Герцог Вэнь Цзинь
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2015 г. ) |
Герцог Вэнь Цзинь Герцог Вэнь Цзинь | |||||
---|---|---|---|---|---|
Герцог Цзинь | |||||
Правитель Цзинь | |||||
Царствование | 636–628 гг. до н.э. | ||||
Предшественник | Герцог Хуай Цзинь | ||||
Преемник | Герцог Сян Цзинь | ||||
Рожденный | 697 г. до н.э. | ||||
Умер | 628 г. до н.э. (68–69 лет) | ||||
Супруг | Джи Куй ( ж: Джи Куй ) Ци Цзян ( zh:Qi Jiang ) Хуай Ин ( zh:huaiying ) | ||||
Проблема | Ботиао Шулю (дядя Лю) Герцог Сян Принц Юн ( zh:公子雍 ) Принц Ле( zh:公子乐 ) Герцог Ченг | ||||
| |||||
Отец | Герцог Сянь Цзинь | ||||
Мать | Ху Цзи |
Герцог Вэнь Цзинь | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | 晉文Герцог Вэнь Цзинь | ||
Упрощенный китайский | 晋文Герцог Вэнь Цзинь | ||
Буквальный смысл | Культурный герцог Цзинь | ||
| |||
Чонгъэр | |||
китайский | 重Чонгъэр | ||
|
Герцог Цзинь Вэнь (697–628 до н. э.), урожденный Чонгъэр (буквально «Двойные уши» ), был членом королевского дома Цзинь в весенний и осенний период китайской истории . Он был изгнан из Цзинь примерно на 20 лет, прежде чем, наконец, был восстановлен к власти (годы правления 636–628 до н.э.) и быстро привел Цзинь к гегемонии над другими китайскими государствами своего времени. Он фигурирует в многочисленных китайских легендах, в том числе о его верном придворном Цзе Чжитуе , смерть которого, как говорят, вдохновила Китай на проведение фестивалей холодной еды и Цинмин .
Имена
[ редактировать ]«Герцог Цзинь Вэнь» — это посмертное имя , данное ему в рамках исконного почитания его семьи . Буквально это означает «Культурный герцог Цзинь». Настоящее имя герцога Вэня было Чунъэр. Его клановое имя было Цзи .
Жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Принц Чонгъэр родился у герцога Сяня Цзиньского в 697 г. до н.э. Цзо Чжуань отмечает, что «все его ребра срослись», что является признаком силы и лидерства. Среди сводных братьев Чунъэра были Шэньшэн и Сици . Хотя Шэньшэн был первоначальным наследным принцем, в последние годы своей жизни герцог Сянь отдавал предпочтение наложнице Ли Цзи , которая желала, чтобы ее сын Сици стал наследником. Таким образом, она замышляла дискредитировать Шэньшэна перед его отцом, что в конечном итоге привело к самоубийству Шэньшэна в 656 г. до н.э.
Блуждание
[ редактировать ]Это событие привело к гражданской войне в Цзинь, известной как Беспорядки Ли Цзи , где герцог Сянь возглавил несколько кампаний против своих собственных сыновей, вынудив их бежать из Цзинь. Со свитой способных людей, в том числе Чжао Цуй , Ху Янь , Вэй Чоу (魏犨), Цзя То (賈佗), Сянь Чжэнь (先軫) и Цзе Чжитуй , Чунъэр бежал на север. В 651 г. до н.э., после того как смерть герцога Сианя привела к кризису престолонаследия, Чунъэру было предложено вернуться в Цзинь и принять на себя герцогство, но он отказался; Вместо этого трон перешел к его сводному брату Иу, который стал герцогом Хуэй Цзинь .
В 644 году до нашей эры, после неудавшейся попытки убийства герцога Хуэя, Чунъэр переехал в государство Ци . Он оставался там до очередного кризиса престолонаследия в Ци в 639 г. до н.э., после чего бежал сначала в государство Цао , затем в государства Сун , Чжэн , Чу и, наконец, в государство Цинь . За этот 19-летний период изгнания Чонгъэр приобрел как престиж, так и талантливых последователей; дама иностранного двора однажды заметила: «Когда я смотрю на последователей принца Цзинь, каждый из них достоин быть премьер-министром государства».
В 636 г. до н. э., после смерти герцога Хуэя, герцог Цинь Му сопровождал Чонъэра обратно в Цзинь с армией, и Чонъэр был назначен герцогом Цзинь.
Герцог Цзинь
[ редактировать ]Герцог Вэнь предпринял несколько крупных реформ военных и гражданских институтов государства, отчасти для того, чтобы заполнить пробелы, образовавшиеся в результате предыдущей резни герцогского дома. Они включали формирование системы трех армий, в которой верхней, средней и нижней армией командовали генерал и генерал-лейтенант. Государство еще больше укрепилось благодаря многочисленным способным лидерам, которых герцог Вэнь собрал во время своих странствий, которые получили высшие военные и правительственные посты.
Благодаря этой армии, а также своему значительному престижу, герцог Вэнь смог поглотить многие государства вокруг Цзинь, значительно увеличив их размеры, а также подчинив другие государства в качестве вассалов; его вассальными государствами был Цао, на который он напал в отместку за грубое обращение с ним во время изгнания. В то же время он занял политическую позицию, поддерживая двор Восточного Чжоу и короля Чжоу Сяна . Когда в 635 г. до н.э. король Сян был свергнут и изгнан своим братом, герцог Вэнь возглавил коалицию государств, которые восстановили его в качестве короля.
расширению государства Чу В то же время герцог Вэнь также сопротивлялся на север; Конфликт двух государств в основном разыгрывался среди более мелких государств, которые располагались между их территориями и образовывали союзы с тем или иным государством. В 633 г. до н. э. Чу вторгся в государство Сун , которое было союзником Цзинь; Герцог Вэнь возглавил свою коалицию, включающую войска Цинь, Ци и Сун, и одержал решительную победу над силами Чу в битве при Чэнпу в 632 году до нашей эры. Эта битва на десятилетия остановила расширение Чу на север, одновременно укрепив позиции герцога Вэня; в следующем году он созвал большую коалицию правителей в Цзянту и был утвержден в качестве гегемона над другими государствами, став одним из Пяти Гегемонов .
Герцог Цзинь умер в 628 г. до н.э., и ему наследовал его сын, герцог Сян Цзиньский ; его сын также унаследовал гегемонию, которая оставалась за Джином почти столетие.
Легенды
[ редактировать ]Приказ армии отступить. Три она
[ редактировать ]Когда Чунъэр оставался при дворе Чу , его король устроил для него банкеты и оказал ему хорошее обращение. За одним приемом пищи он спросил Чонъэра, как тот намерен выплатить этот долг. Чонгъэр ответил, что, если Цзинь и Чу встретятся на поле битвы в будущем, он прикажет своим войскам отступить на три она ( 舍 ) или примерно на 30 км (20 миль). После того, как Чунъэр был восстановлен на своем троне герцогом Цинь , он все же встретил Чу в бою. Вспомнив свое обещание, он приказал своим людям отступить втроем . Однако он воспользовался случаем, чтобы заманить чуйского командира Зию в засаду у Чэнпу и выиграть там битву.
Фестиваль холодной еды
[ редактировать ]Сведения о Чонгъэре, его вассале и музыканте Цзе Чжитуй или Зитуй распространялись по крайней мере в IV веке до нашей эры. [8] Сыма Цянь рассказывает, что Цзе был среди тех, кто следовал за принцем на протяжении всех лет его изгнания, но, отдав должное Небесам за готовность Цинь поставить Чунъэра на место герцога Юя , он отказался явиться ко двору за наградой и оскорбил тех, кто кто это сделал. Он и его мать ушли, чтобы стать отшельниками в лесах вокруг горы Миан, и больше их никто не видел. В это время Чонгъэр был отвлечен хаосом в его здании, поскольку партизаны Юя устроили беспорядки и даже сожгли герцогский дворец. В конце концов о Цзе ему напомнило стихотворение о драконе и змеях, которое было вывешено на главных воротах его нового дворца; не имея возможности найти или вознаградить его, он отвел поля Мяньшана, чтобы принести жертвы в его честь. [9] [10] Позже он превратился в храм, и считали Цзе бессмертным даосом, обладавшим властью над погодой ранние Хань . [11]
Более поздние легенды приукрасили эту историю: после того, как свита изгнанников была ограблена бандитами во время путешествия по сельской местности Китая, у них так закончились продукты, что Чонгъэру грозила голодная смерть. [12] Цзе приготовил ему сытный суп из мяса и диких трав. [12] это оживило его, и во время допроса выяснилось, что для его приготовления он использовал мясо собственного бедра. После восстановления принца в Цзине он объявил, что «награды можно разделить на три степени: награда первой степени достается тем, [кто] последовал за мной в изгнание; награда второй степени достается тем, кто пожертвовал деньги; и третья награда оценка достается тем, кто приветствовал возвращение моего герцогства» и что даже «те, кто поддерживал меня другими способами, но еще не был вознагражден, могут сообщить свои имена для получения наград». [13] Цзе, однако, не заметили, и ему было так грустно, что он удалился в деревню, неся свою мать на спине. [13] Вспомнив своего верного последователя спустя месяцы или годы, Чонгъэр лично бродил по лесам и хребтам в поисках их. [14] Его новые советники предложили использовать лесной пожар, чтобы изгнать Цзе, поскольку его долг перед матерью перевесил бы все остальные заботы. [13] Пожар начался на одном [12] или с трех сторон, а у открытого конца ждали люди, приветствуя возвращение чиновника на государственную службу. Вместо этого пожар бушевал три дня и ночи. [13] и мать [12] и сын были найдены сгоревшими заживо под ивой . [15] В своем горе и вине Чонъэр переименовал гору в честь Цзе. (Окружающая территория позже также получит название « Цзесю » или «[Место] [Последнего] отдыха Цзе».) Он также приказал ввести период запрета на огонь в честь Цзе, заставляя людей есть холодную пищу в течение трех дней. вокруг Цинмин солнечного термина . [15]
Фактически, Фестиваль холодной еды не был засвидетельствован до Хань и начался как месячное популярное празднование, призванное успокоить дух Цзе в разгар зимы. [16] [17] Вызванные этим трудности, в том числе смерть среди младенцев и пожилых людей, привели к тому, что его неоднократно запрещали на протяжении столетий. [18] Постановлениям удалось перенести фестиваль на конец весны (по китайским меркам), но он никогда не угасал в Шаньси и распространился по остальной части Китая под властью Суй и Тан . [19] [20] Однако аспекты почитания предков, добавленные к нему из старого Двойного Третьего Фестиваля, в конечном итоге затмили истории Чонгъэра и Цзе Чжитуя, в результате чего вместо этого он превратился в современный Фестиваль подметания гробниц . [21]
Потомство
[ редактировать ]Хуань (驩). Родился Би Цзи (逼姞). Он стал преемником своего отца и был известен как герцог Сян Цзинь . Его считали хорошим преемником, поскольку он победил Цинь и Ди, но умер слишком рано в 621 г. до н.э. Его сын стал герцогом Лин Цзинь , а герцог Дао Цзинь был внуком другого его сына по имени Цзе.
Бо Цзи (伯姬). Также рожден Би Джи (逼姞). Она была замужем за Чжао Цуем (趙衰) и получила высокую оценку за то, что вернула женство первой жене Шу Вэй (叔隗), тем самым сделав себя наложницей. Она родила троих сыновей по имени Чжао Инци (趙嬰齊), Чжао Тонг (趙同) и Чжао Го (趙括). Также известен как Чжао Цзи (趙姬) и Цзюньцзиши.
Ён (雍). Родился Ду Ци (杜祁). Первоначально его отправили в штат Цинь, чтобы он стал министром в Цинь, чтобы избежать возможного конфликта между его братьями. Когда герцог Сян Цзинь умер, Чжао Дунь решил позволить Юну унаследовать трон, поскольку он был старше и имел хорошую репутацию. Поэтому Юн возвращался в Цинь под охраной войск Цинь. Однако, когда Юн и войска Цинь оказались на границе, Дунь передумал и создал Игао (夷皋) герцогом Линем Цзинь и напал на войска Цинь. Ён был убит в результате нападения со стороны штата Цзинь.
Ле (Юэ?) (樂). Родился Чэнь Ин (辰嬴) из штата Цинь. Первоначально его отправили в штат Чен, чтобы избежать возможного конфликта между его братьями. Когда герцог Сян умер, другой благородный министр, Ху Шегу (狐射姑), хотел сделать Ле герцогом и тайно забрал его у Чена. Однако он попал в засаду и был убит по дороге людьми во главе с Гунсунь Чуцзю, одним из людей Чжао Дуня.
Хэйтун (黑臀). Родился Чжоу Ню (周女). Первоначально его отправили в Чжоу. Когда герцог Лин был убит, он унаследовал трон и стал герцогом Чэном Цзинь . Он умер в 600 г. до н. э.
Семья
[ редактировать ]- Отец: герцог Сянь Цзинь.
- Мачеха: Ли Цзи
- Брат: Шэньшэн , потомственный герцог Цзинь / Сици , герцог Цзинь / герцог Цзинь Хуэй
- Племянник: герцог Хуай Цзинь
Наследие
[ редактировать ]Военные и гражданские реформы герцога Вэня создали структуру правительства, которая помогла обеспечить стабильность и превосходство Цзинь на последующие десятилетия. В то же время, однако, это заложило основу для политической ситуации в последние годы Цзинь, когда несколько дворянских домов стали доминировать при герцогском дворе. Дома Вэй и Чжао, например, были объединены своими военными назначениями при дворе герцога Вэня, заложив основу для их окончательного господства и раздела Цзинь два с половиной столетия спустя.
Гонконгское телевидение TVB в начале 1990-х сняло телевизионный драматический сериал о герцоге Вэне под названием «Легенда о герцоге Вэне» ( 晉文公傳奇 ) с Леоном Лаем в главной роли . Сериал был полувымышленным, во многих эпизодах были сцены уся («кунг-фу»). Другие инсценировки его жизни включают китайский сериал 2011 года «Песня весны и осени» , где герцога играет Галлен Ло .
В 2019 году китайский историко-романтический комедийный телесериал под названием «Проповедь Чонг Эра» был снят Лай Шуйцином и Чжао Цзянем, в главных ролях снялись Ван Лунхуа, Бэби Чжан , Чжан Ишань , Мадина Мемет , Пурба Ргьял , Шэнь Мэнчен и Гань Тинтин . Его производят совместно China Film Group Corporation , Global Hao Xiang Television Media и Shenzhen Yucong Culture Media Co., Ltd.. Телесериал рассказывает историю герцога Цзинь Вэня от изгнания до последующего восхождения на трон и становления гегемоном. [22] [23]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Легге (1872) , стр. 191–2.
- ^ Хоукс (1959) , «Озлобленные мысли» (怨思, Юань Си ), «Скорбь по вихревому ветру» (悲回風, Бэй Хуифэн ) и «Плач по достойным» (惜賢, Си Сян ).
- ^ Суху (2017) , «Увы, минувшие дни» (昔往日, Си Вонгри ).
- ^ Люй Бувэй и др., «Отчет о Цзе» , Весенние и осенние летописи мастера Лю [《呂氏春秋》, Луши Чуньцю ] . (на китайском языке)
- ^ Ноблок и др. (2000) , стр. 263–4.
- ^ Ляо (1959) , Бк. VIII, гл. xxvii .
- ^ Легге и др. (1891) , Бк. XXIX, §10 .
- ^ Помимо других упомянутых источников, Цзе появляется в Цзоочжуане , [1] Хуайнаньцзы Чу , Песни , [2] [3] Весенние и осенние летописи мастера Лу , [4] [5] и собрание сочинений Хан Фэя [6] и Чжуан Чжоу . [7]
- ^ Сыма Цянь и др., « Династия Цзинь », Записи великого историка [《史記》, Шуцзи ] , том. 39 . (на китайском языке) .
- ^ Ниенхаузер и др. (2006) , стр. 331–5.
- ^ Псевдо- Лю Сян (редактор), «Цзецзы Туй» , Сборник биографий бессмертных [《列仙傳》, Lièxiān Zhuàn ] . (на китайском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с д Бардин (2016) .
- ^ Перейти обратно: а б с д Лан и др. (1996) .
- ^ Нин (2007) .
- ^ Перейти обратно: а б Хуанг и др. (2016) , с. 82–3
- ^ Покора (1975) , стр. 107-1. 122 и 136–7.
- ^ Хольцман (1986) , стр. 52–5.
- ^ Хольцман (1986) , стр. 54–9.
- ^ Циминь Яошу (на китайском языке), т. 9, §521.
- ^ Хольцман (1986) , с. 60.
- ^ Чепмен (2014) , с. 484
- ^ Показаны кадры из «Легенды о Чонг Эре»: Ван Лунхуа, Медина, обнимает цветы и празднует китайский День святого Валентина. . qq.com (на китайском языке). 28 августа 2017 г.
- ^ Кадры Ли Цзи из «Легенды о Чонг Эр» раскрывают красоту Медины в красном платье . 163.com (на китайском языке). 2017-08-31.
Библиография
[ редактировать ]- Бардин, Тара (2016), «Фестиваль Цин Мин» , Праздники , Денвер: Воздушный змей из рисовой бумаги .
- Чепмен, Ян (2014), «Календарь фестивалей и ритуалов: отрывки из записей года и времен года Цзин-Чу » , Раннесредневековый Китай: справочник , Нью-Йорк: Columbia University Press, стр. 468–493, ISBN 978-0-231-15987-6 .
- Конфуций (1872 г.), Легге, Джеймс (ред.), Чунь Цью с Цо Чуэн, Pt. Я , Китайская классика , Том. V, Гонконг: Lane, Crawford, & Co.
- Хан Фэй (1959), Ляо Вэнь-куэй (редактор), Полное собрание сочинений Хань Фей Цзы с собранием комментариев , Восточная серия , №№ XXV и XXVI, Лондон: Артур Пробстейн .
- Хольцман, Дональд (июнь 1986 г.), «Фестиваль холодной еды в раннесредневековом Китае», Гарвардский журнал азиатских исследований , том. 46, Кембридж : Издательство Гарвардского университета, стр. 51–79, doi : 10.2307/2719075 , JSTOR 2719075 .
- Хуан Тан (1975), Покора, Т. (редактор), Синь-лунь и другие сочинения , Мичиганские статьи по китаеведению , № 20, Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета .
- Хуан, Джули Шиу-лан; и др. (2016), Вдоль реки во время фестиваля Цинмин , Cosmos Classics, ISBN 9789869212564 .
- Лан Пейджин; и др. (1996), «Неся свою мать в горы», Картины в длинном коридоре Летнего дворца , Пекин: Foreign Languages Press, стр. 115 .
- Люй Бувэй и др. (2000), Ноблок, Джон; и др. (ред.), Анналы , Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, ISBN 978-0-8047-3354-0 .
- Нин Янь (30 декабря 2007 г.), «Гора Мяньшань» , CRI English , Пекин: China Radio International, заархивировано из оригинала 17 мая 2016 года , получено 21 декабря 2017 года .
- Цюй Юань и др. (1959), Хоукс, Дэвид (редактор), Чу Цзы: Песни Юга , Оксфорд: Clarendon Press, ISBN 9780141971261 , переиздано Penguin Classics, 1985.
- Цюй Юань и др. (2017), Суху, Гопал (редактор), Песни Чу , Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, ISBN 9780231166065 .
- Сыма Цянь и др. (2006), Ниенхаузер, Уильям Х. младший; и др. (ред.), The Grand Scribe's Records, Vol. V: Наследственные дома доханьского Китая, Pt. 1 , Блумингтон: Издательство Университета Индианы, ISBN 9780253340252 .
- Чжуан Чжоу (1891), «Сочинения Гуан Цзе, часть 2», в Легге, Джеймс ; и др. (ред.), Тексты даосизма, Pt. II , Священные книги Китая , Том. VI, Священные книги Востока , Том. XL, Оксфорд: Издательство Оксфордского университета .