Потсдамский эдикт
( Потсдамский эдикт нем . Edikt von Potsdam ) — прокламация, изданная Фридрихом Вильгельмом, курфюрстом Бранденбурга и герцогом Прусским , в Потсдаме 29 октября 1685 года в ответ на отмену Нантского эдикта . Фонтенблоским эдиктом . Это побудило протестантов переехать в Бранденбург .
Предыстория [ править ]
22 октября 1685 года король Франции Людовик XIV издал Фонтенблоский эдикт, который был частью программы преследований, согласно которой гугенотские церкви и школы были закрыты. Эта политика усилила преследование религиозных меньшинств с тех пор, как в 1681 году были созданы драконады , чтобы запугать гугенотов и заставить их перейти в католицизм. В результате большое количество протестантов — по оценкам, от 210 000 до 900 000 — покинули Францию в течение следующих двух десятилетий.
за Рейном По оценкам, Священная Римская империя потеряла треть своего населения в результате резни, голода и чумы во время Тридцатилетней войны (1618-1648). [1] Западная часть Бранденбург-Пруссии попала в состав империи: сильно обезлюдевшая, во второй половине семнадцатого века эта территория столкнулась с острой нехваткой рабочей силы.
Указ [ править ]
Писатель Теодор Фонтан происходил из французских религиозных беженцев , переехавших в Бранденбург-Пруссию в ответ на указы Фонтенбло и Потсдама. Двести лет спустя он написал пространное и громкое сочинение.
«Пролог к празднованию двухсотлетия французской колонии» :Приют найден, свобода [религиозных] убеждений,
И убежище от угнетения совести.
Мужественный принц, свободный и набожный,
Принял нас здесь, как принц страны
Принял нас как своих. Никакая зависть не пробудилась,
Никакой зависти, - Люди открыли свои двери
И приветствовали нас как братьев во Христе......
Нашел приют, убежище для веры,
И прибежище от страданий совести.
Гордый принц, столь же свободный, сколь и набожный,
Принял нас здесь, и как князь земли
Его люди также приняли нас. Никакая зависть не пробудилась,
Не ревность - дверь открылась
И приветствовали нас как братьев по вере......
Теодор Фонтане, 1885 г., ' [2]
Вдохновленный французским теологом-философом Якобом Аббади , 29 октября 1685 года Фридрих Вильгельм, курфюрст Бранденбурга, издал Потсдамский эдикт.
Большое количество религиозных беженцев прибыло на кораблях в Кадзанд и другие прибрежные порты Нидерландов. [1] Указ, отражавший практический подход прусского руководства, предусматривал, что прусские дипломаты в Амстердаме организуют корабли для перевозки их по морю в Вольный город Гамбург, где прусские представители будут готовы организовать транспортировку вверх по Эльбе в выбранные ими направления в сердце земли Бранденбург-Пруссия. [3] Для людей, бежавших из восточной и южной Франции, был предусмотрен сухопутный путь через Седан и герцогство Клевское , которое в 1666 году стало территорией Бранденбург-Пруссии и где находился Великий курфюрст (так на английском языке называется прусский правитель). учебники истории) организовали их расселение на месте или переправку через Рейн в новые дома дальше на восток. [3] В третьем разделе указа прописан ряд предлагаемых мест, где мигранты, возможно, пожелают жить, и далее обещано «свободный выбор [относительно] места их поселения... там, где они считают наиболее удобным заниматься своей профессией. и торгует». [3]
Указ прямо исключал любые таможенные пошлины и другие налоги на имущество, которое мигранты могли привезти с собой. [3] Мигрантов будут размещать в заброшенных и ветхих домах, которые у их владельцев не было средств обустроить. [3] Они получат свою собственность без ипотечных кредитов или других долгов или обязательств, и им будет бесплатно предоставлена необходимая древесина и другие строительные материалы. Любым бывшим владельцам будет компенсирована трансфертная стоимость собственности, переданной мигрантам, а новые поселенцы получат шестилетние налоговые каникулы в отношении любых налогов на недвижимость (хотя они будут по-прежнему облагаться теми же налогами на потребление, что и другие граждане). ). [3]
В некоторых из многих мест, где были обнаружены участки заброшенной обрабатываемой земли, указ курфюрста предусматривал бессрочное право собственности на них, которое должно было быть передано его «французским протестантским товарищам по вере» ( «Evangelisch-Reformirten Glaubens-Genossen» ), бесплатно ипотеки или других обременений. Фермерам-беженцам будут предоставлены материалы для обработки их земель и строительства домов. В пакет включены десятилетние налоговые каникулы. В указе также отмечалось, что в пострадавших населенных пунктах чиновникам было поручено арендовать таунхаусы, где беженцы-гугеноты могли быть приняты и размещены вместе со своими семьями бесплатно на срок до четырех лет, при этом были приняты меры для создания ими собственных ферм, хотя это щедрое предоставление было прямо обусловлено тем, что бенефициары впоследствии введут свои фермы в производство. [3]
Было прописано, что как только семья французских протестантских мигрантов поселится в городе или деревне, они должны будут пользоваться полным юридическим и гражданским равенством с существующими подданными избирателя. Примечательно, что они не будут подвергаться никакому дискриминационному так называемому «Праву Обена» или другому бремени, которым будут обременены иностранные иммигранты в других королевствах, штатах и республиках. [3] Мигрантам разрешили проводить церковные службы на родном французском языке [4] и создавать свои собственные школы. [1]
Избиратель действовал быстро. 9 ноября 1685 г. были напечатаны переводы Указа на немецкий, французский и голландский языки. [1] Их быстро доставили в пострадавшие районы Франции с помощью тайных курьеров и местных протестантских сетей. [1]
Результаты [ править ]
По оценкам, около 20 000 беженцев-гугенотов переехали в Бранденбург-Пруссию в ответ на Потсдамский эдикт. [1] Контраст между щедростью Потсдамского эдикта прусского правителя и мстительностью самопровозглашенного «короля-Солнца» Фонтенблоского эдикта был осознан и широко отмечался. [1] Зарождающееся государство стало центром европейской иммиграции, а его религиозная свобода привлекала не только французских протестантов, но и преследуемых из России , Нидерландов и Богемии . Таким образом, иммигранты из Бранденбургского электората стабилизировали и значительно улучшили экономику страны после разрушительных войн , прокатившихся по Европе в семнадцатом веке.
Потсдамский эдикт не был результатом простого альтруизма или стремления к публичности со стороны амбициозного немецкого принца. Большая община иммигрантов, лично связанная с правителем своими религиозными убеждениями, также укрепила собственные позиции правителя по отношению к землевладельцу и влиятельным лютеранским интересам. [5] В северогерманском государстве, имеющем лишь ограниченный доступ к природным ресурсам, существовало также убедительное экономическое обоснование для возвращения в продуктивное использование земель, заброшенных после Тридцатилетней войны. [1]
Особенно хорошо задокументирован случай с фермером Жаном Харланом, который проживал в Кале и которому едва исполнилось 20 лет, когда в 1685 году был провозглашен Эдикт Фонтенбло. Вместе с другими он сбежал на лодке вдоль Ла-Манша , дойдя до Кадзанда на голландское побережье. В одном из нескольких «транзитных» пунктов, созданных прусскими чиновниками в Нидерландах, ему была предоставлена финансовая поддержка и документация, прежде чем он перебрался в Укермарк , недалеко от реки Одер . Здесь он познакомился и в феврале 1689 года женился на Мари Ле Жен, еще одной беженке-гугенотке, которой удалось бежать из Франции со своими тремя детьми. В Уккермарке им была выделена пустующая усадьба вместе со строительными материалами, семенами кукурузы, двумя лошадьми, коровой и 50 талерами . Укермарк был особым центром переселения гугенотов. Усадьба была одной из 2900 доступных для заселения в этом районе, где пакет, включавший «двух лошадей, корову и 50 талеров », по-видимому, был стандартным. Харланы смогли воспользоваться грантами и налоговыми льготами, предоставленными Потсдамским эдиктом, а Джин Харлан позже продолжила свой бизнес, занимаясь торговлей табачными изделиями. Его сын, Якоб Харлан, впоследствии основал коммерческую династию быстро развивающихся деловых людей. [1]
См. также [ править ]
- Französischer Dom : французский собор в Берлине, основанный в 1705 году для иммигрантов-гугенотов. Его дизайн основан на гугенотском храме под Парижем, снесенном в 1685 году.
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Сюзанна Вайнгартен (июнь 2016 г.). «Две лошади, корова и 50 талеров: приехав в качестве беженцев, гугеноты в Пруссии на протяжении поколений оставались гордым меньшинством» . Германская империя 962-1871: Возникновение нации . Зеркало : 102–103. ISBN 9783641203894 .
- ^ «Теодор Фонтане: Пролог к празднованию двухсотлетия французской колонии... Шесть живых изображений периода борьбы гугенотов 1572-1685 годов» . ДеуФраМат. Архивировано из оригинала 26 января 2017 года . Проверено 2 июня 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Фредерик Уильям, курфюрст Бранденбурга (единственное лицо, подписавшее); Райнер А. Мюллер (редактор) (29 октября 1685 г.). « Потсдамский эдикт, изданный Фридрихом Вильгельмом («Великим курфюрстом») (29 октября 1685 г.)» . История Германии в источниках и изложении . Немецкий исторический институт, Вашингтон, округ Колумбия . Проверено 2 июня 2016 г.
{{cite web}}
:|author2=
имеет общее имя ( справка ) - ^ ^ Джон Стой - Разворачивающаяся Европа 1648-1688 стр.272
- ^ Барбара Дёлемейер (2006). Великий курфюрст как покровитель: Бранденбург-Пруссия . Городские книги в мягкой обложке. Штутгарт: Кольхаммер Верлаг . п. 86. ИСБН 978-3-17-018841-9 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )