Рабство в Аббасидском халифате
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
Рабство движимого имущества было важной частью общества, культуры и экономики Аббасидского халифата (750–1258 гг.), который на протяжении своей истории включал большую часть Ближнего Востока . Хотя рабство также было важной частью предшествующей практики халифата Омейядов (661–750 гг.), именно во время халифата Аббасидов работорговля в мусульманском мире достигла более постоянных коммерческих промышленных масштабов, установив коммерческие маршруты работорговли, которые были оставаться на века.
Халифат был крупным центром работорговли, и рабов импортировали из нескольких мест. Поскольку исламский закон запрещал порабощение мусульман, рабов импортировали из немусульманских стран мусульманского мира. В их число входили языческая Африка на Юге; христианская и языческая Европа на Севере; и языческая Средняя Азия и Индия на Востоке.
Эти рабы пришли с Севера по Балканскому работорговле и Волжскому торговому пути ; с Востока через работорговлю в Бухаре ; с Запада через андалузскую работорговлю , транссахарскую работорговлю и работорговлю в Красном море ; и с юга от работорговли в Индийском океане . Работорговля и рабство в этом районе продолжались во время последующих периодов правления и продолжались до тех пор, пока рабство в Османской империи не закончилось в 20 веке.
Работорговля
[ редактировать ]Работорговля была широко распространена и во времена халифата Омейядов, но тогда она в основном подпитывалась военнопленными и людьми, порабощенными в качестве налогов; во время халифата Аббасидов работорговля военнопленными была в основном вытеснена людьми, купленными в результате коммерческой работорговли, предназначенной для невольничьих рынков в Басре, Багдаде и Самарре. [1] Параллельно с работорговлей пленниками и рабами, предоставляемыми в качестве налогов и дани, расширение коммерческой работорговли расширило рабство в период Аббасидов.
Военные пленники
[ редактировать ]Устоявшийся обычай порабощать пленных воинов, а также мирных жителей во время войны продолжался.
Во время разграбления Амориума в 838 году город систематически разрушался, так и не восстановив былого процветания. Многие из его жителей были убиты, а остальные увезены в рабство. Город был полностью разграблен и разграблен; по арабским данным, продажа добычи продолжалась пять дней. Византийский летописец Феофан Континуат упоминает о 70 000 погибших, а арабский аль-Масуди - о 30 000. Выжившее население было разделено в качестве рабов между армейскими лидерами, за исключением военных и гражданских лидеров города, которые были зарезервированы в распоряжение халифа. Позволив посланникам Феофила вернуться к нему с известием о падении Амориума, Мутасим сжег город дотла, и только городские стены уцелели относительно неповрежденными. [2] Многие из выживших были освобождены после перемирия в 841 году, но видные чиновники были доставлены в столицу халифа Самарру и казнены спустя годы после отказа принять ислам , став известными как 42 мученика Амориума .
Приточные рабы
[ редактировать ]время
[ редактировать ]Христианское королевство Мукурия в Донголе (нынешний Судан) было обязано ежегодно предоставлять от 360 до 400 рабов исламскому Египту (тогда это была провинция Аббасидов) в соответствии с условиями Бактского договора . [3]
Работорговля в Африке
[ редактировать ]В империи Аббасидов африканских рабов называли занджами . Африканским рабам отдавалось предпочтение к каторжным работам.
Работорговля в Красном море
[ редактировать ]Работорговля из Африки в Аравию через Красное море имела древние корни. В то время как в доисламской Аравии арабские военнопленные были обычным объектом рабства, также имел место ввоз рабов из Эфиопии через Красное море. [4] Работорговля в Красном море, судя по всему, началась, по крайней мере, с I века , когда порабощенных африканцев переправляли через Красное море в Аравию и Йемен. [5]
Работорговля в Красном море, похоже, значительно расширилась в исламский период, особенно во время халифата Аббасидов. Африканские рабы были перевезены в 9 веке через работорговлю через Красное море из Африки через Красное море на невольничьи рынки Джидды, Мекки и Медины, а оттуда караваном через пустыню на невольничий рынок Багдада. [6] [7] Рабство Красного моря между Африкой и Аравийским полуостровом продолжалось на протяжении веков до его окончательной отмены в 1960-х годах, когда рабство в Саудовской Аравии было отменено в 1962 году.
Работорговля в Индийском океане
[ редактировать ], Наладилась работорговля в Индийском океане при которой рабов переправляли из Восточной Африки через Индийский океан на лодках доу через Персидский залив в Рас-эль-Химу, Дубай, Бандрар-Аббас, Бушин и Басру. [6] [7]
Азиатская работорговля
[ редактировать ]Индийский народ
[ редактировать ]Политика ведения войны и налоговых поступлений стала причиной порабощения индийцев на невольничьем рынке Центральной Азии уже во время завоевания Синда Омейядами в 8 веке, когда армии командующего Омейядов Мухаммада бин Касима поработили десятки тысяч индийских мирных жителей, а также солдаты. [8]
Во время походов Газневидов в Индию в XI веке сотни тысяч индейцев были схвачены и проданы на невольничьих рынках Средней Азии; в 1014 году «армия ислама привела в Газну около 200 000 пленников (кариб до сит хазар банда) и большое богатство, так что столица выглядела как индийский город, где ни один солдат лагеря не был без богатства или без большого количества рабов», а во время экспедиции правителя Газневидов султана Ибрагима в район Мултана на северо-западе Индии 100 000 пленников были доставлены обратно в Среднюю Азию, и, как сообщается, Газневиды захватили «пятьсот тысяч рабов, красивых мужчин и женщин». [8] Во время его двенадцатой экспедиции в Индию в 1018–1019 годах армии Махмуда Газни захватили так много индийских рабов, что цены упали, и, по словам аль-Утби, «торговцы приезжали из отдаленных городов, чтобы купить их, так что страны Ма вара3 ан-нар (Средняя Азия): «Ими наполнились Ирак и Хорасан, и светлые и темные, богатые и бедные смешались в одном общем рабстве». [8]
Тюркский народ
[ редактировать ]Тюркские народы относились к наиболее распространенной после африканцев категории рабов Аббасидского халифата. Их больше всего отдавали предпочтение военному рабству.
Тюркские народы из среднеазиатских степей были основным источником поставок рабов в Аббасидский халифат на протяжении всего средневековья. Они были язычниками, приверженцами тенгрианства и поэтому рассматривались как законные объекты рабства. На Ближнем Востоке их называли «белыми» и веками использовали в военном рабстве в средние века. Тюркские рабы были переправлены в Аббасидский халифат посредством работорговли в Бухаре .
аль-Баладхури описал, как халиф аль-Мамун писал своим губернаторам в Хорасане с просьбой совершать набеги на те народы Трансоксианы, которые не подчинились исламу:
- «Когда аль-Мутасим стал халифом, он сделал то же самое до такой степени, что большинство его военачальников были выходцами из Трансоксианы: согдийцы, фарханцы, ушрусанцы, народы Шаша и другие, [даже] их цари пришли к нему. Ислам распространился среди тех, кто жили там, поэтому они начали набеги на живших там турок». [9]
Тюркские рабы были основным поставщиком рабов в работорговле Саманидов и регулярно составляли часть земельного налога, отправляемого в столицу Аббасидов Багдад; географ Аль-Макдиси (ок. 375/985) отмечал, что в его время в ежегодный сбор (харадж) входили 1020 рабов. [10]
С начала IX века военное рабство играло важную военную роль в Аббасидском халифате, а тюркские рабы-мужчины пользовались особым предпочтением в качестве солдат-рабов. [1]
Европейская работорговля
[ редактировать ]Европейских рабов называли сакалиба . Викинги продавали мусульманам европейских пленников как христиан, так и язычников, которые называли их сакалиба ; эти рабы, вероятно, были одновременно славянами-язычниками, финнами и балтийскими восточноевропейцами. [11] а также христиане Западной Европы. [12] Европейские рабы рассматривались как предмет роскоши и в основном служили в домах королевской семьи и богатых людей. Было несколько маршрутов рабов-сакалиба в халифат Аббасидов.
Работорговля в Хазаре и Бухаре
[ редактировать ]Основным путем европейских рабов в Халифат был восточно- волжский торговый путь через Россию и Среднюю Азию вниз в Багдад через Персию. Сначала через хазарскую работорговлю , а затем через работорговлю Саманидов .
Хазарская работорговля и саманидская работорговля в Бухаре были двумя крупнейшими поставщиками рабов в Аббасидский халифат. [13] Людей, взятых в плен во время набегов викингов в Западную Европу, можно было продать в мавританской Испании посредством работорговли в Дублине. [14] или переправлялись в Хедебю или Бреннё и оттуда по Волжскому торговому пути в Россию, где рабы и меха продавались купцам-мусульманам в обмен на арабские серебряные дирхамы и шелка , найденные в Бирке , Воллине и Дублине ; [15] первоначально этот торговый путь между Европой и Аббасидским халифатом проходил через Хазарский каганат , [16] но с начала X века он шел через Волжскую Булгарию , а оттуда караваном в Хорезм , на невольничий рынок Саманидов в Средней Азии и, наконец, через Иран в Аббасидский халифат. [17]
Известно, что эта работорговля действовала, по крайней мере, между 786 и 1009 годами, поскольку в эти годы в Скандинавии было найдено большое количество серебряных монет империи Саманидов, а люди, взятые в плен викингами во время их набегов на Западную Европу, вероятно, были взяты в плен викингами во время их набегов на Западную Европу. продавались в исламской Центральной Азии, работорговля была настолько прибыльной, что, возможно, способствовала набегам викингов в Западную Европу и использовалась викингами в качестве источника рабского снабжения для их работорговли с исламским миром. [18]
Работорговля в Аль-Андалусе
[ редактировать ]Другие пути доставки рабов-сакалиба в Халифат проходили через работорговлю Аль-Андалус в Западной Европе. От пражской работорговли славянами-язычниками через Францию до рабства в Аль-Андалусе в Испании и через работорговлю в Аль-Андалусе до Аббасидского халифата. Работорговля в Аль-Андалусе значительно сократилась с окончанием пражской работорговли в 11 веке, но продолжалась в меньших масштабах до конца Реконкисты .
Андалузские сарацинские пираты основали базу в Камарге , Фраксинетуме или Ла-Гард-Френе-Ле-Мот (888-972 гг.), откуда совершали набеги рабов во Францию. [19] а работорговля Фраксинетум вывезла захваченных ими франкских пленников в рабство в мусульманский мир. [20]
Рабы, захваченные викингами на Британских островах, также были проданы через работорговлю в Дублине на невольничий рынок Аль-Андалус. [14]
Сарацинское пиратство
[ редактировать ]Сарацины из Аглабидов Ифрикии . управляли обширной работорговлей итальянцев, захваченных в Южной Италии, в Аббасидский Магриб с начала середины IX века [21]
Хотя базы сарацинов во Франции были ликвидированы в 972 году, а в Италии — в 1091 году, это не предотвратило сарацинскую пиратскую работорговлю в Средиземноморье; И династия Альморавидов (1040–1147), и Халифат Альмохадов (1121–1269) одобряли набеги рабов сарацинских пиратов на немусульманские корабли в Гибралтаре и Средиземноморье с целью набегов рабов. [22]
Невольничий рынок
[ редактировать ]Невольничий рынок и использование рабов в Аббасидском халифате разделили рабов на мужчин, женщин и евнухов. Рабы также делились по цвету кожи. Евнухов использовали в бытовых и административных целях; рабы-мужчины использовались в трудовом и военном рабстве; а женщины использовались для домашней прислуги и сексуального рабства (сожительства).
По оценкам , тысячи, а возможно, и миллионы африканцев, берберов, турок и европейских сакалиба были порабощены в этот период времени. [1]
Женщины-рабыни
[ редактировать ]Рабыни в основном использовались либо в качестве домашней прислуги, либо в качестве наложниц (секс-рабынь) , тогда как рабы-мужчины использовались для выполнения ряда задач. Сексуальные рабыни-наложницы богатых городских мужчин, родившие сына своего поработителя, считались наиболее привилегированными, поскольку они становились Умм Валад и освобождались после смерти своего поработителя; наложница бедуина в основном жила той же жизнью, что и остальные члены племени и женщины семьи. [23] Домашние рабыни жили тяжёлой жизнью, а воспроизводство среди рабынь было низким; было отмечено, что среди рабов была высока детская смертность, что рабыни часто подвергались изнасилованию в детстве и редко доживали до сорока лет, и что более бедные рабовладельцы часто занимались их проституцией. [23]
Работорговля в мусульманском мире была ориентирована на женщин для использования в качестве домашней прислуги и сексуальных рабынь. [24] Женщин переправляли в царский гарем Аббасидов из Европы по Волжскому торговому пути , а также из Африки и Азии. [25] Королевский гарем использовался как образец для подражания для гаремов других богатых мужчин. Женщины из Европы, Средней Азии, Азии и Африки использовались в качестве сексуальных рабынь и домашней прислуги в королевских гаремах и меньших гаремах частных мужчин, а также в гаремах местных княжеств в пределах Аббасидского халифата.
Мужчины-рабы
[ редактировать ]Использование рабов-мужчин было гораздо более разнообразным. Поскольку евнухи не имели собственной семьи и не могли иметь детей, их считали весьма заслуживающими внимания и использовали в качестве охранников гаремов, мечетей и святых мест, администраторов и управляющих семьей. [7]
Рабы использовались в производстве товарных культур, в шелковой текстильной промышленности, в производстве соли и мелиорации земель, в производстве хлопка и сахара, особенно в районе большого центра невольничьего рынка Басры. Рабов содержали в больших трудовых лагерях, и их часто приходилось заменять новыми рабами в результате работорговли, поскольку из-за болот в Месопотамии рабы умирали в больших количествах от малярии, а рабам не разрешалось жениться или иметь детей. [1] По оценкам, в любой момент времени в районе Басры содержалось около 15 000 рабов, и четверть рабочей силы состояла из рабского труда. [1] Современные писатели конца 9 века подсчитали, что в Ираке насчитывалось около 300 000 рабов. [1] Суровые условия привели к большому восстанию рабов, известному как Занджское восстание , которое продолжалось между 869 и 883 годами.
С начала IX века рабы, особенно тюркские рабы, также использовались в качестве рабов-солдат. [1]
Расовый аспект рабства
[ редактировать ]В рабстве Аббасидского халифата присутствовал элемент расизма. Поскольку все немусульмане, не живущие под властью ислама, считались законной целью порабощения по исламскому закону, рабы в Халифате могли принадлежать к самым разным расам. Однако это не предотвратило расистскую составляющую рабства. Рабы по-разному ценились на рынке в зависимости от их расы и считались обладателями разных способностей из-за их расовой принадлежности, а среди рабов разных рас в Халифате существовала расовая иерархия.
Расизм в отношении чернокожих африканцев в арабском мире усилился после ислама. Хотя торговля рабами из Африки велась как с эллинистическим миром, так и с Римской империей и доисламской Аравией, она была в относительно небольших масштабах; но массовое расширение работорговли из Африки после исламских завоеваний сделало африканцев наиболее распространенной этнической принадлежностью рабов, и большинство африканцев, с которыми взаимодействовали арабы, были рабами, что усилило расизм в отношении африканцев. [26] К VIII веку чернота ассоциировалась с уродством и низшим статусом, и об этом упоминали чернокожие арабские поэты в своих произведениях. [27] Черная кожа ассоциировалась со злом, дьявольством и проклятием, тогда как белая кожа вызывала противоположные ассоциации, расистский стереотип, описанный также в Коране (III: 102). [28]
В течение первого столетия ислама черные рабы и вольноотпущенники могли добиться славы и признания, но, начиная с халифата Омейядов, черные вольноотпущенники (в отличие от белых), за редкими исключениями, больше не достигают каких-либо более высоких позиций богатства, власти и привилегий. или успех, и современные арабские мусульманские писатели способствовали этому фактору отсутствия способностей. [29]
Арабские расистские стереотипы в отношении чернокожих африканцев изображали чернокожих людей как людей с простым благочестием, но также с необузданной сексуальностью и огромной силой - стереотип, описанный в «Тысяче и одной ночи». [30] Стереотипный чернокожий мужчина описывался одновременно как соблазнитель или насильник белых женщин, но также и как жертва разочарованных белых жен и дочерей, в то время как арабские поэты приписывали чернокожей женщине как отталкивающее уродство, так и пылкую сексуальность. [31]
Азиатские рабы имели более высокий статус, чем африканские рабы. Тюркские мужчины считались храбрыми и подходящими для военного рабства. У халифа Мутасима было 70 000 тюркских солдат-рабов, и один из его губернаторов отметил, что «не было никого, подобного турку, для службы». [32] В то время как тюркские мужчины считались храбрыми солдатами, тюркские женщины считались идеальными для рождения храбрых сыновей.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г [1] ван Бавел, Б. (2019). Невидимая рука? Как рыночная экономика возникла и пришла в упадок с 500 года нашей эры. Storbritannien: OUP Oxford. п. 69-70
- ^ Тредголд 1988 , с. 303 ; Рекая 1977 , с. 64 ; Ivison 2007 , стр. 31, 53. ; Васильев 1935 , стр. 170–172 .
- ^ Мэннинг, П. (1990). Рабство и африканская жизнь: западная, восточная и африканская работорговля. Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 28-29
- ^ Справочник Пэлгрейва по глобальному рабству на протяжении всей истории. (2023). Германия: Springer International Publishing. 144
- ^ Справочник Пэлгрейва по глобальному рабству на протяжении всей истории. (2023). Германия: Springer International Publishing. 143
- ^ Jump up to: а б Блэк, Дж. (2015). Атлантическая работорговля в мировой истории. США: Тейлор и Фрэнсис. п. 14 [2]
- ^ Jump up to: а б с [3] Хазелл, А. (2011). Последний невольничий рынок: доктор Джон Кирк и борьба за прекращение работорговли в Восточной Африке. Storbritannien: Little, Brown Book Group.
- ^ Jump up to: а б с Леви, Скотт К. «Индусы за пределами Гиндукуша: индейцы в работорговле в Центральной Азии». Журнал Королевского азиатского общества, том. 12, нет. 3, 2002, стр. 277–88. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/25188289 . По состоянию на 15 апреля 2024 г.
- ^ Пайпс, Д. (1981). Солдаты-рабы и ислам: генезис военной системы. Storbritannien: Издательство Йельского университета. п. 213
- ^ БАРДА и БАРДА-ДАРИ III. В исламский период до монгольского нашествия в энциклопедии Ираника.
- ^ Корпела, Дж. (2018). Рабы с Севера: финны и карелы в восточноевропейской работорговле, 900–1600 гг. Нидерланды: Брилл. п. 33-35
- ^ Работорговля европейских женщин на Ближний Восток и в Азию с древности до девятого века. Кэтрин Энн Хейн. Исторический факультет Университета Юты. Декабрь 2016 г. © Кэтрин Энн Хейн, 2016 г. Все права защищены. https://collections.lib.utah.edu/ark:/87278/s6616pp7 . п. 256-257
- ^ Голден, Питер Бенджамин (2011a). Центральная Азия в мировой истории. Новая всемирная история Оксфорда. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-979317-4, с. 64
- ^ Jump up to: а б «Невольничий рынок Дублина» . 23 апреля 2013 г.
- ^ Новая Кембриджская средневековая история: Том 3, C.900-C.1024. (1995). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 91
- ^ Мир хазар: новые перспективы. Избранные доклады Иерусалимского международного хазарского коллоквиума 1999 г. (2007). Нидерланды: Брилл. п. 232
- ^ Новая Кембриджская средневековая история: Том 3, C.900-C.1024. (1995). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 504
- ^ Работорговля европейских женщин на Ближний Восток и в Азию с древности до девятого века. Кэтрин Энн Хейн. Исторический факультет Университета Юты. Декабрь 2016 г. © Кэтрин Энн Хейн, 2016 г. Все права защищены. https://collections.lib.utah.edu/ark:/87278/s6616pp7 .
- ^ Кембриджская иллюстрированная история средневековья. (1986). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 408
- ^ Филлипс, WD (1985). Рабство от римских времен до ранней трансатлантической торговли. Storbritannien: Издательство Манчестерского университета.
- ^ Наследники римского Запада. (2009). Германия: Де Грюйтер. п. 113
- ^ Кембриджская всемирная история рабства: Том 2, 500–1420 гг. Н. Э. (2021). (np): Издательство Кембриджского университета. п. 37
- ^ Jump up to: а б Женщины и рабство: Африка, мир Индийского океана и средневековая Северная Атлантика. (2007). Греция: Издательство Университета Огайо. п. 13
- ^ Блэк, Дж. (2015). Атлантическая работорговля в мировой истории. США: Тейлор и Фрэнсис. п. 14 [4]
- ^ Эль-Ажари, Таф (2019). Королевы, евнухи и наложницы в истории ислама, 661–1257 гг. Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-4744-2318-2 JSTOR 10.3366/j.ctvnjbg3q
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 41
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 30
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 94
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 61
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 96
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 96
- ^ Пайпс, Д. (1981). Солдаты-рабы и ислам: генезис военной системы. Storbritannien: Издательство Йельского университета. п. 208
Справочный материал
[ редактировать ]- Сигал, Рональд (2001). Черные рабы ислама: другая черная диаспора . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 9780374527976 .