История острова Пасхи
В геологическом отношении одна из самых молодых населенных территорий на Земле, остров Пасхи (также называемый Рапа-Нуи), расположенный в середине Тихого океана , на протяжении большей части своей истории был одним из самых изолированных. Его жители, Рапа-Нуи , пережили голод , эпидемии болезней, гражданскую войну, экологический коллапс, набеги рабов , различные колониальные контакты, [1] [2] и не раз видели, как их население падает. Последовавшее за этим культурное наследие принесло острову дурную славу, непропорциональную числу его жителей.
Первые поселенцы
[ редактировать ]Первые европейцы, посетившие остров Пасхи, записали местные устные предания о первых поселенцах. В этих традициях жители острова Пасхи утверждали, что вождь Хоту Матуа [3] прибыл на остров на одном или двух больших каноэ со своей женой и большой семьей. [4] Считается, что они были полинезийцами . Существует значительная неопределенность относительно точности этой легенды, а также даты поселения. Опубликованная литература предполагает, что остров был заселен примерно в 300–400 годах нашей эры . Некоторые ученые утверждают, что остров Пасхи не был заселен до 700–800 гг. н.э. Этот диапазон дат основан на глоттохронологических расчетах и трех радиоуглеродных датировках древесного угля, который, по-видимому, был получен во время вырубки леса. [5] Более того, недавнее исследование, включавшее радиоуглеродный анализ материала, который считается очень ранним, предполагает, что остров был заселен совсем недавно, в 1200 году нашей эры. [6] Похоже, это подтверждается исследованием вырубки лесов на острове, проведенным в 2006 году, которое, возможно, началось примерно в то же время. [7] [8] Большая ныне вымершая пальма Paschalococos disperta , родственная чилийской винной пальме ( Jubaea chilensis) , была одним из доминирующих деревьев, о чем свидетельствуют ископаемые свидетельства; этот вид, единственным местом обитания которого был остров Пасхи, вымер. [9]
Австронезийские , первыми заселившие остров, вероятно , полинезийцы прибыли с Маркизских островов с запада. Эти поселенцы привезли бананы , таро , сахарный тростник и бумажную шелковицу , а также кур и полинезийских крыс . Когда-то на острове существовала относительно развитая и сложная цивилизация.
Предполагается, что причина, по которой поселенцы искали изолированный остров, заключалась в высоком уровне отравления рыбой сигуатера в их нынешних окрестностях. [10]
Южноамериканские ссылки
[ редактировать ]Норвежский ботаник и исследователь Тур Хейердал (и многие другие) задокументировал, что между культурой острова Пасхи и культурами южноамериканских индейцев существует культурное сходство. Он предположил, что это, скорее всего, произошло от каких-то поселенцев, прибывших с континента. [11] Согласно местным легендам, группа людей под названием ханау эпе (что означает «длинноухие» или «коренастые» люди) вступила в конфликт с другой группой под названием ханау момоко (либо «короткоухие», либо «стройные» люди). [12] После того, как взаимные подозрения переросли в ожесточенное столкновение, ханау-эпе были свергнуты и почти истреблены, в живых остался только один. [13] Были даны различные интерпретации этой истории: что она представляет собой борьбу между местными жителями и прибывающими мигрантами; что это напоминает межклановую войну; или это представляет собой классовый конфликт. [14]
Несмотря на эти утверждения, анализ последовательности ДНК нынешних жителей острова Пасхи показывает, что 36 человек, живущих на Рапа-Нуи, которые пережили разрушительные междоусобные войны, набеги рабов и эпидемии 19-го века и имели какое-либо потомство, [15] были полинезийцами. Более того, изучение скелетов свидетельствует о том, что рапа-нуи, жившие на острове после 1680 года, имели только полинезийское происхождение. [16]
Доевропейское общество
[ редактировать ]Согласно легендам, записанным миссионерами в 1860-х годах, на острове изначально существовала очень четкая классовая система : арики , король, обладал абсолютной богоподобной властью с тех пор, как Хоту Матуа прибыл на остров. Наиболее заметным элементом этой культуры было изготовление массивных моаи , которые были частью культа предков . Имея строго унифицированный внешний вид, моаи были воздвигнуты вдоль большей части береговой линии, что свидетельствует об однородной культуре и централизованном управлении. Помимо королевской семьи, население острова состояло из священников, солдат и простолюдинов.
Арики мау Кай Макои Ити вместе со своим внуком Мау Рата умерли в 1860-х годах, когда служили наемным слугой в Перу. [17]
По неизвестным причинам переворот, совершенный военными лидерами под названием мататоа, привел к возникновению нового культа, основанного на ранее ничем не выдающемся боге Маке-маке . В культе человека-птицы (Рапа-Нуи: tangata manu ) было установлено соревнование, в ходе которого каждый год представитель каждого клана, выбранный вождями, переплывал кишащие акулами воды к Моту-Нуи , близлежащему островку, в поисках за первое в сезоне яйцо, отложенное манутара ( черной крачкой ). Первый пловец, который вернется с яйцом и успешно поднимется обратно на скалу к Оронго, будет назван «Птичником года» и обеспечит своему клану контроль над распределением ресурсов острова на год. Эта традиция все еще существовала во время первого контакта с европейцами, но была подавлена христианскими миссионерами в 1860-х годах.
«Свержение статуи»
[ редактировать ]Европейские отчеты в 1722 году ( голландские ) и 1770 году ( испанские ) сообщали, что видели только стоящие статуи, которые все еще почитались, но ко времени визита Джеймса Кука в 1774 году многие из них были повержены. Хури моаи – «свержение статуй» – продолжалось и в 1830-х годах. К 1838 году единственные стоящие моаи находились на склонах Рано Рараку и Хоа Хакананайа в Оронго . Примерно за 60 лет островитяне нанесли ущерб этой части наследия своих предков. [18] теории варьировались от межплеменных войн до потери веры в способность предков защитить их. В наше время моаи восстановлены в Анакене , Аху Тонгарики , Аху Акиви и Ханга Роа .
Европейские контакты
[ редактировать ]Первый зарегистрированный контакт европейцев с островом произошел 5 апреля ( пасхальное воскресенье ) 1722 года, когда голландский мореплаватель Якоб Роггевен [21] посетили на неделю и, по оценкам, на острове проживало от 2000 до 3000 жителей. Его группа сообщила о «замечательных, высоких каменных фигурах, добрых 30 футов в высоту», на острове была богатая почва и хороший климат, и «вся страна возделывалась». Анализ ископаемой пыльцы показывает, что основные деревья на острове исчезли 72 года назад, в 1650 году. [ нужна ссылка ] .
Островитяне были очарованы голландцами и выплыли им навстречу безоружными. Голландский офицер Карл Фридрих Баронс написал об этой встрече. [ нужна ссылка ] :
Утром [капитан] доставил на борт на своем судне жителя острова Пасхи. Это несчастное существо, казалось, очень обрадовалось, увидев нас, и проявило величайшее удивление по поводу конструкции нашего корабля. Он обратил особое внимание на прочность нашего рангоута, прочность нашего такелажа и ходовой части, паруса, орудия, которые он ощупывал с мельчайшим вниманием, и все остальное, что он видел. Когда перед ним в зеркале появилось изображение его собственного лица, он вдруг отпрянул назад, а затем взглянул на заднюю часть стекла, видимо, в ожидании обнаружить причину явления. После того, как мы достаточно повозились с ним, а он с нами, мы снова пустили его на каноэ к берегу.
Когда голландцы выбрались на берег, островитяне окружили их, пытались прикоснуться к голландцам, к их одежде и даже к их оружию. При этом раздался выстрел неизвестного, что привело к перестрелке, в результате которой погибли десять или двенадцать островитян. К своему огорчению, они узнали, что среди них был молодой человек, которому они показали свой корабль, на что бароны заявили, что команда «очень огорчена». Туземцы вскоре вернулись – не для мести, а для того, чтобы обменять еду на тела своих павших. Вскоре после этого голландцы ушли. [ нужна ссылка ] .
Следующие иностранные гости прибыли 15 ноября 1770 года: два испанских корабля, «Сан-Лоренцо» и Санта-Розалия» , посланные вице-королем Перу « Мануэлем де Аматом и которыми командовал Фелипе Гонсалес де Ахедо . Они провели на острове пять дней, произведя очень тщательное обследование его побережья, и назвали его Исла-де-Сан-Карлос , вступив во владение от имени короля Испании Карла III , и торжественно воздвигли три деревянных креста на вершине трех небольших холмов на Пойке. . [22]
Четыре года спустя, в середине марта 1774 года, британский исследователь Джеймс Кук остров Пасхи посетил . Сам Кук был слишком болен, чтобы идти далеко, но небольшая группа исследовала остров. [23] Они сообщили, что статуями пренебрегали, некоторые упали; никаких следов трех крестов, и его ботаник описал ее как «бедную землю». У него был переводчик с Таити , который частично понимал этот язык. [23] Однако, кроме счета, язык был непонятен. [24] Позже Кук подсчитал, что на острове проживало около 700 человек. Он видел всего три или четыре каноэ, все непригодные для плавания. Некоторые части острова были засеяны бананами , сахарным тростником и сладким картофелем , в то время как другие части выглядели так, как будто когда-то их выращивали, но они вышли из употребления. Георг Форстер сообщил в своем отчете, что не видел на острове деревьев высотой более десяти футов. [25] Кук также отметил, что, в отличие от прежних времен, при приближении иностранных гостей островитяне носили с собой оружие – « копья длиной шесть или восемь футов, заостренные на одном конце кусками черного кремня ».
10 апреля 1786 года французский исследователь Жан Франсуа де Галап Лаперуз посетил остров Пасхи и составил подробную карту. [26] Он описал остров как обрабатываемый на одну десятую и подсчитал, что население острова составляет около двух тысяч человек. [27] Поскольку опубликованные карты все чаще включали остров, к 19 веку он стал обычной остановкой для пополнения запасов тюленьих и китобойных судов, и известно, что его посещали более пятидесяти человек. Со временем эти остановки (начиная с визита американского корабля тюленей в 1805 году) все чаще включали в себя включение островитян в экипажи кораблей в качестве подневольных рабочих и, в конечном итоге, прямые набеги рабов.
Уничтожение общества и населения
[ редактировать ]Серия разрушительных событий унесла жизни почти всего населения острова Пасхи. Джаред Даймонд предположил, что общество острова Пасхи настолько разрушило окружающую среду, что примерно к 1600 году их общество впало в нисходящую спираль войн, каннибализма и сокращения населения (см. Теорию экоцида ). Критики утверждают, что во время контактов с Западом общество было в основном мирным и процветающим и что оно пришло в катастрофический упадок только после появления западных болезней и набегов рабов (см. критику теории экоцида ).
Бедствие пришло в 1860-х годах, когда сюда прибыли перуанские работорговцы в поисках пленников для продажи в Перу. Остров Пасхи был не единственным пострадавшим островом, но он пострадал сильнее всего, поскольку находился ближе всего к побережью Южной Америки. Восемь кораблей прибыли на остров Пасхи в декабре 1862 года. Около 80 моряков собрались на пляже, пока были разложены торговые товары, такие как ожерелья, зеркала и другие предметы. По сигналу открыли огонь, островитян поймали, связали и увезли на корабли. По меньшей мере десять рапануи были убиты. В последующие дни были предприняты попытки второй и третьей высадки, но меры защиты вынудили отступить к кораблям. Было похищено более 1400 жителей островов Рапануи. Некоторые были проданы в Перу в качестве домашней прислуги; другие для ручного труда на плантациях. Еда была недостаточной, а дисциплина суровой; медицинская помощь практически отсутствовала. Островитяне заболели и умерли. По мере распространения слухов о деятельности работорговцев общественное мнение в Перу стало враждебно относиться к этой торговле людьми. Газеты написали гневные редакционные статьи, а французское правительство и миссионерские общества выразили протест. Убежденное в том, что вся «иммиграционная схема» наносит ущерб репутации Перу в глазах остального мира, правительство Перу объявило, что впредь оно будет «запрещать въезд полинезийских поселенцев». [28]
В декабре 1862 года перуанские налетчики рабов напали на остров Пасхи. Насильственные похищения продолжались несколько месяцев, в результате чего было схвачено или убито около 1500 мужчин и женщин, около половины населения острова. Вспыхнули международные протесты, усиленные епископом Жоссеном Таити Флорентином- Этьеном . Окончательно рабов освободили осенью 1863 года, но к тому времени большинство из них уже умерло от туберкулеза , оспы и дизентерии . Наконец дюжине островитян удалось вернуться из ужасов Перу, но они принесли с собой оспу и положили начало эпидемии, сократившей население острова до такой степени, что некоторых погибших даже не похоронили. [29]
Первый христианский миссионер Эжен Эйро прибыл в январе 1864 года и провел большую часть того года на острове и впервые сообщил о существовании так называемых табличек ронго-ронго ; но массовое обращение Рапа-Нуи произошло только после его возвращения в 1866 году с отцом Ипполитом Русселем . Два других миссионера прибыли вместе с капитаном Жаном-Батистом Дютру-Борнье . Эйро заразился туберкулезом во время островной эпидемии 1867 года, которая унесла четверть оставшегося населения острова, составлявшего 1200 человек, и осталось только 930 рапануи. Среди погибших был последний арики мау , последний первенец королевской семьи Восточной Полинезии, 13-летний Ману Ранги . Эйро умер от туберкулеза в августе 1868 года, когда почти все население Рапа-Нуи стало католиком . [30]
« Хантвелл» потерпел крушение в феврале 1871 года, в результате чего двенадцать человек оказались на острове. « Индиамен» затонул перед Пасхой 19 марта 1872 года, в результате чего на острове оказалось около 30 человек. Прошло два месяца, прежде чем их подобрал другой корабль. В 1892 году, когда « Клоринда» затонула у острова, выжившие застряли на три месяца. [31]
Дютру-Борнье
[ редактировать ]Жан-Батист Дютру-Борнье , который служил артиллерийским офицером во время Крымской войны , но позже был арестован в Перу, обвинен в торговле оружием и приговорен к смертной казни, чтобы быть освобожденным после вмешательства французского консула, впервые прибыл на остров Пасхи. в 1866 году, когда он перевез туда двух миссионеров, вернулся в 1867 году, чтобы набрать рабочих для кокосовых плантаций, а затем снова приехал, чтобы остаться в апреле 1868 года, сжег яхту, на которой прибыл. Ему предстояло оказать долгосрочное влияние на остров.
Дютру-Борнье обосновался в Матавери, стремясь очистить остров от большей части Рапа-Нуи и превратить его в овцеводческое ранчо. Он женился на Корето, рапа-нуи, и назначил ее королевой, пытался убедить Францию сделать остров протекторатом и завербовал фракцию рапа-нуи, которой позволил отказаться от христианства и вернуться к прежней вере. С винтовками, пушками и сторонниками, сжигавшими хижины, он управлял островом в течение нескольких лет. [32] [ нужна страница ]
Дютру-Борнье скупил весь остров, за исключением миссионерской территории вокруг Ханга-Роа , и перевез пару сотен рапа-нуи на Таити , чтобы работать на своих покровителей. В 1871 году миссионеры, поссорившись с Дютру-Борнье, эвакуировали 275 рапануйцев на Мангареву и Таити, оставив на острове только 230 человек. [33] [34] Те, кто остался, были в основном мужчинами старшего возраста. Шесть лет спустя на острове Пасхи проживало всего 111 человек. [15]
В 1876 году Дютру-Борнье был убит в споре из-за платья, хотя похищение им девочек-подростков, возможно, также мотивировало его убийц. [35]
Ни его первая жена во Франции, которая была наследницей по французским законам, ни его вторая жена на острове, которая на короткое время назначила королевой свою дочь Каролину, не должны были ничего скрывать от его поместья. Но по сей день большая часть острова представляет собой ранчо, контролируемое из-за пределов острова, и на протяжении более века реальная власть на острове обычно осуществлялась резидентами, не являющимися рапа-нуи, живущими в Матавери. Необычное количество кораблекрушений привело к тому, что остров стал лучше обеспечен древесиной, чем на протяжении многих поколений, в то время как судебные споры по поводу земельных сделок Дютру-Борнье должны были осложнить историю острова на десятилетия вперед. [32] [ нужна страница ]
1878–1888
[ редактировать ]Александр Салмон-младший был братом королевы Таити, сыном английского купца-авантюриста и членом торговой династии, которая финансировала Дютру-Борнье. Он прибыл на остров в 1878 году с несколькими другими таитянцами и вернулся с Рапа-Нуи и управлял островом в течение десяти лет. Помимо производства шерсти, он поощрял производство произведений искусства Рапа-Нуи, торговля, которая процветает и по сей день. Именно в эту эпоху мира и восстановления произошли лингвистические изменения от старого Рапа-Нуи к современному языку Рапа-Нуи , находящемуся под влиянием Таити , а также некоторые изменения в мифах и культуре острова, чтобы приспособиться к другим полинезийским и христианским влияниям (в частности, Уре , древнему языку Рапа-Нуи). Слово Рапа-Нуи, означающее «пенис», было исключено из имен многих людей). [36]
В эту эпоху были проведены археологические и этнографические исследования: одно в 1882 году немцами на канонерской лодке SMS Hyäne , а затем в 1886 году американским шлюпом USS Mohican , команда которого раскопала Аху Винапу с помощью динамита. [37]
Отец Руссель совершил ряд пастырских визитов за десятилетие, но единственными постоянными представителями церкви были катехизаторы Рапа-Нуи, в том числе с 1884 года Ангата , один из жителей Рапа-Нуи, уехавший с миссионерами в 1871 году. Несмотря на отсутствие постоянный священник, который регулярно служил мессу, рапа-нуи вернулись в католицизм, но сохранялась некоторая напряженность между светской и духовной властью, поскольку отец Руссель не одобрял Салмона из-за его еврейского происхождения. [38]
Регистрация в Чили
[ редактировать ]В 1776 году чилийский священник Хуан Игнасио Молина выделил остров своими «монументальными статуями» в пятой главе «Чилийские острова» своей книги «Естественная и гражданская история Королевства Чили». [39]
8 марта 1837 года под командованием Теньенте де Марина Леонсио Сеньорет корабль чилийского флота «Коло Коло» отплыл из Вальпараисо, направляясь в Австралию . [40] Таким образом, « Коло-Коло» стал первым чилийским кораблем, посетившим остров Пасхи.
Профессиональный моряк, Поликарпо Торо Уртадо , в 1870 году прибыл на корвете «О'Хиггинс» на остров Пасхи или Рапа-Нуи, пораженный культурой и историей его многострадального народа, чья культура была на грани исчезновения на произвол судьбы. корсаров, охотников за рабами и внутренних конфликтов, из-за которых в какой-то момент его население сократилось до немногим более 100 человек.
Торо Уртадо сразу же начал беспокоиться о судьбе этого заброшенного острова в Тихом океане, пострадавшего от пиратства, контрабанды рабов и страданий. Тогда у него возникла идея, что он может окончательно находиться в территориальных пределах Чили, что некоторые сочли бредом, особенно потому, что Франция включила его в число своих полинезийских владений с 1822 года, хотя он принадлежал частным лицам. В том же 1870 году Чили направила комиссию для исследования острова под командованием капитана Луиса Игнасио Ганы, хотя и без цели изучения возможного присоединения к стране.
В 1887 году Чили предприняла конкретные действия по включению острова в состав национальной территории по просьбе капитана чилийского флота Поликарпо Торо , который на протяжении десятилетий был обеспокоен незащищенным положением Рапа-Нуи и начал влиять на ситуацию по собственной инициативе. Поликарпо путем переговоров купил землю на острове по просьбе епископа Вальпараисо Сальвадора Доносо Родригеса, владельца 600 гектаров, вместе с братьями Салмонами, Дютру-Борнье и Джоном Брандером, с Таити. Чилийский капитан положил для этой цели деньги из собственного кармана вместе с 6000 фунтами стерлингов, присланными чилийским правительством. [39] По традиции Рапа-Нуи, земли нельзя было продавать, однако третьи лица считали, что они принадлежат им, и их выкупили у них, чтобы они с этого момента не вмешивались в дела острова.
В то время численность населения Рапа-Нуи достигла тревожной численности. По переписи населения, проведенной чилийским корветом «Абтао» в 1892 году, в живых остался всего 101 рапа-нуи, из которых только 12 были взрослыми мужчинами. Этническая группа Рапа-Нуи вместе со своей культурой находилась на грани исчезновения. [39]
Затем, 9 сентября 1888 года, благодаря усилиям епископа Таити монсеньора Хосе Марии Вердье, было подписано Соглашение о завещаниях ( Acuerdo de Voluntades ), по которому местный представитель Атаму Текена , глава Совета вождей Рапануи, уступил суверенитет над островом государству Чили, представленному Поликарпо Торо. Старейшины Рапа-Нуи уступили суверенитет, не отказавшись от своего титула вождей, права собственности на свои земли, ценности своей культуры и традиций и на равных условиях. Рапа-Нуи ничего не продавали, они были интегрированы на равных условиях с Чили.
Присоединение к Чили вместе с отменой рабства в Перу принесло то преимущество, что иностранные работорговцы больше не вывозили жителей с острова. Однако в 1895 году Compañía Explotadora de Isla de Pascua от Энрике Мерле получила концессию на весь остров после провала государственного плана колонизации после гражданской войны 1891 года и смены правительства в стране.
Компания ввела запрет на проживание и работу за пределами Ханга-Роа и даже принудительный труд островитян в компании, чего удалось избежать благодаря «охранным грамотам», выданным ВМФ, которые позволили островитянам пересечь весь остров после того, как ВМС взял под свой контроль остров в 20 веке. [41]
В 1903 году остров был куплен английской овцеводческой компанией Williamson Balfor у компании Merlet, и, не имея возможности больше заниматься сельским хозяйством ради пропитания, туземцы были вынуждены работать на ранчо, чтобы покупать еду. [42]
20 век
[ редактировать ]Экспедиция Мана под руководством Кэтрин и Уильяма Скорсби Рутледж высадилась на острове в марте 1914 года и провела 17-месячные археологические и этнографические исследования. [43] В октябре того же года немецкая восточноазиатская эскадра , включающая «Шарнхорст» , «Дрезден» , «Лейпциг» и «Гнейзенау», собралась у острова в Ханга-Роа, прежде чем отправиться дальше в Коронель и на Фолклендские острова . [44] Другой немецкий военный корабль, торговый рейдер Prinz Eitel Friedrich , посетил остров в декабре и выпустил на остров 48 британских и французских торговых моряков, предоставив столь необходимую рабочую силу для экспедиции археологов. [45]
В 1914 году произошло восстание туземцев, вдохновленное пожилой катехизаторкой Марией Ангатой Вери Вери и возглавляемое Даниэлем Марией Теве, с целью заставить государство взять на себя ответственность за ситуацию, созданную компанией. Военно-морской флот возложил на компанию ответственность за «жестокие и варварские действия», совершенные Мерле и администраторами компании, и потребовалось провести расследование.
В 1916 году остров был объявлен частью департамента Вальпараисо. В том же году остров посетил архиепископ Рафаэль Эдвардс Салас , который стал главным выразителем жалоб и требований туземцев. Однако чилийское государство решило продлить аренду Компании в рамках так называемого «Временного темперамента», раздав местным жителям дополнительные земли (5 га на каждый брак по состоянию на 1926 год), выделив земли чилийской администрации и установление постоянного присутствия ВМФ, который в 1936 году установил порядок, согласно которому туземцы с предварительного разрешения могли покидать Ханга-Роа для ловли рыбы или обеспечения себя топливом. [41] [46]
Монсеньор Рафаэль Эдвардс стремился объявить остров «военно-морской юрисдикцией», чтобы вмешаться в него в качестве военного викария и таким образом поддержать общину Рапа-Нуи, создав лучшие условия жизни. [41]
В 1933 году Государственный совет обороны Чили потребовал регистрации острова на имя государства, чтобы защитить его от частных лиц, желающих зарегистрировать его на свое имя. [41]
До 1960-х годов рапануи проживали в Ханга-Роа. Остальная часть острова была сдана в аренду компании Williamson-Balfour под овцеводческую ферму до 1953 года, когда президент Карлос Ибаньес дель Кампо расторг контракт компании из-за несоблюдения требований, а затем передал всю администрацию острова ВМС Чили. [47] Затем остров находился под управлением ВМС Чили до 1966 года, после чего остров был полностью открыт. Рапануи получили чилийское гражданство в том же году на основании Закона Паскуа, принятого во время правления Эдуардо Фрея Монтальвы . [48] До этого года в школах преподавали только испанский язык. Закон также создал коммуну Исла-де-Паскуа, зависящую от провинции Вальпараисо , и ввел в действие систему записи актов гражданского состояния, учредил должности губернатора, мэра и члена совета, а также 6-й полицейский участок карабинеров Чили , первую пожарную роту острова Пасхи. школы и больница. Первым мэром был приведен к присяге в 1966 году, и им стал Альфонсо Рапу , который за два года до этого направил письмо президенту Фрею, побудив его принять закон Паскуа.
Островитяне смогли легко покидать остров только после строительства международного аэропорта Матавери в 1965 году, который был построен строительной компанией Longhi и перевозил на кораблях сотни рабочих, тяжелую технику, палатки и полевой госпиталь. Однако его использование не вышло за рамки операций авиакомпаний с небольшими группами туристов. В то же время на острове действовала станция слежения НАСА , прекратившая работу в 1975 году.
В период с 1965 по 1970 год ВВС США (USAF) обосновались на острове Пасхи, радикально изменив образ жизни рапа-нуи, познакомившись с обычаями потребительских обществ развитого мира. [49] [50]
В апреле 1967 года начали приземляться рейсы LAN Чили, и остров стал ориентироваться на культурный туризм. С тех пор основными заботами туземцев стало укрепление производственных и сбытовых кооперативов, получавших государственную поддержку, и возвращение им общинных земель.
После чилийского государственного переворота 1973 года , который привел к власти Аугусто Пиночета , на острове Пасхи было введено военное положение . Туризм замедлился, и частная собственность была восстановлена. За время своего пребывания у власти Пиночет трижды посещал остров Пасхи. Военные построили ряд новых военных объектов и новую мэрию. [51]
24 января 1975 года на остров прибыло телевидение с открытием станции Televisión Nacional de Чили , которая транслировала программы с задержкой до 1996 года, когда на остров началась прямая спутниковая трансляция.
В 1976 году провинция Исла-де-Паскуа, была создана первым губернатором которой в период с 1976 по 1979 год был назначен Арнт Арентсен Петтерсен . В период с 1984 по 1990 год выделяется администрация губернатора Серхио Рапу Хаоа , и с тех пор все губернаторы были рапануи.
В 1979 году был принят Указ-закон № 2885 о предоставлении индивидуальных прав на землю постоянным владельцам.
1 апреля 1986 года был принят Закон № 18 502, который устанавливает специальную субсидию на топливо на острове Пасхи, устанавливая, что она «не может превышать в каждом продукте 3,5 месячных налоговых единиц за кубический метр, стоимость которых может быть уплачена непосредственно или через вменение соответствующей суммы в счет уплаты определенных налогов».
В результате соглашения 1985 года между Чили и Соединенными Штатами взлетно-посадочная полоса в международном аэропорту Матавери была удлинена на 423 метра (1388 футов), достигнув 3353 метров (11 001 фут), и была вновь открыта в 1987 году. Сообщается Пиночету. отказался присутствовать на церемонии открытия в знак протеста против давления со стороны Соединенных Штатов по рассмотрению дел о нарушениях прав человека. [52]
21 век
[ редактировать ]30 июля 2007 года конституционная реформа предоставила острову Пасхи и островам Хуана Фернандеса (также известным как остров Робинзона Крузо ) статус «особых территорий» Чили. До принятия специальной хартии остров продолжал управляться как провинция V региона Вальпараисо . [53]
Полное солнечное затмение , видимое с острова Пасхи, произошло впервые за более чем 1300 лет 11 июля 2010 года в 18:15:15. [54]
Виды рыб собирались на острове Пасхи в течение одного месяца в разных местах обитания, включая неглубокие бассейны с лавой, глубины 43 метра и глубокие воды. В пределах этих местообитаний были обнаружены два голотипа и паратипа — Antennarius randalli и Antennarius moai . Их считают рыбами-лягушками из-за их характеристик: «12 спинных лучей, последние два или три разветвленные; костная часть первого спинного шипа немного короче второго спинного шипа; тело без ярких зеброподобных отметин; хвостовой стебель короткий, но отчетливый; последний тазовый луч разделен на 11 или 12 дюймов; [55]
Движение за права коренных народов
[ редактировать ]Начиная с августа 2010 года члены коренного клана Хиторанги оккупировали эко-деревню и спа-центр Hangaroa . [56] [57] Оккупанты утверждают, что отель был куплен у правительства Пиночета в нарушение соглашения Чили с коренным населением Рапа-Нуи в 1990-х годах. [58] Оккупанты утверждают, что их предков обманом заставили отказаться от земли. [59] По сообщению BBC , 3 декабря 2010 года по меньшей мере 25 человек получили ранения, когда чилийская полиция с помощью огнестрельного оружия попыталась выселить из этих зданий группу жителей Рапа-Нуи, которые утверждали, что земля, на которой стоят здания, была незаконно отнята у них. предки. [60]
В январе 2011 года специальный докладчик ООН по вопросам коренных народов Джеймс Анайя выразил обеспокоенность по поводу обращения с коренными народами Рапа-Нуи со стороны чилийского правительства, призвав Чили «приложить все усилия для проведения добросовестного диалога с представителями Рапа- Нуи». людям как можно скорее решить реальные основные проблемы, которые объясняют текущую ситуацию». [56] Инцидент закончился в феврале 2011 года, когда около 50 вооруженных полицейских ворвались в отель, чтобы убрать последних пятерых жильцов. Они были арестованы правительством, о пострадавших не сообщалось. [56] Получив чилийское гражданство в 1966 году, рапа-нуи вновь приняли свою древнюю культуру или то, что можно было на ее основе реконструировать. [48]
Международный аэропорт Матавери — единственный аэропорт острова. В 1980-х годах в рамках космической программы США его взлетно-посадочная полоса была удлинена до 3318 м (10 885 футов), чтобы она могла служить местом аварийной посадки космического корабля «Шаттл» . Это позволило регулярно пользоваться широкофюзеляжными реактивными самолетами и, как следствие, увеличить туризм на острове, а также миграцию людей из материковой части Чили, что угрожает изменить полинезийскую идентичность острова. Земельные споры создали политическую напряженность с 1980-х годов, когда часть коренных жителей Рапа-Нуи выступала против частной собственности и выступала за традиционную общинную собственность.
26 марта 2015 года местная группа меньшинства «Парламент Рапа-Нуи» взяла под свой контроль большую часть острова, свергнув смотрителей парка КОНАФ в результате ненасильственной революции. [61] Их главная цель – получить независимость от Чили. Ситуация до сих пор не решена.
История науки острова Пасхи
[ редактировать ]Длительная изоляция острова Пасхи закончилась в пасхальное воскресенье 1722 года, когда голландский исследователь Якоб Роггевен открыл остров. Он назвал его в честь Святого дня. Голландцы были поражены огромными статуями, которые, по их мнению, были сделаны из глины. [62] [63]
Испанский капитан дон Фелипе Гонсалес был следующим, кто высадился на острове Пасхи в 1770 году. Он заявил, что остров принадлежит королю Испании. Знаменитый английский исследователь капитан Джеймс Кук ненадолго остановился в 1774 году, а французский адмирал и исследователь Лаперуз провел на острове 11 часов в 1786 году. Эти первые посетители проводили на острове мало времени. Они искали воду, дрова и еду, но на острове было мало этих предметов, а также не было безопасной якорной стоянки. Вскоре они поплыли дальше. Никто из первых посетителей не видел знаменитого карьера, где были вырезаны статуи. Некоторые отметили, что земля кажется хорошо обработанной, с аккуратно разложенными полями. Комментарии были сделаны по поводу необычных домов в форме лодок, и почти все упомянули об отсутствии исправных каноэ. [64]
Этнолог Альфред Метро приехал на остров Пасхи в составе франко-бельгийской экспедиции (1934–35). В сопровождении археолога Анри Лавашери Метро собрал легенды, традиции и мифы, а также информацию о материальной культуре; его работы стали стандартным справочником по прошлому острова. Книги Метро привлекли внимание всего мира к острову (см. «Этнология острова Пасхи», 1971). [65] [66]
История археологии
[ редактировать ]Крупнейшие археологические экспедиции и исследования на острове Пасхи: раскопки, реставрации, инвентаризации и расширенные исследования. В 1884 году Гейзелер провел археологическую инвентаризацию острова Пасхи. В 1889 году У. Дж. Томсон провел археологическое исследование останков острова. В 1914–1915 годах г-жа Кэтрин Рутледж провела подземные археологические исследования, сосредоточив внимание на основаниях статуй в Рано Рараку. Ее работа также включала раскопки и исследования на Моту Нуи, где она обнаружила каменную статую «Те титааханга о те хенуа». В 1934–1935 годах Анри Лавашери и Альфред Метро записывали петроглифы, проводили наземные наблюдения над памятниками, исследовали пещеры на Моту Нуи, документировали наскальные рисунки и изучали человеческие захоронения. Их обширная археологическая этнология Метро внесла значительный вклад в понимание острова. В 1935 году Министерство земель и колонизации объявило остров Пасхи национальным парком и историческим памятником. В 1936 году Корнехо и Атан провели археологическую инвентаризацию острова Пасхи, что еще больше обогатило знания о культурной истории острова. В 1948 году отец Себастьян Энглерт проводил археологические исследования на острове Пасхи. Его исследования предоставили дополнительную информацию о пещерах Моту Нуи и связали антропоморфное лицо с воином по имени Уре а Рей. Его работа охватывала различные аспекты, включая археологию, этнологию, историю и лингвистику. В 1955–1956 годах Тур Хейердал возглавил норвежскую экспедицию на остров Пасхи в составе шести археологов. Целью экспедиции было исследование различных памятников на острове, чтобы пролить свет на его доисторическое прошлое и культурное значение. В 1958 году Томас Бартель провел лингвистические исследования и перевел таблички Ронго-Ронго, а также исследовал археологические памятники. Его исследования способствовали нашему пониманию уникального сценария острова и его исторического контекста. В 1960 году Гонсало Фигероа и Уильям Маллой возглавили исследования и реставрационные работы в Аху Акиви, включая повторное возведение статуй. В 1965 году Уильям Маллой провел измерения азимутов примерно 300 фасадов аху для определения звездной ориентации, что способствовало нашему пониманию древних астрономических практик острова. В 1966 году Маллой и Фигероа опубликовали «Археологическое наследие острова Пасхи», в котором представлен обширный обзор археологических сокровищ острова. В 1968 году обширная археологическая инвентаризация, проведенная Маллоем, Маккоем, Эйресом, а также правительством Чили и Международным фондом памятников, обследовала Рано-Кау и его окрестности (четырехугольники 1, 2, 4, 5, 6). Экспедиция включала обследование и раскопки, реставрацию аху и статуй, а также документацию пещер и убежищ. Это комплексное исследование привело к открытию чешуек обсидиана и красного земляного пигмента. В 1969–1976 годах Маллой и Эйрес сосредоточились на методах реконструкции резьбы, транспортировки и установки статуй. Их работа включала различные проекты раскопок и восстановления аху, способствующие сохранению острова. В 1973 году П.С. Маккой провел раскопки прямоугольного дома на восточном краю вулкана Рано Кау, что позволило получить представление о древней архитектуре острова. В 1975 году Уильям Маллой возглавил исследования и реставрационные работы в южной половине церемониального центра, сосредоточив внимание на сохранении каменной кладки и каменных построек. Это исследование также включало исторический контекст и рекомендации для будущей работы и доступа посетителей. Кроме того, в этот период проводились раскопки и реставрация ориентированного на солнцестояние Аху Вай Пуку. В 1976–1993 годах Клаудио Кристино Ф., Патрисия Варгас К. и другие исследователи провели археологические исследования по всему острову, что способствовало пониманию богатой истории острова Пасхи. В 1978 году Патрик К. Маккой исследовал значение прибрежных островков в предыстории острова Пасхи. В исследовании также изучались различные роли моту, в том числе их использование в качестве убежищ и мест для рыбалки. Раскопки на Моту Нуи и Моту Ити способствовали познанию истории острова. В 1979 году У. С. Эйрес возглавил раскопки и реставрацию комплекса Аху А Киви-Вай Тека. Исследование включало описание этапов строительства и разрушения объекта. В 1984 году группа под руководством Кристофера М. Стивенсона, Лесли К. Шоу и Клаудио Кристино провела исследование обсидианового карьера Орито. Их исследования были сосредоточены на методах восстановления камня, временных аспектах использования обсидиана и моделях потребления обсидиана в местах проживания. В 1981 году были проведены обширные полевые исследования и раскопки. В 1985 году Джойко Энрикес провел исследование примитивных рисунков острова Пасхи. Исследование охватывало библиографические источники, критическую историю, проблемы сохранения и предложения по реставрации, основанные на наблюдениях на местах, проведенных в октябре 1983 года. В 1985 году Дуглас В. Оусли и Энн-Мари Майлз провели исследование кариеса постоянных зубов доисторических людей. Жители острова Пасхи. Это исследование позволило получить представление о пищевых привычках, здоровье полости рта и вопросах землевладения. Анализ стоматологических данных проводился при различной поддержке. В 1986–1988 годах Серхио Рапу Х., Соня Хаоа, Гилл и Оулсли и другие исследователи проводили остеологические раскопки в Аху-Наунау. В 1986-1988 годах коллектив музея Кон-Тики проводил пробные раскопки. В декабре 1990 года археологические исследования были проведены в четырехугольниках 30 и 31, конкретно в районе Лаперуза. Университет Чили и КОНАДИП: Поисковые археологические исследования на острове Пасхи продолжаются с 1977 года. Целью этих исследований является изучение археологических сокровищ острова и раскрытие его скрытой истории. [67] [68] [69] [70]
доисторические ямы, заполненные красным пигментом, датируемые 1200–1650 годами нашей В 2011 году археологи обнаружили эры, после вырубки лесов. Ямки содержали красную охру, состоящую из оксидов железа гематита и маггемита, и были закрыты крышкой. [71] [72]
«Это указывает на то, что даже несмотря на то, что пальмовая растительность исчезла, доисторическое население острова Пасхи продолжало производить пигменты, причем в значительных масштабах», — сказал археоботаник Вельмоед Аут из музея Мосгаард . [73]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оружие, микробы и сталь: судьбы человеческих обществ Джареда Даймонда
- ^ Даймонд (2005) , стр. 79–119.
- ↑ Сходство имени с одним из первых Мангарева богов-основателей Ату Мотуа («Лорд-Отец») заставило некоторых историков подозревать, что Хоту Матуа был добавлен в мифологию острова Пасхи только в 1860-х годах, вместе с принятием мангареванского языка. «Настоящим» основателем должен был быть Туу ко Ихо , который стал всего лишь второстепенным персонажем в легендах, ориентированных на Хоту Матуа. См. Стивен Фишер (1994). Ту'у ко Ихо Рапануи против Ату Мотуа Мангаревой. Доказательства множественного повторного анализа и замены в традициях поселения Рапануи, остров Пасхи. Журнал истории Тихого океана, 29 (1), 3–18. См. также Рапа-Нуи/География, история и религия . Питер Х. Бак, Тихоокеанские викинги, University of Chicago Press, 1938. стр. 228–36. Онлайн-версия .
- ^ Краткое изложение версии Томаса С. Бартеля о прибытии Хоту Матуа на остров Пасхи .
- ^ Даймонд (2005) , с. 89.
- ^ Хант, Т.Л., Липо, К.П., 2006. Science , 1121879. См. также «Поздняя колонизация острова Пасхи» в журнале Science Magazine . Вся статья заархивирована 29 августа 2008 г. на сайте Wayback Machine и также размещена на факультете антропологии Гавайского университета.
- ^ Хант, Терри Л. (2006). «Переосмысление падения острова Пасхи» . Американский учёный . 94 (5 сентября/октября): 412–9. JSTOR 27858833 . Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года.
- ^ Хант, Терри; Липо, Карл (2011). Ходячие статуи: разгадка тайны острова Пасхи . Свободная пресса. ISBN 978-1-4391-5031-3 .
- ^ К. Майкл Хоган (2008) Чилийская винная пальма: Jubaea chilensis , GlobalTwitcher.com, изд. Н. Стромберг. Архивировано 17 октября 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ «Спровоцировало ли отравление рыбой полинезийскую колонизацию Тихого океана?» . 07.07.2009 . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ Хейдердал, Тор. Остров Пасхи – Тайна раскрыта . Рэндом Хаус, Нью-Йорк, 1989 год.
- ^ Энглерта Себастьяна Словарь Рапа-Нуи с оригинальным испанским переводом на английский.
- ^ «Ханау Эпе», их иммиграция и истребление .
- ^ Джон Фленли, Пол Г. Бан, Загадки острова Пасхи: Остров на краю, Oxford University Press, 2003, стр. 76, 154.
- ^ Jump up to: а б «Рапа-Нуи – падение уникальной культуры» . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ Ван Тилбург, Джо Энн. 1994. Остров Пасхи: археология, экология и культура . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института. п. 104464 скелета – определенно полинезийские.
- ^ Фишер (2005) , стр. 81, 89.
- ^ Фишер (2005) , с. 64.
- ^ «План Я. де Сн. Карлоса, обнаруженный г-ном Фелипе Гонсалесом де Аэдо, капитаном «Фрагты» и графом дель Навио. де С. М. по имени Св. Лоренцо и Фргта. Ста. Розалия, чья экспедиция покинула порт Кальяо. де Лима 10 октября 1770 года...: Он находится уже в 27 GRS 6 мс. И в 264 gs [Карта острова Сан-Карлос, обнаруженная доном Фелипе Гонсалесом де Аэдо ... 10 октября 1770 года. ..]. Библиотека Конгресса (на испанском языке) . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ «Коллекция Далтона» .
- ^ Салмонд, Энн (2010). Остров Афродиты . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 238 . ISBN 978-0520261143 .
- ^ Джо Энн Ван Тилбург. Остров Пасхи, археология, экология и культура . Британское музейное издательство, Лондон, 1994. ISBN 0-7141-2504-0
- ^ Jump up to: а б Пельта (2001) , стр. 25-6 .
- ^ Кук, Джеймс (1777). Путешествие к Южному полюсу и вокруг света . Том. 1. Книга 2, главы 7–8 . Проверено 8 июня 2013 г.
- ^ Пельта (2001) , стр. 27–8.
- ^ Пельта (2001) , стр. 28–9.
- ^ Фергесон, Томас; Гилл, Джордж В. (2016). Стефан, Винсент Х; Гилл, Джордж В. (ред.). Скелетная биология древних рапануи (жителей острова Пасхи) . Издательство Кембриджского университета. п. 122. ИСБН 978-1-107-02366-6 . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ Эмори, Кеннет П. (апрель 1963 г.). «Археология острова Пасхи: отчеты Норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи и восточную часть Тихого океана». Американская древность (обзор). 28 (4): 565–567. дои : 10.2307/278580 . ISSN 0002-7316 . JSTOR 278580 .
- ^ Фишер (2005) , стр. 86–91 .
- ^ Фишер (2005) , стр. 92–103.
- ^ МакКолл, Грант (1994). Рапануи: традиции и выживание на острове Пасхи . Издательство Гавайского университета. ISBN 0-8248-1641-2 . OCLC 924758424 .
- ^ Jump up to: а б Фишер (2005) .
- ^ Фишер (2005) , с. 113.
- ^ Рутледж (1919) с. По данным 208, на острове осталось 171 человек.
- ^ Фишер (2005) , с. 120.
- ^ Фишер (2005) , стр. 123–31.
- ^ Фишер (2005) , стр. 127, 131.
- ^ Фишер (2005) , с. 124.
- ^ Jump up to: а б с Корпорация защиты суверенитета (2010). «История острова Пасхи: его присоединение и конфликт с Уильямсоном и Бальфуром. Ущерб собственности, международные претензии и движения за независимость» . выпуску .
- ^ Маркос Монкада Астудильо в военно-морской традиции относительно первого чилийского корабля на острове Пасхи , получено 5 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Маркос Монкада Астудильо (2002). «Монсеньор Рафаэль Эдвардс Салас. Остров Пасхи и Национальный флот» (PDF) (на испанском языке). Морской журнал . Проверено 14 января 2024 г.
- ^ Марисоль Хиторанги (18 июня 2023 г.). «Борьба за выживание на острове Пасхи» .
- ^ Тилбург, Джоэнн Ван (1994). Остров Пасхи: археология, экология и культура . Издательство Смитсонионского института. п. 16. ISBN 978-1-56098-510-5 .
- ^ Рутледж, Кэтрин (1919). Тайна острова Пасхи . Козимо. ISBN 978-1-59605-588-9 .
- ^ Рутледж, Кэтрин (1919). Тайна острова Пасхи . Козимо. п. 159. ИСБН 978-1-60206-698-4 .
- ^ Jump up to: а б Ферстер, Рольф; Альвеар, Александра (2015). Епископ Эдвардс в Рапа-Нуи. 1910–1938 (на испанском языке). Рапа Нуи Пресс. ISBN 978-9569337079 .
- ^ «Аннексия Чили» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Даймонд (2005) , с. 112.
- ^ Патрисия Стамбук. Йорана и до свидания . Пеуэн.
- ↑ Неизвестная история базы «гринга», расположенной на острове Пасхи.
- ^ Льюис, Раймонд Дж. (1994) «Обзор Рапануи; традиции и выживание на острове Пасхи» .
- ↑ Делано, Мануэль (17 августа 1987 г.) Пиночет не присутствует на открытии взлетно-посадочной полосы на острове Пасхи . Страна .
- ^ Чилийский закон 20,193. Архивировано 21 февраля 2011 г. в Wayback Machine , Национальный конгресс Чили.
- ^ «Лихорадка затмений сосредоточилась на отдаленном острове Пасхи» . Новости Эн-Би-Си. 9 июля 2010 г.
- ^ Аллен, Джеральд Р. (1970). «Два новых вида рыб-лягушек (Antennaridae) с острова Пасхи» . Тихоокеанская наука . 24 (4): 521. hdl : 10125/6262 . Архивировано из оригинала 26 октября 2011 года.
- ^ Jump up to: а б с «Полиция выселила клан Рапа Нуи из отеля на острове Пасхи» . Би-би-си. 6 февраля 2011 года . Проверено 29 ноября 2011 г.
- ^ «Рапануи: Протесты против отеля Ханга Роа продолжаются» . ИПИР . 17 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 года . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ «Индийский закон.орг» . Конгрессмен Фалеомаваега посетит Рапа-Нуи . Проверено 29 ноября 2011 г.
- ^ Хинто, Санти. «Забота о Родине: противоречивые нарративы Рапануи» . Спасите Рапануи . Архивировано из оригинала 13 июля 2012 года . Проверено 29 ноября 2011 г.
- ^ «Столкновения из-за земельного спора на острове Пасхи привели к ранениям десятков человек» . Би-би-си. 4 декабря 2010 г.
- ^ «Остров Пасхи закрыт парламентом Рапа-Нуи» .
- ^ Шор, Брэдд (сентябрь 1982 г.). «Рапануи: традиции и выживание на острове Пасхи. Грант МакКолл». Американский антрополог . 84 (3): 717–718. дои : 10.1525/aa.1982.84.3.02a00730 . ISSN 0002-7294 .
- ^ Бан, Пол и Джон Фленли (1992). Остров Пасхи, Остров Земли . Лондон: Темза и Гудзон.
- ^ Маклафлин, Шон (2007). Полный путеводитель по острову Пасхи . Лос-Осос, Калифорния: Фонд острова Пасхи.
- ^ Рутледж, Кэтрин (2007). Тайна острова Пасхи . Козимо Классика. ISBN 978-1-60206-698-4 . OCLC 540956657 .
- ^ «Хейзелл, В. Ховард». Хейзелл, В. Ховард (23 августа 1869–30 мая 1929 г.), председатель Hazell, Watson & Viney, LTD, принтеров и переплетчиков, Лондон и Эйлсбери; Председатель Letts Diaries Co., Ltd. Кто Был Кто . Издательство Оксфордского университета. 01 декабря 2007 г. дои : 10.1093/ww/9780199540884.013.u211010 .
- ^ Варгас П., Кристино К. и Изауриета Р. (2006). 1000 лет Рапа Нуи. Археология поселения. Университетское издательство, Сантьяго-де-Чили,
- ^ Ван Тилбург, JA (1996). Археология острова Пасхи (Рапа-Нуи) с 1955 года: некоторые мысли о прогрессе, проблемах и потенциале. История океанической культуры: Очерки в честь Роджера Грина., 555–577,
- ^ Стефан и Гилл (2016). Скелетная биология древних рапануи (жителей острова Пасхи).
- ^ Маллой, М., и Фигероа, Г. (1966). Археологическое наследие острова Пасхи. ЮНЕСКО
- ^ С. Хамнуева; А. Мит; С. Дрейбродт; В. Вышел; М. Маделла; Х. Борк (13 июля 2018 г.). «Интерпретация доисторических красноватых ям на острове Пасхи: микроморфологический взгляд» . Испанский журнал почвоведения . 8 (2): 236–57. дои : 10.3232/SJSS.2018.V8.N2.07 . S2CID 55155759 .
- ^ Выход, Вашингтон; Мит, А; Пла-Рабес, С; Маделла, М; Хамнуева-Вендт, С; Ланган, К; Дрейбродт, С; Мерзебургер, С; Борк, HR (29 декабря 2020 г.). «Производство доисторических пигментов на Рапа-Нуи (остров Пасхи), ок. 1200–1650 гг. Н.э.: Новые открытия из Вайпу и Пойке, основанные на фитолитах, диатомовых водорослях и датировании 14C» . Голоцен . 31 (4): 592–606. дои : 10.1177/0959683620981671 . S2CID 232291019 .
- ^ HeritageDaily (30 декабря 2020 г.). «Новые данные о доисторическом острове Пасхи» . HeritageDaily – Новости археологии . Проверено 10 января 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Даймонд, Джаред (2005). «Сумерки на Пасху». Свернуть: как общества решают потерпеть неудачу или добиться успеха . Книги о пингвинах. ISBN 0-14-303655-6 .
- Фишер, Стивен (2005). Остров на краю света . Лондон: Книги реакции. ISBN 978-1861892829 .
- Пельта, Кэти (2001). Новое открытие острова Пасхи . Миннеаполис: Публикации Лернера. ISBN 978-0-8225-4890-4 . Проверено 29 марта 2016 г.
Остров Пасхи Джеймса Кука.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- по острову Пасхи от Wikivoyage Путеводитель
- Остров Пасхи – Статуи и наскальные рисунки Рапа-Нуи – Фонд Брэдшоу / доктор Джорджия Ли
- Чилийское культурное общество – Остров Пасхи
- Архив цифровых медиа Рапа-Нуи – Creative Commons – лицензионные фотографии, лазерные сканы, панорамы, сосредоточенные в районе Рано Рараку и Аху Те Пито Кура, с данными Autodesk и CyArk. исследовательского партнерства
- Тайна острова Пасхи - программа PBS Nova
- Описание острова и обсуждение споров о свиданиях. Архивировано 10 июня 2017 г. на Wayback Machine.
- «Остров Пасхи – тайны и мифы» . Путеводитель Джозефа Розендо . 2011. Архивировано из оригинала 15 июня 2013 года . Проверено 24 апреля 2011 г.
- «От геноцида к экоциду: Похищение Рапа-Нуи » — Бенни Пейзер. Энергетика и окружающая среда 16, вып. 3/4 (2005): 513–39. Доступ 8 марта 2021 г.