка ] В 1555 году он участвовал в работе Первого мексиканского провинциального совета . [8]
Он умер в возрасте 90 лет в середине марта 1565 года. Традиция гласит, что тогда он находился с пастырским визитом в Уруапане, но источники утверждают, что это было скорее в городе Пацкуаро. Он завещал свои больницы заботе и защите ректора колледжа Сан-Николас. Его тело похоронено в базилике Пацкуаро.
Последняя воля
[ редактировать ]Завещание Васко де Кироги датировано 24 января 1565 года — за два месяца до его смерти. Здесь Кирога изложил свою волю в отношении будущего функционирования созданных им учреждений, в том числе Коллегии Сан-Николас. В завещании было установлено, что потомки индейцев Пацкуаро, участвовавшие в строительстве коллегии, должны были получить там бесплатное образование. Он также предусмотрел будущее расходование доходов от своих больниц пуэбло: часть будет вложена в ежемесячные мессы в память о его родителях, а другие будут использованы на заработную плату опекунам пуэбло, а также ректорам и монахам коллегии. Его 626 книг завещаны Коллегии Сан-Николас. Он также заявил, что все рабы, которыми он владел, должны были быть освобождены после его смерти. [9] : 107–13
Его наследие
[ редактировать ]Навыки, которые он привил Пурепеча региона Пацкуаро, были переданы их потомкам, которые сегодня считаются одними из самых опытных мастеров Мексики. Тата Васко обучал своих учеников различным дисциплинам. Его метод специализации сообщества продолжается и по сей день: Парачо производит гитары, Цинцунцан керамику , медные изделия Санта-Клары и Нурио . тканые шерстяные ткани [ нужна ссылка ]
есть университет, названный в его честь В Морелии , штат Мичоакан, . Мигель Берналь Хименес написал оперу «Тата Васко » в ознаменование своего четвертого столетия со дня рождения. Премьера состоялась в Пацкуаро в феврале 1941 года.
Он считается основателем города Ирапуато Мексике в . [10]
Сочинения
[ редактировать ]- « Юридическая информация от г-на Кироги о некоторых положениях Королевского совета Индии ». Под редакцией Паулино Кастаньеда Дельгадо. Мадрид: издания Хосе Порруа Туранзас, 1974.
- « Ordenanzas de Santa Fe de Vasco de Quiroga » / введение, палеография и примечания Дж. Бенедикта Уоррена Морелии, Мексика: Fimax, 1999.
- « Завещание Обиспо Васко де Кироги » / введение, палеография и примечания Дж. Бенедикта Уоррена Морелии, Мексика: Fimax, 1997
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Дон Васко де Кирога» . Университет Васко де Кирога . 2020 . Проверено 18 июня 2022 г. Кавычки Перейра, Карлос (1973). Краткая история Америки . Мехико: Национальная редакция. п. 338.
- ^ Вуд, Стефани (1996), «Васко де Кирога», Энциклопедия латиноамериканской истории и культуры , том. 4, Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, с. 515
- ^ Новости Ватикана (22 декабря 2020 г.). «Папа продвигает причины канонизации публикацией указов» . Новости Ватикана . Проверено 13 февраля 2021 г.
- ^ Сотрудники Forbes (22 декабря 2020 г.). «Папа открывает путь к беатификации Васко де Кироги» . Forbes Mexico (на испанском языке) . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Уоррен, Финтан Б. (1963). Васко де Кирога и его больницы пуэбло в Санта-Фе . Вашингтон, округ Колумбия: Академия американской истории францисканцев.
- ^ Верастик, Бернардино (2000). Мичоакан и Иден: Васко де Кирога и евангелизация Западной Мексики . Издательство Техасского университета. п. 87.
- ^ «Биография Васко де Кироги, Таты Васко и других» . Держатель книги . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ Дюссель, Энрике (1981). История церкви в Латинской Америке: от колониализма к освобождению (1492–1979) . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 56. ИСБН 978-0-8028-2131-7 .
- ^ Гомес Эрреро, Фернандо (2001). Хорошие места и не-места в колониальной Мексике: Васко де Кирога (1470-1565) . Университетское издательство Америки и издание Reichenberger.
- ^ «История Ирапуато» . Энциклопедия муниципалитетов Мексики . Архивировано из оригинала 20 марта 2012 г. Проверено 22 марта 2007 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Агуайо Спенсер, Рафаэль. Дон Васко де Кирога: Документы . Мехико, 1939 год.
- ———. Дон Васко де Кирога: Чудотворец общественной организации . Мехико: Oasis Editions, 1970.
- Арсе Гарголло, Пабло (2007). Баск из Кироги. Светский юрист. Биография и библиографический справочник . Порруа/Панамериканский университет. ISBN 978-97-007-7536-4 .
- Арриага Очоа, Антонио. Дон Васко де Кирога и город Пацкуаро . Мехико: Editorial Libros de México, 1978.
- Батайон, Марсель (1952). «Васко де Кирога и Бартоломе де лас Касас». Журнал американской истории (33): 83–95. JSTOR 20138157 .
- Бертран, Мишель (2002). «Мечтатели утопий в испанской Америке XVI века». Каравелла (78): 57–66. дои : 10.3406/carav.2002.1349 . JSTOR 40854848 .
- Бирманн, Бенно (1969). «Дон Васко де Кирога и его трактат «De debellandis Indis (II)» ». Мексиканская история . 18 (4): 615–622. JSTOR 25134777 .
- Калленс, Пол Л. Тата Васко: великий реформатор шестнадцатого века . Мехико: Редакционный Джус, 1959.
- Каррильо Касарес, Альберто. 2003. Васко де Кирога. Страсть к закону . Колледж Мичоакана - Архиепископия Морелии - Университет Сан-Николас-де-Идальго, Морелия (Мичиган)
- Кастеньяда Дельгадо, Паулино. Дон Васко де Кирога и его «Сведения о праве» . Хосе Порруа Турансас, Книжный магазин-Редакция SA. 1974. ISBN 978-84-7317-046-8 .
- «Исправления и дополнения к« Еще кое-чему о Васко де Кироге » ». Мексиканская история . 39 (2): 561. 1989. JSTOR 25138293 .
- Фернандес, Хустино и Эдмундо О Горман. Святой Томас Мор и утопия Томаса Мора в Новой Испании . Мехико: Алькансия, 1937 год.
- Гомес Эрреро, Фернандо (2001). Хорошие места и не-места в колониальной Мексике: Васко де Кирога (1470-1565) . Университетское издательство Америки и издание Reichenberger.
- Жарнес, Бенджамин. Дон Васко де Кирога, епископ Утопии . Мехико, 1942 год.
- Криппнер-Мартинес, Джеймс (2000). «Вызов Тато Васко»: Васко де Кирога, восемнадцатый-двадцатый века». Америки . 56 (3): 1–28. дои : 10.1017/S0003161500029503 . JSTOR 1007586 . S2CID 147446731 .
- Криппнер-Мартинес. Перечитывая завоевание: власть, политика и история раннего колониального Мичоакана, Мексика, 1521–1565 гг . Пенн Стейт Пресс 2001.
- Лакас, М.М. Организатор социального обеспечения в Новой Испании шестнадцатого века: дон Васко де Кирога, первый епископ Мичоакана . Америка, Vol. 14, № 1 (июль 1957 г.), стр. 57–86.
- Литц, Пол С. Васко де Кирога: Оидор стал епископом . Mid-America 32 (1936): 13–32.
- ———. Васко де Кирога, социолог Новой Испании . Mid-America 32 (1936): 247–259.
- Мартин Эрнандес, Франциско (2004). Дон Васко де Кирога, защитник индейцев . Папский университет Саламанки. Служба публикаций. ISBN 978-84-7299-598-7 .
- Мендес Арсео, Серхио. Вклад в историю дона Васко де Кироги . Апсида 5 (1941): 59–68, 196–208.
- Миранда, Франциско. 2006. Васко де Кирога. Универсальный самец . Джус, Мексика.
- Морено, Хуан Хосе. Фрагменты жизни и добродетелей В. Ильмо. и доктор Дон Васко де Кирога, первый епископ Святого Кафедрального собора Мичоакана и основатель Королевского и примитивного колледжа Св. Николаса Обиспо в Вальядолиде, 1766 г. Под редакцией Хорхе Диеса Гонсалеса Косио. Морелия, Мексика: напечатано из графических мастерских правительства штата, 1965 год.
- Несвиг, Мартин (2005). «Недавние работы о ранней Западной Мексике и возрождении черной легенды». Журнал социальной истории . 39 (2): 531–538. дои : 10.1353/jsh.2005.0155 . JSTOR 3790781 . S2CID 145454630 .
- Пеллисер, Карлос. Дон Васко де Кирога и городские больницы . Койоакан, Мексика: Monroy Padilla Editions, 1968.
- Понсе, Мануэль, изд. Дон Васко де Кирога и архиепископство Морелии . Мехико: Редакционный Джус, 1965.
- Риос Ланц, Эрнесто; Риос Салай, Адальберто (2007). Маршрут Дона Васко . Редакция Лунверга. ISBN 978-84-9785-430-6 .
- Серрано Гассент, Пас (2001). Васко де Кирога: утопия и закон в завоевании Америки . Фонд экономической культуры Испании. ISBN 978-84-375-0506-0 .
- Роблес Диосдадо, Хуан (2003). Васко де Кирога, мирянин-миссионер: Мексика с. XVI . Издательство Сантос. ISBN 978-84-95405-23-4 .
- Тена Рамирес, Фелипе. Васко де Кирога и его города Санта-Фе в XVIII и XIX веках . Мехико: редакция Порруа, 1977.
- Велайос Сурдо, Оскар (1992). Васко де Кирога: забвение и прославление . Учреждение Великого герцога Альбы. ISBN 978-84-86930-56-1 .
- Верастик, Бернардино. 2000. Мичоакан и Иден: Васко де Кирога и евангелизация Западной Мексики . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 0-292-78737-5
- Уоррен, Финтан Б. (1963). Васко де Кирога и его больницы пуэбло в Санта-Фе . Вашингтон, округ Колумбия: Академия американской истории францисканцев.
- Завала, Сильвио . 1955. Сэр Томас Мор в Новой Испании: утопическое приключение эпохи Возрождения , Лондон, Дом Каннинга.
- ———. 1995. Идеология Васко де Кироги . Мексика, DF: Colegio de México, Центр исторических исследований: Colegio Nacional,