Работорговля в Нанте
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
![]() |


привела Работорговля в Нанте к депортации с конца 17 по начало 19 века более 500 000 чернокожих африканских рабов во французские владения на Американском континенте, главным образом на Антильских островах . , Франция, с 1744 рейсами рабов Нант был основным французским портом работорговли в течение этого периода. Работорговля явно поощрялась королевской семьей и описывалась церковью как «обычное занятие». [ 1 ]
Город был последним центром работорговли во Франции до отмены этой практики в 1831 году с запретом работорговли. [ 2 ]
Контекст
[ редактировать ]Трансатлантическая работорговля между Европой и Америкой привела к депортации от 12 до 13 миллионов африканцев, большинство из которых жили в конце 17 века. В 1997 году историк Хью Томас утверждал, что в результате работорговли Африку покинуло 13 миллионов рабов, из которых 11 328 000 прибыли в пункт назначения, совершив 54 200 рейсов. [ 3 ] Каждый крупный европейский порт был вовлечен в работорговлю, хотя и в разной степени. Английские порты были на передовой; при этом 4894 экспедиции отправляются из Ливерпуля и 2704 из Лондона.
Метрополия Франция спустила на воду около 4200 работорговых кораблей и занимает третье место среди стран-работорговцев после Великобритании и Португалии . [ 4 ] Только в городе Нант было организовано 1744 экспедиции, или 41,3% от общего количества экспедиций по Франции. Следующие города (в порядке важности) вместе составили 33,5% французских невольничьих путешествий: Бордо , Ла-Рошель и Гавр . [ 5 ]
Важность Нанта в работорговле можно объяснить как очень важную: город извлекает выгоду из своей близости к Лорьяну , дому Французской Ост-Индской компании , которая позволяла поставлять Индиенны и денежные каури , которые высоко ценились работорговцами. . [ 6 ] Эта ситуация компенсировала мелкую осадку устья Луары , которая была ограничена одиннадцатью футами и поэтому позволяла достичь Нанту только судам максимальной водоизмещением 150–170 тонн в полностью загруженных условиях. Устье Жиронды , однако, имело осадку от 14 до 16 футов, в результате чего 250 судов могли достичь Бордо, порта, расположенного вдали от основных маршрутов между Лондоном и долиной реки По , способного экспортировать богатства, предлагаемые Аквитанией . Бассейн . [ 7 ] Нант вошел в работорговлю сравнительно поздно, в 1707 году. Судовладельцы сочли трехстороннюю торговлю гораздо более выгодной, чем прямая торговля, заключавшаяся в совершении рейсов между Европой и Америкой, поскольку на рубеже 17 века порт торговал в основном межрегиональная и европейская торговля (охватывающая Пиренейский полуостров , Британские острова и Северное море ), в которой большая часть перевозок приходится на традиционную торговлю, использовавшуюся со времен средневековья, с такими продуктами, как мука, вино и соль. [ 8 ]
Хронология работорговли в Нанте
[ редактировать ]Начало
[ редактировать ]Первым кораблем в Нанте, который использовался в работорговле, скорее всего, был «Эркюль» 1707 года, спущенный на воду компанией Сенегала и принадлежавший семье Монтадуэн. [ 8 ] [ 9 ]
Затем, после 4-летнего перерыва (между 1707 и 1711 годами), в 1712 году движение возобновилось с 7 кораблями. В течение следующих 15 лет количество спущенных на воду невольничьих кораблей увеличилось:
Ежегодное количество невольничьих кораблей, спущенных на воду из Нанта
1713 | 1715 | 1716 | 1717 | 1718 | 1719 | 1720 | 1721 | 1722 | 1723 | 1727 | 1728 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
14 | 20 | 2 | 11 | 12 | 9 | 20 | 16 | 11 | 24 | 6 | 10 |
Начиная с 1730-х годов, тоннаж нантских невольничьих кораблей постоянно рос: с немногим более 1000 тонн в 1735 году до 6000 тонн в 1740 году. [ 10 ]
1740–1752 гг.
[ редактировать ]Последующие годы были гораздо более хаотичными: Война за австрийское наследство , в которой участвовала Франция, препятствовала морской торговле, которая в то время была главным полем битвы англо-французского соперничества . Таким образом, тоннаж невольничьих кораблей в Нанте был крайне низким и никогда не превышал 500 тонн в течение трех лет конфликта (1745, 1746 и 1747 гг.). , Экс-ла-Шапельский договор подписанный в 1748 году, позволил снова постепенно увеличить коммерческую деятельность: через порт прошло более 1000 тонн. Однако в следующем году этот тоннаж достиг рекордной отметки в 9000 тонн. [ 10 ]
В 1750 и 1751 годах наблюдалось затишье в деятельности, главным образом из-за того, что судовладельцы в Нанте ждали результатов своих послевоенных инвестиций. [ 11 ] Путешествие невольничьего корабля через систему трехсторонней торговли между Европой, Африкой и Америкой обычно занимало от 14 до 18 месяцев. [ 8 ]
1752–1763 гг.
[ редактировать ]Как убедились нантские судовладельцы, в 1752, 1753 и 1754 годах их тоннаж превысил 5000 тонн. Это считалось периодом активной коммерческой деятельности, поскольку с 1735 по 1759 год это число было превышено всего пять раз. В 1755 году торговля замедлилась и достигла всего 3000 тонн, а затем полностью рухнула между 1756 и 1763 годами в результате Семилетней войны , во время которой британцы захватили французские владения Горе и Сен-Луи в Сенегале, оба из которых были крупными участники французской работорговли; Французская колония Гваделупа пала в 1759 году. [ 8 ]
1763–1793 гг.
[ редактировать ]Подписание Парижского договора в 1763 году позволило торговле в Нанте восстановиться на высоком уровне активности, даже несмотря на то, что 699 экспедиций, организованных в течение следующих 30 лет, составили бы менее половины всей французской работорговли в течение всего периода. в этот период, тогда как до конфликта на долю Нант приходилось более 50%. С тех пор и до первой отмены рабства в 1793 году эта доля продолжала падать.
Период | Процент торговли из Нанта [ 12 ] |
---|---|
1763–1766 | 49.3% |
1767–1771 | 42.5% |
1772–1778 | 34.4% |
1783–1789 | 34.3% |
1789–1793 | 36.1% |
Такая потеря доли рынка объясняется несколькими факторами, в частности:
- утратой исключительной привилегии в торговле рабами с африканского побережья, которая принадлежала Французской Ост-Индской компании для поощрения их участия в торговле до 31 июля 1767 года. 30 сентября 1767 года порты Ла-Манша ( Сен-Мало ( Гавр , Онфлер ) получили освобождение от налога в размере 10 турских ливров за раба, проданного на Антильских островах . Исключение было распространено на Ла-Рошель 4 февраля 1768 года и на Бордо 21 марта того же года.
- изменением бизнеса судовладельцев в Ла-Рошели на работорговлю, стремясь компенсировать падение торговли мехом, когда Франция потеряла контроль над Канадой , и поэтому вступила в конкуренцию со своими коллегами из Луары. [ 13 ]
Однако даже если число путешествий рабов упало в среднем с 29 в год (между 1763 и 1766 годами) до 22,2 (между 1767 и 1771 годами) и 20,6 (между 1772 и 1778 годами, т. е. началом американской войны за независимость ), общий тоннаж падал медленнее (в среднем с 3954 тонн в год между 1763 и 1766 годами до 3556 тонн в период с 1772 по 1778 год), а это означает, что, хотя судовладельцы в Нанте использовали меньше судов, они использовали суда большей вместимости. Средняя вместимость невольничьего корабля выросла со 140 тонн после Семилетней войны до 175,5 тонн в период с 1772 по 1778 год.
После обретения Америкой независимости в период с 1783 по 1788 год в среднем спускалось на воду 32 корабля в год, в результате чего за этот период из Нанта отправлялось 193 корабля, против 116 из Бордо, 111 из Гавра и 75 из Ла-Рошели. В течение первых двух лет Французской революции из Нанта было спущено на воду 89 кораблей с рабами (46 в 1789 году и 43 в 1790 году). Между 1789 и 1793 годами на порт Нант приходилось 36,1% трафика работорговли с участием 152 судов: столько же, сколько продукция их главных конкурентов, Бордо и Гавра, вместе взятых.
За тот же период количество рабов, перевезенных нантскими кораблями, составило 200 000 человек. Этих рабов вывозили в основном из Гвинейского залива (в основном из региона Калабар , на юго-восточном побережье нынешней Нигерии ) и «побережья Анголы» (ныне часть Анголы и Республики Конго). [ 14 ] ), [ 15 ] пронумерованы следующим образом:
Период | Количество рабов |
---|---|
1763–1766 | 32,300 |
1767–1771 | 33,854 |
1772–1778 | 35,161 |
1783–1788 | 55,932 |
1789–1793 | 38,361 |
Нантские торговцы не только были способны адаптироваться к рыночным условиям как в Америке, так и в Африке, но также были способны менять места продаж в соответствии с конкуренцией. Тем не менее именно в Сен-Доминго они продали большую часть своего человеческого груза. Используя сеть связей по всему острову, он стал исключительной территорией работорговцев Луары. Кап-Франсэ (ныне Кап-Аитьен ) и Порт-о-Пренс были основными торговыми точками и принимали соответственно 30 и 25% нантских невольничьих кораблей. На последний приходилось 46,8% поставок продовольствия в Порт-о-Пренс, 60,7% в Леоган , 64,7% в Кайе и 81,6% в Сен-Марк . [ 17 ]
Указ об отмене рабства в августе 1793 года положил конец всей работорговле на всей территории Франции на девять лет.
1802–1830 гг.
[ редактировать ]Восстановление рабства Наполеоном Бонапартом в 1802 году возродило деятельность работорговли на 15 лет (на ее долю приходилось 70% национальной торговли, с более чем 300 экспедициями). [ 18 ] однако это было достигнуто незаконно, поскольку Королевский флот Франции успешно боролся с незаконными торговцами людьми на протяжении 1820-х годов до запрета торговли в 1831 году, что в конечном итоге привело к окончательной отмене рабства, инициированной Виктором Шлёльхером 27 апреля 1848 года.
Экономический эффект
[ редактировать ]XVIII век, несомненно, ознаменовал пик торговли Нанта и развития города, когда его население удвоилось, увеличившись с 40 000 до 80 000 жителей в течение столетия. [ 19 ]
Морская торговля
[ редактировать ]Естественно, наибольшее влияние торговля оказала на портовую деятельность, даже несмотря на то, что трансатлантические суда (включая не только рабовладельческие суда, но и те, кто участвовал в прямой торговле с американскими островами, а также каперы ) никогда не составляли более 25,4% общего тоннажа, заходящего в Нант. порт в 1772 году. [ 20 ]
Трехсторонняя торговля также стимулировала рост «прямой» торговли между Нантом и островами, поскольку в конце своего пути работорговцы сами привозили обратно только товары, полученные от продажи рабов в «плантационных колониях», такие как сахар и кофе. , поэтому требуется, чтобы другие корабли пришли из Нанта и погрузили излишки. [ 8 ]
Товары, привозимые в порт Нант из колоний, были разнообразными: сахар, кофе, хлопок и индиго выгружались на новой пристани Фосс, которая с тех пор взяла на себя большую часть портовой деятельности бывшего «Порт-о-Вина» (ныне площадь дю Коммерция). Эти продукты перепродавались со значительной прибылью, либо для поддержки внутреннего французского рынка, либо для снабжения растущей местной промышленности. [ 21 ] Сахар (в основном сырец или коричневый сахар, предназначавшийся для национального рынка) был, безусловно, самым импортируемым продуктом в Нанте: в 1786 году его объем составил 22 605 000 фунтов, что составляло 60,8% от общей стоимости импортируемых товаров. [ 22 ]
Коммерческая деятельность, вызванная трехсторонней торговлей, привела к успеху морской торговли внутри Королевства Франции и с остальным европейским континентом. В результате тоннаж, направленный в иностранные порты, увеличился с 8352 тх в 1702 г. до 30428 тх в 1772 г. (соотношение 1:3,6), а тоннаж, сданный во французские порты за тот же период, увеличился с 32276 тх до 61686 тх ( 1:1.9), [ 23 ] Таким образом, Нант стал первым торговым портом Франции.
Промышленность
[ редактировать ]Работорговля увеличила богатство крупных купеческих и судовладельческих семей, которые они инвестировали как в сельскохозяйственные земли, в собственность (в hôtels particuliers или Lustschloss ), так и в растущую промышленность, которая развивалась наряду с традиционной ремесленной промышленностью. [ 24 ] В результате в 1775 году в городе действовало не менее 17 фабрик. [ 25 ]
Трехсторонняя торговля на протяжении XVIII века также способствовала развитию судостроения . XVIII век ознаменовался заметным ростом размеров верфей Нанта, которые увеличились с 3230 м2. 2 (34 800 кв. футов) на рубеже веков до 50 067 м 2 (538 920 кв. футов) в 1780 г., [ 26 ] поскольку они стали первыми французскими торговыми судостроителями. [ 27 ]
Мемориал
[ редактировать ]Мемориал в знак признания роли Франции в работорговле Нового Света был открыт в Нанте в 2012 году. [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ В Нанте открывается мемориал работорговли Печать . . 24 апреля 2012 г.
- ^ «Нант, работорговля и рабство» .
- ^ См. Хью Томас, «Работорговля, 1440–1870», изд. Р. Лаффон за французский перевод, Париж, 2006 г., стр. 870–871: «Приблизительная статистика». См. также примечание, посвященное этой статистике, с. 933–935, где автор прослеживает преемственность оценок с 1950 г.
- ^ Меттас, Жан; Дагет, Серж (1984). Справочник французских экспедиций рабов в XVIII веке . Хартманн. п. 972.
- ^ http://hgc.ac-creteil.fr/spip/La-traite-des-Noirs-en-30. Архивировано 22 февраля 2011 г. в Wayback Machine Académie de Créteil: Работорговля в 30 вопросах Эрика Согеры.
- ^ Виндт, Жерар; Консиль, Жан-Мишель (июнь 2013 г.). «Нант, Бордо и рабовладельческая экономика. В 18 веке города Нант и Бордо извлекли выгоду как из «работорговли», так и из рабовладельческой экономики». Экономические альтернативы . 325 :17–21.
- ^ Мейер 1977 , с. 117
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Рабство в Нанте» . Outremer44.free.fr .
- ^ Мейер 1977 , с. 136
- ^ Перейти обратно: а б Мишон 2007 , с. 6
- ^ Мишон 2007 , с. 7
- ^ Вебер , с. 26
- ^ Вебер , с. 27
- ^ Мишон 2007 , с. 7
- ^ «Работорговля на «ангольском побережье» » . histoire-image.org . 29 апреля 2007 г.
- ^ Мишон 2007
- ^ Мишон 2007 , стр. 37–38
- ^ Работорговля в Нанте - 150 лет черной истории.
- ^ Мишон 2008 , с. 75.
- ^ Мишон 2008 , с. 76.
- ^ Леру 1984 , с. 55
- ^ Мейер 1977 , с. 139
- ^ Мишон 2008 , стр. 76–78.
- ^ Леру 1984 , с. 57
- ^ Мейер 1977 , с. 194
- ^ Судостроение на сайте Генерального совета Атлантической Луары.
- ^ Бруно Кайетон, Военно-морское и гражданское строительство в адмиралтействе Нанта в 18 веке , Эро Шоле, 2000 г., на площадке дю Майе-Брезе .
- ^ Рубин, Алисса Дж. (30 октября 2018 г.). «Они бросились в море, 14 чернокожих женщин, все вместе» . Нью-Йорк Таймс . п. А6. ISSN 0362-4331 . Проверено 3 августа 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Леру, Эмильен (1984). История города и его жителей - Нант - От истоков до 1914 года . ЖК. ISBN 2-86723-000-4 .
- Мейер, Жан (1977). История Нанта (на французском языке). Тулуза. ISBN 2-7089-4717-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Мишон, Бернар (2007). «Нантская работорговля в середине 18 века (1748-1751» (PDF) . Национальный центр научных исследований . Les Cahiers des Anneaux de la Mémoire, № 10: Порты и работорговля, Нант, стр. 34 французском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 14 . -63 ( на 2011 года сентября
- Мишон, Бернхард (2008). «Нант во времена расцвета работорговли: место работорговли в Нантской торговле» (PDF) . Ле Букан (на французском языке).
- Вебер, Жак. «Работорговля в Нанте с 1763 по 1793 год» (PDF) . Национальный центр научных исследований (на французском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 14 сентября 2011 года . Проверено 5 августа 2020 г.
- Торговля во Франции
- Экономическая история Франции
- Рабство в Карибском бассейне
- Французская работорговля
- Рабство на Гаити
- История рабства в Луизиане
- Рабство в Гваделупе
- История Французской Гвианы
- Рабство на Мартинике
- История Доминики
- История Сент-Люсии
- История Атлантической Луары
- Нант
- История Атлантического океана
- Морская история Франции
- Атлантическая работорговля