Северная Утина
Общая численность населения | |
---|---|
Вымерло как племя | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Северная Флорида к востоку от реки Суванни | |
Языки | |
Язык Тимукуа , собственный диалект Тимукуа | |
Религия | |
Родной | |
Родственные этнические группы | |
Вести |

Северная Утина , также известная как Тимукуа или просто Утина , была народом Тимукуа в северной Флориде . Они жили к северу от реки Санта-Фе и к востоку от реки Суванни и говорили на диалекте языка Тимукуа, известном как «собственно Тимукуа». Судя по всему, они были тесно связаны с народом юстага , жившим на другом берегу Суванни. Северная Утина представляла собой одну из самых могущественных племенных единиц в регионе в XVI и XVII веках и, возможно, была организована как свободное вождество или конфедерация более мелких вождеств. может Археологический объект Фиг-Спрингс быть остатками их главной деревни Аякуто и более поздней испанской миссии Сан-Мартин-де-Тимукуа .
Северная Утина имела спорадические контакты с европейцами, начиная с первой половины 16 века. В 1539 году испанский конкистадор Эрнандо де Сото прошел через регион Северная Утина, где он захватил и впоследствии казнил Агуакалейкуэна, который, возможно, был главным вождем того времени. Более поздние французские источники отмечают могущественного вождя в этом районе по имени Онатеаква, который, возможно, был преемником Агуакалейкуэна. После нескольких десятилетий сопротивления Северная Утина стала частью системы испанских миссий во Флориде в 1597 году. Их территория была организована как провинция Тимукуа , а между 1608 и 1616 годами были созданы Сан-Мартин-де-Тимукуа и три другие миссии. Утина значительно увеличилась по мере того, как более мелкие периферийные провинции были включены в провинцию Тимукуа, которая в конечном итоге включала всю северную Флориду примерно между Аусилла и реками Сент-Джонс .
Однако за тот же период в племени произошел значительный демографический спад из-за болезней и других факторов. Они взяли на себя авангард восстания Тимукуа в 1656 году. Оно было подавлено испанцами, которые разрушили их деревни и переселили население в ряд новых поселений вдоль Камино-Реаль или Королевской дороги, проходящей между провинцией Апалачи и Сент-Огастином . В этом ограниченном положении Северная Утина была в значительной степени бессильна против набегов северных племен, союзных английским поселенцам, таких как Крик и Ямаси , и еще больше страдала от эпидемий. В конце концов они переехали ближе к Сент-Огастину и смешались с другими группами Тимукуа, потеряв свою независимую идентичность.
Имя
[ редактировать ]Название «Северная Утина» для этих людей — научная условность; его никогда не использовали сами люди или их испанские или индийские современники. [ 1 ] [ 2 ] Неясно, как называли себя сами люди, было ли у них вообще общее имя. Испанцы в 17 веке знали их как Тимукуа и называли регион, в котором они жили, провинцией Тимукуа . Их диалект был известен как Тимукуа (теперь его обычно называют «собственно Тимукуа»). [ 3 ] Со временем более мелкие провинции были объединены в провинцию Тимукуа, и название «Тимукуа» стало применяться ко все более обширной территории северной Флориды. [ 2 ]
В 20 веке, когда название Тимукуа стало обозначать все группы, говорящие на языке Тимукуа , ученые начали заменять термином Утина то, что испанцы называли провинцией Тимукуа. [ 2 ] Первоначально Утина обозначала другое племя, жившее в среднем течении реки Сент-Джонс в 16 веке; эти люди были известны как Agua Dulce (пресноводные). испанцам в 17 веке [ 2 ] Смешение происходит из-за того, что враги Утина были известны как Тимогона , что может быть источником названия «Тимукуа». Однако утина XVI века не была особенно тесно связана с жителями провинции Тимукуа. [ 4 ] Современное использование термина «Утина» вызвало путаницу между вождеством Утина XVI века и «собственно Тимукуа»; поэтому ученые Джеральд Миланич и Кен Джонсон предложили классифицировать эти две группы как восточную Утину и Северную Утину соответственно. [ 2 ]
Область
[ редактировать ]Северные утина жили в регионе, простирающемся примерно от реки Суванни на западе до реки Сент-Джонс на востоке и от реки Санта-Фе на север до южной Джорджии . [ 5 ] Однако основные центры населения находились в восточной долине реки Суванни. На другом берегу Суванни, между ним и рекой Аусилла (современные Мэдисон и округа Тейлор ), проживала еще одна западная группа Тимукуа, юстага . [ 6 ] Юстага были тесно связаны с северными утинами, но, похоже, говорили на другом диалекте, возможно, потано. [ 7 ] За юстагой жили апалачи , не принадлежащие к Тимуку , которые жили на большей части территории Флориды Панхандл . К югу и юго-востоку от Северной Утины, на другом берегу реки Санта-Фе, располагались Потано , еще одна группа Тимукуа. Другие носители Тимукуа жили на севере Джорджии, в том числе арапаха . [ 8 ] Далеко на востоке располагались восточные группы Тимукуа, включая Сатурива и (восточную) Утину.
Ареал, занимаемый Северной Утиной (и Юстагой) во время контакта с европейцами, соответствует ареалу культуры долины Суванни . Керамика долины Суванни была вытеснена керамикой Леона Джефферсона во время испанской миссии (17 век). [ 9 ]
Ранняя история и европейские контакты
[ редактировать ]

Эта местность была заселена на протяжении тысячелетий. В первом тысячелетии нашей эры жители региона участвовали в культуре острова Уидон , которая распространилась по большей части западной Флориды и за ее пределами. Примерно с 900 года в районе долины Суванни возникла производная культура, известная как культура долины Суванни. общей для всех народов долины Суванни (Северная Утина и Юстага) и как производная от острова Уидон была тесно связана с культурой Алачуа Потано Эта культура была . Он особенно выделяется своей керамикой . [ 10 ]
Археологические данные свидетельствуют о том, что северные утина жили небольшими общинными группами, возможно, представляя собой локализованные вождества , отделенные друг от друга значительными расстояниями. Джон Э. Уорт предполагает, что они могли быть организованы в более крупное региональное вождество, которое существовало, по крайней мере, с первых дней европейских контактов до 17 века. [ 11 ] Ранние европейские источники отмечают, что одни вожди имеют верховенство над другими, тогда как в 17 веке города в провинции Тимукуа были миссионерскими, очевидно, на основании их превосходства. [ 11 ] Это может быть свидетельством существования непрерывного регионального вождества, но Уорт отмечает, что оно, должно быть, было гораздо более рыхлым, чем более интегрированные вождества Тимукуа, такие как восточная Утина , Сатурива или Потано . Крупномасштабные памятники, такие как платформенные курганы , которые часто являются признаками интегрированных региональных вождеств, не были обнаружены на территории Северной Утины, а датировка керамики может варьироваться от общины к общине, что предполагает разобщенность. [ 12 ]
Северная Утина, вероятно, столкнулась с выжившими участниками экспедиции Нарваэса в 1528 году, но самое раннее определенное историческое упоминание о них содержится в отчетах об Эрнандо де Сото , которая прошла через их территорию в 1539 году. экспедиции [ 13 ] Эти отчеты показывают, что северные утина были более многочисленны, чем любое другое племя, с которым Де Сото когда-либо сталкивался, и жили в отдельных деревнях, подчинявшихся вождю по имени Агуакалейкуэн. [ 1 ] Основная деревня Агуакалейкуэна располагалась на реке Ичетакни , возможно, на месте археологических раскопок Фиг-Спрингс . [ 14 ] Агуакалейкуэн был союзником (и, возможно, родственником) другого вождя на другом берегу реки Суванни, Узачиле, чье вождество может соответствовать более позднему вождеству Юстага . Достигнув деревни Агуакалейкуэна, Де Сото, по своему обыкновению, захватил вождя, намереваясь освободить его, как только его отряд благополучно достигнет Узачиле. Впоследствии некоторые подчиненные вожди, утверждая, что Узачиле стремился к союзу с Де Сото, завели испанцев в засаду. После боя Де Сото казнил Агуакалейкуэна и других заложников и двинулся на территорию Узачиле, которую он обнаружил уже эвакуированной. [ 15 ]
В 1564 году французские поселенцы форта Кэролайн услышали о могущественном вожде этой области по имени Онатеаква. Хотя подробности ограничены, этот Онатеаква, возможно, правил вождеством Северной Утины, возглавляемым ранее Агуакалейкуэном. [ 16 ] Французы понимали, что его вождество находилось рядом с вождеством вождя Устаква, имя которого, вероятно, является вариантом «Юстага», и находилось к востоку от Апалачи . Однако они считали, что он жил недалеко от высоких гор ( Аппалачи , которые, как полагали ранние европейцы, простирались до территории Апалачей). [ 16 ] Французы считали, что Онатеаква очень богат и имеет контролируемый доступ к горам и расположенным там странным и ценным вещам. [ 17 ]
Эпоха миссии
[ редактировать ]Северная Утина приняла ряд испанских эмиссаров после учреждения в 1565 году церкви Святого Августина , но они последовательно отвергали все испанские предложения в течение нескольких десятилетий. Затем, в 1597 году, в рамках новой волны миссионерской деятельности, испанцы отправили христианского лидера Тимукуа Хуана де Хунко к мэру касика Северной Утины (главному вождю), вероятно, в город Аякуто на месте Фигс-Спрингс. [ 18 ] Единственный среди других миссионеров, отправленных в том году, Хуан добился успеха и убедил вождя послать эмиссаров в Сент-Огастин для переговоров о мире. [ 19 ] Северная Утина подчинилась испанской короне, и испанцы отправили монаха в главную деревню Аякуто, где в 1608 году была основана важная миссия Сан-Мартин-де-Тимукуа . [ 20 ] В течение следующих восьми лет на территории Северной Утины были открыты еще как минимум три миссии: Санта-Фе-де-Толока , Санта-Крус-де-Тарихика и Сан-Хуан-де-Гуакара. [ 21 ]
Профиль Северной Утины существенно увеличился по мере того, как более мелкие провинции были объединены в провинцию Тимукуа, а Сан-Мартин стал главной миссией и городом на все более обширной территории. Однако они пережили значительный демографический спад из-за эпидемий, распространившихся по Флориде в 17 веке. [ 22 ] Под руководством главного вождя Аякуто Лукаса Менендеса Северная Утина была в авангарде восстания Тимукуа 1656 года, в котором они вместе с Юстагой и Потано восстали против испанского колониального правительства. [ 23 ] После того, как испанцы подавили восстание, Северная Утина была насильственно переселена в ряд новых городов вдоль Камино-Реаль или Королевской дороги от провинции Апалачи до Сент-Огастина. [ 23 ] Это вызвало серьезный распад социальной структуры, и Северная Утина оказалась в значительной степени беззащитной перед набегами Крика и Ямаси , союзников английских колоний на севере. В результате выжившие северные утины мигрировали ближе к Сент-Августину, где они объединились с другими народами Тимукуа, и были переселены на Кубу в 1763 году. [ 24 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Миланич, с. 54.
- ^ Jump up to: а б с д и Стоит об. Я, стр. XXII – XXIV.
- ^ Гранберри, с. 6.
- ^ Миланич, с. 46.
- ^ Гранберри, с. 3.
- ^ Миланич, с. 55.
- ^ Гранберри, с. 3, 7.
- ^ Миланич, стр. 55–56.
- ^ Стоит 2012, с. 149
- ^ Стоит том. Я, стр. 28–29.
- ^ Jump up to: а б Стоит об. я, с. 96.
- ^ Стоит том. Я, стр. 29–30.
- ^ Стоит том. я, с. 30.
- ^ Стоит том. Я, стр. 31–32.
- ^ Стоит том. я, с. 31.
- ^ Jump up to: а б Стоит об. я, с. 32.
- ^ Лаудоньер, Рене (2001). Беннетт, Чарльз Э. (ред.). Три путешествия . Издательство Университета Алабамы. стр. 77–78, 87. ISBN. 0817311211 . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ Стоит том I., с. 48.
- ^ Стоит том. Я, стр. 48–50.
- ^ Стоит том. Я, стр. 50; 67.
- ^ Стоит том. Я, стр. 61, 67.
- ^ Суонтон, с. 151.
- ^ Jump up to: а б Стоит об. II, с. 38.
- ^ Стоит том. II, с. 149; 156–157.
Ссылки
[ редактировать ]- Лодоньер, Рене ; Беннетт, Чарльз Э. (ред.) (2001). Три путешествия . Издательство Университета Алабамы.
- Миланич, Джеральд (1999). Тимукуа . Уайли-Блэквелл. ISBN 0-631-21864-5 . Проверено 20 июля 2010 г.
- Суонтон, Джон Рид (2003). Индейские племена Северной Америки . Генеалогическое издание. ISBN 0-8063-1730-2 . Проверено 20 июля 2010 г.
- Стоит, Джон Э. (1998). Тимукуа Вождества испанской Флориды. Том 1: Ассимиляция . Университетское издательство Флориды. ISBN 0-8130-1574-Х . Проверено 20 июля 2010 г.
- Стоит, Джон Э. (1998). Тимукуа Вождества испанской Флориды. Том 2: Сопротивление и разрушение . Университетское издательство Флориды. ISBN 0-8130-1574-Х . Проверено 20 июля 2010 г.
- Стоит, Джон Э. (2012). «Обзор культуры долины Суванни». В Эшли, Кейт; Уайт, Нэнси Мари (ред.). Поздняя доисторическая Флорида . Гейнсвилл, Флорида: Университетское издательство Флориды. стр. 149–171. ISBN 978-0-8130-4014-1 .