Адам Текена
Адам Текена | |||||
---|---|---|---|---|---|
Король Рапа-Нуи | |||||
Царствование | 1883–1892 | ||||
Предшественник | Государственный совет | ||||
Преемник | Возвращайся домой | ||||
Рожденный | в. 1850 г. | ||||
Умер | август 1892 г. | ||||
Супруг | Ана Ева, привет | ||||
| |||||
Религия | Римский католицизм |
Атаму Текена или Атаму те Кена , полное имя Атаму Маурата Те Кена `Ао Тахи [1] (ок. 1850 – август 1892) был предпоследним Арики или королем Рапа-Нуи (т.е. острова Пасхи ) с 1883 года до своей смерти. [примечание 1] В 1888 году он подписал договор об аннексии острова Пасхи Чили на церемонии, которую возглавил капитан Поликарпо Торо . Его имя переводится как «Адам Олуша ». [2]
Жизнь и царствование
[ редактировать ]Он родился около 1850 года как расширенный член клана Миру, традиционно связанного с местным королевским саном ( арики мау ). [3] Из-за набегов перуанских рабов и истребления коренного населения Рапа-Нуи завезенными болезнями, к 1877 году население острова Пасхи сократилось до 110 человек. [4] [5] В 1864 году французские миссионеры Пикпу обосновались на острове и обратили многих жителей Рапа-Нуи в христианство. Последний признанный арики мау Керекорио Ману Ранги умер во время эпидемии туберкулеза в 1867 году. [6] [7] [8]
После этого социального потрясения был создан Государственный совет под руководством французского авантюриста и владельца овцеводческого ранчо Жана-Батиста Дютру-Борнье, который устанавливал все больший контроль и изгонял католических миссионеров. Он назначил свою жену Корето непризнанной «королевой» острова и безуспешно подал прошение Франции о предоставлении ей статуса протектората. [7]
Дютру-Борнье был убит в 1876 году, и римско-католическая миссия вернулась. Его деловой интерес унаследовал англо-еврейско-таитянский принц Александр Ариипеа Салмон , который управлял овцеводческим ранчо, занимавшим большую часть земли на острове. Салмон правил во всем, кроме имени. [7] Восстановленная миссия сформировала новое местное правительство на основе районных советов коренных народов Таити. По настоянию епископа Тепано Яуссена Таити Атаму был назначен отцом Ипполитом Русселем королем в 1883 году, чтобы представлять их интересы вместе с двумя тоопаэ (советниками) и двумя судьями. [2] [7] [9] Он принял дополнительное имя Маурата в честь арики мау , погибшего во время набегов перуанских рабов. [3] В отличие от своих предшественников, Атаму не считался членом традиционной королевской отцовской линии и обладал небольшой политической властью. [10]
Он женился на Ане Еве Хей Вехи (Укаа Хей а Ареро), иногда известной как «Королева Ева», которая была одной из последних жителей Рапа Нуи . [11] [12] У них было шестеро детей, включая старшего сына Атаму «Ханго» Текена Хей. [3]
Присоединение к Чили
[ редактировать ]В 1887 году послало капитана Поликарпо Торо правительство Чили купить овцеводческое ранчо Салмона и договориться об аннексии острова у власти католической миссии на Таити. Торо высадился на острове Пасхи в следующем году, и 9 сентября 1888 года Атаму и одиннадцать вождей подписали договор об аннексии, уступающий остров Чили. [13] Во время церемонии аннексии Атаму дал Торо пригоршню травы, чтобы накормить скот, взял горсть земли и положил ее в свою куртку, заявив суверенные права своего народа на землю. [13] [14]
Историк Лоренц Гоншор подвергает сомнению подлинность договора об аннексии из-за двусмысленности двуязычных версий. Языковая версия Рапа -Нуи сделала Чили защитником острова только, в то время как испанская языковая версия уступила суверенитет острова навечно. Несмотря на то, что миссионеры обучали островитян более двадцати лет, ни один из вождей не подписался под документом, а просто написал «+» рядом со своими именами. Договор также не был ратифицирован Чили. [13] [14] Гоншор отметил:
Во время церемонии аннексии король Атаму Текена подарил Торо пучок травы, а сам положил пригоршню земли ему в карман, подчеркнув свое понимание предоставления Чили только права на использование земли, но не самой земли. Также сообщается, что чилийский флаг был поднят под флагом Рапануи на том же флагштоке, тем самым признавая суверенный статус местного правительства острова. [15]
Капитан Торо основал колонию вместе со своим братом Педро Пабло Торо в качестве агента колонизации. Жители Рапа-Нуи, казалось, не обращали внимания на захват власти; они полагали, что стали всего лишь протекторатом и до сих пор сохраняют свою независимость. Эта чилийская колония сосуществовала и консультировалась с местным правительством, а Атаму и его вожди сохранили свои титулы. [16] Колония была временно заброшена в 1892 году после того, как политические волнения в Чили побудили многих колонистов вернуться на материк. Атаму умер в августе 1892 года. После его смерти жители Рапа-Нуи избрали Симеона Риро Каинга следующим королем. [13] [10] [17]
Наследие
[ редактировать ]Главный проспект острова, Авенида Атаму Текена, в Ханга-Роа , был переименован в 1998 году в честь короля XIX века. Ранее он назывался Авенида Поликарпо Торо в честь чилийского капитана, инициировавшего аннексию острова Пасхи. [18] Бюст короля был создан в 2000 году художником Рапануи Тебо Пакарати и установлен рядом со старым бюстом капитана Торо на площади Поликарпо Торо, главной площади Ханга-Роа. [19]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Хотя Атаму Текена и его предшественник Риро Кинга носили титул короля, их фактическая власть и легитимность находятся под сомнением по сравнению с их предшественниками. Историк Альфред Метро отметил:
Хотя сегодняшние островитяне говорят о покойных королях Атаму Те Кена и Рирококо, как если бы они были настоящими королями, информаторы ясно дают понять, что у них было очень мало общего с арики былых времен. Их власть носила неопределенный и сомнительный характер, и они, похоже, не пользовались ни одной из прерогатив прежних арики. Возможно, их единственная претензия на этот титул заключалась в их происхождении; оба принадлежали к группе Миру. Возможно, если бы местная цивилизация сохранилась, они могли бы стать настоящими королями. Личные претензии, поддержанные чилийскими офицерами, которым нужен был ответственный посредник для общения с населением, могли способствовать восстановлению власти этого фиктивного и эфемерного королевского короля.
- Метро 1937 , с. 42
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пакарати 2015a , стр. 7, 11.
- ^ Jump up to: а б Фишер 2005 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б с Пакаратти 2015а , с. 7.
- ^ Пейзер 2005 , стр. 513–540.
- ^ Фишер 2005 , с. 188.
- ^ Фишер 2005 , стр. 91–92, 99, 101, 147.
- ^ Jump up to: а б с д Гонщор 2008 , стр. 64–66.
- ^ Пакарати 2015a , стр. 1–5.
- ^ МакКолл 1997 , с. 114.
- ^ Jump up to: а б Фишер 2005 , с. 147.
- ^ Крутак 2007 , стр. 114–124.
- ^ Алиага 2008 , стр. 110–111.
- ^ Jump up to: а б с д Гонщор 2008 , стр. 66–70.
- ^ Jump up to: а б Фишер 2005 , стр. 142–143.
- ^ Гоншор 2008 , с. 68.
- ^ МакКолл 1997 , стр. 114–115.
- ^ Пакарати 2015b , стр. 1–15.
- ^ Фишер 2005 , с. 248.
- ^ Дельсинг 2015 , стр. 5, 32–33.
Библиография
[ редактировать ]- Алиага, Хосе Мигель Рамирес (2008). «История: Конец изоляции» (PDF) . Рапа-Нуи: Пуп мира . Сантьяго: Чилийский музей доколумбового искусства. ISBN 9789562430579 . OCLC 495712676 .
- Дельсинг, Рит (2015). Формулирование Рапа-Нуи: полинезийская культурная политика в латиноамериканском национальном государстве . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-5461-4 . OCLC 1013946134 . * Фишер, Стивен Р. (2005). Остров на краю света: бурная история острова Пасхи . Лондон: Книги реакции. стр. 128, 132, 142, 143, 147, 248, 251. ISBN. 978-1-86189-245-4 . OCLC 254147531 .
- Гоншор, Лоренц Рудольф (август 2008 г.). Закон как инструмент угнетения и освобождения: институциональная история и перспективы политической независимости на Гавайях, Таити-Нуи/Французской Полинезии и Рапа-Нуи (PDF) (магистерская диссертация). Гонолулу: Гавайский университет в Маноа. HDL : 10125/20375 . OCLC 798846333 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 января 2020 года . Проверено 29 декабря 2019 г.
- Крутак, Ларс Ф. (2007). «Папуа-Новая Гвинея и остров Пасхи». Искусство татуировки женщин племени . Лондон: Беннетт и Блум/Сердца пустыни. стр. 101–126. ISBN 978-1-898948-75-9 . OCLC 181068444 .
- МакКолл, Грант (сентябрь 1997 г.). «Риро Рапу и Рапануи: переосмысление колониальной истории острова Пасхи» (PDF) . Журнал Рапа-Нуи . 11 (3). Лос-Окос, Калифорния: Фонд острова Пасхи: 112–122. OCLC 197901224 . Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2014 года . Проверено 29 марта 2017 г.
- Метро, Альфред (июнь 1937 г.). «Короли острова Пасхи». Журнал Полинезийского общества . 46 (2). Веллингтон: Полинезийское общество: 41–62. JSTOR 20702667 . OCLC 6015249623 .
- Пакарати, Кристиан Морено (2015) [2010]. Последний 'Арики Мау и эволюция политической власти на Рапа Нуи .
- Пакарати, Кристиан Морено (2015). Восстание, подчинение и посредничество на Рапа-Нуи (1896–1915) .
- Пейзер, Бенни (1 июля 2005 г.). «От геноцида к экоциду: изнасилование Рапа-Нуи». Энергетика и окружающая среда . 16 (3 и 4). Брентвуд, Эссекс: Мультинаучный паб. Компания: 513–540. Бибкод : 2005EnEnv..16..513P . CiteSeerX 10.1.1.611.1103 . дои : 10.1260/0958305054672385 . OCLC 109372933 . S2CID 155079232 .