Ангата
Ангата | |
---|---|
![]() Ангата во время экспедиции Мана , 1914 год. | |
Рожденный | в. 1853 г. |
Умер | декабрь 1914 г. Ханга Роа , Остров Пасхи |
Известный | Восстание Ангаты |
Супруги |
|
Ангата , полное имя Мария Ангата. [ 1 ] ( ок. 1853 - декабрь 1914) был римско-католическим религиозным лидером Рапа Нуи с острова Пасхи в конце 19 - начале 20 века. Пережив пророческое видение, в котором Бог поручил ей вернуть себе землю и скот, она возглавила безуспешное восстание на острове против компании Уильямсона-Бальфура , намереваясь создать теократию, основанную на римском католицизме и духовных ценностях Рапа-Нуи.
Конверсия
[ редактировать ]Ангата родилась около 1853 года в клане Миру. [ 2 ] Между 1864 и 1866 годами французские миссионеры Пикпу обосновались на острове Пасхи и обратили многих жителей Рапа-Нуи в христианство в период серьезного демографического коллапса, вызванного набегами перуанских рабов и распространением европейских болезней. [ 3 ]
В 1871 году Ангата и ее первый муж Даниэль Ману Хеу Ророа отправились в Мангареву на островах Гамбье вместе с отцом Ипполитом Русселем . От этого брака у нее было двое детей. Сообщается, что муж так сильно избил ее, что она навсегда стала горбатой. Ее двоюродные братья убили его в отместку за насилие. [ 2 ] [ 4 ]
На Мангареве она начала учить наизусть христианские писания. Отец Руссель обучил ее, чтобы она стала катехизатором или учителем-мирянином в новой Конгрегации Святых Сердец Иисуса и Марии. [ 2 ] [ 4 ]
Возвращение на остров Пасхи
[ редактировать ]
Когда Ангата вернулась на остров Пасхи в октябре 1879 года, она работала сокатехизатором и помощником Николаса Пакарати и Пакомио Маори Уре Кино (ок. 1816/1836–1908/1909), за которых она вышла замуж на Мангареве. Они стали главными духовными лидерами острова в отсутствие постоянного миссионера. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] У Ангаты и ее второго мужа было шестеро детей. Дети предположительно унаследовали европейские баскские черты от своего отца, несмотря на то, что Ангата и Пакомио заявляли, что они чистокровные рапа-нуи. [ 8 ]
В 1892 году Ангата организовала множество женщин на острове, чтобы поддержать своего двоюродного брата Симеона Риро Кайнгу (оба были членами клана Миру) на посту Арики или короля Рапа-Нуи против соперника-претендента Энрике Ики , также Миру. Эта должность осталась вакантной после смерти Атаму Текены , который уступил остров Чили в 1888 году. Утверждалось, что он был избран главным образом из-за его красивой внешности, но значительная часть его успеха была также обусловлена сильным влиянием Ангаты. с людьми. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Риро безуспешно пытался вернуть суверенитет коренных народов в отсутствие прямого чилийского контроля с 1892 по 1896 год. Однако Чили подтвердила свои претензии, и позже остров был сдан в аренду Энрике Мерле и его скотоводческой компании. Они ограничили доступ островитян к большей части их земель, за исключением обнесенного стеной поселения в Ханга-Роа , которое им не разрешалось покидать без разрешения. Молодой король попытался протестовать против злоупотреблений компании, но умер при подозрительных обстоятельствах в Вальпараисо . [ 9 ] [ 12 ]
восстание 1914 года
[ редактировать ]Управляющий Мерле объявил местное королевство на острове вне закона, хотя Энрике Ика и Моисес Туу Херевери были ненадолго избраны королями. [ 13 ] [ 14 ] Ангата возьмет на себя номинальное руководство кланом Миру и возглавит оппозицию контролю над компанией. [ 15 ] [ 16 ] Позже компания Williamson-Balfour взяла под свой контроль ранчо Мерле и продолжила жестокое обращение с народом Рапа-Нуи. [ 17 ] В 1914 году Ангате было пророческое видение о смерти Мерле. Это вдохновило ее возглавить безуспешное восстание против компании, заявив, что Бог хотел, чтобы островитяне вернули остров, убили скот ранчо и устроили пир. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] 30 июня 1914 года она отправила своего зятя Даниеру Марию Тиве Хаукена к менеджеру компании Генри Перси Эдмундсу с заявлением о том, что туземцы намереваются вернуть себе землю и скот у компании. [ 21 ]
Восстание было подавлено 5 августа, когда прибыл чилийский военный корабль «Бакедано» и арестовал четырех главарей. Команданте Альмансор Эрнандес заявил, что Рапа-Нуи «полностью оправдали все, что они сделали». Позже он отметил, что рад, что они не убили Эдмундса. Никто из туземцев не был наказан, трое заключенных вождей были освобождены, а ее зять Даниера был депортирован с острова. [ 18 ]

Восстание, целью которого было установление Царства Божьего на основе понимания Рапа-Нуи, имело негативный эффект, спровоцировав чилийское правительство на введение более сильной администрации. Был назначен отдельный колониальный чиновник (не связанный с компанией). Остров был открыт для иммиграции с материка, что уменьшило влияние коренных жителей острова. [ 22 ] [ 23 ]
Несмотря на эти изменения, движение за независимость продолжается на острове и по сей день. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] Стены, ограничивающие Рапа-Нуи и Ханга-Роа, были снесены в 1966 году. [ 27 ]
Во время экспедиции Маны на остров Пасхи в 1914 году английский антрополог Кэтрин Рутледж встретилась и поговорила с Ангатой в разгар ее восстания. Рутледж пыталась отговорить «пророчицу», как она ее называла, и ее народ от продолжения набегов и убийства домашнего скота на острове. [ 19 ] Она описывает Ангату во время интервью:
[S] он был хрупкой старухой с седыми волосами и выразительными глазами, явно привлекательной и притягательной личностью. На шее у нее висел какой-то религиозный медальон, кажется, красный крест на белом фоне, а поддерживавшая ее дочь несла маленькое изображение Спасителя в оксфордской рамке. Во время интервью она очень дружелюбно держала меня за руку, обращаясь ко мне как «Катерина». ... Когда я говорил о рейдах, ее лицо ожесточилось, а глаза приобрели выражение фанатика; она сказала что-то о «Боге» жестом вверх, который был ее привычкой произносить Его имя. Я поспешил снять напряжение, сказав: «Мы все должны поклоняться Богу», и был рад обнаружить, что мне позволена доля Божества. Ее манеры снова смягчились, и, подняв глаза к небу, она заявила с уверенной уверенностью, которая была в своем роде возвышенной: «Бог никогда не позволит канакам быть убитыми или ранеными».
- Рутледж 1919 , с. 145
Ангата умерла в декабре 1914 года, через несколько месяцев после встречи с Рутледжем. [ 2 ] На ее похоронах 29 января 1915 года присутствовал английский антрополог. [ 28 ] [ 29 ] Она была похоронена на кладбище церкви Святого Креста в Ханга-Роа , рядом с другими ранними католическими миссионерами: Эженом Эйро , Николасом Пакарати и Себастьяном Энглертом . [ 30 ] [ 31 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ван Тилбург 1994 , с. 34; Ван Тилбург 2003 , с. 295;
- ^ Jump up to: а б с д Пакарати 2015а , стр. 16–17.
- ^ Гоншор 2008 , стр. 64–66.
- ^ Jump up to: а б Фишер 2005 , стр. 129–130, 143, 147, 167–172.
- ^ Фишер 2005 , стр. 129–130, 166.
- ^ Фишер 1997 , стр. 128–129.
- ^ Пакарати 2015a , стр. 6–7.
- ^ Лэнгдон 1995 , стр. 110–112.
- ^ Jump up to: а б Гонщор 2008 , стр. 66–70.
- ^ Фишер 2005 , с. 147.
- ^ МакКолл 1997 , стр. 115–116.
- ^ Фишер 2005 , стр. 152–154.
- ^ Пакарати 2015a , стр. 13–16.
- ^ Пакарати 2015b , стр. 3–14.
- ^ Пакарати 2015b , с. 11.
- ^ Фишер 2005 , с. 154.
- ^ Фишер 2005 , стр. 156–164.
- ^ Jump up to: а б Фишер 2005 , стр. 166–172.
- ^ Jump up to: а б Ван Тилбург 2003 , стр. 148–163.
- ^ Дельсинг 2004 , стр. 26–28.
- ^ Дельсинг 2004 , стр. 26–28, 30.
- ^ МакКолл 1992 , стр. 17–23.
- ^ МакКолл 1997 , с. 117.
- ^ Гоншор 2008 , стр. 185–193.
- ^ Симонетти, Марсело (16 октября 2011 г.). «Королевские владения» . Третий . Джеймс. Архивировано из оригинала 11 ноября 2016 года . Проверено 26 марта 2017 г.
- ^ Нельсен, Аарон (30 марта 2012 г.). «В поисках независимости: кто будет править каменными головами острова Пасхи?» . Время . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 27 марта 2017 года . Проверено 26 марта 2017 г.
- ^ Фишер 2005 , с. 216–217.
- ^ Рутледж 1919 , с. 149.
- ^ Ван Тилбург 2003 , с. 175.
- ^ «Церковь Святого Креста в Ханга-Роа» . Представьте себе остров Пасхи . 31 января 2017 года. Архивировано из оригинала 28 марта 2017 года . Проверено 27 марта 2017 г.
- ^ Фишер 2005 , стр. 41, 143, 146, 148, 151, 158, 165, 166, 167, 168, 169, 171, 177, 180, 184–5, 193, 208, 250–251.
Библиография
[ редактировать ]- Дельсинг, Рит (май 2004 г.). «Колониализм и сопротивление на Рапа-Нуи» (PDF) . Журнал Рапа-Нуи . 18 (1). Лос-Окос, Калифорния: Фонд острова Пасхи: 24–30. OCLC 930607850 . Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2014 г. Проверено 4 апреля 2017 г.
- Фишер, Стивен Р. (2005). Остров на краю света: бурная история острова Пасхи . Лондон: Книги реакции. ISBN 978-1-86189-245-4 . OCLC 254147531 .
- Фишер, Стивен Р. (1997). Ронгоронго: сценарий острова Пасхи: история, традиции, тексты . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-823710-5 . OCLC 247739920 .
- Гоншор, Лоренц Рудольф (август 2008 г.). Закон как инструмент угнетения и освобождения: институциональная история и перспективы политической независимости на Гавайях, Таити-Нуи/Французской Полинезии и Рапа-Нуи (PDF) (магистерская диссертация). Гонолулу: Гавайский университет в Маноа. HDL : 10125/20375 . OCLC 798846333 . Архивировано из оригинала (PDF) 02 января 2020 г. Проверено 29 декабря 2019 г.
- Лэнгдон, Роберт (декабрь 1995 г.). «Пакомио Маори: рыжеволосый и голубоглазый ключ к доисторическому прошлому острова Пасхи» (PDF) . Журнал Рапа-Нуи . 9 (4). Лос-Окос, Калифорния: Фонд острова Пасхи: 109–117. OCLC 193099949 . Архивировано из оригинала (PDF) 12 ноября 2020 г. Проверено 28 марта 2017 г.
- МакКолл, Грант (1992). Д. Х. Рубинштейн (ред.). «37 дней, которые потрясли мир (Рапануи): Культ Ангаты на Рапануи». Труды Тихоокеанской исторической ассоциации . Мангилао: Издательство Гуамского университета: 17–23. ОСЛК 27362070 .
- МакКолл, Грант (сентябрь 1997 г.). «Риро Рапу и Рапануи: переосмысление колониальной истории острова Пасхи» (PDF) . Журнал Рапа-Нуи . 11 (3). Лос-Окос, Калифорния: Фонд острова Пасхи: 112–122. OCLC 197901224 . Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2014 г. Проверено 28 марта 2017 г.
- Пакарати, Кристиан Морено (2015) [2010]. Последний Арики Мау и эволюция политической власти на Рапа Нуи .
- Пакарати, Кристиан Морено (2015). Восстание, подчинение и посредничество на Рапа-Нуи (1896–1915) .
- Рутледж, Кэтрин (1919). Тайна острова Пасхи: история экспедиции . Лондон: напечатано для автора Хейзеллом, Уотсоном и Вайни. OCLC 955343438 .
- Ван Тилбург, Джоанн (1994). Остров Пасхи: археология, экология и культура . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсонионского института. ISBN 978-1-56098-510-5 . OCLC 32163979 .
- Ван Тилбург, Джоанн (2003). Среди каменных гигантов: жизнь Кэтрин Рутледж и ее замечательная экспедиция на остров Пасхи . Нью-Йорк: Скрибнер. ISBN 978-0-7432-4480-0 . OCLC 253375820 .