Jump to content

Рабство в Тунисе

Акт об отмене рабства в Тунисе 1846 года.

Рабство в Тунисе было специфическим проявлением арабской работорговли , которая была отменена 23 января 1846 года Ахмедом I Беем . Тунис находился в положении, аналогичном положению Алжира, и его географическое положение связывало его с основными транссахарскими маршрутами. Он получал караваны из Феццана и Гадамеса , которые, по свидетельствам современников, в восемнадцатом веке состояли исключительно из золотого порошка и рабов.

В начале девятнадцатого века рабов прибывало ежегодно в количестве от 500 до 1200 человек. Из Туниса их переправили в порты Леванта .

Происхождение

[ редактировать ]
Маршруты арабской торговли в средние века

Тунисские рабы происходили из двух основных зон: Европы и большой территории, простирающейся от Западной Африки до озера Чад . Королевства Борну и регион Феццан предоставили большую часть караванов. Большая часть рабов обращалась в рабство в ходе локальных войн между соперничающими племенами или в результате набегов с похищениями. Караванные маршруты из многих центров Сахары заканчивались в Тунисе. Помимо Гадамеса, который соединял бейлик с Феццаном, Морзуком и Королевством Борну, Тимбукту поддерживал регулярные контакты с бейликом через караванный путь, который проходил через Мзаб и Джерид и связывал страну с африканскими группами и народами. большой зоны, касающейся земель Бамбара , города Дженне и нескольких регионов центральной части Западной Африки. Имена рабов и вольноотпущенников, указанные в архивных документах, подтверждают это множественное и разнообразное происхождение: помимо общих имен, таких как Бурнауи, Гдамси и Уаргли, есть имена, указывающие на происхождение из других центров Западной Африки, таких как Дженнауи и Томбуктауи.

Европейские рабы, в свою очередь, были захвачены в ходе раззий на побережье европейских земель, главным образом Италии, Франции, Испании и Португалии, а также от захвата европейских кораблей. Мужчины использовались для выполнения различных задач (надзиратели рабов, общественные работы, солдаты, государственные служащие и т. д.), а женщины использовались в качестве домашней прислуги и в гаремах . В отличие от мужчин, женщин освобождали очень редко, хотя женщины часто принимали ислам .

Хотя количественных данных за XVIII век не существует, некоторые частичные переписи населения, проведенные в середине XIX века, позволяют сделать некоторые приблизительные выводы о численности рабов по всей стране. Люсетт Валенси предложила оценку около 7000 рабов или потомков рабов в Тунисе в 1861 году, используя реестры, которые включают списки освобожденных. [1] Однако такой систематический учет чернокожего населения неэффективен по нескольким причинам: отмена рабства произошла за десять лет до того, как были введены первые записи о подвластном населении для мейбы (налога, введенного в 1856 году), и поэтому значительная часть из этих групп, разбросанных по различным слоям общества, избежали системы контроля. Частота коллективных освобождений черных рабов после смерти принца или принцессы показывает некоторые важные сравнительные цифры. В 1823 году после смерти принцессы было освобождено 177 рабов. [2] Основываясь на цифрах, предоставленных путешественниками, Ральф Остин установил некоторые средние значения, в результате чего общее количество рабов составило 100 000. [3] Со своей стороны, Луи Ферьер в письме Томасу Риду , британскому консулу в Тунисе, подсчитал, что в 1848 году насчитывалось 167 000 рабов и освобожденных рабов. Что касается европейских рабов, количество женщин определить трудно. Некоторые историки, такие как Роберт К. Дэвис, [4] оценивают их количество примерно в 10%, но эти цифры основаны на выкупе рабов; это может просто указывать на то, что женщины редко искупались. Эта цифра в 10% особенно сомнительна, поскольку рабы, приобретенные в прибрежных раззиях, были более многочисленны и в этих раззиах женщины составляли в среднем пять из каждых восьми человек, взятых в плен.

Кроме того, распределение рабов по регионам не было однородным. На юго-востоке доля была довольно высока (особенно в оазисах ). , проживало явное большинство рабов В некоторых деревнях, например, к югу от Габеса . В Тунисе, несмотря на постоянные поставки, группа, вероятно, оставалась меньшинством населения, не превышая нескольких тысяч человек. Таким образом, районы концентрации рабов были распределены между Тунисом, Сахелем и юго-востоком. [1]

По словам Раеда Бадера, основанного на оценках транссахарской торговли, между 1700 и 1880 годами Тунис получил 100 000 черных рабов по сравнению с только 65 000, поступающими в Алжир, 400 000 в Ливию, 515 000 в Марокко и 800 000 в Египет. [5]

Организация

[ редактировать ]

Социальная организация традиционного тунисского общества предлагала рабам в Тунисе ряд конкретных ролей. Аге . рабов, обычно первому евнуху бея , было поручено поддерживать порядок среди групп и разрешать споры, которые могли возникнуть между хозяевами и рабами или между самими рабами Записи и отчеты подтверждают относительную автономию организации, предоставленную рабам Туниса, и защиту, которую правительство оказывало им, защиту, которая показывает острое понимание правительством правил хорошего поведения и обращения с рабами, предписанных исламом. По сути, защищая это меньшинство, правительство было уверено в его безоговорочной лояльности, особенно со стороны охраны бея, набранной из рабов. Помимо этого политико-административного устройства, рабы, очевидно, имели свои специфические религиозные организации как братства , функции которых не ограничивались духовной жизнью членов. Братства взяли на себя множество социальных функций, которые стали наиболее очевидными после освобождения раба. Для рабов освобождение обычно представляло собой переход раба из-под опеки хозяина под опеку братства, которое заменяло большую семью или племя.

Экономическая роль

[ редактировать ]
Дом христианских рабов в Тунисе

Рабство в Тунисе отвечало главным образом потребностям гражданского общества. Однако исследование основных предприятий города Туниса, проведенное многими учеными, не указывает на концентрированное использование рабов в трудоемких отраслях. [6] Основные традиционные отрасли, такие как ткачество, производство чехии или кожи, по-прежнему оставались за местной рабочей силой. Труд на этих предприятиях по-прежнему выполнялся свободными людьми, и рабство нельзя было приписать экономическим нуждам. Однако в оазисах южного Туниса группы рабов использовались в сельском хозяйстве и особенно на ирригационных работах. Именно на юге страны рабство сохранялось наиболее заметно после его отмены в 1846 году и в двадцатом веке. Вивиан Пакес описывает подобные явления: «В оазисах рабов особенно использовали в качестве домашней прислуги, для рытья колодцев и рытья каналов. Они работали от восхода до заката, получая только тарелку кускуса за свой труд . Когда они становятся шушане , у них статус хаммеса , и они получают процент от урожая, но их рабочая нагрузка остается прежней...» [7]

Одомашненный

[ редактировать ]

Рабыни в основном использовались либо в качестве домашней прислуги, либо в качестве наложниц (секс-рабынь) . Сексуальные рабыни-наложницы богатых городских мужчин, родившие сына своего поработителя, считались наиболее привилегированными, поскольку они становились Умм Валад и освобождались после смерти своего поработителя; наложница бедуина в основном жила той же жизнью, что и остальные члены племени и женщины семьи. [8] Домашние рабыни жили тяжёлой жизнью, а воспроизводство среди рабынь было низким; было отмечено, что среди рабов была высока детская смертность, что рабыни часто подвергались изнасилованию в детстве и редко доживали до сорока лет, и что более бедные рабовладельцы часто занимались их проституцией. [9]

Источники единодушны в отношении тяжелого домашнего характера рабства в Тунисе. На первый взгляд, владение рабами представляло собой признак благородства в Тунисе, а почти повсеместное владение одним или несколькими рабами для домашних работ свидетельствует о явно выраженной тенденции презрения к физическому труду, традиционной аристократической характеристике. Некоторые общие практики тунисского двора способствовали закреплению этой традиции: принцы от периода Хафсидов до беев Хусейнидов использовали исключительно рабов в качестве дворцовой стражи и слуг в своем гареме . Интегрировав рабов в повседневную жизнь двора, князья предоставили модель использования рабов тысячам придворных аристократов и гражданской знати.

Правительство

[ редактировать ]

Кроме того, как отмечает французский врач и натуралист Жан-Андре Пейсоннель, рабы-христиане европейского происхождения, принявшие ислам, могли подняться на высокие должности — даже до главных государственных должностей, как Мурадид -беи , чья династия была основана корсиканцем раб, или несколько министров династии Хусейнидов, таких как Хайреддин-паша , который был схвачен корсарами и продан на стамбульских невольничьих рынках. Некоторые принцы, такие как Хаммуда-паша и Ахмед I-бей, даже родились от матерей-рабынь.

Другие рабы европейского происхождения сами стали корсарами после принятия ислама и захватили других европейских рабов (иногда нападая на их родные города).

Старый невольничий рынок в Медине Туниса
Хайреддин-паша , раб черкесского происхождения.

29 апреля 1841 года Ахмед бей взял интервью у Томаса Рида , который посоветовал ему запретить работорговлю. Ахмед I был убежден в необходимости этого действия; будучи сыном раба, его считали открытым для прогресса и готовым действовать против всех форм фанатизма. Он решил запретить вывоз рабов в тот же день, когда встретился с Ридом. Действуя поэтапно, он закрыл невольничий рынок Туниса в августе и объявил в декабре 1842 года, что каждый родившийся в стране после этого будет свободен. [10]

Чтобы смягчить недовольство, Ахмед заранее получил фетвы от улемов от Бах-муфтия Сиди Брахима Риахи , которые категорически и без каких-либо прецедентов в арабском мусульманском мире запрещали рабство. Полная отмена рабства на всей территории страны была объявлена ​​указом от 23 января 1846 года. [11] [12] Однако, хотя отмена была принята городским населением, она была отвергнута — по словам Ибн Аби Дхиафа — на Джербе , среди бедуинов и среди крестьян, которым требовалась дешевая и послушная рабочая сила. [13]

Это сопротивление оправдало вторую отмену, объявленную французами в указе Али III Бея от 28 мая 1890 года. [14] Этот указ вводил финансовые санкции (в виде штрафов) и уголовные санкции (в виде тюремного заключения) для тех, кто продолжал заниматься работорговлей или держать рабов в качестве прислуги. Колониальные отчеты имели тенденцию обходить вниманием первую отмену и сосредотачиваться на второй.

После отмены

[ редактировать ]
См. также: Харатин

Потомки рабов, харатинцы , были и до сих пор обычно остаются социально изолированными в некоторых Магриби странах , живя в сегрегированных , предназначенных только для харатинцев гетто . Они приняли ислам при арабах и берберах. [15] и обычно воспринимаются как эндогамная группа бывших рабов или потомков рабов. [15] [16]

Во второй половине девятнадцатого века большинство старых рабов, мужчин и женщин, сформировали городской низший класс, полагаясь на своих бывших хозяев или живя в тяжелых условиях (фундауки на окраинах). Зачастую они работают продавцами хлеба, уличными торговцами, массажистами в мавританских банях, домашней прислугой или простыми преступниками, легко задерживаемыми муниципальной полицией за пьянство или мелкое воровство. До 10% проституток в Тунисе происходят от бывших рабынь. [17] Таким образом, после отмены рабства произошел процесс обнищания и социальной маргинализации старых рабов, поскольку предоставление избирательных прав обеспечило юридическое освобождение, но не социальную свободу. [18]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б (на французском языке) «Рабы-христиане и черные рабы в Тунисе в 18 веке. и века» , Люсетт Валенси , Анналы. Экономика, общества, цивилизации , том. 22, № 6, 1967, с. 1267-1288 гг.
  2. ^ Национальный архив Туниса, историческая серия, файлы, относящиеся к княжеским семьям, документ 58188.
  3. ^ Ральф Остин, Трансахарская работорговля. Очерки экономической истории работорговли в Атлантике , New York Academy Press, 1979.
  4. ^ Роберт К. Дэвис, Христианские рабы. мусульманские учителя. Белое рабство в Средиземноморье (1500-1800) , изд. Жаклин Шамбон, Париж, 2006 г.
  5. ^ (на французском языке) Раед Бадер, Чернокожие в Алжире, XIX и -ХХ и века , изд. Высшая нормальная школа Лиона, 20 июня 2006 г.
  6. ^ Пьер Феннек, Трансформация торговли в Тунисе под влиянием экономики капиталистического типа , Тунис, 1964.
  7. ^ Вивиан Истер, Космическое дерево в популярной мысли и в повседневной жизни северо-западной Африки , Париж, 1964 г.
  8. ^ Женщины и рабство: Африка, мир Индийского океана и средневековая Северная Атлантика. (2007). Греция: Издательство Университета Огайо. п. 13
  9. ^ Женщины и рабство: Африка, мир Индийского океана и средневековая Северная Атлантика. (2007). Греция: Издательство Университета Огайо. п. 13
  10. ^ (на французском языке) Сезар Канту, Всеобщая история , перевод Эжена Ару и Пьерсильвестро Леопарди, том XIII, изд. Фирмен Дидо, Париж, 1847, с. 139
  11. ^ (на арабском языке) Оригинал указа от 23 января 1846 г. о предоставлении избирательных прав рабам (Национальный архив Туниса)
  12. ^ (на французском языке) Французский перевод указа от 23 января 1846 года о предоставлении избирательных прав рабам (Портал юстиции и прав человека в Тунисе)
  13. ^ Ибн Аби Дхиаф, Аль Итаф , том 4, стр. 89–90
  14. ^ (на французском языке) Указ от 28 мая 1890 г., Официальный журнал Туниса , 29 мая 1890 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. п. 549. ИСБН  978-0-19-533770-9 . , Цитата: "Харатин. Социальная каста в ряде стран северо-западной Африки, состоящая из чернокожих, многие из которых являются бывшими рабами (...)"
  16. ^ Мейерс, Аллан Р. (1977). «Класс, этническая принадлежность и рабство: истоки марокканского Абид». Международный журнал африканских исторических исследований . 10 (3). Центр африканских исследований Бостонского университета: 427–442. дои : 10.2307/216736 . JSTOR   216736 .
  17. ^ Даленда и Абдельхамид Ларгеш, Маргиналы в стране ислама , Тунис, изд. Церера, 1993 г.
  18. ^ (на французском языке) Аффет Мосбах, «Быть ​​черным в Тунисе», Jeune Afrique , 11 июля 2004 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Роджер Ботте, Рабство и его отмена в исламских странах. Тунис, Саудовская Аравия, Марокко, Мавритания, Судан , изд. Андре Версаль, Брюссель, 2010 г., ISBN   287495084X .
  • Инес Мрад Дали, «От рабства к рабству», Cahiers d’étudesafricaines , № 179–180, 2005, стр. 935–955 ISSN   0008-0055 .
  • Абдельхамид Ларгеш, Отмена рабства в Тунисе через архивы. 1841-1846 , изд. Алиф, Тунис, 1990 г., ISBN   9973716248 .
  • Ахмед Рахал, Чернокожая община Туниса. Инициативная терапия и обряд одержимости , под ред. Л'Харматтан, Париж, 2000 г. ISBN   2738485561 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: da27034467e3fb830b7129f6ad72f450__1721280360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/50/da27034467e3fb830b7129f6ad72f450.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Slavery in Tunisia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)