Мануэль Абад и Кейпо
Мануэль Абад и Кейпо | |
---|---|
избранный епископ | |
епархия | Мичоакан, Мексика |
Установлено | 1810 (не подтверждено) |
Срок закончился | 1822 |
Предшественник | Маркос де Мориана и Зафрилла |
Преемник | Хуан Каэтано Гомес из Португалии и Солис |
Личные данные | |
Рожденный | |
Умер | 15 сентября 1825 г. Толедо, Испания | (74 года)
Национальность | испанский |
Номинал | Римско-католический |
Мануэль Абад-и-Кейпо (26 августа 1751 — 15 сентября 1825) был испанским римско-католическим епископом Мичоакана в вице-королевстве Новой Испании во время мексиканской войны за независимость . Он был «острым социальным комментатором поздней колониальной Мексики, ... образцом просвещенного священнослужителя». [1]
Образование и ранняя карьера
[ редактировать ]Мануэль Абад-и-Кейпо родился вне брака в семье астурийского дворянина 26 августа 1751 года в Санта-Мария-де-Вильярпедре . [2] [3] Он получил степень бакалавра права и канонического права в Университете Саламанки . После этого он отправился в Гватемалу с епископом Монроем. В Гватемале он был рукоположен в священники. С 1784 года он проживал в Вальядолиде (ныне Морелия ), где епископ Антонио Сан-Мигель назначил его судьей суда канонического права. На этом посту он получил значительные знания о церковном богатстве с точки зрения капитала и кредитов. В 1805 году он получил степень доктора канонического права в Университете Гвадалахары . В 1810 году он был назначен избранным епископом Мичоакана, но так и не был утвержден на этом посту. [4] После смерти епископа Сан-Мигеля Совет Индии назначил его каноником собора Вальядолида, и эту должность он занимал до 1815 года. [ нужна ссылка ]
В 1807 году он отправился в Испанию, чтобы добиться хабилитации, поскольку его статус внебрачного ребенка запрещал его продвижение на высшие уровни церковной иерархии. Он вернулся в Новую Испанию в должности генерального викария. В 1810 году Регентство (испанское правительство, борющееся с французским вторжением) назначило его избранным епископом Мичоакана. Он принял епархию до прибытия папской буллы, подтверждающей его положение. Папа не одобрил его кандидатуру, и поэтому булла так и не прибыла. [ нужна ссылка ]
Политическая деятельность в Новой Испании
[ редактировать ]

Хотя Абад-и-Кейпо родился в Испании, он чувствовал себя в Новой Испании как дома, говоря, что он «американец по добровольному усыновлению». [5] У него были твердые взгляды на Новую Испанию и ее место в Испанской империи, заявив, что корона дала коренным народам Мексики равные права с испанцами-завоевателями и что Испания, несмотря на ее упадок, «заставила американские владения процветать до тех пор, пока они не стали предметом зависти европейцев». [6] Он считал, что упадок Испании можно объяснить эмиграцией на заморские территории. [7] Он раскритиковал экономическое неравенство в Новой Испании: «В Америке нет разделения или золотой середины: все либо богаты, либо бедны, благородны или печально известны», что приводит к конфликту. [8]
В 1799 году он написал королю Карлу IV доклад, озаглавленный «Representación al rey, sobre immunidades del clero» ( «Описание королю иммунитетов духовенства »). В этом документе он обрисовал общественно-политическую ситуацию в Новой Испании и объяснил симптомы недовольства. Он предложил общую отмену дани, взимаемой с коренного населения ; бесплатная раздача королевских земель; аграрно-земельная реформа в Мексике, которая позволила бы бедным людям получать «аренду» на 20 или 30 лет невозделываемой земли, принадлежащей крупным землевладельцам, но без уплаты арендной платы; и право основывать хлопчатобумажные и шерстяные фабрики. [ нужна ссылка ]
В 1804 году он выступил против Годоя » «Cédula de la Caja de Consolidación . Акт о консолидации был направлен на передачу богатства от церкви к короне путем отзыва всех ипотечных кредитов, принадлежавших церкви, что было прямым нападением на элитных землевладельцев Новой Испании, чье богатство было вложено в гасиенды и чьи ипотечные кредиты принадлежали церковь. Этот приказ был эквивалентом лишения церкви права собственности , поскольку он предписывал передавать доходы от религиозных поместий и фондов правительству, но его нападение на источник богатства землевладельческой элиты не укрепило их лояльности к короне. В мемориале короне Абад-и-Кейпо «указывалось, что отзыв огромных займов церкви парализует сельское хозяйство и бизнес». [9] В 1805 и 1807 годах он направил королю еще два отчета. [ нужна ссылка ]
Его сочинения, критикующие общество Новой Испании, оказали влияние на Александра фон Гумбольдта , который провел год в качестве наместника в 1803–04. Абад-и-Кейпо подарил Гумбольдту свои опубликованные сочинения, когда священнослужитель посетил Париж в 1806 году. [10] Политический очерк Гумбольдта о Королевстве Новая Испания был одной из его первых публикаций после пятилетнего пребывания в Испанской Америке и во многом опирался на мемориалы Абада. [11] Гумбольдт воспринял аргумент Абада-и-Кейпо о низком положении коренного населения Мексики как препятствие прогрессу в наместничестве, о котором Абад впервые упомянул в мемориале епископу Антонио де Сан-Мигелю 1799 года. Их многоязычие, связи с родными общинами, коллективное землевладение, которое теперь защищала корона, были цепями, препятствующими индивидуальному продвижению. [12] Хотя Абад-и-Кейпо выразил сожаление по поводу положения индейцев, он не винил их в этом, считая это не следствием врожденных расовых или характерных недостатков, а венцом протекционизма. Абад-и-Кейпо опирался на труды испанца-реформатора Гаспара Мельчора де Ховельяноса « Informe de ley agraria» . [13] Он также находился под влиянием Адама Смита » «Богатства народов и опирался на труды Монтескье . [14] Воспроизведение аргументов Абада-и-Кейпо в работах Гумбольдта, несомненно, дало им более широкую аудиторию, чем они собирали ранее. [ нужна ссылка ]
Во время восстания Новой Испании
[ редактировать ]
Реформы Бурбонов привели к фактическому исключению испанцев американского происхождения из возможности занимать высокие посты и усилили отчуждение между испанцами, рожденными на полуострове, и рожденными в Америке. Абад-и-Кейпо признал недовольство криолло и предложил смягчить раскол, отправив криолло в Испанию для обучения и чтобы корона назначала элитных криолло на высокие посты в правительстве Испании, в армии и католической церкви, а также разрешила этим в Новой Испании для назначения на высокий пост в Перу и наоборот. [15] Растущее отчуждение криолло от испанской короны переросло в открытое восстание в 1810 году, когда восстал светский священник Мигель Идальго . [ нужна ссылка ]
Абад-и-Кейпо дружил с Идальго , который пришел до инквизиции. С вспышкой насилия под предводительством Идальго в сентябре 1810 года сам Абад-и-Кейпо попал под подозрение и был доставлен в инквизицию Фермином Пеньялосой-и-Антоном за то, что он «преступник в вопросах веры». [16] Абад-и-Кейпо решительно и энергично выступал против насильственного движения за независимость Мексики от Испании. Возможно, это было связано с его верой в то, что экономическому и социальному прогрессу, к которому он стремился, грозило разрушение из-за движения, возглавляемого его другом Идальго. [17] Абад также искал дружбы с членами революционных хунт Вальядолида (ныне Морелия) и Сан-Мигель-эль-Гранде (ныне Сан-Мигель-де-Альенде). [ нужна ссылка ]
24 сентября 1810 года Абад-и-Кейпо опубликовал указ об отлучении от церкви повстанцев Идальго, Игнасио Альенде , Хуана Альдамы и Мариано Абасоло . Отлучение Идальго было связано с тем, что Идальго «поднял знамя восстания и совратил множество невинных людей», но это было за бунт против власти короны, а не церкви. [18] Повстанцы оспаривали законность отлучения от церкви на основании отсутствия одобрения папой назначения Абада-и-Кейпо, которое он оспаривал, а архиепископ Лизана подтвердил приказ об отлучении. [19]
Среди повстанцев было несколько видных приходских священников, особенно Идальго и Хосе Мария Морелос . Абад-и-Кейпо заявил в сентябре 1812 года, что большинство священников были верны короне и лишь немногие были повстанцами, заявив, что «даже среди учеников Иисуса был Иуда». [20] Современники, в том числе Лукас Аламан и более поздние ученые, подчеркивали участие священников в повстанческом движении, и данные показывают, что они участвовали в большем количестве, чем предполагал Абад-и-Кейпо, но в меньшем количестве, чем думали современники. [21]
В 1815 году Абад-и-Кейпо направил королю ( ныне Фердинанду VII ) еще один отчет, в котором осуждал ошибки вице-короля Феликса Марии Кальехи и недостаток благоразумия Лардисабаля, министра Индии. Фердинанд отозвал Абада-и-Кейпо в Испанию, поскольку «его подозревали в опасных либеральных взглядах». [22] В конце концов он был утвержден епископом Мичоакана , но не смог вернуться в Мексику. После обретения Мексикой независимости в 1821 году Абад-и-Кейпо оставил этот пост и стал епископом Тортосы . [23]
Вернуться в Испанию
[ редактировать ]Он получил интервью с Фердинандом VII, который не только помиловал его, но и назначил министром милосердия и правосудия в королевском правительстве. Это произошло 24 июня 1816 года, но 27 июня инквизиция снова выдвинула свои аргументы, обвинив Абада-и-Кейпо в том, что он друг повстанцев, ведет нерелигиозную жизнь и придерживается революционных идей. Он был заключен в тюрьму инквизиции на два месяца. [ нужна ссылка ]
Испанская революция 1820 года, в ходе которой была восстановлена либеральная конституция Испании 1812 года и корона снова стала конституционной монархией, создала временную хунту, и Абад-и-Кейпо стал членом временной хунты. [24] Ему было поручено наблюдать за поведением короля Фердинанда. Позже он был депутатом кортесов провинции Астурия. Еще позже он был назначен епископом Тортосы , но папская булла, подтверждающая его положение, в очередной раз не пришла. [ нужна ссылка ]
В 1824 году последовала абсолютистская реакция, после того как Фердинанд снова был восстановлен на престоле. Абад-и-Кейпо был уже стар и глух, но его снова заключили в тюрьму, на этот раз в монастыре Сисла в Толедо. Он умер заключенным в 1825 году. [25]
Работы и наследие
[ редактировать ]
Многие из его работ были опубликованы в Semanario Politico y Literario ( Политический и литературный семинар ) и в Observador de la República Mexicana (Обозреватель Мексиканской Республики), газете, которую редактировал Хосе Мария Луис Мора . Сборник важных сочинений Истории наиболее был опубликован в Мехико в 1813 году. Его «Политическое завещание» было опубликовано в « Лукаса Аламана » . Важным сборником его сочинений является Сборник наиболее важных сочинений, которые Д. Мануал Абад Кейпо, избранный епископом Мичоакана, в разное время обращался к правительству . [26] Историк Д. А. Брейдинг отмечает, что сочинения Абада-и-Кейпо примечательны «полным отсутствием каких-либо материалов, касающихся религии». [27]
Гумбольдт прочитал сочинения Абада-и-Кейпо, и наблюдения избранного епископа вошли в « Политический очерк Гумбольдта о Королевстве Новая Испания» . [28] Сочинения Абад-и-Кейпо оказали значительное влияние на мексиканский либерализм в период после обретения независимости: светский священник и либеральный идеолог Мора переиздавал важные работы, «тем самым обеспечивая их влияние на развитие мексиканского радикализма... Абад-и-Кейпо лучше всего рассматривать как интеллектуальный прародитель мексиканского либерализма». [29]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Р. Дуглас Коуп, «Мануэль Абад и Кейпо» в Энциклопедии латиноамериканской истории и культуры , том. 1, с. 1, Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1996.
- ^ Д. А. Брэдинг , Первая Америка: испанская монархия, креольские патриоты и либеральное государство, 1492–1867 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1991, стр. 565.
- ^ Тененбаум, Барбара А.; Дорн, Джорджет М. (1996). Энциклопедия латиноамериканской истории и культуры: от Абада до Касы . Нью-Йорк: Сыновья К. Скрибнера. п. 1. ISBN 9780684197524 .
- ^ Д. А. Брэйдинг , Первая Америка , с. 565.
- ^ Хью М. Хэмилл, Восстание Идальго , Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press 1966, стр. 156 цитирует Х. Э. Эрнандеса-и-Давалоса, Сборник документов по истории мексиканской войны за независимость 1808–1821 годов . том. II, с. 105.
- ^ цитируется в Лилиан Фишер, «История революции за независимость Мексики» . Бостон: Издательство Christopher Publishing House, 1934, стр. 15–16.
- ^ Фишер, Предыстория революции за независимость Мексики , с. 23.
- ^ цитируется в Д.А. Брэдинге , The First America , p. 567.
- ^ Дж. Ллойд Мечам, Церковь и государство в Латинской Америке, второе издание . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины, 1966, стр. 40.
- ^ Д. А. Брэдинг , Церковь и государство в Бурбонской Мексике: Мичоаканская епархия 1749–1810 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1994, стр. 228.
- ^ Д. А. Брэдинг , Первая Америка: испанские монархи, креольские патриоты и либеральное государство, 1492–1867 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1991, 527.
- ^ Д. А. Брэйдинг , Первая Америка , с. 530.
- ^ Д. А. Брэйдинг , Первая Америка , с. 568.
- ^ Д. А. Брэйдинг , Первая Америка , с. 565.
- ^ Фишер, Предыстория революции за независимость Мексики , с. 24.
- ^ Хэмилл, Восстание Идальго , с. 156
- ^ Хэмилл, Восстание Идальго , с. 157.
- ^ Мехам, Церковь и государство в Латинской Америке , с. 52.
- ^ Мехам, Церковь и государство в Латинской Америке , с. 52.
- ^ цитируется в книге Уильяма Б. Тейлора, Магистраты Священных Писаний: Священники и прихожане в Мексике восемнадцатого века . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 1996, стр. 453.
- ^ Тейлор, Магистраты Священных Писаний , с. 453.
- ^ Коуп, «Абад и Кейпо», стр.1.
- ^ Коп "Абад и Кейпо".
- ^ Коуп, "Абад и Кейпо"
- ^ Коуп, "Абад и Кейпо"
- ^ Мексика 1813 г., AGI 2571 (96-4-26). Суд Мексики.
- ^ Д. А. Брэйдинг , Первая Америка , с. 565.
- ^ Брэйдинг, Первая Америка , с. 527
- ^ Брэйдинг, Первая Америка, стр. 572–73.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фишер, Лилиан Эстель . Защитник реформ Мануэль Абад-и-Кейпо . Нью-Йорк: Издательство библиотеки, 1955 г.
- Хэмилл, Хью М. младший. Восстание Идальго: прелюдия к независимости Мексики . 1966.
- Фаррисс, Нэнси М. , Корона и духовенство в колониальной Мексике: кризис церковных привилегий . 1968 год
- Фишер, Лилиан Э. (1935). «Мануэль Абад-и-Кейпо, епископ Мичоакана». Латиноамериканское историческое обозрение . 15 (4). JSTOR: 425–447. дои : 10.2307/2506454 . ISSN 0018-2168 . JSTOR 2506454 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Уилсон, Дж. Г .; Фиск, Дж. , ред. (1900). . Циклопедия американской биографии Эпплтона . Нью-Йорк: Д. Эпплтон.
- (на испанском языке) Краткая биография ( Архивировано 1 ноября 2009 г.)
- (на испанском языке) Еще немного биографической информации.
- (на испанском языке) Указ об отлучении Мигеля Идальго от церкви