Кули
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
Кули (также пишется как koelie , kuli , khuli , khulie , Cooli , Cooly или Quli ) — уничижительный термин, используемый для обозначения низкооплачиваемых рабочих , обычно выходцев из Индии или Китая. [1] [2] [3]
Слово «кули» впервые было использовано в 16 веке европейскими торговцами по всей Азии. К 18 веку этот термин относился к индийским наемным работникам- мигрантам . В XIX веке, во времена британской колониальной эпохи , этот термин был принят для перевозки и трудоустройства азиатских рабочих по трудовым договорам на сахарных плантациях, на которых раньше работали порабощенные африканцы. [4]
Это слово имело множество негативных последствий. В современном английском языке это обычно считается оскорбительным. [1] [2] [3] В Индии, стране его происхождения, это считается уничижительным оскорблением. Во многих отношениях он похож на испанский термин peón , хотя оба термина используются в некоторых странах с разным значением. [ нужна ссылка ] В 21 веке кули обычно считается расовым оскорблением для азиатов в Океании , Африке, Юго-Восточной Азии и Америке, особенно в странах Карибского бассейна . [5]
The word originated in the 17th-century Indian subcontinent and meant "day labourer"; starting in the 20th century, the word was used in British Raj India to refer to porters at railway stations.[6] The term differs from the word "Dougla", which refers to people of mixed African and Indian ancestry. Coolie is instead used to refer to people of fully-blooded Indian descent whose ancestors migrated to the British former colonies in Africa, Asia and the Caribbean. This is particularly so in South Africa, Eastern African countries, Trinidad and Tobago, Guyana, Suriname, Jamaica, other parts of the Caribbean, Mauritius, Fiji, and the Malay Peninsula.[7][8]
In modern Indian popular culture, coolies have often been portrayed as working-class heroes or anti-heroes. Indian films celebrating coolies include Deewaar (1975), Coolie (1983), and several films titled Coolie No. 1 (released in 1991, 1995, and 2020). A new Tamil movie titled Coolie starring Rajinikanth is set to release in 2025.
Etymology
[edit]It is generally understood that the term comes from the Hindi and Telugu word kulī (कुली), (కూలి), meaning "day-labourer", which is probably associated with the Urdu word quli (قلی), meaning "slave".[9][2] The Urdu word is thought to come from the Tamil word kulī ("hire" or "hireling").[3] The word kūli, meaning "wages", is present throughout the Dravidian language family, with the exception of the North Dravidian branch.[10]
It is also thought that the Hindi word qulī could have originated from the name of a Gujarati aboriginal tribe or caste.[11][12]
The Chinese word kǔlì (苦力) is an instance of phono-semantic matching that literally translates to "bitter strength" but is more commonly understood as "hard labour".[13]
In 1727, Engelbert Kämpfer described coolies as dock labourers who would unload Dutch merchant ships at Nagasaki in Japan.[14][15]
Classification as an offensive term
[edit]Merriam-Webster classifies the term coolie as "usually offensive".[1] Oxford English Dictionary states it is "dated, offensive".[2] Dictionary.com considers it "disparaging and offensive".[3]
History of the coolie trade
[edit]Abolition of slavery and rise of the coolie trade
[edit]The importation of Asian labourers into European colonies occurred as early as the 17th century.[16] However, in the 19th century, a far more robust system of trade involving coolies occurred, in direct response to the gradual abolition of both the Atlantic slave trade and slavery itself, which for centuries had served as the preferred mode of labour in European colonies in the Americas.[17] The British were the first to experiment with coolie labour when, in 1806, two hundred Chinese labourers were transported to the colony of Trinidad to work on the plantations there.[18] The "Trinidad experiment" was not a success, with only twenty to thirty labourers remaining in Trinidad by the 1820s.[16] However, such efforts inspired Sir John Gladstone, one of the earliest proponents of coolie labour, to seek out coolies for his sugar plantations in British Guiana in the hopes of replacing his Afro-Caribbean labour force after the abolition of slavery there in 1833.[19]
Social and political pressure led to the abolition of slavery throughout the British Empire in 1833, with other European nations eventually following suit. Labour-intensive work in European colonies, such as those involving plantations and mines, were left without a cheap source of manpower.[20] As a consequence, a large-scale trade of primarily Indian and Chinese indentured labourers began in the 1820s to fill this need. In 1838, 396 South Asian workers arrived in British Guiana, and such a stream of migrant labour would continue until the First World War.[19] Other European nations, especially colonial powers such as France, Spain, and Portugal, soon followed suit, especially as Britain, through several treaties such as Strangford Treaty and the Treaty of Paris of 1814, also pressured other nations to abolish their involvement in the Atlantic slave trade.[17] In most European colonies, the importation of Asian labourers began in earnest after the abolition of slavery. However, in some colonies, such as Cuba, slavery would not end until 1886, about forty years after coolies were introduced.[21]
A number of contemporary and modern historians noted the influence of the old form of colonial slavery on the coolie system.[22] The coolie trade, much like the slave trade, was intended to provide a labour force for colonial plantations in the Americas and the Pacific whose cash crops were in high demand across the Atlantic World.[23][24][25] Coolies frequently worked on slave plantations which had been previously worked by enslaved Africans, and similarly brutal treatment could be meted out by plantation overseers in response to real or perceived offences.[22] On some Caribbean plantations, the numbers of coolies present could reach up to six hundred. In 1878, historian W. L. Distant wrote an article for the Journal of the Royal Anthropological Institute, detailing his time spent on West Indian plantations observing the work ethic and behaviours of coolies, and noted that many overseers believed that Asian coolies, much like enslaved Africans, held an affinity for intensive outdoor labour work.[26] The views of overseers towards coolies differed based on ethnicity: Chinese and Japanese coolies were perceived to be harder working, more unified as a labour force, and maintained better hygiene habits in comparison to Indian labourers, who were viewed as being lower in status and treated as children who required constant supervision.[26]
Debates over coolie labour
[edit]Unlike slavery, coolie labour was (in theory) under contract, consensual, paid, and temporary, with the coolie able to regain complete freedom after their term of service.[17] Regulations were put in place as early as 1837 by the British authorities in India to safeguard these principles of voluntary, contractual work and safe, sanitary transportation. The Chinese government also made efforts to secure the well-being of their nation's workers, with representatives being sent to relevant governments around the world. Some Western abolitionists saw coolie labour as paving the way towards abolition, to gradually and peacefully replace African slave labour without loss of profit.[27] However, other abolitionist groups and individuals – such as the British Anti-Slavery Society and the British and Foreign Anti-Slavery Society, along with American abolitionist William Lloyd Garrison – were highly critical of coolie labour. Proslavery advocates, particularly in the Southern United States, condemned coolie labour, but used it to argue against the abolition of American slavery, claiming the latter was more "humane" than the former.[28][29]
In practice, however, as many opponents of the system argued, abuse and violence in the coolie trade was rampant. Some of these labourers signed employment contracts based on misleading promises, while others were kidnapped and sold into servitude; some were victims of clan violence whose captors sold them to coolie merchants, while others sold themselves to pay off gambling debts.[30][31] Those who did sign on voluntarily generally had contracts of two to five years. In addition to having their passage paid for, coolies were also paid under twenty cents per day on average. However, in certain regions, roughly a dollar would be taken from coolies every month in order to pay off their debts.[26]
Chinese coolies
[edit]In European colonies
[edit]Workers from China were mainly transported to work in Peru and Cuba. However, many Chinese labourers worked in British colonies such as Singapore, New South Wales, Jamaica, British Guiana (now Guyana), British Malaya, Trinidad and Tobago, British Honduras (now Belize), as well as in the Dutch colonies within the Dutch East Indies and Suriname.[32][33][34] The first shipment of Chinese labourers was to the British colony of Trinidad in 1806 "in an attempt to establish a settlement of free peasant cultivators and labourers". On many of the voyages, the labourers were transported on the same vessels that had been used to transport African slaves in previous years.[35]
The coolie slave trade run by American captains and local agents, mainly consisting of debt slavery, was called the 'pig trade' as the living conditions were not dissimilar to that of livestock; on some vessels as many as 40 per cent of the coolies died en route.[36] As many as 500 were crammed into a single ship hold, leaving no room to move.[36] The coolies were also stamped on their backs like livestock. Foreign merchants took advantage of the unequal treaties negotiated between the Qing government and Western powers after the Opium Wars, as well as the resulting political and economic instability, to broker deals for "contracted" workers. Anglophone capitalists referred to the opium trade and captive Chinese labour as "poison and pigs".[37]: 5
Portuguese Macao was the center of coolie slavery: it was described as "the only real business" in Macao from 1848 to 1873, generating enormous profits for the Portuguese until it was banned due to pressure from the British government.[38] Between 1851 and 1874 approximately 215,000 Chinese were shipped from Macau overseas, primarily to Cuba and Peru, with some being shipped to Guiana, Suriname, and Costa Rica.[39]: 82 These coolies were obtained via a variety of sources, including some who were entrapped by brokers in Macau through loans for gambling, and others who were kidnapped or coerced.[40]: 82
In 1847, two ships from Cuba transported workers to Havana to work in the sugar cane fields from the port of Xiamen, one of the five Chinese treaty ports opened to the British by the Treaty of Nanking in 1842. The trade soon spread to other ports in Guangdong, and demand became particularly strong in Peru for workers in the silver mines and the guano collecting industry.[41][42][43][44] Australia began importing workers in 1848. These workers were deceived about their terms of employment to a much greater extent than their Indian counterparts, and consequently, there was a much higher level of Chinese emigration during this period.
The trade flourished from 1847 to 1854 without incident, until reports began to surface of the mistreatment of the workers in Cuba and Peru. As the British government had political and legal responsibility for many of the ports involved – including Amoy – such ports were immediately closed. Despite these closures, the trade simply shifted to the more accommodating port within the Portuguese enclave of Macau.[45]
Many coolies were first deceived or kidnapped, and then kept in barracoons (detention centres) or loading vessels in the ports of departure, as were African slaves. Their voyages, which are sometimes called the Pacific Passage, were as inhumane and dangerous as the notorious Middle Passage of the Atlantic slave trade.[46][47] Mortality was very high; it is estimated that from 1847 to 1859, the average mortality rate for coolies aboard ships to Cuba was 15.2%, and losses among ships to Peru were as high as 40% in the 1850s, and 30.44% from 1860 to 1863.[47]
Кули продавали и отправляли работать на плантации или шахты с очень плохими условиями жизни и труда. Срок действия контракта обычно составлял от пяти до восьми лет, но многие кули не дожили до срока службы из-за каторжного труда и жестокого обращения. Выжившие часто были вынуждены оставаться в рабстве сверх оговоренного периода. На Кубе было принято в 1860 году Reglamento para la introducción de trabajadores chinos a la isla de Cuba (Правило о ввозе китайских рабочих на остров Куба). Это постановление предусматривало, что работники Coolie должны расторгнуть договор со своим предыдущим работодателем или другим работодателем или покинуть Кубу за свой счет в течение двух месяцев после окончания контракта. Кули обычно не могли позволить себе покинуть Кубу и были вынуждены отказаться от контракта. Это постановление стирало различие между подневольным состоянием и рабством. Это позволило кули служить источником полузаключенной рабочей силы, учитывая намеренную трудность возвращения домой. [48]
С кули, работавшими на сахарных плантациях Кубы и на зарослях гуано островов Чинча («острова ада») в Перу, обращались жестоко. 75% китайских кули на Кубе погибли, не успев выполнить свои контракты. Более двух третей китайских кули, прибывших в Перу в период с 1849 по 1874 год, умерли в течение срока действия контракта. В 1860 году было подсчитано, что из 4000 кули, привезенных в Чинчас с начала торговли, не выжил ни один. [49]
Из-за этих невыносимых условий китайские кули часто восставали против своих боссов Ко-Хунга. [ нужны разъяснения ] и руководители иностранных компаний в портах отправления, на кораблях и в зарубежных странах. Кули были размещены в тех же кварталах, что и африканцы, и, поскольку большинство из них не смогли вернуться на родину или пригласить своих жен в Новый Свет, многие женились на африканских женщинах. Межрасовые отношения и браки кули с африканцами, европейцами и коренными народами современного мира . сформировали часть афро-азиатского и азиатского латиноамериканского населения [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56]
По-испански кули называли колонос азиатикос («азиатские колонисты»). [57] Испанская колония Куба опасалась восстаний рабов, подобных тем, которые произошли на Гаити , и использовала кули в качестве перехода от рабов к бесплатному труду. Они не были ни свободными, ни рабами. Наемные китайские слуги также работали на полях сахарного тростника на Кубе после отмены рабства в стране в 1884 году. Два исследователя китайского труда на Кубе, Хуан Пастрана и Хуан Перес де ла Рива , обосновали ужасающие условия содержания китайских кули на Кубе. [58] и заявил, что кули были рабами во всем, кроме названия. [58] Исследователь Дениз Хелли считает, что, несмотря на обращение с ними как с рабами, свободный и легальный статус азиатских рабочих на Кубе отделил их от рабов. По словам Родригеса Пастора и Тразеньеса Гранды, кули могли бросить вызов своему начальству, сбежать, подать петицию правительственным чиновникам и восстать. [59]
К 1870 году подрядчики, называемые энганчадорами, использовались для управления и заключения контрактов с китайскими кули в организованных трудовых отрядах, называемых куадрильи. «Энганчадор согласовывал все условия работы для своего отряда и занимался всеми аспектами трудоустройства рабочих, включая получение авансов от плантаторов в качестве заработной платы, раздачу инструментов, организацию жилья и питания, а также принятие на себя ответственности за дисциплину, контроль и надзор». (Ху-ДеХарт). У энганчадора была свобода выбора в продлении контракта с Кули. Кули также могли вести переговоры о своей заработной плате и часто одерживали верх, поскольку работодателю приходилось уступать рыночным силам. «Условия пересмотра контрактов значительно различались. Пакет повторных контрактов за период с 1863 по 1877 год показывает большие различия в условиях новых контрактов, отличающихся не только от первоначальных, но и друг от друга. Во-первых, большинство кули подписывались всего на один год, максимум на два года, а некоторые всего на три и шесть месяцев – и все это намного меньше еще восьми лет. Во-вторых, ежемесячная заработная плата не только варьировалась, но всегда превышала 4 песо в первоначальных контрактах, а в некоторых случаях значительно превышала. Многие указывали оплату в «песо фуэрте», то есть в твердой валюте, а не ваучерах, которые часто использовались в течение первоначального восьмилетнего соглашения». (Ху-ДеХарт). [48]
Выполнив свои контракты, азиатские колоны интегрировались в страны Перу, Доминиканскую Республику, Пуэрто-Рико и Кубу. Они переняли культурные традиции местных жителей и пригласили некитайцев испытать их традиции и принять участие в них. [57] До кубинской революции 1959 года в Гаване Латинской Америки был крупнейший китайский квартал .
Из ок. 1902–1910 , Китайская инженерно-горнодобывающая компания. [примечание 1] сыграл важную роль в поставке рабочей силы китайских кули на шахты Южной Африки по просьбе владельцев шахт, которые считали такую рабочую силу более дешевой, чем рабочая сила коренных африканцев и белых. [60] Ужасающие условия, в которых живут индийские рабочие-кули в Южной Африке, заставили некоторых политиков в британском парламенте усомниться в системе кули. [61]
В 1866 году правительства Великобритании, Франции и Китая согласились смягчить злоупотребления, потребовав от всех торговцев платить за возвращение всех рабочих после истечения их контракта. Работодатели Британской Вест-Индии отклонили эти условия, положив конец торговле там. До тех пор, пока торговля не была окончательно отменена в 1875 году, только на Кубу было продано более 150 000 кули, большинство из которых было отправлено из Макао. Эти рабочие жили в условиях гораздо худших, чем их индийские коллеги. Даже после реформ 1866 года масштабы злоупотреблений и условия, близкие к рабству, не стали лучше, а наоборот, ухудшились. В начале 1870-х годов возросшее освещение этой торговли в средствах массовой информации привело к общественному протесту, и британцы, а также китайское правительство оказали давление на португальские колониальные власти в Макао, чтобы они положили конец торговле там; В конечном итоге это было достигнуто в 1874 году. [45] К тому времени всего было вывезено до полумиллиона китайских рабочих. [62] Однако к 1890 году в газетах все еще появлялись сообщения об использовании труда кули на Мадагаскаре. [63]
Термин «кули» также применялся к китайским рабочим, нанятым по контрактам на плантациях какао в Немецком Самоа . Немецкие плантаторы приложили все усилия, чтобы обеспечить себе доступ к рабочей силе кули из Китая. В 1908 году китайский комиссар Линь Шу Фен сообщил о жестоком обращении с рабочими-кули на немецких плантациях на западных островах Самоа. Торговля началась в основном после создания колониального Германского Самоа в 1900 году и продолжалась до прибытия новозеландских войск в 1914 году. В 1914 году на островах присутствовало более 2000 китайских кули, и большинство из них в конечном итоге были репатриированы администрацией Новой Зеландии. [64]
В Соединенных Штатах
[ редактировать ]Дебаты по поводу труда и рабства кули сыграли ключевую роль в формировании истории китайских иммигрантов в США. В феврале 1862 года был принят «Закон о запрете торговли кули американскими гражданами на американских судах», также известный как Закон о борьбе с кули . подписанный Авраамом Линкольном закон, который запрещал любым гражданам и резидентам США торговать китайскими подданными, известными как «кули». [65] [ оспаривается – обсуждаем ] С одной стороны, Закон о борьбе с кули был последним из законов США о работорговле, а также началом конца рабства; в сентябре того же года Линкольн также издаст Прокламацию об освобождении рабов . С другой стороны, это было началом изгнания китайцев в США и началом федеральных иммиграционных ограничений. В течение десятилетия накопился значительный уровень антикитайских настроений, подогреваемых такими популистами, как Денис Кирни, расистскими лозунгами: «Для американца смерть предпочтительнее жизни наравне с китайцем». [66]
В 1868 году Берлингеймский договор обеспечивал определенную защиту китайских иммигрантов в США и подчеркивал, что любая китайская иммиграция в США должна быть свободной и добровольной, подтверждая, что «кули», будучи несвободными, были нежелательны и им запрещался въезд в США. Конгресс принял Акт Пейджа , который запрещал привозить любых китайских подданных без их согласия для содержания их на определенный срок. В 1882 году Закон об исключении китайцев запретил въезд в США любому китайскому рабочему.
Несмотря на попытки ограничить приток дешевой рабочей силы из Китая, начиная с 1870-х годов китайские рабочие помогли построить обширную сеть дамб в дельте рек Сакраменто-Сан-Хоакин . Эти дамбы сделали тысячи акров плодородных болот доступными для сельскохозяйственного производства. Хотя китайские рабочие внесли свой вклад в строительство первой трансконтинентальной железной дороги в Соединенных Штатах и Канадско-Тихоокеанской железной дороги в западной Канаде, китайское поселение после завершения строительства не оправдалось. Законодательство штата, такое как Закон Калифорнии о налоге на иностранных горняков 1850 и 1852 годов, будет направлено против китайских иммигрантов в . США контракты на работу кули недействительны». [67]
В 1938 году президент США Франклин Д. Рузвельт использовал этот термин в одной из своих бесед у камина (номер 13, 24 июля 1938 года), рассказывая историю о «двух китайских кули», спорящих в толпе.
В Южной Америке
[ редактировать ]В Южной Америке китайские наемные рабочие работали на серебряных рудниках Перу и в прибрежных отраслях промышленности (т. е. на производстве гуано , сахара и хлопка) с начала 1850-х до середины 1870-х годов; около 100 000 человек иммигрировали в качестве наемных работников. Они участвовали в войне на Тихом океане , грабя и сжигая гасиенды , где они работали после захвата Лимы вторгшейся чилийской армией в январе 1880 года. Около 2000 кули даже присоединились к чилийской армии в Перу, заботясь о раненых и хороня их. мертвые. Других отправили чилийцы работать на недавно завоеванных нитратных полях . [68]
Индийские кули
[ редактировать ]К 1820-м годам многие индийцы добровольно отправлялись на работу за границу в надежде на лучшую жизнь. Европейские купцы и бизнесмены быстро воспользовались этим и начали нанимать их на работу в качестве дешевого источника рабочей силы. [69] [70] Британские купцы начали перевозить индейцев в колонии по всему миру, включая Маврикий , Фиджи , Новый Южный Уэльс , Натал , Кению , Танганьику , Сомалиленд , Бечуаналенд , Сейшельские острова , Уганду , Северную Родезию , Южную Родезию , Ньясаленд , Британскую Гвиану , Тринидад и Тобаго , Ямайку. , Сент-Люсия , Сент-Винсент и Гренадины , Гренада , Сент-Китс и Невис , Британский Гондурас , Барбадос , остальная часть Британской Вест-Индии и Британская Малайя . Голландцы отправляли рабочих для работы на плантациях Суринама , Нидерландских Антильских островов и Голландской Ост-Индии . Французы Французскую отправляли рабочих в Гваделупу , Мартинику , Гвиану , остальную часть Французской Вест-Индии и Реюньон . [71] [72] [73] [74] [75] [76]
Система агентов использовалась для проникновения в сельские деревни Индии и вербовки рабочих. Они часто обманывали доверчивых рабочих относительно ожидавших их великих возможностей для собственного материального улучшения за границей. Индейцы в основном прибыли с Индо-Гангской равнины , а также из Тамил Наду и других районов на юге страны. [45] Индийцы столкнулись с большим количеством социальных и экономических катастроф, из-за чего они с большей готовностью, чем другие группы, покинули Индию. Только за последнюю половину девятнадцатого века произошло 24 случая голода. [77]
Без разрешения британских колониальных властей французы еще с 1826 года переправляли индийских рабочих в свою тихоокеанскую колонию Реюньон. К 1830 году было перевезено более 3000 рабочих. После того, как эта торговля была обнаружена, французы в 1860 году успешно провели переговоры с британцами о разрешении перевозить более 6000 рабочих ежегодно при условии, что торговля будет приостановлена, если будут обнаружены злоупотребления. [25] [78]
Британцы начали переправлять индейцев на Маврикий, начиная с 1829 года. Рабство там было отменено в 1833 году, и маврикийские плантаторы получили два миллиона фунтов стерлингов в качестве компенсации за потерю своих рабов. Плантаторы обратились к привлечению большого количества наемных рабочих из Индии для работы на полях сахарного тростника. Между 1834 и 1921 годами на острове проживало около полумиллиона наемных рабочих. Они работали на сахарных плантациях, заводах, на транспорте, на стройках. [79]
В 1837 году Британская Ост-Индская компания издала свод правил торговли. Правила предусматривали, что каждый рабочий должен быть лично уполномочен на перевозку офицером, назначенным компанией, ограничивали срок службы пятью годами с возможностью добровольного продления, возлагали на подрядчика ответственность за возвращение рабочего после истечения срока действия контракта и требовали, чтобы суда соответствовать основным стандартам здравоохранения . [45]
Несмотря на это, условия на кораблях часто были чрезвычайно перенаселенными, свирепствовали болезни и недоедание . Кули также не были проинформированы о продолжительности путешествия и об острове, на который они собираются отправиться. [80] Рабочим платили гроши за свой труд, и им приходилось работать в ужасных и суровых условиях. Хотя в британских колониях не было крупномасштабных скандалов, связанных с злоупотреблениями кули, рабочих часто заставляли работать и ими манипулировали таким образом, что они становились зависимыми от владельцев плантаций, так что на практике они оставались там еще долго после истечения срока их контрактов. ; возможно, всего лишь 10% кули действительно вернулись в свою первоначальную страну происхождения. Также было принято колониальное законодательство, строго ограничивающее их свободы; на Маврикии была введена система обязательных пропусков , позволяющая легко отслеживать их перемещения. Условия были намного хуже во французских колониях Реюньон, Гваделупа и Мартиника, где рабочие «систематически переутомлялись», а аномально высокий уровень смертности . среди работающих на шахтах был зафиксирован [45] В целом было отмечено, что у индийских кули в целом более высокий уровень смертности, и у них меньше шансов вернуться домой. [26] Компании часто обещали хорошую еду, прочную одежду, достаточное жилье, безопасный проход и школы. Однако эти обещания редко выполнялись, что приводило к более высокому уровню смертности и имиджу индийских кули как «грязных». [80]
Само путешествие часто было очень опасным предприятием, особенно для женщин-кули. Хотя некоторые корабли предпринимали попытки предотвратить нападения, изнасилования и жестокое обращение в контрактах с моряками, эти преступления все еще были обычным явлением. Даже при наличии наказаний на корабле и на суше мужчины, нападавшие на женщин и детей, редко подвергались наказанию, в результате чего женщины оказывались в еще более уязвимом положении. [81]
Однако британские власти также предпринимали попытки регулировать и смягчить самые серьезные злоупотребления. Рабочих регулярно осматривали санитарные инспекторы , а перед транспортировкой их проверяли, чтобы убедиться, что они достаточно здоровы и способны выдержать тяготы труда. Детей до 15 лет не разрешалось вывозить от родителей ни при каких обстоятельствах. [45]
Первая кампания в Англии против торговли кули сравнивала систему наемного труда с рабством прошлого. Кампанию против эмиграции кули возглавил Джозеф Стердж вместе с Обществом друзей. Петиции от Стерджа, Общества друзей, различных других гуманитарных групп, а также от жителей целых городов регулярно отправлялись в колониальные управления. [82] В ответ на это давление экспорт рабочей силы был временно остановлен властями в 1839 году, когда стал известен масштаб злоупотреблений, но вскоре был возобновлен из-за его растущего экономического значения. В 1842 году была введена более строгая нормативная база, и за нарушения были наложены суровые наказания. В том году на Маврикий было отправлено почти 35 000 человек. [45]
В 1844 году торговля была расширена на колонии в Вест-Индии , включая Ямайку, Тринидад и Демерару , где азиатское население вскоре стало основным компонентом населения острова.
Начиная с 1879 года, многие индийцы были отправлены на Фиджи для работы на плантациях сахарного тростника . Многие из них предпочли остаться после истечения срока их контракта, и сегодня их потомки составляют около 40% от общей численности населения. Индийские рабочие также были импортированы в голландскую колонию Суринам после того, как голландцы подписали договор с Соединенным Королевством о найме рабочих по контракту в 1870 году. На Маврикии индийское население сейчас является демографически доминирующим, а индийские фестивали отмечаются как национальные праздники . [45]
Эта система преобладала до начала ХХ века. Растущее внимание к жестокости и злоупотреблениям в торговле со стороны сенсационных СМИ того времени вызвало общественное возмущение и привело к официальному прекращению торговли кули в 1916 году британским правительством. К тому времени десятки тысяч китайских рабочих использовались на Западном фронте ( союзными войсками см. Китайский трудовой корпус ). [83]
Соотношение полов и смешанные браки среди кули
[ редактировать ]Основное различие между торговлей китайскими и индийскими кули заключалось в том, что из Индии привозились женщины и дети вместе с мужчинами, тогда как китайские кули на 99% состояли из мужчин. [21] Хотя есть сообщения о кораблях (так называемых «кораблях-кули») [84] [85] Азиатские кули, перевозившие женщин и детей, подавляющее большинство из них несли мужчин. Это привело к тому, что высокий уровень китайских мужчин женился на женщинах других национальностей, таких как индийские женщины и креолки смешанной расы.
Историки сравнили контраст в соотношении женщин и мужчин между индийскими и китайскими иммигрантами. [86] На Суматре в Голландской Ост-Индии всего 18 731 китаянка и 92 985 китайских мужчин работали кули на плантациях. [87] Китайские женщины мигрировали меньше, чем яванские и индийские женщины в качестве наемных кули. [88] Число китайских женщин в качестве кули было «очень небольшим», в то время как китайских мужчин легко вовлекали в торговлю кули. [89] На Кубе мужчины составляли подавляющее большинство китайских наёмных работников на сахарных плантациях; в Перу женщины некитайского происхождения выходили замуж за китайских кули, в основном мужчин-мужчин. [90] Полиандрия была распространенной практикой среди индийских кули. [91] В период с 1845 по 1917 год двадцать пять процентов всех индейцев, привезенных в Карибский бассейн, составляли женщины. Поскольку женщины составляли суровое меньшинство, их мораль ставилась под сомнение, а действия мужчин из-за того, что женщин было так мало, возлагали вину на женщин. Между 1858 и 1859 годами были приняты законы, согласно которым соотношение мужчин и женщин не могло превышать 2:1, тогда как раньше оно составляло 3:1. Однако по-прежнему ощущалась острая нехватка женщин. Это дало женщинам новое ощущение силы, когда дело доходило до выбора партнера. При нехватке женщин обязанностью жениха-мужчины было обеспечить отцу женщины изрядное приданое, независимо от того, из какой касты она происходила. [92] К сожалению, это также ставит женщин в очень уязвимое положение, особенно когда они одни. Изнасилования были обычным явлением, и были сообщения о том, что мужчины связывали женщин и затыкали им рот в их собственных домах. Сообщалось, что в период с 1872 по 1900 год было убито 87 женщин, 65 из которых были замужними женщинами, обвиненными в неверности. [92]
Нехватка индийских женщин в странах Карибского бассейна, возможно, не полностью связана с неспособностью женщин выполнять требуемую от них работу. Многие женщины-кули рассматривали возможность уехать на Карибы как способ избежать жестокого обращения со стороны мужей, скрыть беременность, избежать стыда или просто найти лучшую жизнь. Закон об иммиграции в Индию 1883 года был направлен на то, чтобы помешать женщинам сбежать от своих жестоких мужей, что, в свою очередь, значительно затруднило эмиграцию женщин, отчасти потому, что обычно требовался агент, чтобы поехать в деревню женщины, чтобы подтвердить ее личность. [93]
Китайских женщин было мало во всех местах, куда привозили китайских наемных рабочих; в миграции преобладали китайские мужчины. [94] До 1940-х годов мужчины составляли подавляющее большинство китайской общины Коста-Рики. [95] Точно так же мужчины составляли большую часть первоначальной китайской общины в Мексике и часто женились на мексиканских женщинах. [96]
Одним из резких различий между индийскими и китайскими кули было обращение с женщинами, несмотря на то, что в обеих группах их острая нехватка. Преступления против женщин (в том числе убийства) гораздо чаще совершались среди индийских кули. Это произошло просто потому, что там было так мало китайских женщин. Однако вместо этого люди стали считать, что индийцы убивают своих женщин, а китаянки остаются в живых, потому что, в отличие от своих индийских коллег, они целомудренны. [97]
В начале 1900-х годов в китайских общинах в Маниле, Сингапуре, Маврикии, Новой Зеландии, Виктории в Австралии, США и Виктории в Британской Колумбии в Канаде доминировали мужчины. [98] Хотя в последующие годы нехватка женщин стала проблемой, первоначально женщины не имели высокого приоритета при наборе кули. Обычно считалось, что женщины не желают выполнять тяжелую работу на открытом воздухе. Тех, кто был готов это сделать, по-прежнему считали не такими хорошими, как мужчины. [99]
Некоторым китайским кули удалось обойти законы о расовой дискриминации на Кубе и жениться на белых женщинах. Это можно было сделать, если в их свидетельствах о крещении было указано, что они «белые», поскольку агентство, которое их завербовало, предназначалось для расселения белых людей на Кубе. [100] [101] Китайский кули на Кубе также упомянул в показаниях белую женщину-хозяина. [102]
Законодательство
[ редактировать ]В 2000 году парламент Южной Африки принял Закон о поощрении равенства и предотвращении несправедливой дискриминации 2000 года . Раздел 10 посвящен запрету использования терминов, разжигающих ненависть , таких как «кули» (koelie). Основными целями Закона были:
- Содействовать равенству
- Запретить и предотвратить несправедливую дискриминацию (по признаку возраста, расы, пола, инвалидности, языка, религии, культуры и т. д.)
- Чтобы предотвратить разжигание ненависти (например, называть людей такими именами, как кафры , койли, хотноты и т. д.)
- Чтобы предотвратить преследование. [8]
Современное использование
[ редактировать ]В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
- На индонезийском языке кули — это термин, обозначающий неквалифицированных рабочих, полагающихся на свою физическую силу при транспортировке товаров. [103] Ранее это слово использовалось для обозначения индийских или китайских рабочих с уничижительным подтекстом. [104]
- В Индии на хинди слово «кули» теперь обычно используется для обозначения носильщиков багажа в вестибюлях отелей, а также на железнодорожных и автобусных вокзалах. Тем не менее, некоторые могут по-прежнему рассматривать их использование (особенно иностранцами) как оскорбление. [105] Фраза «коричневый кули» — это термин, используемый для обозначения гражданина Индии, который выдает себя за представителя иностранного института. [106]
- В Малайзии . кули — это термин, обозначающий работников ручного труда, имеющий несколько негативный оттенок
- В тайском языке кули ( กุลี) до сих пор сохраняет свое первоначальное значение, обозначающее работников ручного труда, но считается оскорбительным. [ нужна ссылка ] В сентябре 2005 года премьер-министр Таиланда Таксин Чинават использовал этот термин, говоря о рабочих, строивших новый международный аэропорт. Он поблагодарил их за напряженную работу. Агентство Reuters, источник новостей из Бангкока, сообщило, что тайские профсоюзы были возмущены использованием этого термина. [107]
- В Южной Африке термин «кули» относился к наемным работникам из Индии. Этот термин больше не является общепринятым, и как он, так и его зулусская версия, амахула , считаются крайне уничижительными для людей индийского происхождения.
- В Эфиопии кули — это те, кто несет для кого-то тяжелые грузы. Однако это слово не является оскорблением. Речь идет об арабских поденщиках, которые мигрировали в Эфиопию в поисках работы. [ нужна ссылка ]
- Голландское . слово koelie относится к работнику, выполняющему очень тяжелую и изнурительную работу Обычно это слово не имеет особого этнического значения среди голландцев оно является расовым оскорблением , но среди суринамцев индийского происхождения . [108]
- Во вьетнамском языке, начиная с эпохи Французского Индокитая , «cu li», как вьетнамское произношение слова «кули», до сих пор используется с оскорбительным значением для низкооплачиваемого рабочего.
- В Финляндии, когда первокурсники технического университета выполняют задачи студенческого клуба (обычно организовывая вечеринки или подобные мероприятия), их называют «кули» или выполняют «кули-обязанности». [ нужна ссылка ]
- В Гайане , Тринидаде и Тобаго , Суринаме , Ямайке , Белизе , Сент-Люсии , Сент-Винсенте и Гренадинах , Сент-Китс и Невисе , Гренаде , Французской Гвиане , Гваделупе , Мартинике , Барбадосе , Виргинских островах , других частях Карибского бассейна , Маврикии , Юге. В Африке , Сейшельских островах , в других частях Юго-Восточной Африки , на Фиджи , в Сингапуре и Малайзии на слово «кули» широко использовалось для обозначения лиц индийского или южноазиатского происхождения и считалось оскорбительным уничижительным словом.
- Во многих англоязычных странах коническую шляпу, которую носят многие азиаты для защиты от солнца, иногда называют «шляпой кули».
- В сфере информационных технологий оффшорных работников иногда называют кули из-за их более низкой заработной платы.
- Термин «кули» появляется в песне Эдди Ховарда «The Rickety Rickshaw Man».
- На венгерском языке кулимунка ( букв. « работа кули » ) означает изнурительную, повторяющуюся работу.
- В Шри-Ланке куливада — это сингальский термин, обозначающий ручной труд. Кроме того, кули (например, кулията ) означает работу за вознаграждение, в частности за мгновенную (наличную) оплату (а не за зарплату). Оно используется в уничижительной или шутливой форме для обозначения предвзятого действия или поддержки (например, «Кулията анданава» означает «Плач за определенную плату», поскольку в колониальные времена людям платили за то, чтобы они плакали на похоронах). Такси известны как кули-ратха .
- На филиппинском языке макули переводится как «трудолюбивый», что несет в себе оттенок рабства.
- В греческом языке κούλης используется как нейтральное слово для обозначения «корабельного рабочего азиатского происхождения» греческого поэта Никоса Каввадиаса . [109]
В искусстве, развлечениях и СМИ
[ редактировать ]Фильмы
[ редактировать ]В фильме 1955 года « Левая рука Бога » отец Кармоди ( Хамфри Богарт напоминает доктору Сигману ( Э.Г. Маршалл ) в раздражительной беседе ), что он не входит в число его «кули»-пациентов.
В фильме 1957 года «Мост через реку Квай» , когда его офицерам приказывают выполнять ручной труд на мосту, британский офицер полковник Николсон ( Алек Гиннесс ) настаивает на том, что «я не допущу, чтобы офицер из моего батальона работал кули. "
В вызывающем расовую полемику фильме 1932 года «Маска Фу Маньчжурии » сэр Денис Найланд Смит упоминает временно нанятых своей командой китайских рабочих, говоря о докторе Фу Маньчжу , что «... его шпионы повсюду вокруг нас. Я не могу доверять даже нашим собственным». кули».
В фильме 1934 года «Мандалай » персонаж Таня ( Кей Фрэнсис ) называет Ника, владельца клуба, «кули», заставляя его дать ей пощечину.
В диснеевском фильме 1941 года «Неохотный дракон» юморист Роберт Бенчли видит азиатского художника, рисующего слона в конической шляпе, и замечает: «О, слон-кули, да?»
В фильме 1966 года «Песчаная галька», номинированном на «Оскар» , изображены кули, работающие чернорабочими, помогающие американским морякам на борту американского канонерского катера в эпоху гражданской войны в Китае в 1926 году. В этой истории, среди многих параллельных сюжетных линий, инженер американского военно-морского флота ( Стив МакКуин ) подружился с кули (Мако), работающим под его командованием в машинном отделении.
«Диваар» (1975) — индийская криминальная драма, написанная Салимом-Джаведом о кули верфи Виджее Верме ( Амитабх Баччан ), который начинает преступную жизнь и становится контрабандистом из преступного мира Бомбея , вдохновленный реальным индийским мафиозным доном Хаджи. Мастан . [110] [111] «Кули» (1983) — индийский болливудский фильм о кули Икбале Аслам Хане ( Амитабх Баччан ), который работает на железнодорожной станции; Фильм известен тем, что во время съемок Баччан получил почти смертельную травму во время боя. Дополнительные индийские фильмы о кули включают «Кули № 1» (1991), «Кули» (1995), «Кули № 1» (1995), «Кули» (2004), «Кули № 1» (2019) и «Кули № 1» (2020).
В фильме «Romper Stomper» (1992) показан белый скинхед по имени Хандо (которого играет Рассел Кроу ), выражающий беспокойство по поводу идеи стать кули в своей собственной стране. Кроме того, банда, которой он руководит, часто совершает нападения на банды вьетнамских австралийцев из рабочего класса.
В Стивена Чоу фильме «Кунг-фу суета » 2004 года хозяйка ( Цю Юэнь ) критикует рабочего/переодетого мастера кунг-фу ( Син Юй ) за неуплату арендной платы, говоря, что «ты будешь кули на всю жизнь». В титрах его имя указано как «Кули». [112]
Документальный фильм режиссера Юн Чанга «Вверх по Янцзы » (2007) рассказывает о жизни семьи в Китае, которая переехала из-за наводнения реки Янцзы . Дочь отправляют сразу после окончания средней школы работать на круизном лайнере для западных туристов, чтобы заработать деньги для своей семьи. Ее отец называл себя «кули», который носил сумки на лодке и обратно. [113]
Телевидение
[ редактировать ]В «Аде на колесах» (например, сезон 3, эпизод 1 (2013 г.) ) часто упоминаются трудолюбивые китайские кули, которым мало платят, которые помогли построить первую трансконтинентальную железную дорогу .
В драме 2018 года «Мистер Саншайн » слово «кули» используется для обозначения некоторых рабочих из низшего сословия эпохи Чосон .
Книги
[ редактировать ]В новелле Тайфун» « Джозефа Конрада 1899 года капитан перевозит группу кули в Южно-Китайском море. «Белые кули» Бетти Джеффри (1954) представляет собой научно-популярный рассказ о группе австралийских медсестер, которые находились в плену и использовались японцами в качестве рабского труда во время Второй мировой войны.
В фантастическом романе Кочевник временных потоков « Майкла Муркока » 1982 года слово «кули» неоднократно используется в отношении различных видов азиатских рабочих.
В романе Жюля Верна 1873 года « Вокруг света за восемьдесят дней » слово «кули» используется для описания различных групп людей на борту парохода, пересекающего Тихий океан.
В романе Дентона Уэлча » 1943 года «Девичье путешествие Ли, молодой личный секретарь г-на Батлера, возмущается, что канадский доктор МакИвен обращается с ним как с «школьником-кули». [114] Слово «кули» также использует Дентон, когда наблюдает за работой кули.
Музыка
[ редактировать ]2014 года Песня чатни под названием «Coolie Bai Dance» индо-гайанского певца Ромео «Мистик» Нермала повествует об образе жизни традиционных жителей деревень «кули» ( индо-карибского происхождения ) в Гайане и остальной части Карибского бассейна .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Герберт Гувер был директором компании, прежде чем стать президентом США.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Определение и значение кули - Мерриам-Вебстер» . 4 января 2023 года. Архивировано из оригинала 4 января 2023 года . Проверено 4 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «COOLIE | Значение и определение для британского английского | Lexico.com» . 3 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 3 февраля 2022 года . Проверено 4 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Определение и значение кули | Dictionary.com» . 4 января 2023 года. Архивировано из оригинала 4 января 2023 года . Проверено 4 января 2023 г.
- ^ Юнг, Мун Хо (2006). Кули и тростник: раса, труд и сахар в эпоху эмансипации . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 16.
- ^ Ганди, Лакшми (25 ноября 2013 г.). «История наемного труда причиняет вред «кули»» .
- ^ Гаурав, Кумар; Сингхал, Маянк. Лицензирование и средства к существованию: железнодорожные кули (PDF) . Центр гражданского общества (CCS), Индия. Архивировано из оригинала (PDF) 11 апреля 2015 года . Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ «Малема подверглась критике из-за оскорбления индейцев» . Новости 24 . 20 октября 2011 года . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Заявление для прессы: Кампания по информированию общественности о судах по вопросам равенства» (PDF) . Министерство юстиции и конституционного развития Южно-Африканской Республики. 27 ноября 2004 г. Архивировано из оригинала (PDF) 11 марта 2012 г. . Проверено 18 октября 2017 г.
- ^ Стивенсон, Ангус, изд. (2015). "Кули". Оксфордский словарь английского языка (3-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191727665 .
- ^ Берроу, Т. (Томас); Эмено, МБ (Мюррей Барнсон) (1984). Дравидийский этимологический словарь . п. 173.
- ^ "кули" . Интернет-этимологический словарь.
- ^ Стернс, Питер Н., изд. (2008). «Кули Трейд». Оксфордская энциклопедия современного мира . Нью-Йорк (Нью-Йорк): Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195341126 .
- ^ «苦力» , Викисловарь, бесплатный словарь , 27 марта 2024 г. , дата обращения 12 июля 2024 г.
- ^ Истребитель, Энгельберт (1727). История Японии .
- ^ Британская энциклопедия, словарь, искусство, наука и общая литература (9-е издание, американское переиздание). Максвелл Соммервилл (Филадельфия). 1891. с. 296. Том VI.
- ^ Перейти обратно: а б Юн, Лиза (2008). Кули говорит: китайские наемные рабочие и африканские рабы на Кубе . Филадельфия: Издательство Университета Темпл. п. 6.
- ^ Перейти обратно: а б с Ху-Дехарт, Эвелин (1994). «Труд китайских кули на Кубе в девятнадцатом веке: свободный труд неорабства». Вклад в исследования чернокожих . 12:39 .
- ^ Ху-Дехарт, Эвелин (1994). «Труд китайских кули на Кубе в девятнадцатом веке: свободный труд неорабства». Вклад в исследования чернокожих . 12:38 .
- ^ Перейти обратно: а б Юнг, Мун Хо (2006). Кули и тростник: раса, труд и сахар в эпоху эмансипации . Балтимор: издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 14.
- ^ Элоиза Гомес Бора. «Хронология филиппинцев в Америке до 1989 года» (PDF) . Школа менеджмента Андерсона . Калифорнийский университет, Лос-Анджелес . Архивировано из оригинала (PDF) 25 мая 2012 года . Проверено 25 февраля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лиза Юн (2008). Кули говорит: китайские наемные рабочие и африканские рабы на Кубе . Филадельфия: Издательство Университета Темпл. п. 6. ISBN 978-1592135837 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лоу, Лиза (2015). Четыре близости континентов . Издательство Университета Дьюка. п. 196. ИСБН 978-0-8223-7564-7 .
- ^ Coolie Trade in the 19th Century , архивировано из оригинала 6 октября 2013 года , получено 29 мая 2013 года.
- ^ Хью Тинкер (1993). Новая система рабства . Издательство Хансиб, Лондон. ISBN 978-1-870518-18-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Эвелин Ху-ДеХарт. «Кули Лейбористская партия» . Университет Колорадо . Проверено 14 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Далекий, WL (1874). «Восточный кули-лейборист». Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 3 : 145. дои : 10.2307/2841301 . JSTOR 2841301 .
- ^ Юнг, Мун Хо (2006). Кули и тростник: раса, труд и сахар в эпоху эмансипации . Балтимор: Университет Джонса Хопкинса. п. 18.
- ^ Юнг, Мун Хо (2006). Кули и тростник: раса, труд и сахар в эпоху эмансипации . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 30.
- ^ Даль Лаго, Энрико. Уильям Ллойд Гаррисон и Джузеппе Мадзини: отмена смертной казни, демократия и радикальная реформа. Батон-Руж, Луизиана: Издательство государственного университета Луизианы, 2013.
- ^ Гонсалес, Хоакин (2009). Филиппинско-американская вера в действии: иммиграция, религия и гражданская активность . Нью-Йорк Пресс. стр. 21–22. ISBN 9780814732977 .
Джексон, Йо, изд. (2006). Энциклопедия мультикультурной психологии . МУДРЕЦ. п. 216. ИСБН 9781412909488 .
Хуан, Э. Сан-младший (2009). «Аварийные сигналы с места кораблекрушения» . На пути к самоопределению Филиппин . Серия SUNY в глобальной современности. СУНИ Пресс. стр. 101–102. ISBN 9781438427379 . - ^ Марта В. Маккартни; Лорена С. Уолш; Ивон Эдвардс-Ингрэм; Эндрю Дж. Баттс; Бересфорд Каллум (2003). «Исследование африканцев и афроамериканцев на острове Джеймстаун и в Грин-Спринг, 1619–1803 гг.» (PDF) . Исторический Джеймстаун . Служба национальных парков . Проверено 11 мая 2013 г.
Фрэнсис К.Ассизи (16 мая 2007 г.). «Индийские рабы в колониальной Америке» . Индийские течения. Архивировано из оригинала 27 ноября 2012 года . Проверено 11 мая 2013 г. - ^ Посмотрите Лай, Уолтон (1998). Китайцы в Вест-Индии: документальная история, 1806–1995 гг . Университет прессы Вест-Индии . ISBN 976-640-021-0 .
- ^ Ли, Аньшань (2004). «Выживание, адаптация и интеграция: истоки и развитие китайской общины на Ямайке». В Уилсоне, Эндрю Р. (ред.). Китайцы в Карибском море . Издательство Маркуса Винера. п. 44. ИСБН 978-1-55876-315-9 .
- ^ Робинсон, Сент-Джон (2010). «Китайцы Центральной Америки: разнообразные начинания, общие достижения». В Лук Лай, Уолтон; Тан, Чи Бенг (ред.). Китайцы в Латинской Америке и странах Карибского бассейна . Брилл. п. 108 . ISBN 9789004182134 .
- ^ Лоу, Лиза (2015). Близость четырех континентов . Издательство Университета Дьюка. п. 194. ИСБН 978-0-8223-7564-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Агнью, Джереми (2013). Алкоголь и опиум на Старом Западе: употребление, злоупотребление и влияние . МакФарланд. п. 82,85. ISBN 978-0786476299 .
- ^ Дрисколл, Марк В. (2020). Белые — враги небес: климатический кавказизм и экологическая защита Азии . Дарем: Издательство Университета Дьюка . ISBN 978-1-4780-1121-7 .
- ^ Кристина Миу Бин Ченг (1999). Макао: культурный Янус . Издательство Гонконгского университета. стр. 31–32. ISBN 9622094864 .
- ^ Симпсон, Тим (2023). Ставки на Макао: капитализм казино и потребительская революция в Китае . Серия «Глобализация и сообщество». Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты . ISBN 978-1-5179-0031-1 .
- ^ Симпсон, Тим (2023). Ставки на Макао: капитализм казино и потребительская революция в Китае . Серия «Глобализация и сообщество». Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты . ISBN 978-1-5179-0031-1 .
- ^ Азия-Канада:Китайские кули , архивировано из оригинала 7 мая 2013 г. , получено 14 июня 2013 г.
- ^ Участие Америки в торговле кули (PDF) , получено 14 июня 2013 г.
- ^ «Китайские кули на Кубе» (PDF) , The New York Times , 16 июля 1876 г. , получено 14 июня 2013 г.
- ^ Китайский наемный труд в Перу , данные получены 14 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «История индийских и китайских кули и их потомков» . Проверено 17 декабря 2013 г.
- ^ «Принудительный труд» . Национальный архив правительства Соединенного Королевства. 2010.
- ^ Перейти обратно: а б Работорговля:Coolie Trade (PDF) , заархивировано из оригинала (PDF) 13 декабря 2013 г. , получено 29 мая 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ху-ДеХарт, Эвелин (2017). «От рабства к свободе: китайские кули на сахарных плантациях Кубы девятнадцатого века» . История труда – через JSTOR.
- ^ "Кули". Британская энциклопедия, 9-е издание . Адам и Чарльз Блэк. 1877.
- ^ «Вкус Перу» . Вкус Перу. Архивировано из оригинала 27 сентября 2013 года . Проверено 16 июня 2013 г.
- ^ Хирамацу, Даниэль Афонсо; Франко, Лаэрсио Жоэл; Томита, Нилсе Эми (20 ноября 2006 г.). «Влияние аккультурации на самовосприятие пожилых людей в отношении здоровья полости рта среди населения японского происхождения» . Журналы общественного здравоохранения . 22 (11): 2441–2448. дои : 10.1590/S0102-311X2006001100018 . ПМИД 17091181 .
- ^ «Идентичность, бунт и социальная справедливость среди китайских контрактных рабочих на Кубе девятнадцатого века» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 февраля 2012 года . Проверено 20 декабря 2019 г.
- ^ ЦРУ — Всемирная книга фактов . Cia.gov. Проверено 9 мая 2012 г.
- ^ Симмс, ТМ; Райт, MR; Эрнандес, М; Перес, ОА; Рамирес, ЕС; Мартинес, Э; Эррера, Р.Дж. (август 2012 г.). «Разнообразие Y-хромосом на Гаити и Ямайке: контрастирующие уровни потока генов с учетом пола». Am J Phys Anthropol . 148 (4): 618–31. дои : 10.1002/ajpa.22090 . ПМИД 22576450 .
- ↑ Исследование ДНК от ancestry24. Архивировано 2 декабря 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Кинтана-Мурси, Л; Хармант, К; Куах, Х; Балановский О; Запорожченко В; Борманс, К; ван Хелден, доктор медицинских наук; Хоал, Е.Г.; Бехар, DM (2010). «Сильный материнский вклад койсан в цветное население Южной Африки: случай примеси с гендерными предубеждениями» . Являюсь. Дж. Хум. Жене . 86 (4): 611–20. дои : 10.1016/j.ajhg.2010.02.014 . ПМК 2850426 . ПМИД 20346436 .
- ^ Перейти обратно: а б Нарваес, Бенджамин Н. «Китайские кули на Кубе и Перу: раса, труд и иммиграция, 1839–1886». (2010): 1–524. Распечатать.
- ^ Перейти обратно: а б Значение китайских кули для Кубы , doi : 10.1353/jaas.2001.0022 , S2CID 144069384 , получено 14 июня 2013 г.
- ^ Хелли, «Идеология и этническая принадлежность»; Родригес Пастор, «Дети Поднебесной»; Тразенье Гранда, «В стране песчаных холмов», том II
- ^ Уолтер Лиггетт , Восстание Герберта Гувера (Нью-Йорк, 1932)
- ^ Индийские южноафриканцы: комиссия кули 1872 г. , дата обращения 29 мая 2013 г.
- ^ Мигер, Арнольд Дж. (2008). Торговля кули: торговля китайскими рабочими в Латинскую Америку 1847–1874 гг . Арнольд Дж. ISBN 9781436309431 . Проверено 7 февраля 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Лондон, вторник, 12 августа 1890 г.». Times , 12 августа 1890 г., с. 7. Цифровой архив Times , link.gale.com/apps/doc/CS117756684/TTDA?u=tall85761&sid=bookmark-TTDA&xid=60955784. По состоянию на 27 апреля 2023 г.
- ^ Дросслер, Хольгер (15 октября 2022 г.). «Как китайские рабочие-мигранты сопротивлялись кокосовому колониализму в Самоа» . Азиатско-Тихоокеанский журнал: Япония в фокусе . 20 (17).
- ^ Кенни, Кевин (25 июля 2023 г.). «Антирабовладельческие истоки иммиграционной политики» . Проблема иммиграции в рабовладельческой республике : 141–C5P47. дои : 10.1093/oso/9780197580080.003.0006 . ISBN 978-0197580080 .
- ↑ Университет Арканзаса. Архивировано 29 октября 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ [1] Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine. Китайцы в Калифорнии, 1850–1879 гг.
- ^ Бонилья, Ираклион. 1978. Национальная и колониальная проблема в Перу. Прошлое и настоящее .
- ^ Кули (азиатские рабочие) , получено 29 мая 2013 г.
- ^ Китайско-американский опыт: 1857–1892 , получено 29 мая 2013 г.
- ^ Джиллион, Кеннет (1962). Индийские мигранты Фиджи: история окончания соглашения в 1920 году . Мельбурн: Оксфорд UP
- ^ Бридж В. Лал и Кейт Форчун, изд. (2000). «Гирмития». Тихоокеанские острова: энциклопедия ([Repr.]. Ред.). Гонолулу: Гавайский университет Press . стр. 110–111. ISBN 082482265X .
- ^ Лал, Бридж В. (2004). Гирмитияс: истоки индейцев Фиджи . Лаутока, Фиджи: Институт прикладных исследований Фиджи. ISBN 978-0-8248-2265-1 .
- ^ Гайутра Бахадур (2014). Женщина-кули : Одиссея договоренностей . Чикагский университет. ISBN 978-0-226-21138-1
- ^ Картер, Марина; Торабулли, Хал (2002). Coolitude: антология индийской рабочей диаспоры . Лондон: Гимн. ISBN 1843310031 .
- ^ Правин Кумар Джа (2019). Coolie Lines. Архивировано 18 января 2022 года в Wayback Machine . Нью-Дели: Вани Пракашан. ISBN 978-93-88684-04-0
- ^ Гайутра, Бахадур (2014). Женщина-кули: Одиссея договоренностей . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 25.
- ^ «День прибытия индейцев Сент-Люсии» . Карибские повторяющиеся острова. 2009.
- ^ «Индийские наемные рабочие» . Национальный архив правительства Соединенного Королевства. 2010.
- ^ Перейти обратно: а б Эриксон, Эдгар (июнь 1934 г.). «Введение ост-индийских кули в Британскую Вест-Индию». Журнал современной истории . 6 (2): 128. дои : 10.1086/236112 . S2CID 144403568 .
- ^ Бахадур, Гайутра (2014). Женщина-кули: Одиссея договоренностей . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 51–56.
- ^ Эриксон, Эдгар (июнь 1934 г.). «Внедрение восточно-индийских кули в Британскую Вест-Индию». Журнал современной истории . 6 (2): 132. дои : 10.1086/236112 . S2CID 144403568 .
- ^ «Долгий, долгий путь – исследование солдат британской армии в Великой войне 1914–1919 годов» . Проверено 20 декабря 2019 г.
- ^ http://guyanachronicle.com/2009/05/05/the-coolie-ships Гайанские хроники
- ^ Ваджид, Сара (19 ноября 2013 г.). «Путешествие женщин-кули в историю Британской империи» . Хранитель . Проверено 18 ноября 2022 г.
- ^ Уолтон Лук Лай (1993). Наемный труд, карибский сахар: китайские и индийские мигранты в Британскую Вест-Индию, 1838–1918 гг . Джонс Хопкинс изучает историю и культуру Атлантики (иллюстрированное издание). Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 46. ИСБН 0801844657 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Г-н Фернандо (1992). г-н Фернандо; Дэвид Булбек (ред.). Экономическая деятельность Китая в Нидерландах, Индии: избранные переводы с голландского языка . Серия документов с данными. Том. 2. Институт исследований Юго-Восточной Азии. Институт Юго-Восточной Азии. п. 204. ИСБН 9813016213 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Периса Кэмпбелл (2012). Эмиграция китайских кули в Канаду (переиздание, исправленное издание). Рутледж. п. 21. ISBN 978-1136261527 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Эрик Джей Долин (2012). Когда Америка впервые встретила Китай: экзотическая история чая, наркотиков и денег в эпоху парусного спорта (иллюстрированное издание). WW Нортон и компания. п. 291. ИСБН 978-0871404336 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Тереза А. Мид (2011). История современной Латинской Америки: с 1800 года по настоящее время . Уайли Блэквелл Краткая история современного мира. Том. 4 (иллюстрированное изд.). Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1444358117 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Далекий, WL (1874). «Восточная кули-лабора». Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 3 : 140. дои : 10.2307/2841301 . JSTOR 2841301 .
- ^ Перейти обратно: а б Патрисия Мохаммед, «Гендерные переговоры между индейцами в Тринидаде, 917–1947», в журнале «Caribbean History Reader» , под ред. Никола Фут (Нью-Йорк: Routledge, 2013), 192–194.
- ^ Бахадур, Гайутра (2014). Женщина-кули: Одиссея договоренностей . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 26–28.
- ^ Изабель Лозан-Эррера (2010). Уолтон Лук Лай; Чи Бенг Тан (ред.). Китайцы в Латинской Америке и странах Карибского бассейна . Названия электронных книг Brill. БРИЛЛ. п. 69. ИСБН 978-9004182134 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Изабель Лозан-Эррера (2010). Уолтон Лук Лай; Чи Бенг Тан (ред.). Китайцы в Латинской Америке и странах Карибского бассейна . Названия электронных книг Brill. БРИЛЛ. п. 116. ИСБН 978-9004182134 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Изабель Лозан-Эррера (2010). Уолтон Лук Лай; Чи Бенг Тан (ред.). Китайцы в Латинской Америке и странах Карибского бассейна . Названия электронных книг Brill. БРИЛЛ. п. 68. ИСБН 978-9004182134 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Бахадур, Гайутра (2014). Женщина-кули: Одиссея договоренностей . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 216–217.
- ^ Брайан Л. Мур (1995). Культурная власть, сопротивление и плюрализм: колониальная Гайана, 1838–1900 гг . Исследования Макгилла-Куина по этнической истории. Том. 22 (иллюстрированное изд.). McGill-Queen's Press – MQUP. п. 348. ИСБН 077351354X . ISSN 0846-8869 . Проверено 1 июня 2015 г.
- ^ Патрисия Мохаммед, «Гендерные переговоры между индейцами в Тринидаде, 917–1947», в журнале «Caribbean History Reader» , изд. Никола Фут (Нью-Йорк: Routledge, 2013), 193.
- ^ Тан, Чи-Бенг (2013). Справочник Рутледжа для китайской диаспоры . Рутледж. п. 96. ИСБН 978-0-415-60056-9 .
- ^ Лопес, Кэтлин М. (10 июня 2013 г.). Китайские кубинцы: транснациональная история . Книги прессы UNC. п. 91. ИСБН 978-1-4696-0714-6 .
- ^ Юн, Лиза (22 апреля 2008 г.). Кули говорит: китайские наемные рабочие и африканские рабы на Кубе . Издательство Университета Темпл. п. 158. ИСБН 978-1-59213-583-7 .
- ^ «Результаты поиска — KBBI Online» . kbbi.kemdikbud.go.id . Проверено 20 мая 2023 г.
- ^ «кули | индонезийский перевод» . Кембриджский словарь . Архивировано из оригинала 3 мая 2022 года.
- ^ «Hum Coolie — посвящается «кули» Индии» . hum-coolie.com . Архивировано из оригинала 5 декабря 2022 года . Проверено 20 декабря 2019 г.
- ^ ПТИ (23 февраля 2023 г.). « Браун вышел из моей зоны комфорта: Каришма Капур» . Печать . Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ "Горячие тайские союзы под воротником в вечернем "кули" Слюре". Звезда онлайн. 30 сентября 2005 г. Интернет. 29 января 2011 г.
- ^ «Жаргонные слова: определение» . Straattaalwoord.nl . Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ Кавадиас, Никос (2010). Пуши . Афины: АГРА. ISBN 9789603250388 .
- ^ Вирди, Джйотика. « Диваар: киновымысел и факт политики » . Jump Cut , № 38, июнь 1993 г.: 26–32.
- ^ «Дьюару Амитабха Баччана 40 лет: 9 вещей, которые вы не знали о разгневанном молодом человеке - фильмы NDTV» . НДТВ . 22 января 2015 г.
- ^ Kung Fu Hustle (2004) — IMDb , дата обращения 14 апреля 2021 г.
- ^ «Вверх по Янцзы (трейлер) Юн Чанга – NFB» . Films.nfb.ca . Проверено 16 июня 2013 г.
- ^ Уэлч, Дентон. Девичье путешествие (переиздание 1983 г.). Лондон: Библиотека путешествий Пингвинов. п. 152.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бахадур, Гайутра (2013). Женщина-кули: Одиссея договоренностей . Издательство Херст. ISBN 978-1-84904-277-2 .
- Лаббок, Бэзил (1981). Корабли Кули и нефтяные парусники . Браун, Сын и Фергюсон, Лтд. ISBN 9780851741116 .
- Варма, Нитин (2016). Кули капитализма: ассамский чай и создание труда кули . Де Грюйтер Ольденбург. ISBN 978-3-11-046115-2 .
- Уильямс, Эрик Юстас (1962). История народа Тринидада и Тобаго . Лондон: Андре Дойч. ISBN 978-1-61759-010-8 .
- Юл, Генри; Бернелл, Артур Кок (1995). Хобсон-Джобсон: Англо-индийский словарь . Издания Вордсворта. ISBN 978-1-85326-363-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Этот раздел может содержать списки внешних ссылок , цитат или связанных страниц, недопустимых в Руководстве по стилю Википедии . ( август 2012 г. ) |
- Хилл Кулис
- Документальный фильм BBC: Кули: история индийского рабства
- «Труд и тоска» Виная Лала
- Личная жизнь китайского кули 1868–1899 гг.
- С китайскими кули обращались хуже, чем с рабами
- «Hum Coolie — посвящается «кули» Индии» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2022 года.
- Варупи, Джайн (1 февраля 2004 г.). «Тяжелая жизнь» . Индия вместе .
- «История евнухов, исследователей и китайской иммиграции в Америку» . Ежедневные новости Университета Арканзаса . 25 марта 2003 г. Архивировано из оригинала 29 октября 2006 г.
- Рамья Шиварадж, «Необходимое изгнание» , The Hindu (29 апреля 2007 г.)
- День памяти заключенных , Ааправаси гхат, 2 ноября 2007 г.
- Описание условий на борту клиперов, перевозящих кули из Сватоу, Китай, в Перу , автор Джордж Фрэнсис Трейн.
- Антииндийские настроения
- Азиатско-американские проблемы
- Китайско-американская история
- История иммиграции в США
- Сельскохозяйственный труд
- История труда
- Трудовые отношения
- Профессии по уходу за собой и обслуживанию
- Стереотипы рабочего класса
- История рабства
- Кули-трейд
- Оскорбления против Южной Азии
- Антивосточноазиатские оскорбления
- Колониализм
- Экономическая история Индии
- 19 век в Китае
- Антикитайские настроения в США
- Классовые оскорбления
- Английские слова
- Азиатско-австралийские проблемы