Jump to content

Работорговля в Сомали

Работорговля в Сомали существовала как часть работорговли в Восточной Африке . Чтобы удовлетворить спрос на черную рабочую силу, рабы банту из юго-восточной Африки были вывезены из Занзибара и продавались сомалийцами в больших количествах на протяжении веков покупателям в Восточной Африке и других регионах Северо-Восточной Африки и Азии . [1] Эфиопы, особенно амхарцы и тиграяне, также были схвачены и проданы торговцам из Аравии, Индии, Греции и других стран. [2]

Торговые пути рабов в средневековой Африке.

Подданные оромо пользовались предпочтением из-за их особенностей по сравнению с другими рабами. [3] Кроме того, они не сильно отличались от своих сомалийских владельцев, поэтому их цена была выше, чем у других восточноафриканцев. [4]

Работорговля Хабеша

[ редактировать ]
Исторические маршруты эфиопской работорговли.

Рабы хабеша продавались сомалийцами еще в начале 13 века. В архивных записях, составленных в конце правления Расулида Султана Аль-Музаффара Юсуфа в 1290-х годах, упоминается, что основные рабы, привезенные в Йемен, были этническими корнями амхара и тиграян и были отправлены из сомалийского портового города Зейла . Евнух амхарского происхождения стоил четыре динара , а наложница - два динара . [2] Сомалийский султан-адалит Джамал ад-Дин продал множество амхаров в рабство даже в Греции и Индии. К концу каждой битвы он раздавал трех амхарских рабов беднейшим мусульманам, а остальных продавал за дешевую сумму из-за их подавляющего числа. [5]

По словам Франсиско Альвареса , имам Махфуз напал на абиссинцев-христиан, когда они были физически слабы во время Великого поста , и смог унести не менее 19 000 абиссинцев, которых он немедленно продал своим друзьям в Аравии . [6] : 58  Людовико ди Вартема , посетивший Зейлу в 1503 году, писал, что порт был местом огромного движения, особенно рабов. Он заявляет:

Здесь продается очень большое количество рабов, то есть людей пресвитера Иоанна (Эфиопия), которых мавры берут в бой, и отсюда их увозят в Персию, Аравию Феликс, а также в Мекку, Каир и в Индию.

Зейла , по-видимому, была самым южным портом, посещаемым арабскими купцами, однако главным центром этих регионов был Аден , где торговые, а также климатические условия были более благоприятными. Через Зейлу и в меньшей степени Берберу проходил основной поток рабов из глубинки Эфиопии. [7]

Завоевания Ахмада ибн Ибрагима аль-Гази привели к порабощению большого числа народов хабеша . Говорят, что он захватил «орды христиан», в результате чего у каждого солдата его армии было не менее двухсот рабов каждый, а согласно местным хроникам, у каждого человека в Хараре было как минимум три раба-хабеша. Многие представители христианской знати были проданы в рабство, а их жены превратились в наложницы мусульман. [7] [6] : 63 

По словам Ричарда Панкхерста , почти все эфиопы, захваченные имамом Ахмадом, были впоследствии проданы иностранным купцам в обмен на огнестрельное оружие и пушки. Португальский иезуит сообщил, что Адалу удалось продать «тысячи» абиссинских рабов торговцам из-за моря, арабам , туркам , персам и индийцам . [6] : 59 

Происхождение работорговли банту

[ редактировать ]
Служанка банту в Могадишо (1882–1883 ​​гг.)

2500 лет назад носители первоначальной языковой группы протобанту начали тысячелетнюю серию миграций на восток от своей первоначальной родины в Камеруне , в Центральной Африке . [8] Эта экспансия банту впервые привела народы банту в южную и юго-восточную Африку . [9] [10]

Чтобы удовлетворить потребности рынка сельскохозяйственной продукции на Аравийском полуострове и удовлетворить местные потребности, сомалийские кланы в районе Нижней Шабелле и на древнем побережье Банадира начали закупать банту рабов у арабских работорговцев , чтобы обеспечить их рабочей силой и служить в качестве фермеры-клиенты сомалийских кланов . [11]

«Земледелием занимались местные клиенты-фермеры, буны или группы с низким статусом из доминирующих кланов Биимаал , Геледле , Хинтирре , Муросаде , Мобилин и других преимущественно скотоводческих кланов, которые установили контроль над небольшими частями долины. Они производили в основном для обслуживания Местные рынки оставались необработанными из-за хронической нехватки сельскохозяйственной рабочей силы. Чтобы удовлетворить рыночный спрос на зерно в Южной Аравии, местные сомалийские кланы Нижней Шабелле начали закупать рабов на невольничьих кораблях арабов и суахили. Эти рабы пришли сначала из Занзибара (народ зегуа или мушунгули)».

Банту , проживающие в Сомали, являются потомками банту , которые были взяты в плен и перевезены в Сомали арабскими работорговцами в XVIII и XIX веках для работы в качестве сельскохозяйственных рабочих. [12] [13] Сомалийские банту принадлежат к нескольким этническим группам, а именно Маджиндо, Мньяса, Мкува , Мзихува, Мушунгули и Молима, каждая из которых состоит из многочисленных субкланов. Их предковые корни можно проследить до различных исторических и современных африканских стран , в том числе многих в Центральной Африке , в регионе Конго (например, тогдашнее Королевство Конго , современная Ангола , ДР Конго и RotC ), Мозамбик , Малави и Танзания . [14]

Банту этнически, физически и культурно отличаются от сомалийцев и эфиопов и остаются маргинализированными с момента их прибытия на Африканский Рог. [15] [16]

В целом число жителей банту в Сомали до гражданской войны , как полагают, составляло около 80 000 (оценка 1970 года), при этом большая часть их сосредоточена между реками Джуба и Шабелле на юге. [17] По последним оценкам, эта цифра достигает 900 000 человек, однако по более низким оценкам эта цифра составляет от 500 000 до 600 000. [18] [14]

Работорговля в Восточной Африке

[ редактировать ]
Иллюстрация различных этнических групп банту, привезенных в Сомали.

Работорговля в Индийском океане носила разнонаправленный характер и со временем менялась. Чтобы удовлетворить спрос на черную рабочую силу, рабы банту были захвачены в юго-восточной Африке и проданы в огромных количествах на протяжении веков покупателям в Египте , Аравии , Сомали , Персии , Индии , на Дальнем Востоке и на островах Индийского океана . [19] [1]

Считается, что с 1800 по 1890 год от 25 000 до 50 000 рабов банту были проданы с невольничьих рынков только Занзибара на побережье Сомали сомалийскими работорговцами. [15] : 8  Большинство рабов были выходцами из этнических групп Макуа , Ньяса , Яо , Зарамо и Зигуа из Танзании , Мозамбика и Малави . В совокупности эти группы банту известны как Мушунгули , термин, взятый из Мзигула , слова племени Зигуа, обозначающего «народ» (это слово имеет несколько подразумеваемых значений, включая «рабочий», «иностранец» и «слуга»). [19]

Рабы в наручниках, чтобы они не сбежали по возвращении с работы в поле. Под бдительным оком сомалийского мастера, вооруженного копьем (вараном)

Взрослые и дети-рабы банту называют их джариром ) ( их сомалийские кураторы [20] были куплены на невольничьих рынках специально для выполнения нежелательной работы на плантациях под присмотром. [20] Их заставляли работать на плантациях, принадлежащих исключительно итальянскому правительству вдоль южных рек Шебелле и Джубба , где они собирали прибыльные товарные культуры, такие как зерно и хлопок. [21] Рабы банту трудились под контролем итальянского правительства. [20]

Банту привлекали к принудительным работам на плантациях, принадлежащих итальянцам, поскольку сами сомалийцы были против того, что они считали черным трудом. [22] : 64  и потому, что итальянцы считали сомалийцев расово превосходящими банту. Кэтрин Лоу Бестеман отмечает: [23]

Поддерживая восприятие сомалийцев как отличных от европейской концепции «черных африканцев» и превосходящих ее, как британские, так и итальянские колониальные администраторы отнесли население долины Джубба к последней категории. В колониальном дискурсе долина Джубба описывалась как населенная отдельной группой низших рас, которую британцы вместе идентифицировали как Вагоша, а итальянцы - Вагоша. Колониальные власти административно выделили Гошу как низшую социальную категорию, выделив отдельный политический округ Гоша под названием Гошаланд и предложив для Гоши «родной заповедник».

- Бестеман (1999) стр. 120.

Итальянская колониальная администрация отменила рабство в Сомали на рубеже 20 века. Однако некоторые сомалийские кланы, в частности клан Биимаал, выступили против этой идеи. Биимаалы боролись с итальянцами, чтобы сохранить своих рабов.

Нилотские рабы

[ редактировать ]

В конце 19 века группы из прибрежных районов Кении также были проданы в рабство. , называемые корой, нило-сахарском языке , говорящие на Эти нилоты были позже освобождены британскими колониальными войсками. Впоследствии они переселились на побережье Ламу в качестве рыбаков и земледельцев. Сообщается, что, как и многие банту, коре теперь говорят на афро-азиатском сомалийском языке из-за того, что они провели время в рабстве. [24]

Другие рабы

[ редактировать ]

Помимо рабов на плантациях банту, сомалийцы иногда порабощали народы скотоводческого происхождения оромо , которые были захвачены во время войн и набегов на поселения. [25] [4] Однако были заметные различия в восприятии, поимке, обращении и обязанностях рабов оромо по сравнению с рабами банту. [4]

В индивидуальном порядке сомалийские похитители не считали подданных оромо расистами . [4] Пленники оромо также в основном состояли из маленьких детей и женщин, которых забрали в семьи похитителей; во время рейдов обычно убивали мужчин. Мальчики и девочки оромо были усыновлены сомалийскими покровителями как свои собственные дети. Многие женщины оромо, которых ценили за красоту и считали законными сексуальными партнерами, становились либо женами, либо наложницами своих сомалийских похитителей, а другие становились домашней прислугой. [25] [26] В некоторых случаях целые кланы оромо были ассимилированы на клиентской основе в сомалийскую клановую систему. [25]

Ни пленным детям оромо, ни женщинам никогда не приходилось работать на плантациях, и они обычно работали бок о бок с сомалийскими скотоводами. После того, как наложница оромо родила ребенка от своего сомалийского покровителя, она и ребенок были эмансипированы, и наложница оромо приобрела равный статус с сомалийской женой своего похитителя. По словам сомалийских исследований пионера Энрико Черулли , с точки зрения выплат дийа ( кровавых денег Сомали ) в обычном праве ( Xeer ), жизнь раба оромо также была равна по ценности жизни обычного этнического сомалийца. [26]

Свобода рабов оромо была получена путем освобождения и обычно сопровождалась подарками, такими как супруга и домашний скот. [20] Во время отмены смертной казни бывшие рабы оромо, которые обычно поддерживали близкие отношения с сомалийскими скотоводами, также были избавлены от жесткого обращения, свойственного рабам банту и нилотам на плантациях. [27]

Итальянская колониальная администрация отменила рабство в Сомали на рубеже 20 века. Однако некоторые сомалийские кланы, в частности клан Биимаал, выступили против этой идеи. Биимаалы боролись с итальянцами, чтобы сохранить своих рабов. С 1893 года итальянские колониальные власти в Сомали не признавали правовой статус рабства, и, таким образом, рабы могли по закону свободно покидать своих владельцев, но итальянцы часто возвращали беглых рабов своим владельцам, если владельцы принадлежали к дружественным итальянцам кланам; в 1903–1904 годах под давлением гуманитариев итальянцы запретили работорговлю и объявили всех рабов, родившихся после 1890 года, юридически свободными. [28] : 39–40 

Когда итальянское правительство взяло на себя управление Сомали в 1906 году, оно освободило рабов на городских территориях посредством компенсации, но не предприняло никаких действий по освобождению рабов во внутренних районах страны, а фактически пыталось остановить волну беглецов, которые оставили своих владельцев в качестве рабов. новости об освобождении Италии достигли внутренних районов сельской местности, поскольку это вызвало волнения, но многие рабы действительно оставили своих поработителей внутри страны и в любом случае поселились в своих деревнях из бывших рабов и клиентов-земледельцев, принадлежащих кланам. [28] : 40 

Итальянцы сообщили Консультативному комитету экспертов по рабству в 1930-х годах, что рабство и работорговля в Сомали теперь отменены. [28] : 226  Однако, хотя итальянцы освободили некоторых банту, некоторые группы банту оставались порабощенными вплоть до 1930-х годов и продолжали подвергаться презрению и дискриминации со стороны значительной части сомалийского общества. [22] : 29–30 

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл, Гвин (2003). Структура рабства в Африке и Азии Индийского океана . (1-е изд.) Лондон; Портленд, Орегон (США): Рутледж. п. ix ISBN   9780714683881
  2. ^ Перейти обратно: а б Юсуф, Аль Малик Муззафар (1295 г.). Свет ( Знания на арабском языке). стр. 100-1 326–327.
  3. ^ Крапф, Иоганн Людвиг (1857). Полина Фатме, Первые плоды галласа Христу Иисусу . Германия: Британская библиотека. п. 9.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Бестеман (1999) , стр. 116.
  5. ^ Ахмад ибн Али Таки ад-Дин аль-Макризи (1790 г.) [Написано ок. 1385 -1440]. Ринк, Фридрих Теодор (ред.). «История исламских королей в Абиссинии» Макризи: она интерпретировалась вместе с «Описанием черных регионов» Абульфеды из трески. Библиотека Лейдена, опубликованная на арабском языке [ История исламских королей в Абиссинии Макризи. Интерпретировано вместе с «Описанием черных регионов» Абульфеды из кодексов Лейденской библиотеки, опубликовано на арабском языке ] (на латыни). Перевод Фридриха Теодора Ринка. Лейден: Сэмюэл и Джон Лухтманс. стр. 33–34. OCLC   458026923 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с Панкхерст, Ричард (1982). История эфиопских городов от средневековья до начала XIX века . Висбаден: Штайнер. ISBN  9783515032049 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Тегегне, Хабтаму М. (декабрь 2016 г.). «Указ короля Галадивоса против незаконной работорговли христианами: Эфиопия , Средневековый глобус . 2 (2). Университет Западного Мичигана. Статья 5 . Получено 12 июня.
  8. ^ Филип Дж. Адлер, Рэндалл Л. Пауэлс, Мировые цивилизации: до 1700 года, том 1 книги «Мировые цивилизации» , (Cengage Learning: 2007), стр. 169.
  9. ^ Уилкинсон, Рэй; Скандран, Мунира, ред. (сентябрь 2002 г.). « А вот и Америка – сомалийские банту» (PDF) . Беженцы . Том. 3, нет. 128. Материалы: Линьмей Ли; Эндрю Хопкинс; Саша Чанов. Женева: Отдел общественной информации Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев – УВКБ ООН. стр. 3–27. ISSN   0252-791X . Архивировано из оригинала 17 октября 2006 года . Проверено 3 августа 2024 г.
  10. ^ Тойин Фалола, Арибидези Адиса Усман, Движения, границы и идентичности в Африке , (University Rochester Press: 2009), стр. 4.
  11. ^ Средняя Джубба: Исследование управления . Офис развития ООН в Сомали. 1999.
  12. ^ «История сомалийского банту» . Ассоциация общины сомалийских банту . Проверено 8 июля 2024 г.
  13. ^ «Сомалийские беженцы банту» . ЭтноМед . Проверено 8 июля 2024 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б «Кто такие сомалийские банту?» . Диалоги глобальной истории . 09.09.2023 . Проверено 8 июля 2024 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б Ван Леман, Дэн; Ино, Омар (февраль 2003 г.), Сомалийские банту: их история и культура (PDF) , CAL: Центр прикладной лингвистики - Ресурсный центр культурной ориентации, Профиль культуры № 16, заархивировано из оригинала (PDF) 16 октября 2011 г. , получено 18 октября 2011 г.
  16. ^ Л. Рэндол Баркер и др., Принципы амбулаторной медицины , 7-е издание, (Липпинкотт Уильямс и Уилкинс: 2006), стр. 633
  17. ^ Британская энциклопедия , том. 20, (Британская энциклопедия, Inc.: 1970), с. 897
  18. ^ «Танзания принимает сомалийских банту» . Новости Би-би-си . 25 июня 2003 года . Проверено 18 октября 2011 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б Чанов, Саша (ноябрь 2002 г.). «Спустя три года: сомалийские банту готовятся приехать в Америку» (PDF) . Отчеты беженцев . Том. 23, нет. 8. Вашингтон, округ Колумбия: Служба иммиграции и беженцев Америки. стр. 1–11. Архивировано из оригинала (PDF) 3 августа 2024 года.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д Бестеман (1999) , стр. 83–84.
  21. ^ Генри Луи Гейтс, Африкана: Энциклопедия африканского и афроамериканского опыта , (Oxford University Press: 1999), стр. 1746 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б Лайтин, Дэвид Д. (1 мая 1977 г.). Политика, язык и мысль: опыт Сомали . Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-46791-7 . Проверено 2 июля 2012 года .
  23. ^ Бестеман (1999) , стр. 120.
  24. ^ Майнхоф, Карл (1979). Африка и зарубежье: языки, культуры . Том 62–63. Д. Реймер. п. 272.
  25. ^ Перейти обратно: а б с Бриджит Андерсон, Всемирный справочник меньшинств (Международная группа по правам меньшинств: 1997), стр. 456.
  26. ^ Перейти обратно: а б Бестеман (1999) , стр. 82.
  27. ^ Бестеман (1999) , стр. 82–84.
  28. ^ Перейти обратно: а б с Майерс, Сюзанна (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы . Уолнат-Крик, Калифорния (США): AltaMira Press. ISBN  978-0759103405 .

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Бестеман, Кэтрин Лоу (1999). Распутывание Сомали: раса, класс и наследие рабства . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN  978-0812216882 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2274d6a582344978556b1d99fdd6f481__1722982980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/22/81/2274d6a582344978556b1d99fdd6f481.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Somali slave trade - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)