Рабство в Эфиопии
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
Рабство в Эфиопии существовало на протяжении веков, начиная с 1495 г. до н.э. и закончившись в 1942 г. Есть также источники, указывающие на вывоз рабов из Аксумской империи (100–940 гг. н.э.). Эта практика стала неотъемлемой частью эфиопского общества . Рабов традиционно набирали из групп нилотов , населявших и южные районы Эфиопии Оромос . [1] Военнопленные были еще одним источником рабов, хотя восприятие, обращение и обязанности этих пленников заметно отличались. [2] религиозный закон запрещал христианским рабовладельцам брать в рабство христиан, рабы были из мусульманских и других нехристианских групп. [3] [4]
Отмена рабства стала первоочередной задачей режима Хайле Селассие , который начался в 1930 году. Международное давление вынудило принять меры, и это было необходимо для членства в Лиге Наций . Во время итальянской оккупации временное правительство издало два закона в октябре 1935 и в апреле 1936 года, которые отменили рабство и освободили 420 000 эфиопских рабов. После изгнания итальянцев к власти вернулся император Хайле Селассие и официально отменил рабство и принудительное подневольное состояние, приняв это законом 26 августа 1942 года. [5] [6] [7] Позднее, в 1969 году, Эфиопия ратифицировала Конвенцию о рабстве 1926 года . [8] После отмены рабства в 1940-х годах освобожденные рабы обычно использовались их бывшими хозяевами в качестве неквалифицированной рабочей силы. [9]
История
[ редактировать ]Аксумская империя
[ редактировать ]Эфиопско-эритрейский регион, стратегически расположенный между двумя основными торговыми путями, служил важным центром работорговли. Он имел доступ к Красному морю на востоке и к долине Нила на западе, что на протяжении многих столетий связывало его с глобальным рынком рабов. Кроме того, этот регион поставлял рабов в эллинистический и римский миры благодаря своим связям со средиземноморской торговлей. Территории между Аксумской и Суданской империями, расположенные в Нило-Сахарском регионе, часто подвергались набегам и захвату рабов. [10] Порт Адулис был известен как центр работорговли еще в I веке Плинием Старшим . [11] При раскопках на аксумском городище Матара был обнаружен человеческий скелет, все еще носящий кандалы. [12] В VI веке греческий путешественник Косма Индикоплевст указывал, что большинство рабов было привезено из аксумской глубинки Сасу (якобы территории современного Фазогли Судана). [13] ) и Барбария (Сомали) . [14]
Средневековая эпоха
[ редактировать ]Завоевания императора Амды Сейона привели к появлению значительного количества рабов. Его летописец часто отмечал захват множества пленных во время его военных экспедиций: «Он отправился в страну Хадия и убил [многих] людей этой земли, а остальных он взял в плен вместе с их царем, великих [людей] и малых, мужчин и женщин, старых и молодых, и перенес их в свое царство». [15] Термины, используемые летописцами Амды Сейона при описании его успехов, ясно указывают на то, что набеги рабов были важным побочным продуктом многих его кампаний: «В это время Гемалдин, король мусульман, пришел к королю со многими подарками и сказал: Я молю тебя, о царь, вернись в свою столицу, поскольку ты назначил меня своим (правителем), и я исполню твою волю, ибо вот, земля мусульман теперь разрушена, оставь то, что осталось (в) стране. не разоряйте его снова, чтобы они могли работать на вас торговлей, потому что я и все мусульманские народы — ваши рабы». Царь ответил ему гневно, сказав: «Это не тогда, когда меня кусают гиены и собаки, сыны змеи и дети зла, которые не доверяют Сыну Божьему, я возвращаюсь в свою столицу, и если я вернусь раньше меня; опустошили землю Адала, пусть я стану подобным той, которая родила меня, моей матери, пусть меня не будут называть мужчиной, но пусть меня будут называть женщиной»; [16] Средневековый церковный отчет Геэза дает картину коммерческих подвигов: «[Мусульманские торговцы] вели дела в Индии , Египте и среди народа Греции на деньги царя. Он дал им слоновую кость и превосходных лошадей из Шава и красное, чистое золото из Энарьи... и эти мусульмане... пошли в Египет, Грецию и Рим и обменяли их на очень богатые дамаски, украшенные зелеными и алыми камнями и листьями из красного золота, которые они привезли в король" [17] Слоновая кость была ценным товаром для торговли в королевстве с древних времен: реки Такадзэ , Барка и Ансаба, а также другие регионы были богаты слонами и другими дикими животными. Короли организовывали систематическую охоту на слонов и доверяли бивни своим торговым агентам.
В XIV веке мусульманский ученый аль-Умари описал работорговлю и взаимодействие между исламскими княжествами и христианскими горными королевствами, отметив, что кастрация практиковалась в определенном месте под названием Вашлу, к югу от христианской Эфиопии. Затем кастраты выздоравливали в мусульманском княжестве Хадия, а затем продавали по высоким ценам в Аравии, где евнухи очень ценились. отметил, что такое разделение труда между Вашлу, языческим местом, специализирующимся на кастрации, и Хадией, специализирующимся на врачевании, Франсуа-Ксавье Фовель «было мотивировано не столько экономической рациональностью, сколько обычным лицемерием, которое позволяло христианам и мусульманам сотрудничать в практике». чью операцию они предпочитали не видеть». [18]
Примерно в это же время Эфиопское христианское государство установило контакты с другим «черным» народом, известным как Шанкеллы , жившим в нижнем течении Голубого Нила . Подобно бариям , страна Шанкеллов стала объектом частых набегов рабов со стороны абиссинцев . Согласно солдатской песне императора Йешака I пятнадцатого века , Шанкелы были вынуждены платить дань абиссинцам. Примерно в это же время кодекс, известный как Фетха Негест (Закон царей), был переведен на геэз и начал служить традиционным законом для эфиопских православных христиан. Согласно этому закону, свободнорожденные христиане имели свободный статус и были запрещены, в то время как нехристиане, захваченные на войне, могли быть порабощены. Таким образом, рабство было вызвано неверием, и все же обращение рабов-язычников в христианство после установления права собственности хозяевами не уничтожило рабство. Таким образом, кодекс обеспечил основу для религиозно оправданного исключения и порабощения нехристиан и христиан, чье рабство было вызвано предыдущим неверием. [19] [ нужна страница ] [20]
Во время правления Сарсы Денгеля многие языческие южные народы обратились в христианство, чтобы избежать дальнейших набегов рабов. Среди тех, кто требовал обращения, были люди Гафата из бывшего района Шат в Дамоте; Сарса Денгель удовлетворил их просьбу в 1581 году. Точно так же жители Эннарея просили об обращении, что Сарса Денгель также принял в 1587 году. Во время миграций оромо в 16 веке многие коренные народы превратились в габаро ( крепостных ). [21] [22] Оромо массово усыновили габаро, приняв их в комо (клан) в процессе, известном как Могаса и Гудифача . Благодаря коллективному усыновлению дочерние группы получили новые генеалогии и начали считать своих предполагаемых предков так же, как и их приемные родственники, и как габаро они обязаны платить дань и оказывать услуги своим завоевателям. [22] [23] например, в Дамоте , где, по словам Бахрея , клан Боран окружил провинцию, «поработил людей и угнал скот». [24]
Сусеньос I провел шесть крупных набегов рабов на Шанкеллы в западных низменностях, в результате которых было захвачено множество рабов, как женщин, так и мужчин. Его летописец пренебрежительно описывает цвет рабов как «черный», а не «красный, как у нормальных людей». Суснейос перешел во владение огромным количеством черных рабов, которых он переселил в район Гондэра . По словам Мануэля де Алмейды , многие из этих рабов будут назначены на «высшие должности» при дворе, и что император доверял ему больше, чем своим свободнорожденным подданным. Алмейда цитирует, что император однажды заявил, что единственные люди, которые были ему верны, - это те, кого он «сотворил и создал из праха». [25]
Гондаринский период
[ редактировать ]Дальнейшие набеги рабов на западные Шанкеллы имели место при императорах Фасилидесе , Йоханнесе I и Иясу I. В результате в Гондаре и других частях христианской империи проживало значительное количество рабов, в основном из Шанкелласа и других «черных» с дальнего запада. Джеймс Брюс заявляет, что каждый отдел был «полон ими» и что мальчики и девочки были приняты королем и «рано обучались христианской религии». Многие из этих рабов стали солдатами, эти отряды рабов были известны как Веладжох . Веладжох, как и многие другие рабские войска в истории, вскоре приобрел значительную политическую власть. После смерти Давида III в 1721 году «черные» слуги дворца попытались захватить власть. Впоследствии император Бакаффа приказал изгнать всех черных рабов в Гондаре и объявил, что любой, кто будет обнаружен с одним из них в своих домах, должен понести суровое наказание. Однако веладжохи проигнорировали приказ и начали грабить сельскую местность. Летописи осуждают веладжохов и утверждают, что они были убийцами, захватившими жен в присутствии мужей и девственниц на глазах у их матерей и их «злодеяние было известно всему миру». Затем Баффака направил войска и устроил засаду на Веладжох к югу от Гондэра. Многие были убиты, а те, кто попал в плен, были изгнаны. Летописец утверждает, что эта победа вызвала большую радость в Гондаре, граждане которого, как он утверждает, все стали бы жертвами, если бы Веладжох добился успеха. [26]
Анестасий начал экспедицию против Туламы в Шеве , где, как говорят, он захватил тысячи рабов оромо. [27]
18-20 века
[ редактировать ]До имперской экспансии на юг Асандабо, Сака, Хермата и Бонга были основными невольничьими рынками королевств Гудуру, Лимму-Энария , Джимма и Каффа . [28] Торговые деревни, прилегающие к этим крупным рынкам юго-западной Эфиопии, неизменно были полны рабов, которых высшие классы обменивали на вожделенные импортные товары. Рабов доставляли на крупные распределительные рынки, такие как Бассо в Годжаме , Алию Амба и Абдул Ресул в Шева . [29] Основным источником рабов для южных территорий были непрерывные войны и набеги между различными кланами и племенами, которые продолжались тысячи лет и обычно сопровождались крупномасштабным рабством, которое было очень распространено во время сражений той эпохи. [30] [29] [31] [32] [33] Рабов часто предоставляли различные правители, совершавшие набеги на своих соседей. [29] По словам Дональда Левина, было обычным явлением видеть, как оромо превращали людей Консо в рабов. Еще одним источником рабов был голод, а во времена повторяющихся засух и широкомасштабных заболеваний скота невольничьи рынки по всей стране наводнялись жертвами голода. Например, Великий голод 1890-91 годов вынудил многих жителей христианского севера (современные Тыграй и Эритрея ), а также южной Эфиопии даже продавать своих детей, а иногда и себя в рабство мусульманским купцам. [34] Поскольку религиозный закон не позволял христианам участвовать в торговле, мусульмане доминировали в работорговле, часто отправляясь все дальше и дальше в поисках припасов. [35]
В южной Эфиопии цари Гибе и Каффы воспользовались своим правом порабощать и продавать детей родителей, которые были слишком бедны, чтобы платить налоги. [36] Гума — одно из государств Гибе, примыкающее к Энарее, где правил Абба Богибо, и при нем жители Гумы были больше, чем жители любой другой страны, обречены на рабство. До принятия Абба Ребу исламизма существовал обычай продавать целые семьи за мелкие преступления, совершенные одним человеком. [37] [38]
В централизованных штатах оромо в долинах Гибе и Дидеса сельскохозяйственный и промышленный сектор осуществлялся в основном с использованием рабского труда. К государствам Гибе относятся Джемма, Гудру, Лимму-Энарья и Гера. Рядом с западными штатами оромо существовало Омотское королевство Каффа, а также другие южные штаты в бассейнах рек Годжаб и Омо, где рабы были основными производителями сельскохозяйственной продукции. [39] В штатах Гибе одна треть общего населения состояла из рабов, в то время как рабы составляли от половины до двух третей общей численности населения в королевствах Джимма, Каффа, Валамо, Гера, Джанджеро и Куча. Даже Каффа к середине 19 века сократила количество рабов, опасаясь большого количества кабального населения. [40] [41] Рабский труд в сельскохозяйственном секторе на юго-западе Эфиопии означал, что рабы составляли более высокую долю населения в целом по сравнению с северной Эфиопией, где аграрными производителями были в основном свободные Габбары. [41] [42] Габбары владели своей землей как «рист», и их юридическое обязательство заключалось в том, чтобы платить одну пятую своей продукции в виде земельного налога и асрат, еще одну десятую, при этом в общей сложности одна треть от общего объема продукции уплачивалась в качестве налога, который должен был быть разделен между гультом. держатель и государство. В дополнение к этим налогам у крестьян северной Эфиопии были неформальные обязанности, согласно которым их заставляли «выполнять барщинный (принудительный труд)», например, заниматься сельским хозяйством, перемалывать кукурузу и строить дома и заборы, что отнимало до одной трети их времени. [42] Эта же система Габбара была применена к Южной Эфиопии после расширения Королевства Шеван, в то время как большинство правящих классов юга были объявлены балабатами (держателями власти), пока император Хайле Селассие не отменил феодальное право ( гультегна ), центральный институт феодализма, на юге и севере. Эфиопия к 1966 году после растущего внутреннего давления в пользу земельной реформы. [43] [44] Девятнадцатый век стал свидетелем беспрецедентного роста рабства в стране, особенно в южных городах Оромо, которое расширялось по мере роста притока рабов. В христианских высокогорьях, особенно в провинции Шоа, к середине века число рабов было довольно большим. [45] Однако, несмотря на военные набеги, группы горцев амхара не считали оромо этническими «барья» из-за их общего афро-азиатского происхождения. [2]
20 век
[ редактировать ]Эфиопия заявила Комиссии по временному рабству (1923–1925 гг.), что, хотя рабство в Эфиопии все еще было законным, оно находилось в процессе постепенной отмены: что работорговля умирала, что было запрещено продавать, дарить или завещать рабов, и что каждый ребенок, рожденный от раба после 1924 года, будет рожден свободным; что бывшие рабы должны были быть отправлены обратно в страну их происхождения и что молодым бывшим рабам было предоставлено образование. [46]
Во время работы Комиссии по временному рабству (TSC) между Суданом и Эфиопией была обнаружена процветающая работорговля: набеги рабов проводились из Эфиопии в провинции Фундж и Белый Нил в Южном Судане, захватывая немусульман Берта, Гумуз и Бурун, которые были куплены от эфиопских работорговцев арабскими суданскими мусульманами в Судане или через границу в независимой Эфиопской империи. [47]
Самым известным работорговцем был Ходжали аль-Хасан , «ватавитский» шейх Бела Шангула в Валлаги, и его главная жена Ситт Амна, которая была признана британцами главой административной единицы в Судане в 1905 году. Хасан собирал рабов – обычно девочек-подростков, мальчиков или детей – путем похищения, долгового рабства или в качестве дани от своих феодальных подданных, и отправлял их через границу своей жене, которая продавала их покупателям в Судане. [48]
Британский консул Ходсон в Эфиопии сообщил, что указ 1925 года не оказал практического влияния на рабство и работорговлю, проводимую через судано-эфиопскую границу до Тишаны: эфиопы требовали налогов, забирали детей людей, которые не могли платить, и порабощали их; набеги рабов на деревни по-прежнему совершались в ночное время: бандиты сжигали хижины, убивали старых и порабощали молодых. Однажды в марте 1925 года, когда бандиты были арестованы, правительственные солдаты конфисковали 300 захваченных рабов и вместо этого передали их в качестве рабов своим солдатам; женщин и детей продавали в Эфиопии по цене 15 миллионов долларов, а официальный указ о борьбе с рабством 1925 года был простой формальностью. [49] Сообщалось, что в 1927 году работорговец Ходжали аль-Хасан, шейх «Ватавит» Бела Шангула в Валлаги, переправил 13 000 рабов из Эфиопии в Судан через свою жену Ситт Амна. [50] В 1929 году Эфиопия проводила набеги рабов в Британскую Кению, а работорговля продолжалась в Судане, что способствовало британской поддержке основания Комитета экспертов по рабству Лиги Наций. [51]
В августе 1932 года император основал Департамент рабства под руководством Ликамакуаса Мангаши и Лей Алемаю Тене с задачей контролировать выполнение новых законов о борьбе с рабством и судов по делам о рабстве: все рабы должны были быть зарегистрированы, рабы-беженцы не подвергались преследованиям. Работорговля была запрещена, отныне никто не должен был рождаться в рабстве, а существующие рабы должны были быть освобождены в течение года после смерти их владельцев. [52] На тот момент Общество по борьбе с рабством оценило количество рабов в Эфиопии как минимум в два миллиона. [53] Однако к декабрю 1933 года стало известно, что Департамент рабства де-факто не работал из-за неэффективности, коррупции и конфликтов между сотрудниками: регистрация рабов была прекращена, освобожденные рабы не были расселены и не получили образования, Лей Алемаю Тене был арестованы, а британцы жаловались на набеги рабов, совершаемые из Эфиопии через границу. [54]
В отчете Консультативного комитета экспертов по рабству за 1936 год описывался набег рабов из Эфиопии в Судан, но этот набег должен был стать последним, о котором сообщалось. [55]
Работорговля в Восточной Африке
[ редактировать ]Эфиопские рабы появляются в арабских записях уже в середине седьмого века. В архивных записях, составленных в конце правления Расулида Султана Аль-Музаффара Юсуфа в 1290-х годах, упоминается, что основные рабы, прибывающие в Йемен, были этническими амхарами и тиграянами и были отправлены из сомалийского портового города Зайла . Евнух амхарского происхождения будет стоить 4 динара , а наложница - 2 динара. [56] По словам Франсиско Альвареса, арабы очень уважали их, которые «не отпускали их ни за что». Аравия, Персия, Индия и Египет были полны рабов из Эфиопии, особенно из южных нехристианских провинций, из которых, приняв ислам , получились «очень хорошие мавры и великие воины». [57] В основном это была домашняя прислуга, хотя некоторые служили сельскохозяйственными рабочими, пастухами, моряками, погонщиками верблюдов, каменщиками и т. д. Наиболее удачливые из мужчин работали чиновниками или телохранителями правителя и эмиров или управляющими у богатых купцов. . Помимо яванских и китайских девушек, привезенных с Дальнего Востока, среди самых ценных наложниц были молодые эфиопские женщины. Самые красивые из них часто вели богатый образ жизни и становились любовницами элиты или даже матерями правителей. [58] Небольшое количество евнухов также было приобретено работорговцами в южных частях Эфиопии. [59] Состоящие в основном из маленьких детей, они вели самый привилегированный образ жизни и продавались по самым высоким ценам на мировых исламских рынках из-за своей редкости. Они служили в гаремах богатых людей или охраняли святые места. [58] Большое количество рабов, экспортированных в Аравию , обычно отражалось на смуглом цвете населения Тихамы , как прокомментировал Умара ибн Аби аль-Хасан аль-Ямани в XII веке: «Арабы Тихамы - дети от черных наложниц, и черная кожа была свойственна и рабу, и свободному». [60]
Адальский султанат
[ редактировать ]Число рабов, вывозимых из Эфиопии, значительно возросло в конце пятнадцатого и первой половине шестнадцатого веков, когда местные мусульманские купцы и налетчики рабов захватывали и продавали их или отправляли в дар арабам в Аравию и Египет. Порт Зейла на побережье Сомали (современный Сомалиленд) был крупнейшим рынком рабов на Африканском Роге, где купцы из Аравии приобретали рабов. Основным источником абиссинских рабов для арабского мира, по-видимому, был султанат Адал , захвативший их во время войны. По словам Аль-Макризи Адалита, султан Джамаль ад-Дин продал многочисленных амхаров в рабство в такие далекие места, как Греция и Индия. К концу некоторых своих сражений он раздавал трех амхарских рабов беднейшим мусульманам. [61] Историк Ульрих Браукэмпер утверждает, что эти работы по исламской историографии, хотя и демонстрируют влияние и военное присутствие султаната Адал на юге Эфиопии, имеют тенденцию переоценивать важность военных побед, которые в лучшем случае приводили к временному территориальному контролю в таких регионах, как Бэйл. [62] По словам Франсиско Альвареса , имам Махфуз напал на абиссинцев-христиан, когда они были физически слабы во время Великого поста, и смог унести не менее 19 000 абиссинцев, которых он немедленно продал своим друзьям в Аравии . [63] Альварес утверждает, что адалиты вели постоянную войну с христианами и отправляли трофеи своих сражений в качестве подношений своим союзникам в Мекке и Каире . [64] Людовико ди Вартема , посетивший Зейлу в 1503 году, писал, что порт был огромным местом торговли, особенно эфиопскими рабами. Он заявляет:
- Здесь продается очень большое количество рабов, то есть людей пресвитера Иоанна (Эфиопия), которых мавры берут в бой, и отсюда их уносят в Персию , Аравию Феликс , а также в Мекку , Каир и в Индию .
Зейла , по-видимому, была самым южным портом, посещаемым арабскими купцами, однако главным центром этих регионов был Аден , где торговые, а также климатические условия были более благоприятными. Через Зейлу и в меньшей степени Берберу проходил основной поток рабов из глубинки Эфиопии. [65]
Завоевания имама Ахмада ибн Ибрагима аль-Гази привели к тому, что на Ближний Восток было продано еще большее количество эфиопских рабов. Как сообщает местная эфиопская хроника, куда бы он и его люди ни пошли, «они уводили юношей, девушек, мальчиков и девочек вплоть до того, что продавали их за границу для жалкого порабощения». По словам Ричарда Панкхерста , почти все эфиопы, захваченные имамом Ахмадом, были впоследствии проданы иностранным купцам в обмен на огнестрельное оружие и пушки. Португальский иезуит сообщил, что Адалу удалось продать «тысячи» абиссинских рабов торговцам из-за моря, таким как арабы , турки , персы и индийцы . [66] Среди проданных был Менас, сын императора Давида II . В 1543 году император Геладевос наконец разбил армию Адала и убил ее предводителя с помощью небольшого отряда португальских солдат Менаса и двух другие высокопоставленные пленники в конечном итоге были выкуплены в 1544 году. [67]
Репрессии при Геладевосе
[ редактировать ]В феврале 1548 года император Геладевос издал указ, запрещающий продажу эфиопских христиан арабам под страхом смертной казни. Арабские и местные торговцы-мусульмане, похоже, были особой мишенью. Император счел идею продажи эфиопского христианина арабу-мусульманину настолько оскорбительной, что приговаривал любого нарушителя к смерти. Иностранный купец был обязан избегать покупки христианина. Пленника нельзя было продать, если не было доказано, что он нехристианин. В намерения Геладевоса не входило полное прекращение торговли христианскими рабами, но именно их вывоз за границу он считал возмутительным. [68] Миссионер-иезуит сообщил о случае, когда мусульманский купец нарушил этот закон и впоследствии был казнен:
- Богатого торговца-мусульманина обвинили в вывозе рабов из Эннарии, и, когда его признали виновным, он был казнен, а его голова была воткнута на шест на рыночной площади в качестве предупреждения против будущих нарушителей закона. Император вновь заявил о своем несогласии с торговлей, заявив, что любой, уличенный в торговле рабами с (арабом) или турком, будет приговорен к смертной казни с конфискацией всего его имущества. В то же время он созвал всех своих правителей, министров двора, и поручил им под страхом сурового наказания обеспечивать соблюдение закона, поскольку Бог желал защитить несчастных эфиопов, которые, как нам говорят, тогда находились под угрозой сурового наказания. перевезено в большом количестве в Аравию , Индию , Каир и Константинополь . [69]
Отклонить
[ редактировать ]После миграции оромо Эфиопская империя потеряла контроль над большей частью своих языческих южных территорий, что позволило им стать объектами набегов рабов со стороны местных мусульман. Несмотря на падение султаната Адал , Харарского эмирата основной статьей экспорта оставались рабы. По словам Ричарда Панкхерста , практически все они были из языческого народа оромо . Когда рабство в районе Черного моря (традиционный источник рабынь для арабского рынка) иссякло, это вызвало еще больший спрос на рабынь оромо из-за их «несомненной красоты и энергичного сексуального темперамента». Хотя экспорт рабов из Эфиопии в Аравию в этот период значительно сократился. Французский агент в Аравии отметил, что чернокожие из Западной Африки составляют самый большой контингент рабов, поскольку торговля рабами из Эфиопии стала очень затруднена. Порт Зейла значительно пришел в упадок из-за сокращения экспорта рабов. Изенберг и Крапф нашли его «по большей части в руинах» и правильно предположили, что раньше он имел большое значение, хотя Крапф заметил несколько Рабы оромо в порту. Главным невольничьим портом Эфиопии к 19 веку был Таджура , который описывался как «город работорговца» и был примечателен как место, где многие рабы из внутренних районов Эфиопии увидят свой «последний выходец из Африки». [70] [71]
Начиная с 19 века, британцы, опираясь на свою превосходящую военно-морскую мощь, проводили кампанию против рабства вдоль Красного моря и внесли большой вклад в значительное сокращение экспорта рабов из Африки в Аравию. После завершения строительства Суэцкого канала отмена работорговли в этом регионе была подчинена политическому императиву защиты транспортных путей от британского владычества . В 1875 году эмират Харар был аннексирован хедиватом Египта . После аннексии Египта экспорт рабов из внутренних районов Эфиопии внезапно прекратился и был официально запрещен в 1877 году после подписания англо-египетской конвенции о работорговле . [72] [73]
Формы рабства
[ редактировать ]Множественные формы рабства и подневольного состояния существовали на протяжении всей истории Африки и были сформированы местной практикой рабства, а также римским институтом рабства. [74] (и более поздние христианские взгляды на рабство ), исламские институты рабства через мусульманскую работорговлю и, в конечном итоге, работорговлю в Атлантике . [75] [76] Рабство было частью экономической структуры африканского общества на протяжении многих столетий, хотя его масштабы были разными. [77] [76] В странах Африки к югу от Сахары рабские отношения часто были сложными: права и свободы предоставлялись лицам, находящимся в рабстве, а их хозяева ограничивали продажу и обращение. [78]
Природа и характеристики
[ редактировать ]Рабство, практикуемое в Эфиопии, различалось в зависимости от класса рассматриваемых рабов. Рабы Шанкаллы « Тикур » (буквально «черные» с оттенком «темнокожие») обычно продавались по дешевке. Некоторым поручили работу по дому или в поле, а других сделали солдатами. [2]
С другой стороны, рабы оромо и сидама « кай » (буквально «легкие» с подтекстом «светлокожие») имели гораздо более высокую ценность и тщательно сортировались по роду занятий и возрасту: от совсем маленьких детей до десятилетнего возраста назывались Мамул . Цена их была несколько ниже, чем у мальчиков десяти-шестнадцати лет. Последние молодые мужчины, известные как Гурбе , предназначались для обучения в качестве личных слуг. Оромо особенно искали в Аравии, и многие из них оказались там. Мужчин в возрасте от двадцати лет называли Кадама . Поскольку их считали вышедшими из возраста обучения, они продавались по несколько более низкой цене, чем гурбе. Таким образом, ценность мужчины с возрастом снижается. Самыми почитаемыми и желанными женщинами были девочки-подростки, которых звали Восиф . Самым привлекательным из них суждено было стать женами и наложницами . Пожилые женщины оценивались по способностям выполнять работу по дому, а также по силе. [2]
Отмена
[ редактировать ]Первоначальные попытки отменить рабство в Эфиопии предпринимались еще в начале 1850-х годов, когда император Теодрос II объявил работорговлю вне закона в своих владениях, хотя и без особого эффекта. Только присутствие британцев в Красном море оказало реальное давление на торговлю. [45] И император Теодрос II, и император Йоханнес IV также объявили рабство вне закона, но поскольку все племена не были против рабства и того факта, что страна была окружена со всех сторон работорговцами и торговцами, полностью искоренить эту практику не удалось даже к 20 веку. . [79] К середине 1890-х годов Менелик активно подавлял торговлю, разрушая печально известные города невольничьих рынков и наказывая работорговцев ампутацией ног. [80] По словам Криса Прути, Менелик запретил рабство, хотя он не мог изменить мнение своего народа относительно этой древней практики, широко распространенной по всей стране. [81]
Чтобы добиться международного признания своей страны, Хайле Селассие официально подал заявку на вступление в Лигу Наций в 1919 году. Первоначально вступление Эфиопии было отклонено из-за опасений по поводу рабства, работорговли и торговли оружием в стране. Италия и Великобритания возглавляли страны, выступающие против приема Эфиопии в Лигу Наций, ссылаясь на рабство в Эфиопии как на основную причину своего противодействия. В конечном итоге Эфиопия была принята в 1923 году после подписания Сен-Жерменской конвенции, в которой они согласились приложить усилия для подавления рабства. [82] [83] Позже в 1924 году Лига Наций учредила Временную комиссию по рабству для расследования рабства во всем мире. Несмотря на очевидные противодействующие меры, рабство продолжало оставаться законным в Эфиопии даже после подписания ею Конвенции о рабстве 1926 года . [7]
Отмена рабства стала первоочередной задачей администрации Хайле Селассие, которая началась в 1930 году. [6] Его политика заключалась в том, чтобы объявить об отмене и постепенно ее осуществлять, чтобы избежать разрушения сельской экономики. [84] Основное международное давление было мобилизовано Западом, когда такие деятели гражданских прав, как Текле Хавариат Текле Мариям, возглавили аболиционистское движение, действуя через Лигу Наций . [85] Под предлогом отмены рабства (и пограничного инцидента ) Италия вторглась в Эфиопию в 1935 году. Италия проигнорировала международное осуждение и требования Лиги Наций покинуть страну. Во время итальянского правления оккупационное правительство издало два закона в октябре 1935 года и в апреле 1936 года, которые отменили рабство и освободили 420 000 эфиопских рабов. После изгнания итальянцев император Хайле Селассие вернулся к власти и быстро отменил эту практику в 1942 году. [5]
Наследие
[ редактировать ]Хотя рабство было отменено в начале 1940-х годов, после запрета в период итальянской оккупации в 1936 году, последствия давнего института Эфиопии сохранялись. Этническая дискриминация в отношении общин « барья» или шанкелла в Эфиопии все еще существует, что влияет на доступ к политическим и социальным возможностям и ресурсам. [86]
Некоторые рабы Эфиопии или их потомки также занимали самые высокие посты. Абраха , бывший раб византийского купца, который, вел дела в Адулисе по словам Прокопия, . [87] Хабте Гиоргис Динагде и Балча Абанефсо изначально были рабами, взятыми в качестве военнопленных при дворе Менелика, но в конечном итоге стали влиятельными членами правительства. В частности, Хабте Гиоргис стал военным министром и первым премьер-министром империи, который позже стал создателем королей Эфиопии после смерти Менелика. [88] [89] Говорят, что Эджегайеху Лема Адеямо, мать императора Менелика , который фактически основал современную Эфиопию, была рабыней. [90] [91] [92] Менгисту Хайле Мариам , провозгласивший республику и управлявший Эфиопией с марксистско-ленинской идеологией , также считается сыном бывшего раба. [93]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шелл, Сандра (2018). Дети надежды: Одиссея рабов оромо из Эфиопии в Южную Африку . 31 S Court St Suite 143, Афины, Огайо 45701, США: Издательство Университета Огайо. ISBN 9780821423189 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д Абир, Мордехай (1968). Эфиопия: эпоха князей: вызов исламу и воссоединение христианской империи, 1769-1855 гг . Прегер. п. 57 .
- ^ Кларенс-Смит, Уильям Джервас (1989). Экономика работорговли в Индийском океане в девятнадцатом веке (1-е изд. в Великобритании. Изд.). Лондон, Англия: Фрэнк Касс. ISBN 0714633593 .
- ^ Тегегне, Хабтаму М. Указ короля Галадивоса против незаконной работорговли христианами: Эфиопия, « Получено 12 июня.
- ^ Перейти обратно: а б Ханибал Гойтом, «Отмена рабства в Эфиопии» О Custodia Legis: юридические библиотекари Конгресса , 14 февраля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кристин Уайт, «Все знают, что законы приносят человечеству величайшую пользу»: глобальные и местные истоки борьбы с рабством в Абиссинии, 1880–1942 гг.». Рабство и отмена 35.4 (2014): 652-669.
- ^ Перейти обратно: а б Эфиопия: земля, ее люди, история и культура . [Sl]: Нью Африка Пресс. Апрель 2013 г. ISBN. 978-9987160242 .
- ^ «Сборник договоров Организации Объединенных Наций» . Treats.un.org . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ Международный конгресс антропологических и этнологических наук Пьера Чемпиона (1963). VI [то есть Шестой] Международный конгресс антропологических и этнологических наук, Париж, 30 июля — 6 августа 1960 г.: Этнология. 2в . Музей человека. п. 589.
- ^ Боначчи, Джулия; Меккельбург, Александр (январь 2023 г.), «Рабство и работорговля в Эфиопии и Эритрее» , Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки , Oxford University Press, doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.836 , ISBN 978-0-19-027773-4 , получено 17 января 2024 г.
- ^ Младший, Ричард А. Лоббан (10 апреля 2021 г.). Исторический словарь Древней Нубии . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-5381-3339-2 .
- ^ Инсолл, Тимоти (3 июля 2003 г.). Археология ислама в Африке к югу от Сахары . Издательство Кембриджского университета. п. 42. ИСБН 978-0-521-65702-0 .
- ^ Хорн, Эфиопия и. «Sewasew | Fazoġli (ፋዙቁሎ)» . ru.sewasew.com . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Косма (Индикоплевст) (1897). Христианская топография Космы . Общество Хаклюйт. п. 67.
- ^ Таддессе Тамрат.; Коллекция Томаса Лейпера Кейна (Библиотека Конгресса. Еврейская секция) (1972). Церковь и государство в Эфиопии, 1270–1270 гг.
- ^ «Документ — отрывки из книги «Славные победы Амды Сейон» — «Модели всемирной истории». Ресурсы информационной панели 3e — обучающая ссылка» . Learninglink.oup.com . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ Таддессе Тамрат.; Коллекция Томаса Лейпера Кейна (Библиотека Конгресса. Еврейская секция) (1972). Церковь и государство в Эфиопии, 1270–1270 гг.
- ^ Боначчи, Джулия; Меккельбург, Александр (31 января 2023 г.), «Рабство и работорговля в Эфиопии и Эритрее» , Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки , doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.836 , ISBN 978-0-19-027773-4 , получено 17 января 2024 г.
- ^ Тегегне, Хабтаму М. Указ короля Галадивоса против незаконной работорговли христианами: Эфиопия, « Получено 12 июня.
- ^ Панкхерст, Ричард (1997). Очерки региональной истории эфиопского приграничья с древнейших времен до конца XVIII века . Красное Море Пресс. п. 26. ISBN 9780932415196 .
- ^ Ричард Панкхерст Эфиопские пограничья: очерки региональной истории с древних времен до конца 18 века . The Red Sea Press (1997), стр. 35–300.
- ^ Перейти обратно: а б Пол Тревор Уильям Бакстер, Ян Халтин, Алессандро Триулзи. Бытие и становление оромо: исторические и антропологические исследования . Институт Северной Африки (1996), стр. 253–256.
- ^ Пол Тревор Уильям Бакстер, Ян Халтин, Алессандро Триулзи. Бытие и становление оромо: исторические и антропологические исследования . Институт Северной Африки (1996), стр. 254.
- ^ Панкхерст, Ричард (1997). Очерки региональной истории эфиопского приграничья с древнейших времен до конца XVIII века . Красное Море Пресс. п. 165. ИСБН 9780932415196 .
- ^ Панкхерст, Ричард (1997). Очерки региональной истории эфиопского приграничья с древнейших времен до конца XVIII века . Красное Море Пресс. п. 353. ИСБН 9780932415196 .
- ^ Панкхерст, Ричард (1997). Очерки региональной истории эфиопского приграничья с древнейших времен до конца XVIII века . Красное Море Пресс. п. 354. ИСБН 9780932415196 .
- ^ Панкхерст, Ричард (1997). Очерки региональной истории эфиопского приграничья с древнейших времен до конца XVIII века . Красное Море Пресс. п. 310. ИСБН 9780932415196 .
- ^ WG Кларенс-Смит Экономика работорговли в Индийском океане в девятнадцатом веке . Psychology Press (1989), стр. 108 Google Книги.
- ^ Перейти обратно: а б с Гарольд Г. Маркус История Эфиопии . Калифорнийский университет Press (1994), стр. 55 Google Книги
- ^ WG Кларенс-Смит Экономика работорговли в Индийском океане в девятнадцатом веке . Psychology Press (1989), стр. 107 Google Книги.
- ^ Дональд Н. Левин Большая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества . Издательство Чикагского университета (2000), стр. 56 Google Книги
- ^ Проф. История Фекаду Ламессы 101: Вымысел народа оромо Салем-News.com (2013)
- ^ Дональд Н. Левин Большая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества . Издательство Чикагского университета (2000), стр. 136 Google Книги.
- ^ Кэмпбелл, Гвин; Майерс, Сюзанна; Миллер, Джозеф Колдер (2007). Женщины и рабство: Африка, мир Индийского океана и средневековая Северная Атлантика . Издательство Университета Огайо. стр. 224–225. ISBN 978-0-8214-1723-2 . Проверено 14 октября 2021 г.
- ^ Маркус, Гарольд Г. (1 января 1994 г.). История Эфиопии . Издательство Калифорнийского университета. п. 55. ИСБН 978-0-520-08121-5 . Проверено 14 октября 2021 г.
- ^ Гвин Кэмпбелл, Сюзанна Майерс, Джозеф Колдер Миллер Женщины и рабство: Африка, мир Индийского океана и средневековая Северная Атлантика, Том 1 . Издательство Университета Огайо (2007), стр. 225 Google Книги
- ^ Мюррей Журнал Королевского географического общества: JRGS, Том 13 . (1843) стр. 225 Google Книги
- ^ Международного африканского института Этнографическое исследование Африки , Том 5, Выпуск 2 . (1969) стр. 31 Google Книги
- ^ WG Кларенс-Смит Экономика работорговли в Индийском океане в девятнадцатом веке . Psychology Press (1989), стр. 106 Google Книги.
- ^ Международного африканского института Этнографическое исследование Африки , Том 5, Выпуск 2 . (1969) стр. 31 Google Книги
- ^ Перейти обратно: а б У. Г. Кларенс-Смит Экономика работорговли в Индийском океане в девятнадцатом веке . Psychology Press (1989), стр. 106 Google Книги.
- ^ Перейти обратно: а б Дэниел В. Амбайе Земельные права и экспроприация в Эфиопии Спрингер (2015), стр. 101-1. 41 Google Книги
- ^ Ловизе Аален Политика этнической принадлежности в Эфиопии: действующие лица, власть и мобилизация в условиях этнического федерализма . БРИЛЛ (2011), стр. 73 Google Книги.
- ^ Томас П. Офкански, Лаверль Беннетт Берри, Эфиопия, страновое исследование . Отдел федеральных исследований, Библиотека Конгресса (1993), стр. 110 Google Книги.
- ^ Перейти обратно: а б Хинкс, Питер; Джон Маккивиган, ред. (2006). Энциклопедия борьбы с рабством и его отмены: вехи Гринвуда в афроамериканской истории . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 246. ИСБН 0313331421 .
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 102
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 154
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 154
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 174
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 175
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. США: АльтаМира Пресс. п. 198
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 239
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 239
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 240
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 279
- ^ Юсуф, Аль Малик Муззафар (1295 г.). Свет ( Знания на арабском языке). стр. 100-1 326–327.
- ^ Панкхерст, Ричард (1997). Очерки региональной истории эфиопского приграничья с древнейших времен до конца XVIII века . Красное Море Пресс. п. 151. ИСБН 9780932415196 .
- ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл, Гвин (2004). Отмена смертной казни и ее последствия в Индийском океане, Африке и Азии . Психология Пресс. п. 121. ИСБН 0203493028 .
- ^ Абир, Мордехай (1968). Эфиопия: эпоха князей: вызов исламу и воссоединение христианской империи, 1769-1855 гг . Прегер. п. 56 .
- ^ Кембриджская история Африки (PDF) . Издательство Кембриджского университета. п. 120.
- ^ Аль-Макризи.), Ахмад (Ибн Али (1790). История исламских королей в Абиссинии . Сам. и Джох. Лухтманс. С. 33–34.
- ^ Браукэмпер, Ульрих (2002). Исламская история и культура в Южной Эфиопии: Сборник очерков . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 77. ИСБН 978-3-8258-5671-7 .
- ^ Панкхерст, Ричард (1982). История эфиопских городов . п. 58. ИСБН 9783515032049 .
- ^ Панкхерст, Ричард (1961). Введение в экономическую историю Эфиопии с древнейших времен до 1800 года . Дом Лалибелы. п. 108.
- ^ Тегегне, Хабтаму М. Указ короля Галадивоса против незаконной работорговли христианами: Эфиопия, « Получено 12 июня.
- ^ Панкхерст, Ричард (1982). История эфиопских городов . п. 59. ИСБН 9783515032049 .
- ^ Факих, араб (2003). Завоевание Абиссинии Издатели и дистрибьюторы писателей. п. 240. ИСБН 9780972317269 .
- ^ Тегегне, Хабтаму М. Указ короля Галадивоса против незаконной работорговли христианами: Эфиопия, « Получено 12 июня.
- ^ Тегегне, Хабтаму М. Указ короля Галадивоса против незаконной работорговли христианами: Эфиопия, « Получено 12 июня.
- ^ Панкхерст, Ричард (1982). История эфиопских городов . п. 270. ИСБН 9783515032049 .
- ^ Гордон, Мюррей (1989). Рабство в арабском мире . Новый Амстердам. п. 231. ИСБН 9780941533300 .
- ^ Панкхерст, Ричард (1982). История эфиопских городов . п. 275. ИСБН 9783515032049 .
- ^ Гордон, Мюррей (1989). Рабство в арабском мире . Новый Амстердам. п. 8. ISBN 9780941533300 .
- ^ Стилвелл, Шон (2013), «Рабство в истории Африки», Рабство и рабство в истории Африки , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 29–59, doi : 10.1017/cbo9781139034999.003 , ISBN 978-1-139-03499-9
- ^ Акерман-Либерман, Филипп; Йылдирим, Онур. «Рабство, работорговля». Энциклопедия евреев в исламском мире . дои : 10.1163/1878-9781_ejiw_com_000524 .
- ^ Перейти обратно: а б Лавджой, Пол Э. (2012). Трансформации рабства: история рабства в Африке . Лондон: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Художник Нелл Ирвин; Берлин, Ира (2000). «Многие тысячи ушли: первые два столетия рабства в Северной Америке». Афроамериканский обзор . 34 (3): 515. дои : 10.2307/2901390 . ISSN 1062-4783 . JSTOR 2901390 .
- ^ Фадж, JD (1969). «Рабство и работорговля в контексте истории Западной Африки». Журнал африканской истории . 10 (3): 393–404. дои : 10.1017/s0021853700036343 . S2CID 162902339 .
- ^ Жан Аллен Закон и рабство: запрет на эксплуатацию человека (2015), стр. 128 Google Книги
- ^ Раймонд Джонас Битва при Адве: африканская победа в эпоху Империи (2011), стр. 81 Google Книги
- ^ Крис Прути, императрица Тит и Менелик II: Эфиопия, 1883-1910 гг . Службы образования и развития Ravens (1986), стр. 10–11. 16 Google книг
- ^ Маркакис, Джон (2011). Эфиопия: две последние границы . Вудбридж, Саффолк: Джеймс Карри. п. 97. ИСБН 978-1847010339 .
- ^ Вестал, Теодор М. (2 февраля 2011 г.). Лев Иуды в Новом Свете Император Эфиопии Хайле Селассие и формирование отношения американцев к Африке . Вестпорт: ABC-CLIO. п. 21. ISBN 978-0313386213 .
- ^ Стерлинг Джозеф Коулман-младший, «Постепенная или немедленная отмена рабства? Политические, социальные и экономические затруднения императора Хайле Селассие I». Рабство и отмена 29.1 (2008): 65–82.
- ^ Сюзанна Майерс, «Британия и подавление рабства в Эфиопии». Рабство и отмена 18.3 (1997): 257–288.
- ^ Улиг, Зигберт (2003). Эфиопская энциклопедия: AC, Том 1 . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 489–490. ISBN 3447047461 .
- ^ Питерс, FE (29 сентября 2017 г.). Арабы и Аравия накануне ислама . Рутледж. ISBN 978-1-351-89480-7 .
- ^ Мессай Кебеде Выживание и модернизация - загадочное настоящее Эфиопии: философский дискурс . Red Sea Press (1999), стр. 162 Google Книги.
- ^ Мессай Кебеде Выживание и модернизация - загадочное настоящее Эфиопии: философский дискурс . Red Sea Press (1999), стр. 38 Google Книги
- ^ Майкл Б. Лентакис Эфиопия: взгляд изнутри . Издательство Janus Publishing Company Lim (2005), стр. 8 Google Книги
- ^ Маркус Гарви Документы Маркуса Гарви и Всеобщей ассоциации улучшения негров, Том. X: Африка для африканцев, 1923–1945 гг . Калифорнийский университет Press (2006), стр. 630 Google Книги
- ^ Джоэл Огастес Роджерс Реальные факты об Эфиопии . Дж. А. Роджерс, Пабы (1936), стр. 11 Google Книги.
- ^ Джон Ламбертон Харпер Холодная война . ОУП Оксфорд (2011), стр. 193 Google Книги.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аллен, Жан (2006). «Рабство и Лига Наций: Эфиопия как цивилизованная нация». Журнал истории международного права . 8 (2): 213–244. дои : 10.1163/157180506779884428 .
- Боначчи, Джулия; Меккельбург, Александр (2017). «Возвращение к рабству и работорговле в Эфиопии» (PDF) . Исследования Северо-Восточной Африки . 17 (2): 5–30. doi : 10.14321/nortafristud.17.2.0005 . S2CID 149955563 .
- Коулман-младший, Стерлинг Джозеф (2008). «Постепенная или немедленная отмена рабства? Политические, социальные и экономические затруднения императора Хайле Селассие I». Рабство и отмена . 29 (1): 65–82. дои : 10.1080/01440390701841067 . S2CID 143618525 .
- Крамми, Дональд (2000). Земля и общество в христианском королевстве Эфиопия: с тринадцатого по двадцатый век . Оксфорд: Джеймс Карри. ISBN 9780852557631 .
- Эдвардс, Джон Р. (1982). «Рабство, работорговля и экономическая реорганизация Эфиопии 1916-1935». Экономическая история Африки . 11 (11): 3–14. дои : 10.2307/3601214 . JSTOR 3601214 .
- Фернихоу, Тимоти (1988). «Рабство и работорговля в Южной Эфиопии в XIX веке». Рабство и отмена . 9 (3): 103–130. дои : 10.1080/01440398808574965 .
- Меккельбург, Александр (2015). «Рабство, эмансипация и память: исследовательские заметки по Западной Эфиопии». Международный журнал африканских исторических исследований . 48 (2): 345–362. JSTOR 44723364 .
- Лавджой, Пол Э. (2011). Преобразования в рабстве: история рабства в Африке (3-е изд.). Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/CBO9781139014946 . ISBN 9781139014946 .
- Майерс, Сюзанна; Копытов Игорь, ред. (1979). Рабство в Африке: исторические и антропологические перспективы . Университет Висконсина Пресс. ISBN 9780299073343 .
- Панкхерст, Ричард (1964). «Эфиопская работорговля в девятнадцатом и начале двадцатого веков: статистическое исследование». Журнал семитских исследований . 9 (1): 220–228. дои : 10.1093/jss/9.1.220 .
- Панкхерст, Ричард (1976). «Воспоминания эфиопских рабов девятнадцатого века». Трансафриканский исторический журнал . 5 (1): 98–110. JSTOR 24520289 .