Галерный раб
«Раб на галерах» | |||
---|---|---|---|
Рассказ Айзека Азимова | |||
Страна | Соединенные Штаты | ||
Язык | Английский | ||
Жанр (ы) | научная фантастика | ||
Публикация | |||
Опубликовано в | Галактика | ||
Тип публикации | Периодическое издание | ||
Издатель | Издательская корпорация «Галактика» | ||
Тип носителя | Печать ( журнал , твердый и мягкий переплет ) | ||
Дата публикации | декабрь 1957 г. | ||
Хронология | |||
Ряд | роботов Серия | ||
|
« Раб на галерах » — научно-фантастический рассказ американского писателя Айзека Азимова , первоначально опубликованный в декабрьском номере журнала Galaxy за 1957 год ; Позже он был включен в сборники The Rest of the Robots и The Complete Robot . Азимов назвал эту историю своей любимой среди своих рассказов о роботах с участием Сьюзен Кэлвин.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Эта история представляет собой судебную драму . Он начинается в 2034 году, когда Саймон Нинхеймер, профессор социологии американских , подает в суд на роботов и механических людей за потерю профессиональной репутации. Он утверждает, что робот EZ-27 (также известный как «Легкий»), будучи сдан в аренду Северо-Восточному университету для использования в качестве корректора, намеренно изменил и переписал части своей книги «Социальная напряженность, связанная с космическими полетами и ее разрешение», одновременно проверяя гранки (отсюда и заголовок). Нинхеймер считает, что изменения в его книге выставляют его некомпетентным ученым, который абсурдно искажает работу своих профессиональных коллег в таких областях, как уголовное правосудие.
Сьюзан Кэлвин (главный робопсихолог компании US Robots) убеждена, что робот не мог действовать так, как утверждает Нинхеймер, если бы ему не приказали это сделать, но из его отказа отвечать на вопросы по этому поводу делает вывод, что Нинхеймер приказал ему молчать. В любом случае показания робота в свою защиту не являются юридически допустимыми доказательствами.
Во время суда Нинхеймера вызывают в качестве свидетеля защиты в присутствии EZ-27, и его обманом заставляют снять с EZ-27 запрет на объяснение своих действий. Он отвечает на вмешательство робота, гневно осуждая его неподчинение его приказу хранить молчание, тем самым неявно признаваясь в попытке извратить ход правосудия .
Финальная сцена истории — встреча Нинхеймера и Кэлвина после суда. Кэлвин отмечает, как Нинхеймер был пойман из-за его недоверия к роботам: EZ-27 не собирался рассказывать суду, что приказал ему сделать, а фактически собирался солгать и заявить, что подделал текст без участия Нинхеймера. , потому что стало ясно, что проигрыш дела нанесет вред Нинхеймеру, и EZ-27 был обязан по Первому закону попытаться избежать этого вреда. Со своей стороны, Нинхеймер объясняет свою попытку подставить EZ-27, чтобы опозорить US Robots. Им двигал страх, что автоматизация академической работы уничтожит достоинство науки; он утверждает, что EZ-27 является предвестником мира, в котором учёному останется лишь бесплодный выбор того, какие приказы отдавать роботам-исследователям.
Анализ
[ редактировать ]Критик Джозеф Патруш отметил, что речь Азимова, произнесенная Нинхеймером, представляет собой красноречивое самооправдание, а не карикатурный луддитский трактат, и приводит эту историю как пример общего правила, согласно которому лучшие рассказы Азимова — это те, в которых, таким образом, проявляется его личный технофильский оптимизм. квалифицированный. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Патруш, Джозеф Ф. (1974). Научная фантастика Айзека Азимова . Даблдэй. стр. 52–53.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- « Раб на галерах » в Интернет-архиве
- «Раб на галерах» Список названий в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики