Jump to content

Рабство в Эфиопии

Рабство в Эфиопии существовало на протяжении веков, начиная с 1495 г. до н.э. и закончившись в 1942 г. Есть также источники, указывающие на вывоз рабов из Аксумской империи (100–940 гг. н.э.). Эта практика стала неотъемлемой частью эфиопского общества . Рабов традиционно набирали из групп нилотов , населявших и южные районы Эфиопии Оромос . [1] Военнопленные были еще одним источником рабов, хотя восприятие, обращение и обязанности этих пленников заметно отличались. [2] религиозный закон запрещал христианским рабовладельцам брать в рабство христиан, рабы были из мусульманских и других нехристианских групп. [3] [4]

Отмена рабства стала первоочередной задачей режима Хайле Селассие , который начался в 1930 году. Международное давление вынудило принять меры, и это было необходимо для членства в Лиге Наций . Во время итальянской оккупации временное правительство издало два закона в октябре 1935 и в апреле 1936 года, которые отменили рабство и освободили 420 000 эфиопских рабов. После изгнания итальянцев к власти вернулся император Хайле Селассие и официально отменил рабство и принудительное подневольное состояние, приняв это законом 26 августа 1942 года. [5] [6] [7] Позднее, в 1969 году, Эфиопия ратифицировала Конвенцию о рабстве 1926 года . [8] После отмены рабства в 1940-х годах освобожденные рабы обычно использовались их бывшими хозяевами в качестве неквалифицированной рабочей силы. [9]

Аксумская империя

[ редактировать ]

Эфиопско-эритрейский регион, стратегически расположенный между двумя основными торговыми путями, служил важным центром работорговли. Он имел доступ к Красному морю на востоке и к долине Нила на западе, что на протяжении многих столетий связывало его с глобальным рынком рабов. Кроме того, этот регион поставлял рабов в эллинистический и римский миры благодаря своим связям со средиземноморской торговлей. Территории между Аксумской и Суданской империями, расположенные в Нило-Сахарском регионе, часто подвергались набегам и захвату рабов. [10] Порт Адулис был известен как центр работорговли еще в I веке Плинием Старшим . [11] При раскопках на аксумском городище Матара был обнаружен человеческий скелет, все еще носящий кандалы. [12] В VI веке греческий путешественник Косма Индикоплевст указывал, что большинство рабов было привезено из аксумской глубинки Сасу (якобы территории современного Фазогли Судана). [13] ) и Барбария (Сомали) . [14]

Средневековая эпоха

[ редактировать ]

Завоевания императора Амды Сейона привели к появлению значительного количества рабов. Его летописец часто отмечал захват множества пленных во время его военных экспедиций: «Он отправился в страну Хадия и убил [многих] людей этой земли, а остальных он взял в плен вместе с их царем, великих [людей] и малых, мужчин и женщин, старых и молодых, и перенес их в свое царство». [15] Термины, используемые летописцами Амды Сейона при описании его успехов, ясно указывают на то, что набеги рабов были важным побочным продуктом многих его кампаний: «В это время Гемалдин, король мусульман, пришел к королю со многими подарками и сказал: Я молю тебя, о царь, вернись в свою столицу, поскольку ты назначил меня своим (правителем), и я исполню твою волю, ибо вот, земля мусульман теперь разрушена, оставь то, что осталось (в) стране. не разоряйте его снова, чтобы они могли работать на вас торговлей, потому что я и все мусульманские народы — ваши рабы». Царь ответил ему гневно, сказав: «Это не тогда, когда меня кусают гиены и собаки, сыны змеи и дети зла, которые не доверяют Сыну Божьему, я возвращаюсь в свою столицу, и если я вернусь раньше меня; опустошили землю Адала, пусть я стану подобным той, которая родила меня, моей матери, пусть меня не будут называть мужчиной, но пусть меня будут называть женщиной»; [16] Средневековый церковный отчет Геэза дает картину коммерческих подвигов: «[Мусульманские торговцы] вели дела в Индии , Египте и среди народа Греции на деньги царя. Он дал им слоновую кость и превосходных лошадей из Шава и красное, чистое золото из Энарьи... и эти мусульмане... пошли в Египет, Грецию и Рим и обменяли их на очень богатые дамаски, украшенные зелеными и алыми камнями и листьями из красного золота, которые они привезли в король" [17] Слоновая кость была ценным товаром для торговли в королевстве с древних времен: реки Такадзэ , Барка и Ансаба, а также другие регионы были богаты слонами и другими дикими животными. Короли организовывали систематическую охоту на слонов и доверяли бивни своим торговым агентам.

В XIV веке мусульманский ученый аль-Умари описал работорговлю и взаимодействие между исламскими княжествами и христианскими горными королевствами, отметив, что кастрация практиковалась в определенном месте под названием Вашлу, к югу от христианской Эфиопии. Затем кастраты выздоравливали в мусульманском княжестве Хадия, а затем продавали по высоким ценам в Аравии, где евнухи очень ценились. отметил, что такое разделение труда между Вашлу, языческим местом, специализирующимся на кастрации, и Хадией, специализирующимся на врачевании, Франсуа-Ксавье Фовель «было мотивировано не столько экономической рациональностью, сколько обычным лицемерием, которое позволяло христианам и мусульманам сотрудничать в практике». чью операцию они предпочитали не видеть». [18]

Примерно в это же время Эфиопское христианское государство установило контакты с другим «черным» народом, известным как Шанкеллы , жившим в нижнем течении Голубого Нила . Подобно бариям , страна Шанкеллов стала объектом частых набегов рабов со стороны абиссинцев . Согласно солдатской песне императора Йешака I пятнадцатого века , Шанкелы были вынуждены платить дань абиссинцам. Примерно в это же время кодекс, известный как Фетха Негест (Закон царей), был переведен на геэз и начал служить традиционным законом для эфиопских православных христиан. Согласно этому закону, свободнорожденные христиане имели свободный статус и были запрещены, в то время как нехристиане, захваченные на войне, могли быть порабощены. Таким образом, рабство было вызвано неверием, и все же обращение рабов-язычников в христианство после установления права собственности хозяевами не уничтожило рабство. Таким образом, кодекс обеспечил основу для религиозно оправданного исключения и порабощения нехристиан и христиан, чье рабство было вызвано предыдущим неверием. [19] [ нужна страница ] [20]

Во время правления Сарсы Денгеля многие языческие южные народы обратились в христианство, чтобы избежать дальнейших набегов рабов. Среди тех, кто требовал обращения, были люди Гафата из бывшего района Шат в Дамоте; Сарса Денгель удовлетворил их просьбу в 1581 году. Точно так же жители Эннарея просили об обращении, что Сарса Денгель также принял в 1587 году. Во время миграций оромо в 16 веке многие коренные народы превратились в габаро ( крепостных ). [21] [22] Оромо массово усыновили габаро, приняв их в комо (клан) в процессе, известном как Могаса и Гудифача . Благодаря коллективному усыновлению дочерние группы получили новые генеалогии и начали считать своих предполагаемых предков так же, как и их приемные родственники, и как габаро они обязаны платить дань и оказывать услуги своим завоевателям. [22] [23] например, в Дамоте , где, по словам Бахрея , клан Боран окружил провинцию, «поработил людей и угнал скот». [24]

Сусеньос I провел шесть крупных набегов рабов на Шанкеллы в западных низменностях, в результате которых было захвачено множество рабов, как женщин, так и мужчин. Его летописец пренебрежительно описывает цвет рабов как «черный», а не «красный, как у нормальных людей». Суснейос перешел во владение огромным количеством черных рабов, которых он переселил в район Гондэра . По словам Мануэля де Алмейды , многие из этих рабов будут назначены на «высшие должности» при дворе, и что император доверял ему больше, чем своим свободнорожденным подданным. Алмейда цитирует, что император однажды заявил, что единственные люди, которые были ему верны, - это те, кого он «сотворил и создал из праха». [25]

Гондаринский период

[ редактировать ]

Дальнейшие набеги рабов на западные Шанкеллы имели место при императорах Фасилидесе , Йоханнесе I и Иясу I. В результате в Гондаре и других частях христианской империи проживало значительное количество рабов, в основном из Шанкелласа и других «черных» с дальнего запада. Джеймс Брюс заявляет, что каждый отдел был «полон ими» и что мальчики и девочки были приняты королем и «рано обучались христианской религии». Многие из этих рабов стали солдатами, эти отряды рабов были известны как Веладжох . Веладжох, как и многие другие рабские войска в истории, вскоре приобрел значительную политическую власть. После смерти Давида III в 1721 году «черные» слуги дворца попытались захватить власть. Впоследствии император Бакаффа приказал изгнать всех черных рабов в Гондаре и объявил, что любой, кто будет обнаружен с одним из них в своих домах, должен понести суровое наказание. Однако веладжохи проигнорировали приказ и начали грабить сельскую местность. Летописи осуждают веладжохов и утверждают, что они были убийцами, захватившими жен в присутствии мужей и девственниц на глазах у их матерей и их «злодеяние было известно всему миру». Затем Баффака направил войска и устроил засаду на Веладжох к югу от Гондэра. Многие были убиты, а те, кто попал в плен, были изгнаны. Летописец утверждает, что эта победа вызвала большую радость в Гондаре, граждане которого, как он утверждает, все стали бы жертвами, если бы Веладжох добился успеха. [26]

Анестасий начал экспедицию против Туламы в Шеве , где, как говорят, он захватил тысячи рабов оромо. [27]

До имперской экспансии на юг Асандабо, Сака, Хермата и Бонга были основными невольничьими рынками королевств Гудуру, Лимму-Энария , Джимма и Каффа . [28] Торговые деревни, прилегающие к этим крупным рынкам юго-западной Эфиопии, неизменно были полны рабов, которых высшие классы обменивали на вожделенные импортные товары. Рабов доставляли на крупные распределительные рынки, такие как Бассо в Годжаме , Алию Амба и Абдул Ресул в Шева . [29] Основным источником рабов для южных территорий были непрерывные войны и набеги между различными кланами и племенами, которые продолжались тысячи лет и обычно сопровождались крупномасштабным рабством, которое было очень распространено во время сражений той эпохи. [30] [29] [31] [32] [33] Рабов часто предоставляли различные правители, совершавшие набеги на своих соседей. [29] По словам Дональда Левина, было обычным явлением видеть, как оромо превращали людей Консо в рабов. Еще одним источником рабов был голод, а во времена повторяющихся засух и широкомасштабных заболеваний скота невольничьи рынки по всей стране наводнялись жертвами голода. Например, Великий голод 1890-91 годов вынудил многих жителей христианского севера (современные Тыграй и Эритрея ), а также южной Эфиопии даже продавать своих детей, а иногда и себя в рабство мусульманским купцам. [34] Поскольку религиозный закон не позволял христианам участвовать в торговле, мусульмане доминировали в работорговле, часто отправляясь все дальше и дальше в поисках припасов. [35]

В южной Эфиопии цари Гибе и Каффы воспользовались своим правом порабощать и продавать детей родителей, которые были слишком бедны, чтобы платить налоги. [36] Гума — одно из государств Гибе, примыкающее к Энарее, где правил Абба Богибо, и при нем жители Гумы были больше, чем жители любой другой страны, обречены на рабство. До принятия Абба Ребу исламизма существовал обычай продавать целые семьи за мелкие преступления, совершенные одним человеком. [37] [38]

В централизованных штатах оромо в долинах Гибе и Дидеса сельскохозяйственный и промышленный сектор осуществлялся в основном с использованием рабского труда. К государствам Гибе относятся Джемма, Гудру, Лимму-Энарья и Гера. Рядом с западными штатами оромо существовало Омотское королевство Каффа, а также другие южные штаты в бассейнах рек Годжаб и Омо, где рабы были основными производителями сельскохозяйственной продукции. [39] В штатах Гибе одна треть общего населения состояла из рабов, в то время как рабы составляли от половины до двух третей общей численности населения в королевствах Джимма, Каффа, Валамо, Гера, Джанджеро и Куча. Даже Каффа к середине 19 века сократила количество рабов, опасаясь большого количества кабального населения. [40] [41] Рабский труд в сельскохозяйственном секторе на юго-западе Эфиопии означал, что рабы составляли более высокую долю населения в целом по сравнению с северной Эфиопией, где аграрными производителями были в основном свободные Габбары. [41] [42] Габбары владели своей землей как «рист», и их юридическое обязательство заключалось в том, чтобы платить одну пятую своей продукции в виде земельного налога и асрат, еще одну десятую, при этом в общей сложности одна треть от общего объема продукции уплачивалась в качестве налога, который должен был быть разделен между гультом. держатель и государство. В дополнение к этим налогам у крестьян северной Эфиопии были неформальные обязанности, согласно которым их заставляли «выполнять барщинный (принудительный труд)», например, заниматься сельским хозяйством, перемалывать кукурузу и строить дома и заборы, что отнимало до одной трети их времени. [42] Эта же система Габбара была применена к Южной Эфиопии после расширения Королевства Шеван, в то время как большинство правящих классов юга были объявлены балабатами (держателями власти), пока император Хайле Селассие не отменил феодальное право ( гультегна ), центральный институт феодализма, на юге и севере. Эфиопия к 1966 году после растущего внутреннего давления в пользу земельной реформы. [43] [44] Девятнадцатый век стал свидетелем беспрецедентного роста рабства в стране, особенно в южных городах Оромо, которое расширялось по мере роста притока рабов. В христианских высокогорьях, особенно в провинции Шоа, к середине века число рабов было довольно большим. [45] Однако, несмотря на военные набеги, группы горцев амхара не считали оромо этническими «барья» из-за их общего афро-азиатского происхождения. [2]

Эфиопия заявила Комиссии по временному рабству (1923–1925 гг.), что, хотя рабство в Эфиопии все еще было законным, оно находилось в процессе постепенной отмены: что работорговля умирала, что было запрещено продавать, дарить или завещать рабов, и что каждый ребенок, рожденный от раба после 1924 года, будет рожден свободным; что бывшие рабы должны были быть отправлены обратно в страну их происхождения и что молодым бывшим рабам было предоставлено образование. [46]

Во время работы Комиссии по временному рабству (TSC) между Суданом и Эфиопией была обнаружена процветающая работорговля: набеги рабов проводились из Эфиопии в провинции Фундж и Белый Нил в Южном Судане, захватывая немусульман Берта, Гумуз и Бурун, которые были куплены от эфиопских работорговцев арабскими суданскими мусульманами в Судане или через границу в независимой Эфиопской империи. [47]

Самым известным работорговцем был Ходжали аль-Хасан , «ватавитский» шейх Бела Шангула в Валлаги, и его главная жена Ситт Амна, которая была признана британцами главой административной единицы в Судане в 1905 году. Хасан собирал рабов – обычно девочек-подростков, мальчиков или детей – путем похищения, долгового рабства или в качестве дани от своих феодальных подданных, и отправлял их через границу своей жене, которая продавала их покупателям в Судане. [48]

Британский консул Ходсон в Эфиопии сообщил, что указ 1925 года не оказал практического влияния на рабство и работорговлю, проводимую через судано-эфиопскую границу до Тишаны: эфиопы требовали налогов, забирали детей людей, которые не могли платить, и порабощали их; набеги рабов на деревни по-прежнему совершались в ночное время: бандиты сжигали хижины, убивали старых и порабощали молодых. Однажды в марте 1925 года, когда бандиты были арестованы, правительственные солдаты конфисковали 300 захваченных рабов и вместо этого передали их в качестве рабов своим солдатам; женщин и детей продавали в Эфиопии по цене 15 миллионов долларов, а официальный указ о борьбе с рабством 1925 года был простой формальностью. [49] Сообщалось, что в 1927 году работорговец Ходжали аль-Хасан, шейх «Ватавит» Бела Шангула в Валлаги, переправил 13 000 рабов из Эфиопии в Судан через свою жену Ситт Амна. [50] В 1929 году Эфиопия проводила набеги рабов в Британскую Кению, а работорговля продолжалась в Судане, что способствовало британской поддержке основания Комитета экспертов по рабству Лиги Наций. [51]

В августе 1932 года император основал Департамент рабства под руководством Ликамакуаса Мангаши и Лей Алемаю Тене с задачей контролировать выполнение новых законов о борьбе с рабством и судов по делам о рабстве: все рабы должны были быть зарегистрированы, рабы-беженцы не подвергались преследованиям. Работорговля была запрещена, отныне никто не должен был рождаться в рабстве, а существующие рабы должны были быть освобождены в течение года после смерти их владельцев. [52] На тот момент Общество по борьбе с рабством оценило количество рабов в Эфиопии как минимум в два миллиона. [53] Однако к декабрю 1933 года стало известно, что Департамент рабства де-факто не работал из-за неэффективности, коррупции и конфликтов между сотрудниками: регистрация рабов была прекращена, освобожденные рабы не были расселены и не получили образования, Лей Алемаю Тене был арестованы, а британцы жаловались на набеги рабов, совершаемые из Эфиопии через границу. [54]

В отчете Консультативного комитета экспертов по рабству за 1936 год описывался набег рабов из Эфиопии в Судан, но этот набег должен был стать последним, о котором сообщалось. [55]

Работорговля в Восточной Африке

[ редактировать ]
Исторические маршруты эфиопской работорговли.
Карта невольничьих маршрутов Эфиопии

Эфиопские рабы появляются в арабских записях уже в середине седьмого века. В архивных записях, составленных в конце правления Расулида Султана Аль-Музаффара Юсуфа в 1290-х годах, упоминается, что основные рабы, прибывающие в Йемен, были этническими амхарами и тиграянами и были отправлены из сомалийского портового города Зайла . Евнух амхарского происхождения будет стоить 4 динара , а наложница - 2 динара. [56] По словам Франсиско Альвареса, арабы очень уважали их, которые «не отпускали их ни за что». Аравия, Персия, Индия и Египет были полны рабов из Эфиопии, особенно из южных нехристианских провинций, из которых, приняв ислам , получились «очень хорошие мавры и великие воины». [57] В основном это была домашняя прислуга, хотя некоторые служили сельскохозяйственными рабочими, пастухами, моряками, погонщиками верблюдов, каменщиками и т. д. Наиболее удачливые из мужчин работали чиновниками или телохранителями правителя и эмиров или управляющими у богатых купцов. . Помимо яванских и китайских девушек, привезенных с Дальнего Востока, среди самых ценных наложниц были молодые эфиопские женщины. Самые красивые из них часто вели богатый образ жизни и становились любовницами элиты или даже матерями правителей. [58] Небольшое количество евнухов также было приобретено работорговцами в южных частях Эфиопии. [59] Состоящие в основном из маленьких детей, они вели самый привилегированный образ жизни и продавались по самым высоким ценам на мировых исламских рынках из-за своей редкости. Они служили в гаремах богатых людей или охраняли святые места. [58] Большое количество рабов, экспортированных в Аравию , обычно отражалось на смуглом цвете населения Тихамы , как прокомментировал Умара ибн Аби аль-Хасан аль-Ямани в XII веке: «Арабы Тихамы - дети от черных наложниц, и черная кожа была свойственна и рабу, и свободному». [60]

Адальский султанат

[ редактировать ]

Число рабов, вывозимых из Эфиопии, значительно возросло в конце пятнадцатого и первой половине шестнадцатого веков, когда местные мусульманские купцы и налетчики рабов захватывали и продавали их или отправляли в дар арабам в Аравию и Египет. Порт Зейла на побережье Сомали (современный Сомалиленд) был крупнейшим рынком рабов на Африканском Роге, где купцы из Аравии приобретали рабов. Основным источником абиссинских рабов для арабского мира, по-видимому, был султанат Адал , захвативший их во время войны. По словам Аль-Макризи Адалита, султан Джамаль ад-Дин продал многочисленных амхаров в рабство в такие далекие места, как Греция и Индия. К концу некоторых своих сражений он раздавал трех амхарских рабов беднейшим мусульманам. [61] Историк Ульрих Браукэмпер утверждает, что эти работы по исламской историографии, хотя и демонстрируют влияние и военное присутствие султаната Адал на юге Эфиопии, имеют тенденцию переоценивать важность военных побед, которые в лучшем случае приводили к временному территориальному контролю в таких регионах, как Бэйл. [62] По словам Франсиско Альвареса , имам Махфуз напал на абиссинцев-христиан, когда они были физически слабы во время Великого поста, и смог унести не менее 19 000 абиссинцев, которых он немедленно продал своим друзьям в Аравии . [63] Альварес утверждает, что адалиты вели постоянную войну с христианами и отправляли трофеи своих сражений в качестве подношений своим союзникам в Мекке и Каире . [64] Людовико ди Вартема , посетивший Зейлу в 1503 году, писал, что порт был огромным местом торговли, особенно эфиопскими рабами. Он заявляет:

Здесь продается очень большое количество рабов, то есть людей пресвитера Иоанна (Эфиопия), которых мавры берут в бой, и отсюда их уносят в Персию , Аравию Феликс , а также в Мекку , Каир и в Индию .

Зейла , по-видимому, была самым южным портом, посещаемым арабскими купцами, однако главным центром этих регионов был Аден , где торговые, а также климатические условия были более благоприятными. Через Зейлу и в меньшей степени Берберу проходил основной поток рабов из глубинки Эфиопии. [65]

Завоевания имама Ахмада ибн Ибрагима аль-Гази привели к тому, что на Ближний Восток было продано еще большее количество эфиопских рабов. Как сообщает местная эфиопская хроника, куда бы он и его люди ни пошли, «они уводили юношей, девушек, мальчиков и девочек вплоть до того, что продавали их за границу для жалкого порабощения». По словам Ричарда Панкхерста , почти все эфиопы, захваченные имамом Ахмадом, были впоследствии проданы иностранным купцам в обмен на огнестрельное оружие и пушки. Португальский иезуит сообщил, что Адалу удалось продать «тысячи» абиссинских рабов торговцам из-за моря, таким как арабы , турки , персы и индийцы . [66] Среди проданных был Менас, сын императора Давида II . В 1543 году император Геладевос наконец разбил армию Адала и убил ее предводителя с помощью небольшого отряда португальских солдат Менаса и двух другие высокопоставленные пленники в конечном итоге были выкуплены в 1544 году. [67]

Репрессии при Геладевосе

[ редактировать ]

В феврале 1548 года император Геладевос издал указ, запрещающий продажу эфиопских христиан арабам под страхом смертной казни. Арабские и местные торговцы-мусульмане, похоже, были особой мишенью. Император счел идею продажи эфиопского христианина арабу-мусульманину настолько оскорбительной, что приговаривал любого нарушителя к смерти. Иностранный купец был обязан избегать покупки христианина. Пленника нельзя было продать, если не было доказано, что он нехристианин. В намерения Геладевоса не входило полное прекращение торговли христианскими рабами, но именно их вывоз за границу он считал возмутительным. [68] Миссионер-иезуит сообщил о случае, когда мусульманский купец нарушил этот закон и впоследствии был казнен:

Богатого торговца-мусульманина обвинили в вывозе рабов из Эннарии, и, когда его признали виновным, он был казнен, а его голова была воткнута на шест на рыночной площади в качестве предупреждения против будущих нарушителей закона. Император вновь заявил о своем несогласии с торговлей, заявив, что любой, уличенный в торговле рабами с (арабом) или турком, будет приговорен к смертной казни с конфискацией всего его имущества. В то же время он созвал всех своих правителей, министров двора, и поручил им под страхом сурового наказания обеспечивать соблюдение закона, поскольку Бог желал защитить несчастных эфиопов, которые, как нам говорят, тогда находились под угрозой сурового наказания. перевезено в большом количестве в Аравию , Индию , Каир и Константинополь . [69]

Отклонить

[ редактировать ]

После миграции оромо Эфиопская империя потеряла контроль над большей частью своих языческих южных территорий, что позволило им стать объектами набегов рабов со стороны местных мусульман. Несмотря на падение султаната Адал , Харарского эмирата основной статьей экспорта оставались рабы. По словам Ричарда Панкхерста , практически все они были из языческого народа оромо . Когда рабство в районе Черного моря (традиционный источник рабынь для арабского рынка) иссякло, это вызвало еще больший спрос на рабынь оромо из-за их «несомненной красоты и энергичного сексуального темперамента». Хотя экспорт рабов из Эфиопии в Аравию в этот период значительно сократился. Французский агент в Аравии отметил, что чернокожие из Западной Африки составляют самый большой контингент рабов, поскольку торговля рабами из Эфиопии стала очень затруднена. Порт Зейла значительно пришел в упадок из-за сокращения экспорта рабов. Изенберг и Крапф нашли его «по большей части в руинах» и правильно предположили, что раньше он имел большое значение, хотя Крапф заметил несколько Рабы оромо в порту. Главным невольничьим портом Эфиопии к 19 веку был Таджура , который описывался как «город работорговца» и был примечателен как место, где многие рабы из внутренних районов Эфиопии увидят свой «последний выходец из Африки». [70] [71]

Начиная с 19 века, британцы, опираясь на свою превосходящую военно-морскую мощь, проводили кампанию против рабства вдоль Красного моря и внесли большой вклад в значительное сокращение экспорта рабов из Африки в Аравию. После завершения строительства Суэцкого канала отмена работорговли в этом регионе была подчинена политическому императиву защиты транспортных путей от британского владычества . В 1875 году эмират Харар был аннексирован хедиватом Египта . После аннексии Египта экспорт рабов из внутренних районов Эфиопии внезапно прекратился и был официально запрещен в 1877 году после подписания англо-египетской конвенции о работорговле . [72] [73]

Формы рабства

[ редактировать ]

Множественные формы рабства и подневольного состояния существовали на протяжении всей истории Африки и были сформированы местной практикой рабства, а также римским институтом рабства. [74] (и более поздние христианские взгляды на рабство ), исламские институты рабства через мусульманскую работорговлю и, в конечном итоге, работорговлю в Атлантике . [75] [76] Рабство было частью экономической структуры африканского общества на протяжении многих столетий, хотя его масштабы были разными. [77] [76] В странах Африки к югу от Сахары рабские отношения часто были сложными: права и свободы предоставлялись лицам, находящимся в рабстве, а их хозяева ограничивали продажу и обращение. [78]

Природа и характеристики

[ редактировать ]

Рабство, практикуемое в Эфиопии, различалось в зависимости от класса рассматриваемых рабов. Рабы Шанкаллы « Тикур » (буквально «черные» с оттенком «темнокожие») обычно продавались по дешевке. Некоторым поручили работу по дому или в поле, а других сделали солдатами. [2]

С другой стороны, рабы оромо и сидама « кай » (буквально «легкие» с подтекстом «светлокожие») имели гораздо более высокую ценность и тщательно сортировались по роду занятий и возрасту: от совсем маленьких детей до десятилетнего возраста назывались Мамул . Цена их была несколько ниже, чем у мальчиков десяти-шестнадцати лет. Последние молодые мужчины, известные как Гурбе , предназначались для обучения в качестве личных слуг. Оромо особенно искали в Аравии, и многие из них оказались там. Мужчин в возрасте от двадцати лет называли Кадама . Поскольку их считали вышедшими из возраста обучения, они продавались по несколько более низкой цене, чем гурбе. Таким образом, ценность мужчины с возрастом снижается. Самыми почитаемыми и желанными женщинами были девочки-подростки, которых звали Восиф . Самым привлекательным из них суждено было стать женами и наложницами . Пожилые женщины оценивались по способностям выполнять работу по дому, а также по силе. [2]

Первоначальные попытки отменить рабство в Эфиопии предпринимались еще в начале 1850-х годов, когда император Теодрос II объявил работорговлю вне закона в своих владениях, хотя и без особого эффекта. Только присутствие британцев в Красном море оказало реальное давление на торговлю. [45] И император Теодрос II, и император Йоханнес IV также объявили рабство вне закона, но поскольку все племена не были против рабства и того факта, что страна была окружена со всех сторон работорговцами и торговцами, полностью искоренить эту практику не удалось даже к 20 веку. . [79] К середине 1890-х годов Менелик активно подавлял торговлю, разрушая печально известные города невольничьих рынков и наказывая работорговцев ампутацией ног. [80] По словам Криса Прути, Менелик запретил рабство, хотя он не мог изменить мнение своего народа относительно этой древней практики, широко распространенной по всей стране. [81]

Чтобы добиться международного признания своей страны, Хайле Селассие официально подал заявку на вступление в Лигу Наций в 1919 году. Первоначально вступление Эфиопии было отклонено из-за опасений по поводу рабства, работорговли и торговли оружием в стране. Италия и Великобритания возглавляли страны, выступающие против приема Эфиопии в Лигу Наций, ссылаясь на рабство в Эфиопии как на основную причину своего противодействия. В конечном итоге Эфиопия была принята в 1923 году после подписания Сен-Жерменской конвенции, в которой они согласились приложить усилия для подавления рабства. [82] [83] Позже в 1924 году Лига Наций учредила Временную комиссию по рабству для расследования рабства во всем мире. Несмотря на очевидные противодействующие меры, рабство продолжало оставаться законным в Эфиопии даже после подписания ею Конвенции о рабстве 1926 года . [7]

Отмена рабства стала первоочередной задачей администрации Хайле Селассие, которая началась в 1930 году. [6] Его политика заключалась в том, чтобы объявить об отмене и постепенно ее осуществлять, чтобы избежать разрушения сельской экономики. [84] Основное международное давление было мобилизовано Западом, когда такие деятели гражданских прав, как Текле Хавариат Текле Мариям, возглавили аболиционистское движение, действуя через Лигу Наций . [85] Под предлогом отмены рабства (и пограничного инцидента ) Италия вторглась в Эфиопию в 1935 году. Италия проигнорировала международное осуждение и требования Лиги Наций покинуть страну. Во время итальянского правления оккупационное правительство издало два закона в октябре 1935 года и в апреле 1936 года, которые отменили рабство и освободили 420 000 эфиопских рабов. После изгнания итальянцев император Хайле Селассие вернулся к власти и быстро отменил эту практику в 1942 году. [5]

Наследие

[ редактировать ]

Хотя рабство было отменено в начале 1940-х годов, после запрета в период итальянской оккупации в 1936 году, последствия давнего института Эфиопии сохранялись. Этническая дискриминация в отношении общин « барья» или шанкелла в Эфиопии все еще существует, что влияет на доступ к политическим и социальным возможностям и ресурсам. [86]

Некоторые рабы Эфиопии или их потомки также занимали самые высокие посты. Абраха , бывший раб византийского купца, который, вел дела в Адулисе по словам Прокопия, . [87] Хабте Гиоргис Динагде и Балча Абанефсо изначально были рабами, взятыми в качестве военнопленных при дворе Менелика, но в конечном итоге стали влиятельными членами правительства. В частности, Хабте Гиоргис стал военным министром и первым премьер-министром империи, который позже стал создателем королей Эфиопии после смерти Менелика. [88] [89] Говорят, что Эджегайеху Лема Адеямо, мать императора Менелика , который фактически основал современную Эфиопию, была рабыней. [90] [91] [92] Менгисту Хайле Мариам , провозгласивший республику и управлявший Эфиопией с марксистско-ленинской идеологией , также считается сыном бывшего раба. [93]

  1. ^ Шелл, Сандра (2018). Дети надежды: Одиссея рабов оромо из Эфиопии в Южную Африку . 31 S Court St Suite 143, Афины, Огайо 45701, США: Издательство Университета Огайо. ISBN  9780821423189 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Абир, Мордехай (1968). Эфиопия: эпоха князей: вызов исламу и воссоединение христианской империи, 1769-1855 гг . Прегер. п. 57 .
  3. ^ Кларенс-Смит, Уильям Джервас (1989). Экономика работорговли в Индийском океане в девятнадцатом веке (1-е изд. в Великобритании. Изд.). Лондон, Англия: Фрэнк Касс. ISBN  0714633593 .
  4. ^ Тегегне, Хабтаму М. Указ короля Галадивоса против незаконной работорговли христианами: Эфиопия, « Получено 12 июня.
  5. ^ Перейти обратно: а б Ханибал Гойтом, «Отмена рабства в Эфиопии» О Custodia Legis: юридические библиотекари Конгресса , 14 февраля 2012 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Кристин Уайт, «Все знают, что законы приносят человечеству величайшую пользу»: глобальные и местные истоки борьбы с рабством в Абиссинии, 1880–1942 гг.». Рабство и отмена 35.4 (2014): 652-669.
  7. ^ Перейти обратно: а б Эфиопия: земля, ее люди, история и культура . [Sl]: Нью Африка Пресс. Апрель 2013 г. ISBN.  978-9987160242 .
  8. ^ «Сборник договоров Организации Объединенных Наций» . Treats.un.org . Проверено 19 декабря 2022 г.
  9. ^ Международный конгресс антропологических и этнологических наук Пьера Чемпиона (1963). VI [то есть Шестой] Международный конгресс антропологических и этнологических наук, Париж, 30 июля — 6 августа 1960 г.: Этнология. 2в . Музей человека. п. 589.
  10. ^ Боначчи, Джулия; Меккельбург, Александр (январь 2023 г.), «Рабство и работорговля в Эфиопии и Эритрее» , Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки , Oxford University Press, doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.836 , ISBN  978-0-19-027773-4 , получено 17 января 2024 г.
  11. ^ Младший, Ричард А. Лоббан (10 апреля 2021 г.). Исторический словарь Древней Нубии . Роуман и Литтлфилд. ISBN  978-1-5381-3339-2 .
  12. ^ Инсолл, Тимоти (3 июля 2003 г.). Археология ислама в Африке к югу от Сахары . Издательство Кембриджского университета. п. 42. ИСБН  978-0-521-65702-0 .
  13. ^ Хорн, Эфиопия и. «Sewasew | Fazoġli (ፋዙቁሎ)» . ru.sewasew.com . Проверено 17 января 2024 г.
  14. ^ Косма (Индикоплевст) (1897). Христианская топография Космы . Общество Хаклюйт. п. 67.
  15. ^ Таддессе Тамрат.; Коллекция Томаса Лейпера Кейна (Библиотека Конгресса. Еврейская секция) (1972). Церковь и государство в Эфиопии, 1270–1270 гг.
  16. ^ «Документ — отрывки из книги «Славные победы Амды Сейон» — «Модели всемирной истории». Ресурсы информационной панели 3e — обучающая ссылка» . Learninglink.oup.com . Проверено 20 января 2024 г.
  17. ^ Таддессе Тамрат.; Коллекция Томаса Лейпера Кейна (Библиотека Конгресса. Еврейская секция) (1972). Церковь и государство в Эфиопии, 1270–1270 гг.
  18. ^ Боначчи, Джулия; Меккельбург, Александр (31 января 2023 г.), «Рабство и работорговля в Эфиопии и Эритрее» , Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки , doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.836 , ISBN  978-0-19-027773-4 , получено 17 января 2024 г.
  19. ^ Тегегне, Хабтаму М. Указ короля Галадивоса против незаконной работорговли христианами: Эфиопия, « Получено 12 июня.
  20. ^ Панкхерст, Ричард (1997). Очерки региональной истории эфиопского приграничья с древнейших времен до конца XVIII века . Красное Море Пресс. п. 26. ISBN  9780932415196 .
  21. ^ Ричард Панкхерст Эфиопские пограничья: очерки региональной истории с древних времен до конца 18 века . The Red Sea Press (1997), стр. 35–300.
  22. ^ Перейти обратно: а б Пол Тревор Уильям Бакстер, Ян Халтин, Алессандро Триулзи. Бытие и становление оромо: исторические и антропологические исследования . Институт Северной Африки (1996), стр. 253–256.
  23. ^ Пол Тревор Уильям Бакстер, Ян Халтин, Алессандро Триулзи. Бытие и становление оромо: исторические и антропологические исследования . Институт Северной Африки (1996), стр. 254.
  24. ^ Панкхерст, Ричард (1997). Очерки региональной истории эфиопского приграничья с древнейших времен до конца XVIII века . Красное Море Пресс. п. 165. ИСБН  9780932415196 .
  25. ^ Панкхерст, Ричард (1997). Очерки региональной истории эфиопского приграничья с древнейших времен до конца XVIII века . Красное Море Пресс. п. 353. ИСБН  9780932415196 .
  26. ^ Панкхерст, Ричард (1997). Очерки региональной истории эфиопского приграничья с древнейших времен до конца XVIII века . Красное Море Пресс. п. 354. ИСБН  9780932415196 .
  27. ^ Панкхерст, Ричард (1997). Очерки региональной истории эфиопского приграничья с древнейших времен до конца XVIII века . Красное Море Пресс. п. 310. ИСБН  9780932415196 .
  28. ^ WG Кларенс-Смит Экономика работорговли в Индийском океане в девятнадцатом веке . Psychology Press (1989), стр. 108 Google Книги.
  29. ^ Перейти обратно: а б с Гарольд Г. Маркус История Эфиопии . Калифорнийский университет Press (1994), стр. 55 Google Книги
  30. ^ WG Кларенс-Смит Экономика работорговли в Индийском океане в девятнадцатом веке . Psychology Press (1989), стр. 107 Google Книги.
  31. ^ Дональд Н. Левин Большая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества . Издательство Чикагского университета (2000), стр. 56 Google Книги
  32. ^ Проф. История Фекаду Ламессы 101: Вымысел народа оромо Салем-News.com (2013)
  33. ^ Дональд Н. Левин Большая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества . Издательство Чикагского университета (2000), стр. 136 Google Книги.
  34. ^ Кэмпбелл, Гвин; Майерс, Сюзанна; Миллер, Джозеф Колдер (2007). Женщины и рабство: Африка, мир Индийского океана и средневековая Северная Атлантика . Издательство Университета Огайо. стр. 224–225. ISBN  978-0-8214-1723-2 . Проверено 14 октября 2021 г.
  35. ^ Маркус, Гарольд Г. (1 января 1994 г.). История Эфиопии . Издательство Калифорнийского университета. п. 55. ИСБН  978-0-520-08121-5 . Проверено 14 октября 2021 г.
  36. ^ Гвин Кэмпбелл, Сюзанна Майерс, Джозеф Колдер Миллер Женщины и рабство: Африка, мир Индийского океана и средневековая Северная Атлантика, Том 1 . Издательство Университета Огайо (2007), стр. 225 Google Книги
  37. ^ Мюррей Журнал Королевского географического общества: JRGS, Том 13 . (1843) стр. 225 Google Книги
  38. ^ Международного африканского института Этнографическое исследование Африки , Том 5, Выпуск 2 . (1969) стр. 31 Google Книги
  39. ^ WG Кларенс-Смит Экономика работорговли в Индийском океане в девятнадцатом веке . Psychology Press (1989), стр. 106 Google Книги.
  40. ^ Международного африканского института Этнографическое исследование Африки , Том 5, Выпуск 2 . (1969) стр. 31 Google Книги
  41. ^ Перейти обратно: а б У. Г. Кларенс-Смит Экономика работорговли в Индийском океане в девятнадцатом веке . Psychology Press (1989), стр. 106 Google Книги.
  42. ^ Перейти обратно: а б Дэниел В. Амбайе Земельные права и экспроприация в Эфиопии Спрингер (2015), стр. 101-1. 41 Google Книги
  43. ^ Ловизе Аален Политика этнической принадлежности в Эфиопии: действующие лица, власть и мобилизация в условиях этнического федерализма . БРИЛЛ (2011), стр. 73 Google Книги.
  44. ^ Томас П. Офкански, Лаверль Беннетт Берри, Эфиопия, страновое исследование . Отдел федеральных исследований, Библиотека Конгресса (1993), стр. 110 Google Книги.
  45. ^ Перейти обратно: а б Хинкс, Питер; Джон Маккивиган, ред. (2006). Энциклопедия борьбы с рабством и его отмены: вехи Гринвуда в афроамериканской истории . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 246. ИСБН  0313331421 .
  46. ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 102
  47. ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 154
  48. ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 154
  49. ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 174
  50. ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 175
  51. ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. США: АльтаМира Пресс. п. 198
  52. ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 239
  53. ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 239
  54. ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 240
  55. ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 279
  56. ^ Юсуф, Аль Малик Муззафар (1295 г.). Свет ( Знания на арабском языке). стр. 100-1 326–327.
  57. ^ Панкхерст, Ричард (1997). Очерки региональной истории эфиопского приграничья с древнейших времен до конца XVIII века . Красное Море Пресс. п. 151. ИСБН  9780932415196 .
  58. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл, Гвин (2004). Отмена смертной казни и ее последствия в Индийском океане, Африке и Азии . Психология Пресс. п. 121. ИСБН  0203493028 .
  59. ^ Абир, Мордехай (1968). Эфиопия: эпоха князей: вызов исламу и воссоединение христианской империи, 1769-1855 гг . Прегер. п. 56 .
  60. ^ Кембриджская история Африки (PDF) . Издательство Кембриджского университета. п. 120.
  61. ^ Аль-Макризи.), Ахмад (Ибн Али (1790). История исламских королей в Абиссинии . Сам. и Джох. Лухтманс. С. 33–34.
  62. ^ Браукэмпер, Ульрих (2002). Исламская история и культура в Южной Эфиопии: Сборник очерков . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 77. ИСБН  978-3-8258-5671-7 .
  63. ^ Панкхерст, Ричард (1982). История эфиопских городов . п. 58. ИСБН  9783515032049 .
  64. ^ Панкхерст, Ричард (1961). Введение в экономическую историю Эфиопии с древнейших времен до 1800 года . Дом Лалибелы. п. 108.
  65. ^ Тегегне, Хабтаму М. Указ короля Галадивоса против незаконной работорговли христианами: Эфиопия, « Получено 12 июня.
  66. ^ Панкхерст, Ричард (1982). История эфиопских городов . п. 59. ИСБН  9783515032049 .
  67. ^ Факих, араб (2003). Завоевание Абиссинии Издатели и дистрибьюторы писателей. п. 240. ИСБН  9780972317269 .
  68. ^ Тегегне, Хабтаму М. Указ короля Галадивоса против незаконной работорговли христианами: Эфиопия, « Получено 12 июня.
  69. ^ Тегегне, Хабтаму М. Указ короля Галадивоса против незаконной работорговли христианами: Эфиопия, « Получено 12 июня.
  70. ^ Панкхерст, Ричард (1982). История эфиопских городов . п. 270. ИСБН  9783515032049 .
  71. ^ Гордон, Мюррей (1989). Рабство в арабском мире . Новый Амстердам. п. 231. ИСБН  9780941533300 .
  72. ^ Панкхерст, Ричард (1982). История эфиопских городов . п. 275. ИСБН  9783515032049 .
  73. ^ Гордон, Мюррей (1989). Рабство в арабском мире . Новый Амстердам. п. 8. ISBN  9780941533300 .
  74. ^ Стилвелл, Шон (2013), «Рабство в истории Африки», Рабство и рабство в истории Африки , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 29–59, doi : 10.1017/cbo9781139034999.003 , ISBN  978-1-139-03499-9
  75. ^ Акерман-Либерман, Филипп; Йылдирим, Онур. «Рабство, работорговля». Энциклопедия евреев в исламском мире . дои : 10.1163/1878-9781_ejiw_com_000524 .
  76. ^ Перейти обратно: а б Лавджой, Пол Э. (2012). Трансформации рабства: история рабства в Африке . Лондон: Издательство Кембриджского университета.
  77. ^ Художник Нелл Ирвин; Берлин, Ира (2000). «Многие тысячи ушли: первые два столетия рабства в Северной Америке». Афроамериканский обзор . 34 (3): 515. дои : 10.2307/2901390 . ISSN   1062-4783 . JSTOR   2901390 .
  78. ^ Фадж, JD (1969). «Рабство и работорговля в контексте истории Западной Африки». Журнал африканской истории . 10 (3): 393–404. дои : 10.1017/s0021853700036343 . S2CID   162902339 .
  79. ^ Жан Аллен Закон и рабство: запрет на эксплуатацию человека (2015), стр. 128 Google Книги
  80. ^ Раймонд Джонас Битва при Адве: африканская победа в эпоху Империи (2011), стр. 81 Google Книги
  81. ^ Крис Прути, императрица Тит и Менелик II: Эфиопия, 1883-1910 гг . Службы образования и развития Ravens (1986), стр. 10–11. 16 Google книг
  82. ^ Маркакис, Джон (2011). Эфиопия: две последние границы . Вудбридж, Саффолк: Джеймс Карри. п. 97. ИСБН  978-1847010339 .
  83. ^ Вестал, Теодор М. (2 февраля 2011 г.). Лев Иуды в Новом Свете Император Эфиопии Хайле Селассие и формирование отношения американцев к Африке . Вестпорт: ABC-CLIO. п. 21. ISBN  978-0313386213 .
  84. ^ Стерлинг Джозеф Коулман-младший, «Постепенная или немедленная отмена рабства? Политические, социальные и экономические затруднения императора Хайле Селассие I». Рабство и отмена 29.1 (2008): 65–82.
  85. ^ Сюзанна Майерс, «Британия и подавление рабства в Эфиопии». Рабство и отмена 18.3 (1997): 257–288.
  86. ^ Улиг, Зигберт (2003). Эфиопская энциклопедия: AC, Том 1 . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 489–490. ISBN  3447047461 .
  87. ^ Питерс, FE (29 сентября 2017 г.). Арабы и Аравия накануне ислама . Рутледж. ISBN  978-1-351-89480-7 .
  88. ^ Мессай Кебеде Выживание и модернизация - загадочное настоящее Эфиопии: философский дискурс . Red Sea Press (1999), стр. 162 Google Книги.
  89. ^ Мессай Кебеде Выживание и модернизация - загадочное настоящее Эфиопии: философский дискурс . Red Sea Press (1999), стр. 38 Google Книги
  90. ^ Майкл Б. Лентакис Эфиопия: взгляд изнутри . Издательство Janus Publishing Company Lim (2005), стр. 8 Google Книги
  91. ^ Маркус Гарви Документы Маркуса Гарви и Всеобщей ассоциации улучшения негров, Том. X: Африка для африканцев, 1923–1945 гг . Калифорнийский университет Press (2006), стр. 630 Google Книги
  92. ^ Джоэл Огастес Роджерс Реальные факты об Эфиопии . Дж. А. Роджерс, Пабы (1936), стр. 11 Google Книги.
  93. ^ Джон Ламбертон Харпер Холодная война . ОУП Оксфорд (2011), стр. 193 Google Книги.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аллен, Жан (2006). «Рабство и Лига Наций: Эфиопия как цивилизованная нация». Журнал истории международного права . 8 (2): 213–244. дои : 10.1163/157180506779884428 .
  • Боначчи, Джулия; Меккельбург, Александр (2017). «Возвращение к рабству и работорговле в Эфиопии» (PDF) . Исследования Северо-Восточной Африки . 17 (2): 5–30. doi : 10.14321/nortafristud.17.2.0005 . S2CID   149955563 .
  • Коулман-младший, Стерлинг Джозеф (2008). «Постепенная или немедленная отмена рабства? Политические, социальные и экономические затруднения императора Хайле Селассие I». Рабство и отмена . 29 (1): 65–82. дои : 10.1080/01440390701841067 . S2CID   143618525 .
  • Крамми, Дональд (2000). Земля и общество в христианском королевстве Эфиопия: с тринадцатого по двадцатый век . Оксфорд: Джеймс Карри. ISBN  9780852557631 .
  • Эдвардс, Джон Р. (1982). «Рабство, работорговля и экономическая реорганизация Эфиопии 1916-1935». Экономическая история Африки . 11 (11): 3–14. дои : 10.2307/3601214 . JSTOR   3601214 .
  • Фернихоу, Тимоти (1988). «Рабство и работорговля в Южной Эфиопии в XIX веке». Рабство и отмена . 9 (3): 103–130. дои : 10.1080/01440398808574965 .
  • Меккельбург, Александр (2015). «Рабство, эмансипация и память: исследовательские заметки по Западной Эфиопии». Международный журнал африканских исторических исследований . 48 (2): 345–362. JSTOR   44723364 .
  • Лавджой, Пол Э. (2011). Преобразования в рабстве: история рабства в Африке (3-е изд.). Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/CBO9781139014946 . ISBN  9781139014946 .
  • Майерс, Сюзанна; Копытов Игорь, ред. (1979). Рабство в Африке: исторические и антропологические перспективы . Университет Висконсина Пресс. ISBN  9780299073343 .
  • Панкхерст, Ричард (1964). «Эфиопская работорговля в девятнадцатом и начале двадцатого веков: статистическое исследование». Журнал семитских исследований . 9 (1): 220–228. дои : 10.1093/jss/9.1.220 .
  • Панкхерст, Ричард (1976). «Воспоминания эфиопских рабов девятнадцатого века». Трансафриканский исторический журнал . 5 (1): 98–110. JSTOR   24520289 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dfa536d2758cb6558fddfcf18a520a07__1722505740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/df/07/dfa536d2758cb6558fddfcf18a520a07.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Slavery in Ethiopia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)