Эдикт Фонтенбло
Эдикт Фонтенбло (18 октября 1685 г., опубликован 22 октября 1685 г.) — указ, изданный французским королем Людовиком XIV и также известный как Отмена Нантского эдикта . ( Нантский эдикт 1598 г.) предоставил гугенотам право исповедовать свою религию без преследований со стороны государства. Протестанты утратили свою независимость в убежищах при кардинале Ришелье из-за своего предполагаемого неповиновения , но продолжали жить в сравнительной безопасности и политическом довольстве. С самого начала религиозная терпимость во Франции была королевской, а не народной политикой. [1]
Отсутствие всеобщей приверженности его религии не соответствовало видению Людовика XIV совершенной автократии . [2]
Нантский эдикт
[ редактировать ]был Нантский эдикт издан 13 апреля 1598 года французским Генрихом IV и предоставил , протестантам- также кальвинистам Франции известным как гугеноты , значительные права в преимущественно католическом государстве. Целью Генриха было содействие гражданскому единству посредством этого указа . [3] Указ относился к некоторым протестантам с терпимостью и открывал путь секуляризму . Он предлагал общую свободу совести отдельным лицам и множество конкретных уступок протестантам, такие как амнистия и восстановление их гражданских прав , включая право работать в любой области, в том числе на государстве, и подавать жалобы непосредственно королю. Это ознаменовало конец французских религиозных войн , поразивших Францию во второй половине 16 века.
отзыв
[ редактировать ]В своем указе, отданном во дворце Фонтенбло в октябре 1685 г., [4] Людовик XIV отменил Нантский эдикт и приказал разрушить гугенотские церкви, а также закрыть протестантские школы. Указ официально закрепил политику преследований, которая уже применялась со времен драконид , которые он создал в 1681 году, чтобы запугать гугенотов и заставить их перейти в католицизм. В результате официально санкционированных преследований со стороны драгунов , расквартированных среди видных гугенотов, многие протестанты, числом от 210 000 до 900 000 человек, покинули Францию в течение следующих двух десятилетий. Они просили убежища в Соединенных провинциях , Швеции , Швейцарии , Бранденбург-Пруссии , Дании , Шотландии , Англии , протестантских государствах Священной Римской империи , Капской колонии в Африке и Северной Америке. [5] 17 января 1686 года Людовик XIV заявил, что из 800 000–900 000 гугенотов во Франции осталось только 1000–1500. [ нужна ссылка ]
Уже давно говорилось, что решительным сторонником преследования протестантов была набожная вторая жена Людовика XIV, мадам де Ментенон , которая, как считалось, убеждала Людовика отменить указ Генриха IV. Официальных доказательств этому нет, и теперь подобные взгляды поставлены под сомнение. Мадам де Ментенон была католичкой по рождению, но также была внучкой Агриппы д'Обинье, непримиримого кальвиниста. Протестанты пытались обратить мадам де Ментенон, и каждый раз, когда она защищала протестантов, ее подозревали в возврате к своей семейной вере. Таким образом, ее позиция была слабой, что ошибочно заставило людей поверить в то, что она выступает за преследования. [ нужна ссылка ]
Отмена Нантского эдикта привела Францию в соответствие практически со всеми другими европейскими странами того периода (за исключением Княжества Трансильвания и Речи Посполитой ), которые юридически терпимо относились только к государственной религии большинства. Французский эксперимент религиозной толерантности в Европе на время фактически завершился.
Эффекты
[ редактировать ]Эдикт Фонтенбло многие историки сравнивают с Указом Альгамбры 1492 года, предписывающим изгнание евреев из Испании и изгнание мориско в 1609–1614 годах. Все три схожи как вспышки религиозной нетерпимости, завершающие периоды относительной толерантности, так и их социальные и экономические последствия. На практике отзыв вызвал у Франции своего рода раннюю утечку мозгов , поскольку она потеряла многих квалифицированных мастеров, в том числе ключевых дизайнеров, таких как Даниэль Маро . Покинув Францию, гугеноты взяли с собой знания важных техник и стилей, которые оказали существенное влияние на качество шелковой, листовой , серебряной , часовой и столярной промышленности тех регионов, в которые они переселились. Некоторые правители, такие как Фридрих Вильгельм , герцог Прусский и курфюрст Бранденбургский, издавший Потсдамский эдикт в конце октября 1685 года, поощряли протестантов искать убежища в своих странах. Точно так же в 1720 году Фридрих IV из Дании пригласил французских гугенотов искать убежища в Дании. [6] которое они приняли, поселившись во Фредерисии и других местах. [7] [8]
Отмена
[ редактировать ]На практике строгости политики, объявляющей протестантов вне закона, противостояли янсенисты . [9] и был смягчен во время правления Людовика XV , особенно среди сдержанных представителей высших классов. «Тот факт, что сто лет спустя, когда к протестантам снова стали относиться терпимо, многие из них оказались одновременно коммерчески преуспевающими и политически лояльными, указывает на то, что они жили гораздо лучше, чем ирландцы-католики », Р. Р. Палмер . - заключил [2]
К концу 18 века многие выдающиеся французские философы и литераторы того времени, в том числе Анн-Робер-Жак Тюрго , решительно выступали за религиозную терпимость. эффективными убеждении Особенно в король открыть французское общество, несмотря на опасения, высказанные некоторыми из его советников. Так, 7 ноября 1787 года Людовик XVI подписал Версальский эдикт , известный как эдикт о терпимости, зарегистрированный в парламенте. 2 + 1 ⁄ лютеран месяца спустя, 29 января 1788 года. Указ предложил облегчение основным альтернативным конфессиям кальвинистов- гугенотов , . и евреев, предоставив их последователям гражданское и юридическое признание, а также право открыто формировать конгрегации после 102 лет существования запрет.
Полной религиозной свободы пришлось ждать еще два года, после принятия Декларации прав человека и гражданина . Тем не менее указ 1787 года стал решающим шагом в устранении религиозных распрей и официально положил конец религиозным преследованиям во Франции. [10] Более того, когда французские революционные армии вторглись в другие европейские страны между 1789 и 1815 годами, они следовали последовательной политике освобождения преследуемых или ограниченных религиозных общин (римско-католических в некоторых странах, протестантских в других и еврейских в большинстве).
Извинение
[ редактировать ]В октябре 1985 года, к трехсотлетию Фонтенблоского эдикта, президент Франции Франсуа Миттеран принес публичные извинения потомкам гугенотов во всем мире. [11]
Знаменитые гугеноты, покинувшие Францию
[ редактировать ]- Жан Барбо
- Жан Шарден
- де ла Фонт
- Жан Люзак (см. также «Необычайные новости из разных мест »)
- Дэниел Марот
- Авраам де Муавр
- Денис Папен
- герцог Шомберг
См. также
[ редактировать ]- Война Камизардов
- Французские религиозные войны
- Религии во Франции
- Потсдамский эдикт
- 1731 г. Изгнание протестантов из Зальцбурга.
- Савойско-вальденсские войны
- Утечка мозгов
- Прекращение преследований гугенотов и восстановление французского гражданства
- Право на возвращение во Францию
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Судьба католиков в руках победившего парламента в Англии предполагает, что протестантам во Франции не было бы лучше при более популярных институтах», - заметил Р. Р. Палмер, «История современного мира» , ред. ред. 1956:164.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Палмер, то есть. лок.
- ↑ В 1898 году отмечалось трёхсотлетие этого указа как основы наступающей Эры Терпимости; годовщина 1998 года, напротив, была отмечена сборником эссе под вызывающим воспоминания двойственным названием « Сосуществование в нетерпимости» (Мишель Гранжан и Бернар Руссель, редакторы, Женева, 1998).
- ^ «Эдикт Фонтенбло (22 октября 1685 г.)» . sourcebooks.fordham.edu . Проверено 12 июля 2024 г.
Дано в Фонтенбло в октябре месяца 1685 года благодати, сорок третьего года нашего правления.
- ^ Шпильвогель , Западная цивилизация - Том II: С 1500 г. (5-е издание, 2003 г.), стр. 410
- ^ Хермансен, Катрин Кё. «Иммиграция: новые пришельцы» . По состоянию на 26 апреля 2020 г.
- ^ «МЕМОРИАЛЬНЫЙ ОБЕЛИСК» , Музей Фредерисии. По состоянию на 26 апреля 2020 г.
- ^ "Общество Гугенотов :: Блог" .
- ^ Чарльз Х. О'Брайен, «Янсенистская кампания за терпимость к протестантам во Франции конца восемнадцатого века: священная или светская?» Журнал истории идей , 1985: 523ff.
- ↑ Энциклопедия эпохи политических идеалов, Версальский эдикт (1787 г.). Архивировано 14 июля 2012 г. на Wayback Machine , загружено 29 января 2012 г.
- ^ «Выступление г-на Франсуа Миттерана, президента Республики, на трехсотлетней церемонии отмены Нантского эдикта, о терпимости в политических и религиозных вопросах и истории протестантизма во Франции, Париж, Дворец ЮНЕСКО, пятница 11 октября 1985. — vie-publique.fr» . Discourse.vie-publique.fr. 11 октября 1985 г. Архивировано из оригинала 30 июня 2015 г. Проверено 4 апреля 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэрд, Генри Мартин. Гугеноты и отмена Нантского эдикта (1895 г.) онлайн .
- Дюбуа, ET «Отмена Нантского эдикта - триста лет спустя, 1685–1985». История европейских идей 8 № 3 (1987): 361–365. рецензии на 9 новых книг. онлайн
- Сковилл, Уоррен Кэндлер. Преследование гугенотов и экономическое развитие Франции, 1680-1720 (1960).
- Сковилл, Уоррен К. «Гугеноты во французской экономике, 1650–1750». Ежеквартальный экономический журнал 67.3 (1953): 423–444.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отмена Нантского эдикта. Архивировано 11 января 2012 г. в Wayback Machine.
- Эдикт Фонтенбло - текст