Наложница
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
Карийе ( араб . جارية , « Джария ») — титул и термин, используемый для категории порабощенных женщин -наложниц в исламском мире Ближнего Востока. [1] Особенно они известны в истории со времен Османской империи , где легально существовали до середины 19 века.
История
[ редактировать ]Общее значение
[ редактировать ]Общее значение термина карие означало женщину, порабощенную во время войны. Это осталось формальным определением этого термина в исламском мире. Права порабощенной женщины регулировались исламским правом. [ нужна ссылка ]
В исламском праве порабощение женщины было единственным случаем, когда сожительство . законно разрешалось [1] Женщина, взятая в качестве наложницы карие, должна была подчиняться своему хозяину-мужчине, как мужу. [2] Однако дети, мужчины или женщины, наложницы карие и ее хозяина рождались по закону свободными, и, поскольку она была матерью детей своего хозяина, наложница карие не могла быть продана своим хозяином кому-либо другому, а также автоматически эмансипирован после его смерти. [3]
Османская империя
[ редактировать ]Система карие существовала в Османской империи еще в XIX веке и наиболее известна в Османском императорском гареме османского двора . Его часто переводят как « придворная дама ».
Османская система формально следовала первоначальному исламскому закону, но на практике отличалась от него. После того как Османская империя завоевала большую часть Ближнего Востока и границы с христианской Европой замерли, на практике было мало возможностей захватить женщин с помощью войны. [2]
Из-за общего запрета на порабощение мусульман немусульманское карие вместо этого было предоставлено османскому невольничьему рынку из христианской Европы через крымскую работорговлю и берберскую работорговлю . [2] Будучи выходцами из немусульманских стран, с которыми Османская империя могла считаться находящейся в пассивной войне, это считалось эквивалентом порабощенных военнопленных и, таким образом, воспринималось как соответствующее исламскому праву.
Когда крымская работорговля была закрыта после завоевания Крыма Россией в 1783 году (и берберийской работорговли в начале 19 века), работорговля карие претерпела еще одну трансформацию. С этого момента большинство карие составляли черкесы с Кавказа через черкесскую работорговлю , а незначительная часть - из торговли белыми рабами . Хотя черкесы обычно были мусульманами, запрет на порабощение мусульман в их случае игнорировался, а их первоначальный мусульманский статус был «секретом полишинеля». [2]
Карие . всегда считалась сексуально доступной для хозяина дома, и если она родила от него ребенка, ее больше нельзя было продать [4] было обычным карие Освобождение явлением . Однако освобождение от должности не означало, что карие мог просто покинуть дом. В мусульманском обществе, основанном на гендерной сегрегации , где женщины жили в уединении, у отпущенной на свободу женщины не было возможности просто выйти из дома и погулять по улице, поскольку свободная незамужняя женщина без семьи не имела бы возможности прокормить себя. . [4] Вместо этого увольнение женщины обычно означало, что для нее был организован брак; часто мужчина, освободивший женщину, сам женился на ней или устроил ее замужество за другим мужчиной. [4]
Существовала разница между женщинами, купленными для работы в качестве домашней прислуги мусульманкам, и женщинами, купленными мужчинами; рабыни, формально являвшиеся собственностью мусульманки, хотя и доступные по закону хозяину дома, также могли быть проданы ее хозяйкой. [4]
В первой половине XIX века рабство в западном мире стало считаться морально неправильным. Либеральный султан Абдул-Меджид I , на которого повлияли эти взгляды, включил законы о борьбе с рабством в число своих вестернизированных реформ и официально запретил систему рабства карие . Однако это был формальный запрет, и на самом деле карие неофициально продолжалось до конца XIX века. [1]
Османский императорский гарем
[ редактировать ]Карие были предоставлены для Османского императорского гарема посредством крымской работорговли и берберийской работорговли или набраны внутри империи. Их отбирали из числа самых красивых и умных девушек и приходили в гарем еще детьми. По прибытии они были обращены в ислам и получили новое имя. Их обучали дисциплине дворцового гарема и тем достижениям, к которым у них был талант. Затем их продвигали по службе в соответствии с их способностями.
Карие имела самый низкий ранг среди женщин в Императорском гареме. [5] Они отличались от одалисок тем, что формально все были наложницами султана. Однако на практике их никогда не могли выбрать разделить ложе султана, поэтому они часто выступали в роли слуг валиде- султана , а также жен и детей султана.
Карие , проявившая себя ценным слугой, могла быть повышена до калфы или уста , что означало, что она получала зарплату. Если карийе не повышал до калфы султан и не выбирал ее в качестве сексуального партнера, ее отпускали на свободу после девяти лет службы. На практике ее освобождение означало бы, что для нее был организован брак, поскольку незамужняя свободная женщина без семьи не имела средств прокормить себя в сегрегированном по признаку пола обществе Османской империи.
Кариес , с которыми султан делил ложе, становились членами династии и поднимались по рангу, достигая статуса гёзде («фаворитка»), икбал («удачливый»), кадин («мать ребенка») или хасеки султан («любимая супруга»). Высшим положением была валиде-султан , законная мать султана, которая сама была женой или карие отца султана и дослужилась до высшего ранга в гареме. Ни один карие не мог покинуть или войти в помещение гарема без явного разрешения валиде- султана .
Число женщин в гареме является спорным, и его можно оценить только в некоторые периоды. Современники утверждали, что в 1573 году в Новом дворце было 150 женщин, в Старом дворце — 1500, а в 1604–1607 годах — 1100–1200, но эти цифры, вероятно, завышены. [6] Фактическое количество женщин, по оценкам, составляло 49 в 1574 году и 433 в 1633 году. [7] В XVIII и XIX веках иногда сохраняется официальный реестр мевасиб , в котором отмечается, что в гареме содержалось 446 рабынь во время правления султана Махмуда I (годы правления 1730–1754), 720 во время правления султана Селима III (годы правления 1789). –1808 г.) и 473 г. при султане Махмуде II (годы правления 1808–1839 гг.). [8]
См. также
[ редактировать ]- Черкесские красавицы
- Сожительство в исламе
- Хасеки Султан
- девочка
- Икбал (титул)
- Женщина (титул)
- Список османских титулов и наименований
- Наложницы османских султанов
- Изнасилование в исламском праве
- История сожительства в мусульманском мире
- Султана
- Чем обладают твои правые руки
- Женщины в Османской империи
- Разговаривать
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Джуниус П. Родригес: Рабство в современном мире: история политических, социальных и экономических
- ^ Перейти обратно: а б с д Мэдлин Зилфи: Женщины и рабство в поздней Османской империи: замысел различий
- ^ «Умм аль-Валад» . Оксфордский справочник . Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фанни Дэвис, Сема Гурун, Мэри Э. Эш, Брюс Ван Лир: Османская леди: социальная история с 1718 по 1918 год
- ^ От А до Я Османской империи
- ^ Бетюль Ипширли Аргит: Жизнь после гарема: дворцовые рабыни, покровительство и императорский ...
- ^ Бетюль Ипширли Аргит: Жизнь после гарема: дворцовые рабыни, покровительство и императорский ...
- ^ Бетюль Ипширли Аргит: Жизнь после гарема: дворцовые рабыни, покровительство и императорский ...
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на турецком языке . (Июнь 2020 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |