Jump to content

Местный Амлак

  • Местный Амлак
  • Якуно Бог
Современный портрет Екуно Амлака из церкви Геннета Марьям, Лалибела. [1]
Император Эфиопии
Царствование 10 августа 1270 г. - 19 июня 1285 г.
Преемник Ягбеу Сейон [2]
Рожденный 1250-е годы
Бете Амхара
Умер 19 июня 1285 г.
Эфиопская империя
Царственное имя
Тасфа Иясус
Династия Дом Соломона
Отец Тасфа Иясус
Религия Эфиопская Православная Церковь

Йекуно Амлак ( Геэз : Йекуно Амлак); тронное имя Тесфа Иясус (Иисус Надежда; умер 19 июня 1285 г.) был императором Эфиопии , [3] с 1270 по 1285 год и основатель династии Соломоновых островов , просуществовавшей до 1974 года. [4] Он был правителем из Бете-Амхары (в некоторых частях современного Волло и северной Шевы ), который стал императором Эфиопии после поражения последнего короля Загве . [5]

Истоки и приход к власти

[ редактировать ]
Несовременный портрет императора Екуно Амлака 17 века.

Екуно Амлак происходил из древней семьи Амхара . [6] [7] [8] В более поздних средневековых текстах, написанных в поддержку его династии, утверждалось, что он был прямым потомком по мужской линии бывшего царского дома Аксумского королевства , который, как утверждалось, сам происходил от библейского царя Соломона . Однако нет никаких достоверных исторических свидетельств такого происхождения или того, что аксумские цари когда-либо заявляли о своем происхождении от Соломона. Тем не менее, эти утверждения легли в основу утверждений его династии о том, что Екуно Амлак «восстановил» династию Соломоновых Островов на эфиопском троне, свергнув последнего из царей Загве в 1270 году. Династия Загве, которая сменила аксумский королевский дом на несколько столетий. ранее изображались как «неизраильские» узурпаторы. [9] [10] Потомки Екуно Амлака, эфиопские императоры династии Соломоновых, продолжали распространять этот миф о происхождении до 20-го века, когда заявленное происхождение династии от Соломона было закреплено в конституции Эфиопии 1955 года . [11]

Екуно Амлак был местным правителем Гешена и Амбаселя в районе озера Айк . [12] [13] где он получил образование в на озере Айк монастыре Истифанос . В более поздних средневековых агиографиях говорится, что Текле Хайманот вырастил и дал ему образование, помогая ему свергнуть последнего короля династии Загве. Однако в более ранних житиях утверждается, что именно Иясус Моа , настоятель монастыря Истифанос недалеко от Амбаселя, помог ему достичь власти. GWB Хантингфорд объясняет это несоответствие, указывая, что Истифанос когда-то был главным монастырем Эфиопии, но Дебре Либанос Текле Хайманота в конечном итоге затмил Истифаноса, и со времен правления Амды Сейона стало традицией назначать настоятеля Дебре Либанос Ичеге , или светского главы. Эфиопской церкви . Однако ни одна из этих традиций не современна ни одному из участвующих в ней людей. [14]

Была также история, рассказанная как в «Жизни Иясуса Моа», так и в «Беэла нагастат» , о том, как слышали, как петух пророчествовал возле дома Якуно Амлака в течение трех месяцев, что тот, кто съест его голову, будет король. Затем король приказал убить и приготовить птицу, но повар выбросил голову петуха, которую съел Екуно Амлак, и таким образом стал правителем Эфиопии. Ученые указали на сходство этой легенды с легендой о первом царе Каффы , который также узнал от таинственного голоса, что съедание головы некоего петуха сделает его королем, а также с эфиопской Машафой дорхо или « Книгой Петуха». «, в котором рассказывается история о приготовленном петухе, подаренном Христу на Тайной вечере , который вернулся к жизни. [15]

Традиционная история далее сообщает, что Екуно Амлак был заключен в тюрьму королем Загве За-Илмакнуном («неизвестный, скрытый») на горе Малот, но ему удалось бежать. Он собрал поддержку в провинциях Амхара и в Шеве , получив значительную помощь от мусульманского султаната Шева с армией последователей, разбил короля Загве в битве при Ансате . [16] Таддессе Тамрат утверждал, что этим царем был Йетбарак , но из-за местной формы дамнатио мемориае его имя было удалено из официальных записей. [17] Более поздний летописец истории Волло , Гетачев Меконнен Хасен, утверждает, что последним королем Загве, свергнутым Йекуно Амлаком, был Наакуэто Лааб . [18]

Царствование

[ редактировать ]
Церковь Геннета Марьям, которая, как традиционно считается, была построена Екуно Амлаком.

, взял имя своего отца в качестве своего тронного имени Екуно Амлак, став императором Эфиопии и, как говорят, вел кампанию против королевства Дамот , расположенного к югу от реки Аббай . Согласно арабским текстам, найденным в Хараре , свергнутый Дил Марра из султаната Шева в 1279 году успешно обратился к Екуно Амлаку с просьбой восстановить свое правление. [19] Благодаря дружеским отношениям Екуно Амлака с эмирами Харара он основал Анкобер , альтернативную столицу недалеко от их княжества. [20] [21]

Записанная история дает больше уверенности в его отношениях с другими странами. Например, Э.А. Уоллис Бадж утверждает, что Йекуно Амлак не только обменивался письмами с византийским императором Михаилом VIII , но и отправил ему в подарок несколько жирафов. [22] Поначалу его общение с соседями -мусульманами было дружеским; однако его попытки получить Абуна для Эфиопской православной церкви обострили эти отношения. Сохранилось письмо, которое он написал египетскому мамлюкскому султану Байбарсу , который был сюзереном Александрийского патриарха (конечного главы эфиопской церкви), за его помощь новому Абуне в 1273 году; в письме предполагается, что это была не первая его просьба. он обвинил во вмешательстве султана Йемена , Каир который помешал продвижению его посланника в Когда один из них не прибыл , . [23]

Таддессе Тамрат интерпретирует намек сына Екуно Амлака на сирийских священников при царском дворе как результат отсутствия внимания со стороны Патриарха. Таддессе также отмечает, что примерно в это время патриархи Александрии и Антиохии боролись за контроль над назначением епископа Иерусалима , что до этого было прерогативой Антиохийского Патриарха. Одним из шагов в этом споре стало назначение патриархом Игнатием IV Йешу эфиопского паломника Абуной. Этот паломник никогда не пытался занять этот пост в Эфиопии, но, как утверждает Таддессе Тамрат, отсутствие коптских епископов вынудило Екуно Амлака полагаться на сирийских партизан, прибывших в его королевство. [24]

Йекуно Амлаку приписывают строительство церкви Геннете Марьям недалеко от Лалибелы , в которой хранятся самые ранние из сохранившихся датируемых настенных росписей в Эфиопии. [25]

Его потомок, император Баэда Марьям I, приказал повторно похоронить тело Екуно Амлака в церкви Атронса Марьям . [26]

  1. ^ Гейтс, Генри Луи; Акьемпонг, Эммануэль; Нивен, Стивен Дж. (2012). Словарь африканской биографии . Том. 6. Издательство Оксфордского университета. стр. 204–205. ISBN  978-0-19-538207-5 .
  2. ^ Стюарт Манро-Хей (2002). Эфиопия: неизведанная земля . ИБ Таурис. п. 24.
  3. ^ В эфиопском календаре 10 Сене и 16 Нехасе соответственно. А.К. Ирвин, «Обзор: различные сборники гимнов Нагш в эфиопской литературе и их вклад». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . Школа восточных и африканских исследований, 1985.
  4. ^ Абир, Мордехай (2013). Эфиопия и Красное море: взлет и упадок Соломоновой династии и соперничество мусульманских европейцев в регионе . Тейлор и Фрэнсис. п. 43. ИСБН  978-1-136-28090-0 .
  5. ^ Феша, Йонатан Тесфай (2016). Этническое разнообразие и федерализм: разработка конституции в Южной Африке и Эфиопии . Рутледж. п. 153. ИСБН  978-1-317-14098-6 .
  6. ^ Тримингем, Дж. Спенсер (2013). Ислам в Эфиопии Рутледж. п. 57. ИСБН  978-1136970221 .
  7. ^ Олусога, Дэвид (2021). Книга черной истории: простое объяснение больших идей . Дорлинг Киндерсли Лтд. 172. ИСБН  978-0241555620 .
  8. ^ Шинн, Дэвид Х .; Офкански, Томас П. (2013). Исторический словарь Эфиопии . Пугало Пресс. п. 5. ISBN  978-0810874572 .
  9. ^ Каплан, Стивен (2017). «Династия Соломоновых» . В Бауси, Алессандро; Эпплярд, Дэвид Л.; Улиг, Зигберт; Каплан, Стивен; Хан, Вольфганг (ред.). Эфиопия: история, культура и проблемы . Издательство Мичиганского государственного университета. п. 111. ИСБН  978-3-643-90892-6 .
  10. ^ Берни, Калифорния; Ринг, Труди, ред. (2014). «Аксум» . Международный словарь исторических мест: Ближний Восток и Африка . Том. 4. Рутледж. стр. 32–34. ISBN  978-1-134-25986-1 .
  11. ^ Витаковский, Витольд; Балицка-Витаковска, Ева (2013). «Соломон в эфиопской традиции» . В Верхейдене, Йозеф (ред.). Фигура Соломона в еврейской, христианской и исламской традиции . Брилл. п. 221. ИСБН  978-90-04-24232-6 .
  12. ^ Тримингем, Дж. Спенсер (2013). Ислам в Эфиопии Рутледж. п. 57. ИСБН  978-1136970221 .
  13. ^ Дюпюи, Ричард Эрнест (1993). Энциклопедия военной истории Харпера: от 3500 г. до н.э. до наших дней . ХарперКоллинз. п. 428. ИСБН  978-0062700568 .
  14. ^ См. Хантингфорд, «Богатство королей и конец династии Заге» , Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , 28 (1965), стр. 2f.
  15. ^ Хантингфорд, «Богатство королей», стр. 4–6.
  16. ^ Оромо из Эфиопии с особым упором на регион Гибе (PDF) . п. 4.
  17. ^ Таддесс Тамрат, Церковь и государство в Эфиопии (Оксфорд: Clarendon Press, 1972), стр. 68 н.
  18. ^ Getachew Mekonnen Hasen, Wollo, Yager Dibab (Аддис-Абеба: Nigd Matemiya Bet, 1992), стр. 28–29
  19. ^ Селассие, Сергей (1972). Древняя и средневековая история Эфиопии до 1270 года . п. 290.
  20. ^ Туффа, Цегайе. Динамика Тулама Оромо в истории непрерывности и перемен, ок. 1700–1880-е годы (PDF) . Университет Южной Африки. стр. 100-1 209–210.
  21. ^ Анкобар . Эфиопская энциклопедия.
  22. ^ Бадж, История Эфиопии: Нубия и Абиссиния , 1928 (Остерхаут, Нидерланды: Антропологические публикации, 1970), стр. 285.
  23. ^ Таддессе, Церковь и государство , стр. 126f.
  24. ^ Таддессе, Церковь и государство , стр. 69 и далее.
  25. ^ Пол Б. Хенце, Слои времени, История Эфиопии (Нью-Йорк: Palgrave, 2000), стр. 59.
  26. ^ «Местная история в Эфиопии». Архивировано 19 декабря 2008 г. на веб-сайте Wayback Machine, Институт Северной Африки (по состоянию на 28 января 2008 г.).
Царственные титулы
Предшественник Император Эфиопии
1270–1285
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b137c3f7f3232e7481e9c8c06dce2c49__1721683500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/49/b137c3f7f3232e7481e9c8c06dce2c49.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yekuno Amlak - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)