Юстасу
Общая численность населения | |
---|---|
Вымерли как группа | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Северо-западная Флорида между реками Аусилла и Суванни. | |
Языки | |
Тимукуанский язык , возможно, Потано . диалект | |
Религия | |
Родной | |
Родственные этнические группы | |
Тимукуа (особенно Северная Утина ) |
Юстага народом Тимукуа были Флориды на территории нынешней северо-западной в 16-17 веках. Самая западная группа Тимукуа, они жили между реками Аусилла и Суванни во Флориде Панхандл , к востоку от народа Апалачи . Являясь доминирующей силой в региональной племенной политике, они могли быть организованы как рыхлое региональное вождество , состоящее из восьми более мелких местных вождеств. [1]
Юстага были тесно связаны с народом Северной Утина, жившим на другом берегу реки Суванни, хотя они, по-видимому, говорили на другом диалекте языка Тимукуа , возможно, Потано . Юстага были одними из первых Тимукуа, столкнувшихся с европейцами, поскольку их расположение недалеко от Апалачи гарантировало, что несколько исследователей прошли через их территорию в поисках этой группы. После десятилетий сопротивления они были включены в систему испанских миссий в 1620-х годах. Как и все группы Тимукуа, они пережили значительный демографический спад в период контактов с европейцами, особенно после набегов союзных Англии индейцев с севера. Выжившие Юстага в конечном итоге перебрались ближе к испанской столице Сент-Августину и смешались с другими индейцами-миссионерами, потеряв свою независимую идентичность.
Область
[ редактировать ]Самая западная из всех групп Тимукуа , территория Юстаги простиралась до Флориды Панхандл и юго-западной Джорджии . Они жили в западной долине реки Суванни , примерно между реками Аусилла и Суванни (современные Мэдисон и округа Тейлор ). [2] [3] На восточном берегу Суванни, населяя территорию, простирающуюся примерно до реки Сент-Джонс на востоке и реки Санта-Фе на юге, жил другой народ Тимукуа, Северная Утина . Северные утина были тесно связаны с юстагой, но говорили на другом диалекте, известном как собственно Тимукуа. [2] К западу от Юстаги находился регион, известный как Провинция Апалачи , населенный Апалачи и другими народами. [4]
Доисторическая эпоха
[ редактировать ]Район Юстага был заселен на протяжении тысячелетий. В течение первого тысячелетия нашей эры его жители участвовали в культуре острова Уидон , которая распространилась по большей части западной Флориды и за ее пределами. Примерно с 900 г. среди народов долины реки Суванни возникла производная культура, группы, позже обозначенные как юстага и северная утина. Эта культура, известная как культура долины Суванни, особенно выделяется своей керамикой и все еще существовала во время контактов с европейцами. острова Уидон, оно тесно связано с культурой Алачуа Потано Как производное от , группы Тимукуа на территории нынешнего округа Алачуа . [5]
Диалект, на котором говорят юстага, неясен, поскольку это племя не было миссионерским в то время, когда отец Франсиско Пареха , основной источник языка Тимукуа и его диалектов, проводил свою лингвистическую работу между 1612 и 1627 годами. [6] Однако в испанских архивах сохранилось письмо 1651 года, написанное вождем Юстаги Мануэлем испанской короне. Язык письма очень похож на язык в источниках племени Потано современного округа Алачуа. Ведущие ученые, такие как лингвист Джулиан Грэнберри, пришли к выводу, что Юстага говорили на диалекте Потано, отмеченном Парехой. [7]
Археологические данные свидетельствуют о том, что юстага, как и северные утина, жили в отдельных группах деревень, вероятно, представляя собой небольшие местные вождества . [8] В исторические времена было известно около восьми таких общественных групп. [1] Антрополог Джон Уорт предполагает, что они могли быть организованы в рыхлое региональное вождество, которое существовало, по крайней мере, с раннего периода европейских контактов. [8] При таком устройстве глава самого важного города, Котокочуни или Потохириба, имел бы верховный вождь над всеми остальными. Возможным доказательством этого является тот факт, что в более поздних испанских списках вождей юстагов они последовательно упоминаются в порядке известности их городов, причем Потохириба неизменно стоит первым. Кроме того, испанцы построили миссию в Потохирибе раньше любого другого города Юстаги, несмотря на его сравнительно удаленное расположение, что позволяет предположить, что он уже был центром значительного регионального значения. [9]
Тем не менее, Уорт отмечает, что региональное вождество Юстага было бы гораздо менее интегрированным, чем некоторые восточные вождества Тимукуа, такие как Сатурива и (восточная) Утина . Датировка керамики может варьироваться от сообщества к сообществу, что указывает на уровень региональной разобщенности, и на территории Юстаги не было обнаружено никаких крупномасштабных памятников, таких как курганы-платформы , которые часто являются признаками интегрированных региональных вождеств. [10]
Европейский контакт
[ редактировать ]
Юстага, похоже, столкнулись с экспедицией Панфило де Нарваэса , когда она проходила через этот район в 1528 году. Выживший в экспедиции Альвар Нуньес Кабеса де Вака записывает встречу с великим вождём по имени Дульчанчеллин, который жил к востоку от Апалачи и, возможно, был предшественником более поздние верховные вожди Юстаги. [11] [12]
Однако название «Юстага» впервые появляется в хрониках экспедиции Эрнандо де Сото 1539 года, в которых он описывается как регион непосредственно к востоку от Апалачи. [4] Во времена де Сото вождеством управлял вождь по имени Узачиле, который был союзником (и, возможно, родственником) верховного вождя на другом берегу Суванни, Агуакалейкуэна, чьи владения соответствуют более поздней Северной Утине. [4] Узачиле, возможно, имел верховную власть над различными вождествами более или менее равного статуса по обе стороны реки. Возможно, они были в оборонительном союзе против Апалачей , Утины ( долины реки Сент-Джонс ) и Потано . [13]
Достигнув деревни Агуакалейкуэна, Де Сото, как это было в его обычной практике, схватил вождя, намереваясь освободить его после благополучного прибытия его группы в деревню Узачиле. После этого некоторые вожди подошли к де Сото и предложили отвезти его к Узачиле, который, по их словам, искал союза против Апалачей. Вместо этого они привели испанцев в засаду. Де Сото в конечном итоге одержал победу и впоследствии казнил Агуакалейкуэна и других заложников, но к тому времени, когда он попал в Юстагу, деревни уже были эвакуированы. [4] Де Сото и его люди достигли города Узачиле 25 сентября и оставались там четыре дня. Один летописец сообщил, что в городе было 200 домов и много кукурузы, фасоли и тыквы. [14]
Источники из французского гугенотов поселения Форт-Кэролайн , основанного в 1564 году, фиксируют вождя по имени «Устаква», имя которого, вероятно, является вариантом Юстаги. [15] Французы поняли, что Устаква и его сосед Онатеаква (вероятно, вождь Северной Утины) жили к востоку от Апалачей. Однако они думали, что живут вблизи золотоносных гор ( Аппалачи , которые, по мнению европейцев, простирались до провинции Апалачи). Французские солдаты дважды посещали Юстагу, обменивались подарками с вождём и несколько месяцев жили среди его людей. Во французских отчетах указывается, что у Устакуа было от 3000 до 4000 воинов. [16] [17]
Эпоха миссии
[ редактировать ]Испанцы, вытеснившие французов из Флориды в 1565 году, создали систему миссий по обращению туземцев в христианство . В отличие от большинства групп Тимукуа, которые обычно запрашивали миссионеров у испанцев по собственному желанию, Юстага активно сопротивлялись испанским миссионерским усилиям. [18] Испанские записи показывают, что верховный вождь Юстаги постоянно отказывался разрешать миссионерам даже въезжать на его территорию до 1620-х годов, более двадцати лет после начала миссионерской работы среди Северной Утины и других внутренних групп. [19]
Около 1623 года вождь Котокочуни, вероятно, главной деревни регионального вождества Юстага, наконец согласился на въезд двух монахов на свою территорию, хотя и запретил своим подданным креститься или снабжать миссионеров едой. [19] В конце концов, однако, и вождь, и его дочь обратились в христианство, и после этого обращение Юстаги произошло быстро. Миссия Сан-Педро-де-Потохириба была основана в Котокочуни, а со временем миссии были построены в основных деревнях других местных вождеств. [20] Этот проект, сделавший Юстагу провинцией испанской миссионерской системы, был самым значительным в своем роде в начале 17 века. [19]
Имея гораздо менее частые контакты с европейцами и болезнями, которые они принесли, юстага поддерживали стабильный уровень численности населения позже, чем любая другая группа Тимукуа. В начале периода миссии провинция Юстага была самой густонаселенной, насчитывая примерно 12 000 жителей, по сравнению с всего 7 500 в провинции Тимукуа , которая в то время включала Северную Утину, а также Потано и другие группы. [21]
Юстага играли в то, что часто называют « игрой с мячом Апалачи ». Миссионер написал отчет об игре с мячом Юстага в 1630 году. Он указал, что в игре участвовало 50 или даже 100 игроков в команде и что для просмотра игр собирались большие толпы. В то время как Апалачи поддались миссионерскому давлению и прекратили играть в эту игру в 1677 году, Юстага отказались сделать это, настаивая на том, что их версия игры не имеет моральных проблем, присущих версии Апалачи. Юстага продолжали играть в эту игру до 1680-х годов. [22]
Группы Западного Тимукуа, Потано, Северная Утина и Юстага, восстали против испанской власти в 1656 году. Лукас Менендес, вождь Сан-Мартин-де-Аякуту и верховный вождь Северной Утины, и Диего, вождь Потохирибы и самый могущественный из Вожди Юстага возглавили восстание. Потохириба была основным местом встреч повстанцев. Повстанцы убили нескольких испанцев, мексиканца и несколько африканских рабов, но ни одного миссионера. Вожди Мачабы и Потохирибы были среди лидеров повстанцев, захваченных испанцами, и были казнены за участие в восстании. [23]
Известно, что в 1688 году все еще использовались четыре миссии: Миссия Сан-Педро и Сан-Пабло-де-Потохириба, Санта-Елена-де-Мачаба, Сан-Мигель-де-Асиле и Сан-Матео-де-Толапатафи (Сан-Мигель-де-Асиле, возможно, был миссией Апалачей). В 1689 году в четырех миссиях проживало 330 семей. Набеги английских колонистов в провинцию Каролина и их местных союзников в 1704 году и в последующие годы разрушили миссии в Юстаге. [24]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Стоит об. II, с. 5.
- ^ Jump up to: а б Гранберри, с. 3.
- ^ Миланич 1999, с. 55.
- ^ Jump up to: а б с д Стоит об. я, с. 31.
- ^ Стоит том. Я, стр. 28–29.
- ^ Миланич 1999, с. 44.
- ^ Гранберри, стр. xvi – xvii.
- ^ Jump up to: а б Стоит об. я, с. 96.
- ^ Стоит том. Я, стр. 100–102.
- ^ Стоит том. Я, стр. 29–30.
- ^ Стоит том. Я, стр. 30.
- ^ Миланич 1999, стр. 74–75.
- ^ Миланич и Хадсон, стр. 177-179.
- ^ Миланич и Хадсон, с. 160, 164, 179.
- ^ Стоит том. я, с. 32.
- ^ Миланич 1999, с. 87.
- ^ Миланич и Хадсон, стр. 184-185.
- ^ Стоит, стр. 40–41.
- ^ Jump up to: а б с Стоит об. Я, стр. 71–72.
- ^ Стоит, с. 74.
- ^ Стоит том. II, с. 6.
- ^ Он, стр. 108-110
- ^ Он, стр. 200, 203, 205-208, 217-218, 220
- ^ Миланич и Хадсон, с. 186.
Ссылки
[ редактировать ]- Ханн, Джон Х. (1996). История индейцев Тимукуа и миссий . Гейнсвилл, Флорида: Университетское издательство Флориды. ISBN 0-8130-1424-7 .
- Лодоньер, Рене ; Беннетт, Чарльз Э. (ред.) (2001). Три путешествия . Издательство Университета Алабамы.
- Миланич, Джеральд Т.; Хадсон, Чарльз (1993). Эрнандо де Сото и индейцы Флориды . Гейнсвилл, Флорида: Университетское издательство Флориды. ISBN 0-8130-1170-1 .
- Миланич, Джеральд (1999). Тимукуа . Уайли-Блэквелл. ISBN 0631218645 . Проверено 20 июля 2010 г.
- Суонтон, Джон Рид (2003). Индейские племена Северной Америки . Генеалогическое издание. ISBN 0806317302 . Проверено 20 июля 2010 г.
- Стоит, Джон Э. (1998). Тимукуа Вождества испанской Флориды. Том 1: Ассимиляция . Университетское издательство Флориды. ISBN 081301574X . Проверено 20 июля 2010 г.
- Стоит, Джон Э. (1998). Тимукуа Вождества испанской Флориды. Том 2: Сопротивление и разрушение . Университетское издательство Флориды. ISBN 081301574X . Проверено 20 июля 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ханн, Джон Х. (2003). Индейцы Центральной и Южной Флориды: 1513-1783 гг . Гейнсвилл, Флорида: Университетское издательство Флориды. ISBN 0-8130-2645-8 .