Рабство в Нигере
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
Рабство в Нигере включает в себя различные практики, которые практиковались в регионе Сахеля на протяжении многих веков и сохраняются по сей день. Империя Борну в восточной части Нигера была активным участником транссахарской работорговли на протяжении сотен лет . Другие этнические группы в стране также имели историю рабства, хотя она была различной, и в некоторых местах рабство в основном ограничивалось политической и экономической элитой .
Когда французы взяли под свой контроль этот район, они в значительной степени проигнорировали проблему и активно запретили только торговлю рабами, но не практику рабства. После обретения независимости многие из крупных рабовладельцев стали видными политическими лидерами как в период многопартийной демократии, так и в период военной диктатуры (с 1974 по 1991 год), поэтому проблема рабства в значительной степени игнорировалась. В 2003 году под давлением организации по борьбе с рабством «Тимидрия» Нигер принял первый в Западной Африке закон , признавший рабство уголовным преступлением как отдельное преступление. Несмотря на это, рабство сохраняется среди различных этнических групп страны, женщины особенно уязвимы, а перепись 2002 года подтвердила существование 43 000 рабов и подсчитала, что общая численность рабов может составлять более 870 000 человек. Знаменательное дело «Мани против Нигера» стало одним из первых случаев, когда человек выиграл решение против правительства Нигера в международном суде за санкционирование ее статуса рабыни в официальных решениях.
Исторические практики
[ редактировать ]Рабство существовало на территории сегодняшнего Нигера, и этот регион на протяжении многих веков играл ключевую роль в транссахарской работорговле. В некоторых этнических группах рабство стало значимым явлением и составляло значительную часть населения, а также экономическое производство и торговлю. В других регионах рабство оставалось небольшим и принадлежало только элите общин. Однако, поскольку политические лидеры часто были рабовладельцами, они представляли собой серьезное препятствие для французских властей во время колонизации этой территории и в Нигере после обретения независимости. [1]
Рожденный
[ редактировать ]Большая часть востока современного Нигера была вовлечена в значительную часть транссахарской работорговли, маршрут которой начинался в Кано и проходил через суровые горы Аир . [2] Империя Борну , сосредоточенная на этом маршруте, стала видным участником транссахарской работорговли до джихада Фулани (1804–1808) на востоке и перемещения туарегов в регион Аир в 1800-х годах. Торговля через Борну на протяжении многих столетий была мелкой, но оставалась стабильной, пока не достигла своего пика в 1500-х годах. [2]
Начиная с 1600-х годов, конфедерация Джукун , совокупность языческих народов, начала бросать вызов империи Борну. Результатом стала серия ответных набегов рабов между двумя державами, каждая из которых способствовала работорговле на побережье (невольничий рынок Западной Африки для Джукуна и рынки Северной Африки для Борну). [2]
С упадком империи Борну в 17 и 18 веках рабы стали более важной частью внутренней экономики с созданием как рабских деревень, так и рабских плантаций по всей империи. [3] Это произошло как из-за возвышения халифата Сокото в 1800-х годах, который увеличил торговлю сельскохозяйственной продукцией и создал в регионе крупные плантации рабов, так и из-за непомерных налогов, установленных властями Борну, которые заставили свободных людей в империи покупать рабов для увеличения производства и уплаты налогов. [1]
В бытовом использовании наиболее заметное место занимали сельскохозяйственные работы. Женщины ценились больше всего внутри страны, во многом из-за культурных традиций, которые диктовали, что только рабы первого поколения могли заслужить свободу, и что дети рабов никогда не могли стать свободными. В результате женщины детородного возраста, чьи дети все будут рабами на всю жизнь, были особенно ценными. [1]
Другие регионы Нигера
[ редактировать ]Начиная с 18 века, но особенно в 19 веке, султанат Дамагарам , расположенный в современном городе Зиндер , стал политическим соперником империи Борну. Дамагарам добился успеха, потому что он создал большую мобильную армию, способную защищать торговые пути, и потому что они заключили союзы с лидерами туарегов, которые теперь стали основной силой в горах Аир. [4] Благодаря этим союзам Зиндер стал крупной державой на транссахарском торговом пути из Кано в Триполи и Каир. [1] Зиндер объединил население канури (основной этнической группы империи Борну), хауса и туарегов и в результате разработал практику рабства, заимствованную у всех троих, для создания большого количества рабов и различных институтов рабства. [4] Таким образом, существовали большие популяции домашних и сельскохозяйственных рабов, заимствованные из обычаев канури, развития плантационного рабства из практики хауса и развития отдельных рабских общин из практики туарегов. [4] Рабы были не единственным экспортным товаром Султаната, но были важной частью общей экономической структуры. По мере того, как власть Султаната росла, султан начал заменять дворян при своем дворе рабами-администраторами, что увеличивало его способность править без вмешательства других. [4]
В других частях Нигера рабство практиковалось по-разному. В регионах на западе Нигера, говорящих на языке зарма , рабство обеспечивало важнейшую рабочую силу в сельском хозяйстве. Подсчитано, что в 1904–1905 годах до 75% населения этих регионов были рабами. В отличие от регионов Дамагарам и Борну, любой раб мог быть освобожден своим хозяином в практиках Зарма. [1]
В Северном Нигере, в нынешних регионах Тахуа и Агадес , нет никаких признаков широкомасштабной практики рабства коренных народов до того, как туареги вошли в этот район в 1800-х годах. Поскольку светлокожие туареги были единственными рабовладельцами, а темнокожее коренное население в основном находилось в рабстве, разделение общества на свободных и рабов приняло в этих регионах расовое деление. [1] Самой важной общиной туарегов были Кел Оуи , поселившиеся в районе гор Айр. Из-за пересеченной местности с сильными последствиями засухи, а также из-за их участия в транссахарской торговле туареги использовали форму рабства, при которой общины рабов пасли животных и занимались ограниченным сельским хозяйством, и им было разрешено свободно передвигаться по территории. . Хотя эти общины имели некоторые значительные свободы, их урожай, продукты и дети находились под строгим контролем туарегской знати. [2]
В обществах хауса в центральном Нигере рабство в основном практиковалось при королевских дворах и поэтому носило ограниченный характер. [1] Точно так же на территории нынешнего региона Маради в центральном Нигере лидеры Маради были вовлечены в длительную серию напряженных отношений с Халифатом Сокото, связанных с набегами рабов с обеих сторон. Однако Маради в основном брали рабов ради выкупа, а домашнее рабство обычно использовалось только аристократией и власть имущими. [5]
Французское правление и независимость
[ редактировать ]Когда французы захватили регион в начале 1900-х годов, у них была политика, запрещающая существование рабства. Французы официально запретили рабство во всей Французской Западной Африке в 1905 году. [6] но не обеспечили соблюдение запрета, поскольку не считали его политически возможным, и поэтому политика Франции заключалась в том, чтобы официально запретить рабство и неформально терпеть его продолжение. [7]
Однако местные французские администраторы обычно сопротивлялись давлению с требованием отмены рабства со стороны колониальных и столичных правительств. Французские администраторы взяли бы на себя ответственность за отмену рабства, просто игнорируя его продолжающееся существование или заявляя, что облигации были добровольными. Один местный администратор оправдал такую политику, сказав: «Я не думаю, что в настоящее время возможно искоренить рабство. Наша цивилизация не проникла достаточно глубоко, чтобы туземцы, как хозяева, так и рабы, поняли и приняли любые меры, направленные на полную ликвидацию рабство." Однако местные колониальные администраторы проводили политику, направленную на прекращение работорговли и невольничьих рынков. Во время Первой мировой войны, чтобы выполнить квоту по численности войск французской армии, традиционные вожди поставляли рабов колониальной администрации. [1] В городских районах и оседлых общинах с сильным французским административным присутствием рабство и принудительное подневольное состояние постепенно прекращались, но в остальной части страны эта практика оставалась активной. [1]
Традиционные вожди, которые были крупными рабовладельцами, особенно в общинах туарегов, после обретения независимости стали видными лидерами страны. Они занимали должности в правительстве и были лидерами многих основных партий в течение короткого многопартийного периода в стране. Эти видные позиции рабовладельцев сохранялись и во время военной диктатуры, когда региональные вожди полагались на поддержку этого правительства. В результате рабство в значительной степени игнорировалось правительством в первые десятилетия независимости. [1]
Современное рабство
[ редактировать ]Рабство продолжает существовать в Нигере и сегодня. Наиболее значимое исследование рабства в Нигере выявило, что 11 000 респондентов по всей стране являются рабами. Используя дальнейшие ответы, частичная выборка выявила 43 000 рабов. Экстраполируя эту информацию и включая детей рабов, организация по борьбе с рабством Тимидрия оценила возможное общее количество рабов в Нигере в 870 363 (как движимое имущество, так и пассивных рабов) в 2002–2003 годах. [1] [8] Существование рабства не ограничивается одной этнической группой или регионом, хотя в некоторых оно более заметно. В отчете Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин за 2005 год было установлено, что «рабство является живой реальностью практически среди всех этнических групп, особенно туарегов, арабов и кочевых фулани», и в отчете также упоминаются хауса. [9] Исследование 2005 года показало, что более 800 000 жителей Нигера находятся в рабстве, что составляет почти 8% населения. [10] [11] [12]
Организация Anti-Slavery International выделяет три различных типа рабства, практикуемого сегодня в Нигере: рабство движимого имущества , «более мягкую форму» рабства, при которой бывших рабов заставляют отдавать часть своего урожая бывшему хозяину, и вахайю, форму сожительства, включающую покупка девушек для работы по дому и в качестве сексуальных прислуг своих хозяев. [1] Рабство движимого имущества предполагает прямое владение человеком, и в начале 21 века в Нигере все еще имело место ограниченное количество примеров покупки рабов. Более заметным является второй тип рабства, иногда называемый пассивным рабством, при котором бывшие рабы сохраняют некоторую данность и отношения принудительного труда с бывшими хозяевами. Индивидуальные свободы по-прежнему контролируются в этой форме, и люди могут быть избиты или иным образом наказаны за неподчинение бывшим хозяевам. [1]
Вахайя — это уникальная форма рабства, которая в настоящее время практикуется в Нигере (и некоторых частях Нигерии), которая предполагает продажу молодых девушек (большинство из них в возрасте до 15 лет), которые рождаются в рабство в общинах туарегов, а затем продаются богатым и известным хауса. личности в качестве неофициальной «пятой жены». [13] Женщины выполняют домашние обязанности своего хозяина и официальных жен, а также вступают в принудительные сексуальные отношения с хозяином. Их считают пятыми женами, поскольку они являются дополнением к четырем женам, которые человек может иметь на законных основаниях в Нигере (согласно исламской традиции), и считаются подчиненными официальным женам. [13] Несмотря на название, мужчины могут брать несколько «пятых жен». [14]
Хотя рабство редко встречается в городских условиях, социальное давление и социальные запреты на браки потомков рабов с потомками свободных людей создают кастовую систему, которая разделяет людей даже там, где рабства больше не существует. [1]
Торговля людьми
[ редактировать ]В последние годы торговля людьми становится все более серьезной проблемой в Нигере. В течение многих лет Нигер был в первую очередь транзитной страной для торговли людьми, но был ограничен в качестве страны происхождения или назначения. [15] Однако в 2000-х годах, когда на других маршрутах ужесточились меры контроля, маршруты через Нигер стали более заметными. [16] и Нигер также начал становиться страной-источником торговли людьми. [15] Вслед за этой растущей проблемой в 2010 году Нигер принял закон о борьбе с торговлей людьми и создал высокие посты в правительстве для решения этой проблемы. [15] В отчете Государственного департамента США за 2011 год говорится, что, хотя Нигер добился определенного прогресса в проблеме торговли людьми, политическая и административная ситуация после переворота 2010 года помешала эффективным усилиям. [17]
Законы против рабства
[ редактировать ]Хотя Конституция Нигера провозглашает всех людей равными, до 5 мая 2003 года в Нигере не было закона, конкретно направленного против рабства или каких-либо уголовных преступлений за порабощение другого человека. Французские директивы 1905 и 1920 годов, которые были частью правового корпуса Нигера после обретения независимости , касался исключительно работорговли и не положил конец домашнему подневольному или наследственному рабству. В 2003 году был принят новый закон, который криминализировал рабство с максимальным сроком тюремного заключения до 30 лет. [18] Однако закон включает системы посредничества между рабами и хозяевами в качестве необходимого первого шага в этом процессе. [1] Благодаря этому законодательству Нигер стал первой страной в Западной Африке, принявшей закон, конкретно касающийся рабства и устанавливающий уголовное наказание за это преступление. [19]
Два года спустя существовал план проведения значительного количества публичных церемоний, на которых рабовладельцы-туареги официально освобождали своих рабов. Первоначально правительство выступило соавтором значимого мероприятия, в ходе которого Ариссал Аг Амдагу, вождь туарегов в Инатесе , департамент Тиллабери, освободил 7000 своих рабов. Однако, видимо, опасаясь плохой огласки, прямо перед тем, как событие произошло, правительство направило делегацию через районы проживания туарегов, угрожая наказанием за любые публичные увольнения. Правительство заявило, что публичная церемония была изменена, поскольку в стране больше никто не порабощен, поэтому в этом нет необходимости. [18] [20] Хотя Аг Амагдагу подписал с Тимидрией обещание освободить эти 7000 рабов, вместо этого он сказал на мероприятии, что «Рабства в Инатах не существует… Никто не говорил мне, что видел рабов. Если у кого-то есть рабы, он должен скажи мне." [21]
Mani v. Niger
[ редактировать ]Решение «Мани против Нигера» , которое иногда называют «историческим» или «знаковым» решением, [8] Это было дело в Суде Сообщества Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС), которое стало первым решением регионального суда, которое было заслушано по вопросу рабства в Африке. По словам Йеруна Бейрнауэра, руководителя проекта МКП по принудительному труду, это дело установило «региональный стандарт в международном праве прав человека». [19]
Основанием для дела послужило то, что в 1996 году 12-летняя Хадиджату Мани Корау, родившаяся в рабстве в общине туарегов, была продана за 400 долларов США 46-летнему Эль-хаджу Сулейману Наруа в качестве его «пятой жены». "по обычаю вахайя. [8] За девять лет насилия и принудительных сексуальных отношений Мани родила от Наруа четверых детей. В 2005 году Наруа подписал официальный документ об освобождении Мани, но затем заявил, что она его жена, и запретил ей выходить из дома. 20 марта 2006 года Мани получила первоначальное решение об освобождении ее от брака, поскольку, как заявил суд, никогда не проводилось религиозной церемонии бракосочетания этих двоих. Затем это решение было отменено на более высоком уровне, и дело было передано в Верховный суд . [22] Пока дело рассматривалось, Мани снова вышла замуж, и Наруа в ответ подала уголовную жалобу и признала ее и ее нового мужа виновными в двоеженстве (с приговором к шести месяцам тюремного заключения). Суд постановил, что она все еще состояла в законном браке с Наруа, и использовал свой статус рабыни как оправдание для брака. В ответ на обвинение в двоеженстве Мани выдвинул обвинения против Наруа в рабстве в 2007 году, а затем подал прошение в суд ЭКОВАС 14 декабря 2007 года с просьбой признать Нигер нарушающим Африканскую хартию прав человека и народов . [8] [22]
Главный аргумент Нигера заключался в том, что дело неприемлемо для суда ЭКОВАС, поскольку внутренние возможности исправления ситуации не были исчерпаны. Что касается дела, Нигер утверждал, что, хотя рабство все еще существовало, они добились успехов в борьбе с ним, и оно в значительной степени ограничивалось. 27 октября 2008 года суд ЭКОВАС установил, что ни один из аргументов не является достаточным, и вынес решение в пользу Мани. ЭКОВАС отклонило внутренний стандарт исчерпания прав для подачи в него дела и использовало дело Международного суда Барселоны Трэкшн в качестве прецедента, чтобы установить, что рабство требует особого внимания со стороны всех органов государства. Мани было присуждено 21 500 долларов США и возмещение расходов по этому делу. [22]
После вынесения постановления правительство Нигера заявило, что согласилось с ним вместе с правительственным адвокатом Нигера по делу, заявив, что «постановление вынесено, мы приняли его к сведению и оно будет применено». [19] [23]
Социальные движения против рабства
[ редактировать ]Основным общественным движением, занимающимся проблемой рабства и дискриминации после рабства в Нигере, является Тимидрия, неправительственная организация, основанная Илгиласом Вейлой и другими интеллектуалами 15 мая 1991 года. Ее название означает братство или солидарность в Тамахаке . Организация регулярно проводит конгрессы и организует множество различных мероприятий, чтобы привлечь внимание к проблеме рабства в Нигере и бороться за его искоренение. [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Абделькадер, Галий Кадир (2004). «Рабство в Нигере: исторические, правовые и современные перспективы» (PDF) . Интернационал против рабства . Проверено 8 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Лавджой, Пол Э. (2012). Трансформации рабства: история рабства в Африке . Лондон: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Мэннинг, Патрик (1990). Рабство и африканская жизнь: работорговля на Западе, Востоке и Африке . Лондон: Кембридж.
- ^ Jump up to: а б с д Данбар, Роберта Энн (1979). «Рабство и эволюция Дамагарама девятнадцатого века». В Сюзанне Майерс и Игоре Копытоффе (ред.). Рабство в Африке: исторические и антропологические перспективы . Мэдисон, Висконсин: Издательство Университета Висконсина. стр. 155–180.
- ^ Купер, Барбара М. (1994). «Размышления о рабстве, изоляции и женском труде в регионе Маради в Нигере в девятнадцатом и двадцатом веках». Журнал африканской истории . 35 (1): 61–78. дои : 10.1017/s0021853700025962 . S2CID 131653567 .
- ^ Мосион, Орельен (2012). «Переезд, чтобы остаться: пространственные стратегии Иклана на пути к социально-экономической эмансипации на севере Мали, 1898–1960». Журнал африканской истории. 53 (2): 195–213. doi: 10.1017/s0021853712000394. S2CID 161662370. с. 197
- ^ Мосион, Орельен (2012). «Переезд, чтобы остаться: пространственные стратегии Иклана на пути к социально-экономической эмансипации на севере Мали, 1898–1960». Журнал африканской истории. 53 (2): 195–213. doi: 10.1017/s0021853712000394. S2CID 161662370. с. 197
- ^ Jump up to: а б с д Даффи, Хелен (2008). «ХадиджатуМани Коруа против Нигера: рабство, раскрытое судом ЭКОВАС» (PDF) . Обзор законодательства в области прав человека : 1–20. Архивировано из оригинала (PDF) 4 июня 2015 г.
- ^ «Рассмотрение докладов, представленных государствами-участниками в соответствии со статьей 18 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (PDF) . Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. 21 ноября 2005 года . Проверено 8 февраля 2013 г.
- ^ « Оковы рабства в Нигере. Архивировано 19 февраля 2009 года в Wayback Machine ». Новости Эй-Би-Си. 3 июня 2005 г.
- ^ « Рожденный быть рабом в Нигере. Архивировано 6 августа 2017 года в Wayback Machine ». Новости Би-би-си. 11 февраля 2005 г.
- ^ «Всемирная служба BBC | Рабство сегодня» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 13 ноября 2010 года . Проверено 3 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б « Вахая: Молодые девушки проданы в рабство» . Интернационал против рабства . Проверено 8 февраля 2013 г.
- ^ Интернационал против рабства (27 октября 2008 г.). «Рабство в Нигере: Предыстория» . Хранитель . Проверено 8 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «В поисках путей искоренения торговли людьми в Нигере» . Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. 26 сентября 2012 года . Проверено 8 февраля 2013 г.
- ^ «Нигер-Нигерия: проницаемая граница способствует торговле людьми» . 21 мая 2008 года . Интегрированные региональные информационные сети (ИРИН) . Проверено 8 февраля 2013 г.
- ^ «Отчет о торговле людьми в Нигере, 2011 год» . Государственный департамент США . Проверено 8 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Мотлах, Джейсон (28 марта 2012 г.). «Рабы Нигера почти свободны». УПИ .
- ^ Jump up to: а б с Бейрнаер, Йерун. «Решение Западноафриканского суда о рабстве» (PDF) . Международная организация труда . Проверено 8 февраля 2013 г.
- ^ Пфланц, Майк (10 марта 2005 г.). «На пути к свободе рабы Нигера застряли в подвешенном состоянии» . Христианский научный монитор . Проверено 8 февраля 2013 г.
- ^ «Нигер: Рабство – неразрывная цепь» . ИРИН . Проверено 8 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Аллен, Жан (2009). «Хадиджату Мани Корау против Республики Нигер. Решение № ECW/CCJ/JUD/06/08». Американский журнал международного права . 103 (2): 311–317. дои : 10.2307/20535154 . JSTOR 20535154 . S2CID 141769702 .
- ^ «Нигер заявляет, что будет придерживаться вердикта о рабстве». Агентство Франс Пресс . 28 октября 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Рабство в Нигере. Информационный бюллетень» . Интернационал против рабства.
- Хилари Андерссон, Рожденная рабыней в Нигере , BBC News , 11 февраля 2005 г.
- Оливер Стидс, Оковы рабства в Нигере , ABC News , 3 июня 2005 г.