Jump to content

Провинция Бале, Эфиопия

Координаты : 6 ° с.ш. 42 ° в.д.  / 6 ° с.ш. 42 ° в.д.  / 6; 42
Расположение Бэйла в Эфиопской империи
Горы Бэйл

Бале ( английский : Baalee; амхарский : باለ), также известный как Бали , — это название бывшего государства, расположенного в юго-восточной части современной Эфиопии . Он граничит с Даваро на севере, Хадией на западе и Адалом востоке на . [ 1 ] Однако границы Бале в средневековый период неясны — обычно он располагается вокруг реки Вабе-Шебелле , другой рекой, сформировавшей его границы, была река Вабе . В целом границы исторического Бале соответствовали современным районам Гоба , Синана - Диншо , Агарфа , Гасера ​​и Горо . [ 2 ] В 14 веке он располагался между Ифатом и зависимым от Соломоновых Островов государством Хадия . [ 3 ] Таддессе Тамрат расположен в Бале к югу от реки Шебелле , которая отделяла королевство от Даваро на севере и Адала на северо-востоке; [ 4 ] Ричард Панкхерст добавляет, что его южной границей была река Ганале Дорья . [ 5 ] Ульрих Браукэмпер после обсуждения доказательств заявляет, что эта бывшая зависимость «занимала территорию на северо-востоке провинции, которая позже была названа в ее честь, между горным хребтом Ургома и восточной излучиной Ваби ». [ 6 ]

Бэйл впервые упоминается во времена правления династии Загве и описывается как «таинственная провинция», граничащая с исламскими султанатами и провинциями Даваро и Шарха на севере, Адал на востоке и Хадия на западе. Наследственной династии, правившей Бэйлом, не существовало, но в провинции присутствовал ислам, о чем свидетельствуют арабские надписи 13 века, найденные в Бэйле. Согласно устным традициям, ислам был принесен в Бале мусульманским ученым по имени Шейх Хусейн из подклана Идинле маджабе Мурусаде хавийе, мигрировавшего из Мерки, прежде чем поселиться в Бале где-то в 12 или 13 веке. Считавшийся изолированной землей, Бэйл, тем не менее, был известен производством хлопка, хотя его южное расположение ограничивало его возможности для торговли. [ 7 ] Наряду с другими мусульманскими государствами в регионе, включая Даваро , Арабабни, Хадию , Ширку и Дару, Бэйл стал частью так называемой конфедерации Зейлы под властью султаната Шева , однако позже, на протяжении столетий, он оказался вовлеченным в перетягивание каната. война между растущей христианской Соломоновой династией и мусульманскими государствами региона. Историк Чихаб аль-Умари описал его размер как 20 дней пути на шесть дней пути, а его земли были более плодородными и с лучшим климатом, чем у его мусульманских соседей. У него была армия из 18 000 всадников и «много» пеших воинов. [ 8 ]

В 1332 году Бэйл был завоеван христианским королём империи Эфиопской Амде Сейоном . Последующая экспансия христианской Эфиопии привела к конфликту между соседними мусульманскими государствами и христианской империей, и приграничная провинция вскоре стала эпицентром этих конфликтов. Эфиопское правление Бэйла также предоставило форпост для совершения нападений на соседние государства, такие как Ифат и Адал. Из-за своего южного положения в империи, Бэйл находился под сильным давлением со стороны соседнего султаната Адал . Адаль смог завоевать Бэйл на короткий период в начале 15 века при Бадлае ибн Саад ад-Дине , но Бэйл был отбит христианская Эфиопия под властью императора Зара Якоба Вскоре после этого . Несмотря на свой периферийный статус, Бэйл оставался под контролем Эфиопии вплоть до начала 16 века, когда император Наод отразил набег лидера Адала по имени Адрух. Это правление также стало свидетелем восстания дворянина по имени Ванаг Джан, который принял ислам и убил много христиан, но в конечном итоге потерпел поражение. Таким образом, провинция осталась в составе империи, свидетельство ее христианской принадлежности можно увидеть в остатках высеченной в скале церкви недалеко от Быть . [ 9 ] [ 10 ]

Бэйл был первой территорией в Эфиопии, на которую Ахмад Грангн вторгся во время своего завоевания Эфиопии. Перед его основными походами в высокогорье одной из его первых экспедиций был набег на Бэйл, который к тому времени в значительной степени стал христианской провинцией. сообщает, что , находясь в Бэйле, Футух аль-Хабаса его люди захватили много добычи, разграбили провинцию и «превратили ее в пепел». Губернатор Бэйла, узнав, что его провинция подвергается разорению, приказал всем жителям собраться против захватчиков, однако «шарифы и арабы, жившие в Бэйле», приветствовали имама и преподнесли ему подарки. Разгромив губернатора, Ахмад покинул провинцию, взяв с собой наложницу по имени Хаджира. Несмотря на эту победу, Бэйл продолжал оставаться непобежденным и принимал активное участие в защите других провинций. В Антокье армия Бэйла под командованием дворянина Аддали устроила засаду на силы адалитов, нанеся тяжелые потери. В ответ имам использовал импортную пушку и ряд арабских наемников, в том числе опытных лучников из Марокко , которое легко обратило армию Бэйла в бегство. К 1531 году Бэйл все еще был непокорен, а его жители по большей части не обратились. Это побудило имама послать армию, состоящую в основном из недавних новообращенных, чтобы подчинить непокорную провинцию. Аддали также мобилизовал свою армию для битвы, и за этим последовало одно из самых кровопролитных сражений войны — битва при Бали . Две армии сражались храбро и яростно, пока Аддали не был убит. После этого имам приказал победившему полководцу забрать пятую часть жен и детей вельмож, а остальных отдать своим солдатам. Затем летописец сообщает, что «все жители Бали, большие и малые, приняли ислам». [ 11 ] [ 12 ]

Вскоре Бэйл попал под сильное давление со стороны экспансии оромо . По словам Бахрея, оромо начали вторгаться в Бэйл под руководством Мудана Гада (1530-1538). [ 13 ] Мусульманский губернатор провинции Умар переехал в северные части провинции, чтобы избежать любой конфронтации с оромо , что позволило им занять большую часть южной и центральной частей провинции. Мануэль де Алмейда отмечает, что эта территория была занята оромо без особых трудностей, поскольку земля представляла собой в основном плоские низменные равнины, что идеально подходило для экспансии кочевого народа. Сарса Денгель во время своей успешной кампании против правителя Харара продвигался как далеко до Шабелле, но оромо тем временем мигрировали дальше на север. Хотя в «Королевских хрониках императора Сусениоса» сообщается, что Дагано, губернатор Бэйла, отдал дань уважения императору Якобу , Браукэмпер заключает, что «из всей исторической ситуации претензии Эфиопии на суверенитет позднее в семнадцатом веке были чисто теоретическими». [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]

Исламизация оромо в Бале началась в 18 веке, когда, согласно устным преданиям, шейх Мухаммад Тилма Тиамо приехал из Харара в Бэйл после того, как ему приснился сон, в котором шейх Хусейн призвал его распространять ислам среди жителей Бале и возродить ислам. Храм шейха Хусиена. Шейх Аббас, этнический аргобба , также прибыл к святыне после того, как увидел во сне шейха Хусиана. Шейх Мухаммад и его потомки со временем стали лидерами святыни, а шейх Аббас и его потомки остались на должности заместителя, но сыграли ключевую роль в обращении местных жителей в ислам. Исламизация Бэйла усилилась после жесткой политики императора Йоханнеса IV в отношении мусульман Эфиопии, которая побудила многих из них бежать в Бэйл. Однако более важным была непосредственная близость к эмирату Харар . Эмир Абд-Шакур инициировал стратегию преобразования местных оромо вокруг Харара . В конце концов он заказал строительство мечети в этом регионе. [ 17 ] [ 18 ]

Бэйл был окончательно включен в состав Эфиопии во время завоеваний Менелика II , до этого Бэйл был частью Арсиланда, против которого вел кампанию Дарге Сахле Селассие . Арси потерпели поражение в 1886 году в битве при Азуле , но Дарге не вступал в Бэйл до 1891 года. Несмотря на ожесточенное сопротивление в Арси, жители Бэйла были быстро усмирены с минимальным сопротивлением, поскольку завоевание было в основном достигнуто дипломатическими средствами. Затем Дарге основал новую штаб-квартиру провинции в Гобе и передал пост губернатора своему сыну Расу Асфау. Провинция была разделена на четыре округа, сосредоточенных вокруг гарнизонных городов Гоба , Додола , Гинир и Доло , где Шеван Амхара офицерам ( нефтенья ) были пожалованы поместья, а местных оромо и сомалийских скотоводов превратили в арендаторов и заставили платить им дань. [ 19 ]

Начиная с 1963 года, Вако Гуту возглавил восстание , которое в какой-то момент охватило весь Бэйл. Эфиопские военные не смогли подавить его до 1969 года. Вако Гуту не сдался до февраля следующего года, а затем получил комиссию в эфиопской армии. [ 20 ]

С принятием конституции в 1995 году бывшая провинция Бале была разделена между новообразованными регионами Оромия и Сомали в Эфиопии. [ нужна ссылка ]

Топография

[ редактировать ]
Густой лесной покров в национальном парке Бэйл-Маунтин

Засушливые равнины, высокогорные плато, леса и горные хребты — все это часть разнообразной топографии Бэйла. Здесь существует множество климатов и экосистем, которые производят широкий спектр флоры и фауны , включая многочисленные эндемичные виды. Река Вабе-Шебелле, которая отмечает северную границу Бэйла, образовала множество глубоких каньонов, которые служат физическими барьерами для окружающих регионов. Бале отделен от южных регионов Гуджи и Борана рекой Хенале, которая является частью южной границы. Другие важные реки в этом районе включают Вейб, Вельмель и Думал. [ 21 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ислам, этническая принадлежность и конфликты в Эфиопии , Терье Остебё, стр. 52
  2. ^ Остебё, Терье (2012). Джон Ханвик; Рюдигер Зеземанн; Кнут Викор (ред.). Локализация салафизма: религиозные изменения среди мусульман-оромо в Бале, Эфиопия . Ислам в Африке. Том 12. ОЧКИ. стр. 58. ISBN  978-9004184787 .
  3. ^ Браукампер, Ульрих; Браукэмпер, Ульрих (2002). Исламская история и культура в Южной Эфиопии: Сборник очерков . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 135. ИСБН  9783825856717 .
  4. ^ Таддесс Тамрат, Церковь и государство в Эфиопии (1270-1527) (Оксфорд: Clarendon Press, 1972), стр. 142 н. 1.
  5. ^ Панкхерст, Пограничье Эфиопии (Лоуренсвилл: Red Sea Press, 1997), стр. 71
  6. ^ Браукэмпер, Исламская история и культура в Южной Эфиопии: Сборник эссе (Гамбург: Lit Verlag, 2002), стр. 82
  7. ^ Остебё, Терье (2012). Джон Ханвик; Рюдигер Зеземанн; Кнут Викор (ред.). Локализация салафизма: религиозные изменения среди мусульман-оромо в Бале, Эфиопия . Ислам в Африке. Том 12. ОЧКИ. стр. 51. ISBN  978-9004184787 .
  8. ^ GWB Хантингфорд, Славные победы Амеды Сейона, короля Эфиопии (Оксфорд: University Press, 1965), стр. 21.
  9. ^ Бахиру, Амаре (2017). История христианства в Бэйле, ок. 1890 - 1991 . Джимма, Эфиопия: Университет Джиммы. стр. 100-1 12–14.
  10. ^ Панкхерст, Ричард (1997). Очерки региональной истории эфиопского приграничья с древнейших времен до конца XVIII века . Красное Море Пресс. п. 135. ИСБН  9780932415196 .
  11. ^ Панкхерст, Ричард (1997). Очерки региональной истории эфиопского приграничья с древнейших времен до конца XVIII века . Красное Море Пресс. п. 198. ИСБН  9780932415196 .
  12. ^ Эта кампания описана в книге Сихаб ад-Дин Ахмад бин Абд аль-Кадер, Футух аль-Хабаса: Завоевание Эфиопии , перевод Пола Лестера Стенхауса с аннотациями Ричарда Панкхерста (Голливуд: Цехай, 2003), стр. 105- 122.
  13. ^ Мохаммед Хассен, Оромо Эфиопии: История 1570-1860 (Трентон: Red Sea Press, 1994), стр.
  14. ^ Браукэмпер, Исламская история , стр. 80
  15. ^ Панкхерст, Ричард (1997). Очерки региональной истории эфиопского приграничья с древнейших времен до конца XVIII века . Красное Море Пресс. п. 198. ИСБН  9780932415196 .
  16. ^ Остебё, Терье (2012). Джон Ханвик; Рюдигер Зеземанн; Кнут Викор (ред.). Локализация салафизма: религиозные изменения среди мусульман-оромо в Бале, Эфиопия . Ислам в Африке. Том 12. ОЧКИ. стр. 62. ISBN  978-9004184787 .
  17. ^ История Харара (PDF) . Туризм в Хараре. п. 304.
  18. ^ Остебё, Терье (2012). Джон Ханвик; Рюдигер Зеземанн; Кнут Викор (ред.). Локализация салафизма: религиозные изменения среди мусульман-оромо в Бале, Эфиопия . Ислам в Африке. Том 12. ОЧКИ. стр. 65. ISBN  978-9004184787 .
  19. ^ Остебё, Терье (2012). Джон Ханвик; Рюдигер Зеземанн; Кнут Викор (ред.). Локализация салафизма: религиозные изменения среди мусульман-оромо в Бале, Эфиопия . Ислам в Африке. Том 12. ОЧКИ. стр. 78. ISBN  978-9004184787 .
  20. ^ Пол Б. Хенце, Слои времени: История Эфиопии (Нью-Йорк: Palgrave, 2000), стр. 263f.
  21. ^ Остебо, Терье (2020). Ислам, этническая принадлежность и конфликт в Эфиопии: восстание Бэйла, 1963-1970 гг . Кембридж, Великобритания. ISBN  978-1-108-83968-6 . OCLC   1151886130 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )

6 ° с.ш. 42 ° в.д.  / 6 ° с.ш. 42 ° в.д.  / 6; 42

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ea77eac4a362748c56fae099c1823d6a__1720718400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/6a/ea77eac4a362748c56fae099c1823d6a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bale Province, Ethiopia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)