Jump to content

Cholo

Традиционно ребенок метисов и коренных жителей был чоло . Картина Касты из колониального Перу , 1770 год.
Картина Касты, изображающая 16 иерархически расположенных групп смешанных рас . В верхней левой группе чоло используется как синоним метиса . Игнасио Мария Барреда, 1777 год. Real Academia Española de la Lengua , Мадрид .

Cholo ( Испанское произношение: [ˈtʃolo] ) — широко определяемый испанский термин, имеющий различные значения. Его происхождение представляет собой несколько уничижительный термин для людей смешанного происхождения в Испанской империи в Латинской Америке и ее государствах-преемниках как часть каст , неформального ранжирования общества по наследию. Чоло больше не обязательно относится только к этническому наследию и не всегда имеет негативное значение. Чоло может означать что угодно в своем первоначальном смысле: человек, у которого один родитель- коренной житель и один родитель- метис , «гангстер» в Мексике , оскорбление в некоторых странах Южной Америки (аналогично чуло в Испании ) или «человек, который одевается в манере определенной субкультуры» в США как часть субкультуры чоло . [1] [2]

Историческое использование

[ редактировать ]

В своей работе Vocabulario en Lengua Castellana y Mexicana (1571) Фрай Алонсо де Молина сообщает, что слово «cholo» или «xolo» происходит от языка науатль и означает «paje, moço, criado o esclavo» («паж, официант, слуга или раб"). [3]

Использование этого термина для описания касты впервые зафиксировано в перуанской книге, опубликованной в 1609 и 1616 годах, «Commentarios Reales de los Incas» Инки Гарсиласо де ла Вега . Он пишет (по-испански): «Детей чернокожего мужчины и индийской женщины или индийского мужчины и черной женщины они называют мулато и мулата . Их детей они называют чоло. Чоло — слово с островов Барловенто [ позже известный как Наветренные острова ]; это означает собаку не чистокровной породы, но весьма сомнительного происхождения, и испанцы используют ее для оскорбления и брани». [4] Интересно, что мексиканская голая собака известна как « xoloitzcuintli » или «xolo» на языке науатль.

В Эквадоре метисы, носящие местную одежду, назывались чолас . «Чола, по-видимому, было обозначением, в основном предназначенным для женщин и которое, по мнению Жака Полони-Симара, использовалось для обозначения женщин-метисов, достигших начальной степени испанизации, которая была за пределами понимания мужчин, которые были более прочно связаны с свои родные общины обязательствами по дани». [5] [6]

В императорской Мексике термины чоло и койот сосуществовали. [ нужна ссылка ] что указывает на смешанное происхождение метисов и коренных народов . В обозначениях каст колониальной Мексики этот термин появляется редко; однако на кастовой картине Игнасио Марии Барреды восемнадцатого века изображена группа Español, Индия, с их потомками метисами или чоло. [7]

Чоло как англоязычный термин датируется по крайней мере 1851 годом, когда он был использован Германом Мелвиллом в его романе «Моби Дик» по отношению к испаноязычному моряку, возможно, полученному из упоминавшейся выше ссылки на Наветренные острова. Исела Александра Гарсия из Калифорнийского университета в Беркли пишет, что этот термин возник в Мексике, где в начале прошлого века он относился к «культурно маргинальным» метисам и коренным американцам. [8]

Во время войны на Тихом океане (1879–1883) чилийские офицеры презрительно называли перуанцев «чоло». [9]

В статье в газете « Лос-Анджелес Экспресс» от 2 апреля 1907 года, озаглавленной «Очистка грязных судов чоло началась всерьез», термины «чоло» и «мексиканцы» используются как синонимы. [10] Термин «суды чоло» был определен в «Журнале истории Сан-Диего» как «иногда не что иное, как настоящие трущобы, поскольку трущобы были почти беспорядочно разбросаны по городским участкам, чтобы создать дешевые горизонтальные многоквартирные дома». [11]

Современное использование

[ редактировать ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

Cholos, cholas и cholitas используются как неофициальные сленговые термины в некоторых частях США для обозначения людей перуанского, боливийского, мексиканского и многих других происхождения, которые обычно имеют низкий доход и «крутые» и могут носить стереотипную одежду. . Обычно так называют людей, родившихся в разных местах. [2]

Типичное платье эквадорской чола куэнкана.

В Боливии «чоло» относится к людям с разной степенью коренного происхождения. [2] В Боливии термин «чолита» преодолел прежние предрассудки и дискриминацию, и теперь чолита считаются иконами моды. [2] «Чоло» в Боливии — это кампесино (крестьянин, фермер), переехавший в город, и хотя изначально этот термин был уничижительным, он стал скорее символом местной власти. Слово «чоло/а» считается распространенным и/или достаточно официальным термином в Боливии, так что «чоло» было включено в качестве отдельного варианта этнической группы в демографические опросы, проводимые в стране. В этих же опросах этот термин иногда использовался как синоним термина «метис». [12] Тем не менее, некоторые местные жители до сих пор используют чоло как уничижительный термин.

Чолос пескадорес — это группа традиционных рыбаков, живущих на побережье Эквадора. [ нужна ссылка ]

В Перу метисы с более высоким вкладом коренных народов составляют 27,7%: те, которые находятся в диапазоне от 60% до 75% вклада коренных народов, характеризуются оттенком загорелой, коричневой и брюнетной кожи с основными чертами коренных этнических групп. В основном они являются потомками народов кечуа (около 23,7%); других этнических групп, происходящих из побережья, - в 2%; аймара на 1,5%; коренных этнических групп джунглей на 0,5%. Из общего числа этой подгруппы около половины проживает в горах, значительная часть этого сегмента из-за миграции находится на побережье, обычно в Лиме, ​​крупных городских центрах и, наконец, около четверти (1/4) в джунглях. Их еще называют «чоло». [13]

Банды чоло возникли в США в середине-конце 1920-х годов. [14] Группы чоло в Мексике прочно обосновались, по крайней мере, к середине 1970-х годов вдоль границы США и Мексики и в Центральной Мексике. [15] Их называли по-разному, например, «барриос», «кликас» и «гангас». Их обычно считали латиноамериканцами , а не мексиканцами из-за их одежды и внешнего вида, которые традиционно не носили мексиканцы. Многие из этих групп были сформированы молодыми людьми, которые провели время в Соединенных Штатах и ​​вернулись с другой идентичностью, почерпнутой в уличной жизни США. [16] [14] Эти группы имитируют организацию банд в Соединенных Штатах , особенно в Калифорнии , Техасе и Чикаго . Чолос имеют свой собственный стиль одежды и речи. Они известны жестами, татуировками и граффити. Группы чоло контролируют различные территории города. Большая часть насилия среди этих групп происходит из-за территории. [16] Хорошо зарекомендовавшие себя латиноамериканские банды из Соединенных Штатов (такие как Norteños , Sureños , Latin Kings , 18th Street Gang и MS-13 ) добились сильного присутствия в Мексике, заключая союзы с местными наркокартелями, базирующимися в определенных регионах или городах.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Соня Г. Бенсон, изд. (2003). Латиноамериканский альманах: Справочник по выходцам из Латинской Америки в Соединенных Штатах (Третье изд.). Томсон Гейл. п. 14 . ISBN  0-7876-2518-3 .
  2. ^ Jump up to: а б с д «Возвышение «холитас» » . Новости Би-би-си . 20 февраля 2014 г. Проверено 20 февраля 2014 г.
  3. ^ де Молина, Алонсо (1571). Словарный запас испанского и мексиканского языков . п. 160.
  4. ^ де ла Вега, Гарсиласо, Инка (1609 г.). Королевские комментарии инков . стр. МНЕ. Здесь он пишет: «Сына чернокожего мужчины и индианки или индейца и чернокожей женщины они называют мулатом и мулатой. Их детей зовут чоло; это слово с Наветренного острова; оно означает собаку, а не из castizos (расы), а из самых негодяев, и испанцы используют его для позора и брани». {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  5. ^ Раппапорт, Джоан. Исчезновение метисов: определение различий в колониальном новом королевстве Гранада . Дарем: Издательство Университета Дьюка, 2014, стр. 52–53.
  6. ^ Полони-Симард, Индийская мозаика: мобильность, социальное расслоение и смешанные браки в коррегимьенто Куэнки (Эквадор) с 16 по 18 века . Париж: Édicions de L’École des Hautes Etusdes en Sciences Sociales 2000, стр. 120-22.
  7. ^ Гарсиа Саис, Мария Консепсьон. Мексиканские касты . Милан: Оливетти 1989, стр. 140-41.
  8. ^ Виджил, Джеймс Диего (1988). Банды Баррио: уличная жизнь и идентичность в Южной Калифорнии . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN  0-292-71119-0 .
  9. ^ Вергара, Хорхе Иван; Гундерманн, Ганс (март 2012 г.). «Конформация и внутренняя динамика поля региональной идентичности в Тарапаке и Лос-Лагосе, Чили» [Конформация и внутренняя динамика региональной идентичности в Тарапаке и Лос-Лагосе, Чили] (PDF) . Чунгара (на испанском языке). 44 (1): 115–134. дои : 10.4067/s0717-73562012000100009 .
  10. ^ Автор неизвестен. «Очистка грязных дворов чоло началась всерьез». Архивировано 18 июня 2013 года, в Wayback Machine , Los Angeles Express , 2 апреля 1907 года.
  11. ^ Кертис, Джеймс Р. и Форд, Ларри. « Суды бунгало в Сан-Диего: контроль чувства места ». Журнал истории Сан-Диего . Весна 1988 г., Том 34,
  12. ^ «Демографический профиль Боливии 2017» . www.indexmundi.com . Проверено 19 сентября 2017 г.
  13. ^ «Этнический состав и фенотипы в Перу» . www.espejodelperu.com.pe . Население Перу . Проверено 27 июля 2018 г.
  14. ^ Jump up to: а б Лопес Пенья, Сусана. "Los cholos de 'Nezayork' " [Чолос "Неза Йорка"]. Выпуски новостей Televisa (на испанском языке). Мехико. Архивировано из оригинала 8 декабря 2008 года . Проверено 18 января 2010 г.
  15. ^ Каммингс, Лаура Ли (2009). Пачукас и Пачукос в Тусоне: жизнь на границе . Юго-западный центр. Издательство Университета Аризоны. ISBN  978-0-8165-2737-3 . [ нужна страница ]
  16. ^ Jump up to: а б Санчес Лемус, Сауль. «La vida loca» («Безумная жизнь»). Выпуски новостей Televisa (на испанском языке). Мехико. Архивировано из оригинала 24 января 2010 года . Проверено 18 января 2010 г.
[ редактировать ]

Народная феминистская борьба за модным трендом Чола, статья, описывающая историю Чола, из журнала Vice Magazine.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 887369448c2cff1d0771cf737fb38169__1719406740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/69/887369448c2cff1d0771cf737fb38169.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cholo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)