Цинцунцан (Мезоамериканский памятник)
Цинцунцан был церемониальным центром доколумбовой столицы Пурепеча одноименной . Название происходит от Пурепеча слова Ц'инцунцани , что означает «место колибри». [1] [2] Объект включает в себя не менее 1000 археологических объектов на площади не менее 1075 гектаров. [3]
После пребывания в Пацкуаро в первые годы существования Империи Пурепеча, в середине 15 века власть в Цинцунцане консолидировалась. Империя продолжала расти и сдерживать нападения соседней империи ацтеков , пока не прибыли испанцы . Не желая терпеть разрушения, которые совершила столица ацтеков Теночтитлан , император в этом городе сдался испанцам. [4] В конце концов, большая часть этого места, и особенно пять отдельных круглых пирамид, называемых якатас, были разрушены, а город почти полностью заброшен. [5]
Из-за отсутствия интереса к старому доминиону Пурепеча раскопки на этом месте начались только в 1930-х годах. [4] Его крупнейшее сооружение — пять пирамид яката , которые выстраиваются в линию с видом на озеро Пацкуаро . Другой — большая Большая платформа, вырытая в склоне холма, на которой стоят яката и другие постройки. [1] Сегодня это место по-прежнему используется для проведения таких мероприятий, как Культурный фестиваль Фин-де-Аньо. [6]
Столица Империи Пурепеча
[ редактировать ]Цинцунцан был столицей империи Пурепеча , когда в 1522 году сюда прибыли испанцы. [7] Поскольку эти люди не оставили письменных записей, все, что мы знаем об этом городе и его империи, основано на испанских писаниях и археологических свидетельствах. [4] [8] Главный испанский документ называется « Связь церемоний и обрядов, населения и управления индейцами Мичоакана» , написанный Херонимо де Алькала на основе того, что ему рассказала элита Пурепеча в 1539 году. [9] Другие сочинения, в которых упоминается столица, включают четвертое письмо Эрнана Кортеса в 1524 году, «Информация дона Васко де Кироги о месте его соборной церкви», 1538 года, «Любопытный трактат и знаток вещей Новой Испании» Антонио де ла Сьюдад-Реаль в 1590 году «Географические отношения; «Хроника ордена нашего серафического отца Сан-Франциско, провинции Сан-Педро и Сан-Пабло-де-Мечоакан в Новой Испании» Алонсо де ла Реа XVII века и «Хроника провинции святых апостолов Сан-Педро и Сан-Франциско» Пабло де Мичоакан» Пабло Бомонта. [10]
По ряду причин происхождение Пурепеча окутано тайной. Большая часть культуры Пурепеча сильно отличается от других мезоамериканских культур. Язык пурепеча имеет больше общего с зуни на юго-западе США и кечуа в Перу и не связан ни с одним другим мезоамериканским языком. [4] В сборнике рассказов старейшин Пурепеча, составленном Джеромимо де Акала, говорится, что эти люди мигрировали в район озера Пацкуаро, создавая союзы между людьми, которые уже были здесь. В конце концов, они стали доминирующей группой и основали свой город Цинцунцан. [11] Согласно собранным данным, народ Пурепеча, возможно, начал доминировать в районе озера Пацкуаро еще в 1000 году нашей эры, но определенно к 1250 году. [4]
Традиционная история Пурепеча гласит, что примерно в 1325 году король, воин и герой Тарикури объявил себя господином и сделал Пацкуаро своей столицей. Его племянники были отправлены править соседними Иуацио и Цинцунцаном, и эти двое начали совершать военные завоевания из этих пунктов. За это время расширения сфера влияния переместилась из Пацкуаро в Цинцунцан, который приобрел достаточно политического господства, чтобы взять под свой контроль другие города. На протяжении большей части истории империи население Цинцунцана было как минимум в пять раз больше, чем в любом другом городе, что составляло около 36 процентов от общей численности населения бассейна Пацкуаро. [12] Около 1440 года империя была консолидирована, и в Цинцунцане была основана административная бюрократия. Между ними произошло дальнейшее расширение империи. [4]
Датой основания города Цинцунцан, скорее всего, является 1450 год, в поздний постклассический период . [11] Традиционная история Империи XIV и XV веков неясна, поскольку, если верить ей, и Тарикури, и его племянники правили более девяноста лет. Записи совершенно ясно показывают, что консолидация империи началась в середине 15 века, когда появилось государство-данник. Бюрократия была сосредоточена в Цинцунцане, и империя расширилась за пределы района озера Пацкуаро с 1440 по 1500 год. Это привело к очень смешанному этническому составу империи, включая саму столицу, где только десять процентов населения территории озера были этнически пурепеча. . [4] От 25 до 35 процентов населения составляли элиты, их слуги и местные специалисты-ремесленники. [12] Политическая, экономическая и религиозная жизнь контролировалась из Цинцунцана. Участок расположен на склоне холма Яуарато, откуда открывается вид на большую часть озера Пацкуаро и его берега. Холм защищал это место от нападения. [13] Доиспанский город Цинцунцан простирался от озера Пацкуаро до холмов на востоке, и на момент прибытия испанцев в 1520-х годах его население составляло от 25 000 до 30 000 человек. [2] [14] Власть Пурепеча распространялась на обширную часть территории нынешней центрально-западной Мексики, включая территорию нынешнего штата Мичоакан и части современных Гуанахуато , Герреро и Халиско . штатов [13] Несмотря на то, что на момент завоевания испанцами Теночтитлана город был столицей второй по величине империи в Мезоамерике, город сдался испанцам без боя. Для этого есть две вероятные причины. Еще до прибытия самих испанцев эпидемии их болезней, таких как оспа и корь, серьезно повлияли на население Пурепеча и, вероятно, убили императора. Был поспешно установлен новый молодой император, у которого было мало политического опыта и который надеялся обойти испанское правление и избежать участи Теночтитлана – полного разрушения. Эта надежда закончилась, когда некоторые испанские администраторы, действуя без разрешения короны, сожгли его на костре. [4]
Цинцунцан стал первой столицей новой испанской провинции Мичоакан в 1520-х годах, и сюда прибыли францисканские монахи , чтобы проповедовать народ Пурепеча. Их монастырский комплекс был построен частично из камней, взятых из пяти пирамид яката церемониального центра. К 1530-м годам столица была перенесена в Пацкуаро, и население Цинцунцана резко сократилось, пока он практически не был заброшен. [5]
Описание сайта
[ редактировать ]Археологический памятник Цинцунцан в основном был церемониальным центром. Он расположен на большой искусственной платформе, выкопанной на холме Яуарато, с видом на озеро Пацкуаро с северо-восточного берега. Церемониальный центр включает в себя большую площадь и несколько зданий, в которых, как известно, жили священники и знать, но главной достопримечательностью являются пять яката или полукруглых пирамид, обращенных к озеру. [1] [5] Этот церемониальный центр назывался Тариаран, или «Дом Ветра». [14] Археологический объект был также оборонительным укреплением и религиозным центром. [5]
В этом церемониальном центре король, или « казончи », выполнял функции представителя главного бога Курикауэри. Его основными обязанностями были завоевания во имя бога и обеспечение дровами вечных огней главных храмов. Здесь приносилось большое количество человеческих жертвоприношений, обычно военнопленных. Эти принесенные в жертву пленники считались посланниками богов и почитались как таковые. Когда было принято решение о начале войны, здесь зажигались огромные костры, которые затем размножались жрецами в восьми других административных центрах империи. [4] Все 91 поселение в бассейне озера Пацкуаро могли видеть эти пожары и знали, что нужно готовиться к войне. [4]
В Цинцунцане находится самое большое из монументальных сооружений королевства Пурепеча. Двумя наиболее впечатляющими сооружениями здесь являются пять пирамид яката и Большая платформа, на которой они покоятся. [4] Все они видны и датируются вторым этапом заселения этого места. Первый этап представлен меньшими структурами пирамидального типа, обнаруженными под якатами . [11] Большая платформа представляет собой большую плоскую поверхность размером 450 на 250 метров. [2] раскопаны на склоне холма, на котором покоятся пирамиды яката и другие сооружения. [4]
В передней части платформы, обращенной к озеру Пацкуаро, расположены пять пирамид яката , выстроенные в ряд примерно с севера на юг. В отличие от ацтеков или майя пирамид , эти сооружения имеют округлую, а не квадратную форму. Пять структур имеют форму замочной скважины и соединены между собой сзади ступенчатыми пирамидальными платформами. Ядро каждого из этих сооружений представляет собой нагромождение щебня, которое затем было облицовано каменными плитами, украшенными спиралями, кругами и другими геометрическими узорами и петроглифами. [2] Эти подогнанные каменные плиты похожи на каменную кладку, которую использовали инки в Южной Америке. Еще одним отличием этой и других архитектур Пурепеча является то, что никогда не было обнаружено никаких следов лепнины. [1] [4]
На каждой из якат стоял деревянный храм, в котором происходили важнейшие обряды народа и правительства Пурепеча, включая захоронения, которых было найдено около шестидесяти. [14] Раскопанные захоронения содержат богатый погребальный инвентарь и, вероятно, принадлежат царям и первосвященникам. [2] [4] Три яката остались нереконструированными. [15]
Яката были построены на более старых, более традиционных пирамидальных сооружениях на первом этапе заселения этого места. [15] Между Якатас 3 и 4 были вырыты проемы в Большую платформу, чтобы обнажить некоторые из этих построек, которые включают три лестницы и часть круглой стены. [1] За пятью якатами находится огромная площадь с несколькими постройками поменьше. На платформе жила только религиозная и политическая элита, их слуги и их охрана. Здесь проводились ритуалы, посвященные различным богам, солнцу и луне, а также такие события, как равноденствия. [15] В северном конце платформы находится Эль-Паласио или здание B, которое было исследовано в 1940-х и 1980-х годах, и содержит несколько захоронений монархов и первосвященников. [1] Это был королевский дворец или, возможно, жилой район элитных священников. [16] Во дворце была комната, предназначенная для хранения голов погибших в бою врагов. [15] Здание Е расположено посреди небольшого леса на платформе. Он использовался для хранения предметов дани. Внутри этого здания есть свидетельства оккупации в ранние колониальные времена. [1]
Цинцунцан состоял из отдельных кварталов, насчитывавших около 40 округов, в каждом из которых проживало по 25 семей. Простолюдины, составлявшие большинство населения, жили в небольших домах. Они занимались сельским хозяйством, а также производили товары народного потребления в жилых мастерских. Их рынок, скорее всего, собирался ежедневно и на нем продавались как местные, так и импортные товары, однако его местоположение не было определено. [17]
Музей археологической зоны Цинцунцан был открыт в 1992 году, основная цель которого - экспонировать предметы из этого места. В музее имеется один зал, в котором выставлены религиозные, декоративные и утилитарные предметы. Здесь представлены графики, относящиеся к истории губернаторов империи, а также карта современного Мичоакана с указанием мест происхождения отображаемых объектов. Музей предлагает экскурсии и продажу публикаций и репродукций артефактов. [18]
Раскопки сайта
[ редактировать ]В отличие от ацтеков и майя, древние пурепечанцы оставили мало монументальной архитектуры. Города не были сколько-нибудь существенно укреплены, а дороги практически не имели покрытия. только две площадки для игры в мяч На территории старой империи известны , ни одной из них нет в столице. До сравнительно недавнего времени эти люди мало интересовали археологов, антропологов и историков. Высказывались даже сомнения в том, что у пурепечанцев когда-либо было государственное общество. Однако недавние исследования показали, что древний Пурепеча имел обширную империю, уступавшую по территории только ацтекам, и сложную культуру, во многом не похожую ни на одну другую в Мезоамерике. [4]
Первые современные упоминания о якатах Цинцунцана относятся к трудам Бомонта (1855 г.), когда Цинцунцан впервые был идентифицирован как столица древнего государства Пурепеча. [11] [19] Первым полевым исследованием здесь был Николас Леон в 1888 году. Он обрисовал основные характеристики зданий и кратко рассказал историю этого места, подчеркнув события, которые привели к разрушению древнего города. [11] Однако раскопки на этом месте не проводились до 1930-х годов. [14]
Территория, которая сейчас открыта для публики, является первой территорией, которая была раскопана и реконструирована в конце 1930-х годов. В 1930 году Касо и Ногера начали первые официальные раскопки в Цинцунцане. Их работа оказалась сложной из-за состава почвы, который затруднял определение слоев памятника и его хронологию. [11]
В 1937 году в течение одиннадцати сезонов на объекте начались работы по его расчистке, укреплению и реконструкции основных архитектурных элементов. Параллельно с этой работой проводились и другие исследования. Эту работу возглавил Альфонсо Касо, и она была сосредоточена на Якате номер 5, а также на консолидации северного конца линии яката . В течение сезона 1938 г. была предпринята дальнейшая консолидация, а также раскопки захоронений и попытка установить хронологию заселения по слоям. Яката 5 была очищена, а также обнаружены здания А (колониальные времена) и здания Б. С 1940 по 1946 год было завершено строительство Яката 5 и были раскопаны здания B и C. В поддержку изучения керамики здесь были проведены топографические и пластовые исследования. Раскопки захоронений были завершены, и была исследована прямоугольная территория между Якатас 4 и 5, а также прямоугольная территория возле Яката 1. С 1962 по 1968 год эту территорию исследовал доктор Пинья Чан. Были реконструированы фасад Яката 1 и стена, ограничивающая Большую платформу. Обнаружено здание колониальной эпохи (корпус D), алтарь в корпусе B и Яката 5 была раскопана, чтобы определить, как она была построена. Был исследован район Санта-Ана, расположенный перед пирамидами яката дополнительные реконструкции яката , и были проведены и стен. В 1970-х годах была составлена подробная карта этого места, основанная как на археологических раскопках, так и на исторических записях. Церемониальная площадь и периметр, а также Якатас 2 и 3 были изучены последними. Также было обнаружено и исследовано здание Е, складское помещение. За периметром была обнаружена обсидиановая мастерская с жилыми помещениями. [11]
В последний раз этот район изучал Эфраин Карденас в 1992 году. Северо-западный фасад Великой платформы был восстановлен и построен музей. [11]
Сайт сегодня
[ редактировать ]Яката . считаются одним из самых символичных мест этого региона [19] Здесь проводится ежегодный фестиваль «Культура де Фин де Аньо», на котором коренные общины вокруг озера Пацкуаро демонстрируют свою культуру, в основном через песни и танцы. Ежегодное мероприятие спонсируется местным муниципалитетом , другими озерными общинами, а также государственным министром туризма. Это происходит в конце декабря между Рождеством и Новым годом. Некоторые из традиционных танцев, которые проводятся, включают Danza del Pescado, Danza de los Moros, Danza de los Tumbies и Pescador Navegante. Вечером проводятся игры с мячом Пурепеча (уарукуа), в которых мяч поджигают и используют клюшки, подобные тем, которые используются в хоккее. Настоящий Новый год Пурепеча приходится на начало февраля. [6]
Религия на земле
[ редактировать ]Цинцунцан — одно из немногих мест в Мексике, где католицизм — не единственная крупная религия, которая остается доминирующей с тех пор, как коренные жители покинули этот район. Евангелисты и другие протестантские конфессии обратились в свою веру за последние пятьдесят лет. Самая известная церковь, до сих пор сохранившаяся в Цинцунцане, — это монастырь Сан-Франциско ; две открытые часовни привлекают туристов, интересующихся религиозной историей страны.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Цинцунцан» (на испанском языке). Мексика: ДОМА . Получено 2 , декабря
- ^ Перейти обратно: а б с д и Карраско 2001, с. 279.
- ^ Персонал, МНД (31 мая 2022 г.). «LiDAR раскрывает новые данные о древнем городе Пурепеча размером с Мичоакан» . Мексиканские новости ежедневно . Проверено 17 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Адкинс, Джули. «Мезоамериканская аномалия? Государство тарасков до завоевания» . Даллас, Техас: Южный методистский университет. Архивировано из оригинала 19 декабря 2009 года . Проверено 2 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Цинцунцан, «lugar de colibríes» » [Цинцунцан, место колибри] (на испанском языке). Мексика: El oficio de historiar . Проверено 25 ноября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дон, Эрик (26 декабря 2008 г.). «Лас Якатас де Цинцунцан, место проведения Культурного фестиваля Фин де Аньо» [Яката Цинцунцан, место проведения Культурного фестиваля конца года]. Ла Хорнада де Мичоакан (на испанском языке). Морелия, Мексика . Проверено 2 декабря 2009 г.
- ^ Уэст, Роберт. Ранняя добыча серебра в Новой Испании, 1531–1555 (1997). Бейкуэлл, Питер (ред.). Шахты серебра и золота в Америке . Олдершот: Вариорум, Ashgate Publishing Limited. стр. 46, 59.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Коу и Кунц 2008, с. 182.
- ^ Лопес и Лопес 2001, стр. 258–59
- ^ Фернандес Вильянуэва Медина, Евгения. «Цинцунцан, Мичоакан, во времени» [Цинцунцан, Мичоакан во времени] (на испанском языке). Мехико: Мексиканская археология. Архивировано из оригинала 10 ноября 2009 года . Проверено 2 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Цинцунцан: История места» (на испанском языке). Мексика: INAH . Архивировано из оригинала 26 июля 2011 года . Проверено 2 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Карраско 2001, с. 281.
- ^ Перейти обратно: а б «Цинцунцан: важность места» (на испанском языке). Мексика: ДОМА . Архивировано из оригинала 21 февраля . Получено 2 , декабря
- ^ Перейти обратно: а б с д Кариньо, Луис Ф.; Херардо дель Ольмо Линарес. «Цинцунцан. Austeridad sobria y Mychoacán» [Цинцунцан, суверенная и таинственная строгость] (на испанском языке). Мехико: Неизвестная Мексика. Архивировано из оригинала 14 апреля 2009 года . Проверено 25 ноября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Арриага, Гектор (14 июня 2005 г.). «Las Yácatas, Vestigios Purépechas» [Якатас: Остатки Пурепеча]. Терра (на испанском языке). Мехико . Проверено 2 декабря 2009 г.
- ^ Филлипс 2005, с. 178
- ^ Эванс 2004, с. 493.
- ^ «Museo de Sitio de la Zona Arqueológica de Tzintzuntzan» [Музей археологических раскопок Цинцунцана] (на испанском языке). Мексика: INAH . Проверено 2 декабря 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Аргета, Херардо; Оливия Тирадо Эдуардо Руис Анжелика Айала. « » Полуразрушенные сокровища . Голос Мичоакана (на испанском языке). Морелия. Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года . Проверено 25 ноября 2009 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Кан, Питер. (2008) «Сдержанный священник и прилипчивые католики: подвергая сомнению религиозный рынок в Цинцунцане, Мексика». Университет Оклахомы.
19 ° 37'25 "с.ш. 101 ° 34'27" з.д. / 19,62361 ° с.ш. 101,57417 ° з.д.
- Карраско, Давид. (2001). Цинцунцан. В Оксфордской энциклопедии мезоамериканских культур: Цивилизации Мексики и Центральной Америки (том 3, стр. 279–81). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Коу, доктор медицинских наук, и Кунц, Р. (2008). Мексика: от ольмеков до ацтеков (6-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон.
- Эванс, Сьюзен Т. (2004). Древняя Мексика и Центральная Америка: археология и история культуры . Лондон: Темза и Гудзон.
- Лопес Остин А. и Лопес Лухан Л. (2001). Коренное прошлое Мексики . Университет Оклахомы Пресс.
- Филипс, Чарльз. (2005). Мир ацтеков и майя: повседневная жизнь, общество и культура в древней Центральной Америке и Мексике, с более чем 500 фотографиями и изображениями изобразительного искусства . Лондон: Книги Лоренца.