Работорговля в Сомали
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
![]() |
Работорговля в Сомали существовала как часть работорговли в Восточной Африке . Чтобы удовлетворить спрос на черную рабочую силу, рабы банту из юго-восточной Африки были вывезены из Занзибара и продавались сомалийцами в больших количествах на протяжении веков покупателям в Восточной Африке и других регионах Северо-Восточной Африки и Азии . [1] Эфиопы, особенно амхарцы и тиграяне, также были схвачены и проданы торговцам из Аравии, Индии, Греции и других стран. [2]

Подданные оромо пользовались предпочтением из-за их особенностей по сравнению с другими рабами. [3] Кроме того, они не сильно отличались от своих сомалийских владельцев, поэтому их цена была выше, чем у других восточноафриканцев. [4]
История
[ редактировать ]Работорговля Хабеша
[ редактировать ]
Рабы хабеша продавались сомалийцами еще в начале 13 века. В архивных записях, составленных в конце правления Расулида Султана Аль-Музаффара Юсуфа в 1290-х годах, упоминается, что основные рабы, привезенные в Йемен, были этническими корнями амхара и тиграян и были отправлены из сомалийского портового города Зейла . Евнух амхарского происхождения стоил четыре динара , а наложница - два динара . [2] Сомалийский султан-адалит Джамал ад-Дин продал множество амхаров в рабство даже в Греции и Индии. К концу каждой битвы он раздавал трех амхарских рабов беднейшим мусульманам, а остальных продавал за дешевую сумму из-за их подавляющего числа. [5]
По словам Франсиско Альвареса , имам Махфуз напал на абиссинцев-христиан, когда они были физически слабы во время Великого поста , и смог унести не менее 19 000 абиссинцев, которых он немедленно продал своим друзьям в Аравии . [6] : 58 Людовико ди Вартема , посетивший Зейлу в 1503 году, писал, что порт был местом огромного движения, особенно рабов. Он заявляет:
Здесь продается очень большое количество рабов, то есть людей пресвитера Иоанна (Эфиопия), которых мавры берут в бой, и отсюда их увозят в Персию, Аравию Феликс, а также в Мекку, Каир и в Индию.
Зейла , по-видимому, была самым южным портом, посещаемым арабскими купцами, однако главным центром этих регионов был Аден , где торговые, а также климатические условия были более благоприятными. Через Зейлу и в меньшей степени Берберу проходил основной поток рабов из глубинки Эфиопии. [7]
Завоевания Ахмада ибн Ибрагима аль-Гази привели к порабощению большого числа народов хабеша . Говорят, что он захватил «орды христиан», в результате чего у каждого солдата его армии было не менее двухсот рабов каждый, а согласно местным хроникам, у каждого человека в Хараре было как минимум три раба-хабеша. Многие представители христианской знати были проданы в рабство, а их жены превратились в наложницы мусульман. [7] [6] : 63
По словам Ричарда Панкхерста , почти все эфиопы, захваченные имамом Ахмадом, были впоследствии проданы иностранным купцам в обмен на огнестрельное оружие и пушки. Португальский иезуит сообщил, что Адалу удалось продать «тысячи» абиссинских рабов торговцам из-за моря, арабам , туркам , персам и индийцам . [6] : 59
Происхождение работорговли банту
[ редактировать ]
2500 лет назад носители первоначальной языковой группы протобанту начали тысячелетнюю серию миграций на восток от своей первоначальной родины в Камеруне , в Центральной Африке . [8] Эта экспансия банту впервые привела народы банту в южную и юго-восточную Африку . [9] [10]
Чтобы удовлетворить потребности рынка сельскохозяйственной продукции на Аравийском полуострове и удовлетворить местные потребности, сомалийские кланы в районе Нижней Шабелле и на древнем побережье Банадира начали закупать банту рабов у арабских работорговцев , чтобы обеспечить их рабочей силой и служить в качестве фермеры-клиенты сомалийских кланов . [11]
«Земледелием занимались местные клиенты-фермеры, буны или группы с низким статусом из доминирующих кланов Биимаал , Геледле , Хинтирре , Муросаде , Мобилин и других преимущественно скотоводческих кланов, которые установили контроль над небольшими частями долины. Они производили в основном для обслуживания Местные рынки оставались необработанными из-за хронической нехватки сельскохозяйственной рабочей силы. Чтобы удовлетворить рыночный спрос на зерно в Южной Аравии, местные сомалийские кланы Нижней Шабелле начали закупать рабов на невольничьих кораблях арабов и суахили. Эти рабы пришли сначала из Занзибара (народ зегуа или мушунгули)».
Банту , проживающие в Сомали, являются потомками банту , которые были взяты в плен и перевезены в Сомали арабскими работорговцами в XVIII и XIX веках для работы в качестве сельскохозяйственных рабочих. [12] [13] Сомалийские банту принадлежат к нескольким этническим группам, а именно Маджиндо, Мньяса, Мкува , Мзихува, Мушунгули и Молима, каждая из которых состоит из многочисленных субкланов. Их предковые корни можно проследить до различных исторических и современных африканских стран , в том числе многих в Центральной Африке , в регионе Конго (например, тогдашнее Королевство Конго , современная Ангола , ДР Конго и RotC ), Мозамбик , Малави и Танзания . [14]
Банту этнически, физически и культурно отличаются от сомалийцев и эфиопов и остаются маргинализированными с момента их прибытия на Африканский Рог. [15] [16]
В целом число жителей банту в Сомали до гражданской войны , как полагают, составляло около 80 000 (оценка 1970 года), при этом большая часть их сосредоточена между реками Джуба и Шабелле на юге. [17] По последним оценкам, эта цифра достигает 900 000 человек, однако по более низким оценкам эта цифра составляет от 500 000 до 600 000. [18] [14]
Работорговля в Восточной Африке
[ редактировать ]
Работорговля в Индийском океане носила разнонаправленный характер и со временем менялась. Чтобы удовлетворить спрос на черную рабочую силу, рабы банту были захвачены в юго-восточной Африке и проданы в огромных количествах на протяжении веков покупателям в Египте , Аравии , Сомали , Персии , Индии , на Дальнем Востоке и на островах Индийского океана . [19] [1]
Считается, что с 1800 по 1890 год от 25 000 до 50 000 рабов банту были проданы с невольничьих рынков только Занзибара на побережье Сомали сомалийскими работорговцами. [15] : 8 Большинство рабов были выходцами из этнических групп Макуа , Ньяса , Яо , Зарамо и Зигуа из Танзании , Мозамбика и Малави . В совокупности эти группы банту известны как Мушунгули , термин, взятый из Мзигула , слова племени Зигуа, обозначающего «народ» (это слово имеет несколько подразумеваемых значений, включая «рабочий», «иностранец» и «слуга»). [19]
19-20 века
[ редактировать ]
Взрослые и дети-рабы банту называют их джариром ) ( их сомалийские кураторы [20] были куплены на невольничьих рынках специально для выполнения нежелательной работы на плантациях под присмотром. [20] Их заставляли работать на плантациях, принадлежащих исключительно итальянскому правительству вдоль южных рек Шебелле и Джубба , где они собирали прибыльные товарные культуры, такие как зерно и хлопок. [21] Рабы банту трудились под контролем итальянского правительства. [20]
Банту привлекали к принудительным работам на плантациях, принадлежащих итальянцам, поскольку сами сомалийцы были против того, что они считали черным трудом. [22] : 64 и потому, что итальянцы считали сомалийцев расово превосходящими банту. Кэтрин Лоу Бестеман отмечает: [23]
Поддерживая восприятие сомалийцев как отличных от европейской концепции «черных африканцев» и превосходящих ее, как британские, так и итальянские колониальные администраторы отнесли население долины Джубба к последней категории. В колониальном дискурсе долина Джубба описывалась как населенная отдельной группой низших рас, которую британцы вместе идентифицировали как Вагоша, а итальянцы - Вагоша. Колониальные власти административно выделили Гошу как низшую социальную категорию, выделив отдельный политический округ Гоша под названием Гошаланд и предложив для Гоши «родной заповедник».
- Бестеман (1999) стр. 120.
Итальянская колониальная администрация отменила рабство в Сомали на рубеже 20 века. Однако некоторые сомалийские кланы, в частности клан Биимаал, выступили против этой идеи. Биимаалы боролись с итальянцами, чтобы сохранить своих рабов.
Нилотские рабы
[ редактировать ]В конце 19 века группы из прибрежных районов Кении также были проданы в рабство. , называемые корой, нило-сахарском языке , говорящие на Эти нилоты были позже освобождены британскими колониальными войсками. Впоследствии они переселились на побережье Ламу в качестве рыбаков и земледельцев. Сообщается, что, как и многие банту, коре теперь говорят на афро-азиатском сомалийском языке из-за того, что они провели время в рабстве. [24]
Другие рабы
[ редактировать ]Помимо рабов на плантациях банту, сомалийцы иногда порабощали народы скотоводческого происхождения оромо , которые были захвачены во время войн и набегов на поселения. [25] [4] Однако были заметные различия в восприятии, поимке, обращении и обязанностях рабов оромо по сравнению с рабами банту. [4]
В индивидуальном порядке сомалийские похитители не считали подданных оромо расистами . [4] Пленники оромо также в основном состояли из маленьких детей и женщин, которых забрали в семьи похитителей; во время рейдов обычно убивали мужчин. Мальчики и девочки оромо были усыновлены сомалийскими покровителями как свои собственные дети. Многие женщины оромо, которых ценили за красоту и считали законными сексуальными партнерами, становились либо женами, либо наложницами своих сомалийских похитителей, а другие становились домашней прислугой. [25] [26] В некоторых случаях целые кланы оромо были ассимилированы на клиентской основе в сомалийскую клановую систему. [25]
Ни пленным детям оромо, ни женщинам никогда не приходилось работать на плантациях, и они обычно работали бок о бок с сомалийскими скотоводами. После того, как наложница оромо родила ребенка от своего сомалийского покровителя, она и ребенок были эмансипированы, и наложница оромо приобрела равный статус с сомалийской женой своего похитителя. По словам сомалийских исследований пионера Энрико Черулли , с точки зрения выплат дийа ( кровавых денег Сомали ) в обычном праве ( Xeer ), жизнь раба оромо также была равна по ценности жизни обычного этнического сомалийца. [26]
Свобода рабов оромо была получена путем освобождения и обычно сопровождалась подарками, такими как супруга и домашний скот. [20] Во время отмены смертной казни бывшие рабы оромо, которые обычно поддерживали близкие отношения с сомалийскими скотоводами, также были избавлены от жесткого обращения, свойственного рабам банту и нилотам на плантациях. [27]
Отмена
[ редактировать ]Итальянская колониальная администрация отменила рабство в Сомали на рубеже 20 века. Однако некоторые сомалийские кланы, в частности клан Биимаал, выступили против этой идеи. Биимаалы боролись с итальянцами, чтобы сохранить своих рабов. С 1893 года итальянские колониальные власти в Сомали не признавали правовой статус рабства, и, таким образом, рабы могли по закону свободно покидать своих владельцев, но итальянцы часто возвращали беглых рабов своим владельцам, если владельцы принадлежали к дружественным итальянцам кланам; в 1903–1904 годах под давлением гуманитариев итальянцы запретили работорговлю и объявили всех рабов, родившихся после 1890 года, юридически свободными. [28] : 39–40
Когда итальянское правительство взяло на себя управление Сомали в 1906 году, оно освободило рабов на городских территориях посредством компенсации, но не предприняло никаких действий по освобождению рабов во внутренних районах страны, а фактически пыталось остановить волну беглецов, которые оставили своих владельцев в качестве рабов. новости об освобождении Италии достигли внутренних районов сельской местности, поскольку это вызвало волнения, но многие рабы действительно оставили своих поработителей внутри страны и в любом случае поселились в своих деревнях из бывших рабов и клиентов-земледельцев, принадлежащих кланам. [28] : 40
Итальянцы сообщили Консультативному комитету экспертов по рабству в 1930-х годах, что рабство и работорговля в Сомали теперь отменены. [28] : 226 Однако, хотя итальянцы освободили некоторых банту, некоторые группы банту оставались порабощенными вплоть до 1930-х годов и продолжали подвергаться презрению и дискриминации со стороны значительной части сомалийского общества. [22] : 29–30
См. также
[ редактировать ]- Работорговля на Коморских островах
- Работорговля на Занзибаре
- Работорговля в Красном море
- Работорговля в Индийском океане
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл, Гвин (2003). Структура рабства в Африке и Азии Индийского океана . (1-е изд.) Лондон; Портленд, Орегон (США): Рутледж. п. ix ISBN 9780714683881
- ^ Перейти обратно: а б Юсуф, Аль Малик Муззафар (1295 г.). Свет ( Знания на арабском языке). стр. 100-1 326–327.
- ^ Крапф, Иоганн Людвиг (1857). Полина Фатме, Первые плоды галласа Христу Иисусу . Германия: Британская библиотека. п. 9.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бестеман (1999) , стр. 116.
- ^ Ахмад ибн Али Таки ад-Дин аль-Макризи (1790 г.) [Написано ок. 1385 -1440]. Ринк, Фридрих Теодор (ред.). «История исламских королей в Абиссинии» Макризи: она интерпретировалась вместе с «Описанием черных регионов» Абульфеды из трески. Библиотека Лейдена, опубликованная на арабском языке [ История исламских королей в Абиссинии Макризи. Интерпретировано вместе с «Описанием черных регионов» Абульфеды из кодексов Лейденской библиотеки, опубликовано на арабском языке ] (на латыни). Перевод Фридриха Теодора Ринка. Лейден: Сэмюэл и Джон Лухтманс. стр. 33–34. OCLC 458026923 .
- ^ Перейти обратно: а б с Панкхерст, Ричард (1982). История эфиопских городов от средневековья до начала XIX века . Висбаден: Штайнер. ISBN 9783515032049 .
- ^ Перейти обратно: а б Тегегне, Хабтаму М. (декабрь 2016 г.). «Указ короля Галадивоса против незаконной работорговли христианами: Эфиопия , Средневековый глобус . 2 (2). Университет Западного Мичигана. Статья 5 . Получено 12 июня.
- ^ Филип Дж. Адлер, Рэндалл Л. Пауэлс, Мировые цивилизации: до 1700 года, том 1 книги «Мировые цивилизации» , (Cengage Learning: 2007), стр. 169.
- ^ Уилкинсон, Рэй; Скандран, Мунира, ред. (сентябрь 2002 г.). « А вот и Америка – сомалийские банту» (PDF) . Беженцы . Том. 3, нет. 128. Материалы: Линьмей Ли; Эндрю Хопкинс; Саша Чанов. Женева: Отдел общественной информации Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев – УВКБ ООН. стр. 3–27. ISSN 0252-791X . Архивировано из оригинала 17 октября 2006 года . Проверено 3 августа 2024 г.
- ^ Тойин Фалола, Арибидези Адиса Усман, Движения, границы и идентичности в Африке , (University Rochester Press: 2009), стр. 4.
- ^ Средняя Джубба: Исследование управления . Офис развития ООН в Сомали. 1999.
- ^ «История сомалийского банту» . Ассоциация общины сомалийских банту . Проверено 8 июля 2024 г.
- ^ «Сомалийские беженцы банту» . ЭтноМед . Проверено 8 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Кто такие сомалийские банту?» . Диалоги глобальной истории . 09.09.2023 . Проверено 8 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ван Леман, Дэн; Ино, Омар (февраль 2003 г.), Сомалийские банту: их история и культура (PDF) , CAL: Центр прикладной лингвистики - Ресурсный центр культурной ориентации, Профиль культуры № 16, заархивировано из оригинала (PDF) 16 октября 2011 г. , получено 18 октября 2011 г.
- ^ Л. Рэндол Баркер и др., Принципы амбулаторной медицины , 7-е издание, (Липпинкотт Уильямс и Уилкинс: 2006), стр. 633
- ^ Британская энциклопедия , том. 20, (Британская энциклопедия, Inc.: 1970), с. 897
- ^ «Танзания принимает сомалийских банту» . Новости Би-би-си . 25 июня 2003 года . Проверено 18 октября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чанов, Саша (ноябрь 2002 г.). «Спустя три года: сомалийские банту готовятся приехать в Америку» (PDF) . Отчеты беженцев . Том. 23, нет. 8. Вашингтон, округ Колумбия: Служба иммиграции и беженцев Америки. стр. 1–11. Архивировано из оригинала (PDF) 3 августа 2024 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бестеман (1999) , стр. 83–84.
- ^ Генри Луи Гейтс, Африкана: Энциклопедия африканского и афроамериканского опыта , (Oxford University Press: 1999), стр. 1746 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лайтин, Дэвид Д. (1 мая 1977 г.). Политика, язык и мысль: опыт Сомали . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-46791-7 . Проверено 2 июля 2012 года .
- ^ Бестеман (1999) , стр. 120.
- ^ Майнхоф, Карл (1979). Африка и зарубежье: языки, культуры . Том 62–63. Д. Реймер. п. 272.
- ^ Перейти обратно: а б с Бриджит Андерсон, Всемирный справочник меньшинств (Международная группа по правам меньшинств: 1997), стр. 456.
- ^ Перейти обратно: а б Бестеман (1999) , стр. 82.
- ^ Бестеман (1999) , стр. 82–84.
- ^ Перейти обратно: а б с Майерс, Сюзанна (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы . Уолнат-Крик, Калифорния (США): AltaMira Press. ISBN 978-0759103405 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бестеман, Кэтрин Лоу (1999). Распутывание Сомали: раса, класс и наследие рабства . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0812216882 .