Местный Амлак
| |||||
---|---|---|---|---|---|
Император Эфиопии | |||||
Царствование | 10 августа 1270 г. - 19 июня 1285 г. | ||||
Преемник | Ягбеу Сейон [2] | ||||
Рожденный | 1250-е годы Бете Амхара | ||||
Умер | 19 июня 1285 г. Эфиопская империя | ||||
| |||||
Династия | Дом Соломона | ||||
Отец | Тасфа Иясус | ||||
Религия | Эфиопская Православная Церковь |
Йекуно Амлак ( Геэз : Йекуно Амлак); тронное имя Тесфа Иясус (Иисус Надежда; умер 19 июня 1285 г.) был императором Эфиопии , [3] с 1270 по 1285 год и основатель династии Соломоновых островов , просуществовавшей до 1974 года. [4] Он был правителем из Бете-Амхары (в некоторых частях современного Волло и северной Шевы ), который стал императором Эфиопии после поражения последнего короля Загве . [5]
Истоки и приход к власти
[ редактировать ]Екуно Амлак происходил из древней семьи Амхара . [6] [7] [8] В более поздних средневековых текстах, написанных в поддержку его династии, утверждалось, что он был прямым потомком по мужской линии бывшего царского дома Аксумского королевства , который, как утверждалось, сам происходил от библейского царя Соломона . Однако нет никаких достоверных исторических свидетельств такого происхождения или того, что аксумские цари когда-либо заявляли о своем происхождении от Соломона. Тем не менее, эти утверждения легли в основу утверждений его династии о том, что Екуно Амлак «восстановил» династию Соломоновых Островов на эфиопском троне, свергнув последнего из царей Загве в 1270 году. Династия Загве, которая сменила аксумский королевский дом на несколько столетий. ранее изображались как «неизраильские» узурпаторы. [9] [10] Потомки Екуно Амлака, эфиопские императоры династии Соломоновых, продолжали распространять этот миф о происхождении до 20-го века, когда заявленное происхождение династии от Соломона было закреплено в конституции Эфиопии 1955 года . [11]
Екуно Амлак был местным правителем Гешена и Амбаселя в районе озера Айк . [12] [13] где он получил образование в на озере Айк монастыре Истифанос . В более поздних средневековых агиографиях говорится, что Текле Хайманот вырастил и дал ему образование, помогая ему свергнуть последнего короля династии Загве. Однако в более ранних житиях утверждается, что именно Иясус Моа , настоятель монастыря Истифанос недалеко от Амбаселя, помог ему достичь власти. GWB Хантингфорд объясняет это несоответствие, указывая, что Истифанос когда-то был главным монастырем Эфиопии, но Дебре Либанос Текле Хайманота в конечном итоге затмил Истифаноса, и со времен правления Амды Сейона стало традицией назначать настоятеля Дебре Либанос Ичеге , или светского главы. Эфиопской церкви . Однако ни одна из этих традиций не современна ни одному из участвующих в ней людей. [14]
Была также история, рассказанная как в «Жизни Иясуса Моа», так и в «Беэла нагастат» , о том, как слышали, как петух пророчествовал возле дома Якуно Амлака в течение трех месяцев, что тот, кто съест его голову, будет король. Затем король приказал убить и приготовить птицу, но повар выбросил голову петуха, которую съел Екуно Амлак, и таким образом стал правителем Эфиопии. Ученые указали на сходство этой легенды с легендой о первом царе Каффы , который также узнал от таинственного голоса, что съедание головы некоего петуха сделает его королем, а также с эфиопской Машафой дорхо или « Книгой Петуха». «, в котором рассказывается история о приготовленном петухе, подаренном Христу на Тайной вечере , который вернулся к жизни. [15]
Традиционная история далее сообщает, что Екуно Амлак был заключен в тюрьму королем Загве За-Илмакнуном («неизвестный, скрытый») на горе Малот, но ему удалось бежать. Он собрал поддержку в провинциях Амхара и в Шеве , получив значительную помощь от мусульманского султаната Шева с армией последователей, разбил короля Загве в битве при Ансате . [16] Таддессе Тамрат утверждал, что этим царем был Йетбарак , но из-за местной формы дамнатио мемориае его имя было удалено из официальных записей. [17] Более поздний летописец истории Волло , Гетачев Меконнен Хасен, утверждает, что последним королем Загве, свергнутым Йекуно Амлаком, был Наакуэто Лааб . [18]
Царствование
[ редактировать ], взял имя своего отца в качестве своего тронного имени Екуно Амлак, став императором Эфиопии и, как говорят, вел кампанию против королевства Дамот , расположенного к югу от реки Аббай . Согласно арабским текстам, найденным в Хараре , свергнутый Дил Марра из султаната Шева в 1279 году успешно обратился к Екуно Амлаку с просьбой восстановить свое правление. [19] Благодаря дружеским отношениям Екуно Амлака с эмирами Харара он основал Анкобер , альтернативную столицу недалеко от их княжества. [20] [21]
Записанная история дает больше уверенности в его отношениях с другими странами. Например, Э.А. Уоллис Бадж утверждает, что Йекуно Амлак не только обменивался письмами с византийским императором Михаилом VIII , но и отправил ему в подарок несколько жирафов. [22] Поначалу его общение с соседями -мусульманами было дружеским; однако его попытки получить Абуна для Эфиопской православной церкви обострили эти отношения. Сохранилось письмо, которое он написал египетскому мамлюкскому султану Байбарсу , который был сюзереном Александрийского патриарха (конечного главы эфиопской церкви), за его помощь новому Абуне в 1273 году; в письме предполагается, что это была не первая его просьба. он обвинил во вмешательстве султана Йемена , Каир который помешал продвижению его посланника в Когда один из них не прибыл , . [23]
Таддессе Тамрат интерпретирует намек сына Екуно Амлака на сирийских священников при царском дворе как результат отсутствия внимания со стороны Патриарха. Таддессе также отмечает, что примерно в это время патриархи Александрии и Антиохии боролись за контроль над назначением епископа Иерусалима , что до этого было прерогативой Антиохийского Патриарха. Одним из шагов в этом споре стало назначение патриархом Игнатием IV Йешу эфиопского паломника Абуной. Этот паломник никогда не пытался занять этот пост в Эфиопии, но, как утверждает Таддессе Тамрат, отсутствие коптских епископов вынудило Екуно Амлака полагаться на сирийских партизан, прибывших в его королевство. [24]
Йекуно Амлаку приписывают строительство церкви Геннете Марьям недалеко от Лалибелы , в которой хранятся самые ранние из сохранившихся датируемых настенных росписей в Эфиопии. [25]
Его потомок, император Баэда Марьям I, приказал повторно похоронить тело Екуно Амлака в церкви Атронса Марьям . [26]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гейтс, Генри Луи; Акьемпонг, Эммануэль; Нивен, Стивен Дж. (2012). Словарь африканской биографии . Том. 6. Издательство Оксфордского университета. стр. 204–205. ISBN 978-0-19-538207-5 .
- ^ Стюарт Манро-Хей (2002). Эфиопия: неизведанная земля . ИБ Таурис. п. 24.
- ^ В эфиопском календаре 10 Сене и 16 Нехасе соответственно. А.К. Ирвин, «Обзор: различные сборники гимнов Нагш в эфиопской литературе и их вклад». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . Школа восточных и африканских исследований, 1985.
- ^ Абир, Мордехай (2013). Эфиопия и Красное море: взлет и упадок Соломоновой династии и соперничество мусульманских европейцев в регионе . Тейлор и Фрэнсис. п. 43. ИСБН 978-1-136-28090-0 .
- ^ Феша, Йонатан Тесфай (2016). Этническое разнообразие и федерализм: разработка конституции в Южной Африке и Эфиопии . Рутледж. п. 153. ИСБН 978-1-317-14098-6 .
- ^ Тримингем, Дж. Спенсер (2013). Ислам в Эфиопии Рутледж. п. 57. ИСБН 978-1136970221 .
- ^ Олусога, Дэвид (2021). Книга черной истории: простое объяснение больших идей . Дорлинг Киндерсли Лтд. 172. ИСБН 978-0241555620 .
- ^ Шинн, Дэвид Х .; Офкански, Томас П. (2013). Исторический словарь Эфиопии . Пугало Пресс. п. 5. ISBN 978-0810874572 .
- ^ Каплан, Стивен (2017). «Династия Соломоновых» . В Бауси, Алессандро; Эпплярд, Дэвид Л.; Улиг, Зигберт; Каплан, Стивен; Хан, Вольфганг (ред.). Эфиопия: история, культура и проблемы . Издательство Мичиганского государственного университета. п. 111. ИСБН 978-3-643-90892-6 .
- ^ Берни, Калифорния; Ринг, Труди, ред. (2014). «Аксум» . Международный словарь исторических мест: Ближний Восток и Африка . Том. 4. Рутледж. стр. 32–34. ISBN 978-1-134-25986-1 .
- ^ Витаковский, Витольд; Балицка-Витаковска, Ева (2013). «Соломон в эфиопской традиции» . В Верхейдене, Йозеф (ред.). Фигура Соломона в еврейской, христианской и исламской традиции . Брилл. п. 221. ИСБН 978-90-04-24232-6 .
- ^ Тримингем, Дж. Спенсер (2013). Ислам в Эфиопии Рутледж. п. 57. ИСБН 978-1136970221 .
- ^ Дюпюи, Ричард Эрнест (1993). Энциклопедия военной истории Харпера: от 3500 г. до н.э. до наших дней . ХарперКоллинз. п. 428. ИСБН 978-0062700568 .
- ^ См. Хантингфорд, «Богатство королей и конец династии Заге» , Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , 28 (1965), стр. 2f.
- ^ Хантингфорд, «Богатство королей», стр. 4–6.
- ^ Оромо из Эфиопии с особым упором на регион Гибе (PDF) . п. 4.
- ^ Таддесс Тамрат, Церковь и государство в Эфиопии (Оксфорд: Clarendon Press, 1972), стр. 68 н.
- ^ Getachew Mekonnen Hasen, Wollo, Yager Dibab (Аддис-Абеба: Nigd Matemiya Bet, 1992), стр. 28–29
- ^ Селассие, Сергей (1972). Древняя и средневековая история Эфиопии до 1270 года . п. 290.
- ^ Туффа, Цегайе. Динамика Тулама Оромо в истории непрерывности и перемен, ок. 1700–1880-е годы (PDF) . Университет Южной Африки. стр. 100-1 209–210.
- ^ Анкобар . Эфиопская энциклопедия.
- ^ Бадж, История Эфиопии: Нубия и Абиссиния , 1928 (Остерхаут, Нидерланды: Антропологические публикации, 1970), стр. 285.
- ^ Таддессе, Церковь и государство , стр. 126f.
- ^ Таддессе, Церковь и государство , стр. 69 и далее.
- ^ Пол Б. Хенце, Слои времени, История Эфиопии (Нью-Йорк: Palgrave, 2000), стр. 59.
- ^ «Местная история в Эфиопии». Архивировано 19 декабря 2008 г. на веб-сайте Wayback Machine, Институт Северной Африки (по состоянию на 28 января 2008 г.).