Рабство в Кувейте
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
Открытое рабство движимого имущества существовало в Кувейте до 1949 года. Рабство было формально отменено в Кувейте в 1949 году. На практике рабство фактически не было отменено как таковое, но закон больше не признавал его после 1949 года, а это означало, что каждому рабу, подавшему заявление об освобождении, гарантировалось освобождение. быть освобожденным. [1] Многие представители афро-арабского меньшинства являются потомками бывших рабов. На смену рабству людей из Африки и Восточной Азии пришла современная система Кафалы , состоящая из бедных рабочих из того же региона, куда ранее импортировались рабы.
История
[ редактировать ]В 1890-х годах Британская империя получила контроль над этой территорией. Однако британцы не вмешивались во внутреннюю политику государства, а довольствовались поддержанием мира с местными властями, защитой британских граждан и управлением контактами с международным сообществом, при этом они заверяли, что Кувейт подчиняется тем же международным нормам. договоры, подписанные самими британцами.
Работорговля
[ редактировать ]Во времена Оманской империи (1692-1856) Оман был центром работорговли на Занзибаре . Рабов переправляли с побережья Суахили в Восточной Африке через Занзибар в Оман. Из Омана рабы вывозились на остальную часть Аравийского полуострова и Персию , включая государства Договора , Катар , Бахрейн и Кувейт . Работорговля Омана из Африки начала сокращаться в конце 19 века.
Существовал второй маршрут работорговли: люди из Африки и Восточной Азии были переправлены контрабандой в Джидду на Аравийском полуострове в связи с мусульманским паломничеством , хаджем , в Мекку и Медину . Жертв обманом заставили совершить путешествие добровольно, полагая, что они отправляются в хадж или нанимаются в качестве слуг, а затем продаются по прибытии. Также был использован метод похищения. Эти рабы затем были вывезены из Хиджаза в Оман, Договорные Штаты, Катар, Бахрейн и Кувейт.
В 1940-х годах был отмечен третий маршрут работорговли, по которому белуджи из Белуджистана , многие из которых продали себя или своих детей, чтобы избежать бедности. через Персидский залив переправляли [2] В 1943 году сообщалось, что белуджских девушек переправляли через Оман и страны Договора в Мекку, где они пользовались популярностью в качестве наложниц, поскольку белых девушек больше не было в наличии, и продавали за 350–450 долларов. [3]
Цены на рабов в Кувейте были выше, чем в остальной части Персидского залива, и рабов похищали в Кувейт. Детей похищали из Йемена, а девочек из Армении, Грузии и Иракского Курдистана продавали на невольничий рынок для продажи для замужества. [4]
После 1924 года, когда ввоз белых рабынь был запрещен, кувейтцы, которые хотели купить белую рабыню (белыми рабынями обычно были девушки), определяли стоимость как «приданое», чтобы избежать каких-либо обвинений, предъявленных им британцами. и дал им возможность вернуть свои деньги в случае, если девушка подаст заявление об увольнении, что к тому моменту стало возможным. [5] В 1920-е годы белых рабынь в Кувейте часто привозили в Кувейт из Иракского Курдистана курдские торговцы, которые подкупали таможенников и продавали девушек кувейтским работорговцам. [6]
В 1920-х годах рабов в Кувейте содержали в стесненных условиях в невольничьих магазинах, куда потенциальные покупатели приходили посмотреть на них и поторговаться о цене. [7]
Функция и условия
[ редактировать ]Рабыни в основном использовались либо в качестве домашней прислуги, либо в качестве наложниц (сексуальных рабынь) , в то время как рабы-мужчины в основном использовались в жемчужной промышленности в качестве ныряльщиков за жемчугом . [8] Слуг-рабов часто называли камми (дядя) и каммат (тетя). [7] Рабы-мужчины использовались для выполнения ряда задач: в качестве солдат, ловцов жемчуга, сельскохозяйственных рабочих, работников товарных культур, морских моряков, докеров, носильщиков, рабочих оросительных каналов, рыбаков и домашней прислуги, в то время как женщины выполняли функции домашней прислуги или наложниц. [9]
В 1904 году в Кувейте проживало около 4000 африканцев из общей численности населения в 35 000 человек, две трети из которых были рабами, а остальные - бывшими рабами. [10]
По оценкам, в Кувейте рабов-женщин было в два раза больше, чем рабов-мужчин. [11] Неафриканских рабынь продавали в Персидском заливе, где их покупали для замужества; их было меньше, и часто они были армянами, грузинами или выходцами из Белуджистана и Индии. В 19 веке индийские девушки с Малабарского побережья были проданы для сексуальных услуг на побережье Персидского залива. [11]
Чернокожих африканских женщин в основном использовали в качестве домашних домашних рабынь, а не исключительно для сексуальных услуг, в то время как белые женщины европеоидной расы (обычно черкески или грузинки) отдавались предпочтение в качестве наложниц (секс-рабынь) , и когда основной путь рабства белых рабынь сократился после того, как Россия При завоевании Кавказа и Средней Азии в середине 19 века (сокращение причерноморской работорговли и работорговли в Казахском ханстве ) белуджи и «красные» эфиопские женщины ( оромо и сидамо ) стали излюбленными объектами сексуального рабства. [12] Неафриканских рабынь продавали в Персидском заливе, где их покупали для замужества; их было меньше, и часто они были армянами, грузинами или выходцами из Белуджистана и Индии. В 1924 году закон запретил порабощение белых девушек (обычно армянок или грузинок) на территории Кувейта, но в 1928 году было обнаружено не менее 60 белых рабынь. [13]
Рабынь часто использовались для сексуальных услуг в качестве наложниц в течение определенного периода времени, а затем продавались или выдавались замуж за других рабынь; рабовладельцы устраивали для своих рабов как браки, так и разводы, а потомки двух рабов по очереди становились рабами. [14] Рабовладельцы обычно требовали сексуальных услуг замужних рабынь, когда муж-рабыня отсутствовал в течение длительного периода времени, для охоты за жемчугом или рыбой или аналогичной работы, а сексуальное насилие было распространенной причиной, когда рабыни обращались за освобождением. в Британском агентстве. [14] Для арабских мужчин было обычным делом пользоваться сексуальными услугами порабощенных африканских женщин, но африканский раб-мужчина, вступавший в сексуальные отношения с местной «чистокровной» арабской женщиной, был казнен, чтобы сохранить племенную честь и социальный статус, независимо от того, была ли пара женат или нет. [15]
Число рабынь в Персидском заливе было таким же высоким или превышающим число рабов-мужчин, но число рабынь, подавших заявления об освобождении в британские агентства в Персидском заливе, было значительно меньше (только 280 из 950 задокументированных случаев в 1921–1921 гг. 1946), вероятно, потому, что в исламском обществе Персидского залива женщины были исключены из наемного труда и общественной жизни, и вольноотпущенница не могла выжить без защитника-мужчины. [16]
В 1924 году закон запретил порабощение белых девушек (обычно армянок или грузинок) на территории Кувейта, но в 1928 году было обнаружено не менее 60 белых рабынь. [13]
В 1930 году в британском официальном отчете утверждалось, что в Кувейте проживало две тысячи рабов, в основном домашних рабов, рожденных в неволе, и 100 ныряльщиков за жемчугом. [17]
Активизм против работорговли
[ редактировать ]Британская империя, подписав Конвенцию о рабстве 1926 года , была обязана бороться с рабством и работорговлей на всех землях, находящихся под прямым или косвенным контролем Британской империи. Поскольку Кувейт формально находился под британским контролем, ожидалось, что британцы будут проводить в жизнь эту политику в регионе. Официально британцы заявили, что именно так и сделали, но на самом деле британцы терпели рабство и работорговлю.
Британцы считали свой контроль над регионом недостаточным, чтобы что-то сделать с рабством и работорговлей. Таким образом, британская политика заключалась в том, чтобы заверить Лигу Наций в том, что Кувейт следует тем же договорам о борьбе с рабством, которые подписали британцы, но одновременно предотвратить любые международные наблюдения за этим районом, которые могли бы опровергнуть эти утверждения. [18]
В 1920-х годах шейх Ахмад Кувейта заявил, что рабство является препятствием на пути прогресса; Хотя в Кувейте не было договора против рабства, шейх покупал и отпускал на волю рабов, с которыми плохо обращались, и начал платить своим рабам зарплату. [19]
И в 1932, и в 1935 году британские колониальные власти отказывались вмешиваться в рабство в Договорных государствах, Катаре, Бахрейне и Кувейте, поскольку боялись, что могут потерять контроль над этой территорией, если попытаются провести в жизнь политику против рабства. и поэтому они предотвратили все международные наблюдения за этим районом, которые могли бы заставить их принять меры. [20] В 1932 году официальный отчет Индийского офиса Комитету экспертов по рабству о том, что, хотя у Кувейта не было британского агента, который мог бы помочь в освобождении рабов, как это было в штатах Договора, британцы официально утверждали, что рабство в Кувейте было ограничено домашними рабами. [21]
В 1935 году британские власти заверили Лигу Наций , что, за исключением Кувейта, все контролируемые Британией государства Персидского залива, такие как Договорные Штаты, Катар и Бахрейн, запретили работорговлю на основании договоров с Великобританией, но в то же время британцы отказались от любых международных инспекций в регионе, которые выявили бы, что на самом деле имела место значительная работорговля, особенно в отрасли добычи жемчуга, где с рабами обращались особенно жестоко. [8]
В 1936 году британцы наконец признали в своем отчете Консультативному комитету экспертов по рабству Лиги Наций , что рабство и работорговля все еще продолжаются в Договорных государствах, Омане и Катаре , но заявили, что оно ограничено; что всем рабам, искавшим убежища в офисе британских агентов в Шардже, было предоставлено освобождение и что работорговля полностью прекратилась в Кувейте и Бахрейне. [22] В официальном отчете министерства иностранных дел Великобритании от 1936 года утверждалось, что, хотя с Кувейтом не было договора о борьбе с рабством, шейх Кувейта «полностью запретил продажу новых рабов», и что существующие рабы могли свободно жаловаться султану. , который отпускал их на свободу, если их жалобы не могли быть решены каким-либо другим способом, что, как утверждалось, уменьшило количество рабов в Кувейте. [8]
На самом деле британские отчеты намеренно преуменьшали масштабы реальной работорговли, происходящей в регионе, и отказывались разрешить международную инспекцию. [22] Британцы официально сообщили в 1930-х годах, что рабства в Кувейте практически не существовало, несмотря на то, что в то время существовали обычные домашние рабы. [23] В 1940-х годах британцы выдвинули несколько предложений по борьбе с работорговлей и рабством в регионе, но ни одно из них не было сочтено осуществимым.
Отмена
[ редактировать ]После Второй мировой войны усилилось международное давление со стороны Организации Объединенных Наций с требованием положить конец работорговле. В 1948 году Организация Объединенных Наций объявила рабство преступлением против человечности во Всеобщей декларации прав человека , после чего Общество по борьбе с рабством указало, что на Аравийском полуострове проживает около миллиона рабов, что является преступлением против режима 1926 года. Конвенция о рабстве и потребовала, чтобы ООН сформировала комитет для решения этого вопроса. [24]
После 1949 года рабство больше не признавалось юридически в судах Кувейта, и с этого года политика правителя заключалась в автоматической выдаче свидетельства об освобождении каждому рабу, подавшему заявление об освобождении. [1] В остальных странах Персидского залива рабов могли освобождать британцы, которые имели право выдавать свидетельства об освобождении рабов, обращавшихся к ним; в Кувейте британцы не имели такого права, поскольку у них не было договора о рабстве с Кувейтом, но политика правителя заключалась в том, чтобы освободить любого раба, подавшего заявление об освобождении от британцев. [1] Сообщается, что к 1952 году ни один раб не подавал заявку на получение такого сертификата в течение трех лет, что заставило британцев официально предположить, что рабство на практике отменено или что оставшиеся рабы довольны и поэтому не подают заявления на освобождение.
В 1957 году британцы оказали давление на правителей Персидского залива, чтобы они приняли Дополнительную конвенцию о рабстве 1956 года в соответствии с Колониальным заявлением; это было принято Кувейтом, Катаром и Бахрейном, но правители Договорного побережья заявили, что такой закон не может быть приведен в исполнение. [25]
Многие представители афро-арабского меньшинства являются потомками бывших рабов.
Современное рабство
[ редактировать ]Части этой статьи (относящиеся к системе Кафала в Кувейте) необходимо обновить . ( июль 2024 г. ) |
Система Кафала в Кувейте
[ редактировать ]После отмены рабства бедные рабочие-мигранты были трудоустроены по системе Кафалы , которую сравнивали с рабством. [26]
Система кафала практикуется в Кувейте . С момента своего создания в 2006 году перед Управлением по регулированию рынка труда Бахрейна (LMRA) поставлена задача не только регулировать, в частности, переводы при приеме на работу, работу агентств по трудоустройству и рабочие визы, но также информировать трудящихся-мигрантов об их правах и обязанностях. [27] [28] [29] [30] [31] Кроме того, существующий правовой режим в отношении труда применим как к национальным, так и к иностранным работникам. [27] [28] [29] [30] [31] Защита, предоставляемая трудящимся уголовным законодательством Бахрейна, распространяется и на трудящихся-мигрантов. [27] [28] [29] [30] [31]
Основным правовым источником системы кафала в Кувейте является Закон о проживании иностранцев 1959 года и правила его применения. Этот закон не только предусматривал, что все иностранные рабочие должны иметь местного спонсора, но также и то, что ответственность за наблюдение за иностранными рабочими лежит на спонсоре. [32] [33] [34] [35] [36] Кроме того, на трудящихся-мигрантов также распространяется Закон 1964 года о труде в частном секторе. [37] сектор, в котором активно работает большинство иностранных рабочих. Правовая система, регулирующая иностранных рабочих, меняется с начала 2000-х годов. Например, в 2007 году Министерство труда и социальных дел Кувейта издало указ, запрещающий работодателям забирать паспорта своих сотрудников. [32] [33] [34] [35] [36] В 2009 году вышел еще один указ, который разрешил трудовым мигрантам менять работодателя без согласия работодателя. [32] [33] [34] [35] [36] Однако это станет возможным только после заключения первоначального трудового договора или после того, как работник проработает три года подряд. [32] [33] [34] [35] [36]
В 2010 году министр социальных дел и труда Кувейта объявил, что отменит систему кафала, обратившись за помощью к МОТ по политическим вопросам, связанным с трудящимися-мигрантами. [38] Новое трудовое законодательство было введено в действие в 2010 году. [36] [37] Одним из основных изменений стало создание агентства, Государственного управления по трудовым ресурсам (PAM), которое несет исключительную ответственность за ввоз и трудоустройство иностранных рабочих. [37] Агентство также работает над предотвращением практики торговли визами, при которой спонсоры или местные агентства взимают с потенциальных трудящихся-мигрантов большие суммы за рабочие визы в обмен на трудоустройство, не обеспечивая мигранту фактической работы. [37] Кроме того, новое трудовое законодательство установило ограничения на ежедневное рабочее время, а также предусматривало выплаты при прекращении службы, оплачиваемый отпуск по беременности и родам и доступ к механизмам разрешения трудовых споров. [32] [33] [34] [35] [36] Законы 2010 года также включили в действующий закон постановление министерства 2009 года о возможности изменения работодателей, сохранив при этом требования постановления 2009 года. [31] Однако новые законы не устанавливали требования к минимальной заработной плате, не допускали создания профсоюзов и не распространялись на домашних работников. [39]
В 2015 году Министерство труда и социальных дел Кувейта утвердило стандартизированный трудовой договор для иностранных рабочих в частном секторе, выданный PAM, в котором указаны компенсации по окончании контракта, отпуска и отпуска. [40] [41] Стандартизированный контракт допускает добавление дополнительных статей при условии, что эти дополнительные статьи соответствуют трудовому законодательству Кувейта. [40] Более того, правительство распространило копии этого стандартизированного контракта среди посольств для перевода. [40] В том же году правительство приняло новое трудовое законодательство, которое расширило трудовые права домашних работников, а в 2016 году правительство установило минимальную заработную плату для домашнего труда. [42] [43]
В 2018 году Кувейт оказался вовлеченным в дипломатический кризис с Филиппинами , который закончился трудовым соглашением в мае 2018 года, которое запрещало обычную практику в рамках кафалы в отношении филиппинских рабочих-мигрантов, включая конфискацию паспортов и гарантию одного выходного в неделю от работы. [44] [45]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Сюзанна Майерс: Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы , стр. 340–42.
- ^ Сюзанна Майерс: Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы , стр. 304-06.
- ^ Сюзанна Майерс: Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы , стр. 304-07.
- ^ ЗДАНОВСКИЙ, Дж. Рабство и освобождение. ООО «Гарнет Паблишинг», 2012, стр. 12.
- ^ Здановский Дж. Рабство в Персидском заливе в первой половине 20-го века: исследование, основанное на записях из британских архивов. Варшава: Wydawnictwo Naukowe Askon; 2008.
- ^ Здановский Дж. Рабство в Персидском заливе в первой половине 20-го века: исследование, основанное на записях из британских архивов. Варшава: Wydawnictwo Naukowe Askon; 2008.
- ^ Jump up to: а б ЗДАНОВСКИЙ, Дж. Рабство и освобождение. ООО «Гарнет Паблишинг», 2012,
- ^ Jump up to: а б с Сюзанна Майерс: Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы , стр. 265-66.
- ^ Здановский Дж. Рабство в Персидском заливе в первой половине 20-го века: исследование, основанное на записях из британских архивов. Варшава: Wydawnictwo Naukowe Askon; 2008 год
- ^ ЗДАНОВСКИЙ, Дж. Движение за освобождение в Персидском заливе в первой половине двадцатого века, Ближневосточные исследования, 47:6, 2011, с. 863.
- ^ Jump up to: а б Ежи Здановский: Говоря своими голосами: истории рабов в Персидском заливе с. 91
- ^ Женщины и рабство: Африка, мир Индийского океана и средневековая Северная Атлантика. (2007). Греция: Издательство Университета Огайо. п. 13
- ^ Jump up to: а б ЗДАНОВСКИЙ, Дж. Движение за освобождение в Персидском заливе в первой половине двадцатого века, Ближневосточные исследования, 47:6, 2011, с. 871.
- ^ Jump up to: а б ЗДАНОВСКИЙ, Дж. Движение за освобождение в Персидском заливе в первой половине двадцатого века, Ближневосточные исследования, 47:6, 2011, с. 864.
- ^ ТЕСИГЕР, В. Болотные арабы. Penguin Classics, Лондон, 2007, с. 69.
- ^ Магдалена Мурти Клосс, «Ежи Здановский, говорящий своими голосами. Истории рабов в Персидском заливе в 20 веке», Arabian Humanities [En ligne], 5 | 2015 г., от 31 декабря 2015 г., консультация от 20 августа 2023 г. URL: http://journals.openedition.org/cy/2971 ; DOI: https://doi.org/10.4000/cy.2971.
- ^ Сюзанна Майерс: Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы , с. 265-66
- ^ Сюзанна Майерс: Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы , стр. 164-66.
- ^ ЗДАНОВСКИЙ, Дж. Рабство и освобождение. ООО «Гарнет Паблишинг», 2012, стр. 26-27.
- ^ Сюзанна Майерс: Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы , с. 265
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. США: АльтаМира Пресс. п. 204
- ^ Jump up to: а б Сюзанна Майерс: Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы , стр. 265-67.
- ^ Сюзанна Майерс: Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы , стр. 204-05.
- ^ Сюзанна Майерс: Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы , с. 310
- ^ Сюзанна Майерс: Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы , с. 344
- ^ «Система Кафала: проблема современного рабства» . Поиск случаев торговли людьми . 19 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Саудовская Аравия: шаги к защите прав трудящихся-мигрантов» . Хьюман Райтс Вотч. 15 ноября 2015 года. Архивировано из оригинала 28 ноября 2016 года . Проверено 27 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Катар: новые реформы не защитят трудовых мигрантов» . Хьюман Райтс Вотч . 8 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 18 января 2023 г. Проверено 1 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Кувейт: новый закон — прорыв для домашних работников» . Хьюман Райтс Вотч . 30 июня 2015 года. Архивировано из оригинала 18 января 2023 года . Проверено 1 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Ради лучшей жизни: жестокое обращение с трудящимися-мигрантами в Бахрейне и программа правительственной реформы» . Хьюман Райтс Вотч . 30 сентября 2012 г. Архивировано из оригинала 21 мая 2019 г. . Проверено 1 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Кувейт: правительство обещает положить конец системе спонсорства» . Хьюман Райтс Вотч . 28 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 22 февраля 2017 г. Проверено 1 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Бегум, Ротна (13 июля 2016 г.). « Меня продали»: жестокое обращение и эксплуатация домашних работников-мигрантов в Омане» . Хьюман Райтс Вотч . Архивировано из оригинала 22 февраля 2017 года . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Домашние работники-мигранты: перегружены работой и недостаточно защищены» . Хьюман Райтс Вотч . 15 июня 2016 года. Архивировано из оригинала 26 июля 2017 года . Проверено 16 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Саудовская Аравия: жестокое обращение с домашней прислугой» . Хьюман Райтс Вотч . 2 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 18 января 2023 г. Проверено 16 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Кувейт: домашним работникам, подвергшимся насилию, некуда обратиться» . Хьюман Райтс Вотч . 6 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 21 февраля 2017 г. . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Стены на каждом шагу: злоупотребления в отношении домашних работников-мигрантов через систему спонсорства Кувейта» . Хьюман Райтс Вотч . 6 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 21 февраля 2017 г. Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Шах, Насра М. (сентябрь 2011 г.). «Пересмотренное трудовое законодательство Кувейта: последствия для местных и иностранных рабочих» (PDF) . Азиатско-Тихоокеанский миграционный журнал . 20 (3–4): 339–363. дои : 10.1177/011719681102000305 . ISSN 0117-1968 . S2CID 155081772 . Проверено 28 ноября 2018 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Хан, Азфар; Харрофф-Тавель, Элен (сентябрь 2011 г.). «Реформирование Кафалы: проблемы и возможности продвижения вперед» (PDF) . Азиатско-Тихоокеанский миграционный журнал . 20 (3–4): 293–313. дои : 10.1177/011719681102000303 . ISSN 0117-1968 . S2CID 154570877 . Проверено 17 ноября 2018 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Кувейт не позволяет мигрантам создавать профсоюзы» . Migrant-Rights.org . 31 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 21 февраля 2017 г. Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «ОАЭ объявляют о реформе трудовых правил: Кувейт и Катар продвигаются вперед по единым контрактам» . Migrant-Rights.org . 11 октября 2016 года. Архивировано из оригинала 22 февраля 2017 года . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ «Кувейт: События 2016 года» . Хьюман Райтс Вотч . 17 января 2017 года. Архивировано из оригинала 22 февраля 2017 года . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ «Еще один взгляд на новые законы Кувейта для домашних работников» . Migrant-Rights.org . 10 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 18 января 2023 года . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ «Кувейт первым в странах Персидского залива ввел минимальную заработную плату для домашних работников» . Американцы за демократию и права человека в Бахрейне . 16 июля 2016 года. Архивировано из оригинала 21 февраля 2017 года . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ «Кувейт обещает изучить систему «кафала», - посол» . Новости АБС-ЦБН . 23 мая 2018 года . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ «Кувейтская звезда сталкивается с негативной реакцией из-за комментариев филиппинских рабочих» . Хранитель . 23 июля 2018 г. Архивировано из оригинала 14 января 2021 г. Проверено 28 июля 2021 г.
- Джоэл Квирк: Проект по борьбе с рабством: от работорговли к торговле людьми
- Ежи Здановский: Говоря своими голосами: истории рабов в Персидском заливе
- CWW Гринидж: Рабство
- Уильям Кларенс-Смит: Ислам и отмена рабства