Бете Амхара
Бете Амхара
| |
---|---|
![]() Средневековая карта королевств и регионов вдоль основных торговых путей Африканского Рога. | |
Страна | ![]() |
Демоним | Амхара |
Часовой пояс | UTC+3 ( ЕА ) |
Бете-Амхара ( амхарский : Бете Амхара, геэз : Бете Амхара, перевод: «Дом Амхары») — историческая область, расположенная в северо-центральной Эфиопии , охватывающая большую часть позднейшей провинции Волло , а также значительную часть Северной Шева . [ 1 ] В штате было 30 округов, включая Амбассель , Лакомельза , Лайкуэйта, Татакуйета, Акамба, Амбассит, Мариам , Женете Ферес Бахир , Табор Женете, Атронса . Ферес Бахир или Амба Гишен , Гише Бере , Васал , Вагада , Мекка-Селассие, , , Тедбаба Мариам , Зорамба, Дадже, Дема, Эфрата и Эварза. [ 2 ] [ 3 ] Этот регион является источником большей части одежды, культуры питания, языка и образования Эфиопии. [ нужны разъяснения ] [ 4 ] [ 5 ]
История
[ редактировать ]XIII-XIV веков В агиографии амхарского Бет - святого Текле Хайманота Амхара упоминается еще в середине 9-го века нашей эры как место. [ 6 ] С приходом к власти династии Соломоновых Островов в 1270 году при императоре Екуно Амлаке регион от Дебре-Бирхана до Мекане-Селассие (Вериллу в Волло) стал основным местом пребывания странствующих императоров Амхары . Распространение и консолидация эфиопского православия по примеру царей Загве в сохранении аксумского в Бете-Амхаре, Годжаме , Бегемдире , Северной Шеве , Гафате наследия) и Дамоте (из Тыграя , Волките и Ласты ) [ 7 ]
Записанная история региона фактически восходит к первым десятилетиям второго тысячелетия. Например, церковь Св. Георгия в городе Ворейлу (табот которой, как полагают, нес император Менелик в битве при Адве ) была основана около 1200 года. Приход Мекане Селассие (መካነ ሥላሴ), недалеко от Недеда и дома знаменитого одноименного собора служила любимой королевской игровой площадкой. Строительство Мекане Селассие (что означает: обитель Троицы) было начато императором Наодом (1494-1508) и завершено его сыном императором Либной Денгель (королевский псевдоним Ванаг Сегед). Это было за год до того, как церковь (вместе с большим количеством монастырей в регионе) была разграблена в 1531 году в результате разрушительного вторжения при поддержке Османской империи. Франсиско Альварес, ранее посетивший церковь, подтверждает, что ее размеры составляли примерно 150 на 150 футов — она была полностью покрыта сусальным золотом, инкрустирована драгоценными камнями, жемчугом и кораллами. [ 8 ] Пораженный богатством и мастерством изготовления, йеменский летописец Ахмеда Граня отмечает: «Имам спросил всех арабов, которые были с ним: «Есть ли подобная этой церкви с ее изображениями и ее золотом в Византии или в Индии?» или в каком-нибудь другом месте? Они ответили: «Мы никогда не видели и не слышали о таком, как в Византии, Индии или где-либо еще в мире». [ 9 ]

Из-за зарождения династии Соломоновых Островов в Бете-Амхаре правители региона играли непропорционально большую роль в политике Эфиопского государства. В средневековую эпоху Цахифе Лам (ጻሕፈ ላም), губернатор Бете-Амхары, был самым старшим военным офицером после императора. Наряду с этим, Джантирару Амбаселя самого (центр Бете-Амхары и владения Екуно Амлака до его восхождения на пост императора Эфиопии ) было поручено защищать Амба-Гешен . Одна из гор Эфиопии, где было интернировано большинство наследников мужского пола династии Соломоновых Островов . Императоры также хранили там имперскую казну даже после того, как она уже не была королевской тюрьмой.
География и этнография
[ редактировать ]
Бете-Амхара была ограничена на западе аббаем , на юге рекой Ванчет , на севере рекой Башило - Милле и на востоке откосом, отделяющим его от пустыни Афар . [ 10 ]

Этот регион является источником большей части эфиопской культуры одежды, культуры питания, языка и системы образования. [ 4 ] [ 5 ] Примером может служить фундаментальная ладовая система, используемая в музыке эфиопского нагорья , называемая кэнет , из которой выделяются четыре основных лада: тезета , бати , амбассель и анчихой . [ 13 ] Абба Грегориус (1596-1658), знаменитый монах, чья ассоциация иезуитов и путешествия по всему миру распространили за рубежом бесценные знания об Эфиопии, как говорят, родом из Ворейлу . [ 14 ] В письме 1650 года немецкому ученому Хиобу Людольфу (1624-1704), этиопологу, заслуженно известному как отец эфиопских исследований, авва Грегориус описывает себя следующим образом:
«Что касается моего происхождения, то не думай, друг мой, что оно скромное, ибо я из Дома Амхара, уважаемого племени; из него происходят главы эфиопского народа, правители, военачальники, судьи и советники короля Эфиопии, которые назначают и увольняют, командуют и управляют от имени короля, его губернаторов и вельмож». [ 15 ]
Религия
[ редактировать ]Доминирующей религией региона было христианство в форме эфиопского православия . В качестве государственной религии Эфиопская православная церковь Тевахедо сыграла решающую роль в развитии региона в целом.
Ислам был представлен в регионе позже, в VII веке, когда пророк Мухаммед посоветовал группе мусульман избежать преследований в Мекке и отправиться в Эфиопию. Небольшое меньшинство в Бете-Амхаре попало под влияние этих арабских мигрантов и обратилось в мусульманство после прихода этой религии в 615 году нашей эры.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Альварес, Франциско. (1975). Пресвитер Иоанн Индийский; истинным родственником земель пресвитера Иоанна является рассказ португальского посольства в Эфиопии в 1520 году . Краус. ОСЛК 2313033 .
- ^ Путешествие к истоку Нила, в 1768, 1769, 1770, 1771, 1772 и 1773 годах, Третье издание, 8 томов; Ред., Александр Мюррей; Эдинбург, 1813 г.
- ^ Винченцо Мария Коронелли, август 1650 г., Венеция, Париж (1681-1683 гг.)
- ^ Jump up to: а б Путешествие в Абиссинию Джерома Лобо, Александрийская библиотека
- ^ Jump up to: а б Кроун, Греция; Бекингем, CF; Хантингфорд, GWB; Альварес, Франциско (март 1962 г.). «Пресвитер Иоанн Индийский. Пресвитер Иоанн Индийский. Истинное родство земель пресвитера Иоанна, рассказ о посольстве Португалии в Эфиопии в 1520 году». Географический журнал . 128 (1): 91. Бибкод : 1962GeogJ.128...91C . дои : 10.2307/1794138 . ISSN 0016-7398 . JSTOR 1794138 .
- ^ Жизнь Таклы Хайманот в версии Дабра Либанос и чудеса Таклы Хайманот в версии Дабра Либанос и Книга богатств королей. Перевод Э.А. Уоллиса Баджа. Лондон 1906 год.
- ^ Блэкхерст, Гектор (октябрь 1974 г.). «Церковь и государство в Эфиопии, 1270–1527 гг. Таддесс Тамрат. Оксфорд: Clarendon Press, 1972. Стр. xv + 327, библ., илл., карты. 5 фунтов стерлингов». Африка 44 (4): 427–428. дои : 10.2307/1159069 . ISSN 0001-9720 . JSTOR 1159069 . S2CID 146979138 .
- ^ Бекингем, CF; Хантингфорд, GWB, ред. (15 мая 2017 г.). Пресвитер Иоанн Индийский . дои : 10.4324/9781315554013 . ISBN 9781315554013 .
- ^ «Футух аль-Хабаша». дои : 10.1163/2451-9537_cmrii_com_26077 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Мелаку, Мисганау Тадессе (2020). «Социальная и политическая история провинции Волло в Эфиопии: 1769–1769 гг. Университет Западного Кейпа : 46–47.
- ^ Библиотека колледжа, Специальные коллекции. «Иов Людольф, Historia Aethiopica (Франкфурт, 1681 г.)» . Колледж Святого Иоанна, Кембридж . По состоянию на 29 июля 2017 г.
- ^ Причард, Джеймс Коулз (1851), Исследования по физической истории человечества , том. 2 (4-е изд.), Лондон: Хоулстон и Стоунман, с. 139.
- ^ Шелемай, Кей Кауфман (2001). "Эфиопия". В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. viii (2-е изд.). Лондон: Макмиллан . п. 356.
- ^ «Вера важнее цвета: эфио-европейские встречи и дискурсы в эпоху раннего Нового времени. Филадельфия: Электронные тезисы и диссертации Университета Темпл» . cdm2458-01.cdmhost.com . Архивировано из оригинала 4 августа 2016 г. Проверено 13 июня 2016 г.
- ^ Панкхерст, Ричард (1965). «Оружие в Эфиопии». Переход (20): 26–33. дои : 10.2307/2934388 . ISSN 0041-1191 . JSTOR 2934388 .