Баеда Марьям I
Баеда Марьям I Первый император в руках Марьям | |
---|---|
Царствование | 26 августа 1468 г. - 8 ноября 1478 г. |
Предшественник | Зара Якоб |
Преемник | Александр |
Рожденный | 1448 Дебре Берхан , Эфиопская империя |
Умер | 8 ноября 1478 г. Эфиопская империя | ( 29–30 лет
Жены | |
Проблема | Александр Энкуа Исраэль [ 2 ] Теодор [ 2 ] Наод |
Династия | Дом Соломона |
Отец | Зара Якоб |
Мать | Сейон Могесс |
Религия | Эфиопское православие |
Баеда Марьям I ( геэз : በእደ ማርያም ; Bäˀəda Марьям, что означает «Тот, кто в руке Марии»; 1448 – 8 ноября 1478 г.) [ нужна ссылка ] ), иначе известный как Кириак [ 3 ] был императором Эфиопии с 1468 по 1478 год и членом династии Соломоновых . Его правление характеризовалось рядом военных кампаний, в первую очередь против народа Добеа , жившего вдоль западного откоса Эфиопского нагорья .
Ранние годы
[ редактировать ]Он родился в Дебре Берхане и был сыном Зары Якоб от Сейона Могесы. [ 4 ]
К концу жизни Зары Якоба император все больше убеждался в том, что члены его семьи замышляли заговор против него, и некоторых из них избил. Мать Баеды Марьям I умерла от этого жестокого обращения в 1462 году, и Баеда Марьям I тайно похоронил ее в церкви Макдеса Марьям, недалеко от Дебре Берхана, и пожертвовал благовония и другие подарки на поддержку церкви. Затем Зара Якоб направил свой гнев на Баеду Марьям I, пока члены Эфиопской православной церкви не устранили раскол между ними, и Зара Якоб публично не назначил Баеду Марьям I своим преемником. [ 5 ]
Царствование
[ редактировать ]После смерти собственной матери Баэда Марьям I дал Элени , жене своего отца, титул королевы-матери. Она оказалась эффективным членом королевской семьи, и Пол Б. Хенце отмечает, что она «была практически со-монархом» во время его правления. [ 6 ] Однако Эдвард Уллендорф отмечает, что Баэда Марьям I не смог удержать обширную империю, оставленную ему его отцом: «Некоторые из недавно завоеванных отдаленных провинций начали проявлять беспокойство; феодалы, которых Зара Якоб лишь на мгновение привел к себе, под центральным контролем восстановили свою региональную власть, а высшее духовенство вернулось к некоторым устаревшим образам поведения и церковной организации; [ 7 ]
Император Баэда Марьям I провел кампанию против Добеа в начале своего правления, но они бежали со своим скотом и верблюдами, и он не смог выследить ни одного из них. Впоследствии он сам приехал в этот район, но добеа узнали его издалека и смогли бежать, поскольку их имущество уже было эвакуировано. В этот момент «Данкале», правитель Данакиля (более известного как Афар ) , предложил вмешаться и помочь в кампании Императора. Он послал императору лошадь, мула, нагруженного финиками, щит и два копья, чтобы показать свою поддержку, а также сообщение, в котором говорилось: «Я разбил свой лагерь, о мой господин, с намерением остановить этих людей. Если они ваши враги, я не пропущу их и схвачу их». Баэда Марьям снова послал своих людей против Добеа, но его люди потерпели поражение и понесли тяжелые потери. К этому моменту Баэда Марьям пришел в ярость, критикуя своих солдат за нападение без приказа и заявляя о своей решимости оставаться в стране Добеа до тех пор, пока он не подчинит страну до такой степени, что он сможет сеять там зерно, а его лошади смогут есть его. обрезать. [ 8 ]
Затем император отправил Яна Зега , гарада (губернатора) Бале , в кампанию в районе Гама , где гарад был убит. Холера (или какая-то другая эпидемия ) вспыхнула среди его людей, что еще больше угнетало его, что привело к его отступлению в Тыграй . Там он призвал один из своих лучших боевых полков, Ян Амора («Королевский орел»), в честь которого были названы субпровинция и вореда , жаждавшие участвовать в походе. Двенадцать вождей Добеа узнали о готовящейся новой атаке и начали бежать в разных направлениях в низины Адаля со своими женщинами, детьми и скотом, с имуществом, нагруженным на верблюдов и других вьючных животных. Однако император узнал об их планах и начал новую кампанию против Добеаса, отправив губернаторов Тыграя, Кеды и Дамота преследовать их. Эта новая кампания оказалась успешной, в результате чего было захвачено много скота и погибло множество добеа как в основной атаке, так и в последующем преследовании. [ 9 ]
После этого поражения многие добеа обратились в христианство и просили императора о помиловании. Император, в свою очередь, вернул их скот, дополнив его скотом из южных провинций Ведж и Генц , и разместил солдат в своей стране. Кроме того, во исполнение своего предыдущего заявления он построил в стране Добеа церковь, посвященную Деве Марии, и посадил в этом районе апельсиновые, лимонные деревья и виноградные лозы. Баэда Марьям вскоре вернулся в страну Добеа, назначал губернаторов и «регулировал социальное положение народа», а также поощрял празднование смерти Девы Марии каждый январь, по этому случаю он раздавал хлеб, телу. (пиво) и тедж (разновидность медового вина или медовухи ) для народа. Далее он приказал, чтобы добеа стали земледельцами, а не бандитами, и в последний раз покинул страну. [ 10 ]
Баэда Марьям I перенес свой двор в страну Гураге , используя ее как базу для кампаний в Даваро и Бэйл . Его постоянная кампания привела к заключению мирного договора с султаном Мухаммадом Адальским фалашей , сыном Бадлая ибн Саада ад-Дина , и использовал мир, который он принес на свои южные границы, для успешной кампании против своенравных на своих северных территориях. Но после смерти Мухаммеда война с Адалом вспыхнула снова.
Смерть
[ редактировать ]Баеда Марьям I умер в Абаси Вера Габайи от внезапной болезни, но был похоронен в гробнице в Атронса Марьям , церкви, которую он построил в районе между реками Абай и Джамма . [ 11 ] Эта церковь позже была известна своей картиной Марии и Христа художника Бранкалеона , венецианца, приехавшего жить в Эфиопию. Его могила позже была разрушена во время набега оромо в 1709 году, когда они разграбили церковь, поработили или убили всех присутствовавших людей и сбросили гроб Баэда Марьям I с близлежащих скал. [ 12 ] Исследователь Ричард Бертон записывает противоположную историю: на смертном одре Баэда Марьям I приказал похоронить его тело так, чтобы его лицо было обращено к Адалю, «на подчинение которого энергия десяти лет была потрачена напрасно». [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бадж, Э. А. Уоллис (1928). История Эфиопии: Нубия и Абиссиния (Том 1) . Лондон: Methuen & Co. 320.
- ^ Jump up to: а б с Бадж, Э. А. Уоллис (1928). История Эфиопии: Нубия и Абиссиния (Том 1) . Лондон: Methuen & Co. 319.
- ^ Бадж, Э. А. Уоллис (1928). История Эфиопии: Нубия и Абиссиния (Том 1) . Лондон: Methuen & Co. 312.
- ^ Его «Хроники» частично переведены Ричардом К. П. Панкхерстом, «Королевские хроники Эфиопии» (Аддис-Абеба: Oxford University Press, 1967).
- ^ Джеймс Брюс, Путешествие к истоку Нила (издание 1805 г.), том. 3, стр. 110f
- ^ Пол Б. Хенце, Слои времени, История Эфиопии (Нью-Йорк: Palgrave, 2000), стр.75.
- ^ Эдвард Уллендорф, Эфиопы: введение в страну и людей , второе издание (Лондон: Oxford University Press, 1960), стр. 70.
- ^ Ричард Панкхерст , Пограничье Эфиопии: Очерки региональной истории с древних времен до конца 18 века (Асмэра, Эритрея: Red Sea Press, 1997), стр. 106–7, 110.
- ^ Панкхерст, Эфиопское приграничье , стр. 110.
- ^ Панкхерст, Пограничье Эфиопии , стр.111.
- ^ GWB Хантингфорд, Историческая география Эфиопии с первого века нашей эры до 1704 года (Лондон: Британская академия, 1989), стр. 105
- ^ Э. А. Уоллис Бадж , История Эфиопии: Нубия и Абиссиния , 1928 (Остерхаут, Нидерланды: Антропологические публикации, 1970), стр. 313f.
- ^ Ричард Бертон, Первые шаги в Восточной Африке (Нью-Йорк: Praeger, 1966), стр. 179