Рабство в Тунисе

Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
![]() |
Рабство в Тунисе было специфическим проявлением арабской работорговли , которая была отменена 23 января 1846 года Ахмедом I Беем . Тунис находился в положении, аналогичном положению Алжира, и его географическое положение связывало его с основными транссахарскими маршрутами. Он получал караваны из Феццана и Гадамеса , которые, по свидетельствам современников, в восемнадцатом веке состояли исключительно из золотого порошка и рабов.
В начале девятнадцатого века рабов прибывало ежегодно в количестве от 500 до 1200 человек. Из Туниса их переправили в порты Леванта .
Происхождение
[ редактировать ]
Тунисские рабы происходили из двух основных зон: Европы и большой территории, простирающейся от Западной Африки до озера Чад . Королевства Борну и регион Феццан предоставили большую часть караванов. Большая часть рабов обращалась в рабство в ходе локальных войн между соперничающими племенами или в результате набегов с похищениями. Караванные маршруты из многих центров Сахары заканчивались в Тунисе. Помимо Гадамеса, который соединял бейлик с Феццаном, Морзуком и Королевством Борну, Тимбукту поддерживал регулярные контакты с бейликом через караванный путь, который проходил через Мзаб и Джерид и связывал страну с африканскими группами и народами. большой зоны, касающейся земель Бамбара , города Дженне и нескольких регионов центральной части Западной Африки. Имена рабов и вольноотпущенников, указанные в архивных документах, подтверждают это множественное и разнообразное происхождение: помимо общих имен, таких как Бурнауи, Гдамси и Уаргли, есть имена, указывающие на происхождение из других центров Западной Африки, таких как Дженнауи и Томбуктауи.
Европейские рабы, в свою очередь, были захвачены в ходе раззий на побережье европейских земель, главным образом Италии, Франции, Испании и Португалии, а также от захвата европейских кораблей. Мужчины использовались для выполнения различных задач (надзиратели рабов, общественные работы, солдаты, государственные служащие и т. д.), а женщины использовались в качестве домашней прислуги и в гаремах . В отличие от мужчин, женщин освобождали очень редко, хотя женщины часто принимали ислам .
Числа
[ редактировать ]Хотя количественных данных за XVIII век не существует, некоторые частичные переписи населения, проведенные в середине XIX века, позволяют сделать некоторые приблизительные выводы о численности рабов по всей стране. Люсетт Валенси предложила оценку около 7000 рабов или потомков рабов в Тунисе в 1861 году, используя реестры, которые включают списки освобожденных. [1] Однако такой систематический учет чернокожего населения неэффективен по нескольким причинам: отмена рабства произошла за десять лет до того, как были введены первые записи о подвластном населении для мейбы (налога, введенного в 1856 году), и поэтому значительная часть из этих групп, разбросанных по различным слоям общества, избежали системы контроля. Частота коллективных освобождений черных рабов после смерти принца или принцессы показывает некоторые важные сравнительные цифры. В 1823 году после смерти принцессы было освобождено 177 рабов. [2] Основываясь на цифрах, предоставленных путешественниками, Ральф Остин установил некоторые средние значения, в результате чего общее количество рабов составило 100 000. [3] Со своей стороны, Луи Ферьер в письме Томасу Риду , британскому консулу в Тунисе, подсчитал, что в 1848 году насчитывалось 167 000 рабов и освобожденных рабов. Что касается европейских рабов, количество женщин определить трудно. Некоторые историки, такие как Роберт К. Дэвис, [4] оценивают их количество примерно в 10%, но эти цифры основаны на выкупе рабов; это может просто указывать на то, что женщины редко искупались. Эта цифра в 10% особенно сомнительна, поскольку рабы, приобретенные в прибрежных раззиях, были более многочисленны и в этих раззиах женщины составляли в среднем пять из каждых восьми человек, взятых в плен.
Кроме того, распределение рабов по регионам не было однородным. На юго-востоке доля была довольно высока (особенно в оазисах ). , проживало явное большинство рабов В некоторых деревнях, например, к югу от Габеса . В Тунисе, несмотря на постоянные поставки, группа, вероятно, оставалась меньшинством населения, не превышая нескольких тысяч человек. Таким образом, районы концентрации рабов были распределены между Тунисом, Сахелем и юго-востоком. [1]
По словам Раеда Бадера, основанного на оценках транссахарской торговли, между 1700 и 1880 годами Тунис получил 100 000 черных рабов по сравнению с только 65 000, поступающими в Алжир, 400 000 в Ливию, 515 000 в Марокко и 800 000 в Египет. [5]
Организация
[ редактировать ]Социальная организация традиционного тунисского общества предлагала рабам в Тунисе ряд конкретных ролей. Аге . рабов, обычно первому евнуху бея , было поручено поддерживать порядок среди групп и разрешать споры, которые могли возникнуть между хозяевами и рабами или между самими рабами Записи и отчеты подтверждают относительную автономию организации, предоставленную рабам Туниса, и защиту, которую правительство оказывало им, защиту, которая показывает острое понимание правительством правил хорошего поведения и обращения с рабами, предписанных исламом. По сути, защищая это меньшинство, правительство было уверено в его безоговорочной лояльности, особенно со стороны охраны бея, набранной из рабов. Помимо этого политико-административного устройства, рабы, очевидно, имели свои специфические религиозные организации как братства , функции которых не ограничивались духовной жизнью членов. Братства взяли на себя множество социальных функций, которые стали наиболее очевидными после освобождения раба. Для рабов освобождение обычно представляло собой переход раба из-под опеки хозяина под опеку братства, которое заменяло большую семью или племя.
Функции
[ редактировать ]Экономическая роль
[ редактировать ]
Рабство в Тунисе отвечало главным образом потребностям гражданского общества. Однако исследование основных предприятий города Туниса, проведенное многими учеными, не указывает на концентрированное использование рабов в трудоемких отраслях. [6] Основные традиционные отрасли, такие как ткачество, производство чехии или кожи, по-прежнему оставались за местной рабочей силой. Труд на этих предприятиях по-прежнему выполнялся свободными людьми, и рабство нельзя было приписать экономическим нуждам. Однако в оазисах южного Туниса группы рабов использовались в сельском хозяйстве и особенно на ирригационных работах. Именно на юге страны рабство сохранялось наиболее заметно после его отмены в 1846 году и в двадцатом веке. Вивиан Пакес описывает подобные явления: «В оазисах рабов особенно использовали в качестве домашней прислуги, для рытья колодцев и рытья каналов. Они работали от восхода до заката, получая только тарелку кускуса за свой труд . Когда они становятся шушане , у них статус хаммеса , и они получают процент от урожая, но их рабочая нагрузка остается прежней...» [7]
Одомашненный
[ редактировать ]Рабыни в основном использовались либо в качестве домашней прислуги, либо в качестве наложниц (секс-рабынь) . Сексуальные рабыни-наложницы богатых городских мужчин, родившие сына своего поработителя, считались наиболее привилегированными, поскольку они становились Умм Валад и освобождались после смерти своего поработителя; наложница бедуина в основном жила той же жизнью, что и остальные члены племени и женщины семьи. [8] Домашние рабыни жили тяжёлой жизнью, а воспроизводство среди рабынь было низким; было отмечено, что среди рабов была высока детская смертность, что рабыни часто подвергались изнасилованию в детстве и редко доживали до сорока лет, и что более бедные рабовладельцы часто занимались их проституцией. [9]
Источники единодушны в отношении тяжелого домашнего характера рабства в Тунисе. На первый взгляд, владение рабами представляло собой признак благородства в Тунисе, а почти повсеместное владение одним или несколькими рабами для домашних работ свидетельствует о явно выраженной тенденции презрения к физическому труду, традиционной аристократической характеристике. Некоторые общие практики тунисского двора способствовали закреплению этой традиции: принцы от периода Хафсидов до беев Хусейнидов использовали исключительно рабов в качестве дворцовой стражи и слуг в своем гареме . Интегрировав рабов в повседневную жизнь двора, князья предоставили модель использования рабов тысячам придворных аристократов и гражданской знати.
Правительство
[ редактировать ]Кроме того, как отмечает французский врач и натуралист Жан-Андре Пейсоннель, рабы-христиане европейского происхождения, принявшие ислам, могли подняться на высокие должности — даже до главных государственных должностей, как Мурадид -беи , чья династия была основана корсиканцем раб, или несколько министров династии Хусейнидов, таких как Хайреддин-паша , который был схвачен корсарами и продан на стамбульских невольничьих рынках. Некоторые принцы, такие как Хаммуда-паша и Ахмед I-бей, даже родились от матерей-рабынь.
Другие рабы европейского происхождения сами стали корсарами после принятия ислама и захватили других европейских рабов (иногда нападая на их родные города).
Отмена
[ редактировать ]
29 апреля 1841 года Ахмед бей взял интервью у Томаса Рида , который посоветовал ему запретить работорговлю. Ахмед I был убежден в необходимости этого действия; будучи сыном раба, его считали открытым для прогресса и готовым действовать против всех форм фанатизма. Он решил запретить вывоз рабов в тот же день, когда встретился с Ридом. Действуя поэтапно, он закрыл невольничий рынок Туниса в августе и объявил в декабре 1842 года, что каждый родившийся в стране после этого будет свободен. [10]
Чтобы смягчить недовольство, Ахмед заранее получил фетвы от улемов от Бах-муфтия Сиди Брахима Риахи , которые категорически и без каких-либо прецедентов в арабском мусульманском мире запрещали рабство. Полная отмена рабства на всей территории страны была объявлена указом от 23 января 1846 года. [11] [12] Однако, хотя отмена была принята городским населением, она была отвергнута — по словам Ибн Аби Дхиафа — на Джербе , среди бедуинов и среди крестьян, которым требовалась дешевая и послушная рабочая сила. [13]
Это сопротивление оправдало вторую отмену, объявленную французами в указе Али III Бея от 28 мая 1890 года. [14] Этот указ вводил финансовые санкции (в виде штрафов) и уголовные санкции (в виде тюремного заключения) для тех, кто продолжал заниматься работорговлей или держать рабов в качестве прислуги. Колониальные отчеты имели тенденцию обходить вниманием первую отмену и сосредотачиваться на второй.
После отмены
[ редактировать ]- См. также: Харатин
Потомки рабов, харатинцы , были и до сих пор обычно остаются социально изолированными в некоторых Магриби странах , живя в сегрегированных , предназначенных только для харатинцев гетто . Они приняли ислам при арабах и берберах. [15] и обычно воспринимаются как эндогамная группа бывших рабов или потомков рабов. [15] [16]
Во второй половине девятнадцатого века большинство старых рабов, мужчин и женщин, сформировали городской низший класс, полагаясь на своих бывших хозяев или живя в тяжелых условиях (фундауки на окраинах). Зачастую они работают продавцами хлеба, уличными торговцами, массажистами в мавританских банях, домашней прислугой или простыми преступниками, легко задерживаемыми муниципальной полицией за пьянство или мелкое воровство. До 10% проституток в Тунисе происходят от бывших рабынь. [17] Таким образом, после отмены рабства произошел процесс обнищания и социальной маргинализации старых рабов, поскольку предоставление избирательных прав обеспечило юридическое освобождение, но не социальную свободу. [18]
Галерея
[ редактировать ]- Домашние рабы
- Старый невольничий рынок - Медина Туниса
- Ленерт и Лэндрок — Невольничий рынок, Тунис, около 1910 года.
- Декларация об отмене рабства - Ахмед бей
- Тунис337
- Рынок 2
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б (на французском языке) «Рабы-христиане и черные рабы в Тунисе в 18 веке. и века» , Люсетт Валенси , Анналы. Экономика, общества, цивилизации , том. 22, № 6, 1967, с. 1267-1288 гг.
- ^ Национальный архив Туниса, историческая серия, файлы, относящиеся к княжеским семьям, документ 58188.
- ^ Ральф Остин, Трансахарская работорговля. Очерки экономической истории работорговли в Атлантике , New York Academy Press, 1979.
- ^ Роберт К. Дэвис, Христианские рабы. мусульманские учителя. Белое рабство в Средиземноморье (1500-1800) , изд. Жаклин Шамбон, Париж, 2006 г.
- ^ (на французском языке) Раед Бадер, Чернокожие в Алжире, XIX и -ХХ и века , изд. Высшая нормальная школа Лиона, 20 июня 2006 г.
- ^ Пьер Феннек, Трансформация торговли в Тунисе под влиянием экономики капиталистического типа , Тунис, 1964.
- ^ Вивиан Истер, Космическое дерево в популярной мысли и в повседневной жизни северо-западной Африки , Париж, 1964 г.
- ^ Женщины и рабство: Африка, мир Индийского океана и средневековая Северная Атлантика. (2007). Греция: Издательство Университета Огайо. п. 13
- ^ Женщины и рабство: Африка, мир Индийского океана и средневековая Северная Атлантика. (2007). Греция: Издательство Университета Огайо. п. 13
- ^ (на французском языке) Сезар Канту, Всеобщая история , перевод Эжена Ару и Пьерсильвестро Леопарди, том XIII, изд. Фирмен Дидо, Париж, 1847, с. 139
- ^ (на арабском языке) Оригинал указа от 23 января 1846 г. о предоставлении избирательных прав рабам (Национальный архив Туниса)
- ^ (на французском языке) Французский перевод указа от 23 января 1846 года о предоставлении избирательных прав рабам (Портал юстиции и прав человека в Тунисе)
- ^ Ибн Аби Дхиаф, Аль Итаф , том 4, стр. 89–90
- ^ (на французском языке) Указ от 28 мая 1890 г., Официальный журнал Туниса , 29 мая 1890 г.
- ^ Перейти обратно: а б Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. п. 549. ИСБН 978-0-19-533770-9 . , Цитата: "Харатин. Социальная каста в ряде стран северо-западной Африки, состоящая из чернокожих, многие из которых являются бывшими рабами (...)"
- ^ Мейерс, Аллан Р. (1977). «Класс, этническая принадлежность и рабство: истоки марокканского Абид». Международный журнал африканских исторических исследований . 10 (3). Центр африканских исследований Бостонского университета: 427–442. дои : 10.2307/216736 . JSTOR 216736 .
- ^ Даленда и Абдельхамид Ларгеш, Маргиналы в стране ислама , Тунис, изд. Церера, 1993 г.
- ^ (на французском языке) Аффет Мосбах, «Быть черным в Тунисе», Jeune Afrique , 11 июля 2004 г.
Библиография
[ редактировать ]- Роджер Ботте, Рабство и его отмена в исламских странах. Тунис, Саудовская Аравия, Марокко, Мавритания, Судан , изд. Андре Версаль, Брюссель, 2010 г., ISBN 287495084X .
- Инес Мрад Дали, «От рабства к рабству», Cahiers d’étudesafricaines , № 179–180, 2005, стр. 935–955 ISSN 0008-0055 .
- Абдельхамид Ларгеш, Отмена рабства в Тунисе через архивы. 1841-1846 , изд. Алиф, Тунис, 1990 г., ISBN 9973716248 .
- Ахмед Рахал, Чернокожая община Туниса. Инициативная терапия и обряд одержимости , под ред. Л'Харматтан, Париж, 2000 г. ISBN 2738485561 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на французском языке) «Торговля людьми и рабство чернокожих в Тунисе», «Память континента» , Radio France Internationale, 11 июля 2009 г.
- (на французском языке) Мария Газали, «Регентство Туниса и рабство в Средиземноморье в конце 18 века». и века согласно источникам испанского консульства», Cahiers de la Méditerranée , 2002, vol. 65
- (на французском языке) Документы о черной общине Туниса