Хосе Мария Луис Мора
Хосе Мария Луис Мора | |
---|---|
![]() | |
Депутат Учредительного конгресса штата Мехико | |
В офисе 2 марта 1824 г. - 1 марта 1827 г. | |
Личные данные | |
Рожденный | Хосе Луис Мора Ламадрид 12 октября 1794 г. Чамакуэро , Новая Испания |
Умер | 14 июля 1850 г. Париж , Франция | (55 лет)
Причина смерти | Туберкулез |
Место отдыха | Пантеон Долорес |
Политическая партия | Либеральный |
Альма-матер | Колледж Сан-Ильдефонсо |
Хосе Мария Луис Мора Ламадрид (12 октября 1794, Чамакуэро, Гуанахуато — 14 июля 1850, Париж , Франция) [ 1 ] ) был священником , юристом , историком , политиком и либеральным идеологом . Считается одним из первых сторонников либерализма в Мексике. [ 2 ] он боролся за отделение церкви от государства . Мора считался «самым значительным либеральным представителем своего поколения, [и] его мысли олицетворяют структуру и преобладающую ориентацию мексиканского либерализма ». [ 3 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мора родился в 1794 году во время испанского колониального правления Мексики и происходил из зажиточной испанской ( криолло ) семьи американского происхождения из Гуанахуато . Его семья потеряла свое богатство во время восстания отца Мигеля Идальго в 1810 году , но Мора получил доступ в престижную бывшую иезуитскую академию Коледжио де Сан-Ильдефонсо в Мехико, где он изучал теологию. В 1820 году он получил докторскую степень и рукоположен в священники. Он был преподавателем в колледже, а также работал библиотекарем. Он стал дьяконом в архиепископстве Мексики, средоточии церковной власти, но не поднялся по иерархической лестнице. Не имея возможности продвигаться внутри католической церкви, в 1821 году он обратился к светским политическим вопросам, став журналистом, а после обретения Мексикой независимости в сентябре 1821 года - либеральным политиком, формирующим новое суверенное государство. [ 4 ] В 1823 году Мора выступал за реформу учебной программы Сан-Ильдефонсо, чтобы сделать упор на более современные подходы к обучению на испанском языке, а не на механическое запоминание и упор на латынь. [ 5 ]
Карьера
[ редактировать ]После провозглашения республики в Мексике в 1824 году он был одним из разработчиков конституции штата Мехико и членом конгресса штата. Он раскритиковал Конституцию Мексики 1824 года как непоследовательную и за то, что она защищала католицизм как единственную религию, а не допускала религиозную свободу . Он выступал против изгнания испанцев из Мексики и использовал газету El Observador , которую он редактировал, финансируемую богатой семьей Фагоага, для поддержки присутствия испанцев в Мексике после обретения независимости. [ 6 ] Как журналист, он защищал масонов Шотландского обряда . [ 7 ] Он был противником бывшего лидера повстанцев-популистов Висенте Герреро , пришедшего к власти в 1829 году, и поэтому поддержал переворот Анастасио Бустаманте с целью отстранить Герреро от поста президента. Однако, когда Бустаманте стал военным диктатором, Мора выступил и против него.
Основные сочинения Моры датируются 1820-ми годами. Основными источниками вдохновения Моры были первоначально Джон Локк и Бенджамин Констан , а затем Гаспар Мельчор де Ховельянос . В Бенджамине Константе Мора видел мыслителя, который в послереволюционной Франции стремился гарантировать права личности вопреки силе народного суверенитета , против которого он выступал, поскольку он привел к кровавым эксцессам Французской революции , отдавая предпочтение вместо этого конституционалистской системе. В рамках такой системы важнейшие индивидуальные свободы были защищены как от правительства, так и от прихотей масс. Первоначально Мора рассматривал предоставление политической власти мексиканским владельцам собственности как гарантию личной свободы, но затем понял, что их корыстные интересы объединяют их с церковью и в значительной степени консервативной мексиканской армией. Эти группы интересов были против реформ, поэтому Мора все чаще считал необходимым применение силы против них. [ 8 ] Политика централизации испанского государства во время монархии Бурбонов восемнадцатого века побудила Мора черпать вдохновение у Ховельяноса. Историк Чарльз А. Хейл утверждает, что стремление Моры использовать сильное государство для проведения реформ подорвало основные принципы либеральной мысли, такие как права личности и принцип невмешательства . [ 9 ]
Из-за продолжающихся политических волнений Мора разочаровался в конституционализме и поэтому все больше сосредоточил свое внимание на нарушении привилегированного положения Римской церкви и армии. Как по финансовым, так и по идеологическим причинам он выступал за экспроприацию собственности Римско -католической церкви , которая контролировала, но не использовала принадлежащую ей землю. Мора хотел и дальше снижать привилегированное положение церкви в конституции, а также добивался религиозной свободы и светского образования. Когда в 1831 году закон об ограничении власти церкви был отклонен, губернатор штата Сакатекас провел конкурс эссе с призом в 2000 песо, в котором участники должны были написать на тему права правительства экспроприировать церковную собственность, и Мора выиграл этот конкурс. [ 10 ]
Мора поддержал вице-президента Валентина Гомеса Фариаса , который был кандидатом на пост вице-президента Антонио Лопеса де Санта-Анны. Поскольку Санта-Анна не была заинтересована в том, чтобы фактически занимать пост президента, Гомес Фариас фактически находился у власти и инициировал программу реформ. Гомес Фариас поручил Море провести реформу образования, и Мора открыл первую светскую школу в Мехико . Однако консерваторы и военные во главе с Антонио Лопесом де Санта-Анной выступили против программы реформ Гомеса Фариаса и вынудили вице-президента уйти в отставку в начале 1834 года.
В результате Мора уехал в изгнание, чтобы жить в Париже, но продолжал комментировать политические события на родине. [ 1 ] В 1844 году президент Хосе Хоакин де Эррера назначил его послом в Соединенном Королевстве . В 1846 году, вернувшись к власти, президент Гомес Фариас попросил Мору вернуться в Мексику, но Море помешала американо-мексиканская война . Война потрясла Мору, который восхищался американской политической системой. Даже в 1848 году, после войны, он не смог вернуться в Мексику из-за проблем со здоровьем, особенно туберкулеза. Он умер во французский национальный праздник (14 июля) 1850 года.
В изгнании Мора начал писать четырехтомную историю Мексики. В нем он изложил особые взгляды на прошлое Мексики, имеющие отношение к нынешней политической ситуации. Он был противником всех форм демагогии , но считал восстание отца Мигеля Идальго 1810 года , которое спровоцировало мексиканскую войну за независимость, неизбежным злом.
Работает
[ редактировать ]- Отчет, информирующий о происхождении и текущем состоянии работ, проводимых по осушению лагун долины Мехико . Мексика 1823 год.
- Жителям штата Мехико их учредительный съезд . Тескоко 1827 г.
- Политический катехизис Мексиканской федерации . Мексика 1831 г.
- Диссертация о природе и применении церковных доходов и имущества, а также о власти, которой они подчиняются в отношении их создания, увеличения, поддержания или уничтожения . Мексика 1833 год.
- Мексика и ее революции . 3 тома. Париж 1836 г.
- Свободные произведения , 2-е издание. Мексика: Порруа, 1963.
Наследие
[ редактировать ]По сравнению с современником Моры, Лукасом Аламаном , главным консервативным представителем и плодовитым писателем, Мора произвел небольшое количество произведений. Он перестал писать в 1837 году, после публикации своей истории Мексики. [ 11 ] Но идеям Моры позже последовало поколение либеральных политиков, которые во время либеральной реформы, последовавшей за свержением консервативной Санта-Анны, резко изменили лицо Мексики. [ 8 ] ) есть музей В его родном городе Чамакуэро (сегодня Комонфорт , Гуанахуато . Его останки 24 июня 1963 года были захоронены в Ротонде выдающихся деятелей .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арнаис-и-Фрег, Артуро. «Доктор Хосе Мария Луис Мора, 1794–1859», Memoria de la Academia Mexicana de la Historia 25, № 4 (1966), стр. 405–525.
- Чавес Ороско, Луис. Дипломатическое руководство доктора Моры . Мехико: Порруа, 1970.
- Костело, Майкл. Первая федеративная республика Мексика 1824–1835: исследование политических партий в независимой Мексике . Мехико: Фонд экономической культуры, 1975.
- Костело, Майкл. «Исторический курьёз: первые рецензии на свободные произведения Хосе Марии Луиса Мора 1839 года», Historia Mexiana , vol. 37, нет. 3 (январь – март 1988 г.), стр. 523–536.
- Зеркало раздора: мексиканское общество глазами Лоренцо де Завалы, Хосе Марии Луиса Мора и Лукаса Аламана . Мехико: Министерство народного образования, 1984.
- Гренгуар, Педро. «Протестантизм» доктора Моры, « История Мексики » 3 (1953) 328–366.
- Хейл, Чарльз А. «Хосе Мария Луис Мора и структура мексиканского либерализма», Hispanic American Historical Review 45 (1965) 196–227.
- Хейл, Чарльз А. Мексиканский либерализм в эпоху Моры, 1821–1853 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1968.
- Мена, Марио. Антиклерикальный священнослужитель: доктор Мора . Мексика 1958 год.
- Обрегон, Т.Е. (1919). «Факторы исторической эволюции Мексики», The Hispanic American Historical Review , 2 (2), 135–172. Факторы исторической эволюции Мексики
- Падилья Дромундо, Хорхе, Экономическая мысль доктора Хосе Марии Луиса Мора . Мехико: Автономный технологический институт Мексики, 1986.
- Рохас, Рафаэль. «Mora en morsMoraParis (1834–1850): либерал в изгнании, дипломат перед лицом войны», « История Мексики » , том. 62, № 1 (июль-сентябрь 2012 г.) стр. 7–57.
- Шредер, Сьюзен. «Отец Хосе Мария Луис Мора, либерализм и Британское и зарубежное библейское общество в Мексике девятнадцатого века» The Americas , Vol. 50, № 3 (январь 1994 г.), стр. 377–397.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Биография Хосе Марии Луиса Моры» . www.biografiasyvidas.com . Проверено 15 октября 2016 г.
- ^ Шредер, Сьюзен (январь 1994 г.). «Отец Хосе Мария Луис Мора, либерализм и Британское и зарубежное библейское общество в Мексике девятнадцатого века» . Америки . 50 (3): 377–397. дои : 10.2307/1007166 . JSTOR 1007166 . S2CID 147683881 .
- ^ Чарльз А. Хейл, Мексиканский либерализм в эпоху Моры, 1821–1853 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1968, стр. 8.
- ↑ Расин, «Мора», стр. 944–45.
- ^ Стэнли К. Грин, Мексиканская республика: первое десятилетие, 1823–1832 гг . Питтсбург: University of Pittsburgh Press, 1987, стр. 106–07.
- ^ Грин, Мексиканская Республика , с. 145.
- ^ Хайме Родригес О., «Хосе Луис Мария Мора» в Энциклопедии латиноамериканской истории и культуры , Барбара А. Тененбаум, редактор. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера , 1996, том. 4, с. 111.
- ^ Jump up to: а б «Мора, Хосе Мария Луис (1794–1850) - словарное определение Моры, Хосе Мария Луис (1794–1850) | Encyclepedia.com: БЕСПЛАТНЫЙ онлайн-словарь» . www.энциклопедия.com . Проверено 15 октября 2016 г.
- ^ Чарльз А. Хейл, Мексиканский либерализм в эпоху Моры, 1821–1853 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1968.
- ^ Грин, Мексиканская Республика , с. 215.
- ^ Хейл, Мексиканский либерализм , с. 7.
Внешние источники
[ редактировать ]- Духовенство почти двухвековой давности в свете современности
- 14 июля 1850 г. - Смерть дона Хосе Марии Луиса Мора, политика и историка.
- Презентация Шанталь Лопес и Омара Кортеса в кибернетическом издании Политического катехизиса Мексиканской федерации Хосе Марии Луиса Мора, «Захват и дизайн», Шанталь Лопес и Омар Кортес для виртуальной библиотеки Анторчи
- Антология Хосе Марии Луиса Моры | PDF | Этические принципы | Правительство
- Авторы: Хосе Мария Луис Мора
- Архив Хосе Марии Луиса Моры