Jump to content

Юстасу

Юстасу
Общая численность населения
Вымерли как группа
Регионы со значительной численностью населения
Северо-западная Флорида между реками Аусилла и Суванни.
Языки
Тимукуанский язык , возможно, Потано . диалект
Религия
Родной
Родственные этнические группы
Тимукуа (особенно Северная Утина )

Юстага народом Тимукуа были Флориды на территории нынешней северо-западной в 16-17 веках. Самая западная группа Тимукуа, они жили между реками Аусилла и Суванни во Флориде Панхандл , к востоку от народа Апалачи . Являясь доминирующей силой в региональной племенной политике, они могли быть организованы как рыхлое региональное вождество , состоящее из восьми более мелких местных вождеств. [1]

Юстага были тесно связаны с народом Северной Утина, жившим на другом берегу реки Суванни, хотя они, по-видимому, говорили на другом диалекте языка Тимукуа , возможно, Потано . Юстага были одними из первых Тимукуа, столкнувшихся с европейцами, поскольку их расположение недалеко от Апалачи гарантировало, что несколько исследователей прошли через их территорию в поисках этой группы. После десятилетий сопротивления они были включены в систему испанских миссий в 1620-х годах. Как и все группы Тимукуа, они пережили значительный демографический спад в период контактов с европейцами, особенно после набегов союзных Англии индейцев с севера. Выжившие Юстага в конечном итоге перебрались ближе к испанской столице Сент-Августину и смешались с другими индейцами-миссионерами, потеряв свою независимую идентичность.

Самая западная из всех групп Тимукуа , территория Юстаги простиралась до Флориды Панхандл и юго-западной Джорджии . Они жили в западной долине реки Суванни , примерно между реками Аусилла и Суванни (современные Мэдисон и округа Тейлор ). [2] [3] На восточном берегу Суванни, населяя территорию, простирающуюся примерно до реки Сент-Джонс на востоке и реки Санта-Фе на юге, жил другой народ Тимукуа, Северная Утина . Северные утина были тесно связаны с юстагой, но говорили на другом диалекте, известном как собственно Тимукуа. [2] К западу от Юстаги находился регион, известный как Провинция Апалачи , населенный Апалачи и другими народами. [4]

Доисторическая эпоха

[ редактировать ]

Район Юстага был заселен на протяжении тысячелетий. В течение первого тысячелетия нашей эры его жители участвовали в культуре острова Уидон , которая распространилась по большей части западной Флориды и за ее пределами. Примерно с 900 г. среди народов долины реки Суванни возникла производная культура, группы, позже обозначенные как юстага и северная утина. Эта культура, известная как культура долины Суванни, особенно выделяется своей керамикой и все еще существовала во время контактов с европейцами. острова Уидон, оно тесно связано с культурой Алачуа Потано Как производное от , группы Тимукуа на территории нынешнего округа Алачуа . [5]

Диалект, на котором говорят юстага, неясен, поскольку это племя не было миссионерским в то время, когда отец Франсиско Пареха , основной источник языка Тимукуа и его диалектов, проводил свою лингвистическую работу между 1612 и 1627 годами. [6] Однако в испанских архивах сохранилось письмо 1651 года, написанное вождем Юстаги Мануэлем испанской короне. Язык письма очень похож на язык в источниках племени Потано современного округа Алачуа. Ведущие ученые, такие как лингвист Джулиан Грэнберри, пришли к выводу, что Юстага говорили на диалекте Потано, отмеченном Парехой. [7]

Археологические данные свидетельствуют о том, что юстага, как и северные утина, жили в отдельных группах деревень, вероятно, представляя собой небольшие местные вождества . [8] В исторические времена было известно около восьми таких общественных групп. [1] Антрополог Джон Уорт предполагает, что они могли быть организованы в рыхлое региональное вождество, которое существовало, по крайней мере, с раннего периода европейских контактов. [8] При таком устройстве глава самого важного города, Котокочуни или Потохириба, имел бы верховный вождь над всеми остальными. Возможным доказательством этого является тот факт, что в более поздних испанских списках вождей юстагов они последовательно упоминаются в порядке известности их городов, причем Потохириба неизменно стоит первым. Кроме того, испанцы построили миссию в Потохирибе раньше любого другого города Юстаги, несмотря на его сравнительно удаленное расположение, что позволяет предположить, что он уже был центром значительного регионального значения. [9]

Тем не менее, Уорт отмечает, что региональное вождество Юстага было бы гораздо менее интегрированным, чем некоторые восточные вождества Тимукуа, такие как Сатурива и (восточная) Утина . Датировка керамики может варьироваться от сообщества к сообществу, что указывает на уровень региональной разобщенности, и на территории Юстаги не было обнаружено никаких крупномасштабных памятников, таких как курганы-платформы , которые часто являются признаками интегрированных региональных вождеств. [10]

Европейский контакт

[ редактировать ]
Предлагаемый маршрут первого этапа экспедиции де Сото, проходящий через Узачиле и регион Юстага. На основе карты Чарльза М. Хадсона 1997 года.

Юстага, похоже, столкнулись с экспедицией Панфило де Нарваэса , когда она проходила через этот район в 1528 году. Выживший в экспедиции Альвар Нуньес Кабеса де Вака записывает встречу с великим вождём по имени Дульчанчеллин, который жил к востоку от Апалачи и, возможно, был предшественником более поздние верховные вожди Юстаги. [11] [12]

Однако название «Юстага» впервые появляется в хрониках экспедиции Эрнандо де Сото 1539 года, в которых он описывается как регион непосредственно к востоку от Апалачи. [4] Во времена де Сото вождеством управлял вождь по имени Узачиле, который был союзником (и, возможно, родственником) верховного вождя на другом берегу Суванни, Агуакалейкуэна, чьи владения соответствуют более поздней Северной Утине. [4] Узачиле, возможно, имел верховную власть над различными вождествами более или менее равного статуса по обе стороны реки. Возможно, они были в оборонительном союзе против Апалачей , Утины ( долины реки Сент-Джонс ) и Потано . [13]

Достигнув деревни Агуакалейкуэна, Де Сото, как это было в его обычной практике, схватил вождя, намереваясь освободить его после благополучного прибытия его группы в деревню Узачиле. После этого некоторые вожди подошли к де Сото и предложили отвезти его к Узачиле, который, по их словам, искал союза против Апалачей. Вместо этого они привели испанцев в засаду. Де Сото в конечном итоге одержал победу и впоследствии казнил Агуакалейкуэна и других заложников, но к тому времени, когда он попал в Юстагу, деревни уже были эвакуированы. [4] Де Сото и его люди достигли города Узачиле 25 сентября и оставались там четыре дня. Один летописец сообщил, что в городе было 200 домов и много кукурузы, фасоли и тыквы. [14]

Источники из французского гугенотов поселения Форт-Кэролайн , основанного в 1564 году, фиксируют вождя по имени «Устаква», имя которого, вероятно, является вариантом Юстаги. [15] Французы поняли, что Устаква и его сосед Онатеаква (вероятно, вождь Северной Утины) жили к востоку от Апалачей. Однако они думали, что живут вблизи золотоносных гор ( Аппалачи , которые, по мнению европейцев, простирались до провинции Апалачи). Французские солдаты дважды посещали Юстагу, обменивались подарками с вождём и несколько месяцев жили среди его людей. Во французских отчетах указывается, что у Устакуа было от 3000 до 4000 воинов. [16] [17]

Эпоха миссии

[ редактировать ]

Испанцы, вытеснившие французов из Флориды в 1565 году, создали систему миссий по обращению туземцев в христианство . В отличие от большинства групп Тимукуа, которые обычно запрашивали миссионеров у испанцев по собственному желанию, Юстага активно сопротивлялись испанским миссионерским усилиям. [18] Испанские записи показывают, что верховный вождь Юстаги постоянно отказывался разрешать миссионерам даже въезжать на его территорию до 1620-х годов, более двадцати лет после начала миссионерской работы среди Северной Утины и других внутренних групп. [19]

Около 1623 года вождь Котокочуни, вероятно, главной деревни регионального вождества Юстага, наконец согласился на въезд двух монахов на свою территорию, хотя и запретил своим подданным креститься или снабжать миссионеров едой. [19] В конце концов, однако, и вождь, и его дочь обратились в христианство, и после этого обращение Юстаги произошло быстро. Миссия Сан-Педро-де-Потохириба была основана в Котокочуни, а со временем миссии были построены в основных деревнях других местных вождеств. [20] Этот проект, сделавший Юстагу провинцией испанской миссионерской системы, был самым значительным в своем роде в начале 17 века. [19]

Имея гораздо менее частые контакты с европейцами и болезнями, которые они принесли, юстага поддерживали стабильный уровень численности населения позже, чем любая другая группа Тимукуа. В начале периода миссии провинция Юстага была самой густонаселенной, насчитывая примерно 12 000 жителей, по сравнению с всего 7 500 в провинции Тимукуа , которая в то время включала Северную Утину, а также Потано и другие группы. [21]

Юстага играли в то, что часто называют « игрой с мячом Апалачи ». Миссионер написал отчет об игре с мячом Юстага в 1630 году. Он указал, что в игре участвовало 50 или даже 100 игроков в команде и что для просмотра игр собирались большие толпы. В то время как Апалачи поддались миссионерскому давлению и прекратили играть в эту игру в 1677 году, Юстага отказались сделать это, настаивая на том, что их версия игры не имеет моральных проблем, присущих версии Апалачи. Юстага продолжали играть в эту игру до 1680-х годов. [22]

Группы Западного Тимукуа, Потано, Северная Утина и Юстага, восстали против испанской власти в 1656 году. Лукас Менендес, вождь Сан-Мартин-де-Аякуту и ​​верховный вождь Северной Утины, и Диего, вождь Потохирибы и самый могущественный из Вожди Юстага возглавили восстание. Потохириба была основным местом встреч повстанцев. Повстанцы убили нескольких испанцев, мексиканца и несколько африканских рабов, но ни одного миссионера. Вожди Мачабы и Потохирибы были среди лидеров повстанцев, захваченных испанцами, и были казнены за участие в восстании. [23]

Известно, что в 1688 году все еще использовались четыре миссии: Миссия Сан-Педро и Сан-Пабло-де-Потохириба, Санта-Елена-де-Мачаба, Сан-Мигель-де-Асиле и Сан-Матео-де-Толапатафи (Сан-Мигель-де-Асиле, возможно, был миссией Апалачей). В 1689 году в четырех миссиях проживало 330 семей. Набеги английских колонистов в провинцию Каролина и их местных союзников в 1704 году и в последующие годы разрушили миссии в Юстаге. [24]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Стоит об. II, с. 5.
  2. ^ Jump up to: а б Гранберри, с. 3.
  3. ^ Миланич 1999, с. 55.
  4. ^ Jump up to: а б с д Стоит об. я, с. 31.
  5. ^ Стоит том. Я, стр. 28–29.
  6. ^ Миланич 1999, с. 44.
  7. ^ Гранберри, стр. xvi – xvii.
  8. ^ Jump up to: а б Стоит об. я, с. 96.
  9. ^ Стоит том. Я, стр. 100–102.
  10. ^ Стоит том. Я, стр. 29–30.
  11. ^ Стоит том. Я, стр. 30.
  12. ^ Миланич 1999, стр. 74–75.
  13. ^ Миланич и Хадсон, стр. 177-179.
  14. ^ Миланич и Хадсон, с. 160, 164, 179.
  15. ^ Стоит том. я, с. 32.
  16. ^ Миланич 1999, с. 87.
  17. ^ Миланич и Хадсон, стр. 184-185.
  18. ^ Стоит, стр. 40–41.
  19. ^ Jump up to: а б с Стоит об. Я, стр. 71–72.
  20. ^ Стоит, с. 74.
  21. ^ Стоит том. II, с. 6.
  22. ^ Он, стр. 108-110
  23. ^ Он, стр. 200, 203, 205-208, 217-218, 220
  24. ^ Миланич и Хадсон, с. 186.
  • Ханн, Джон Х. (1996). История индейцев Тимукуа и миссий . Гейнсвилл, Флорида: Университетское издательство Флориды. ISBN  0-8130-1424-7 .
  • Лодоньер, Рене ; Беннетт, Чарльз Э. (ред.) (2001). Три путешествия . Издательство Университета Алабамы.
  • Миланич, Джеральд Т.; Хадсон, Чарльз (1993). Эрнандо де Сото и индейцы Флориды . Гейнсвилл, Флорида: Университетское издательство Флориды. ISBN  0-8130-1170-1 .
  • Миланич, Джеральд (1999). Тимукуа . Уайли-Блэквелл. ISBN  0631218645 . Проверено 20 июля 2010 г.
  • Суонтон, Джон Рид (2003). Индейские племена Северной Америки . Генеалогическое издание. ISBN  0806317302 . Проверено 20 июля 2010 г.
  • Стоит, Джон Э. (1998). Тимукуа Вождества испанской Флориды. Том 1: Ассимиляция . Университетское издательство Флориды. ISBN  081301574X . Проверено 20 июля 2010 г.
  • Стоит, Джон Э. (1998). Тимукуа Вождества испанской Флориды. Том 2: Сопротивление и разрушение . Университетское издательство Флориды. ISBN  081301574X . Проверено 20 июля 2010 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ханн, Джон Х. (2003). Индейцы Центральной и Южной Флориды: 1513-1783 гг . Гейнсвилл, Флорида: Университетское издательство Флориды. ISBN  0-8130-2645-8 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1d52c376feb6af456c8e8c5438453838__1692553920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/38/1d52c376feb6af456c8e8c5438453838.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yustaga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)