Jump to content

Амда Сейон I

Амда Сейон I
Столп Сиона
Негус Нагаст
Амда Сейон I изображена на рукописи XV века.
Император Эфиопии
Царствование 1314–1344 [1]
Предшественник Мы хотим
Преемник Newaya Krestos
Умер 1344
Супруг Джан Мангаша [2]
Царственное имя
Гебре Мескель
геэз / амхарский Столп Сиона
амхарский Колонна Сиона
Династия Дом Соломона
Отец Мы хотим
Религия Эфиопская Православная Церковь

Амда Сейон I , также известный как Амда Цион I. [примечание 1] ( Геэз : столп Сиона ʿamda ṣiyōn , амхарский : столп Сиона āmde ṣiyōn , «Столп Сиона»), [6] тронное имя Гебре Мескель (ገብረ መስቀል gäbrä mäsḳal , «Слуга Креста»), был императором Эфиопии с 1314 по 1344 год и членом династии Соломоновых Островов . [1]

Он наиболее известен в так называемых хрониках как героический воин против мусульман и иногда считается основателем Эфиопской империи. Однако хроники Амды Сейона кажутся крайне ненадежными, поскольку они были написаны через сто лет после его правления и объединяют конфликты, в которых участвовали сменявшие друг друга эфиопские императоры. [7] Тем не менее, в тексте говорится, что большая часть его войн велась против мусульманских султанатов на юго-востоке, с которыми он мог сражаться и всегда побеждать, а также существенно расширить свое королевство за счет постепенного включения ряда соседних государств. [1]

Говорят, что его предполагаемые завоевания мусульманских приграничных территорий значительно расширили христианскую территорию и власть в регионе, которые сохранялись на протяжении столетий после его смерти. Амда Сейон утвердил силу новой Соломоновой династии и тем самым узаконил ее. Эта экспансия в дальнейшем способствовала распространению христианства на приграничные территории, положив начало долгой эпохе прозелитизма, христианизации и интеграции ранее периферийных территорий. [8]

По словам британского историка Эдварда Уллендорфа , «Амда Сейон был одним из самых выдающихся эфиопских королей всех времен и уникальной фигурой, доминировавшей на Африканском Роге в четырнадцатом веке». [9]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Это утверждается [ ВОЗ? ] что достаточные доказательства показывают, что Амда Сейон был сыном Ведема Арада . [8] Однако, когда депутация монахов во главе с Басалотой Микаэлем обвинила его в инцесте за женитьбу на наложнице императора Ведема Арада Яне Могассе и пригрозила отлучить его от церкви , он заявил, что является биологическим сыном брата императора Кедмы Асгада ; это объяснение могло возникнуть из судебных сплетен. Какова бы ни была правда о происхождении Амды Сейона, в имперской истории, известной как « Парижские хроники», записано, что он выразил свой гнев на своих обвинителей, избив одного из них, аббата Аноревоса из Сегаи , и сослав других священнослужителей в Дембию и Бегемдер . [10]

Неизвестно, как Амда Сейон стал императором. Однако некоторые сведения указывают на то, что он мог участвовать в борьбе за престол против Ведема Арада . [11]

Ранние военные кампании

[ редактировать ]

Таддессе Тамрат сообщает, что он нашел современную записку, написанную в рукописи, которая сейчас хранится в островном монастыре на озере Хайк , в которой упоминается, что в 1309 году (1316/7 г. н.э.) император Амда Сейон успешно провел кампанию против языческого Дамота ( ዳሞት መንግስት ), поскольку а также мусульманское королевство Харла и королевство Хадия . [12] [13] В записке описывается его завоевание Дамота , многих жителей которого он сослал в другую область, а затем завоевание Хадии, с народом которого он сделал то же самое. Хотя его ранний контроль над этими регионами был минимальным, к 1332 (или 1329) году стало очевидно, что Хадия была полностью интегрирована, предоставив войска для его кампаний 1332 года против султаната Ифат . Король Хадии Амано отказался посетить императора и отдать дань, поощряемый, по словам летописца Амды Сейона, мусульманским «пророком тьмы» по имени Белам. [14] Согласно императорским хроникам, Белам приказал ему восстать:

Не идите к царю Сейона [т.е. Эфиопии]. Не дарите ему даров: если он пойдет против вас, не бойтесь его, ибо он будет предан в ваши руки, и вы заставите его погибнуть вместе с его войском. [14]

Император был в ярости, вторгся в Хадию, убил множество людей и взял в плен Амано вместе со многими своими подданными. Беламу, однако, удалось сбежать от императора, сбежав в Ифат . Эти завоевания представляли собой значительный прогресс в достижении конечной цели Амды Сейона по контролю над внутренней торговлей, ранее контролируемой мусульманами в Ифате и дальше на восток. [15] Завоевание Хадии глубоко повлияло на работорговлю и, как следствие, нанесло ущерб торговле и богатству восточных мусульманских провинций. Впервые мусульманское присутствие в регионе оказалось под угрозой, что позже привело к союзам между мусульманскими провинциями (которые часто восставали), хотя раньше они действовали более независимо друг от друга. [15]

В том же году, что и его кампании против южных регионов Дамота и Хадии, император также вел кампанию против более северной провинции Годжам . [16]

Северные походы

[ редактировать ]

После кампании 1316/7 на юге Амда Сейон был вынужден повернуть на север, чтобы усилить свой контроль над территориями, которые к тому времени получили большую автономию. [17] Северная провинция Тыграян Эндерта все активнее отстаивала свою независимость после восстановления Соломоновых Островов при Екуно Амлаке в 1270 году. Во времена Екуно Амлака губернатором Эндерты была Ингида Игзи , которой наследовал его сын Тесфане Игзи. Будучи губернатором Эндерты, Тесфане Игзи обладал наибольшей властью среди северных провинций и носил титулы Хасгва и Акабе Ценцен («хранитель мух – древний аксумский титул») и угрожал роду из Амхары , находящемуся у власти в настоящее время. Еще в 1305 году Тесфане Игзи называл Эндерту «своим королевством», его сын и преемник Яибика Игзи даже не упомянул императора в своем земельном пожаловании 1318/9 года. [16] Яибика Игзи в конце концов восстал, безуспешно приглашая губернатора соседнего Тембьена присоединиться к нему. [и] Амда Сейон отреагировал быстро, убив губернатора, разделив титулы и присвоив их разным людям низкого происхождения. [18] Назначенцы Императора были непопулярны и описывались как «люди, не рожденные от Адама и Евы, которых называли Халестийотат », что буквально означает «ублюдок смешанного или низкого происхождения». [18]

Чтобы укрепить свой контроль над регионом, Амда Сейон основал военную колонию нетиграйских войск в Амба-Сенаяте, центре восстания, и назначил свою королеву супругу - Билен Саба (ብሌን ሳባ) губернатором Эндерты вместе с новым Однако группа чиновников под ней управляла косвенно, что вызвало волнения в провинции, поскольку население сильно возмущалось правлением Амхары . Это побудило Императора назначить губернатором одного из своих сыновей, Бара Сегеда, который позже, в 1328 году, также был назначен губернатором. контроль над морскими провинциями под названием Маикеле Бахр («Между реками/морями»). [18]

В 1329 году император провел кампанию в северных провинциях Семиен , Вегера , Целемт и Цегеде , где многие обращались в иудаизм и где Бета-Израиль приобретал известность. [19]

Амда Сейон также опасался мусульманской власти на побережье Красного моря и поэтому направился в район современной Эритреи, граничащий с Красным морем : «Я, король Амда-Сийон, отправился к Эритрейскому морю [т.е. «Красному морю»]. Когда я Добравшись туда, я сел на слона и вошел в море, взял свои стрелы и копья, убил своих врагов и спас свой народ». [20]

Во время своего похода император также встретился со знаменитым монахом Эвостатеосом , направлявшимся в Армению . [20]

Восточные кампании

[ редактировать ]
Эфиопская империя в начале правления Амды Сейона

Около 1320 года султан ан-Насир Мухаммад из султаната мамлюков, базирующийся в Каире, начал преследовать коптов и разрушать их церкви. Впоследствии Амда Сейон отправил миссию в Каир в 1321–1322 годах, угрожая принять ответные меры против мусульман в его королевстве, и угрожал послать легион на завоевание Египта после изменения русла Нила , если султан не прекратит свои преследования. [21] Хотя ан-Насир Мухаммад проигнорировал посланников, страх перед перенаправлением Нила в Египет будет продолжаться веками. [22] В результате спора и угроз Хакк ад-Дин I , султан Ифата, схватил и заключил в тюрьму члена посланной императором депутации по имени Тийинтай, возвращавшегося из Каира. Хакк ад-Дин пытался обратить Тийинтая в свою веру, убив его, но это не удалось. [23] Император ответил вторжением в Ифат в сопровождении, по словам королевского летописца Амды Сейона, всего семи всадников, и убил многих солдат султана. Затем часть армии последовала за ним и разрушила столицу провинции Ифат, а Амда Сейон забрал большую часть ее богатств в виде золота, серебра, бронзы, свинца и одежды. Амда Сейон продолжал свои репрессии во всех провинциях Ифата, грабя Квелгору , Бикулзар , Гидая , Хубат , Федис , Кедсе, Харгаю и Шева , населенных в основном мусульманами, уводя скот, убивая множество жителей, разрушая города и мечети, а также как взятие пленных. [24] [25] [26]

В результате репрессий Амды Сейона другие мусульманские государства попытались напасть на его армию, видя, что его армия ослабла в результате длительных кампаний. Жители Гебеля и Варгара , которых историк Таддесс Тамрат связывает с Варджихом , как сообщается, были «очень искусны в военном деле», впоследствии напали и разграбили некоторые христианские регионы. Жители Медра-Зеги и Манзиха ( Менца ), тогда еще мусульмане, также окружили и напали на армию императора, которая разбила их и убила их полководца Дедадира, сына Хакк ад-Дина. [19] [27]

Самый важный первоисточник о его правлении, «Славные победы» , описывает обширные военные кампании, которые Амда Сейон предпринял на равнинах, истощенных рекой Аваш . Начиная с 24 Якатата (18 февраля), император повел свою армию против ряда врагов; в другом документе, относящемся к этому году, говорится, что он победил 10 королей. [28] Восстание в мусульманских провинциях возникло из-за угрозы исламу со стороны Амды Сейона, усиленной предыдущими потерями торговли в результате его кампаний. [15] Это неповиновение поощрялось и, возможно, даже провоцировалось религиозными лидерами Ифата и других мусульманских провинций. Сообщается, что «лжепророк», бежавший из Хадии во время кампании 1316/7 года, продолжал распространять пропаганду против короля в Ифате, где он был одним из советников Сабр ад-Дина. В летописи говорится:

Лжепророк бежал в землю Ифат и жил там, распространяя свое лжеучение... И когда Сабрадин попросил его о совете, он сказал ему: «Царству христиан теперь пришел конец; и оно было отдано нас, ибо ты будешь царствовать в Сионе [т. е. в Эфиопии]. Иди, поднимись [на горы] и сразись с царем христиан, ты победишь его и будешь править им вместе с его народом». [15]

Отмечается, что второй религиозный лидер сеял беспорядки в регионе, особенно в Адале и Море . Его называют « Салих , чей титул был Кази » (который, как отмечается, является титулом, аналогичным титулу архиепископа), и описывается как короли и правители региона, которого почитают и боятся, как Бога. Хроника возлагает вину на Салиха, утверждая, что именно он «собрал мусульманские войска, царей и правителей» против Императора. [29]

В результате этих подстрекательств и условий Сабр ад-Дин I , губернатор Ифата, а также брат и преемник Хакк ад-Дина, проявил неповиновение Амде Сейону, конфисковав некоторые товары императора, транзитом с побережья (т. е. Зейлу ), аналогично тому, что до него сделал его брат. Амда Сейон был в ярости на Сабр ад-Дина, говоря ему: «Вы забрали принадлежащие мне товары, полученные в обмен на большое количество золота и серебра, которое я доверил торговцам... вы заключили в тюрьму торговцев, которые вели дела. для меня." [22]

Кампания Ифат

[ редактировать ]

Восстание Сабр ад-Дина было не попыткой добиться независимости, а попыткой стать императором мусульманской Эфиопии. В королевской хронике Амды Сейона говорится, что Сабр ад-Дин провозгласил:

«Я хочу быть царем всей Эфиопии; я буду править христианами согласно их закону и разрушу их церкви… Я назначу правителей во всех провинциях Эфиопии, как это делает Царь Сиона … Я буду преобразую церкви в мечети. Я подчиню и обращу короля христиан в свою религию, сделаю его губернатором провинции, а если он откажется обратиться, я передам его одному из пастырей по имени Варьеке [т.е. Верджих ], чтобы он мог стать хранителем верблюдов. Что касается королевы Яна Мангеши , его жены, я найму ее для измельчения кукурузы, я сделаю свою резиденцию в Мараде [т.е. Тегулете ], столице его королевства. [30]

Фактически, после своего первого вторжения Сабр ад-Дин назначил губернаторов близлежащих и соседних провинций, таких как Фатагар и Аламале (т.е. Аймелель, часть « страны Гураге »), а также отдаленных провинций на севере, таких как Дамот . Амхара , Ангот , Индерта , Бегемдер и Годжам . Он также пригрозил посадить кат — в столице стимулятор, используемый мусульманами, но запрещенный эфиопским православным христианам . [31]

Таким образом, восстание Сабр ад-Дина с его религиозной поддержкой и амбициозными целями рассматривалось как джихад, а не как попытка обретения независимости, и, следовательно, к нему немедленно присоединилась близлежащая мусульманская провинция Деваро (первое известное упоминание о провинции). под губернатором Хайдерой, а западная провинция Хадия под вассальным местным правителем Амено. Сабр ад-Дин разделил свои войска на три части, отправив дивизию на северо-запад для атаки на Амхару , одну на север для атаки на Ангот и другую под своим личным командованием на запад для взятия Шева . [32]

Амда Сейон впоследствии мобилизовал своих солдат для отражения угрозы, одарив их золотом, серебром и роскошной одеждой — настолько, что летописец объясняет, что «в его правление золото и серебро изобиловали, как камни, а красивая одежда была так же распространена, как и листья деревьев или трава в полях». [33] Несмотря на расточительность, которую он оказывал своим людям, многие предпочли не сражаться из-за негостеприимности гористой и засушливой местности Ифата и полного отсутствия дорог. Тем не менее они продвинулись на 24 Якатит , и аттач смог найти мятежного губернатора и обратить его в бегство. Как только прибыли остатки армии Амды Сейона, они разрушили столицу и убили множество солдат, но Сабр ад-Дин снова сбежал. Затем силы Амды Сейона сгруппировались для последней атаки, разрушив один из его лагерей, убив множество мужчин, женщин и детей, взяв остальных в плен, а также разграбив его золото, серебро и «прекрасную одежду и драгоценности без число." [32]

Впоследствии Сабр ад-Дин потребовал мира, обратившись к королеве Яну Менгеше, которая отказалась от его мирного предложения и выразила решимость Амды Сейона не возвращаться в свою столицу, пока он не разыщет Сабр ад-Дина. Услышав это, Сабр ад-Дин понял, что его восстание тщетно, и сдался лагерю Амды Сейона. [32] Придворные Амды Сейона потребовали казни Сабр ад-Дина, но вместо этого он оказал ему относительное помилование и заключил мятежного губернатора в тюрьму. Затем Амда Сейон назначил брата губернатора Джамал ад-Дина I своим преемником в Ифате. Однако, как только восстание Ифата было подавлено, соседние провинции Адал и Мора к северу от Ифата восстали против Императора. Амда Сейон вскоре также подавил это восстание. [34]

Адал кампания

[ редактировать ]

После длительной кампании войска Амды Сейона были измотаны и хотели вернуться в свои дома, ссылаясь на то, что скоро приближается сезон дождей. Однако Амда Сейон отказалась, сказав им:

«Не повторяйте при мне то, что вы только что сказали, ибо я не уйду, пока нечестивые мусульмане будут вести войну со мной, царем всех мусульман Эфиопии, и я уверен в помощи Божией. [35]

Новый губернатор Ифата также умолял его вернуться, преподнося ему множество подарков, заявляя, что его страна разрушена, и умоляя его не «опустошать ее снова», чтобы ее жители могли восстановиться и обрабатывать землю для Императора. [35] Он пообещал ему, что, если он уедет, Ифат и его жители будут служить Императору своей торговлей и данью, и что он и мусульмане Эфиопии будут слугами Императора. Амда Сейон отклонила просьбы губернатора, заявив:

«Пока на меня нападают волки и собаки, сыновья змеи и дети зла, которые не верят в Сына Божьего, я никогда не вернусь в свое королевство, и если я уйду, не дойдя до Адала , я не буду больше не сын матери моей; пусть меня больше не будут называть мужчиной, но женщиной». [35]

Амда Сейон продолжила путь и дважды подверглась нападению в стычках, прежде чем разбить лагерь. [35] Мусульмане вернулись ночью в гораздо большем количестве и напали на него с армией, собранной из семи «великих кланов» Адала: Гебела, Лебекела, Варгар , Пагума и Тико. Во время битвы Амда Сейон был поражен вражеским мечом сзади, перерезав пояс вокруг талии и боевую одежду, но Император смог повернуться и убить нападавшего своим копьем, прежде чем тот смог нанести новый удар. [36] По словам Джеймса Брюса , в имперскую армию проникли иностранные агенты из Харара , однако люди Амды Сейон смогли их задержать и казнить. [37] Амда Сейон вышел победителем из битвы и послал свежие войска, не участвовавшие в боях, для преследования уцелевших врагов. К утру им удалось добраться до выживших на берегу близлежащей реки и убить их, взяв много мечей, луков, копий и одежды. [38]

Гондаринское изображение Амды Циона I

Джамаль ад-Дин, несмотря на то, что был его назначенцем, также присоединился к восстанию, сотрудничая с правителем Адала имамом Салихом , чтобы окружить императора, на что правитель Адала ответил мобилизацией своих сил. Эфиопская армия была окружена двумя армиями в битве при Дасе , но Амда Сейон смог победить их, несмотря на то, что был болен. [39] Затем он повел свою армию против Талага , столицы Адала, где сдались брат губернатора Адала и трое сыновей губернатора. Затем император победил другого короля-правителя, повторил свои шаги и вернулся к Бекулзару в Ифате, где он приказал Джамал ад-Дину доставить ему всех христиан-отступников провинции. Императору сначала дали священников, дьяконов и солдат, каждого из которых нанесли по 30 ударов плетью и заключили в тюрьму в качестве рабов. Затем он обратился к другим предателям, которых Джамал ад-Дин отказался выдать. Амда Сейон снова разорил Ифат и сверг Джамал ад-Дина, назначив губернатором Насир ад-Дина, другого брата Сабра ад-Дина. [39]

Завершив кампанию в Ифате, он повел свою армию в город Гуэт, где убил много мужчин и захватил в плен множество женщин и скота. Затем Император вторгся в регион современного Сомалиленда , где отразил нападение народа Харлы . Затем Амда Сейон двинулся в город Дилхойя. Ранее город сверг своего губернатора путем самосожжения вместе с другими христианскими мужчинами и женщинами, на что Император ответил захватом и разграблением города и его скота, а также убийством многих его жителей.

Затем Амда Сейон продолжил путь в Дегви, убив многочисленных соседних скотоводов Варджи , которые ранее нападали и грабили некоторые христианские территории ранее во время его правления. Летопись описывала людей как «очень злых», поскольку они «не знали Бога и не боялись людей». [39] До конца декабря Амда Сейон опустошил землю Шарха и заключил в тюрьму ее правителя Йосефа. [40] Эти усилия впервые распространили власть Эфиопии за реку Аваш , получив контроль над Даваро , Бэйлом и другими мусульманскими государствами.

В конце этой кампании в хрониках говорится, что Амда Сейон в конечном итоге вернется в высокогорье и никогда больше не ступит на мусульманские территории, что, по утверждению летописца, было беспрецедентным в истории страны. Он известен тем, что никогда не проигрывал битву. Считается, что его могила находится в Ади-Келебесе. [41] [42]

Карта средневековых провинций Эфиопии, субпровинции выделены более мелкими буквами, а соседние группы выделены курсивом.

Два разных года, когда произошли эти обширные военные действия, являются спорными. В своем переводе « Славных побед » GWB Хантингфорд следует за Джеймсом Брюсом , помещая это в 1329 год. Хантингфорд отмечает, что Амда Сейон празднует Пасху 28 Миязя (= 24 апреля 1329 года), что лучше всего соответствует этому году. [43] Однако общепринятым годом этого похода является 1332 год, как считают такие авторитеты, как Август Дильман , Карло Конти Россини и Энрико Черулли . [44] Амды Сейона датируется Таддесс Тамрат указывает на другой документ, в котором 18-й год правления 498 годом Благодати , что подтверждает, что 516 год в «Славных победах» верен и что кампании происходили в 1332 году нашей эры. [45]

Армия императора Амда Сейона была удивительно похожа на организацию армии древних аксумских времен . [46] Он состоял из двух частей: первая, его центральная армия, была очень эффективной и тесно связана с королевским двором; второе представляло собой гораздо более крупную местную милицию, создаваемую во время местных кризисов. Эти местные подразделения, как и во времена аксумцев, образовывали отдельное подразделение и сражались вместе, сохраняя свой местный характер, и были разделены на более мелкие подразделения, каждое из которых возглавлялось местным правителем. [47] Со времен правления Амде Цейона полки или легионы Чева составляли основу вооруженных сил Империи. Геезский термин для обозначения этих полков - ṣева (ጼዋ), а амхарский термин - čāwa (ጨዋ). Обычная численность полка составляла несколько тысяч человек. [48] Каждому полку было выделено феодальное владение (Гульт), чтобы обеспечить его содержание за счет доходов от земли. [48]

Центральная армия была разделена на независимые полки, каждый из которых имел свое специализированное название, такое как Кесте-Нихб , Хареб Гонда и Текула . [а] Самостоятельные полки соревновались за благосклонность короля, который «воспитывал» и «вскормил» их с детства. [47] [49] [б] Полки возглавлял глубоко лояльный командир, подчинявшийся непосредственно Амде Сейону. Одной из этих дивизий командовал его собственный сын Саф-Асегид, как и зять Амды Сейона. [50] Более того, командующий Кесте-Нихб Симишехал вместе со своим коллегой Инзе-Айгебом описывался как «самые любимые» офицеры Императора, который был огорчен, когда узнал об их ранении в битве при Хагере . [51] [с] Специализированные полки связали свое состояние с судьбой Императора и, скорее всего, набирали лучших солдат со всей страны. Амда Сейон использовал их всякий раз, когда нужно было принять быстрые меры, а командиры их полков часто выполняли роль губернаторов во время кризисов в определенных провинциях, как это делал Дигна, правый командир кавалерийского полка Корем (названного в честь региона /одноименный город ) в 1332 году тогда часть Ангота , в Бете-Амхаре . [50] Его центральная армия также состояла из региональных полков, аналогичных полкам его местных ополчений. Они были в основном из недавно завоеванных провинций и имели общее культурное и языковое наследие. Большинство солдат, вероятно, были пленниками, взятыми во время завоеваний, хотя некоторых, несомненно, оставляли в качестве слуг королевского двора, а других вывозили на невольничьи рынки или передавали частным лицам. Те, кто должен был служить Императору, прошли военную подготовку, вероятно, под командованием командующего из того же региона, лояльного Императору. [50] Большинство этих групп были разбиты на более мелкие секции из-за их размера; например, в кампаниях Амды Сейона 1332 (или 1329) дивизия Дамота сражалась с Бета-Израилем на севере, а другая отправилась сражаться в кампаниях на юге против султаната Ифат . [52]

Император усовершенствовал имперскую армию, которая до его правления не была так хорошо вооружена, как его мусульманские противники. XIV века Арабский историк аль-Умари отметил в отношении эфиопских войск следующее:

«их боевое оружие — лук со стрелами, напоминающими нуссаб ; мечи, копья и копья. Некоторые воины сражаются мечами, а также узкими и длинными щитами. Но их главным оружием является копье, напоминающее длинное копье. ] которые метают дротики, [похожие на] короткие стрелы, с длинным луком, напоминающим арбалет». [52]

Несмотря на большое разнообразие оружия, приписываемого эфиопским войскам аль-Умари, мечи и кинжалы не часто использовались эфиопской армией, которая для защиты была вооружена в основном луками, копьями и щитами, а также конными воинами. [53] [д] Мусульмане, однако, описываются как имеющие «мечи, кинжалы, железные палки [ димбус ]» и другое оружие, полезное в ближнем бою, и аль-Умари отмечает, что «стрелы воинов мусульманских приграничных территорий больше», чем у Соломонова армия. [53] Сила эфиопской армии была в основном численной, но Амда Сейон многое сделал для улучшения оснащения своей армии, увеличив использование мечей и кинжалов (вероятно, полученных от мусульманских торговцев) и создав специальный полк, вооруженный мечами. [54] Император также сформировал особый полк щитоносцев, который, вероятно, использовался для охраны его лучников. [54]

Торговля и культура

[ редактировать ]

Торговля процветала при Амде Сейоне. Археологические исследования в сокровищницах эфиопских церквей и монастырей обнаружили монеты , ткани и другие предметы, доказывающие существование торговли с Византийской империей . Таддессе Тамрат также отмечает, что у него был сирийский секретарь из христианской семьи Дамаска , который помогал ему быть в курсе событий на Ближнем Востоке . [55]

Некоторые из самых ранних произведений эфиопской литературы были написаны во время правления Амды Сейона. Пожалуй, самым известным из них является « Кебра Нагаст» , который, как говорят, был тогда переведен с арабского языка . Другие произведения этого периода включают « Машафа Местира Самай Вамедр » («Книга тайн неба и земли»), написанную Гиоргисом из Сеглы , и «Зена Эскендер» («История Александра Великого»), роман, в котором Александр Великий становится христианским святым. Уллендорф выявил традицию, согласно которой в это время геэз был пересмотрен. перевод Библии на [56] Также стоит упомянуть, что четыре солдатские песни были написаны во время правления Амды Сейона и являются самыми ранними из сохранившихся на амхарских песен . сегодняшний день [ф] Наконец, Амда Сейон — первый король, который сделал пожертвование библиотеке эфиопской общины в Иерусалиме . [57]

Наследие

[ редактировать ]

«Эти разрушительные победы решили решающий вопрос о том, какая из держав — христианская или мусульманская. Победы при Амда-Сионе помогают абиссинцам выжить». утверждает Мухаммед Хассен : «Это сделало южный регион нервным центром эфиопской истории. Отныне в течение следующих двух столетий южный регион оставался источником, из которого поток истории тек по разным каналам. Короче говоря, войны Амда-Сийона сделали абиссинцев хозяевами региона, и с тех пор вокруг имени абиссинцев сияет тот ореол, который принадлежит великим народам-завоевателям. Однако в конечном итоге эти победы не привели к желаемому результату». «Походы Амда-Сиона не создали империю, но они заложили надлежащую основу для создания нации, которая впоследствии вдохновила императора императора Менелика II на объединение современной Эфиопии . Никаким конкретным образом не произошло творческого союза культур. , передача идей, равное распределение богатства. Для христиан завоевание означало постоянное обогащение». [58] Арабазация Некоторые из более поздних султанатов были арабскими инакомыслящими.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ другие варианты Амде Цион , [3] Амда-Цейон , [4] Амда Цион [5]

а. ^ Таддесс Тамрат отмечает, что, по мнению Жюля Перрюшона, Текула буквально означает «шакал», а Кесте-Нихб означает «жало пчелы». [47]
б. ^ Видя, как многие из его солдат бегут при виде могущественных армий Джамаль ад-Дина и Адала, больной Амда Сейон заметил: «Кроме того, вы забыли, что это я вырастил вас, вскормил и укрыл вас с украшениями из золота и серебра и драгоценными одеждами!» [59]
в. ^ Имя Симшехала также появляется как «Семей» в списке губернаторов с титулом Маикеле-Бахр (букв. «Между реками/морями», северная морская провинция) и в королевской хронике как «Сумей (-шехал)». и «Симий (-шихал)». [60] Инзе-Айгаб также однажды появляется как «Янз-Айгеб». [51]
д. ^ По словам Таддессе Тамрата, хотя в королевских хрониках Амда Сейон описывается как вооруженная мечом, летописец ссылается только на умение императора обращаться с луком и стрелами, копьем и щитом; мечи, похоже, используются только в церемониальных целях Далее Таддессе отмечает в сноске, что в современных агиографиях . [53]
и. ^ Согласно Таддессе Тамрату, по традиционным указаниям в агиографии Абие Игзи. [18]
ф. ^ Перевод с нотами этих четырех песен включен в «Славные победы» , стр. 129–134.

  1. ^ Перейти обратно: а б с «Амда Цейон» в Новой Британской энциклопедии Чикаго: Британская энциклопедия Inc. , 15-е изд., 1992, Том. 1, с. 321.
  2. ^ Бадж, Э. А. Уоллис (1928). История Эфиопии: Нубия и Абиссиния (Том 1) . Лондон: Methuen & Co. 290.
  3. ^ Вингоград, АГ (2020). Царь Соломон: Рим и Эфиопия . WP IPGEB. п. 117.
  4. ^ Бахру Зевде (2001). История современной Эфиопии (второе изд.). Оксфорд: Джеймс Карри. п. 8. ISBN  0-85255-786-8 .
  5. ^ Рид, Ричард Дж. (2012). Война в истории Африки . Издательство Кембриджского университета. п. 53. ИСБН  9780521195102 .
  6. ^ «Амда Сейон I | Биография и факты | Британника» .
  7. ^ Чекруун, Амели (2022). «Харар как столица Барр Саад ад-Дина (первая половина XVI века): от возникновения до укрепления» . Анналы Эфиопии . 34:26 . ​​дои : 10.3406/ethio.2022.1710 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Джоанна Мантель-Нечко и Денис Носницын», с Amdä Ṣəyon I» у Зигберта Улига, Энциклопедия Aethiopica: AC (Висбаден: Издательство Harrassowitz, 2003), стр.
  9. ^ Эдвард Уллендорф, его обзор перевода Хантингфорда « Славные победы Амды Цейона, короля Эфиопии» , Бюллетень Школы восточных и африканских исследований, Лондонский университет , 29 (1966), стр. 600
  10. ^ GWB Хантингфорд, Славные победы Амды Сейона, короля Эфиопии (Оксфорд: University Press, 1965), стр. 6 и далее.
  11. ^ Джоанна Мантель-Нечко и Денис Носницин, «Amdä Ṣəyon I», с. 227.
  12. ^ Таддессе, Церковь и государство , стр. 135 и далее.
  13. ^ Уокер, Бетани (3 сентября 2020 г.). Оксфордский справочник по исламской археологии . Издательство Оксфордского университета. п. 427. ИСБН  978-0-19-998787-0 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Панкхерст, Ричард. Приграничье Эфиопии: очерки региональной истории с древних времен до конца XVIII века (Асмэра, Эритрея: Red Sea Press, 1997), стр. 78.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Таддессе, Церковь и государство , с. 137.
  16. ^ Перейти обратно: а б Таддессе, Церковь и государство , с. 73.
  17. ^ Мантель-Нечко и Носницин, «Амда Шейон I» в фон Улиге, Энциклопедия .
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Таддессе «Церковь и государство» , с. 74.
  19. ^ Перейти обратно: а б Панкхерст, Borderlands , с. 79.
  20. ^ Перейти обратно: а б Таддессе, Церковь и государство , с. 77.
  21. ^ Панкхерст, Borderlands , с. 40.
  22. ^ Перейти обратно: а б Панкхерст, Borderlands , с. 41.
  23. ^ Дж. Спенсер Тримингем, Ислам в Эфиопии (Оксфорд: Джеффри Камберледж для University Press, 1952), стр. 71.
  24. ^ Гидая Эфиопская энциклопедия. . Encyclopedia Aethiopica.
  25. ^ Панкхерст, Ричард (1997). Эфиопское пограничье . Красное Море Пресс. п. 41. ИСБН  9780932415196 .
  26. ^ Хасан, Мохаммед (2015). Оромо и христианское королевство Эфиопия 1300-1700 гг . Джеймс Керри. п. 70. ИСБН  9781847011176 .
  27. ^ Тримингем, Дж. (13 сентября 2013 г.). Ислам в Эфиопии Тейлор и Фрэнсис. п. 72. ИСБН  9781136970221 .
  28. ^ Хантингфорд, Славные победы , с. 5.
  29. ^ Таддес, Церковь и государство , с. 138.
  30. ^ Панкхерст, Ричард К.П. Королевские хроники Эфиопии. Аддис-Абеба: Oxford University Press, Inc., 1967, стр. 15.
  31. ^ Панкхерст, Borderlands , с. 42.
  32. ^ Перейти обратно: а б с Панкхерст, Borderlands , с. 43.
  33. ^ Панкхерст, Королевские хроники Эфиопии , стр. 16.
  34. ^ Панкхерст, Borderlands , с. 44.
  35. ^ Перейти обратно: а б с д Панкхерст, Королевские хроники Эфиопии , стр. 18.
  36. ^ Панкхерст, Королевские хроники Эфиопии , стр. 19–20.
  37. ^ Брюс, Джеймс. Путешествие к истоку Нила, том II. В 1769, 1769, 1770, 1771, 1772 и 1773 годах .
  38. ^ Панкхерст, Королевские хроники Эфиопии , стр. 20.
  39. ^ Перейти обратно: а б с Панкхерст, Королевские хроники Эфиопии , стр. 45.
  40. ^ Хантингфорд, Славные победы , проход .
  41. ^ Амаре, Кебеде. Тайны Марии (PDF) . Университет Мекелле. п. 132.
  42. ^ Панкхерст, Ричард (1997). Очерки региональной истории эфиопского приграничья с древнейших времен до конца XVIII века . Красное Море Пресс. п. 67. ИСБН  9780932415196 .
  43. ^ Хантингфорд, Славные победы , с. 53.
  44. ^ Уллендорф, Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , стр. 605. Уллендорф завершает свое обсуждение предпочтения Хантигфорда 1329 года словами: «Я не знаю веской причины, по которой мы должны отказаться от 1332 года, как это общепринято для кампании Адала Амды Сейона».
  45. ^ Таддессе, Церковь и государство , с. 138 н. 2. (Он также заявляет, что не согласен с Хантингфордом по поводу многих географических определений, стр. 139, п. 4.)
  46. ^ Таддесс Тамрат, Церковь и государство в Эфиопии (1270–1527) (Оксфорд: Clarendon Press, 1972), стр. 89.
  47. ^ Перейти обратно: а б с Таддессе, Церковь и государство , с. 90.
  48. ^ Перейти обратно: а б Абир, Мордехай (28 октября 2013 г.). Эфиопия и Красное море: взлет и упадок Соломоновой династии и соперничество мусульманских европейцев в регионе . Рутледж. ISBN  978-1-136-28090-0 .
  49. ^ Панкхерст, Королевские хроники Эфиопии , стр.
  50. ^ Перейти обратно: а б с Таддессе, Церковь и государство , с. 91.
  51. ^ Перейти обратно: а б Таддессе, Церковь и государство , с. 90н.
  52. ^ Перейти обратно: а б Таддессе, Церковь и государство , с. 92.
  53. ^ Перейти обратно: а б с Таддессе, Церковь и государство , с. 93.
  54. ^ Перейти обратно: а б Таддессе, Церковь и государство , с. 94.
  55. ^ Таддес, Церковь и государство , с. 89.
  56. ^ Эдвард Уллендорф, Эфиопия и Библия (Оксфорд: University Press Британской академии, 1968), стр. 32f, 35
  57. ^ Таддессе, Церковь и государство , с. 251.
  58. ^ Мохаммед Хассен, Оромо Эфиопии, стр.
  59. ^ Панкхерст, Королевские хроники Эфиопии , стр. 23.
  60. ^ Таддессе, Церковь и государство , с. 91н.

Первоисточники (эфиопский)

  • Хантингфорд, GWB, изд. Славные победы Амды Сейона, короля Эфиопии . Оксфорд: Университетское издательство, 1965.
  • Панкхерст, Ричард КП, изд. Эфиопские царские хроники . Аддис-Абеба: Oxford University Press, Inc., 1967.

Вторичные источники

  • Мантель-Нечко, Иоанна и Носницин, Деннис. «Амда Шейон I» в Зигберте под редакцией Улига, изд., Энциклопедия Aethiopica: AC . Висбаден: Harrassowitz Verlag, 2003.
  • Панкхерст, Ричард. Эфиопское пограничье: очерки региональной истории с древнейших времен до конца XVIII века . Асмэра, Эритрея: The Red Sea, Inc., 1997.
  • Таддессе Тамрат. Церковь и государство в Эфиопии (1270–1527 гг .) Оксфорд: Кларендон Пресс, 1972.
  • Тримингем, Дж. Спенсер. Ислам в Эфиопии . Оксфорд: Джеффри Камберледж для University Press, 1952.
Царственные титулы
Предшественник Император Эфиопии
1314–1344
Преемник

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 13539078178b2714acaff35c2580ba2f__1721683140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/2f/13539078178b2714acaff35c2580ba2f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Amda Seyon I - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)