Jump to content

Бете Амхара

Бете Амхара
Бет Амара ( амхарский )
Бет Амхара ( Геез )
Историческая провинция Эфиопии
Средневековая карта королевств и регионов вдоль основных торговых путей Африканского Рога.
Средневековая карта королевств и регионов вдоль основных торговых путей Африканского Рога.
Страна  Эфиопия
Демоним Амхара
Часовой пояс UTC+3 ( ЕА )

Бете-Амхара ( амхарский : Бете Амхара, геэз : Бете Амхара, перевод: «Дом Амхары») — историческая область, расположенная в северо-центральной Эфиопии , охватывающая большую часть позднейшей провинции Волло , а также значительную часть Северной Шева . [ 1 ] В штате было 30 округов, включая Амбассель , Лакомельза , Лайкуэйта, Татакуйета, Акамба, Амбассит, Мариам , Женете Ферес Бахир , Табор Женете, Атронса . Ферес Бахир или Амба Гишен , Гише Бере , Васал , Вагада , Мекка-Селассие, , , Тедбаба Мариам , Зорамба, Дадже, Дема, Эфрата и Эварза. [ 2 ] [ 3 ] Этот регион является источником большей части одежды, культуры питания, языка и образования Эфиопии. [ нужны разъяснения ] [ 4 ] [ 5 ]

XIII-XIV веков В агиографии амхарского Бет - святого Текле Хайманота Амхара упоминается еще в середине 9-го века нашей эры как место. [ 6 ] С приходом к власти династии Соломоновых Островов в 1270 году при императоре Екуно Амлаке регион от Дебре-Бирхана до Мекане-Селассие (Вериллу в Волло) стал основным местом пребывания странствующих императоров Амхары . Распространение и консолидация эфиопского православия по примеру царей Загве в сохранении аксумского в Бете-Амхаре, Годжаме , Бегемдире , Северной Шеве , Гафате наследия) и Дамоте (из Тыграя , Волките и Ласты ) [ 7 ]

Записанная история региона фактически восходит к первым десятилетиям второго тысячелетия. Например, церковь Св. Георгия в городе Ворейлу (табот которой, как полагают, нес император Менелик в битве при Адве ) была основана около 1200 года. Приход Мекане Селассие (መካነ ሥላሴ), недалеко от Недеда и дома знаменитого одноименного собора служила любимой королевской игровой площадкой. Строительство Мекане Селассие (что означает: обитель Троицы) было начато императором Наодом (1494-1508) и завершено его сыном императором Либной Денгель (королевский псевдоним Ванаг Сегед). Это было за год до того, как церковь (вместе с большим количеством монастырей в регионе) была разграблена в 1531 году в результате разрушительного вторжения при поддержке Османской империи. Франсиско Альварес, ранее посетивший церковь, подтверждает, что ее размеры составляли примерно 150 на 150 футов — она была полностью покрыта сусальным золотом, инкрустирована драгоценными камнями, жемчугом и кораллами. [ 8 ] Пораженный богатством и мастерством изготовления, йеменский летописец Ахмеда Граня отмечает: «Имам спросил всех арабов, которые были с ним: «Есть ли подобная этой церкви с ее изображениями и ее золотом в Византии или в Индии?» или в каком-нибудь другом месте? Они ответили: «Мы никогда не видели и не слышали о таком, как в Византии, Индии или где-либо еще в мире». [ 9 ]

Европейское изображение Амбы Гешен с надписью «Абиссинская гора детей» на французском и голландском языках.

Из-за зарождения династии Соломоновых Островов в Бете-Амхаре правители региона играли непропорционально большую роль в политике Эфиопского государства. В средневековую эпоху Цахифе Лам (ጻሕፈ ላም), губернатор Бете-Амхары, был самым старшим военным офицером после императора. Наряду с этим, Джантирару Амбаселя самого (центр Бете-Амхары и владения Екуно Амлака до его восхождения на пост императора Эфиопии ) было поручено защищать Амба-Гешен . Одна из гор Эфиопии, где было интернировано большинство наследников мужского пола династии Соломоновых Островов . Императоры также хранили там имперскую казну даже после того, как она уже не была королевской тюрьмой.

География и этнография

[ редактировать ]
Карта из голландского издания Historia de Etiopía a Alta ou Abassia , авторы Лобо и Мануэль де Алмейда.

Бете-Амхара была ограничена на западе аббаем , на юге рекой Ванчет , на севере рекой Башило - Милле и на востоке откосом, отделяющим его от пустыни Афар . [ 10 ]

Гравюра Абы Горгориоса Кристофера Элиаса Хейсса , Аугсбург, 1691 г. [ 11 ] [ 12 ]

Этот регион является источником большей части эфиопской культуры одежды, культуры питания, языка и системы образования. [ 4 ] [ 5 ] Примером может служить фундаментальная ладовая система, используемая в музыке эфиопского нагорья , называемая кэнет , из которой выделяются четыре основных лада: тезета , бати , амбассель и анчихой . [ 13 ] Абба Грегориус (1596-1658), знаменитый монах, чья ассоциация иезуитов и путешествия по всему миру распространили за рубежом бесценные знания об Эфиопии, как говорят, родом из Ворейлу . [ 14 ] В письме 1650 года немецкому ученому Хиобу Людольфу (1624-1704), этиопологу, заслуженно известному как отец эфиопских исследований, авва Грегориус описывает себя следующим образом:

«Что касается моего происхождения, то не думай, друг мой, что оно скромное, ибо я из Дома Амхара, уважаемого племени; из него происходят главы эфиопского народа, правители, военачальники, судьи и советники короля Эфиопии, которые назначают и увольняют, командуют и управляют от имени короля, его губернаторов и вельмож». [ 15 ]

Доминирующей религией региона было христианство в форме эфиопского православия . В качестве государственной религии Эфиопская православная церковь Тевахедо сыграла решающую роль в развитии региона в целом.

Ислам был представлен в регионе позже, в VII веке, когда пророк Мухаммед посоветовал группе мусульман избежать преследований в Мекке и отправиться в Эфиопию. Небольшое меньшинство в Бете-Амхаре попало под влияние этих арабских мигрантов и обратилось в мусульманство после прихода этой религии в 615 году нашей эры.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Альварес, Франциско. (1975). Пресвитер Иоанн Индийский; истинным родственником земель пресвитера Иоанна является рассказ португальского посольства в Эфиопии в 1520 году . Краус. ОСЛК   2313033 .
  2. ^ Путешествие к истоку Нила, в 1768, 1769, 1770, 1771, 1772 и 1773 годах, Третье издание, 8 томов; Ред., Александр Мюррей; Эдинбург, 1813 г.
  3. ^ Винченцо Мария Коронелли, август 1650 г., Венеция, Париж (1681-1683 гг.)
  4. ^ Jump up to: а б Путешествие в Абиссинию Джерома Лобо, Александрийская библиотека
  5. ^ Jump up to: а б Кроун, Греция; Бекингем, CF; Хантингфорд, GWB; Альварес, Франциско (март 1962 г.). «Пресвитер Иоанн Индийский. Пресвитер Иоанн Индийский. Истинное родство земель пресвитера Иоанна, рассказ о посольстве Португалии в Эфиопии в 1520 году». Географический журнал . 128 (1): 91. Бибкод : 1962GeogJ.128...91C . дои : 10.2307/1794138 . ISSN   0016-7398 . JSTOR   1794138 .
  6. ^ Жизнь Таклы Хайманот в версии Дабра Либанос и чудеса Таклы Хайманот в версии Дабра Либанос и Книга богатств королей. Перевод Э.А. Уоллиса Баджа. Лондон 1906 год.
  7. ^ Блэкхерст, Гектор (октябрь 1974 г.). «Церковь и государство в Эфиопии, 1270–1527 гг. Таддесс Тамрат. Оксфорд: Clarendon Press, 1972. Стр. xv + 327, библ., илл., карты. 5 фунтов стерлингов». Африка 44 (4): 427–428. дои : 10.2307/1159069 . ISSN   0001-9720 . JSTOR   1159069 . S2CID   146979138 .
  8. ^ Бекингем, CF; Хантингфорд, GWB, ред. (15 мая 2017 г.). Пресвитер Иоанн Индийский . дои : 10.4324/9781315554013 . ISBN  9781315554013 .
  9. ^ «Футух аль-Хабаша». дои : 10.1163/2451-9537_cmrii_com_26077 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  10. ^ Мелаку, Мисганау Тадессе (2020). «Социальная и политическая история провинции Волло в Эфиопии: 1769–1769 гг. Университет Западного Кейпа : 46–47.
  11. ^ Библиотека колледжа, Специальные коллекции. «Иов Людольф, Historia Aethiopica (Франкфурт, 1681 г.)» . Колледж Святого Иоанна, Кембридж . По состоянию на 29 июля 2017 г.
  12. ^ Причард, Джеймс Коулз (1851), Исследования по физической истории человечества , том. 2 (4-е изд.), Лондон: Хоулстон и Стоунман, с. 139.
  13. ^ Шелемай, Кей Кауфман (2001). "Эфиопия". В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. viii (2-е изд.). Лондон: Макмиллан . п. 356.
  14. ^ «Вера важнее цвета: эфио-европейские встречи и дискурсы в эпоху раннего Нового времени. Филадельфия: Электронные тезисы и диссертации Университета Темпл» . cdm2458-01.cdmhost.com . Архивировано из оригинала 4 августа 2016 г. Проверено 13 июня 2016 г.
  15. ^ Панкхерст, Ричард (1965). «Оружие в Эфиопии». Переход (20): 26–33. дои : 10.2307/2934388 . ISSN   0041-1191 . JSTOR   2934388 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 27518b03f67f56e58a32a6aecee96fc9__1721823000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/c9/27518b03f67f56e58a32a6aecee96fc9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bete Amhara - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)