Цельтальское восстание 1712 года.
В 1712 году ряд общин майя в Соконуско регионе штата Чьяпас подняли восстание, известное как Целтальское восстание или Цендальское восстание . Это было многоэтническое восстание, в котором приняли участие 32 города Целталь (14), Цоциль (15) и Чол (3) коренных народов. Коренные жители отказались от авторитета католической иерархии и установили священство из коренных мужчин. Была широко распространена военная мобилизация мужчин из числа коренного населения, называвших себя «солдатами Богородицы». [1] [2]
Ученые спорят о причинах конфликта, но причины рассматриваются как увеличение требований к рабочей силе и налогам, когда численность коренного населения была низкой. [3] и когда обязательства в натуральной форме были обязаны выражаться в денежной форме, что вынудило коренное население войти в испанскую экономику. Восстание приняло явно религиозный и антииспанский характер, который «не требовал реформ и справедливости внутри режима. Вместо этого они бросили вызов испанскому суверенитету, духовенству и религиозной легитимации». [4] Местное население верило, что Дева Мария чудесным образом явилась молодой замужней женщине из числа коренного населения Марии де ла Канделария за пределами общины Канкук. [5] По словам Марии, Дева Мария попросила построить часовню в ее честь. [6] Местный священник отец Симон Гарсиа Лара усомнился в чуде и приказал высечь плетьми коренного населения, верившего в него. [7] Поскольку жители Канкука желали признания культа и не нашли одобрения местного священника, они разыскали епископа и отправили делегацию в Сьюдад-Реаль. Епископ заключил большинство из них в тюрьму, но некоторым удалось сбежать и рассказать о жестоком обращении. Коренной житель Себастьян Гомес де ла Глория приехал в Канкук из соседнего Ченалхо и заявил, что решением проблемы непризнания культа Богородицы католической иерархией является создание местной религиозной иерархии. [8] В различных городах коренных народов были созданы воинские части, которые были организованы по той же иерархии, что и испанские колониальные части. Они преследовали местное испанское население, уничтожая испанские войска, убивая испанских детей и уводя испанских женщин в качестве наложниц. Испанских женщин заставляли одеваться в местную одежду и выполнять ручной труд, например, молоть кукурузу. После поражения восстания в 1713 году эти испанские женщины предстали перед мексиканской инквизицией и подверглись интенсивному допросу. [9] Испанские вооруженные силы разгромили местных солдат Богородицы. Город «Канкук был уничтожен, а его жители переселились в другие города». [10] Испанские власти были встревожены масштабами и направлением восстания, скоординированного многоэтнического восстания, которое бросило вызов испанской гражданской и церковной власти и потребовало серьезного военного ответа. «Поражение восстания было настолько полным, что провинция осталась опустошенной и в еще большей нищете». [11] Испанцы казнили почти сотню участников, а тех, кто сбежал, беспощадно преследовали на протяжении многих лет. [12]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брикер, Виктория Рейфлер . Индийский Христос, индийский царь: историческая основа мифа и ритуала майя . Остин: Техасский университет Press, 1981, стр. 55–69.
- Госнер, Кевин, Солдаты Богородицы: этоисторический анализ восстания Целталь 1712 года, Тусон: University of Arizona Press, 1992.
- Викьер, Хуан Педро. Мятежные индейцы и идолопоклонники: два исторических очерка об индийском восстании в Канкуке, штат Чьяпас, которое произошло в 1712 году . Мехико, 1997 год.
- Вассерстрем, Роберт. «Этническое насилие и протест коренных народов: восстание Целталь (майя) 1712 года». Журнал латиноамериканских исследований 12 (1980): 1–19.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Виктория Райфлер Брикер. Индийский Христос, индийский царь: историческая основа мифа и ритуала майя . Остин: Техасский университет Press, 1981, с. 63.
- ^ Кевин Госнер, Солдаты Богородицы: этоисторический анализ восстания Целталь 1712 года. Тусон: University of Arizona Press, 1992.
- ^ Мердо Дж. Маклауд , «Цендальское восстание» в Энциклопедии латиноамериканской истории и культуры , Vol. 5, с. 284. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1996.
- ^ Джон Тутино, «Сопротивление и восстание» в Оксфордской энциклопедии мезоамериканских культур , том. 3, с. 70. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2001.
- ^ Брикер, Индийский Христос, с. 59.
- ^ Альбан, Хуан Педро Викейра и Ян Рус. Дэвид Карраско (ред.). «Люстра, Мария де Ла». В Оксфордской энциклопедии мезоамериканских культур, Том 1 . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2001. ISBN 9780195108156 , 9780195188431
- ^ Брикер, Индийский Христос , цитируя Франсиско Хименеса, История провинции Сан-Висенте-де-Чьяпас и Гватемалы Ордена проповедников . Город Гватемала: Библиотека «Готемала» Общества географии и истории, 1929–31, том. 3, с. 68.
- ^ Брикер, Индийский Христос , стр. 60.
- ^ Брикер, Индийский Христос , стр. 63, с. 333. Показания некоторых женщин были опубликованы в 1948 году в Boletín del Archivo General de la Nación 19(4), «Восстание индейцев Цендале, 1713 год».
- ^ Брикер, Индийский Христос , стр. 65.
- ^ Маклауд, «Цендальское восстание», с. 284.
- ^ Тутино, «Сопротивление и восстание», с. 70.
- 1712 год в Новой Испании.
- Конфликты 1712 года
- Восстания 18 века
- История католицизма в Мексике
- Восстания коренных народов против Испанской империи
- Мезоамериканская война
- Восстания против Испанской империи
- Восстания в Мексике
- Войны с участием коренных народов Северной Америки
- История майя
- История Чьяпаса
- Резня в Мексике
- Резня, совершенная Испанией
- Убийство детей в Мексике
- Религия в Чьяпасе