Cholo


Cholo ( Испанское произношение: [ˈtʃolo] ) — широко определяемый испанский термин, имеющий различные значения. Его происхождение представляет собой несколько уничижительный термин для людей смешанного происхождения в Испанской империи в Латинской Америке и ее государствах-преемниках как часть каст , неформального ранжирования общества по наследию. Чоло больше не обязательно относится только к этническому наследию и не всегда имеет негативное значение. Чоло может означать что угодно в своем первоначальном смысле: человек, у которого один родитель- коренной житель и один родитель- метис , «гангстер» в Мексике , оскорбление в некоторых странах Южной Америки (аналогично чуло в Испании ) или «человек, который одевается в манере определенной субкультуры» в США как часть субкультуры чоло . [1] [2]
Историческое использование
[ редактировать ]В своей работе Vocabulario en Lengua Castellana y Mexicana (1571) Фрай Алонсо де Молина сообщает, что слово «cholo» или «xolo» происходит от языка науатль и означает «paje, moço, criado o esclavo» («паж, официант, слуга или раб"). [3]
Использование этого термина для описания касты впервые зафиксировано в перуанской книге, опубликованной в 1609 и 1616 годах, «Commentarios Reales de los Incas» Инки Гарсиласо де ла Вега . Он пишет (по-испански): «Детей чернокожего мужчины и индийской женщины или индийского мужчины и черной женщины они называют мулато и мулата . Их детей они называют чоло. Чоло — слово с островов Барловенто [ позже известный как Наветренные острова ]; это означает собаку не чистокровной породы, но весьма сомнительного происхождения, и испанцы используют ее для оскорбления и брани». [4] Интересно, что мексиканская голая собака известна как « xoloitzcuintli » или «xolo» на языке науатль.
В Эквадоре метисы, носящие местную одежду, назывались чолас . «Чола, по-видимому, было обозначением, в основном предназначенным для женщин и которое, по мнению Жака Полони-Симара, использовалось для обозначения женщин-метисов, достигших начальной степени испанизации, которая была за пределами понимания мужчин, которые были более прочно связаны с свои родные общины обязательствами по дани». [5] [6]
В императорской Мексике термины чоло и койот сосуществовали. [ нужна ссылка ] что указывает на смешанное происхождение метисов и коренных народов . В обозначениях каст колониальной Мексики этот термин появляется редко; однако на кастовой картине Игнасио Марии Барреды восемнадцатого века изображена группа Español, Индия, с их потомками метисами или чоло. [7]
Чоло как англоязычный термин датируется по крайней мере 1851 годом, когда он был использован Германом Мелвиллом в его романе «Моби Дик» по отношению к испаноязычному моряку, возможно, полученному из упоминавшейся выше ссылки на Наветренные острова. Исела Александра Гарсия из Калифорнийского университета в Беркли пишет, что этот термин возник в Мексике, где в начале прошлого века он относился к «культурно маргинальным» метисам и коренным американцам. [8]
Во время войны на Тихом океане (1879–1883) чилийские офицеры презрительно называли перуанцев «чоло». [9]
В статье в газете « Лос-Анджелес Экспресс» от 2 апреля 1907 года, озаглавленной «Очистка грязных судов чоло началась всерьез», термины «чоло» и «мексиканцы» используются как синонимы. [10] Термин «суды чоло» был определен в «Журнале истории Сан-Диего» как «иногда не что иное, как настоящие трущобы, поскольку трущобы были почти беспорядочно разбросаны по городским участкам, чтобы создать дешевые горизонтальные многоквартирные дома». [11]
Современное использование
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]Cholos, cholas и cholitas используются как неофициальные сленговые термины в некоторых частях США для обозначения людей перуанского, боливийского, мексиканского и многих других происхождения, которые обычно имеют низкий доход и «крутые» и могут носить стереотипную одежду. . Обычно так называют людей, родившихся в разных местах. [2]
Боливия
[ редактировать ]В Боливии «чоло» относится к людям с разной степенью коренного происхождения. [2] В Боливии термин «чолита» преодолел прежние предрассудки и дискриминацию, и теперь чолита считаются иконами моды. [2] «Чоло» в Боливии — это кампесино (крестьянин, фермер), переехавший в город, и хотя изначально этот термин был уничижительным, он стал скорее символом местной власти. Слово «чоло/а» считается распространенным и/или достаточно официальным термином в Боливии, так что «чоло» было включено в качестве отдельного варианта этнической группы в демографические опросы, проводимые в стране. В этих же опросах этот термин иногда использовался как синоним термина «метис». [12] Тем не менее, некоторые местные жители до сих пор используют чоло как уничижительный термин.
Эквадор
[ редактировать ]Чолос пескадорес — это группа традиционных рыбаков, живущих на побережье Эквадора. [ нужна ссылка ]
Перу
[ редактировать ]В Перу метисы с более высоким вкладом коренных народов составляют 27,7%: те, которые находятся в диапазоне от 60% до 75% вклада коренных народов, характеризуются оттенком загорелой, коричневой и брюнетной кожи с основными чертами коренных этнических групп. В основном они являются потомками народов кечуа (около 23,7%); других этнических групп, происходящих из побережья, - в 2%; аймара на 1,5%; коренных этнических групп джунглей на 0,5%. Из общего числа этой подгруппы около половины проживает в горах, значительная часть этого сегмента из-за миграции находится на побережье, обычно в Лиме, крупных городских центрах и, наконец, около четверти (1/4) в джунглях. Их еще называют «чоло». [13]
Мексика
[ редактировать ]Банды чоло возникли в США в середине-конце 1920-х годов. [14] Группы чоло в Мексике прочно обосновались, по крайней мере, к середине 1970-х годов вдоль границы США и Мексики и в Центральной Мексике. [15] Их называли по-разному, например, «барриос», «кликас» и «гангас». Их обычно считали латиноамериканцами , а не мексиканцами из-за их одежды и внешнего вида, которые традиционно не носили мексиканцы. Многие из этих групп были сформированы молодыми людьми, которые провели время в Соединенных Штатах и вернулись с другой идентичностью, почерпнутой в уличной жизни США. [16] [14] Эти группы имитируют организацию банд в Соединенных Штатах , особенно в Калифорнии , Техасе и Чикаго . Чолос имеют свой собственный стиль одежды и речи. Они известны жестами, татуировками и граффити. Группы чоло контролируют различные территории города. Большая часть насилия среди этих групп происходит из-за территории. [16] Хорошо зарекомендовавшие себя латиноамериканские банды из Соединенных Штатов (такие как Norteños , Sureños , Latin Kings , 18th Street Gang и MS-13 ) добились сильного присутствия в Мексике, заключая союзы с местными наркокартелями, базирующимися в определенных регионах или городах.
См. также
[ редактировать ]
- Этническая группа аймара
- Кабокло
- Чикано
- Чуло (значения)
- Койот (расовая категория)
- День смешанной расы
- Нако (сленг)
- Пачуко
- Замбо
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Соня Г. Бенсон, изд. (2003). Латиноамериканский альманах: Справочник по выходцам из Латинской Америки в Соединенных Штатах (Третье изд.). Томсон Гейл. п. 14 . ISBN 0-7876-2518-3 .
- ^ Jump up to: а б с д «Возвышение «холитас» » . Новости Би-би-си . 20 февраля 2014 г. Проверено 20 февраля 2014 г.
- ^ де Молина, Алонсо (1571). Словарный запас испанского и мексиканского языков . п. 160.
- ^ де ла Вега, Гарсиласо, Инка (1609 г.). Королевские комментарии инков . стр. МНЕ.
Здесь он пишет: «Сына чернокожего мужчины и индианки или индейца и чернокожей женщины они называют мулатом и мулатой. Их детей зовут чоло; это слово с Наветренного острова; оно означает собаку, а не из castizos (расы), а из самых негодяев, и испанцы используют его для позора и брани».
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Раппапорт, Джоан. Исчезновение метисов: определение различий в колониальном новом королевстве Гранада . Дарем: Издательство Университета Дьюка, 2014, стр. 52–53.
- ^ Полони-Симард, Индийская мозаика: мобильность, социальное расслоение и смешанные браки в коррегимьенто Куэнки (Эквадор) с 16 по 18 века . Париж: Édicions de L’École des Hautes Etusdes en Sciences Sociales 2000, стр. 120-22.
- ^ Гарсиа Саис, Мария Консепсьон. Мексиканские касты . Милан: Оливетти 1989, стр. 140-41.
- ^ Виджил, Джеймс Диего (1988). Банды Баррио: уличная жизнь и идентичность в Южной Калифорнии . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 0-292-71119-0 .
- ^ Вергара, Хорхе Иван; Гундерманн, Ганс (март 2012 г.). «Конформация и внутренняя динамика поля региональной идентичности в Тарапаке и Лос-Лагосе, Чили» [Конформация и внутренняя динамика региональной идентичности в Тарапаке и Лос-Лагосе, Чили] (PDF) . Чунгара (на испанском языке). 44 (1): 115–134. дои : 10.4067/s0717-73562012000100009 .
- ^ Автор неизвестен. «Очистка грязных дворов чоло началась всерьез». Архивировано 18 июня 2013 года, в Wayback Machine , Los Angeles Express , 2 апреля 1907 года.
- ^ Кертис, Джеймс Р. и Форд, Ларри. « Суды бунгало в Сан-Диего: контроль чувства места ». Журнал истории Сан-Диего . Весна 1988 г., Том 34,
- ^ «Демографический профиль Боливии 2017» . www.indexmundi.com . Проверено 19 сентября 2017 г.
- ^ «Этнический состав и фенотипы в Перу» . www.espejodelperu.com.pe . Население Перу . Проверено 27 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Лопес Пенья, Сусана. "Los cholos de 'Nezayork' " [Чолос "Неза Йорка"]. Выпуски новостей Televisa (на испанском языке). Мехико. Архивировано из оригинала 8 декабря 2008 года . Проверено 18 января 2010 г.
- ^ Каммингс, Лаура Ли (2009). Пачукас и Пачукос в Тусоне: жизнь на границе . Юго-западный центр. Издательство Университета Аризоны. ISBN 978-0-8165-2737-3 . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б Санчес Лемус, Сауль. «La vida loca» («Безумная жизнь»). Выпуски новостей Televisa (на испанском языке). Мехико. Архивировано из оригинала 24 января 2010 года . Проверено 18 января 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Народная феминистская борьба за модным трендом Чола, статья, описывающая историю Чола, из журнала Vice Magazine.
- Этнические и религиозные оскорбления
- Мексиканский сленг
- Испанские слова и фразы
- Латиноамериканская кастовая система
- Многорасовые дела в Америке
- Субкультуры социальных классов
- Испаноязычная и латиноамериканская культура
- Изображения латиноамериканцев и латиноамериканцев в СМИ
- Расизм против коренных народов в Америке
- Мотоциклетная субкультура в США
- Метисы