раб на камбузе
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
Галерный раб был рабом , гребшим на галере , либо осужденным преступником, приговоренным к работе на веслах ( фр . galérien ), либо своего рода человеческим движимым имуществом, иногда военнопленным , назначенным на греблю. [1]
В древнем Средиземноморье гребцами на галерах были в основном свободные люди, а в качестве гребцов использовались рабы, когда рабочая сила пользовалась большим спросом. В средние века и в ранний современный период каторжники и военнопленные часто находились на галерах, а берберийские пираты порабощали пленников в качестве рабов на галерах. В XVIII и XIX веках пираты в Азии также заполняли свои галеры пленниками.
История
[ редактировать ]Древние средиземноморские военно-морские силы полагались на профессиональных гребцов для укомплектования своих галер. Рабов использовали редко, за исключением случаев острой потребности в рабочей силе или чрезвычайных ситуаций. [2] В V и IV веках до нашей эры Афины в основном придерживались военно-морской политики набора граждан из низших сословий ( тетов ), метеков (иностранцев, проживающих в Афинах) и найма иностранцев. [3] В затянувшейся Второй Пунической войне Рим и Карфаген в некоторой степени прибегали к рабам-гребцам, но только в особых случаях и часто с обещанием свободы после достижения победы. [2]
Лишь в позднем средневековье рабов стали все чаще использовать в качестве гребцов. Среди средиземноморских держав также стало традицией приговаривать осужденных преступников грести на военных галерах государства (первоначально только во время войны). Следы этой практики появляются во Франции еще в 1532 году, но первый законодательный акт был принят в Ордонансе Орлеана 1561 года. В 1564 году король Франции Карл IX запретил приговаривать заключенных к галерам на срок менее десяти лет. Клеймо букв ГАЛ идентифицировало осужденных рабов на галерах. [ нужна ссылка ]
Военно-морские силы как христианских, так и мусульманских стран часто превращали военнопленных в рабов на галерах. Так, в битве при Лепанто в 1571 году от турок-османов было освобождено 12 000 рабов-христиан на галерах. [4]
Рыцари -госпитальеры использовали галерных рабов и должников ( итальянский : buonavoglie ) для гребли на своих галерах во время своего правления на Мальтийских островах . [5]
В 1622 году святой Винсент де Поль , будучи сам бывшим рабом (в Тунисе ), стал капелланом галер и служил галерным рабам. [6]
В 1687 году губернатор Новой Франции Жак -Рене де Бризе де Денонвиль схватил, заковал в цепи и отправил 50 ирокезов вождей из форта Фронтенак в Марсель , Франция, для использования в качестве рабов на галерах. [ нужна ссылка ]
Король Франции Людовик XIV , желавший иметь больший флот, приказал, чтобы суды как можно чаще приговаривали людей к галерам, даже в мирное время; он даже стремился превратить смертную казнь в пожизненное заключение на галерах (и неофициально сделал это — существует письмо ко всем французским судьям, что они должны, если возможно, приговаривать людей к пожизненному заключению на галерах вместо смертной казни). [7] К концу правления Людовика XIV в 1715 году использование галер в военных целях практически прекратилось, но французский флот не включал в себя корпуса галер до 1748 года. Со времен правления IV Генриха Тулон функционировал как военно-морской порт. военный порт, Марсель стал торговым портом и служил штаб-квартирой галер и каторжных гребцов ( galériens ). После присоединения галер система отправила большинство из этих последних в Тулон , остальных — в Рошфор и в Брест , где они работали в арсенале . [ нужна ссылка ]
Каторжники-гребцы отправились также в большое количество других французских и нефранцузских городов: Ниццу , Гавр , Ним , Лорьян , Шербур , Сен-Вааст-ла-Уг , Специю , Антверпен и Чивитавеккью ; но преобладали Тулон, Брест и Рошфор. В Тулоне осужденные оставались (в цепях) на галерах, которые были пришвартованы в гавани. Их береговые тюрьмы носили название Bagnes («бани»), название, данное таким исправительным учреждениям впервые итальянцами ( bagno ) и предположительно происходящее от тюрьмы в Константинополе, расположенной рядом или примыкающей к тамошним большим баням. [ нужна ссылка ]
Все французские осужденные продолжали использовать название galérien даже после того, как галеры вышли из употребления; только после Французской революции новые власти официально изменили ненавистное название со всем его значением на forçat («принудительный»). Тем не менее, использование термина galérien продолжалось до 1873 года, когда последняя баня во Франции (в отличие от баней, перенесенных во Французскую Гвиану ), баня Тулона, окончательно закрылась. В Испании слово галеоте продолжало использоваться даже в начале 19 века для обозначения преступников, приговоренных к каторжным работам . В итальянском языке слово galera до сих пор используется для обозначения тюрьмы. [ нужна ссылка ]
Яркий отчет о жизни галерных рабов во Франции появляется в » Жана Мартейля в «Мемуарах протестанта переводе Оливера Голдсмита , где описываются переживания одного из гугенотов , пострадавших после отмены Нантского эдикта в 1685 году. [ нужна ссылка ]
Госпожа де Севинь, уважаемая французская писательница, писала из Парижа 10 апреля 1671 года (письмо VII): «Я отправилась гулять в Венсенн, ан Трош* и по пути встретила вереницу галерных рабов; они собирались в Марсель и будут там примерно через месяц. Ничто не могло быть более надежным, чем этот способ транспортное средство, но мне в голову пришла другая мысль, которая должен был пойти с ними сам. Среди них был один Дюваль. они, который выглядел как кабриолет. Вы увидите их, когда они придут, и я полагаю, вы бы был приятно удивлен, увидев меня посреди толпа женщин, которые их сопровождают».
Рабы на галерах жили в неприятных условиях, поэтому, хотя некоторые приговоры предусматривали ограниченное количество лет, большинство гребцов в конечном итоге умирали, даже если они пережили кораблекрушение, резню или пытки со стороны врагов или пиратов. Кроме того, никто не гарантировал освобождения заключенных после отбытия наказания. В результате тюремное заключение на срок в 10 лет на самом деле может означать пожизненное заключение, поскольку никто, кроме самого заключенного, этого не заметит и не будет обращать на это внимания. [ нужна ссылка ]
Известные рабы на галерах в Европе
[ редактировать ]Африка
[ редактировать ]Берберийские пираты 16-19 веков использовали рабов на галерах , часто захватывали в плен европейцев из Италии или Испании. Османский султан в Стамбуле также использовал рабов на галерах. [8]
Известные рабы на галерах в Северной Африке
[ редактировать ]Азия
[ редактировать ]В Юго-Восточной Азии с середины XVIII до конца XIX веков «ланонг» и «гарай» боевые корабли пиратов Ирануна и Бангуинги были полностью укомплектованы экипажами из мужчин-рабов на галерах, захваченных в ходе предыдущих набегов. Условия были жестокими, и рабы на галерах нередко умирали во время плавания от истощения. Рабов держали привязанными к своим станциям и плохо кормили. рабов, не вовремя нанесших удары избивали Надсмотрщики . Большинство рабов были тагалогами , висайцами и «малайцами» (включая буги , мандарцев , ибанов и макассаров ). Были также случайные из Европы и Китая . пленники [9]
В художественной литературе
[ редактировать ]Краткий отчет о десяти годах его пребывания на галерах дает персонаж Фаррабеша в «Деревенском настоятеле» Оноре де Бальзака . Он приговорен к каторге за свою жизнь в качестве «шофера» (в данном случае это слово относится к разбойнику, который угрожал помещикам, поджаривая их).
В одном из своих злополучных приключений « Мигеля де Сервантеса » Дон Кихот [10] освобождает ряд заключенных, отправленных на галеры, в том числе Хинеса де Пасамонте . Однако заключенные избили его. [11] служил рабом на галерах в Алжире , прежде чем его выкупили). (Сам Сервантес был взят в плен в 1575 году и пять лет [12]
В Морском Ястребе , [13] Историко-фантастический роман 1919 года Рафаэля Сабатини , а также фильм 1924 года по мотивам романа , главный герой, сэр Оливер Тресилиан, продан в галерное рабство родственником.
«Морской ястреб » (1940) изначально задумывался как новая версия романа Сабатини, но студия переключилась на историю, главный герой которой, Джеффри Торп, был во многом основан на сэре Фрэнсисе Дрейке , хотя Дрейк никогда не был рабом на галерах. Говард Кох работал над сценарием, когда в Европе разразилась война , и финальная история намеренно проводит яркие параллели между Испанией и нацистским рейхом . Существование рабов на галерах и страдания, которые они терпят, представляют собой метафору жизни при Рейхе. Когда Торп ( Эррол Флинн ) освобождает испанское судно, полное английских пленников, освобожденные люди охотно гребут домой, чтобы «напасть на берега Дувра». [14] волнующая музыка композитора Эриха Вольфганга Корнгольда и слова Говарда Коха и Джека Шолла. Первый куплет «Держи весла! Свобода твоя! Ударь к берегам Дувра!» вспомнил недавнюю эвакуацию из Дюнкерка . [15] Декорации фильма 1940 года кажутся исторически точными.
В Лью Уоллеса « романе Бен-Гур: Повесть о Христе» Иуду отправляют на галеры как убийцу, но ему удается пережить кораблекрушение и спасти лидера флота, который освобождает и усыновляет его. Оба фильма по роману — «Бен-Гур: Повесть о Христе» (1925) и «Бен-Гур» (1959) — увековечивают исторически неточный образ римских рабов на галерах.
В эпическом романе 1943 года « Длинные корабли » главный герой Орм Тостессон попадает в плен во время набега в Андалусии и несколько лет служит рабом на галерах.
Во французском фильме 1947 года «Месье Винсент» показано, как Сен- Винсент де Поль занимает место ослабленного раба, сидящего на весле.
Серия Стивена Сэйлора « Рома под розой» (охватывающая период с 92 г. до н. э. по 44 г. до н. э.) включает роман «Оружие Немезиды» , в котором содержится ужасающее описание условий, в которых жили и работали рабы на галерах — если предположить, что они действительно существовали в Риме в в то время (см. выше).
CS Forester описал встречу с испанскими галерами в книге «Мистер Хорнблауэр», когда заштилевший британский флот был атакован галерами у Гибралтара. Автор пишет о зловонии, исходившем от этих галер, потому что на каждой из них везли по двести приговоренных к смертной казни заключенных, навечно прикованных к гребным скамьям.
Патрик О'Брайан писал о встречах с галерами в Средиземном море в книге «Мастер и командир», подчеркивая скорость и маневренность галер по сравнению с парусными кораблями при слабом ветре.
В Виктора Гюго Жан «Отверженных » Вальжан был узником галеры и ему грозила опасность вернуться на галеры. инспектора полиции Жавера Отец также был заключенным на камбузе.
Роберт Э. Ховард перенес институт рабства на галерах в свою мифическую Хайборийскую эпоху , изобразив Конана-Варвара организующим восстание рабов на галерах, которые убивают команду, захватывают корабль и делают его своим капитаном в одном романе ( «Конан-Завоеватель», сериализованный в Странные сказки 1935–1936).
В » Урсулы К. Ле Гуин неоднократно серии «Земноморье упоминаются рабы на галерах; В частности, в «Самом дальнем берегу» принц Аррен спасается из плена и замечает рабов на галерах, заключенных вместе с ним на корабле.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кассон 1966 , с. 35
- ^ Jump up to: а б Либурель 1973 , с. 117ф.
- ^ Сарджент 1927 , стр. 266–268; Рушенбуш, 1979 , стр. 106 и 110.
- ^ Патрик 2007 , стр. 718.
- ^ Грима, Джозеф Ф. (2001). «Гребцы на галерах Ордена (ок. 1600–1650)» (PDF) . Мелита Историка . 13 (2): 113–126. Архивировано из оригинала (PDF) 16 апреля 2016 г. Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ Цифровое сообщество. Университет Де Поля [ мертвая ссылка ]
- ^ Пол В. Бэмфорд (1974). Боевые корабли и тюрьмы: Средиземноморские галеры Франции в эпоху Людовика XIV . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-8166-0655-2 .
- ^ Констам, Ангус (19 февраля 2003 г.). Лепанто 1571 год . п. 21. ISBN 1-84176-409-4 .
- ^ Джеймс Фрэнсис Уоррен (2002). Иранун и Балангинги: глобализация, морские рейдерства и рождение этнической принадлежности . НУС Пресс. стр. 53–56. ISBN 9789971692421 .
- ^ Несколько изданий книги «Дон Кихот» доступны бесплатно на Project Gutenberg .
- ^ «Глава XXII (22) Дон Кихота» . Интернет-литература .
- ^ «Мигель де Сервантес | Биография, книги, пьесы и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 13 февраля 2020 г.
- ^ Роман «Морской ястреб» доступен бесплатно на Project Gutenberg .
- ^ « Удар по берегам Дувра» доступен во многих публикациях на YouTube .
- ^ «Морской ястреб (1940)» . tcm.com . Классические фильмы Тернера . Проверено 13 февраля 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Кассон, Лайонел (1966), «Рабы на галерах», Труды и труды Американской филологической ассоциации , том. 97, стр. 35–44.
- Грэм, AJ (1992), «Фукидид 7.13.2 и экипажи афинских триер», Труды Американской филологической ассоциации , том. 122, стр. 257–270.
- Хант, Питер (2001), «Рабы и генералы Аргинуса», Американский филологический журнал , том. 122, стр. 359–380.
- Либурель, Ян М. (1973), «Рабы на галерах во Второй Пунической войне», Классическая филология , том. 68, нет. 2, стр. 116–119.
- Патрик, Джеймс (2007), «Возрождение и Реформация», Vol. , том. 7, с. 718
- Рушенбуш, Эберхард (1979), «Об оккупации афинских триер», Historia , vol. 28, стр. 106–110.
- Сарджент, Рэйчел Л. (1927), «Использование рабов афинянами в войне», Классическая филология , том. 22, нет. 3, стр. 264–279.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мартин, Мередит и Джиллиан Вайс (2022), Король-Солнце на море: морское искусство и галерное рабство во Франции Людовика XIV. Лос-Анджелес: Исследовательский институт Гетти. ISBN 9781606067307
- Джеймс, Саймон (2001), «Римский галерный раб: Бен-Гур и рождение фактоида», Public Archeology 2 , 35–49.
- Мартей, Жан (2010). Галерный раб: автобиография протестанта, приговоренного к французским галерам . Барнсли: Сифорт. ISBN 978-1848320703 .