Jump to content

Атлантический мир

Атлантический океан

Атлантический мир включает в себя взаимодействие между народами и империями, граничащими с Атлантическим океаном , с начала эпохи Великих географических открытий до начала 19 века. Атлантическая история разделена на три различных контекста: трансатлантическую историю, то есть международную историю атлантического мира; околоатлантическая история, то есть транснациональная история атлантического мира; и история Приатлантического региона в атлантическом контексте. [1] Работорговля в Атлантике продолжалась и в 19 веке, но в 1807 году международная торговля была объявлена ​​Великобританией вне закона. Рабство закончилось в 1865 году в США, а в 1880-х годах в Бразилии (1888 год) и на Кубе (1886 год). [2] Хотя некоторые ученые подчеркивают, что кульминацией истории «Атлантического мира» стали « Атлантические революции » конца XVIII — начала XIX веков. [3] самые влиятельные исследования в этой области изучают работорговлю и изучение рабства, поэтому в конце XIX века в рамках перехода от атлантической истории к глобализации это кажется наиболее подходящим.

Историография Атлантического мира, известная как Атлантическая история , значительно выросла с 1990-х годов. [4]

Концепция

[ редактировать ]

География

[ редактировать ]

Атлантический мир включает в себя истории Европы , Африки и Америки . Путешествие по суше было трудным и дорогим, поэтому поселения были построены вдоль побережья, особенно там, где реки позволяли небольшим лодкам путешествовать вглубь страны. Отдаленные поселения были связаны сложными морскими торговыми сетями. Поскольку самым простым и дешевым способом путешествовать на дальние расстояния было море, в Атлантическом мире возникли международные торговые сети с крупными узлами в Лондоне , Амстердаме , Бостоне и Гаване . Время имело решающее значение, поскольку скорость парусных судов в среднем составляла около 2 узлов (50 миль в день). Навигаторам приходилось полагаться на карты течений, иначе они бы оказались в штиле на несколько дней или недель. [5] Однако эти карты предназначались не только для навигационных целей, но и для того, чтобы дать представление о власти и собственности на уже заявленные земли, что, по сути, вызывало большее желание находить новые маршруты и земли. [6] Одной из главных целей на протяжении веков было найти Северо-Западный проход (через территорию нынешней Канады) из Европы в Азию . [7]

Появление

[ редактировать ]
Голландские послы приняты Гарсией II , монархом Конго в Западной Центральной Африке, в 1642 году.

Учитывая масштабы атлантической истории, авторы склонны преуменьшать исключительное влияние путешествий Колумба и уделять больше внимания растущему взаимодействию между африканскими и европейскими государствами (около 1450–1500 гг.), включая контакты и конфликты в Средиземноморье и на атлантических островах, как решающее значение для возникновения Атлантического мира. Осведомленность об Атлантическом мире, конечно, резко возросла после 1492 года: после первых европейских путешествий в Новый Свет и продолжающихся встреч на африканском побережье европоцентричное разделение Атлантики было провозглашено между Испанской империей и Португальской империей . 1494 Тордесильясский договор года. Западное побережье и Центральная Африка, которые отличаются друг от друга и состоят из множества конкурирующих государств, сыграли ключевую роль в формировании атлантического мира и стали основными источниками рабского труда. [8] Сформировалась сложная сеть экономического, геополитического и культурного обмена — «Атлантический мир», сравнимый со «Средиземноморским миром». Оно связало нации и народы, населявшие атлантическое побережье Северной и Южной Америки, Карибского бассейна, Африки и Европы.

Основными империями, построившими Атлантический мир, были Британская, [9] Французский, [10] испанский [11] , португальский [12] и голландский; [13] предприниматели из Соединенных Штатов также сыграли свою роль после 1789 года. [14] Другие страны, такие как Швеция и Дания, действовали в меньших масштабах.

Историческое использование

[ редактировать ]

Американский историк Бернард Бэйлин связывает концепцию Атлантического мира с редакционной статьей, опубликованной журналистом Уолтером Липпманном в 1917 году. [15] Альянс США и Великобритании во Второй мировой войне и последующее создание НАТО усилили интерес историков к истории взаимодействия обществ по обе стороны Атлантического океана. [16] Другие ученые подчеркивают его интеллектуальное происхождение в более систематическом и менее политическом подходе школы французских «Анналов», особенно во влиятельной работе Фернана Броделя о Средиземноморском мире (пер. 2 тома, 1973). [17]

В американских и британских университетах история Атлантического мира дополняет (и, возможно, вытесняет) изучение конкретных европейских колониальных обществ в Америке, например, Британской Северной Америки или Испанской Америки. Некоторые историки раскритиковали акцент на Северной Атлантике как преуменьшение важности истории Африки и трансатлантической работорговли в истории Бразилии и Карибского бассейна. История Атлантического мира отличается от традиционных подходов к истории европейской колонизации своим акцентом на межрегиональные и международные сравнения и вниманием к событиям и тенденциям, выходящим за пределы национальных границ. История Атлантического мира подчеркивает, как колонизация Америки изменила Африку и Европу, обеспечила основу для последующей глобализации, и настаивает на том, что наше понимание прошлого выигрывает от выхода за рамки национального государства как нашей основной (или единственной) категории анализа. [ нужна ссылка ]

Начало обширных контактов между Европой, Африкой и Америкой имело огромные последствия для экологической и демографической истории всех вовлеченных регионов. [18] В ходе процесса, известного как Колумбийский обмен , многочисленные растения, животные и болезни были пересажены — как намеренно, так и случайно — с одного континента на другой. Эпидемиологическое воздействие этого обмена на коренные народы Америки было глубоким, вызвав очень высокий уровень смертности и сокращение численности населения на 50–90% или даже 100%. У европейских и африканских иммигрантов также был очень высокий уровень смертности по прибытии, но они могли быть заменены новыми партиями иммигрантов (см. Историю населения американских коренных народов ). Многие продукты, распространенные в современной Европе, в том числе кукуруза (кукуруза) и картофель , возникли в Новом Свете и были неизвестны в Европе до 16 века. Точно так же некоторые основные культуры современной Западной Африки, в том числе маниока и арахис , возникли в Новом Свете. Некоторые из основных культур Латинской Америки, такие как кофе и сахарный тростник , были завезены европейскими поселенцами в ходе Колумбийской биржи . [19]

Рабство и труд

[ редактировать ]
Рабы, работающие на плантации в Вирджинии , 1670 год.
Эмигранты покидают Ирландию, изображая эмиграцию в Америку после Великого голода в Ирландии.

Работорговля играла роль в истории Атлантического мира почти с самого начала. [20] Когда европейские державы начали завоевывать и претендовать на большие территории в Америке в 16 и 17 веках, роль рабства движимого имущества и других систем принудительного труда в развитии атлантического мира расширилась. Европейские державы обычно располагали обширными территориями, которые они хотели эксплуатировать посредством сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности или других добывающих отраслей, но им не хватало рабочей силы, необходимой для эффективной эксплуатации своих земель. Следовательно, для удовлетворения своих потребностей они обратились к различным системам принудительного труда. Сначала целью было использовать местных работников. Коренные американцы были трудоустроены через индейское рабство и через испанскую систему энкомьенды . Индийский труд не был эффективным в больших масштабах по сложным причинам (например, высокий уровень смертности и относительная легкость бегства в коренные общины), поэтому владельцы плантаций обратились к африканским рабам через атлантическую работорговлю . Европейские рабочие прибывали в качестве наемных слуг или перевозили уголовников, вышедших на свободу после отработки срока. [21] Короче говоря, Атлантический мир был миром широко распространенного неравенства, где эксплуатация человеческого труда давала возможность небольшой горстке элит получать огромные прибыли.

Трансатлантическая работорговля сыграла огромную роль в формировании демографии Америки, особенно в тех регионах, где огромные плантации были нормой, например, в Бразилии и странах Карибского бассейна. Примерно три четверти иммигрантов в Америку до 1820 года были африканцами, и более половины этих африканцев были родом из Западной или Центральной Африки. В Бразилии процент африканцев был еще выше: на каждого португальского иммигранта приходилось около семи африканцев. [22] Поскольку там было такое большое население африканцев, неудивительно, что африканские рабы способствовали формированию культуры этих регионов. В ранний колониальный период было широко распространено африканские духовные практики, такие как одержимость духами и практики исцеления. По-видимому, эти практики служили точкой связи и идентичности для рабов одного и того же африканского происхождения. [23] Такая культурная практика позволяла, по крайней мере до некоторой степени, африканским рабам сохранять структуры родства, подобные тем, которые они могли видеть на своей родине. Во многих случаях европейские власти считали духовные позиции, которые высоко ценились в африканских обществах, социально неприемлемыми, морально испорченными и еретическими. Это привело к исчезновению или трансформации большинства африканских религиозных практик. Например, португальские власти расценили практику обращения за помощью к килунду, или ангольским духам, как гомосексуальную. [23] яркий пример европоцентризма в колониальных обществах, поскольку европейские религиозные идеи часто не соответствовали африканским. К сожалению, документов, написанных с африканской точки зрения, не хватает, поэтому почти вся информация за этот период времени в этих колониальных обществах подвержена межкультурному неправильному толкованию, упущению фактов или другим подобным изменениям, которые могут повлиять на качество описание африканских духовных практик. Поддерживать целостность культурных практик было сложно из-за несогласия с европейскими устоями и европейской тенденции обобщать африканскую демографическую структуру просто как «центральноафриканскую», а не признавать отдельные культуры. В конце концов, большинство африканских традиций, таких как Килунду, который в конечном итоге был сведен к популярному бразильскому танцу «Лунду», были либо поглощены другими африканскими традициями, либо сведены к ритуалу, просто напоминающему первоначальную традицию. [22]

Масштабы добровольной иммиграции в Атлантический мир значительно различались в зависимости от региона, национальности и периода времени. Многим европейским странам, особенно Нидерландам и Франции, удалось отправить лишь несколько тысяч добровольных иммигрантов. Хотя около 15 000 человек, приехавших в Новую Францию, быстро множились. В Новых Нидерландах голландцы справились за счет вербовки иммигрантов других национальностей. [24] В Новой Англии массовая пуританская миграция в первой половине 17 века создала большую бесплатную рабочую силу и, таким образом, устранила необходимость использования несвободной рабочей силы в больших масштабах. Опора колониальной Новой Англии на труд свободных мужчин, женщин и детей, организованных в отдельные фермерские хозяйства, называется йоменской или домашней системой труда. [25] Следует проводить важное различие между «обществами с рабами», такими как колониальная Новая Англия, и «рабовладельческими обществами», где рабство занимало настолько центральное место, что можно с полным основанием сказать, что оно определяло все аспекты жизни в этом регионе. [26]

Французская колония Сен-Доминго была одной из первых американских юрисдикций, положивших конец рабству в 1794 году. Бразилия была последней страной в Западном полушарии, положившей конец рабству в 1888 году.

Управление

[ редактировать ]
Иберийский союз в 1598 году при Филиппе II , короле Испании и Португалии.

Испанские конкистадоры завоевали империю ацтеков , которую ученые теперь точнее называют Мексиканской империей. [ нужна ссылка ] , в современной Мексике и в Империи инков , в современном Перу, с удивительной скоростью, чему способствовали лошади, оружие, большое количество местных союзников и, возможно, прежде всего, разрушительная смертность, вызванная недавно появившимися болезнями, такими как как оспа . В некоторой степени предшествующее появление крупных и богатых цивилизаций инков и мексика способствовало передаче управления испанцам, поскольку эти туземные империи уже создали дорожные системы, государственную бюрократию, системы налогообложения и интенсивное сельское хозяйство, которые часто унаследовались оптом, а затем изменен испанцами. Первым испанским завоевателям этих империй также способствовала политическая нестабильность и внутренние конфликты внутри режимов Мексики и Инков, которые они успешно использовали в своих интересах. [27]

Одна из проблем, с которой большинство европейских правительств столкнулись в Америке, заключалась в том, как осуществлять власть на огромных пространствах территории. [28] Испания, колонизировавшая Мексику, Центральную Америку и большую часть Южной Америки, создала сеть могущественных вице-королевств для управления различными регионами своих владений в Новом Свете: вице-королевство Новой Испании (1535 г.), вице-королевство Перу (1542 г.), вице -королевство Новая Гранада (1717–1739) и вице-королевство Рио-де-ла-Плата (1776). Результатом стало сильное правительство, которое стало еще сильнее во время реформ Бурбонов 18 века. [29]

Британия подошла к задаче управления территориями Нового Света менее централизованно, основав около двадцати отдельных колоний в Северной Америке и Карибском бассейне, начиная с 1585 года. [30] Каждая британская колония имела своего губернатора, и в большинстве из них были представительные собрания. Большинство тринадцати североамериканских колоний , которые стали Соединенными Штатами, имели сильное самоуправление через народные собрания, которые противопоставляли власти губернаторов свои собственные утверждения прав через парламентские и другие английские источники власти. Только владельцы собственности могли голосовать в британском государстве, но, поскольку очень много свободных людей в материковой Британской колониальной Америке владели землей, большинство могло голосовать и участвовать в популярной политике. Британский вызов власти колониальных собраний, особенно через налогообложение, был основной причиной американской революции 1770-х годов. [31]

«Атлантические революции»

[ редактировать ]
Маркиз де Лафайет , изображенный в 1790 году, сыграл заметную роль как в Американской революции (1775–83), так и во Французской революции (1789–99).

Волна революций потрясла Атлантический мир с 1770-х по 1820-е годы, в том числе в Соединенных Штатах (1775–1783), Франции и контролируемой Францией Европе (1789–1814), Гаити (1791–1804) и Испанской Америке (1806). –1830). [32] Меньшие волнения произошли в Швейцарии, России и Бразилии. Революционеры в разных местах были осведомлены о недавней антиколониальной борьбе в других атлантических обществах и во многих случаях даже взаимодействовали друг с другом. [33]

Движения за независимость в Новом Свете начались с Американской революции 1775–1783 годов, в ходе которой Франция, Нидерланды и Испания помогли новым Соединенным Штатам Америки обеспечить независимость от Великобритании. В августе 1791 года скоординированное восстание рабов в богатой французской сахарной колонии Сен-Доминго положило начало Гаитянской революции . Долгий и разрушительный период международной войны подошел к концу с созданием Гаити как независимой черной республики в 1804 году. Гаити имеет сложное и противоречивое наследие как крупнейшее успешное восстание рабов в истории, сопровождавшееся широкомасштабным насилием. Поскольку Испания была вовлечена в европейские войны, материковые испанские колонии в течение длительного периода с 1806 по 1830 годы вели движения за независимость, иногда вдохновляясь, но часто опасаясь примера Гаити, который задерживал эффективные движения за независимость в рабовладельческих обществах Карибского бассейна и Бразилия до конца 19 века и позже. [34]

В долгосрочной перспективе революции в основном были успешными. Они широко распространяли идеалы республиканизма , свержения аристократии, королей и устоявшихся церквей. Они подчеркивали универсальные идеалы Просвещения , такие как равенство всех людей. Они подчеркивали равное правосудие перед законом со стороны бескорыстных судов, а не особое правосудие, выносимое по прихоти местного дворянина. Они показали, что современное представление о революции, о том, что нужно начинать заново с радикально новым правительством, действительно может сработать на практике. Революционные менталитеты зародились и продолжают процветать по сей день. [35] Если оценивать в сравнительной перспективе, Американская революция (и особенно Федеральная конституция, которая защищала рабство как правовой институт) кажется менее радикальной и с более олигархическим результатом, чем если рассматривать ее через традиционную националистическую призму.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Армитидж, Дэвид (2002). «Концепции атлантической истории». В Армитидже, Дэвид; Брэддик, Майкл Дж. (ред.). Британский атлантический мир 1500–1800 гг .
  2. ^ Дэвид Элтис и др. Атлас трансатлантической работорговли (2010 г.)
  3. ^ Вим Клоостер, Революции в атлантическом мире: сравнительная история (2009)
  4. ^ Элисон Геймс и Адам Ротман, ред., Основные проблемы атлантической истории: документы и очерки (2007)
  5. ^ Пегги К. Лисс, Атлантические империи: сеть торговли и революции, 1713-1826 (Исследования Джона Хопкинса по атлантической истории и культуре) (1982)
  6. ^ Шмидт, Бенджамин (1997). «Составление карты империи: картографическое и колониальное соперничество в голландской и английской Северной Америке семнадцатого века». Ежеквартальный журнал Уильяма и Мэри . 54 (3). Институт ранней американской истории и культуры Омохундро: 549–578. дои : 10.2307/2953839 . JSTOR   2953839 .
  7. ^ Пьер Бертон, Арктический Грааль: поиски Северо-Западного прохода и Северного полюса, 1818-1909 (2000)
  8. ^ Джон Келли Торнтон, Африка и африканцы в создании атлантического мира, 1400-1680 (2-е изд. 1998 г.)
  9. ^ Х.В. Боуэн и др. Британская океаническая империя: миры Атлантического и Индийского океанов, ок. 1550-1850 (2012) отрывок и текстовый поиск
  10. ^ Кеннет Дж. Бэнкс, В погоне за империей через море: коммуникации и государство во французской Атлантике, 1713-1763 (2006)
  11. ^ Ричард Л. Каган и Джеффри Паркер, ред. Испания, Европа и Атлантика (2003), отрывок из специализированных эссе и текстовый поиск.
  12. ^ Давикен Студницки-Гизберт, Нация в океане-море: атлантическая диаспора Португалии и кризис Испанской империи, 1492-1640 (2007) отрывок и текстовый поиск
  13. ^ Джойс Д. Гудфренд и др. ред. Идя по-голландски: голландское присутствие в Америке 1609-2009 (Атлантический мир) (2008)
  14. ^ Элига Х. Гулд и Питер С. Онуф, ред. Империя и нация: Американская революция в атлантическом мире (Англо-Америка в трансатлантическом мире) (2005) отрывок и текстовый поиск
  15. ^ Бейлин, Атлантическая история, 6-7.
  16. ^ Бейлин, Атлантическая история, 9.
  17. ^ Элисон Геймс, «История Атлантики: определения, проблемы и возможности». Американский исторический обзор . 111 (июнь 2006 г.), 741–757.
  18. ^ Нанн, Натан; Цянь, Нэнси (2010). «Колумбийский обмен: история болезней, еды и идей». Журнал экономических перспектив . 24 (2): 163–188. CiteSeerX   10.1.1.232.9242 . дои : 10.1257/jep.24.2.163 . JSTOR   25703506 .
  19. ^ Тимоти Сильвер, Новое лицо в сельской местности: индейцы, колонисты и рабы в лесах Южной Атлантики, 1500-1800 (Исследования в области окружающей среды и истории) (1990)
  20. ^ Хью Томас, Работорговля: История атлантической работорговли, 1440-1870 (2006) отрывок и текстовый поиск
  21. ^ Морган, Кеннет (2000). Рабство, атлантическая торговля и британская экономика, 1660-1800 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521588140 .
  22. ^ Jump up to: а б Свит, Джеймс Х. «Эволюция ритуалов в африканской диаспоре». (без): 64-80. Веб.
  23. ^ Jump up to: а б Свит, Джеймс Х. «Взаимные недоразумения: Гестер, пол и исцеление в африканско-португальском мире». Прошлое и настоящее 4-я сер. (2009): 128-43. Веб.
  24. ^ Яап Джейкобс, Новые Нидерланды: голландская колония в Америке семнадцатого века (Атлантический мир) (2004)
  25. ^ Фрэнсис Дж. Бремер, Первые основатели: американские пуритане и пуританство в атлантическом мире (2012)
  26. ^ Ира Берлин, «Поколения плена: история афроамериканских рабов» (2003)
  27. ^ Джон Хакстейбл Эллиотт, Империи атлантического мира: Великобритания и Испания в Америке 1492-1830 (2007)
  28. ^ Джейкоб Кук, изд., Энциклопедия североамериканских колоний (1993), том 1
  29. ^ Эллиотт, Империи атлантического мира: Британия и Испания в Америке 1492-1830 (2007)
  30. ^ Викерс, Дэниел, изд. (2003). Спутник колониальной Америки . Уайли Блэквелл «Спутники американской истории». ISBN  978-0631210115 .
  31. ^ Джек П. Грин и Дж. Р. Поул, ред.. Отрывок из «Спутника американской революции» (Блэквелл, 2003) и текстовый поиск
  32. ^ Вим Клоостер, Революции в атлантическом мире: сравнительная история (2009)
  33. ^ Лоран Дюбуа и Ричард Рабиновиц, ред. Революция!: Возрождение Атлантического мира (2011)
  34. ^ Родригес О., Хайме Э. (1998). Независимость Испанской Америки . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/CBO9780511721137 . ISBN  9780521622981 .
  35. ^ Роберт Р. Палмер, Эпоха демократической революции: политическая история Европы и Америки, 1760–1800. (2 том, 1959–1964)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Альтман, Ида . Эмигранты и общество: Эстремадура и испанская Америка в шестнадцатом веке . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1989.
  • Альтман, Ида. Трансатлантические связи в Испанской империи: Бриуэга, Испания, и Пуэбла, Мексика, 1560-1620 гг . Стэнфорд , Калифорния : Издательство Стэнфордского университета , 2000.
  • Альтман, Ида и Джеймс Дж. Хорн, ред. «Создать Америку»: европейская эмиграция в период раннего Нового времени . Беркли : Калифорнийский университет Press , 1991.
  • Альтман, Ида и Дэвид Уит, ред. Испанский Карибский бассейн и атлантический мир в долгом шестнадцатом веке . Линкольн: Издательство Университета Небраски, 2019. ISBN   978-0803299573
  • Армитидж, Дэвид и Майкл Дж. Брэддик, редакторы, The British Atlantic World, 1500–1800 (2002)
  • Каньеке, Алехандро. «Политическая и институциональная история колониальной испанской Америки» History Compass (апрель 2013 г.), 114 стр. 280–291, DOI: 10.1111/hic3.12043
  • Кэнни, Николас и Филип Морган, ред., Оксфордский справочник атлантического мира: 1450–1850 (2011).
  • Кук, Джейкоб Эрнест и др., ред. Энциклопедия североамериканских колоний (3 тома, 1993 г.); 2397 стр.; всесторонний охват британских, французских, испанских и голландских колоний
  • Эгертон, Дуглас, Элисон Геймс, Крис Лейн и Дональд Р. Райт. Атлантический мир: история, 1400–1888 гг. (Харлан Дэвидсон, 2007 г.); широкий обзор
  • Фалола, Тойин и Кевин Д. Робертс, ред. Атлантический мир, 1450–2000 (Indiana UP 2008), широкий обзор с упором на расу.
  • Игры, Элисон и Адам Ротман, ред. Основные проблемы истории Атлантики: документы и очерки (2007), 544 стр.; первичные и вторичные источники
  • Грин, Джек П., Франклин В. Найт, Вирджиния Гедеа и Хайме Э. Родригес О. «Форум AHR: Революции в Америке». Американский исторический обзор (2000) 105 № 1 92–152. Продвинутые научные эссе, сравнивающие различные революции в Новом Свете. в JSTOR
  • Каган, Ричард и Джеффри Паркер, Испания, Европа и Атлантика: Очерки в честь Джона Х. Эллиотта . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2003.
  • Клоостер, Вим. Революции в атлантическом мире: сравнительная история (2009)
  • Клоостер, Вим. Голландский момент: война, торговля и поселения в атлантическом мире семнадцатого века . (Издательство Корнельского университета, 2016). 419 стр.
  • Лисс, Пегги К. Атлантические империи: сеть торговли и революции, 1713-1826 (Исследования Джона Хопкинса по атлантической истории и культуре) (1982)
  • Марк, Питер и Хосе да Силва Орта, Забытая диаспора: еврейские общины в Западной Африке и создание атлантического мира . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2011.
  • Нурландер, Д.Л. «Голландский атлантический мир, 1585–1815: последние темы и разработки в этой области». Компас истории (2020): e12625.
  • Палмер, Роберт Р. Эпоха демократической революции: политическая история Европы и Америки, 1760–1800 (Принстон, UP, 1959); том. 2 (1964) онлайн-издание, том 1-2
  • Расин, Карен и Беатрис Г. Мамигонян, ред. Человеческие традиции в атлантическом мире, 1500–1850 (2010) отрывок и текстовый поиск
  • Савелл, Макс. От империй к нациям: расширение в Америке 1713-1824 (1974) онлайн
  • Семена, Патрисия. Церемонии владения при завоевании Европы Нового Света, 1492-1640 гг. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1995.
  • Тейлор, Алан. Американские колонии. Нью-Йорк: Викинг, 2001.
  • Торнтон, Джон. Африка и африканцы в создании атлантического мира, 1400–1680 гг. (1998) отрывок и текстовый поиск
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bf11ef0d1f963e495c86795d9bc63971__1721819160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/71/bf11ef0d1f963e495c86795d9bc63971.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Atlantic World - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)