Jump to content

Рабство в Аббасидском халифате

Динар аббасидского халифа аль-Мустанджида 557 г. хиджры
Аббасидский халифат 850 г. н.э.
Volok by Roerich
СВ Иванов. Торговые переговоры в стране восточных славян. Картины русской истории. (1909)
Гроды Червенские тропы
Дау использовались для перевозки товаров и рабов.
Бунт для него
Занджское восстание - Таурат аз-Зандж - Ахмад Баракизаде

Рабство движимого имущества было важной частью общества, культуры и экономики Аббасидского халифата (750–1258 гг.), который на протяжении своей истории включал большую часть Ближнего Востока . Хотя рабство также было важной частью предшествующей практики халифата Омейядов (661–750 гг.), именно во время халифата Аббасидов работорговля в мусульманском мире достигла более постоянных коммерческих промышленных масштабов, установив коммерческие маршруты работорговли, которые были оставаться на века.

Халифат был крупным центром работорговли, и рабов импортировали из нескольких мест. Поскольку исламский закон запрещал порабощение мусульман, рабов импортировали из немусульманских стран мусульманского мира. В их число входили языческая Африка на Юге; христианская и языческая Европа на Севере; и языческая Средняя Азия и Индия на Востоке.

Эти рабы пришли с Севера по Балканскому работорговле и Волжскому торговому пути ; с Востока через работорговлю в Бухаре ; с Запада через андалузскую работорговлю , транссахарскую работорговлю и работорговлю в Красном море ; и с юга от работорговли в Индийском океане . Работорговля и рабство в этом районе продолжались во время последующих периодов правления и продолжались до тех пор, пока рабство в Османской империи не закончилось в 20 веке.

Работорговля

[ редактировать ]

Работорговля была широко распространена и во времена халифата Омейядов, но тогда она в основном подпитывалась военнопленными и людьми, порабощенными в качестве налогов; во время халифата Аббасидов работорговля военнопленными была в основном вытеснена людьми, купленными в результате коммерческой работорговли, предназначенной для невольничьих рынков в Басре, Багдаде и Самарре. [1] Параллельно с работорговлей пленниками и рабами, предоставляемыми в качестве налогов и дани, расширение коммерческой работорговли расширило рабство в период Аббасидов.

Военные пленники

[ редактировать ]

Устоявшийся обычай порабощать пленных воинов, а также мирных жителей во время войны продолжался.

Во время разграбления Амориума в 838 году город систематически разрушался, так и не восстановив былого процветания. Многие из его жителей были убиты, а остальные увезены в рабство. Город был полностью разграблен и разграблен; по арабским данным, продажа добычи продолжалась пять дней. Византийский летописец Феофан Континуат упоминает о 70 000 погибших, а арабский аль-Масуди - о 30 000. Выжившее население было разделено в качестве рабов между армейскими лидерами, за исключением военных и гражданских лидеров города, которые были зарезервированы в распоряжение халифа. Позволив посланникам Феофила вернуться к нему с известием о падении Амориума, Мутасим сжег город дотла, и только городские стены уцелели относительно неповрежденными. [2] Многие из выживших были освобождены после перемирия в 841 году, но видные чиновники были доставлены в столицу халифа Самарру и казнены спустя годы после отказа принять ислам , став известными как 42 мученика Амориума .

Приточные рабы

[ редактировать ]

Христианское королевство Мукурия в Донголе (нынешний Судан) было обязано ежегодно предоставлять от 360 до 400 рабов исламскому Египту (тогда это была провинция Аббасидов) в соответствии с условиями Бактского договора . [3]

Работорговля в Африке

[ редактировать ]

В империи Аббасидов африканских рабов называли занджами . Африканским рабам отдавалось предпочтение к каторжным работам.

Работорговля в Красном море

[ редактировать ]

Работорговля из Африки в Аравию через Красное море имела древние корни. В то время как в доисламской Аравии арабские военнопленные были обычным объектом рабства, также имел место ввоз рабов из Эфиопии через Красное море. [4] Работорговля в Красном море, судя по всему, началась, по крайней мере, с I века , когда порабощенных африканцев переправляли через Красное море в Аравию и Йемен. [5]

Работорговля в Красном море, похоже, значительно расширилась в исламский период, особенно во время халифата Аббасидов. Африканские рабы были перевезены в 9 веке через работорговлю через Красное море из Африки через Красное море на невольничьи рынки Джидды, Мекки и Медины, а оттуда караваном через пустыню на невольничий рынок Багдада. [6] [7] Рабство Красного моря между Африкой и Аравийским полуостровом продолжалось на протяжении веков до его окончательной отмены в 1960-х годах, когда рабство в Саудовской Аравии было отменено в 1962 году.

Работорговля в Индийском океане

[ редактировать ]

, Наладилась работорговля в Индийском океане при которой рабов переправляли из Восточной Африки через Индийский океан на лодках доу через Персидский залив в Рас-эль-Химу, Дубай, Бандрар-Аббас, Бушин и Басру. [6] [7]

Азиатская работорговля

[ редактировать ]

Индийский народ

[ редактировать ]

Политика ведения войны и налоговых поступлений стала причиной порабощения индийцев на невольничьем рынке Центральной Азии уже во время завоевания Синда Омейядами в 8 веке, когда армии командующего Омейядов Мухаммада бин Касима поработили десятки тысяч индийских мирных жителей, а также солдаты. [8]

Во время походов Газневидов в Индию в XI веке сотни тысяч индейцев были схвачены и проданы на невольничьих рынках Средней Азии; в 1014 году «армия ислама привела в Газну около 200 000 пленников (кариб до сит хазар банда) и большое богатство, так что столица выглядела как индийский город, где ни один солдат лагеря не был без богатства или без большого количества рабов», а во время экспедиции правителя Газневидов султана Ибрагима в район Мултана на северо-западе Индии 100 000 пленников были доставлены обратно в Среднюю Азию, и, как сообщается, Газневиды захватили «пятьсот тысяч рабов, красивых мужчин и женщин». [8] Во время его двенадцатой экспедиции в Индию в 1018–1019 годах армии Махмуда Газни захватили так много индийских рабов, что цены упали, и, по словам аль-Утби, «торговцы приезжали из отдаленных городов, чтобы купить их, так что страны Ма вара3 ан-нар (Средняя Азия): «Ими наполнились Ирак и Хорасан, и светлые и темные, богатые и бедные смешались в одном общем рабстве». [8]

Тюркский народ

[ редактировать ]

Тюркские народы относились к наиболее распространенной после африканцев категории рабов Аббасидского халифата. Их больше всего отдавали предпочтение военному рабству.

Тюркские народы из среднеазиатских степей были основным источником поставок рабов в Аббасидский халифат на протяжении всего средневековья. Они были язычниками, приверженцами тенгрианства и поэтому рассматривались как законные объекты рабства. На Ближнем Востоке их называли «белыми» и веками использовали в военном рабстве в средние века. Тюркские рабы были переправлены в Аббасидский халифат посредством работорговли в Бухаре .

аль-Баладхури описал, как халиф аль-Мамун писал своим губернаторам в Хорасане с просьбой совершать набеги на те народы Трансоксианы, которые не подчинились исламу:

«Когда аль-Мутасим стал халифом, он сделал то же самое до такой степени, что большинство его военачальников были выходцами из Трансоксианы: согдийцы, фарханцы, ушрусанцы, народы Шаша и другие, [даже] их цари пришли к нему. Ислам распространился среди тех, кто жили там, поэтому они начали набеги на живших там турок». [9]

Тюркские рабы были основным поставщиком рабов в работорговле Саманидов и регулярно составляли часть земельного налога, отправляемого в столицу Аббасидов Багдад; географ Аль-Макдиси (ок. 375/985) отмечал, что в его время в ежегодный сбор (харадж) входили 1020 рабов. [10]

С начала IX века военное рабство играло важную военную роль в Аббасидском халифате, а тюркские рабы-мужчины пользовались особым предпочтением в качестве солдат-рабов. [1]

Европейская работорговля

[ редактировать ]

Европейских рабов называли сакалиба . Викинги продавали мусульманам европейских пленников как христиан, так и язычников, которые называли их сакалиба ; эти рабы, вероятно, были одновременно славянами-язычниками, финнами и балтийскими восточноевропейцами. [11] а также христиане Западной Европы. [12] Европейские рабы рассматривались как предмет роскоши и в основном служили в домах королевской семьи и богатых людей. Было несколько маршрутов рабов-сакалиба в халифат Аббасидов.

Работорговля в Хазаре и Бухаре

[ редактировать ]

Основным путем европейских рабов в Халифат был восточно- волжский торговый путь через Россию и Среднюю Азию вниз в Багдад через Персию. Сначала через хазарскую работорговлю , а затем через работорговлю Саманидов .

Хазарская работорговля и саманидская работорговля в Бухаре были двумя крупнейшими поставщиками рабов в Аббасидский халифат. [13] Людей, взятых в плен во время набегов викингов в Западную Европу, можно было продать в мавританской Испании посредством работорговли в Дублине. [14] или переправлялись в Хедебю или Бреннё и оттуда по Волжскому торговому пути в Россию, где рабы и меха продавались купцам-мусульманам в обмен на арабские серебряные дирхамы и шелка , найденные в Бирке , Воллине и Дублине ; [15] первоначально этот торговый путь между Европой и Аббасидским халифатом проходил через Хазарский каганат , [16] но с начала X века он шел через Волжскую Булгарию , а оттуда караваном в Хорезм , на невольничий рынок Саманидов в Средней Азии и, наконец, через Иран в Аббасидский халифат. [17]

Известно, что эта работорговля действовала, по крайней мере, между 786 и 1009 годами, поскольку в эти годы в Скандинавии было найдено большое количество серебряных монет империи Саманидов, а люди, взятые в плен викингами во время их набегов на Западную Европу, вероятно, были взяты в плен викингами во время их набегов на Западную Европу. продавались в исламской Центральной Азии, работорговля была настолько прибыльной, что, возможно, способствовала набегам викингов в Западную Европу и использовалась викингами в качестве источника рабского снабжения для их работорговли с исламским миром. [18]

Работорговля в Аль-Андалусе

[ редактировать ]

Другие пути доставки рабов-сакалиба в Халифат проходили через работорговлю Аль-Андалус в Западной Европе. От пражской работорговли славянами-язычниками через Францию ​​до рабства в Аль-Андалусе в Испании и через работорговлю в Аль-Андалусе до Аббасидского халифата. Работорговля в Аль-Андалусе значительно сократилась с окончанием пражской работорговли в 11 веке, но продолжалась в меньших масштабах до конца Реконкисты .

Андалузские сарацинские пираты основали базу в Камарге , Фраксинетуме или Ла-Гард-Френе-Ле-Мот (888-972 гг.), откуда совершали набеги рабов во Францию. [19] а работорговля Фраксинетум вывезла захваченных ими франкских пленников в рабство в мусульманский мир. [20]

Рабы, захваченные викингами на Британских островах, также были проданы через работорговлю в Дублине на невольничий рынок Аль-Андалус. [14]

Сарацинское пиратство

[ редактировать ]

Сарацины из Аглабидов Ифрикии . управляли обширной работорговлей итальянцев, захваченных в Южной Италии, в Аббасидский Магриб с начала середины IX века [21]

Хотя базы сарацинов во Франции были ликвидированы в 972 году, а в Италии — в 1091 году, это не предотвратило сарацинскую пиратскую работорговлю в Средиземноморье; И династия Альморавидов (1040–1147), и Халифат Альмохадов (1121–1269) одобряли набеги рабов сарацинских пиратов на немусульманские корабли в Гибралтаре и Средиземноморье с целью набегов рабов. [22]

Невольничий рынок

[ редактировать ]

Невольничий рынок и использование рабов в Аббасидском халифате разделили рабов на мужчин, женщин и евнухов. Рабы также делились по цвету кожи. Евнухов использовали в бытовых и административных целях; рабы-мужчины использовались в трудовом и военном рабстве; а женщины использовались для домашней прислуги и сексуального рабства (сожительства).

По оценкам , тысячи, а возможно, и миллионы африканцев, берберов, турок и европейских сакалиба были порабощены в этот период времени. [1]

Женщины-рабыни

[ редактировать ]

Рабыни в основном использовались либо в качестве домашней прислуги, либо в качестве наложниц (секс-рабынь) , тогда как рабы-мужчины использовались для выполнения ряда задач. Сексуальные рабыни-наложницы богатых городских мужчин, родившие сына своего поработителя, считались наиболее привилегированными, поскольку они становились Умм Валад и освобождались после смерти своего поработителя; наложница бедуина в основном жила той же жизнью, что и остальные члены племени и женщины семьи. [23] Домашние рабыни жили тяжёлой жизнью, а воспроизводство среди рабынь было низким; было отмечено, что среди рабов была высока детская смертность, что рабыни часто подвергались изнасилованию в детстве и редко доживали до сорока лет, и что более бедные рабовладельцы часто занимались их проституцией. [23]

Работорговля в мусульманском мире была ориентирована на женщин для использования в качестве домашней прислуги и сексуальных рабынь. [24] Женщин переправляли в царский гарем Аббасидов из Европы по Волжскому торговому пути , а также из Африки и Азии. [25] Королевский гарем использовался как образец для подражания для гаремов других богатых мужчин. Женщины из Европы, Средней Азии, Азии и Африки использовались в качестве сексуальных рабынь и домашней прислуги в королевских гаремах и меньших гаремах частных мужчин, а также в гаремах местных княжеств в пределах Аббасидского халифата.

Мужчины-рабы

[ редактировать ]

Использование рабов-мужчин было гораздо более разнообразным. Поскольку евнухи не имели собственной семьи и не могли иметь детей, их считали весьма заслуживающими внимания и использовали в качестве охранников гаремов, мечетей и святых мест, администраторов и управляющих семьей. [7]

Рабы использовались в производстве товарных культур, в шелковой текстильной промышленности, в производстве соли и мелиорации земель, в производстве хлопка и сахара, особенно в районе большого центра невольничьего рынка Басры. Рабов содержали в больших трудовых лагерях, и их часто приходилось заменять новыми рабами в результате работорговли, поскольку из-за болот в Месопотамии рабы умирали в больших количествах от малярии, а рабам не разрешалось жениться или иметь детей. [1] По оценкам, в любой момент времени в районе Басры содержалось около 15 000 рабов, и четверть рабочей силы состояла из рабского труда. [1] Современные писатели конца 9 века подсчитали, что в Ираке насчитывалось около 300 000 рабов. [1] Суровые условия привели к большому восстанию рабов, известному как Занджское восстание , которое продолжалось между 869 и 883 годами.

С начала IX века рабы, особенно тюркские рабы, также использовались в качестве рабов-солдат. [1]

Расовый аспект рабства

[ редактировать ]

В рабстве Аббасидского халифата присутствовал элемент расизма. Поскольку все немусульмане, не живущие под властью ислама, считались законной целью порабощения по исламскому закону, рабы в Халифате могли принадлежать к самым разным расам. Однако это не предотвратило расистскую составляющую рабства. Рабы по-разному ценились на рынке в зависимости от их расы и считались обладателями разных способностей из-за их расовой принадлежности, а среди рабов разных рас в Халифате существовала расовая иерархия.

Расизм в отношении чернокожих африканцев в арабском мире усилился после ислама. Хотя торговля рабами из Африки велась как с эллинистическим миром, так и с Римской империей и доисламской Аравией, она была в относительно небольших масштабах; но массовое расширение работорговли из Африки после исламских завоеваний сделало африканцев наиболее распространенной этнической принадлежностью рабов, и большинство африканцев, с которыми взаимодействовали арабы, были рабами, что усилило расизм в отношении африканцев. [26] К VIII веку чернота ассоциировалась с уродством и низшим статусом, и об этом упоминали чернокожие арабские поэты в своих произведениях. [27] Черная кожа ассоциировалась со злом, дьявольством и проклятием, тогда как белая кожа вызывала противоположные ассоциации, расистский стереотип, описанный также в Коране (III: 102). [28]

В течение первого столетия ислама черные рабы и вольноотпущенники могли добиться славы и признания, но, начиная с халифата Омейядов, черные вольноотпущенники (в отличие от белых), за редкими исключениями, больше не достигают каких-либо более высоких позиций богатства, власти и привилегий. или успех, и современные арабские мусульманские писатели способствовали этому фактору отсутствия способностей. [29]

Арабские расистские стереотипы в отношении чернокожих африканцев изображали чернокожих людей как людей с простым благочестием, но также с необузданной сексуальностью и огромной силой - стереотип, описанный в «Тысяче и одной ночи». [30] Стереотипный чернокожий мужчина описывался одновременно как соблазнитель или насильник белых женщин, но также и как жертва разочарованных белых жен и дочерей, в то время как арабские поэты приписывали чернокожей женщине как отталкивающее уродство, так и пылкую сексуальность. [31]

Азиатские рабы имели более высокий статус, чем африканские рабы. Тюркские мужчины считались храбрыми и подходящими для военного рабства. У халифа Мутасима было 70 000 тюркских солдат-рабов, и один из его губернаторов отметил, что «не было никого, подобного турку, для службы». [32] В то время как тюркские мужчины считались храбрыми солдатами, тюркские женщины считались идеальными для рождения храбрых сыновей.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г [1] ван Бавел, Б. (2019). Невидимая рука? Как рыночная экономика возникла и пришла в упадок с 500 года нашей эры. Storbritannien: OUP Oxford. п. 69-70
  2. ^ Тредголд 1988 , с. 303 ; Рекая 1977 , с. 64 ; Ivison 2007 , стр. 31, 53. ; Васильев 1935 , стр. 170–172 .
  3. ^ Мэннинг, П. (1990). Рабство и африканская жизнь: западная, восточная и африканская работорговля. Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 28-29
  4. ^ Справочник Пэлгрейва по глобальному рабству на протяжении всей истории. (2023). Германия: Springer International Publishing. 144
  5. ^ Справочник Пэлгрейва по глобальному рабству на протяжении всей истории. (2023). Германия: Springer International Publishing. 143
  6. ^ Jump up to: а б Блэк, Дж. (2015). Атлантическая работорговля в мировой истории. США: Тейлор и Фрэнсис. п. 14 [2]
  7. ^ Jump up to: а б с [3] Хазелл, А. (2011). Последний невольничий рынок: доктор Джон Кирк и борьба за прекращение работорговли в Восточной Африке. Storbritannien: Little, Brown Book Group.
  8. ^ Jump up to: а б с Леви, Скотт К. «Индусы за пределами Гиндукуша: индейцы в работорговле в Центральной Азии». Журнал Королевского азиатского общества, том. 12, нет. 3, 2002, стр. 277–88. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/25188289 . По состоянию на 15 апреля 2024 г.
  9. ^ Пайпс, Д. (1981). Солдаты-рабы и ислам: генезис военной системы. Storbritannien: Издательство Йельского университета. п. 213
  10. ^ БАРДА и БАРДА-ДАРИ III. В исламский период до монгольского нашествия в энциклопедии Ираника.
  11. ^ Корпела, Дж. (2018). Рабы с Севера: финны и карелы в восточноевропейской работорговле, 900–1600 гг. Нидерланды: Брилл. п. 33-35
  12. ^ Работорговля европейских женщин на Ближний Восток и в Азию с древности до девятого века. Кэтрин Энн Хейн. Исторический факультет Университета Юты. Декабрь 2016 г. © Кэтрин Энн Хейн, 2016 г. Все права защищены. https://collections.lib.utah.edu/ark:/87278/s6616pp7 . п. 256-257
  13. ^ Голден, Питер Бенджамин (2011a). Центральная Азия в мировой истории. Новая всемирная история Оксфорда. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-979317-4, с. 64
  14. ^ Jump up to: а б «Невольничий рынок Дублина» . 23 апреля 2013 г.
  15. ^ Новая Кембриджская средневековая история: Том 3, C.900-C.1024. (1995). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 91
  16. ^ Мир хазар: новые перспективы. Избранные доклады Иерусалимского международного хазарского коллоквиума 1999 г. (2007). Нидерланды: Брилл. п. 232
  17. ^ Новая Кембриджская средневековая история: Том 3, C.900-C.1024. (1995). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 504
  18. ^ Работорговля европейских женщин на Ближний Восток и в Азию с древности до девятого века. Кэтрин Энн Хейн. Исторический факультет Университета Юты. Декабрь 2016 г. © Кэтрин Энн Хейн, 2016 г. Все права защищены. https://collections.lib.utah.edu/ark:/87278/s6616pp7 .
  19. ^ Кембриджская иллюстрированная история средневековья. (1986). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 408
  20. ^ Филлипс, WD (1985). Рабство от римских времен до ранней трансатлантической торговли. Storbritannien: Издательство Манчестерского университета.
  21. ^ Наследники римского Запада. (2009). Германия: Де Грюйтер. п. 113
  22. ^ Кембриджская всемирная история рабства: Том 2, 500–1420 гг. Н. Э. (2021). (np): Издательство Кембриджского университета. п. 37
  23. ^ Jump up to: а б Женщины и рабство: Африка, мир Индийского океана и средневековая Северная Атлантика. (2007). Греция: Издательство Университета Огайо. п. 13
  24. ^ Блэк, Дж. (2015). Атлантическая работорговля в мировой истории. США: Тейлор и Фрэнсис. п. 14 [4]
  25. ^ Эль-Ажари, Таф (2019). Королевы, евнухи и наложницы в истории ислама, 661–1257 гг. Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-4744-2318-2 JSTOR 10.3366/j.ctvnjbg3q
  26. ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 41
  27. ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 30
  28. ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 94
  29. ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 61
  30. ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 96
  31. ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 96
  32. ^ Пайпс, Д. (1981). Солдаты-рабы и ислам: генезис военной системы. Storbritannien: Издательство Йельского университета. п. 208

Справочный материал

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b131e220f1e46752209dbce97000b82e__1722608820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/2e/b131e220f1e46752209dbce97000b82e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Slavery in the Abbasid Caliphate - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)